Автор:
Бурцева Саргылана Владимировна
Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Как заставить учеников слушать на уроке?
С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний?
Вот здесь на помощь приходит игра. У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика у самих учеников, родятся новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей, и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Она способствует развитию любознательности, помогает формированию у подростков воли, настойчивости и стремления к научному поиску, активизирует внимание и память.
«Игра - это искра, зажигающая в детях огонек пытливости», - писал выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский. Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль.
Статья:«Использование игровой технологии
на уроках русского языка»
Выполнила: Бурцева Саргылана
Владимировна,
учитель русского
языка и
литературы
МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
Усть-Алданского р-на
Республики Саха (Якутия)
2012 г.
Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Как заставить учеников слушать на уроке?
С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний?
Вот здесь на помощь приходит игра. У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика у самих учеников, родятся новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей, и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Она способствует развитию любознательности, помогает формированию у подростков воли, настойчивости и стремления к научному поиску, активизирует внимание и память.
«Игра - это искра, зажигающая в детях огонек пытливости», - писал выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский. Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль.
Я часто обращаюсь к игре на уроках русского языка в 5-8 классах. В процессе работы, используя традиционные игры, я наполняю их учебным материалом, каждый способствует расширению словарного запаса учащихся, помогает углубить знания по предмету.
Игра - ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы
и даже раздела учебного предмета. - Как элементы более обширной технологии.
- В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения и контроля). - Как технология внеклассной работы.
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры.
При подборе и разработке игр мы исходим из основных закономерностей обучения. Назовем главную из них. Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой. Учитывая эту закономерность, мы разработали и отобрали игры с учетом разнообразных видов деятельности ученика.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей.
Игры, направленные на влияния богатств, заключенных в слове служат обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности.
Цель моей работы - повысить эффективность урока, активизировать познавательную деятельность и развить творческие способности учащихся. Отсюда вытекают следующие задачи:
- развить внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать,
сопоставлять; - находить аналогии воображения, фантазии творческих способностей,
рефлексии; - умение находить оптимальные решения;
- развить мотивации учебной деятельности;
- развить умение общаться.
Игровые моменты на уроках используются учителями постоянно, так как при использовании игр повышается интерес детей к учебному процессу, обогащается словарный запас, активизируется учебная деятельность. Но это происходило стихийно, бессистемно.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы выбрало данную технологию, и с 2006 года работаем над поэтапным внедрением этой технологии в учебный процесс.
Я разработала адаптированную программу. Для этого изучала и прорабатывала литературу, автором которой является Селевко Г., составила календарно- тематический план, разработала уроки по игровой технологии, разработала дидактические игры по отдельным разделам, как «Лексика», «Орфография», «Морфология», и апробировала это на уроках.
Разработанная мною программа дает представление о том, как можно распределить материал по темам, какую последовательность изучения избрать, как можно использовать игровую деятельность в качестве урока или его части, как элементы игровой технологии, чтобы в результате работ
у учащихся укрепилась нацеленность на самоутверждение в обществе, ориентация на речевую деятельность.
Вот несколько игр, которые применяю на уроках и которые наиболее любимы учащимися. Ребусы помогают всмотреться в слова, увидеть в них новое, неожиданное. Шарады - интересно не отгадывание, а составление шарад. Логогриф - это уже сложный вид шарады. Кроссворд - работа становится творческой, если самим ребятам предложить составлять кроссворды. Аукцион - слова из слова - нацелен на обогащение словарного запаса школьников. Анаграммы - игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству. Метаграммы - это слова, отличающиеся друг от друга, одной или несколькими буквами. Забавная игра - бестолковый словарь. Школьники находят в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в бестолковый словарь. Отгадай слово - игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, где команды предлагают загадки друг другу. Палиндромы-школьники соревнуются, кто приведет больше слов-палиндромов, а если удастся, сочинят предложения-палиндромы и даже «рачьи стихи». Буриме-игра развивает ассоциативное образное мышление, языковую интуицию. «Эхо» - развивает чувства ритма, внимания детей, класс повторяет ритм, заданный хлопками учителя. «Третий лишний», «Игры со стихами», «Угадай строчку», «Рифмы».
Игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове. Они служат обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности. Их можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела: «Лексика», «Орфография», «Морфология». А также на уроках словесности по темам: «Что такое слово», «Богатство лексики русского языка», «Прямое и переносное значение слова».
К примеру, возьмем 5 класс. При изучении раздела «Лексика» можно провести урок повторение в форме игры-сказки. После изучения словарей проводится обобщающий урок «В гостях у Словарей», еще можно провести Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
На основе проведенных уроков провела диагностику. Результаты оказались высокими. Проанализировав результаты обученности и качества успеваемости учащихся 5-х классов можно сделать следующие выводы:
- Обученность 5-х классов возросла с 93% до 100%.
- Качество успеваемости учащихся повышается:
5 «а» класса с 33% до 44%;
5 «б» класса с 48% до 73%.
Сравнивая результаты обученности и качества успеваемости двух 5-х классов, можно сделать вывод о повышении показателей в классе, где проводятся уроки-игры, элементы игровой ситуации, уроки-соревнования.
5 «б» класс
5 «а» класс
Итак, игра на уроке - не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.
Таким образом, пришла к выводу, что игры:
- Повышают эффективность учебного процесса.
- Развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий
кругозор. - Расширяют и углубляют его познавательные интересы в учебной
деятельности. - Помогают учащимся быстрее осваивать знания, применять их на
практике, пользоваться ими в разных условиях.