Автор:
Орлова Людмила Федоровна
Методические рекомендации составлены учителем-дефектологом (тифлопедагогом) муниципального дошкольного образовательного учреждения №144 «Детский сад компенсирующего вида» города Кемерово Орловой Людмилой Федоровной. В данных методических рекомендациях представлена важнейшая проблема современного общества – интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием. Определена структура и последовательность коррекционно-педагогического сопровождения незрячего ребенка среди сверстников
Статья:Целью данной работы является - успешная интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием. Достижение цели решается через следующие задачи:
- Помочь незрячему ребенку адаптироваться к условиям детского сада и лечебно-восстановительному процессу;
- Формировать у ребенка адекватное представление об окружающем мире на основе остаточного зрения и сохранных анализаторов;
- Развивать у ребенка умение осмысливать и отражать в речи воспринимаемые им предметы, их признаки, свойства, качества;
- Формировать потребность в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- Развивать у ребенка зрительно-пространственную адаптацию;
- Расширять совместную работу педагогов и родителей.
Для организации и осуществления целенаправленной помощи незрячему ребенку в методической разработке автор раскрывает особенности развития детей с тяжелой зрительной патологией, предлагает основные направления диагностики незрячего ребенка. По результатам диагностики предлагается организация коррекционно-развивающего процесса через составление программы индивидуального сопровождения незрячего ребенка.
Методические рекомендации адресованы учителям-дефектологам (тифлопедагогам), тифлопсихологам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, а также родителям дошкольников с патологий зрения.
Автор-составитель:
учитель-дефектолог (тифлопедагог) Орлова Л.Ф.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 144
«Детский сад компенсирующего вида»
Интеграция незрячего ребенка
дошкольного возраста
в группу детей с амблиопией и косоглазием.
Методические рекомендации
Кемерово 2010
Автор-составитель
Орлова Людмила Федоровна - учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МДОУ № 144
«Детский сад компенсирующего вида»
Рецензенты: Лысова И.А.- кандидат медицинских наук, доцент кафедры специальных дисциплин ГОУ «КРИРПО»
Загляда И.Г.- зам.директора по образовательной деятельности МОУ «ЦДиК», учитель-дефектолог.
В методических рекомендациях представлена важнейшая проблема современного общества – интеграция ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (незрячего ребенка - тотально слепого или с остаточным зрением) в группу детей с амблиопией и косоглазием. Предложенные технологии позволят незрячему ребенку успешно адаптироваться в социуме.
Данная методическая разработка адресована учителям-дефектологам (тифлопедагогам), тифлопсихологам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, а также родителям дошкольников с патологией зрения.
Введение
Проблема социальной и образовательной интеграции незрячих и слабовидящих детей все чаще встает перед родителями и педагогами. В последние годы прослеживается увеличение числа детей с тяжелой врожденной патологией зрения, повлекшей за собой инвалидность ребенка. Дети этой категории, как правило, нуждаются в постоянной квалифицированной медицинской и педагогической помощи. К сожалению, родители часто остаются с проблемой своего ребенка один на один и не знают, куда им обратится за квалифицированной педагогической помощью, как помочь правильно развиваться своему ребенку.
В специализированных дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с нарушением зрения, внедряются новые альтернативные коррекционно-педагогические формы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (детям – инвалидам).
Поиск инновационных подходов к разработке педагогических технологий: это группы кратковременного пребывания при дошкольном учреждении, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, посещающих дошкольное учреждение и интеграция незрячих детей в группу детей с амблиопией и косоглазием.
Внедрение таких технологий позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптироваться в социуме. Согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в Российской Федерации интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму обучения.
Подлинная интеграция предполагает организацию в образовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Для подлинной интеграции необходимо преодолеть следующие препятствия:
- привлечение в дошкольные образовательные учреждения и школы большого числа специалистов (логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов);
- расширение сети центров и специальных коррекционных учреждений, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ограниченными возможностями здоровья;
- терпимое отношение (толерантное) российского населения к детям-инвалидам.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Представленные методические рекомендации помогут обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение незрячего интегрированного ребенка.
Данная методическая разработка адресована тифлопедагогам и тифлопсихологам, а также педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля), которые работают с детьми, имеющими зрительную патологию.
Цель:
успешная интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием.
Задачи:
- помочь незрячему ребенку адаптироваться к условиям детского сада и лечебно-восстановительному процессу;
- формировать у ребенка адекватное представление об окружающем мире на основе остаточного зрения и сохранных анализаторов;
- развивать у ребенка умение осмысливать и отражать в речи воспринимаемые им предметы, их признаки, свойства, качества;
- формировать потребность в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- развивать у ребенка зрительно-пространственную адаптацию;
- расширять совместную работу педагогов и родителей.
Практическая значимость:
Адекватное и эффективное вхождение незрячего ребенка в социум, коррекция и компенсация нарушений развития данного ребенка.
Особенности развития детей с тяжелой патологией зрения.
Развитие незрячего ребенка дошкольного возраста тесно связано с его воспитанием и обучением. Слепой ребенок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями об окружающей действительности.
В развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
1. Слепой дошкольник отстает в развитии по сравнению с нормально видящим ребенком. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Такое отставание обусловлено меньшим и бедным запасом образных представлений, недостаточной упражняемостью по двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
2. Процесс развития нормально видящего ребенка неравномерен. В разные периоды жизни детей темп их развития различен. Темп развития слепого ребенка также неравномерен в различные периоды его жизни. Однако периоды развития слепых детей не совпадают с периодами зрячих детей. Несовпадение развития зрячих и слепых детей связано с тем, что слепому приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, не свойственные зрячим. До того времени, пока у слепого ребенка не выработают способы компенсации слепоты, способы познания окружающих предметов на суженной основе, представления, полученные им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
3. Следующей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что психические процессы и качества личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие, которые напрямую связаны со зрением, медленнее (движение, овладение пространством). Диспропорциональность вызвана отсутствием приемов и способов компенсации, основанных на зрительной информации.
Отсутствие зрения вызывает значительное уменьшение количества воспринимаемых ребенком раздражений. Множество предметов окружающего мира и их качеств недоступно познанию слепого ребенка, в связи с этим его представления о них бедны, а порой и искажены.
Внутренний мир слепого ребенка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых двигательный.
Темп развития слепых детей изменяется в зависимости от того, насколько они овладеют компенсаторными приемами.
Основные направления диагностики незрячего ребенка
При поступлении незрячего ребенка в детский сад специалисты образовательного учреждения изучают медицинскую документацию ребенка, проводят тщательный опрос родителей и описывают анамнез, а также проводят диагностику по основным параметрам познавательной сферы, социально-бытовой ориентировке и эмоционально-волевых качеств. Проводимое обследование позволяет получить представление о развитии ребенка, имеющихся трудностях и его потенциальных возможностях.
В процессе первичного обследования выявляется:
- уровень навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки;
- уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности (предметно-практической, игровой, учебной);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми, взаимодействовать с ними;
- уровень сформированности восприятия (какое преобладает?), других психических процессов;
- состояние общей моторики, позы и походки ребенка и его возможности совместной ориентировки со зрячими (взрослыми и сверстниками).
Организация коррекционно-развивающего процесса
По результатам диагностики составляется программа индивидуального ПМП сопровождения незрячего ребенка (пошаговая), которая утверждается на педагогическом совете ДОУ или ПМПк.
При организации коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, обусловленные его личностными психологическими качествами, а также особенностями зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состояния здоровья.
Коррекционно-развивающая работа с незрячим ребенком проводится всеми специалистами учреждения, связующим звеном является тифлопедагог.
Специалистами сопровождения проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком по профилю своей деятельности.
Специалисты изготавливают пособия для индивидуальной работы с незрячим ребенком, информируют родителей о результатах коррекционной работы с ребенком, обучают их специальным способам организации игровой деятельности, и организации проведения свободного времени ребенка. Организовывают мастер-классы для воспитателей и родителей по использованию специальных коррекционных методов и приемов, проводят беседы, лекции, выпускают газеты, буклеты и другую наглядную информацию.
На психолого-медико-педагогическом консилиуме отслеживается пошаговая результативность сопровождения незрячего ребенка в дошкольном учреждении и планируется его дальнейшее сопровождение.
Социально-бытовая ориентировка
Примерное тематическое планирование
№ |
тема |
кол-во часов |
кол-во занятий |
игры и упражнения, используемые на занятиях |
1 |
Знакомство 1.«Привет». 2. « А кто сегодня к нам пришел?». 3.«Я и моя семья» |
1час |
3 занятия по 20 минут |
Игры: «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу». Упражнения: дыхательная и зрительная гимнастика |
2 |
Встреча друзей. 1.«Найди пару». 2.«Улыбка». 3 «Твой голосок». 4. «Твои руки». |
1 час 30 мин. |
4 занятия по 20 минут |
Игры: «Найди себе пару», «Поздоровайся», «Паровозик дружбы», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу», «Клубок». Упражнения: 1.Дыхат.гимнастика: «Певец», «Насос». 2. Зрительная гимнастика: «Огонек», «Шарики». |
3 |
Здравствуй группа 1. «Это группа». 2. «Здесь приемная». 3. «Здесь спальня». 4. «Это туалетная комната». 5-6. « К нам приехали игрушки».
|
2 час
|
6 занятия по 20 минут |
Игры: «Путешествие по группе», «Кто пришел в гости?», « Узнай на ощупь», «Подари игрушку», «Помоги построить дом». Упражнения: 1. Дыхательная гимнастика: «Певец», «Паровоз», «Ракета». 2.Зрительная гимнастика: «Рисуем глазами», «Огонек». 3. Ориентировка в пространстве: «Пройди и найди».
|
4 |
Какой большой он детский сад. 1 «Это коридор» 2. «Здесь кухня» 3. «Это зал». 4. «Здесь медицинский кабинет» и т.д. |
2 часа |
6 занятий по 20 минут |
Игры: « Путешествия по детскому саду», «Кукла Маша заблудилась», « Интервью», «Узнай, кто пришел в гости». Упражнения: 1.Дыхательная гимнастика: «Ветер», «Филин», « Пароход гудит». 2. Зрительная гимнастика: «Рисуем домик», « Рисуем фигурки» 3.Ориентировка в пространстве: «Найди», « Стоп иди». |
5 |
Игра. 1.«Узнай». 2. «Солнышко в ладошке». 3. «Найди» |
1 час |
3 занятия по 20 минут |
Игры: «Кто пришел в гости?», «Мягкий- твердый», «Подари игрушку», «Минутка шалости». Упражнения: 1.Дыхательная гимнастика: «Певец», «Ветер», «Дровосек». 2.Зрительная гимнастика: « рисуем квадрат», «Отгадай, где играет огонек». |
6 |
Я и мое тело. 1. «Что это?». 2. «Зачем нужны руки? (ноги)». 3. «Что ты делаешь правой (левой) рукой?» и т.д. |
1 час |
3 занятия по 20 минут |
Игры: «Солнышко», «Маленькие лучики», «Могу-умею». Упражнения: 1.Дыхательная гимнастика: «Ракета», «Гром». 2.Зрительная гимнастика: «Проведи взглядом». 3.Ориентировка в пространстве: «Стрелки»
|
7 |
Кто я? 1. «Я росту и изменяюсь». 2. «Я уже многое умею». 3. «Я - мальчик, я - девочка». 4. «Какие девочки – какие мальчики!?» |
1 час 30 минут |
4 занятия по 30 минут |
Игры: «Солнышко», «Я –маленький, я – большой», « Я росту», «Могу – умею» Упражнения: 1.Дыхательная гимнастика: «Пароход», «Гудок». 2. Зрительная гимнастика: «Рисуем глазами». 3.Ориентировка в пространстве: «Пройди и найди».
|
8 |
Ручеек дружбы. 1.«Радость». 2. «Шалость». 3. «Вместе». |
1 час |
3 занятия по 20 мнут |
Игры: «Ручеек», «Вместе звездочку рисуем», «Минута шалости». Упражнения: 1.Дыхательная гимнастика: «Буря», «Баян», «Мотор». 2. Зрительная гимнастика: «Рисуем фигуры». 3. Ориентировка в пространстве: «Найди», «Стоп-иди». |
|
всего: |
11 часов |
32 занятия |
|
Конспекты специальных коррекционных занятий
по социально-бытовай ориентировке с незрячим ребенком
Блок №1 «Знакомство»
Занятие №1 «Привет»
Программные задачи:
- Снять эмоциональное напряжение ребенка.
- Вызвать интерес и желание приветствовать друг друга.
- Развивать слуховую и тактильную память незрячего ребенка.
Материал к занятию.
Комплект мягких звуковых игрушек (кошка, собачка, петушок и др.).
Волшебная коробочка, мяч.
Ход занятия.
Организационный момент. Педагог входит в группу и приветствует детей:
«Здравствуйте дети! Какой сегодня замечательный день, солнышко ласково нам улыбается, протягивает свои яркие лучики и говорит нам ПРИВЕТ.
Игра «Мяч по кругу». Детям предлагается, передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу и сказать «привет».
Основная часть.
Педагог подходит к незрячему ребенку с волшебной коробкой в руках.
- Привет Катя! Как дела? Какое у тебя настроение? Ты солнышку сказала «привет»? Молодец! Солнышко тебе улыбается и тоже шлет «привет».
- Педагог предлагает ребенку потрогать волшебную коробку и открыть ее. В коробке находятся мягкие игрушки. Предлагается достать игрушки по одной, ощупать их руками и послушать, как они говорят.
- Это мои друзья, они все рады с тобой познакомиться, приветствуют тебя и говорят: «Привет Катя! Поиграй с нами».
Зрительная и слуховая гимнастика (см.приложение.
Закрой глаза и послушай, кто тебя зовет. Раздается голос игрушек поочередно, ребенок называет игрушку.
Итог занятия.
Занятие №2 «А кто сегодня к нам пришел?»
Программные задачи:
1. Снять эмоциональное напряжение ребенка.
2. Помочь детям группы и незрячему ребенку в выражении чувства, связанного с собственным именем, используя вербальные и невербальные средства.
3. Формировать позитивное отношение к своему имени.
Материал к занятию.
Мягкая игрушка, зеркальце для каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент. Педагог входит в группу и приветствует детей.
- Доброе утро дети! Давайте встанем в круг, возьмем, друг друга за руки и поиграем.
Основная часть.
Игра «Кто к нам пришел?» Дети двигаются по кругу со словами взрослого: « Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может, Саша пришел? Может, Маша пришла? (называются имена детей). Дети вместе отвечают: да или нет, незрячий ребенок находится рядом с педагогом и также как все дети называет свое имя.
Игра «Назови свое имя». Детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя. Начинает игру незрячий ребенок, а когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: «Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!»
Дыхательная и зрительная гимнастика ( см. приложение).
Детям предлагается взять зеркальце и сесть на стульчики.
- Дети посмотрите внимательно друг на друга. Вы похожи?
- Чем вы похожи?
- Что у вас общего? (ответы детей).
- Назовите, чем мы отличаемся друг от друга ( ответы детей).
Итог педагога. У всех нас есть руки, ноги, туловище, голова, уши, нос, рот.
(показывает вместе с незрячим ребенком части тела) Этим мы все похожи. Но мы и отличаемся друг от друга внешностью. Например, ростом, цветом волос и глаз, формой носа и т.д.
Характеры тоже у всех разные: одни из нас шумные, другие подвижные, спокойные, задумчивые. Это здорово, что мы такие разные! Поэтому нам весело и интересно вместе. А еще у каждого есть свое собственное имя.
- Давайте посмотрим в зеркало и произнесем свое имя.(Начинает незрячий ребенок при помощи педагога).
- Назовите свое полное имя. (Ответы детей)
- Как вас называют ласково? (Ответы детей)
- Молодцы! Наше занятие окончено.
Итог занятия.
Занятие №3 «Я и моя семья».
Программные задачи:
1. Дать ребенку представление о семье, как о людях живущих вместе (мама, папа, дети и др.)
2. Учить называть свое имя и фамилию, говорить, как зовут маму и папу , называть имена своих близких ласково.
3. Развивать коммуникативные способности, внимание, память.
Материал к занятию.
Мяч, дидактическая игра «Я и мое имя», медвежонок.
Ход занятия.
Организационный момент. Тифлопедагог приглашает незрячего ребенка на занятие в кабинет. В кабинете ребенка ждет медвежонок Кузя, он очень любит, когда к нему приходят дети, играют и занимаются с ним.
Основная часть.
Предложить ребенку поиграть с Кузей в мяч. Прокатывая мяч друг другу называть имена детей.
Рассказать: С кем ты живешь? Как зовут маму и папу? Есть ли бабушки и дедушки? Как их зовут? Сколько человек в семье? Любимое занятие всех членов семьи? Как ласково они называют друг друга? Какие дарят подарки?
Зрительная и дыхательная гимнастика (см. приложение).
Дидактическая игра «Я и моя семья». Ребенку предлагаются крупные карточки с выпуклым изображением дедушки и бабушки, мамы и папы, девочки и мальчика. Ощупать их, если может рассмотреть и разложить парами в соответствии с возрастом. Медвежонок Кузя помогает ребенку и хвалит его. Молодец! Замечательная семья получилась.
Итог занятия.
Блок №2. «Встреча друзей».
Занятие №1. «Найди пару»
Программные задачи:
1. Формировать у детей способы взаимодействия друг с другом.
2. Развивать общую моторику и пространственную ориентировку.
Материал к занятию.
Картинки с выпуклым изображением котят, щенят, жеребят, цыплят.
Аудио кассета с музыкой из мультфильмов.
Ход занятия.
Организационный момент. На занятие приглашается незрячий ребенок и ребенок с амблиопией и косоглазием. Дети идут в кабинет, держась за руки, при входе в кабинет здороваются с медвежонком Кузей и готовы выполнять его задания.
Основная часть.
Игра «Найди себе пару».
Детям предлагается выбрать картинки с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей (желательно ребенку с амблиопией и косоглазием) предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Другой ребенок вместе с педагогом, отгадывают какое животное, было изображено и они все вместе изображают животных под музыку(котята, щенята, цыплята, жеребята. Незрячий ребенок выполняет задание под руководством педагога.
Дыхательная гимнастика «Певец».
Зрительная гимнастика «Огонек».
Итог занятия.
Занятие №2 «Улыбка»
Программные задачи:
1. Формировать неречевые средства общения, развивать мышечный аппарат экспрессивных зон лица.
2. активизировать эмоциональную память.
3. развивать положительное отношение друг к другу.
Материал к занятию.
Клубок ниток, бубен.
Ход занятия.
Организационный момент. Педагог входит в группу, приветствует детей и предлагает поиграть с клубком ниток.
Основная часть. Игра «Клубок».
Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь ведущего. Незрячий ребенок находится рядом с педагогом.
Зрительная и дыхательная гимнастика (см. приложение).
Игра «Подари улыбку другу».
Дети стоят в кругу, педагог предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться под музыку бубна и снова найти себе пару, но уже другую.
Детям предлагается повторить движения за словами, которые произносит незрячий ребенок: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, собрали в кулачок солнечный лучик и отдали друг другу». (если незрячий ребенок затрудняется педагог помогает ему)
Итог занятия.
Занятие №3 «Твой голосок». Занятие №4 «Твои руки».
Программные задачи:
1. Формировать умение ориентироваться в пространстве на слух.
2. упражнять в определении источника звука.
3. развивать тактильную память.
4. Упражнять умение описывать свои впечатления через тактильные и слуховые ощущения.
5. Развивать коммуникативные способности.
Материал к занятию.
Коробка с игрушками ( котик, собачка, петушок, мышка и др.), фонограмма голосов животных.
Ход занятия.
Беседа с ребенком о том, каких животных он знает.
Предложить определить на ощупь животных, которые находятся в коробке, и пропеть их голосом. Игра «Чей голосок».
Дыхательная гимнастика (см. приложение).
Игра с подгруппой детей и незрячим ребенком «Узнай по голосу».
Зрительная гимнастика (см. приложение).
Игра «Твои руки». Дети стоят в кругу, один ребенок с закрытыми глазами касается своими ладошками ладошек детей. Затем он рассказывает, какие ладошки на ощупь: «Мягкие, теплые , шершавые, гладкие, холодные и т.д.»
Игра продолжается по кругу. Незрячему ребенку предложить проиграть два раза.
Итог занятия.
Блок № 3 «Здравствуй группа».
Данный блок включает 6 занятий, которые направлены на знакомство с расположением комнат в группе: групповая комната, спальня, приемная, туалетная комната.
Программные задачи:
1. Учить незрячего ребенка безопасному движению по группе, используя остаточное зрение и сохранные анализаторы.
2. Упражнять в узнавании и назывании разных комнат группы.
3. Учить отвечать на вопросы и выполнять инструкции взрослого: Что ты видишь?, Что ты слышишь?, Где мы сейчас находимся?, Иди в ту сторону, где звенит колокольчик, и т.д.
Материал к занятиям.
Звуковые игрушки, мягкие игрушки, машинки, кубики и др. знакомые игрушки.
В ходе занятий используются игры: «Путешествие по группе», «Кто пришел в группу?», «Узнай на ощупь», «Подари игрушку», «Помоги построить дом», а также дыхательные и зрительные гимнастики.
Блок №4. «Какой большой он детский сад»
Данный блок содержит 6 занятий, которые направлены на знакомство с расположением различных помещений детского сада: коридор, кухня, зал, медицинский кабинет, кабинеты тифлопедагога и логопеда и др.
Программные задачи:
1. Учить безопасному движению незрячего ребенка в помещениях детского сада, используя остаточное зрение и сохранные анализаторы.
2. Упражнять в узнавании и назывании различных помещений детского сада.
3. Формировать умение отвечать на вопросы и выполнять инструкции взрослого.
5. Развивать зрительную и слуховую память, ориентировку в пространстве, формировать двигательную активность.
Материал к занятиям.
Волшебный клубок, кукла Маша, мягкие игрушки, звуковые игрушки.
В ходе занятий используются игры: «Путешествие по детскому саду», «Кукла Маша заблудилась», «Интервью», «Узнай, кто пришел в гости», а также дыхательные и зрительные гимнастики.
Блок № 5. «Игра»
Занятие №1. «Узнай»
Программные задачи:
1. Развивать внимание, слуховую память.
2. Развивать пантомимику – походка, имитация движения животных.
3.Развивать общую моторику и ориентировку в пространстве.
Материал к занятию.
Фонограмма детских песенок их мультфильмов, мягкие игрушки: медведь, заяц, лиса, мышка, кошка и др.
Ход занятия.
Организационный момент. Предложить незрячему ребенку открыть волшебную коробку, в которой находятся зверушки, рассмотреть, пощупать их и назвать.
Игра «Узнай, кто пришел в гости?»
Дыхательная и зрительная гимнастика (см. приложение).
Ребенку предлагается под музыку изобразить походку или движения животного, другой ребенок отгадывает. В конце занятия дети весело танцуют вместе с игрушками.
Итог занятия.
Занятие №2 «Солнышко в ладошке».
Программные задачи:
1. Формировать положительное эмоциональное чувство «вместе».
2. Развивать внимание, память, умение расслабляться.
3. Развивать ориентировку в пространстве.
4. формировать умение дарить подарки.
Материал к занятию.
Волшебная коробка, игрушки.
Ход занятия.
Организационный момент. Педагог входит в группу и предлагает поиграть в игру «Солнышко в ладошке».
Основная часть.
Дети встают в круг и повторяют движения со словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца посмотрели друг на друга и улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали друг другу». Затем дети меняются местами, игру продолжает незрячий ребенок.
Дыхательная и зрительная гимнастика (см. приложение).
Ира «Подари игрушку». Педагог предлагает подарить друг другу подарки.
- Какие слова надо сказать, чтобы было приятно?
Дети дарят игрушки друг, другу говоря при этом вежливые, ласковые слова.
Игра проходит в парах.
Итог занятия.
Занятие №3 «Найди».
Программное содержание:
1. Развивать осязательное восприятие.
2. Активизировать внимание, формировать умение слушать инструкцию.
3. Развивать ориентировку в пространстве.
Материал к занятию.
Мягкие и твердые предметы, объемные геометрические формы ( куб, цилиндр, призма, шар), бубен, корзинка.
Ход занятия.
Организационный момент. Незрячий ребенок приглашается в кабинет поиграть с медвежонком.
Основная часть. Медвежонок Кузя предлагает поиграть в игру «Мягкий -твердый». На столе лежат предметы, предлагается с закрытыми глазами определить, что лежит на столе.
- Какай предмет назови, мягкий или твердый скажи!
Зрительная гимнастика (см. приложение).
Игра «Минутка шалости». Предлагается пошалить вместе с мишуткой и по сигналу «Стоп» остановиться и выполнить задание.
- Найди красный куб, положи его в корзину и т.д. Если ребенок затрудняется, педагог выполняет задание вместе с ребенком.
Дыхательная гимнастика (см. приложение).
Итог занятия.
Блок №6. « Я и мое тело».
Данный блок содержит 3 занятия, направленные на знакомство незрячего ребенка со своим телом.
Программные задачи:
1. Знакомить ребенка с частями своего тела.
2. Учить узнавать с помощью остаточного зрения и осязания части своего тела и правильно называть их.
3. Упражнять ребенка в играх, раскрывающих функциональные возможности кистей рук.
4. Активизировать внимание, память, восприятие.
5. Развивать ориентировку в пространстве.
В ходе занятий работать перед большим зеркалом и использовать игры: «Могу – умею», «Солнышко», «Маленькие лучики» и др.
Проводить дыхательные и зрительные гимнастики (см.приложение).
Блок № 7. «Кто я?»
Данный блок содержит 4 занятия, направленные на закрепление знаний незрячего ребенка представлений о человеческом облике, функциональных возможностях тела человека.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить незрячего ребенка с собственным телом.
2. Продемонстрировать его функциональные возможности (что можно делать руками, ногами и т.д.).
3. Активизировать свое «Я».
5. Развивать представление о себе сейчас и в будущем.
6. Развивать коммуникативную деятельность, творческое воображение.
В ходе занятий рекомендовано использовать большое зеркало и использовать игры: «Солнышко», «Я – маленький, я – большой», «Я расту», « Могу - умею» и др.
Проводить зрительные и дыхательные гимнастики (см. приложение).
Блок № 8. «Ручеек дружбы».
Данный блок содержит 3 занятия, направленные на формирование у незрячего ребенка навыка сотрудничества, развитие чувства уверенности в партнере, чувства дружелюбия.
Программные задачи:
1. Развивать чувство взаимопонимания, коммуникативные качества, чувства дружелюбия.
2. Развивать чувство уверенности в партнере.
3. Активизировать внимание, память, Восприятие, воображение.
4. Развивать ориентировку в пространстве, общую и мелкую моторику.
В ходе занятий стремиться снять эмоциональное напряжение, использовать игры: «Ручеек», «Вместе звездочку рисуем», «Минута шалости», «Доброе животное» и другие.
Проводить дыхательные и зрительные гимнастики (см. приложение).
Словарь специальных терминов и понятий
Абилитация (пригодность, способность) - комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма, способностей индивида, естественное становление которых затруднено в силу болезни, дефекта, с целью социальной интеграции инвалида.
Адаптация (приспособление)- приспособление организма к природным, производственным социальным и бытовым условиям.
Аккомодация глаза - процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него.
Амблиопия – понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.
Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, заболеваниями и вследствии этого нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания.
Брайля шрифт – рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых.
Дезадаптация – расстройство способности приспособления организма к изменившимся условиям существования, а также сам факт отсутствия такого приспособления.
Дефект (недостаток) – изъян, недостаток, отсутствие целостности ткани, органа или функции в организме.
Диагностика (способный распознать) – определение актуальных и потенциальных особенностей психического развития.
Динамика – изменение чего-либо в течение наблюдения; отражает, на пример, характер изменения физиологических, клинических психологических показателей.
Инвалид (бессильный, слабый) – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (вследствие дефекта) возможности осуществлять определенные действия таким образом и в такой мере, которые принято считать нормальными.
Интегрированное обучение аномальных детей – обучение в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми при наличии индивидуальных средств коррекции дефекта.
Компенсация функций (уравновешивание, возмещение) – полное или частичное возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования функций.
Коррекционное развитие – исправление недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и моторных механизмов компенсации дефекта.
Незрячий – наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Понятие незрячий нередко применяется как сионим понятия слепой.
Обучаемость – характеристика интеллектуальных свойств человека по критерию его способностей к усвоению новых знаний и умений, а также способов и приемов учебной деятельности.
Ограничение возможностей физических – один из компонентов ограничения жизнедеятельности, наступающей вследствие нарушения здоровья.
Остаточное зрение - функциональное зрение, которым инвалид по зрению в состоянии пользоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Патология – любое отклонение от анатомической, физиологической или психологической нормы, а также раздел медицины, эти отклонения изучающий.
Сенсорика - комплекс ощущений, получаемых человеком с помощью сохранных органов чувств. Развитие сенсорики – одно из средств компенсации дефекта органов чувств.
Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования от ближайшего окружения (например, семья) до человечества в целом.
Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.
Тактильный – воспринимаемый через ощущения от прикосновения.
Тифлопедагогика – часть коррекционной педагогики, занимающаяся проблемами обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, подростков и взрослых.
Тифлопсихология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением.
Тифлореабилитолог – специалист по реабилитации слепых и слабовид
Список литературы
1. Воспитание и обучение слепого дошкольника (текст) / Под ред. Л.И.Солнцевой Е.Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями).- М.: ООО ИПТК «Логос», 2006.
2. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (текст): Методические рекомендации.- Верхняя Пышма, 1997.
3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения (текст): Методическое пособие.- М.: Экзамен, 2006.
4. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих (текст). М.: Советский спорт, 1992.
5. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки (текст).- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
6. Малофеев Н.Н., ШматкоН.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // В кн.: «Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г.-М.: Права человека, 2001г.
7. Мурашко В.В. Эстетическое воспитание слепых и слабовидящих как фактор их социальной интеграции // научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей.- М.: Знание, 2001.
8. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении (текст)./ под ред. Л.И.Солнцевой.- М.: ИПТК. Логос // ВОС, 2001.
9. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением .- С-Пб.: Образование, 1995.
10. Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения (текст).- М.: 1995.
11. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.- М.: 1998.
12. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. 1997.№2.
13. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста (текст).- М.: Педагогика, 1980.
Приложение №1.
Игры на развитие социальной адаптации и навыков общения.
1. «Кто к нам пришел?»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: детям предлагается встать в круг, со словами ведущего-взрослого: «Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может, Саша пришел? Может, Маша пришла? (называют все имена детей). Дети вместе отвечают, называя свои имена.
2. «Назови свое имя»
Цель: познакомить друг с другом и объединить детей в группу.
Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу называть свое имя. А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: «Вот нас сколько, вместе мы! Ай да мы молодцы!»
3. «Мяч по кругу»
Цель: развитие коммуникативных способностей, развитие внимания и общей координации.
Описание игры: детям предлагается, передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу и сказать добрые, ласковые слова.
4. «Паровозик дружбы»
Цель: Объединение детей в группу.
Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши, называет в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» - это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс, и они вместе идут по кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши, и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.
5. «Поздоровайся!»
Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания, развитие речевой интонации.
Описание игры: детям предлагается поздороваться (улыбнуться, глядя в глаза, используя жесты). Затем предлагается попрощаться.
6. «Клубок»
Цель: формирование неречевых средств общения, развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица, формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.
Описание игры: дети сидят в кругу на ковре. Ведущий предлагает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь ведущего.
7. «Подари улыбку другу»
Цель: развитие мимики, активизация эмоциональной памяти, развитие положительного отношения друг к другу.
Описание игры: дети стоят в кругу, ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.
8. «Узнай по голосу»
Цель: Развитие речевой интонации, слуховой памяти и внимания.
Описание игры: дети сидят на ковре, один из детей садится спиной к остальным. Дети зовут его «по – разному», ребенок отгадывает по голосу, кто его зовет.
9. «Узнай, кто пришел в гости?»
Цель: развитие внимания, памяти, развитие пантомимики – походка, имитация движений животных.
Описание игры: детям предлагается изобразить походку человека или как движется животное. А все остальные дети отгадывают.
10. Мягкий – твердый»
Цель: развитие осязательного восприятия.
Описание игры: детям предлагается надеть темные очки и определить, что лежит на столе. «Какой предмет назови, мягкий или твердый скажи!»
11. «Минутка шалости»
Цель: активизация внимания, формирование умения слушать инструкцию.
Описание игры: детям предлагается пошалить по сигналу «Стоп» остановиться и выполнить задание: Найти красный кубик; Сесть на пол; Взяться за руки.
12. «Подари игрушку»
Цель: развитие положительных качеств, формирование умения дарить подарки.
Описание игры: предлагается предложить. Что надо подарить подарок. Какие слова надо сказать, чтобы было приятно. Дети играют в парах.
13. «Солнышко»
Цель: формирование положительного эмоционального чувства «вместе», развитие умения расслабляться.
Описание игры: детям предлагается повторить движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг, на друга улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».
14.«Помоги построить дом»
Цель: развитие взаимопонимания и умения договариваться, формирования навыка сотрудничества, развитие мелкой моторики.
Описание игры: в парах детям предлагается построить дом. Дети стараются делать все слаженно. Дом должен получиться красивым и
непохожем на другие дома. Дети рассказывают как они строили. Было трудно или нет.
15.«Кто за кем?»
Цель: развитие пантомимических движений по воображению, активизация внимания.
Описание игры: детям предлагается встать друг за другом и запомнить, кто за кем стоял. По сигналу все разбегаются, по второму сигналу надо построиться друг за другом.
16. «Огонек»
Цель: развитие активного внимания, памяти.
Описание игры: детям предлагается закрыть глаза. Открыть по сигналу «Огонек» и сказать, что изменилось в комнате. Ведущий меняет положение предметов, вещей.
17. « Интервью»
Цель: развитие мимики и пантомимики, активизация мыслительной деятельности.
Описание игры: детям предлагается выбрать фотографию с деятельностью людей из серии «Профессии», и представить себя в роли одного из взрослых и рассказать. Выбирается корреспондент, который будет брать интервью.
Приложение № 2.
Упражнения для развития зрительных функций.
1. «Огонек».
Глазами ищем огонек и следим за ним. Зафиксировав подбородок руками.
Горизонтальные движения осуществляются плавные в одну и в другую сторону по стене. Движение со словами « Огонек рисует, тонкую дорожку. Огонек уходит , плавно , понемножку».
2. «Утро – вечер».
Глаза открыли на команду «Утро». Закрыли на команду «Вечер».
3. «Шарики»
Зафиксировать подбородок руками. Глазами следить за огоньком, который рисует шарики. « Шарики круглые , шарики славные. Шарик один, шарик –два. Шарик считай, не зевай».
4. «Рисуем глазами солнышко»
Зафиксировать подбородок руками. Рисуем солнышко. Рисуем в одну сторону. Затем в другую. Голова неподвижна.
5. « Рисуем фигуры»
Движения за огоньком лазерной указки. «Рисую, что я захочу. Рисую ,что еще могу. Вот полоса, а вот еще. Кривая линия и все.»
6. «Рисуем домик».
Лазерной указкой рисуем домик. Сначала прямоугольник, затем крыша. «Хочу я дом нарисовать, чтоб в гости всех друзей позвать. Татьяну, Костю, Мишу, стоп. Ведь дом то мой не готов.
7. «Пружинки»
Глазами рисуем пружинки сверху вниз, затем снизу вверх по 3-5 раз.
« Пружинка вниз, пружинка вверх. Кружусь, кружусь, остановлюсь.
8. «Зигзаги».
Глазами рисуем зигзаги. Рисуются горизонтальные пружинки. « Пружинки длинные сейчас. Колечки закружились в раз. 1,2,3 - колечко - посмотри».
Приложение № 3
Дыхательные упражнения
1. «Певец»
-Глубокий вдох. Руки поднимаются через стороны вверх.
-Задержка дыхания на вдохе.
-Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются.
-Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны, задержка дыхания.
-Медленный выдох с сильным звуком О-О-О. Обнять себя за плечи.
-Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди.
-Задержка дыхания.
-Медленный выдох сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
2. «Ракета»
-Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки – руки через стороны вверх, ладони сомкнуть.
-Задержите дыхание, потянитесь с силой в не-бо, поднимаясь на носки и удерживая равновесие ( подготовка ракеты к старту).
-Медленно выдохните с открытым, свободным, длинным звуком ААААА, опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню.
-Затем снова сделайте глубокий вдох через нос, также потянитесь и задержите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко А.
3. «Паровоз».
-Руки согнуты в локтях, ладони в кулак.
-Вращательные движения кулачками.
-На каждое вращательное движение вдох и на выдохе «Чух-чух».
4. «Баян».
-Руки перед грудью согнуты в локтях ( имитация позы баяниста).
-Глубокий вдох через нос – руки медленно растягиваются, имитируя движения баяниста.
-Задержка дыхания на несколько секунд.
-Выдох через рот со звуком А-А-А-А, руки медленно сжимаются, возвращаясь в исходное положение.
5. «Буря».
-Руки вверху. Вдох.
-На звук «У-У-У-У» дети как можно дольше тянут на выдохе.
-Руки качаются.
-Вдох вниз.
6. «Филин».
-Руки в стороны, как крылья птицы.
-Вдох носом и крылья поднимаются.
-Выдох ртом и звук «УФ» опускаются.
7. «Мотор».
-Руки перед собой в позиции винта.
-Вдох и выдох и начинается движение мотора.
-Задержка дыхания и движение рук со звуком «Ж-Ж-Ж-Ж».
-Выдох.
8. «Дровосек».
-Руки опущены вниз, сцеплены в замок.
-Медленный вдох через нос, руки, сцеплены в замок, поднимаются над головой.
-Задержка дыхания.
-Резкий выдох через рот со звуком «У» - руки резко опускаются вниз, имитируя движения топора.
9. « Гром».
-Руки на пояс.
-Вдох, одна рука вверх.
-Выдох, вторая рука вверх.
-Задержка дыхания, руки сгибаются в локтях и обхватывают локти.
-Произносится звук «Бум-бум-бум».
-Руки вниз.
10. «Носик»
-Дети дышат носом.
-задержка дыхания и снова дышат носом.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………
Особенности развития детей с тяжелой патологией зрения…………
Основные направления диагностики незрячего ребенка…………….
Организация коррекционно-развивающего процесса………………..
Примерное тематическое планирование. Социально-бытовая
ориентировка…………………………………………………………....
Словарь специальных терминов и понятий…………………………...
Список литературы……………………………………………………..
Приложение №1. Игры на развитие социальной адаптации и навыков
Общения…………………………………………………………………..
Приложение №2. упражнения для развития зрительных функций…...
Приложение №3. Дыхательные упражнения……………………………