Автор:
Фролова Светлана Сергеевна
Развитие технического мышления и общетрудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: №5944, Фролова Светлана Сергеевна, учитель профессионально-трудового обучения Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области
Цель коррекционной школы - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе с развитыми трудовыми умениями и навыками (практическим интеллектом). Основная задача моделирования – формирование приёмов самостоятельного приобретения знаний обучающимися на основе учебно-инструкционных карт. А это является необходимым условием для кардинальных изменений характера мыслительной деятельности, что считаю важным в работе с детьми с нарушением интеллекта и подготовкой их к жизни в социуме.
Подпись автора:______________ /Фролова С.С./
Статья:Развитие технического мышления и общетрудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
С.С.Фролова № 5944, учитель профессионально-трудового обучения, МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской обл..
Целью профессионально– трудового бучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях различных отраслей народного хозяйства, преимущественно в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Для её достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
- развитие у обучающихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться
в производственном задании, планировать последовательность
действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучение школьников профессиональным приёмам труда по выбранной
специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду
и формирование необходимых в повседневной производственной
деятельности качеств личности, чувства коллективизма, готовности помочь
товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной
собственности.
Профессионально-трудовая подготовка обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья базируется на общих принципах обучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, т.е. предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников. К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приёмами работы. Поэтому в моей практической работе намечены пути повышения качества работ учащихся, эффективность и результативность учебных действий учащихся по самостоятельному анализу, планированию, самоконтролю, самооценке за счёт следующих направлений:
1. Способствовать коррекции и развитию технического мышления через решение технологических и конструкторских задач с использованием различных методов и приёмов технического творчества.
2. Способствовать увеличению объёма профессиональных знаний и общетрудовых навыков через совершенствование умений интеллектуального характера.
3. Внедрение процесса моделирования в учебный процесс с целью перехода от конкретной наглядности к изучению существенных отношений технических объектов и способов ориентации в них (предметно-технологические и инструкционные карты).
Основная задача моделирования заключается в формировании у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний. А это значит, необходимость кардинальных изменений характера мыслительной деятельности; что очень важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и подготовкой их к самостоятельной жизни.
Что значит сформировать у школьников учебную деятельность? Это значит:
- развивать устойчивую мотивацию;
- умение выделять из изучаемого материала его главную сущность;
- намечать пути познавательной деятельности;
- знать её цель;
- предвидеть все особенности решения проблемы, конечный результат;
- контролировать и оценивать свою деятельность, отдельные её шаги и
конечный результат;
- формировать потребности и способности к рефлексивной деятельности.
Хочу отметить существенные отличия учебного моделирования от обычной наглядности. Первый вид моделирования отражает предметную сторону учебной деятельности, а второй - оперативную сторону. Моя задача в реальной учебной деятельности эти две стороны совместить. А это всегда требует от учащихся активной познавательной деятельности, способствующей формированию устойчивой мотивации, умения выделить главное, существенное и, несомненно, формирование рефлексии.
Учебную модель можно подразделить:
а) статическая в) их сочетание.
б) динамическая.
В теоретическом обосновании работа опирается наидеи психологов таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин.
А.Р. Лурия рассматривал понимание речи, как сложный путь активного мышления. Он выделял три звена в структуре понимания речи:
1. выделение точного значения отдельных слов
2. усвоение синтаксических отношений, в которых эти слова выступают
3. выделение общего смысла.
Данное учение А.Р.Лурии важно при работе с предметно-технологическими и инструкционными картами. Чтобы понять текст необходимо расшифровать не только значение отдельных слов или логико-грамматических предложений, из которых состоит текст, т.е. расшифровать лингвистический уровень структуры текста, но выйти за пределы его языкового выражения, работать на психологическом уровне его построения: понять связь его с внешней деятельностью человека, с внешним предметным миром и тем самым проникнуть в смысл текста.
Теория П.А. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий:
1. Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы деятельности.
2. Материальное действие. Обучаемые выполняют задание, сверяя свои действия с ориентировочной основой деятельности.
3. Этап высшей речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, учащиеся проговаривают вслух ту операцию, которую в данный момент выполняют.
4. Этап внутренней речи.
5. Этап автоматизированного действия.
Новизна.
Одним из важнейших средство развития творческих возможностей у детей с нарушением интеллекта является самостоятельное, а чаще всего под руководством учителя решение проблемных задач. Постановка проблемных задач, а особенно её решение является для учащихся коррекционных школ самой сложной, поэтому создаётся только ситуацию «удивления», когда:
1. Обучающиеся сталкиваются с недостатками информации;
2. Обучающиеся оказываются в ситуации выбора из имеющихся систем знаний;
3. Обучающиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний.
Следовательно, ситуация «удивления» является одной из составляющих компонентов в следующих видах деятельности на уроках швейного дела при решении:
- конструкторских задач
- технологических задач
- организационно – технических задач.
Конструкторские задачи:
1.На усиление прочности и надёжности изделия.
Пример: Каким швом шить нижнее бельё (мужские трусы), постельное бельё?
2.На выбор способа устранения вредного действия или явления.
Пример: Использование проутюжильника при утюжке шерстяных тканей.
3.На определение оптимальной формы, числа деталей, способа их крепления, выбор или замену материалов. Пример: Выбор материалов для конкретного изделия.
4.На внесение изменений, облегчающих и делающих более удобной эксплуатацию.
Пример: Замена выреза пододеяльника щелью.
5.На внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия.
Пример: Реконструировать прихватку, сделав её в два раза больше.
6.На расширение или сужение параметров действия изделия.
Пример: Увеличить длину ночной сорочки, рукавов.
Технологические задачи:
1.На выбор рациональных способов раскладки и контроля.
Пример: Раскладка сначала больших, а затем мелких деталей на ткани.
2.На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал и позволяющих выполнить очень трудные операции.
Пример: Вырезание карманов, долевых обтачек по шаблону.
3.На выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал.
Пример: Заготовка мелких деталей по цепочке.
4.На выбор технологии, позволяющей экономно использовать свои усилия.
Пример: Определить минимальное количество операций при сборке.
5.На выбор технологии, позволяющей экономить время.
Пример: Раскраивание парных деталей, выполнение пояса накладным швом.
6.На выбор технологии, улучшающей качество изготовляемого изделия или позволяющей выполнить очень трудные операции.
Пример: Заготовка косой обтачки для криволинейного среза, закладывание закруглённого среза кармана с помощью шаблона.
Организационно – технические задачи:
1.На рациональную организацию труда в бригаде.
Пример: Распределение работы при практическом повторении.
2.На рационализацию рабочего места.
Пример: Организация рабочего места утюжильщицы – стационарное
закрепление (на стене) подставки для утюга.
3.На расширение параметров использования инструмента без внесения в него существенных конструктивных изменений, не нарушая техники безопасности.
Пример: Как построить прямоугольник с помощью линейки на чистом листе бумаги?
Как разделить прямой угол пополам?
4.На совершенствование трудовых приёмов.
Пример: В каком направлении выполнять ручные работы? Как вырезать
деталь из бумаги и ткани?
В техническом творчестве можно выделить методы и приёмы, которые необходимо учить как средству, с помощью которого ученики будут приобретать умения решать технические задачи.
Методы.
Метод аналогии. С помощью этого метода задачи решаются путём усмотрения аналогичных ситуаций в природе, технике, обществе и других явлениях и использование найденных аналогов для устранения противоречий, создаваемых проблемную ситуацию. Пример: В технике шайба предупреждает раскручивание гайки. Так в швейном деле для
усиления прочности пришивания пуговицы используют подпуговицу.
Метод эвристического комплекса. В основе лежит объединение технических объектов, их элементов, функций, операций.
Пример: Использование карандаша для вывёртывания мелких деталей, иглы – для
выправления уголков пояса.
Метод расчленения и редукции. Его сущность заключается в разделении традиционных объектов, дифференциации их функций, упрощении и редукции элементов и операций.
Пример: Разделение бригады на группы по видам деятельности (ручные, машинные, утюжильные), по форме организации труда (заготовка мелких деталей, сборка, отделка).
Метод - стратегия семикратного поиска. Сущность заключается в последовательном, систематическом и многократном применении различных таблиц, схем, алгоритмов и т.д..
Пример: Использование опорных схем, таблиц, предметно-технологических, операционных, инструкционных карт.
Морфологический метод. В основу положен морфологический анализ, суть которого состоит в исследовании структурных связей и взаимоотношений между предметами, явлениями. Поиск решений технических задач осуществляется в несколько этапов:
- точная формулировка задачи;
- расчленение объекта (процесса, проблемы) на важнейшие функции;
- независимое рассмотрение всех узлов и выбор для них решений;
- анализ и оценка всех возможных решений;
- отбор для практического внедрения оптимального варианта.
Пример: Поузловая обработка каждого швейного изделия.
Приёмы.
Приём изменения размеров.
Пример: Увеличить объект (шорты – брюки).
Уменьшить объект (ночная рубашка – пижамная сорочка).
Приём дробления. Разделить объект на самостоятельные части, сделать объект разборным, складным. Пример: Съёмный, отстегивающийся воротник на женской блузке.
Приём объединения. Объединить во времени однородные или смежные операции.
Пример: Соединить две ручные операции (заметать) в одну при выполнении шва вподгибку
с закрытым срезом.
Приём выделения. Отделить от объекта «мешающую» часть (свойство). Выделить единственную нужную часть (свойство).
Пример: Определение необходимого этапа работы по предметно- технологической,
инструкционной картам.
Приём изменения формы. Перейти от прямолинейных объектов к криволинейным, от плоских к пространственным, от прямоугольных к круглым, от симметричных к асимметричным.
Пример: Снятие мерок (от мерок обхватов фигуры человека к линиям на чертеже выкройки). Моделирование застёжки женского платья (от симметричной к асимметричной).
Приём универсальности. Сделать объект, выполняющим несколько разных функций, чтобы отпала необходимость в других объектах.
Пример: Элементы предметно-технологической карты можно использовать как динамические инструкционные.
Приём «обратить вред в пользу». Используют вредные факторы для получения положительного эффекта. Пример: Некачественная строчка (из-за слабого натяжения ниток) применяется для выполнения сборок.
Приём смешивания. Предполагает объединение материалов и веществ.
Пример: Использование различных материалов для отделки изделий.
Приём изолирования. Суть его состоит в устранении или предупреждении нежелательного воздействия объекта, среды. Пример: Применение проутюжильника для утюжки изделий.
Методическая ценность названных методов и приёмов определяется спецификой и сложностью решаемой задачи. Практически каждая из них может использоваться как для создания новых, более эффективных объектов, так и для применения уже известных решений в изменившихся условиях.
Сущность опыта.
В процессе обучения различаются модели объектов и модели действия с этими объектами. Модель объекта, изображённая на < Рисунок 1>, является моделью объектов, выполненных в графической форме. Эта модель - пример конкретной наглядности, не отражающей конструкцию, способ изготовления данного объекта. Использование таких моделей в учебном процессе служит целям иллюстрации объяснения учителя, демонстрирующего чувственно - воспринимаемые, внешние свойства объектов, но не их существенные внутренние свойства, отражающие происхождения объектов. Учащиеся при этом сравнивают и оперируют чисто внешними признаками:
* формой * цветом * размерами * материалами и т. д.;
что служит условием развития их эмпирического мышления.
Модель действий с объектами < Рисунок 2> представляет из себя чертёж - развёртку объекта. Такая модель является примером статического изображения способа изготовления объекта. Наряду со статическим возможно и динамическое изображение модели, которая в нашем случае может быть представлена в виде последовательности изготовления изделия (операционные и предметно-технологические карты) <Рисунок 3>.
Результаты обучения моделированию показали, что у детей развиваются умения видеть в объектах основные структурные части, определять их взаимозависимость и взаимосвязь, выделять их общие характерные особенности, и что очень важно формируются обобщённые способы деятельности по их изготовлению, по решению конструктивно – технических задач.
Перспективность данных наработок прослеживается в систематическом и обдуманном использовании на уроках трудового обучения процессов моделирования, что коренным образом меняет характер деятельности учащихся и способствует формированию у школьников результативной учебной деятельности.
Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья техническому мышлению и общетрудовым умениям интеллектуального характера проводится систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат итоговые оценки за год.
Была отслежена динамика развития трудовых способностей в течение трёх лет.
В 2009-2010 году количество учащихся, получивших по результатам года «4 и 5», составило 83,8%, а оценку «3» - 16,7%. В следующем году наметилось повышение четвёрок и пятёрок до 87,5%. Последующий 2011-2012 год показывает стабильность результатов.
Целенаправленное отслеживание динамики развития трудовых способностей учащихся позволяет выявить слабые и сильные стороны практической деятельности учеников, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Так соотнесение результатов собеседования на экзамене (75%-,,5", 25% -,,3") позволяет сделать вывод, что необходимо внести коррекцию в образовательный процесс, т. е. больше уделять внимания на уроках формированию речевого мышления. А достаточно высокие оценки за практическую работу (75% -,,5", 25% -,,4"), говорят о правильном выборе, применяемой методики моделирования обобщённых способов решения трудовых и конструктивно – технических задач.
Следовательно, благодаря процессу моделирования обобщённых способов решения трудовых и конструктивно-технических задач:
- формируются доступные школьникам технические и технологические знания;
- развиваются у учащихся техническое мышление и общетрудовые умения интеллектуального характера;
- воспитывается устойчивое положительное отношение к труду и формируются необходимые в повседневной производственной деятельности качества трудовой личности.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3