Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Роль дошкольного учреждения комбинированного вида в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор:
Фугина Ираида Александровна

Аннотация:

 Предоставлен опыт работы детского сада. Освещена актуальная проблема сегодняшнего дня - обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, включение их в общий образовательный поток. Автор обосновывает положительную роль совместной деятельности  детей общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности в воспитании и обучении, развитии личности ребенка, приобретении  социального опыта.

Статья:

 (Рисунок 1)

В нашей республике с 2010 года действует комплексная государственная целевая программа «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 г.г.».В неё  включена программа развития дошкольного образования: «…Актуальной остается проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение в общий образовательный поток детей с ограниченными возможностями развития является перспективным направлением развития дошкольного образования». Это в нашей  республике и стране.  Наш город опередил ровно на 16 лет, разрешил эту  проблему в 1994 году. На базе детского сада № 22 было создано учреждение комбинированного вида – уникальное, в те года, по своей наполняемости детьми. 17 лет назад наряду с 3 общеразвивающими группами были открыты 3 специализированные группы (компенсирующей направленности). Эти группы стали посещать дети с очень серьезными проблемами здоровья: тяжелые нарушения речи, поражение опорно – двигательного аппарата, задержка психического развития (многие из них имеют инвалидность). Кроме № 22 садику сотрудники дали нежное название «Журавлик», ведь и сама эта птица олицетворяет  надежду. Без детского сада  дети были  «обречены» на воспитание в условиях семьи. Здесь же получили возможность одновременно лечиться, воспитываться в кругу сверстников, в том числе и здоровых, получать  полноценную  предшкольную подготовку. Все годы мы серьезно занимаемся  интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в круг здоровых сверстников. Ведь идеологической основой  образования является утверждение ценности каждого человека вне зависимости от его способностей и достижений, равное отношение ко всем людям, создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день наш детский сад посещает 104 ребенка: общеразвивающие группы- 69 детей, группы компенсирующей направленности – 35 детей, 16 из них имеют инвалидность.

Вся воспитательно-образовательная и коррекционно-оздоровительная работа в детском саду строится в тесном контакте медицинского, педагогического и обслуживающего персонала. Мы в первую очередь  добиваемся установления преемственности в работе всех специалистов. В начале года   учителя- дефектологи и учитель – логопед проводят мониторинг знаний детей, выявляются потенциальные возможности, готовность к сотрудничеству -  определяется индивидуальная программа  обучения каждого ребенка с учетом зоны его  ближайшего развития. На основании этого педагогами совместно с медицинскими работниками  разрабатывается  индивидуальный коррекционно – образовательный маршрут каждого воспитанника, определяется стратегия коррекционно-педагогической работы с ребенком. Заведены индивидуальные карты, где прослеживается  динамика развития на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Мы стараемся каждого ребенка  обеспечить психологической поддержкой и  вниманием. Учитывая то, что детский сад посещает ребенок, не читающий и познающий мир через взаимодействие с предметным окружением, крайне важным считаем укрепление материально – технической базы за счет создания содержательной предметно – развивающей среды в каждой группе  в соответствии с возрастными требованиями. Ведь среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В группах, где растут дети с особыми образовательными потребностями, проблему коррекции и устранения  нарушений развитии, мы рассматриваем с позиций оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно – развивающей среды. Педагогические условия, в которых находятся эти дети,  мы стараемся создать  «провоцирующими» развитие. В групповых помещениях имеются в достаточном количестве  игрушки и пособия, позволяющие детям осваивать все виды детской деятельности и области знания:  дидактические игры для познавательно-речевого развития, уголки по формированию сенсорных эталонов, естественно – научных представлений, экологические, по изобразительной деятельности, библиотеки, в старших группах – уголки опытно-экспериментальной работы.

(Рисунок 2)

В  группы компенсирующей направленности  поступают дети с неоднородной патологией и большим диапазоном в развитии познавательных функций, придерживаемся  возрастного критерия. Наряду с серьезной патологией, есть дети хорошо говорящие, ловко двигающиеся, эмоционально яркие, с сохранным  интеллектом: есть помощники, положительные лидеры. В группах категорически исключаются ситуации, ведущие к пониженной самооценки у ребенка, делается все для самореализации каждого. Пространство всех групповых комнат организовано так, что дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Для нас было бы непростительной ошибкой, если бы мы не использовали уникальность детского сада на благо больных и здоровых детей. Систематически организуется в детском саду совместная театрализованная,  музыкальная, изобразительная, физкультурно – оздоровительная, трудовая  деятельность. Эти занятия  доставляют детям много радости. Именно совместная деятельность детей отвечает потребностям создания единого социального пространства. Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. Общение детей общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности  друг с другом, с разными взрослыми –  взаимообогащает, взаимодополняет, это одно из главных лекарств наших детей с проблемами здоровья. Дети  общеразвивающих групп получают уроки нравственности- доброты, милосердия, формируется толерантное, осознанного, адекватного отношение здоровых детей к сверстникам с ограниченными возможностями  здоровья.

Серьезное внимание уделяем национальному воспитанию. Национальные уголки в группах  оснащены   дидактическими играми, национальными игрушками, пособиями, картинами татарских писателей, поэтов и музыкантов,  художественной литературой на татарском языке, имеются флаги, гербы, портреты президентов РТ и РФ. Воспитатели оборудовали чудесные экспозиции -  мини- музеи  «Русская изба» и «Музей татарского быта». Не выходя за пределы группы, дети получают возможность знакомиться с предметами  старинного быта.

(Рисунок 3)

 У нас сложилась определенная система работы по охране,  укреплению здоровья, по коррекции имеющихся недостатков у воспитанников. В детском саду функционируют логопедический и дефектологический кабинеты. Контроль  за физическим развитием и здоровьем осуществляется всем персоналом в соответствии с функциональными обязанностями. Сегодня зал по лечебной физкультуре является нашей гордостью: он оснащен оборудованием, которое позволяет проводить как оздоровительную работу, так и полноценную коррекцию опорно- двигательных функций. Надобность каждого тренажера  продумана врачом – психоневрологом совместно с медицинским персоналом,  каждый ребенок с ДЦП имеет возможность получать квалифицированную помощь на индивидуальном тренажере. Медицинской сестрой по массажу совместно с учителем – логопедом разработан и дают положительный  результат  комплекс массажа и лечебной гимнастики. Они проводятся специальными зонтами  на органы  артикуляционного аппарата и языка детям, страдающим тяжелыми нарушениями речи. В коридоре вдоль стен для труднопередвигающихся детей разместили удобные перила. На средства спонсоров в детский сад были приобретены кинокамера и два цифровых фотоаппарата. Эта техника помогает запечатлеть не только  веселые моменты праздников и развлечений, но и фиксировать изменения  в состоянии здоровья детей в процессе реабилитационной работы.          

Дети нашего  детского сада являются активными участниками конкурсов детского творчества, проводимых на городском  и республиканском уровнях. Их успехи отмечались  дипломами и грамотами. Воспитатель группы компенсирующей направленности  за подготовку победителей III республиканского конкурса рисунков детей- инвалидов «Раскрасим мир радугой красок» отмечена благодарственным письмом министерства образования и науки РТ. Республиканским дипломом  отмечена коллективная работа детей- инвалидов по сказке «Колобок»  (тестопластика). Дети группы компенсирующей направленности принимали участие в выставки декоративно – прикладного творчества во время проведения презентации книги Р.Исмагиловой  «Чистаем. Родной Чистополь» в г.Казани.

(Рисунок 4)

Коллектив детского сада участвовал в конкурсе социальных проектов по теме: «Зеленый огонек». На призовые средства  была оборудована чудесная площадка по обучению детей правилам дорожного движения. В летний период площадка активно используется воспитателями в работе с детьми. Таким образом, кроме огромного удовольствия -  катания на велосипедах, дети получают возможность обучаться основам безопасного поведения на дороге. Очень надеемся, что полученный опыт поможет избежать несчастных случаев. Эта площадка еще раз поспособствовала созданию единого социального  пространства в совместной деятельности всех детей детского сада.

В детском саду работают 27 специалистов: 21 педагог и 6 человек – медицинский персонал. Стаж работы более 20 лет имеют 18 педагогов.  Профессиональная компетентность педагогов в области психического, физического и эмоционального развития повышается постоянно - все специалисты систематически  проходят обучение на курсах специализации и повышения квалификации. Педагоги детского сада удостоены следующих наград «Отличник народного просвещения» - 2 человека, «Почетный работник общего образования Российской Федерации»- 2 человека, «За заслуги в образовании РТ» - 1 человек. Остальные специалисты имеют Почетные грамоты  Министерства образования и науки РТ, Управления образования, Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района.  Воспитатели групп компенсирующей направленности овладели  теоретическими знаниями и практическими навыками работы с  детьми, имеющими особые образовательные потребности (с нарушениями  речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями эмоционально-волевой сферы).

  Администрация  детского сада поддерживаем инновационные начинания педагогов. Они  активно  делятся опытом работы с коллегами города и района на семинарах, фестивалях, заседаниях ресурсных центров и т.д. Опыт работы педагоги публикуют на страницах профессиональных изданий: журнал «Дошкольное воспитание», газета «Дошкольное образование» (неоднократно), местная печать.

В нашем городе сложилась эффективная система межведомственного сопровождения детей с проблемами здоровья - детская поликлиника- управление социальной защиты населения- городская психолого- медико – педагогическая комиссия- детский сад.

Во всей многоплановой медико – педагогической работе серьезное внимание уделяем  обновлению содержания общественного и семейного воспитания. Важным условием преемственности в работе с семьями воспитанников  считаем установление  доверительного делового контакта. Детский сад сегодня – это открытое образовательное пространство, мы стараемся, чтобы эта открытость шла  от нас, педагогов. Родители являются активными участниками совместных мероприятий, досугов  и праздников, проводимых в детском саду.

Коллектив нашего детского сада с 1994 года ведет серьезную предшкольную подготовку детей в группах компенсирующей направленности. Педагоги разрабатывают  специальные программы, проекты, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями  здоровья к  детскому саду, а затем и к школе. Функции нашего детского сада не ограничиваются работой только с детьми. Мы оказываем медико- дефектологическую консультативную помощь семьям. Следим за выпускниками весь период  их пребывания в начальной школе, поддерживаем тесную связь с родителями- они часто приходят в детский сад с возникшими проблемами к специалистам на консультации. По данным нашей статистики за 16 лет работы из групп компенсирующей направленности выпущено во все школы города 168 детей (92 ребенка из них имеют инвалидность):36детей (21%) –обучаются в коррекционной школе;132 ребенка(79%) - в массовых школах города- 37%  из них  обучаются на 4 и 5.

Таким образом, на протяжении 45 лет детский сад воспитывает и обучает детей дошкольного возраста и 17 лет мы внедряем в практику инновационные подходы к образованию детей со специальными потребностями, вводим элементы  инклюзивного воспитания, реализуем права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование с учетом их психофизических особенностей, обеспечивая  полноценное участие в жизни общества, их социализацию. Практика  работы с детьми убедила нас в том, что детский сад необходим  детям как здоровым, так и с любой патологией.  В коллективе сверстников  развивается чувство детского сообщества, происходит самооценка самого себя как личности, выстраивается умение жить в обществе, т.е. все то, что ждет ребенка во взрослости. А этому умению, как и любому другому, надо учить малыша в процессе практической жизни. 

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010