Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие технического мышления и общетрудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор:
Фролова Светлана Сергеевна

Аннотация:

Развитие  технического мышления и общетрудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

    Автор: №5944, Фролова Светлана Сергеевна, учитель профессионально-трудового обучения Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного  учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

 п. Светлополянск  Верхнекамского района Кировской области

 

Цель коррекционной школы - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе с развитыми трудовыми умениями и навыками (практическим интеллектом). Основная задача моделирования – формирование приёмов самостоятельного приобретения знаний обучающимися на основе учебно-инструкционных карт. А это является необходимым условием для кардинальных изменений характера мыслительной деятельности, что считаю  важным в работе с детьми с нарушением интеллекта и подготовкой их к жизни в социуме.

 

                                                  Подпись автора:______________ /Фролова С.С./

Статья:

Развитие  технического мышления и общетрудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

С.С.Фролова № 5944, учитель профессионально-трудового обучения, МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской обл..

 

 Целью профессионально– трудового бучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях различных отраслей народного хозяйства, преимущественно в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Для её достижения в процессе трудового обучения  решаются следующие задачи:

  • формирование доступных школьникам технических и технологических  знаний;
  • развитие у обучающихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться                                

в производственном задании, планировать последовательность

     действий, выполнять и контролировать ход работы;

  • обучение школьников профессиональным приёмам труда по выбранной

     специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

  • воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду

       и формирование необходимых в повседневной производственной

     деятельности качеств личности, чувства коллективизма, готовности помочь

     товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной  

      собственности.

  Профессионально-трудовая подготовка обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья базируется на общих принципах обучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, т.е. предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников. К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приёмами работы. Поэтому в моей практической работе намечены пути повышения  качества  работ учащихся,  эффективность  и результативность учебных  действий учащихся по самостоятельному  анализу, планированию, самоконтролю,  самооценке за счёт следующих направлений:

 1. Способствовать коррекции и развитию технического мышления через решение  технологических и  конструкторских  задач с использованием различных  методов и приёмов технического творчества.

 2. Способствовать увеличению объёма профессиональных знаний и общетрудовых  навыков через совершенствование умений интеллектуального характера.

 3. Внедрение процесса моделирования в учебный процесс с целью перехода от конкретной наглядности к изучению существенных отношений технических объектов и способов ориентации в них (предметно-технологические и инструкционные  карты).

 Основная задача моделирования заключается в формировании у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний. А это значит, необходимость кардинальных изменений характера мыслительной деятельности; что очень важно в  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и подготовкой их к самостоятельной жизни.

Что значит сформировать у   школьников учебную деятельность? Это значит:    

  • развивать устойчивую мотивацию;
  • умение выделять из изучаемого материала его главную сущность;
  • намечать пути познавательной деятельности;
  • знать её цель;
  • предвидеть все особенности решения проблемы, конечный результат;
  • контролировать и оценивать свою деятельность, отдельные её шаги и

     конечный результат;

  • формировать потребности и способности к рефлексивной  деятельности.

Хочу отметить существенные отличия учебного моделирования от обычной наглядности. Первый вид моделирования отражает предметную сторону учебной деятельности, а второй - оперативную сторону. Моя задача в реальной учебной деятельности эти две стороны совместить. А это всегда требует от учащихся активной познавательной деятельности, способствующей формированию устойчивой мотивации, умения выделить главное, существенное и, несомненно, формирование рефлексии.                                                                                                                 

       Учебную модель можно подразделить:

               а) статическая                    в) их  сочетание.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

               б) динамическая.

 

 В теоретическом обосновании работа опирается наидеи психологов таких  как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин.       

  А.Р. Лурия рассматривал понимание речи, как сложный путь активного  мышления. Он выделял три звена в структуре понимания речи:

            1. выделение точного значения отдельных слов

            2. усвоение синтаксических отношений, в которых эти слова выступают

            3. выделение общего смысла.

Данное учение А.Р.Лурии важно при работе с предметно-технологическими и  инструкционными картами. Чтобы понять текст необходимо расшифровать не  только значение отдельных слов или логико-грамматических предложений, из  которых состоит текст, т.е. расшифровать лингвистический  уровень структуры  текста, но выйти за пределы его языкового выражения,  работать на психологическом уровне его построения: понять связь его с внешней деятельностью  человека, с внешним предметным миром и тем самым проникнуть в смысл текста.

Теория П.А. Гальперина о поэтапном формировании умственных  действий:

    1. Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы деятельности.

    2. Материальное действие. Обучаемые выполняют задание, сверяя свои действия с ориентировочной основой деятельности.

    3. Этап высшей речи. После выполнения нескольких однотипных действий  необходимость обращаться к инструкции  отпадает,  учащиеся  проговаривают вслух ту операцию,  которую в  данный  момент выполняют.

                     4. Этап внутренней речи.

                     5. Этап автоматизированного действия.

 

Новизна.

 

   Одним из важнейших средство развития творческих возможностей у  детей с нарушением интеллекта является самостоятельное, а чаще всего под  руководством учителя решение проблемных задач. Постановка  проблемных задач, а особенно её решение является для учащихся  коррекционных  школ  самой сложной, поэтому создаётся только  ситуацию «удивления», когда:

 1. Обучающиеся сталкиваются с недостатками информации;

 2. Обучающиеся оказываются в ситуации выбора из имеющихся систем  знаний;

 3. Обучающиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний.

   Следовательно, ситуация «удивления» является одной из составляющих компонентов в следующих видах деятельности на уроках  швейного дела при решении:

-        конструкторских  задач

-        технологических задач

-        организационно – технических задач.

 

Конструкторские  задачи:

1.На усиление прочности и надёжности изделия.

       Пример: Каким швом шить нижнее бельё (мужские  трусы), постельное  бельё?

2.На выбор способа устранения вредного действия или явления.

       Пример: Использование проутюжильника при утюжке шерстяных тканей.

3.На определение оптимальной формы, числа  деталей, способа их крепления, выбор или замену материалов. Пример: Выбор материалов для конкретного изделия.

4.На внесение изменений, облегчающих и делающих более удобной эксплуатацию.

       Пример: Замена выреза пододеяльника щелью.

5.На внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия.   

      Пример: Реконструировать прихватку, сделав  её в два  раза больше.

6.На расширение или сужение параметров действия изделия.

       Пример: Увеличить длину ночной сорочки, рукавов.

 

Технологические  задачи:

 

1.На выбор рациональных способов раскладки и контроля.

        Пример: Раскладка сначала больших, а затем мелких деталей на ткани.

2.На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал и позволяющих выполнить очень трудные операции.

        Пример: Вырезание карманов, долевых обтачек по шаблону.

3.На выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал.

         Пример: Заготовка  мелких  деталей по цепочке.

4.На выбор технологии, позволяющей экономно использовать свои усилия.

         Пример: Определить минимальное количество операций при сборке.

5.На выбор технологии, позволяющей экономить время.

      Пример: Раскраивание парных  деталей, выполнение пояса накладным швом.

6.На выбор технологии, улучшающей качество изготовляемого изделия или  позволяющей выполнить очень трудные операции.

       Пример: Заготовка косой обтачки для криволинейного среза, закладывание     закруглённого среза кармана с помощью шаблона.

 

 

 

 

Организационно – технические  задачи:

 

1.На рациональную организацию труда в бригаде.

          Пример: Распределение работы при практическом  повторении.

2.На рационализацию рабочего места.

         Пример: Организация рабочего места утюжильщицы – стационарное 

                        закрепление (на  стене) подставки для утюга.

3.На расширение параметров использования инструмента без внесения в него существенных конструктивных изменений, не нарушая техники безопасности.

         Пример: Как построить прямоугольник с помощью линейки на чистом листе бумаги?  

                        Как разделить  прямой угол пополам?

4.На совершенствование трудовых приёмов.

         Пример: В каком направлении выполнять ручные работы? Как вырезать

                         деталь из бумаги и ткани?

  В техническом творчестве можно выделить методы и приёмы, которые необходимо учить как средству, с помощью которого ученики будут приобретать умения решать технические  задачи.

 

Методы.

 

 Метод аналогии. С помощью этого метода задачи решаются путём усмотрения  аналогичных ситуаций в природе, технике, обществе и других явлениях и использование  найденных аналогов для устранения противоречий, создаваемых проблемную ситуацию.  Пример: В технике шайба предупреждает раскручивание гайки. Так в швейном деле для

               усиления прочности пришивания пуговицы используют подпуговицу.

Метод эвристического комплекса. В основе лежит объединение технических объектов, их элементов, функций, операций.

Пример: Использование карандаша для вывёртывания мелких деталей, иглы – для

              выправления уголков  пояса.

Метод расчленения и редукции. Его сущность заключается в разделении традиционных объектов,  дифференциации их функций, упрощении и редукции элементов и операций.

 Пример: Разделение бригады на группы по видам деятельности (ручные, машинные, утюжильные), по форме организации труда (заготовка мелких деталей, сборка, отделка).

Метод  - стратегия семикратного поиска. Сущность заключается  в последовательном, систематическом и многократном применении различных таблиц, схем, алгоритмов и т.д..

Пример: Использование опорных схем, таблиц, предметно-технологических, операционных,  инструкционных карт.

Морфологический метод. В основу положен морфологический анализ, суть  которого  состоит в исследовании структурных связей и взаимоотношений между предметами, явлениями. Поиск решений технических задач осуществляется в несколько этапов:

-        точная формулировка задачи;

-        расчленение объекта (процесса, проблемы) на  важнейшие  функции;

-        независимое рассмотрение всех узлов и выбор для них решений;

-        анализ и оценка всех  возможных решений;

-        отбор для практического внедрения оптимального варианта.

  Пример: Поузловая обработка каждого швейного  изделия.

 

Приёмы.

 

Приём изменения размеров.

             Пример: Увеличить объект (шорты – брюки).

                            Уменьшить объект (ночная рубашка – пижамная сорочка).

Приём дробления. Разделить объект на самостоятельные части, сделать  объект  разборным, складным. Пример: Съёмный, отстегивающийся воротник на женской блузке.

Приём объединения. Объединить во времени однородные или смежные операции.

  Пример: Соединить две ручные операции (заметать) в одну при выполнении шва вподгибку

               с закрытым срезом.

Приём выделения. Отделить от объекта «мешающую» часть (свойство). Выделить единственную нужную часть (свойство).

  Пример: Определение необходимого этапа работы по предметно- технологической, 

                 инструкционной картам. 

Приём изменения формы. Перейти от прямолинейных объектов к криволинейным, от плоских к пространственным, от прямоугольных к круглым, от симметричных к асимметричным.

  Пример: Снятие мерок (от мерок обхватов фигуры человека к линиям на чертеже выкройки). Моделирование застёжки женского платья (от симметричной к асимметричной).

Приём  универсальности. Сделать объект, выполняющим несколько разных функций, чтобы отпала необходимость в других объектах.

    Пример: Элементы  предметно-технологической  карты можно использовать как динамические инструкционные.

Приём «обратить  вред  в  пользу». Используют  вредные факторы для получения положительного эффекта. Пример: Некачественная строчка (из-за  слабого  натяжения  ниток) применяется для выполнения сборок.

Приём смешивания. Предполагает объединение материалов и веществ.

 Пример: Использование различных материалов для отделки  изделий.

Приём изолирования. Суть его состоит в устранении или предупреждении нежелательного воздействия объекта, среды.  Пример: Применение  проутюжильника для утюжки изделий.

  Методическая ценность названных методов и приёмов определяется спецификой и сложностью решаемой задачи. Практически каждая из них может использоваться как для создания новых, более эффективных объектов, так и для  применения уже известных решений в изменившихся условиях.  

 

Сущность  опыта.

 

   В процессе обучения различаются модели объектов и модели  действия с  этими объектами. Модель объекта, изображённая на < Рисунок 1>, является моделью объектов, выполненных в графической форме. Эта модель - пример конкретной наглядности, не отражающей конструкцию, способ изготовления данного объекта. Использование таких моделей в учебном процессе служит целям иллюстрации  объяснения учителя,  демонстрирующего  чувственно - воспринимаемые, внешние свойства объектов, но не их  существенные внутренние свойства, отражающие происхождения  объектов. Учащиеся при этом сравнивают и оперируют чисто внешними  признаками:

            *  формой     *  цветом     *  размерами         *  материалами и т. д.;

что служит условием развития их эмпирического мышления.

 Модель действий с объектами < Рисунок 2> представляет из себя чертёж - развёртку объекта. Такая модель является примером статического изображения  способа изготовления объекта. Наряду со статическим  возможно и динамическое изображение модели, которая в нашем случае может быть представлена  в виде последовательности  изготовления изделия (операционные и предметно-технологические карты) <Рисунок 3>.

  Результаты обучения моделированию показали, что у детей развиваются  умения видеть в объектах основные структурные части, определять их  взаимозависимость и  взаимосвязь, выделять их общие характерные особенности, и  что очень важно формируются  обобщённые  способы деятельности по их  изготовлению,  по решению конструктивно – технических задач. 

   Перспективность данных наработок прослеживается в систематическом и  обдуманном использовании  на  уроках  трудового  обучения  процессов моделирования, что коренным образом меняет характер деятельности  учащихся и способствует формированию у  школьников результативной  учебной  деятельности.

      Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья техническому мышлению и общетрудовым умениям  интеллектуального характера проводится систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат итоговые оценки за год.

Была отслежена динамика  развития  трудовых способностей  в течение трёх лет.

В 2009-2010 году количество учащихся, получивших по результатам года «4 и 5», составило 83,8%,  а оценку «3» - 16,7%. В следующем году наметилось повышение четвёрок и пятёрок до 87,5%. Последующий 2011-2012 год  показывает стабильность результатов.

     Целенаправленное отслеживание динамики развития трудовых способностей  учащихся позволяет выявить слабые  и сильные  стороны   практической   деятельности   учеников, наметить задачи исправления присущих им недостатков.  Так соотнесение   результатов   собеседования   на   экзамене (75%-,,5",   25% -,,3")  позволяет  сделать  вывод,  что  необходимо   внести  коррекцию  в  образовательный   процесс, т. е.  больше   уделять   внимания   на  уроках   формированию  речевого  мышления.  А   достаточно  высокие   оценки  за  практическую  работу (75% -,,5",  25% -,,4"),  говорят  о  правильном  выборе, применяемой методики  моделирования   обобщённых  способов  решения  трудовых  и  конструктивно – технических  задач.                                  

           Следовательно, благодаря  процессу моделирования  обобщённых  способов  решения  трудовых  и  конструктивно-технических   задач:  

      - формируются  доступные  школьникам  технические  и   технологические знания;

      - развиваются  у  учащихся   техническое  мышление  и  общетрудовые  умения   интеллектуального  характера;

      - воспитывается устойчивое положительное отношение к труду и формируются   необходимые в повседневной производственной деятельности качества трудовой  личности.

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

 

 

Рисунок 2

 

 

 

Рисунок 3

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010