Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием

Автор:
Орлова Людмила Федоровна

Аннотация:

Методические рекомендации составлены учителем-дефектологом (тифлопедагогом) муниципального дошкольного образовательного учреждения №144 «Детский сад компенсирующего вида» города Кемерово Орловой Людмилой Федоровной. В данных методических рекомендациях представлена важнейшая проблема современного общества – интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием. Определена структура и последовательность коррекционно-педагогического сопровождения незрячего ребенка среди сверстников

Статья:

Целью данной работы является - успешная интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием. Достижение цели решается через следующие задачи:

- Помочь незрячему ребенку адаптироваться к условиям детского сада и лечебно-восстановительному процессу;

- Формировать у ребенка адекватное представление  об окружающем мире на основе остаточного зрения и сохранных анализаторов;

- Развивать у ребенка умение осмысливать и отражать в речи воспринимаемые им предметы, их признаки, свойства, качества;

 - Формировать потребность в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

- Развивать у ребенка зрительно-пространственную адаптацию;

- Расширять совместную работу педагогов и родителей.

   Для организации и осуществления целенаправленной помощи незрячему ребенку  в методической разработке автор раскрывает особенности развития детей с тяжелой зрительной патологией, предлагает  основные направления диагностики незрячего ребенка. По результатам диагностики предлагается организация коррекционно-развивающего процесса через составление программы индивидуального сопровождения незрячего ребенка.

   Методические рекомендации  адресованы учителям-дефектологам (тифлопедагогам), тифлопсихологам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, а также родителям дошкольников с патологий зрения.

Автор-составитель:

учитель-дефектолог (тифлопедагог)                              Орлова Л.Ф.
 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 144

«Детский сад компенсирующего вида» 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция незрячего   ребенка

дошкольного возраста

в группу детей с амблиопией и косоглазием.

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Кемерово 2010

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель

Орлова Людмила Федоровна - учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МДОУ № 144

«Детский сад компенсирующего вида»

 

 

 

 

 

 

Рецензенты: Лысова И.А.- кандидат медицинских наук, доцент кафедры                       специальных дисциплин ГОУ «КРИРПО»

Загляда И.Г.- зам.директора по образовательной деятельности МОУ «ЦДиК», учитель-дефектолог.  

 

 

 

 

 

        В методических рекомендациях  представлена важнейшая проблема современного общества – интеграция  ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (незрячего ребенка - тотально слепого или с остаточным зрением) в группу детей с  амблиопией и косоглазием. Предложенные технологии   позволят незрячему ребенку успешно адаптироваться в социуме.

        Данная методическая разработка адресована учителям-дефектологам  (тифлопедагогам), тифлопсихологам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, а также родителям дошкольников с патологией зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

 

Проблема социальной и образовательной интеграции незрячих и слабовидящих детей все чаще встает перед родителями  и педагогами. В последние годы прослеживается увеличение числа детей с  тяжелой врожденной патологией зрения, повлекшей за собой инвалидность ребенка. Дети этой категории, как правило, нуждаются в постоянной квалифицированной  медицинской и педагогической помощи.  К сожалению, родители часто остаются с проблемой  своего ребенка один на один и не знают, куда им обратится за  квалифицированной педагогической помощью, как помочь правильно развиваться своему ребенку.

   В специализированных дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с нарушением зрения, внедряются новые альтернативные коррекционно-педагогические формы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (детям – инвалидам).

Поиск инновационных подходов к разработке педагогических технологий: это группы кратковременного пребывания при дошкольном учреждении, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, посещающих дошкольное учреждение и интеграция незрячих  детей в группу детей с амблиопией и косоглазием.

Внедрение таких технологий позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптироваться в социуме. Согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Российской Федерации интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму обучения.

Подлинная интеграция предполагает организацию в образовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Для подлинной интеграции необходимо преодолеть следующие препятствия:

- привлечение в дошкольные образовательные учреждения и школы большого числа специалистов (логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов);

- расширение сети центров и специальных коррекционных учреждений, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ограниченными возможностями здоровья;

- терпимое отношение (толерантное) российского населения к детям-инвалидам.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Представленные методические рекомендации помогут обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение незрячего интегрированного ребенка.

Данная методическая разработка адресована тифлопедагогам и тифлопсихологам, а также педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля), которые работают с детьми, имеющими зрительную патологию. 

 
 
Цель:

успешная интеграция незрячего  ребенка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием.

Задачи:

- помочь незрячему ребенку адаптироваться к условиям детского сада и лечебно-восстановительному процессу;

- формировать у ребенка адекватное представление об окружающем мире на основе остаточного зрения и сохранных анализаторов;

- развивать у ребенка умение осмысливать и отражать в речи воспринимаемые им предметы, их признаки, свойства, качества;

- формировать потребность в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

- развивать у ребенка зрительно-пространственную адаптацию;

- расширять совместную работу педагогов и родителей.

Практическая  значимость:

Адекватное и эффективное вхождение незрячего ребенка в социум, коррекция и компенсация нарушений развития данного ребенка.

Особенности развития детей с тяжелой патологией зрения.

Развитие незрячего ребенка дошкольного возраста тесно связано с его воспитанием и обучением. Слепой ребенок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями об окружающей действительности.

В развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.

1. Слепой дошкольник отстает в развитии по сравнению с нормально видящим ребенком. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Такое отставание обусловлено меньшим и бедным запасом образных представлений, недостаточной упражняемостью по двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

2.  Процесс развития нормально видящего ребенка неравномерен. В разные периоды жизни детей темп их развития различен. Темп развития слепого ребенка также неравномерен в различные периоды его жизни. Однако периоды развития слепых детей не совпадают с периодами зрячих детей. Несовпадение развития зрячих и слепых детей связано с тем, что слепому приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, не свойственные зрячим. До того времени, пока у слепого ребенка  не выработают способы компенсации слепоты, способы познания окружающих предметов на суженной основе, представления, полученные им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

3. Следующей особенностью развития  слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что психические процессы и качества личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие, которые напрямую связаны со зрением, медленнее (движение, овладение пространством). Диспропорциональность вызвана отсутствием приемов и способов компенсации, основанных на зрительной информации.

Отсутствие зрения вызывает значительное уменьшение количества воспринимаемых ребенком раздражений. Множество предметов окружающего мира и их качеств недоступно познанию слепого ребенка, в связи с этим  его представления о них  бедны, а порой и искажены.

Внутренний мир слепого ребенка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные  анализаторы, главный из которых двигательный.

Темп развития слепых детей изменяется в зависимости от того, насколько они овладеют компенсаторными приемами.

Основные направления диагностики незрячего ребенка

При поступлении незрячего ребенка в детский сад специалисты образовательного учреждения изучают медицинскую документацию ребенка, проводят тщательный опрос родителей и описывают анамнез, а также проводят диагностику по основным параметрам познавательной сферы, социально-бытовой ориентировке и эмоционально-волевых качеств.  Проводимое обследование позволяет получить представление о развитии ребенка, имеющихся трудностях и его потенциальных возможностях.

В процессе первичного обследования выявляется:

- уровень навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки;

- уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности (предметно-практической, игровой, учебной);

- умение общаться со сверстниками и взрослыми, взаимодействовать с ними;

- уровень сформированности восприятия (какое преобладает?), других психических процессов;

-  состояние общей моторики, позы и походки ребенка и его возможности совместной ориентировки со зрячими (взрослыми и сверстниками).

Организация коррекционно-развивающего процесса

По результатам диагностики составляется  программа индивидуального ПМП сопровождения незрячего ребенка (пошаговая), которая утверждается на педагогическом совете ДОУ или ПМПк.

При организации коррекционно-педагогической работы необходимо  учитывать не только возрастные, но и индивидуальные  особенности ребенка, обусловленные  его личностными психологическими качествами, а также особенностями зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состояния здоровья.

Коррекционно-развивающая работа с незрячим ребенком проводится всеми специалистами учреждения, связующим звеном является тифлопедагог.

Специалистами сопровождения проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком по профилю своей деятельности.

Специалисты  изготавливают пособия для индивидуальной работы с незрячим ребенком, информируют родителей о результатах коррекционной работы с ребенком, обучают их специальным способам организации игровой деятельности, и организации проведения  свободного времени ребенка. Организовывают мастер-классы для воспитателей и родителей по использованию специальных коррекционных методов и приемов, проводят беседы, лекции, выпускают газеты, буклеты и другую наглядную информацию. 

На психолого-медико-педагогическом консилиуме отслеживается пошаговая результативность сопровождения  незрячего ребенка в дошкольном учреждении и планируется  его дальнейшее сопровождение.

 

 

 

Социально-бытовая ориентировка

Примерное тематическое планирование

тема

кол-во

часов

кол-во

занятий

игры и упражнения, используемые

на занятиях

1

Знакомство

1.«Привет».

2. « А кто сегодня к нам пришел?».

3.«Я и моя семья»

1час

3 занятия по 20 минут

Игры: «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу».

Упражнения: дыхательная и зрительная гимнастика

2

Встреча друзей.

1.«Найди пару». 2.«Улыбка».

3 «Твой   голосок».

4. «Твои руки».

1 час

30 мин.

4 занятия

по 20 минут

   Игры: «Найди себе пару», «Поздоровайся», «Паровозик дружбы»,

«Подари улыбку другу», «Узнай по голосу», «Клубок».

Упражнения:

1.Дыхат.гимнастика: «Певец», «Насос».

2. Зрительная гимнастика: «Огонек»,

 «Шарики». 

3

Здравствуй группа

1. «Это группа».

 2. «Здесь приемная».

3. «Здесь спальня».

4. «Это туалетная комната».

5-6.  « К нам приехали игрушки».

 

 

 

2 час

 

6 занятия по 20 минут

Игры: «Путешествие по группе», «Кто пришел в гости?», « Узнай на ощупь», «Подари игрушку», «Помоги построить дом».

   Упражнения:

1. Дыхательная гимнастика: «Певец»,

«Паровоз», «Ракета».

2.Зрительная гимнастика: «Рисуем глазами», «Огонек».

3. Ориентировка в пространстве: «Пройди и найди».

 

4

Какой большой он детский сад.

1 «Это коридор»

2. «Здесь кухня»

3. «Это зал».

4. «Здесь медицинский кабинет» и т.д.

2 часа

6 занятий по 20 минут

 Игры: « Путешествия по детскому саду»,

«Кукла Маша заблудилась», « Интервью»,

«Узнай, кто пришел в гости».

Упражнения:

1.Дыхательная гимнастика: «Ветер», «Филин», « Пароход гудит».

2. Зрительная гимнастика:

  «Рисуем домик», « Рисуем фигурки»

3.Ориентировка в пространстве: «Найди», « Стоп иди».

5

 Игра.

1.«Узнай».

2. «Солнышко в ладошке».

3. «Найди»

1 час

3 занятия по 20 минут

 Игры: «Кто пришел в гости?», «Мягкий- твердый», «Подари игрушку», «Минутка шалости».

Упражнения:

1.Дыхательная гимнастика: «Певец», «Ветер», «Дровосек».

2.Зрительная гимнастика: « рисуем квадрат», «Отгадай, где играет огонек».

6

Я и мое тело.

1. «Что это?».

2. «Зачем нужны руки? (ноги)».

3. «Что ты делаешь правой (левой) рукой?» и т.д.

1 час

3 занятия по 20 минут

 Игры: «Солнышко», «Маленькие лучики»,

 «Могу-умею».

Упражнения:

 1.Дыхательная гимнастика: «Ракета», «Гром».

2.Зрительная гимнастика: «Проведи взглядом».

3.Ориентировка в пространстве:

«Стрелки»

 

7

Кто я?

1. «Я росту и изменяюсь».

2. «Я уже многое умею».

3. «Я - мальчик,

я - девочка».

4. «Какие девочки – какие мальчики!?»

 1 час

30 минут

4 занятия по 30 минут

  Игры: «Солнышко»,  «Я –маленький, я – большой», « Я росту», «Могу – умею»

Упражнения:

1.Дыхательная гимнастика: «Пароход»,

«Гудок».

2. Зрительная гимнастика: «Рисуем глазами».

3.Ориентировка в пространстве: «Пройди и найди».

 

8

Ручеек дружбы.

1.«Радость».

2. «Шалость».

3. «Вместе».

1 час

3 занятия по 20 мнут

  Игры: «Ручеек», «Вместе звездочку рисуем», «Минута шалости».

Упражнения:

1.Дыхательная гимнастика: «Буря», «Баян», «Мотор».

2. Зрительная гимнастика: «Рисуем фигуры».

3. Ориентировка в пространстве: «Найди», «Стоп-иди».

 

всего:

11

часов

32 занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Конспекты специальных коррекционных занятий

по социально-бытовай ориентировке с незрячим ребенком

 

Блок №1 «Знакомство»

Занятие №1 «Привет»

Программные задачи:

  1. Снять эмоциональное напряжение ребенка.
  2. Вызвать интерес и желание приветствовать друг друга.
  3. Развивать слуховую и тактильную память незрячего ребенка.

Материал к занятию.

Комплект мягких звуковых игрушек (кошка, собачка, петушок и др.).

     Волшебная коробочка, мяч.

Ход занятия.

Организационный момент. Педагог входит в группу и приветствует детей:

«Здравствуйте дети! Какой сегодня замечательный день, солнышко ласково нам улыбается, протягивает свои яркие лучики и говорит нам ПРИВЕТ.

Игра «Мяч по кругу». Детям предлагается, передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу и сказать «привет».

Основная часть.

Педагог подходит к незрячему ребенку с волшебной коробкой в руках.

- Привет Катя! Как дела? Какое у тебя настроение? Ты солнышку сказала «привет»? Молодец! Солнышко тебе улыбается и тоже шлет «привет».

- Педагог предлагает ребенку потрогать волшебную коробку и открыть ее. В коробке находятся мягкие игрушки. Предлагается достать игрушки по одной, ощупать их  руками и послушать, как они говорят.

- Это мои друзья, они все рады с тобой познакомиться, приветствуют тебя и говорят: «Привет Катя! Поиграй с нами».

Зрительная и слуховая гимнастика (см.приложение.

Закрой глаза и послушай, кто тебя зовет. Раздается голос игрушек поочередно, ребенок называет игрушку.

Итог занятия.

Занятие №2 «А кто сегодня к нам пришел?»

Программные задачи:

1. Снять эмоциональное напряжение ребенка.

2. Помочь детям группы и незрячему ребенку в выражении чувства, связанного с собственным именем, используя вербальные и невербальные средства.

3. Формировать позитивное отношение к своему имени.

Материал к занятию.

Мягкая игрушка, зеркальце для каждого ребенка.

Ход занятия.

Организационный момент. Педагог входит в группу и приветствует детей.

- Доброе утро дети! Давайте встанем в круг, возьмем, друг друга за руки и поиграем.

Основная часть.

Игра «Кто к нам пришел?»  Дети двигаются по кругу со словами взрослого: « Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может, Саша пришел? Может, Маша пришла?  (называются имена детей). Дети вместе отвечают: да или нет, незрячий ребенок находится рядом с педагогом и также как все дети называет свое имя.

Игра «Назови свое имя». Детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя. Начинает игру незрячий ребенок, а когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: «Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!»

Дыхательная и зрительная гимнастика ( см. приложение).

Детям предлагается взять зеркальце и сесть на стульчики.

- Дети посмотрите внимательно друг на друга. Вы похожи?

- Чем вы похожи?

- Что у вас общего? (ответы детей).

- Назовите, чем мы отличаемся друг от друга ( ответы детей).

Итог педагога. У всех нас есть руки, ноги, туловище, голова, уши, нос, рот.

 (показывает вместе с незрячим ребенком части тела) Этим мы все похожи. Но мы и отличаемся друг от друга внешностью. Например, ростом, цветом волос и глаз, формой носа и т.д.

Характеры тоже у всех разные: одни из нас шумные, другие подвижные, спокойные, задумчивые. Это здорово, что мы такие разные! Поэтому нам весело и интересно вместе. А еще у каждого есть свое собственное имя.

- Давайте посмотрим в зеркало и произнесем свое имя.(Начинает незрячий ребенок при помощи педагога).

- Назовите свое полное имя. (Ответы детей)

- Как вас называют ласково? (Ответы детей)

- Молодцы!  Наше занятие окончено.

Итог занятия.

Занятие №3 «Я и моя семья».

Программные задачи:

1. Дать ребенку представление о семье, как о людях живущих вместе (мама, папа, дети и др.)

2. Учить называть свое имя и фамилию, говорить, как зовут маму и папу , называть имена своих близких ласково.

3. Развивать коммуникативные способности, внимание, память.

Материал к занятию.

Мяч, дидактическая игра «Я и мое имя», медвежонок.

Ход занятия.

Организационный момент. Тифлопедагог приглашает незрячего ребенка на занятие в кабинет. В кабинете ребенка ждет медвежонок Кузя, он очень любит, когда к нему приходят дети, играют и занимаются с ним.

Основная часть.

Предложить ребенку поиграть с Кузей в мяч. Прокатывая мяч друг другу называть имена детей.

Рассказать:  С кем ты живешь? Как зовут маму и папу? Есть ли бабушки и дедушки? Как их зовут? Сколько человек в семье? Любимое занятие всех членов семьи? Как ласково они называют друг друга? Какие дарят подарки?

Зрительная и дыхательная гимнастика (см. приложение).

Дидактическая игра «Я и моя семья». Ребенку предлагаются крупные карточки с выпуклым изображением дедушки и бабушки, мамы и папы, девочки и мальчика. Ощупать их, если может рассмотреть и разложить парами в соответствии с возрастом. Медвежонок Кузя помогает ребенку и хвалит его. Молодец! Замечательная семья получилась.

Итог занятия.

Блок №2. «Встреча друзей».

 Занятие №1. «Найди пару»

Программные задачи:

1. Формировать у детей способы взаимодействия друг с другом.

2. Развивать общую моторику и пространственную ориентировку.

Материал к занятию.

Картинки с выпуклым изображением котят, щенят, жеребят, цыплят.

Аудио кассета с музыкой из мультфильмов.

Ход занятия.

Организационный момент. На занятие приглашается незрячий ребенок и ребенок с амблиопией и косоглазием. Дети идут в кабинет, держась за руки, при входе в кабинет здороваются с медвежонком Кузей и готовы выполнять его задания.

Основная часть.

Игра «Найди себе пару».

Детям предлагается выбрать картинки с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей (желательно ребенку с амблиопией и косоглазием) предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Другой ребенок вместе с педагогом, отгадывают какое животное, было изображено и они все вместе изображают животных под музыку(котята, щенята, цыплята, жеребята. Незрячий ребенок выполняет задание под руководством педагога.

Дыхательная гимнастика «Певец».

Зрительная гимнастика «Огонек».

Итог занятия.

Занятие №2 «Улыбка»

Программные задачи:

1. Формировать неречевые средства общения, развивать мышечный аппарат экспрессивных зон лица.

2. активизировать эмоциональную память.

3. развивать положительное отношение друг к другу.

Материал к занятию.

Клубок ниток, бубен.

Ход занятия.

Организационный момент. Педагог входит в группу, приветствует детей и предлагает поиграть с клубком ниток.

Основная часть. Игра «Клубок».

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь ведущего. Незрячий ребенок находится рядом с педагогом.

Зрительная и дыхательная гимнастика (см. приложение).

Игра «Подари улыбку другу».

Дети стоят в кругу, педагог предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться под музыку бубна и снова найти себе пару, но уже другую.

Детям предлагается повторить движения за словами, которые произносит незрячий ребенок: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит,  собрали в кулачок солнечный лучик и отдали друг другу». (если незрячий ребенок затрудняется педагог помогает ему)

Итог занятия.

Занятие №3 «Твой голосок». Занятие №4  «Твои руки».

Программные задачи:

1. Формировать умение ориентироваться в пространстве на слух.

2. упражнять в определении источника звука.

3. развивать тактильную память.

4. Упражнять умение описывать свои впечатления через тактильные и слуховые ощущения.

5. Развивать коммуникативные способности.

Материал к занятию.

Коробка с игрушками ( котик, собачка, петушок, мышка и др.), фонограмма голосов животных.

Ход занятия.

Беседа с ребенком о том, каких животных он знает.

Предложить определить на ощупь животных, которые находятся в коробке, и пропеть их голосом. Игра «Чей голосок».

Дыхательная гимнастика (см. приложение).

Игра с подгруппой детей и незрячим ребенком «Узнай по голосу».

Зрительная гимнастика (см. приложение).

Игра «Твои руки». Дети стоят в кругу, один ребенок с закрытыми глазами касается своими ладошками ладошек детей. Затем он рассказывает, какие ладошки на ощупь: «Мягкие, теплые , шершавые, гладкие, холодные и т.д.»

Игра продолжается по кругу. Незрячему ребенку предложить проиграть два раза.

Итог занятия.

 

Блок № 3 «Здравствуй группа».

 

Данный блок включает 6 занятий, которые направлены на знакомство с расположением комнат в группе: групповая комната, спальня, приемная, туалетная комната.

Программные задачи:

1. Учить незрячего ребенка безопасному движению по группе, используя остаточное зрение и сохранные анализаторы.

2. Упражнять в узнавании и назывании разных комнат группы.

3. Учить отвечать на вопросы и выполнять инструкции взрослого: Что ты видишь?, Что ты слышишь?, Где мы сейчас находимся?, Иди в ту сторону, где звенит колокольчик, и т.д.

Материал к занятиям.

Звуковые игрушки, мягкие игрушки, машинки, кубики и др. знакомые игрушки.

В ходе занятий используются игры: «Путешествие по группе», «Кто пришел в группу?», «Узнай на ощупь», «Подари игрушку», «Помоги построить дом», а также дыхательные и зрительные гимнастики.

 

Блок №4.  «Какой большой он детский сад»

 

Данный блок содержит 6 занятий, которые направлены на знакомство с расположением различных помещений детского сада: коридор, кухня, зал, медицинский кабинет, кабинеты тифлопедагога и логопеда и др.

Программные задачи:

 1. Учить безопасному движению незрячего ребенка в помещениях детского сада, используя остаточное зрение и сохранные анализаторы.

2. Упражнять в узнавании и назывании различных помещений детского сада.

3. Формировать умение отвечать на вопросы и выполнять инструкции взрослого.

5. Развивать зрительную и слуховую память, ориентировку в пространстве, формировать двигательную активность.

Материал к занятиям.

Волшебный клубок, кукла Маша, мягкие игрушки, звуковые игрушки.

В ходе занятий используются игры: «Путешествие по детскому саду», «Кукла Маша заблудилась», «Интервью», «Узнай, кто пришел в гости», а также дыхательные и зрительные гимнастики.

 

                                                     Блок № 5. «Игра»

Занятие №1. «Узнай»

Программные задачи:

1. Развивать внимание, слуховую память.

2. Развивать пантомимику – походка, имитация движения животных.

3.Развивать общую моторику и ориентировку в пространстве.

Материал к занятию.

Фонограмма детских песенок их мультфильмов, мягкие игрушки: медведь, заяц, лиса, мышка, кошка и др.

Ход занятия.

Организационный момент. Предложить незрячему ребенку открыть волшебную коробку, в которой находятся зверушки, рассмотреть, пощупать их и назвать.

Игра «Узнай, кто пришел в гости?»

Дыхательная и зрительная гимнастика (см. приложение).

Ребенку предлагается под музыку изобразить походку или движения животного, другой ребенок отгадывает. В конце занятия дети весело танцуют вместе с игрушками.

Итог занятия.

Занятие №2 «Солнышко в ладошке».

Программные задачи:

1. Формировать положительное эмоциональное чувство «вместе».

2. Развивать внимание, память, умение расслабляться.

3. Развивать ориентировку в пространстве.

4. формировать умение дарить подарки.

Материал к занятию.

Волшебная коробка, игрушки.

Ход занятия.

Организационный момент. Педагог входит в группу и предлагает поиграть в игру «Солнышко в ладошке».

Основная часть.

Дети встают в круг и повторяют движения со словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца посмотрели друг на друга и улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали друг другу». Затем дети меняются  местами, игру продолжает незрячий ребенок.

Дыхательная и зрительная гимнастика (см. приложение).

Ира «Подари игрушку». Педагог предлагает подарить друг другу подарки.

- Какие слова надо сказать, чтобы было приятно?

Дети дарят игрушки друг, другу говоря при этом вежливые, ласковые слова.

Игра проходит в парах.

Итог занятия.

Занятие №3  «Найди».

Программное содержание:

1. Развивать осязательное восприятие.

2. Активизировать внимание, формировать умение слушать инструкцию.

3. Развивать ориентировку в пространстве.

Материал к занятию.

Мягкие и твердые  предметы, объемные геометрические формы ( куб, цилиндр, призма, шар), бубен, корзинка.

Ход занятия.

Организационный момент. Незрячий ребенок приглашается в кабинет поиграть с медвежонком.

Основная часть. Медвежонок Кузя предлагает поиграть в игру «Мягкий -твердый». На столе лежат предметы, предлагается с закрытыми глазами определить, что лежит на столе.

- Какай предмет назови, мягкий или твердый скажи!

Зрительная гимнастика (см. приложение).

Игра «Минутка шалости». Предлагается пошалить вместе с мишуткой и по сигналу «Стоп» остановиться и выполнить задание.

- Найди красный куб, положи его в корзину и т.д. Если ребенок затрудняется, педагог выполняет задание вместе с ребенком.

Дыхательная гимнастика (см. приложение).

Итог занятия.

Блок №6. « Я и мое тело».

 

Данный блок содержит 3 занятия, направленные на знакомство незрячего ребенка со своим телом.

Программные задачи:

1. Знакомить ребенка с частями своего тела.

2. Учить узнавать с помощью остаточного зрения и осязания части своего тела и правильно называть их.

3. Упражнять ребенка в играх, раскрывающих функциональные возможности кистей рук.

4. Активизировать внимание, память, восприятие.

5. Развивать ориентировку в пространстве.

В ходе занятий работать перед большим зеркалом и использовать игры: «Могу – умею», «Солнышко», «Маленькие лучики» и др.

Проводить дыхательные и зрительные гимнастики (см.приложение).

 

Блок № 7. «Кто я?»

 

Данный блок содержит 4 занятия, направленные на закрепление знаний незрячего ребенка представлений о человеческом облике, функциональных возможностях тела человека.

Программные задачи:

1. Продолжать знакомить незрячего ребенка с собственным телом.

2. Продемонстрировать его функциональные возможности (что можно делать руками, ногами и т.д.).

3. Активизировать свое «Я».

5. Развивать представление о себе сейчас и в будущем.

6. Развивать коммуникативную деятельность, творческое воображение.

В ходе занятий рекомендовано использовать большое зеркало и использовать игры: «Солнышко», «Я – маленький, я – большой», «Я расту», « Могу -  умею» и др.

Проводить зрительные  и дыхательные гимнастики (см. приложение).

 

Блок № 8. «Ручеек дружбы».

 

Данный блок содержит 3 занятия, направленные на формирование у незрячего ребенка навыка сотрудничества, развитие чувства уверенности в партнере, чувства дружелюбия.

Программные задачи:

1. Развивать чувство взаимопонимания, коммуникативные качества, чувства дружелюбия.

2. Развивать чувство уверенности в партнере.

3. Активизировать внимание, память, Восприятие, воображение.

4. Развивать ориентировку в пространстве, общую и мелкую моторику.

В ходе занятий стремиться снять эмоциональное напряжение, использовать игры: «Ручеек», «Вместе звездочку рисуем», «Минута шалости», «Доброе животное» и другие.

Проводить дыхательные и зрительные гимнастики (см. приложение).

 

                   Словарь специальных терминов и понятий

 

Абилитация (пригодность, способность) - комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма, способностей индивида, естественное становление которых затруднено в силу болезни, дефекта, с целью социальной интеграции инвалида.

Адаптация (приспособление)- приспособление организма к  природным, производственным социальным и бытовым условиям.

Аккомодация глаза - процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него.

Амблиопия – понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами  зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, заболеваниями и вследствии этого нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания.

Брайля шрифт – рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых.

Дезадаптация – расстройство способности приспособления организма к изменившимся условиям существования, а также сам факт отсутствия такого приспособления.

Дефект  (недостаток) – изъян, недостаток, отсутствие целостности ткани, органа или функции в организме.

Диагностика (способный распознать) – определение актуальных и потенциальных особенностей психического развития.

Динамика – изменение чего-либо в течение наблюдения; отражает, на пример, характер изменения физиологических, клинических психологических показателей.

Инвалид (бессильный, слабый) – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (вследствие дефекта) возможности осуществлять определенные действия таким образом и в такой мере, которые принято считать нормальными.

Интегрированное обучение аномальных детей – обучение в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми при наличии индивидуальных средств коррекции дефекта.

Компенсация функций (уравновешивание, возмещение) – полное или частичное возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования функций.

Коррекционное развитие – исправление недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и моторных механизмов компенсации дефекта.

Незрячий – наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Понятие незрячий нередко применяется как сионим понятия слепой.

Обучаемость – характеристика интеллектуальных свойств человека по критерию его способностей к усвоению новых знаний и умений, а также способов и приемов учебной деятельности.

Ограничение возможностей физических – один из компонентов ограничения жизнедеятельности, наступающей вследствие нарушения здоровья.

Остаточное зрение -  функциональное зрение, которым инвалид по зрению в состоянии пользоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Патология – любое отклонение от анатомической, физиологической или психологической нормы, а также раздел медицины, эти отклонения изучающий.

Сенсорика - комплекс ощущений, получаемых человеком с помощью сохранных органов чувств. Развитие сенсорики – одно из средств компенсации дефекта органов чувств.

Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования от ближайшего окружения (например, семья) до человечества в целом.

Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.

Тактильный – воспринимаемый через ощущения от прикосновения.

Тифлопедагогика – часть коррекционной педагогики, занимающаяся проблемами обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, подростков и взрослых.

Тифлопсихология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением.

Тифлореабилитолог – специалист по реабилитации слепых и слабовид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Воспитание и обучение слепого дошкольника (текст) / Под ред. Л.И.Солнцевой Е.Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями).- М.: ООО ИПТК «Логос», 2006.

2.      Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (текст): Методические рекомендации.- Верхняя Пышма, 1997.

3.      Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения (текст): Методическое пособие.- М.: Экзамен, 2006.

4.      Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих (текст). М.: Советский спорт, 1992.

5.      Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки (текст).- Ростов н/Д: Феникс, 2008. 

6.      Малофеев Н.Н., ШматкоН.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // В кн.: «Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г.-М.: Права человека, 2001г.

7.      Мурашко В.В. Эстетическое воспитание слепых и слабовидящих как фактор их социальной интеграции // научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей.- М.: Знание, 2001.

8.      Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении (текст)./ под ред. Л.И.Солнцевой.- М.: ИПТК. Логос // ВОС, 2001.

9.      Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением .- С-Пб.: Образование, 1995.

10.  Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения (текст).- М.: 1995.

11.   Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.- М.: 1998.

12.   Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. 1997.№2.

13.   Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста (текст).- М.: Педагогика, 1980.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Игры на развитие социальной адаптации и навыков общения.

 

1.      «Кто к нам пришел?»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг, со словами ведущего-взрослого: «Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может, Саша пришел? Может, Маша пришла?  (называют все имена детей). Дети вместе отвечают, называя свои имена.

                                             2. «Назови свое имя»

Цель: познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая  мягкую игрушку по кругу называть свое имя. А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: «Вот нас сколько, вместе мы! Ай да мы молодцы!»

3.      «Мяч по кругу»

Цель: развитие коммуникативных способностей, развитие внимания и общей координации.

Описание игры: детям предлагается, передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу и сказать добрые, ласковые слова.

4.      «Паровозик дружбы»

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры:  Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши, называет в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» - это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс, и они вместе идут по кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши, и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.

5.      «Поздоровайся!»

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией  приветствия и прощания, развитие речевой интонации.

Описание игры: детям предлагается поздороваться (улыбнуться, глядя в глаза, используя жесты). Затем предлагается попрощаться.

6.      «Клубок»

Цель: формирование неречевых средств общения, развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица, формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Описание игры: дети сидят в кругу на ковре.  Ведущий предлагает клубок красных  ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь  ведущего.

7.      «Подари улыбку другу»

Цель: развитие мимики, активизация эмоциональной памяти, развитие положительного  отношения друг к другу.

Описание игры: дети стоят в кругу, ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

8.      «Узнай по голосу»

Цель: Развитие речевой интонации, слуховой памяти и внимания.

Описание игры: дети сидят на ковре, один из детей садится спиной к остальным. Дети зовут его «по – разному», ребенок отгадывает по голосу, кто его зовет.

9.      «Узнай, кто пришел в гости?»

Цель: развитие внимания, памяти, развитие пантомимики – походка, имитация движений животных.

Описание игры: детям предлагается изобразить походку человека или как движется животное. А все остальные дети отгадывают.

10.  Мягкий – твердый»

Цель: развитие осязательного восприятия.

Описание игры: детям предлагается надеть темные очки и определить, что лежит на столе. «Какой  предмет назови, мягкий или твердый скажи!»

11.  «Минутка шалости»

Цель: активизация внимания, формирование умения слушать инструкцию.

Описание игры: детям предлагается пошалить по сигналу «Стоп» остановиться и выполнить задание: Найти красный кубик; Сесть на пол; Взяться за руки.

12.  «Подари игрушку»

Цель: развитие положительных качеств, формирование умения дарить подарки.

Описание игры: предлагается предложить. Что надо подарить подарок. Какие слова надо сказать, чтобы было приятно. Дети играют в парах.

13.  «Солнышко»

Цель: формирование положительного эмоционального чувства «вместе», развитие умения расслабляться.

Описание игры: детям предлагается повторить движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг, на друга улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

                                                                    14.«Помоги построить дом»

Цель: развитие взаимопонимания и умения договариваться, формирования навыка сотрудничества, развитие мелкой моторики.

Описание игры: в парах детям предлагается построить дом. Дети стараются делать все слаженно. Дом должен получиться красивым и

непохожем на другие дома. Дети рассказывают как они строили. Было трудно или нет. 

                                                                       15.«Кто за кем?»

      Цель: развитие пантомимических движений по воображению,       активизация внимания.

    Описание игры: детям предлагается встать друг за другом и запомнить, кто  за кем стоял. По сигналу все разбегаются, по второму сигналу надо построиться друг за другом.

                                                                        16. «Огонек»

 Цель: развитие активного внимания, памяти.

Описание игры: детям предлагается закрыть глаза. Открыть по сигналу «Огонек» и сказать, что изменилось в комнате. Ведущий меняет положение  предметов, вещей.

                                                                        17. « Интервью»

Цель: развитие мимики и пантомимики, активизация мыслительной деятельности.

Описание игры: детям предлагается выбрать фотографию  с деятельностью людей из серии «Профессии», и представить себя в роли одного из взрослых и рассказать. Выбирается корреспондент, который будет брать интервью.

 

Приложение № 2.

Упражнения для развития зрительных функций.

1.      «Огонек».

Глазами ищем огонек и следим за ним. Зафиксировав подбородок руками.

Горизонтальные движения осуществляются плавные в одну и в другую сторону по стене. Движение со словами « Огонек рисует, тонкую дорожку. Огонек уходит , плавно , понемножку».

2.      «Утро – вечер».

Глаза открыли на команду «Утро». Закрыли на команду «Вечер».

3.      «Шарики»

Зафиксировать подбородок руками. Глазами следить за огоньком, который рисует шарики.  « Шарики круглые , шарики славные. Шарик один, шарик –два. Шарик считай, не зевай».

4.      «Рисуем глазами солнышко»

Зафиксировать подбородок руками. Рисуем солнышко. Рисуем в одну сторону. Затем в другую. Голова неподвижна.

5.      « Рисуем фигуры»

Движения за огоньком лазерной указки. «Рисую, что я захочу. Рисую ,что еще могу. Вот полоса, а вот еще. Кривая линия и все.»

6.      «Рисуем домик».

Лазерной указкой рисуем домик. Сначала прямоугольник, затем крыша. «Хочу я дом нарисовать, чтоб в гости всех друзей позвать. Татьяну, Костю, Мишу, стоп. Ведь дом то мой не готов.

7.      «Пружинки»

Глазами рисуем пружинки сверху вниз, затем снизу вверх по 3-5 раз.

« Пружинка вниз, пружинка вверх. Кружусь, кружусь, остановлюсь.

8.      «Зигзаги».

Глазами рисуем зигзаги. Рисуются горизонтальные пружинки. « Пружинки длинные сейчас. Колечки закружились в раз. 1,2,3 - колечко - посмотри».

 

 

 

Приложение № 3

Дыхательные упражнения

1.      «Певец»

-Глубокий вдох. Руки поднимаются через стороны вверх.

-Задержка дыхания на вдохе.

-Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются.

-Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны, задержка дыхания.

-Медленный выдох с сильным звуком О-О-О. Обнять себя за плечи.

-Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди.

-Задержка дыхания.

-Медленный выдох сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз,  голова на грудь.

2. «Ракета»

-Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки – руки через стороны вверх, ладони сомкнуть.

-Задержите дыхание, потянитесь с силой в не-бо, поднимаясь на носки и удерживая равновесие ( подготовка ракеты к старту).

-Медленно выдохните с открытым,  свободным,  длинным звуком ААААА, опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню.

-Затем снова сделайте глубокий вдох через нос, также  потянитесь и задержите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко А.

3. «Паровоз».

-Руки согнуты в локтях, ладони в кулак.

-Вращательные движения кулачками.

-На каждое вращательное движение вдох и на  выдохе «Чух-чух».

4. «Баян».

-Руки перед грудью согнуты в локтях ( имитация  позы баяниста).

-Глубокий вдох через нос – руки медленно растягиваются, имитируя движения баяниста.

-Задержка дыхания на несколько секунд.

-Выдох через рот со звуком А-А-А-А, руки медленно сжимаются, возвращаясь в исходное положение.

5. «Буря».

-Руки вверху. Вдох.

-На звук  «У-У-У-У» дети как можно дольше  тянут на выдохе.

-Руки качаются.

-Вдох вниз.

6. «Филин».

-Руки в стороны, как крылья птицы.

-Вдох носом и крылья поднимаются.

-Выдох ртом и звук «УФ» опускаются.

7. «Мотор».

-Руки перед собой в позиции винта.

-Вдох и выдох и начинается движение мотора.

-Задержка дыхания и движение рук со звуком «Ж-Ж-Ж-Ж».

-Выдох.

8. «Дровосек».

-Руки опущены вниз, сцеплены в замок.

-Медленный вдох через нос, руки, сцеплены в замок, поднимаются над головой.

-Задержка дыхания.

-Резкий выдох через рот со звуком «У» - руки резко опускаются вниз, имитируя движения топора.

9. « Гром».

-Руки на пояс.

-Вдох, одна рука вверх.

-Выдох, вторая рука вверх.

-Задержка дыхания, руки сгибаются в локтях и обхватывают локти.

-Произносится звук «Бум-бум-бум».

-Руки вниз.

10. «Носик»

-Дети дышат носом.

-задержка дыхания и снова дышат носом.

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………

Особенности развития детей с тяжелой патологией зрения…………

Основные направления диагностики незрячего ребенка…………….

Организация коррекционно-развивающего процесса………………..

Примерное тематическое планирование. Социально-бытовая

ориентировка…………………………………………………………....

Словарь специальных терминов и понятий…………………………...

Список литературы……………………………………………………..

Приложение №1. Игры на развитие социальной адаптации и навыков

Общения…………………………………………………………………..

Приложение №2. упражнения для развития зрительных функций…...

Приложение №3. Дыхательные упражнения……………………………

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010