Автор:
Морозова Людмила Валентиновна
АННОТАЦИЯ
Морозова Л.В.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье обобщен опыт работы по организации профессионально – трудового обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная подготовка обеспечивается предметами общепрофессионального и профессионального цикла, перечень которых и общее количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, определены в соответствии с современными требованиями к профессиям, типологическим, психофизиологическим особенностям, процессами формирования профессиональных знаний, навыков и общетрудовых умений у обучающихся.
Одним из важных направлений работы является адаптация и социализация выпускников в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума.
Статья:
Морозова Л.В.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Профессионально – трудовое обучение в коррекционных школах VIII вида – это более широкое понятие, чем получение новых профессиональных технологических и практических навыков. Эффективность профессионально – трудового обучения должна обеспечивать общее развитие личности. Развитие социальных навыков положительного отношения к труду составляет значительную часть профессионального обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе–интернате №4 (VIII вида) г. Мончегорска Мурманской области.
Индивидуально ориентированное профессиональное обучение увеличивает шансы найти работу людям с ограниченными возможностями здоровья и способствует их интеграции в общество. Эта задача осуществляется путем теоретического и практического обучения с выраженной направленностью на профессию и рабочее место. Именно предметно – практическая деятельность лежит в сфере познавательных интересов умственно отсталых школьников и является главным условием эффективности их обучения. Кроме того, индивидуальная мотивация является важной составляющей профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Соотношение профессионального обучения с индивидуальными возможностями школьников – важное условие обучения на всех уровнях. Изучение состояния трудовых способностей перед началом профессионального обучения в 5 – 6 классах позволяет предварительно определить доступный каждому обучающемуся вид труда (в последующие годы обучения такой вывод уточняется), а в дальнейшем целенаправленно и более эффективно проводить коррекционную работу.
Главное требование к изучению обучающихся – достоверность получаемых результатов. Она достигается путем параллельного изучения детей психологом и педагогами с последующим сопоставлением данных наблюдений, которые заносятся в специально разработанные карты.
Коррекция выполняется при одновременном воздействии на обучающегося всех специалистов. Например, учитель – дефектолог работает над производительностью на учебном материале, а психолог – на соматосенсорном уровне.
Опыт работы коррекционной школы – интерната №4 г. Мончегорска Мурманской области показывает, что учебный процесс организован в соответствии с современными дидактическими принципами, специальными методами обучения, педагогическими технологиями мониторинга качества подготовки. Непосредственно профессиональная подготовка включает два этапа: обучение в 5 – 9 классах и углубленная трудовая подготовка в 10 – 11 классах. Такой срок (8 лет) является минимально достаточным для получения большинством выпускников коррекционной школы профессионального образования. Некоторые обучающиеся не способны овладеть профессией и в этот срок. В настоящее время имеется возможность оставлять некоторых из них в наших производственных цехах, оформляя в качестве рабочих.
В школе работают столярная и обувная мастерские, швейный и переплетный цеха, учебное подсобное хозяйство. Мастерские и цеха оснащены современным оборудованием. Кроме того, организованы медицинская и психологическая службы. Профессиональная подготовка обеспечивается предметами общепрофессионального и профессионального цикла, перечень которых и общее количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, определены в соответствии с современными требованиями к профессиям, типологическим, психофизиологическим особенностям, процессами формирования профессиональных знаний, навыков и общетрудовых умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
После окончания профессионального обучения выпускники сдают экзамены и получают свидетельства об уровне квалификации государственного образца.
Обеспечение педагогов необходимой программно – методической и учебно – методической литературой с целью оптимального использования ее в учебном процессе для реализации дидактических и методических целей проводимых занятий является главным условием их профессионально – психологической компетентности. Особые требования предъявляются к вербальной педагогической деятельности учителя. Для достижения эффективной организации учебно – воспитательной работы педагогов, осуществляющих трудовое обучение, важным условием является создание личностно – мотивационной потребности в самообразовании.
Одним из важных направлений профессионально – трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья является организация взаимодействия с работодателями по подбору рабочих мест для трудоустройства обучающихся; организация взаимодействия со службой занятости по трудоустройству выпускников; работа с родителями обучающихся (консультирование и информирование). Таким образом, осуществляется и постоянно совершенствуется профориентационная работа на основе тесной связи с базовыми предприятиями и службами на рынке труда.
В целях воспитания трудолюбия, проведения профориентационной работы, формирования личности человека - труженика у обучающихся, воспитанников СКОШИ №4 в школе проводится традиционное мероприятие неделя труда «Труд в почете любой! Мир профессий большой!». В течение всей недели ежедневно проводится одно мероприятие, в перечень которых входят экскурсии по мастерским, «День рукоделия и творчества» - изготовление поделок с воспитателями, конкурс рисунков и сочинений о труде, книжные выставки и др. Неделю труда завершает общешкольное мероприятие, на котором подводятся итоги и проводится награждение.
Таким образом, адаптация и социализация выпускников школы – интерната VIII вида в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума идет успешно.