Автор:
Демидова Елена Владимировна
Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»
для детей старшего дошкольного возраста.
Демидова Елена Владимировна, учитель-логопед, МКДОУ № 66 «Аистенок»,
г. Железногорск
Вашему вниманию предлагается многофункциональная дидактическая игра, составленная логопедом-практиком на основании многолетнего опыта работы в дошкольном образовательном учреждении. Игра составлена в соответствии с решением задач коррекционной логопедической работы, развивает наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память и речь. Ребёнок учится правильно произносить звуки речи, появляется возможность в игровой увлекательной форме воспитывать у детей интерес к звуку, как самостоятельной единице речи. Дидактическая игра является наиболее эффективным методом, помогающим преодолеть грамматические нарушения у дошкольников. Игра предназначена для логопедов, дефектологов, воспитателей ДОУ, родителей.
Автор-составитель: Е.В. Демидова
Статья:
Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»
для детей старшего дошкольного возраста.
Игра развивает наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, речь ребёнка. Играя, ребёнок учится правильно произносить звуки речи, рассуждать, принимать самостоятельные решения и обосновывать свой выбор.
В процессе игры у ребёнка появляется интерес к знаниям, вырабатываются навыки самоконтроля.
Методические рекомендации
- В игре могут участвовать от 2 до 5 детей.
- Дети играют с родителями или педагогами, которые выполняют роль ведущего, объясняя правила игры и рассказывая о каждом задании.
- Рекомендуется начинать игру с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.
- Рекомендуется поощрять не только удачные ответы, но и попытки детей преодолеть трудности.
- По усмотрению ведущего, используются жетоны для поощрения детей за правильные и осознанные ответы.
Вариант 1
Цель: автоматизация звуков речи в игровой форме.
Задачи:
- Автоматизация звука в изолированной позиции.
- Автоматизация звука на уровне слова.
- Автоматизация на уровне предложения.
Для игры потребуются 2 кубика. <рисунок 1> На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных), предметные картинки, сюжетные картинки.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем в кубики играть.
Ну, скажите поскорее.
Кто из вас - ребят умнее?
Ведущий объясняет первое задание и обсуждает ход действий с игроками. Участники поочерёдно бросают 2 кубика.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике изображением самолёта, то ребёнок должен правильно артикулируя 3 раза произнести звук [Р-Р-Р].
Если на одном из кубиков выпадает 5 кружков, а на другом кубике предметная картинка изображением ракеты, то ребёнок должен чётко, громко произнести слово «ракета» 5 раз.
Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике сюжетная картинка, то ребёнок должен составить предложение из 4 слов.
Вариант 2
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи:
- Согласование глаголов с существительными.
- Согласование прилагательных с существительными.
- Согласование числительных с существительными.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением кошки, то ребёнок должен припомнить 3 действия, ответив на вопрос:
«Что делает кошка?» Предполагаемые ответы: кошка играет, кошка лакает, кошка царапает.
Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике предметная картинка изображением яблока, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 признака яблока. Например: яблоко красное, яблоко вкусное.
Если на одном из кубиков выпадает 6 кружков, а на другом кубике предметная картинка с изображением куклы, то ребёнок должен посчитать от 1 до 6 со словом кукла: одна кукла, две куклы, три куклы…
Вариант
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- Упражнять детей в различении гласных, согласных звуков.
- Совершенствовать навыки припоминания слов на заданный звук.
- Совершенствование навыки синтеза предложений .
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике условное обозначение гласного звука - красный кружок (твёрдый согласный - синий кружок, мягкий согласный – зелёный кружок), то ребёнок должен припомнить 3 гласных звука, например: А, Ы, У.
Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике изображение буквы М, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 слова со звуком [м]. Например: гном, дом.
Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением машины, то ребёнок должен придумать предложение из 4 слов со словом машина. Например: машина везёт жёлтый песок.