Автор:
Поляков Виктор Николаевич
ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОМАШНИЙ МАСТЕР»
Программа разработана Поляковым В.Н. в целях приобщения детей к трудовой деятельности, развития способностей к социальной адаптации, обучения навыкам самостоятельной и творческой деятельности, формирования понятий о художественном и техническом творчестве. Программа включает в себя обучение работе с древесиной, металлом, художественному конструированию и моделированию, практическому применению начальных технических знаний.
Поляков В.Н.
Статья:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Темкинский Дом детского творчества
П Р О Г Р А М МА « ДОМАШНИЙ МАСТЕР»
Направление: Художественно- эстетическое
Возраст обучающихся: 7 - 17 лет
Сроки реализации : 3 года
Составитель: педагог дополнительного образования Поляков Виктор Николаевич
Ц Е Л И И З А Д А Ч И
1.- приобщение детей к трудовой деятельности
2 - развитие способности к социальной адаптации
3 -обучение навыкам самостоятельной и творческой деятельности
4 -формирование понятий о художественном и техническом творчестве
5 - обучение практическому применению полученных знаний
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Ежедневное планирование занятий
- Подготовка материалов и инструментов к занятию
- Подготовка литературы.
- Разработка наглядных пособий, технологических карт и т.д.
- Разработка творческих заданий
- Проведение открытых занятий объединения
- Самостоятельное изучение литературы по профилю
- Посещение курсов и семинаров.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА
- Участие в массовых мероприятиях ДДТ
- Проведение мероприятий в каникулярное время внутри творческого объединения
- Выставки работ воспитанников.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Индивидуальные беседы с родителями
- Приглашение родителей на занятия объединения и внеклассные мероприятия
- Привлечение родителей к обеспечению занятий необходимыми материалами
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция российского образования нацеливает образовательное
учреждение на подготовку разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразованию исамосовершенствованию.
Важную роль в решении этих задач принадлежит обучению по программе «Домашний мастер», рассчитанной на три года обучения — от игрушек и простейших поделок до сложных и практически значимых изделий из древесины и других материалов. Основная задача состоит в формировании положительной мотивации к освоению жизненно важных общетехнических знаний и умений, способов трудовой деятельности, привитии трудолюбия, овладении практическим применением знаний, полученных на занятиях.
Остановимся на особенностях и задачах обучения каждого из трех лет обучения по программе «Домашний мастер».
В первый год обучения, а это как правило, ученики младших классов, учащиеся знакомятся иовладевают навыками обращения с рабочим и измерительным инструментом (пила, рубанок, напильник и т.д.), а также учатся пользоваться измерительным и разметочным инструментом (линейка, угольник, рейсмус и т.п.).Учащиеся получают основные представления о работе с деревом, металлом, а также с электрическими цепями низкого напряжения На этой стадии обучения главная задача - обучить навыкам правильного и безопасного пользования инструментом и научиться правильно размечать задуманное изделие. Длязакрепления полученных знаний и умений используются как игровые моменты (загадки, кроссворды по тематике), так и рабочие (технологические карты).
На второй год обучения вниманию учащихся предлагаются изделия, требующие определенных навыков работы и большего времени на их изготовление: разделочные доски различной формы и назначения с элементами декоративной отделки, наборы дли кухни (деревянные лопатки, ложки, вилки), декоративные шкатулки из твердых пород дерева, и т.п.Воспитанники получают навыки ремонта и изготовления мебели.
Третий год занятий. Учащиеся начинают работать на токарных деревообрабатывающих станках, и связи с чем им становится доступным изготовление сложных изделий различного назначения и. формы с применением необходимых материалов не только из древесины. Учащиеся изготавливают не только точеные изделия (подсвечники, толкушки, деревянные чашки и ложки), но и комбинированные изделия бытового применения. Табуреты и столики сложной формы с точеными ножками и украшениями с инкрустацией шпоном ценных пород дерева (шахматный столик, шкатулка), люстры и настольные лампы с применением металлической фурнитуры, настольные игры и т.п. На всех стадиях обучения присутствуют как тематические игры, так и оценка обязательной практической значимости проделанной учащимися работы. Кроме занятий по тематическому плану, в зависимости от степени овладения необходимыми знаниями и умениями, по мере необходимости и потребности учащегося , используются индивидуальные занятия в зависимости от степени заинтересованности учащегося и широты его интересов.
Основные цели и задачи данного курса:
- приобщение детей к трудовой деятельности
- развитие способности к социальной адаптации
-обучение навыкам самостоятельной и творческой деятельности
-формирование понятий о художественном и техническом творчестве
- обучение практическому применению полученных знаний
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 группа
тема |
Кол. часов |
теория |
практика |
Вводное занятие. Техника безопасности |
3 |
3 |
|
Материалы и их свойства |
3 |
3 |
|
Моделирование и конструирование( общие понятия) |
6 |
3 |
3 |
Работа с древесиной и материалами на основе древесины |
48 |
3 |
45 |
Работа с металлом |
33 |
3 |
30 |
Работа с электрическими цепями низкого напряжения |
30 |
6 |
24 |
Комбинирование различных материалов |
48 |
3 |
45 |
Самостоятельная работа |
42 |
|
42 |
Итоговое занятие |
3 |
3 |
|
всего |
216 |
27 |
189 |
2 группа
тема |
Кол. часов |
теория |
практика |
Вводное занятие. Техника безопасности |
3 |
3 |
|
Материалы и их свойства |
3 |
3 |
|
Работа с деревом и материалами на основе дерева |
18 |
3 |
15 |
Основы ремонта и изготовления мебели |
48 |
3 |
45 |
Работа с металлом |
18 |
3 |
15 |
Работа с электрическими цепями низкого напряжения |
24 |
3 |
21 |
Работа с подручными материалами и комбинирование различных материалов |
99 |
3 |
96 |
Итоговое занятие |
3 |
3 |
|
всего |
216 |
24 |
192 |
3 группа
тема |
Кол. часов |
теория |
практика |
Вводное занятие. Техника безопасности |
2 |
2 |
|
Свойства материалов и области их применения |
2 |
2 |
|
Художественная отделка различных изделий с использованием разнообразных материалов |
24 |
2 |
22 |
Работа с деревом |
48 |
2 |
46 |
Технические особенности конструирования, сборки и ремонта мебели |
18 |
2 |
16 |
Использование природного материала для изготовления мебели и декоративных изделий |
18 |
2 |
16 |
Садово- парковая мебель и малые архитектурные формы |
100 |
4 |
96 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
всего |
216 |
18 |
196 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 группа
1. Введение / 1 занятие/
Знакомство с группой. Ознакомление с программой курса. Выборы старосты группы. Знакомство с требованиями к воспитанникам ДДТ ( поведение в мастерской, техника безопасности при работе в мастерской , безопасное обращение с инструментами и материалами). Определение рабочих мест.
2. Материалы и их свойства /1 занятие/
Ознакомление детей с различными материалами: дерево, металл, фанера, древесно- стружечные плиты, пластик, пенопласт), рассказ об их свойствах, сходство и различие материалов, область их применения.
3. Моделирование и конструирование / 2 занятия/
Ознакомление с основами моделирования и конструирования различных материалов, основы построения разметки изделия, способы переноса рисунка на различные материалы.
4. Работа с древесиной и материалами на основе древесины /16 занятий/
Назначение и применение различных инструментов для обработки древесины, подготовка инструментов к работе, техника безопасности при работе с режущими инструментами, обучение приемам работы с лобзиком, ножовкой, выжигателем, резцом, рубанком. Способы соединения древесины. Изготовление различных изделий из древесных материалов.
5. Работа с металлом. / 11 занятий/
Основы работы и область применения металла в изготовлении изделий в быту. Инструменты для обработки металла: ножницы, зубило, напильники, сверла, фрезы. Техника безопасности при работе с металлом и инструментами для обработки металла. Обучение приемам работы с листовым металлом, способы его обработки: резка, сгиб, точение, рубка, клепка, шлифовка. Изготовление изделий из листового металла.
6. Работа с электрическими цепями низкого напряжения / 10 занятий/
Ознакомление с элементами сборки цепей низкого напряжения. Материалы и инструменты для работы с электричеством: батарейки, провода, лампы, электромоторчики. Применение электроцепей в изготовлении моделей и игрушек. Способы сборки электрических цепей: параллельные и последовательные. Подключение электрических потребителей в цепь. Способы зачистки проводов, пайка, скрутка, зажим. Распределительные коробки, выключатели, электролампочки, электромоторчики. Источники электрической энергии: батарейки, аккумуляторы. Сборка простейших электрических цепей, применение электрических компонентов в построении моделей.
7. Комбинирование различных материалов / 16 занятий/
Основы конструирование различных изделий с применением двух и более материалов. Специфика соединения неоднородных материалов. Способы соединения различных материалов исходя из их технических характеристик. Новые возможности в моделировании и конструировании с применением двух и более материалов. Усовершенствование и изменение эстетического вида ранее изготовленных изделий, добавление в них других материалов, комбинирование и замена некоторых деталей..
8. Самостоятельная работа. / 14 занятий/
Самостоятельная работа детей над выбранными изделиями с применением знаний и навыков обработки материалов, полученных на занятиях
9. Итоговое занятие / 1 занятие/
Оценка знаний и достижений учащихся за учебный год. Итоговая аттестация. Индивидуальное консультирование детей по самостоятельной работе в каникулярное время.
2 группа
- Вводное занятие / 1 занятие/
Знакомство с группой. Ознакомление с программой курса. Правила поведения в мастерской. Техника безопасности при работе с различными материалами , инструментами и оборудованием.
- Материалы и их свойства / 1 занятие/
Знакомство с материалами и их свойствами, техническими характеристиками, областью применения. Взаимозаменяемость материалов.
- Работа с деревом и материалами на основе дерева / 6 занятий/
Назначение и область применения различных инструментов и оборудования для обработки древесины. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и оборудованием. Совершенствование навыков обработки древесины ручным и электрическим инструментом. Инструменты и оборудование для художественной отделки древесины. Ознакомление, обучение и работа на токарном станке по дереву. Оборудование и инструменты для промышленной обработки древесины
- Основы ремонта и изготовления мебели /16 занятий/
Принципы изготовления мебели.Материалы для изготовления мебели. Основы ремонта мебели. Изготовление и замена испорченных элементов мебели. Способы соединения деталей мебели. Принципы конструирования простейшей мебели: лавки, табуреты, стулья, столы. Основы вырезания различных заготовок мебели, способы соединения заготовок в готовое изделие, художественная отделка готового изделия.
- Работа с металлом / 6 занятий/
Области применения металла и и изделий из металла. Инструменты для обработки металла. Чеканка.Использование металла в быту, защите металлических изделий от каррозии.Художественная обработка металла .
- Работа с электрическими цепями низкого напряжения / 8 занятий/
Источники электроэнергии. Техника безопасности при работе с электричеством. Электрические цепи в быту. Инструменты и оборудование для работы с электричеством. Принципы работы электрических приборов. Порядок и принципы сборки электрических цепей с подключением различных видов электропотребителей.
- Работа с подручными материалами и комбинирование различных материалов / 33 занятия/
Подручные материалы в конструировании и изготовлении различных изделий. Способы соединения материалов в зависимости от технических характеристик, материала и назначения изделий. Возможность конструирования мебели из подручных материалов. Комбинирование материалов при изготовлении изделий бытового назначения.
- Итоговое занятие / 1 занятие/
Оценка знаний и достижений учащихся за учебный год. Итоговая аттестация. Индивидуальное консультирование детей по самостоятельной работе в каникулярное время.
3 группа
- Вводное занятие / 1 занятие/
Ознакомление с программой курса. Правила поведения в мастерской. Техника безопасности при работе с режущим инструментом, при работе на токарном, фуговальном и циркулярном станках.
- Свойства материалов и область их применения. / 1 занятия/
Знакомство со свойствами и техническими характеристиками различных материалов, области их применения.
- Художественная отделка различных изделий с использованием разнообразных материалов / 12 занятий/
Отделка древесных материалов: шлифование, точение, строгание, выпиливание, морение, лакирование, выжигание, теснение резьба, окраска, антисептическая пропитка, противопожарная пропитка. Обработка и отделка металлических материалов:шлифовка, полировка, чеканка, окраска, защита от каррозии и ржавчины.
- Работа с деревом /24 занятия/
Ручные и электрические инструменты для обработки древесины. Станки для обработки древесины. Настройка, заточка инструмента и станков. Знакомство с промышленным оборудованием для обработки древесины. Работа на фуговальном станке. Работа на токарном станке. Работа на токарном станке. Закрепление навыков и приемов работы с ручным и электрическим деревообрабатывающим инструментом.
- Технические особенности конструирования,сборки и ремонта мебели /9 занятия/
Разновидности материалов для изготовления мебели. Способы восстановления поврежденных элементов мебели. Реставрация поврежденных лакированных покрытий мебели. Замена испорченных и пришедших в негодность элементов мебели. Особенности конструирования мебели, исходя из области ее применения. Конструирование мебели из дерева, древесных плит, пластмассы, металла и сочетание этих материалов в одном изделии.
- Использование природного материала для изготовления мебели и декоративных изделий. /9 занятий/
Особенности использования природных материалов для изготовления мебели и декоративных изделий: корней, стволов, капа и наростов. Способы крепления данных материалов в готовом изделии. Соединение природных элементов с использованием клея, шурупов, шипа, металла. Соединение в паз без применения дополнительных материалов. Отделка изделия из природного материала
- Садово- парковая мебель и малые архитектурные формы / 50занятий/
Особенности изготовления садово- парковой мебели и малых архитектурных форм. Материалы и инструменты при их изготовлении. Техника безопасности при работе с бензо- и электропилами. Особенности защиты изделий, эксплуатируемых на открытом воздухе. Построение чертежей и проектирование малых архитектурных форм. Самостоятельная разработка и изготовление садово- парковой мебели и малых архитектурных форм. Придание готовым изделиям эстетического вида. Использование морилки, акватекса, лака для отделки изделий. Технология их нанесения. Самостоятельная работа по ихготовлению садово- парковой мебели по выбранным образцам
- Итоговое занятие / 1 занятие/
Оценка знаний и достижений учащихся за учебный год. Итоговая аттестация. Индивидуальное консультирование детей по самостоятельной работе в каникулярное время.
ЛИТЕРАТУРА
- Э.К. Гульян «Учите детей мастерить»
М., Просвещение 2001 г.
2. И.Б. Борисов «Обработка древесины»
М., Феникс 1999 г
3. Э. В. Рихвк «Мастерим из древесины»
М., Просвещение 1988 г
4. ж. «Сделай сам»
5. ж. « Школа и производство»
6. ж. «Юный техник»
Программа итоговой аттестации ТО Домашний мастер
Цель итоговой аттестации:
- выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия результатам образовательных программ.
1 год обучения
1 Измерительный и разметочный инструмент
Вопросы к учащимся:
Как называются и для чего служат предметы изображенные на рисунках?
- Рабочий инструмент
вопросы 1)Для чего служит пила?
2) Какие бывают пилы ?
3)В чем назначение рубанка?
4)Для чего служит напильник?
5)Что можно делать молотком?
Программа итоговой аттестации объединения Домашний мастер
2 год обучения
Группа делится на бригады по 2-3 человека. Каждой бригаде выдается обрезная доска с размерами 800 *25*25мм .
- 1 и 2 бригады делают скамью по типу, изображенному на рисунке, самостоятельно решая задачи соединения ножек и сидения, их формы (скругления сидения ,вырезы ножек для облегчения конструкции и т.п.
- 3 и 4 бригады делают подвесную полку по типу ,изображенному на рисунке, самостоятельно решая задачи прочности изделия , способ крепления полки на стене, форму боковых стенок и т. п.
Оценивается прочность изделия, качество обработки, дизайн.
Программа итоговой аттестации объединения Домашний мастер
3 год обучения
Разработка технологической карты для изготовления декоративно–прикладных изделий из древесины.
Группа делится на 2 бригады по 2-3 человека. Каждой бригаде выдается по одному декоративно – прикладному изделию из древесины: шкатулка с элементами глухой резьбы и контейнер – держатель для кухонных ножей. Задача состоит в составлении технологической карты, т.е. последовательности операций изготовления изделия, начиная с заготовки. Оценивается полнота изложения последовательности операций и время ,затраченное на составление технологичесой карты.
ОБРАЗЕЦ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Рисунок, размеры, материал
|
|||
№ п/п |
Последовательность операций |
Эскиз (графическое изображение) |
Инструменты и приспособления |
|
|
|
|