Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Учимся слышать вместе

Авторы:
Галкина Ирина Михайловна
Авитиди Марина Геннадьевна

Аннотация:

 В нашей стране операции по кохлеарной имплантации проводятся сравнительно недавно. В связи с этим возникает проблема послеоперационной реабилитации и обучения таких детей и поднимается вопрос о создании необходимой методической базы.

 Учителя-дефектологи с высшей квалификационной категорией  М.Г.Авитиди и И.М.Галкина в своей статье  представили краткую классификацию нарушений слуховой функции, изложили современные подходы к совместному обучению детей с кохлеарными имплантами, и детей общего развития. Поделились опытом организации  работы в интегрированных группах.

 Статья предназначена для сурдопедагогов, логопедов и других специалистов, занимающихся проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья:

 Один из страшных диагнозов, которого боятся все родители – это снижение слуха у ребенка в раннем возрасте, которое в будущем может отрицательно сказаться на формировании у него речи. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения малыш вообще не овладевает речью. И если из уст врача звучит приговор «глухота», мир, кажется, в эту минуту готов рухнуть: неужели кроха никогда не узнает, что такое музыка, не сможет ощутить все звуковые прелести этого мира, окажется навсегда отрезанным от нормально слышащих людей? Как помочь малышу в этой ситуации, как общаться с ним и как научить его жить в гармонии с окружающими здоровыми людьми?

Выявить нарушения слуха у малыша можно уже с первых дней жизни. Существуют определенные факторы риска, в силу которых у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, родителям рекомендуется, как можно раньше пройти специальное обследование. При раннем адекватном коррекционном воздействии тяжелые последствия могут быть уменьшены и даже преодолены.

Факторы риска нарушения слуха у ребенка:

Инфекционные или вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз и др.)

Токсикозы беременности

Асфиксия новорожденного

Внутричерепная родовая травма

Гемолитическая болезнь новорожденного

Недоношенность

Переношенность

Прием препаратов с отоксическим действием (ряд антибиотиков и другие сильнодействующие средства)

Наследственные заболевания

           К категории детей с нарушенным слухом относятся дети со стойким двусторонним нарушением слуха. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся разными степенью и характером снижения слуха, временем, когда произошло его  снижение, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии и, как следствие, разным уровнем речевого развития.

 

По состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.

По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:

Ранооглохшие – те, кто потерял слух на первом-втором году жизни;

Позднооглохшие – те, кто потерял слух после 3-5 лет или позже.

По наличию или отсутствию сложных (комплексных) отклонений в развитии детей можно отнести к одной из следующих групп:

Дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, могут заниматься в общеразвивающих группах.

Дети, имеющие сложные (комплексные) отклонения в развитии нуждаются в специально организованных условиях обучения.

В настоящее время появилась новая категория детей – дети с кохлеарными имплантами. Этим детям была проведена операция по вживлению электродов в улитку. И детям становится доступен мир звуков!

Задачами специального обучения таких детей является их полное развитие в соответствии с возрастом, формирование у них словесной речи как устной, так и письменной, и, как следствие, подготовка к школьному обучению. Путь становления речи таких  малышей должен стать максимально приближенным к тому, который проходят нормально слышащие дети. И тогда на смену неосознанным звукам придут первые слова, а затем и фразы. И пусть это произойдет несколько позже, чем у здоровых малышей, зато  ребенок научится понимать обращенную к нему речь и сможет общаться сам.

Неслышащие дети дошкольного возраста могут воспитываться в специальных детских садах и специальных группах при массовых дошкольных учреждениях. Но, по желанию родителей, неслышащие дошкольники могут воспитываться и дома, ведь мама всегда будет главным учителем для своей крохи. Коррекционная работа специалиста-сурдопедагога или педагога консультативной группы, которые обычно создаются при специальных дошкольных учреждениях, невозможна без кропотливой повседневной самоотверженной работы родителей. Самое главное – научиться понимать, чего хочет ребенок, и сразу же откликаться на его зов, чтобы кроха понимал, что с помощью голоса можно устанавливать контакт с окружающим миром. И если он состоится, то вы сможете научить вашего особого малыша чему угодно.

«Главная задача сурдопедагога – научить родителей развивать у ребёнка понимание речи и использование речи для общения не во время целенаправленных занятий, а при выполнении обычных дел, и не превращать жизнь ребёнка в непрерывное занятие. Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для общения с ребёнком.» И.В. Королёва.

Для слабослышащих и глухих дошкольников, владеющих фразовой

речью, а также для детей  с кохлеарными имплантами  в тольяттинских дошкольных учреждениях комбинированного типа существуют специальные интегрированные группы. Детский сад №189 «Спутник» работает по проблеме интегрированного обучения с 2004 года. В  условиях нашего детского сада возможно подобрать каждому ребёнку в зависимости от уровня его психофизического и слухоречевого развития полезную и возможную для него «долю» интеграции – от полной и постоянной до временной и частичной. Специалисты нашего учреждения разработали и успешно внедряют следующие модели интеграции:

1.Дети с нарушением слуха воспитываются и постоянно получают помощь сурдопедагога в массовой группе. Неслышащий ребенок нуждается в правильном речевом общении с учетом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что обеспечивает его полноценное психическое развитие.

2.В группах смешанного типа вместе воспитывают детей с нормальным и нарушенным слухом: 3-4 неслышащих ребенка и 8 слышащих детей. В группе работают учитель-дефектолог и воспитатели. Эти условия являются наиболее адекватными для воспитания детей с нарушенным слухом, начавших заниматься с младенчества, которые в результате коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников; а также для детей с кохлеарными имплантами.

3.Дети с нарушенным слухом воспитываются в специальных группах, однако часть занятий посещают в обычных массовых группах (по 1-2 ребенка приходят в массовую группу слышащих детей вечером на занятия по изобразительной или игровой деятельности, на физкультурные занятия).

 

Специалистами нашего детского сада разработаны и внедряются методические рекомендации к организации и проведению совместного обучения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей в норме.

 

 

Особенности организации совместного обучения.

 

 

Необходимость правильно организованной системы специальных мероприятий по обучению, развитию и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями объясняется наличием разнообразных особенностей физического развития и психологических особенностей, преодоление которых требует  в ряде случаев создания особых условий и использования специальных методов и приёмов.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся  с положительным эмоциональным настроем, используются  приёмы наглядно-зрительной ориентации (схемы, пиктограммы); включаются  упражнения на развитие зрительно-сенсорной, слухомоторной,  слухоглазомоторной,  вестибулярно-слухо-моторно-ритмической координации.

От действий по подражанию и образцу переходим к действиям по словесной инструкции.

Общеразвивающие упражнения сочетаются с упражнениями для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики, собирание мелких пуговиц, шнуровка, бросание в цель, собирание мозаики и пр.

[«Здоровьесберегающее физическое развитие» Безруких М.М., М. 2001 г.

«Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет» Шилкова И.К., Большев А.С., М. «ВЛАДОС», 2001 г., с. 311 ]

Основополагающим принципом занятий интеллектуального цикла является активизация речевого общения. В занятия включаются упражнения  по развитию способности различать и опознавать звуки окружающей среды и речевой материал, используются схемы и пиктограммы, наглядные пособия, фонетическая ритмика и элементы психогимнастики.

Учитывая многообразие направлений и задач развития, обучения и воспитания детей с нарушением слуха разработаны следующие  формы  работы:

проведение фронтальных и индивидуальных занятий,

слуховые зарядки,

речевые зарядки,

пальчиковая гимнастика,

организация физкультурных минуток и динамических пауз отдыха,     

дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз,

создание ситуаций для развития слуха (разговор шепотом, увеличение расстояния, на котором  воспринимается речь),

оречевление любых ситуаций и (в быту, и в условиях организованной деятельности)

игры, направленные  на развитие слухового восприятия («Глухой телефон», «Найди игрушку», «Где звучит», «Угадай по голосу» и т.д.)

На занятиях интеллектуального цикла используются базовые развивающие техники: зрительно-моторная координация и слухомоторная координация.

Зрительно-моторная координация закладывает основу последующего формирования письма и чтения и  включает в себя упражнения типа:

Работа по зрительно-двигательным траекториям.

Графические диктанты.

Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание «Делай как я», «Повторяй за мной».

Рисование по точкам, пунктиру.

Рисование орнаментов.

Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу.

Конструирование фигур, букв, цифр из палочек и отдельных элементов. Выполнение задания с отсрочкой восприятия.

Слухомоторная координация отрабатывается на занятиях по физическому развитию в музыкально-ритмических движениях, в играх и сказках. Ритм движений – при любых движениях глаз, головы, туловища.

Слухомоторная координация закладывает основу чтения и устой речи и включает в себя упражнения типа:

«Где звучит?»

Слуховые диктанты.

Работа по словесной инструкции.

   [«Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет» Шилкова И.К., Большев А.С., М. «ВЛАДОС», 2001 г., с. 28.]

Психогимнастика.

Психогимнастика – это курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (познавательной и эмоционально-личностной  сферы).

В психогимнастике  основной акцент сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

[Чистяков М.И. «Психогимнастика», М., Просвещение», 1990, с. 7-12, 18-23, 52-76.]

 

Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слогов, звуков).

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и развитии у них естественных движений. В научной литературе доказана  связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны детям с нарушением слуха. Раскованность и непринуждённость,  приобретаемые  детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.

Метод фонетической ритмики в качестве приёма работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей представлен авторами в пособии Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика» М., «Просвещение», 1989 г.

Эти базовые техники широко используются воспитателями на занятиях и в повседневной деятельности. Особенно хорошо это закрепляется на занятиях в комнате сенсорного развития и на занятиях по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике.

Специалистами нашего дошкольного учреждения разработаны и активно   

используются следующие технологии:

Развития речевого дыхания;

Развития голосового диапазона;

Развития слухового восприятия и коррекции произношения;

 Развития речевого общения;

Развития слухоречевых и коммуникативных навыков;

Развития когнитивных навыков;

Игровые технологии.

Основные приёмы:

Подражание (по показу) – воспроизведение звукового контура слова.

Повторение – произвольное или непроизвольное чьих-либо действий, движений.

Сопряжённое проговаривание – одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами.

Отражённое проговаривание – повторное произнесение слов или фраз за кем-либо.

Самостоятельное называние – самостоятельная речь ребёнка в процессе какой-либо деятельности.

Совместное действие взрослого и ребёнка.

Действия по образцу взрослого.

Действия по словесной инструкции.

Самостоятельные действия

Драматизация текстов

Эмпатия («Покажи, как идет мишка, зайка прыгает», «Папа ловит рыбу», «Мальчик упал» и т.д)

Зарисовка по тексту и подписывание рисунков

Составление слов из разрезной азбуки

Составление предложений из рассыпного текста

Экскурсии и обмен впечатлениями

 Беседы в вопросно-ответной форме

Следуя задачам педагогического процесса, работа педагогического коллектива детского сада направлена на развитие речи и совершенствование личностной сферы дошкольников с нарушением слуха и речи. В детском саду постоянно проводятся совместные праздники и развлечения: «Праздник цветов», «День театра», «День Нептуна», «В гостях у Светофорика», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», различные конкурсы и эстафеты, речевые развлечения («Праздник урожая», «В гостях у сказки»), в которых принимают участие как дети с нарушением слуха, так и дети общего развития.

У этой важной и нужной работы тольяттинских специалистов уже есть первые плоды. В детском саду «Спутник» 4 ребенка со II-III степенью тугоухости были переведены из группы слабослышащих детей в массовую группу, где они успешно адаптировались в коллективе и были подготовлены к поступлению в массовую школу. 3 ребенка с кохлеарными имплантами   обучаются в массовой школе. 8 слабослышащих выпускников обучаются в речевом классе школы № 69, 6 – в массовых школах по месту жительства.

         Совет родителям: Не забывайте, что даже самый пессимистичный диагноз  лучше неведения. Поэтому, если окажется, что с вашим ребенком что-то не так, не спешите опускать руки, а немедленно обращайтесь за помощью. Практика показывает, что если правильно учесть психофизический статус ребенка, то в сочетании с регулярными коррекционными занятиями уровень его речевого развития может стать близким к нормальному. А еще запаситесь терпением и мужеством. Все это непременно приведет вас к успеху и подарит вашему малышу радость полноценного общения. Он научится свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации, вступать в разговор с незнакомыми людьми, обращаться к ним за помощью и будет уверенным в том, что он понят,  услышан и получит отклик. Ребёнок с нарушением слуха безболезненно адаптируется к многообразным, изменяющимся условиям жизни среды большого детского коллектива, научится проявлять свою социальную активность, удовлетворять свои интересы, развивать свои способности.

 

 

Список используемой литературы:

 

 

  1. Л.А.Головчиц «Программа обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста». М., 1991.
  2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями в развитии».- М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2006.
  3.  «Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет» Шилкова И.К., Большев А.С., М. «ВЛАДОС», 2001 г.
  4. «Здоровьесберегающее физическое развитие» Безруких М.М., М. 2001 г.
  5. И.В,Королёва «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции». Издательство «КАРО» Санкт-Петербург, 2005 г.

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010