Автор:
Старикова Ирина Леонидовна
Перспективный проект системы индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха
Статья написана Ириной Леонидовной Стариковой, учителем индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения специальной (коррекционной) школы II вида. Цель работы – представление проекта системы индивидуальных занятий в будущем. Проект выстроен на основе типа индивидуального занятия. Статья адресована сурдопедагогам-современникам и коллегам-последователям.
Подпись__________________/Старикова/
Статья:Старикова
SC-5235
Перспективный проект системы индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха
Автор статьи – учитель индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Вологодской области «Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида». Поскольку материалы Форума будут опубликованы в книге, автор решила использовать замечательный шанс обратиться не только к коллегам-современникам, но и к коллегам из будущего – сурдопедагогам последующих поколений, педагогам, которым предстоит трудиться в подобных учебно-воспитательных заведениях в будущем. Задача поставлена непростая, ведь чтобы достичь адресата, статья должна преодолеть не только расстояние, но и время. Пусть книга свяжет наши времена, настоящее и будущее!..
Возможно, коллегам-последователям окажется небезынтересным прочитать о том, какою перспектива учреждения специального образования представлялась сурдопедагогу начала столетия, познакомиться также с его видением системы коррекционных занятий по развитию слуха и формированию произношения в будущем.
Автор уверена, что эти занятия будут необходимы всегда. Их характеристики определяются статусом учреждения специального образования. Предположим, что учреждением-последователем современной специальной (коррекционной) школы II вида будет «Слухо-речевой центр образования и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» (далее – Центр). В Центре будут получать не просто дифференцированную, а тонко дифференцированную адекватную педагогическую помощь дети и подростки с особыми образовательными потребностями, вызванными:
ü нарушениями периферического слуха,
ü центральными слуховыми нарушениями,
ü нарушениями речевого развития при сохранном периферическом слухе,
ü комплексными слухо-речевыми нарушениями,
ü множественными сочетанными нарушениями.
По глубочайшему убеждению автора этих строк, индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию речевого слуха – самый специфический участок работы в специальной школе и в наше, и в будущее время, буквально – «особо особый» участок работы. В данном случае тавтология оправданна – она, подобно возведению в квадрат на математическом языке, символизирует усиление признака, состояния, характеристики, содержания на порядок. Лат. specialis – род, вид; английское прилагательное special – специальный, особый.
Преобразование статуса образовательного учреждения, расширение диапазона его функций повлекут за собой многие изменения, в том числе – в системе индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения. Структура, продолжительность, периодичность, содержание индивидуальных занятий будут вариативны. Детерминанта – тип индивидуального занятия (далее – ИЗ).
Предполагаемая типология индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.
Всего три типа ИЗ:
1) диагностические,
2) тренинговые (рабочие и профильные),
3) консультативные.
Далее описание типов индивидуальных занятий будущего выстраивается с употреблением глаголов в форме настоящего времени.
Диагностические индивидуальные занятия
Диагностические ИЗ регулярно проводятся каждым сурдопедагогом, дефектологом в объёме 3-4-х часов в месяц в расчёте на каждого ребёнка. Содержанием диагностических ИЗ является прицельное осуществление обследований, фиксация и интерпретация их результатов. Необходимость диагностических ИЗ устанавливается после определения, уточнения, конкретизации текущей проблемы и постановки цели диагностических мероприятий. Слуховые кабинеты-лаборатории оснащены скрининговыми аудиометрами, тимпанометрами, шумомерами, вибрационными установками, сурдологопедическими тренажёрами. Специалисты имеют соответствующую подготовку.
Тренинговые индивидуальные занятия
Прообразом описываемых тренинговых ИЗявляются современные ИЗ по развитию слуха и формированию произношения, по сравнению с которыми первые более специфицированны относительно возраста обучающихся, текущего уровня слухо-речевого развития. По достижении ребёнком уровня, позволяющего использовать в коррекционно-педагогической работе с ним различные варианты структурирования компонентов ИЗ, в арсенал тренинговых ИЗ включаются наряду с рабочими индивидуальными занятиями также и профильные, например: «Работа над речевым дыханием и голосом», «Организация и поддержание диалога в различных акустических условиях», «Понимание конситуации» (проводится совместно сурдопедагогом, логопедом и психологом) и т.п. Профильные ИЗ проводятся с обучающимися индивидуально или малыми группами. При этом списочный состав групп в течение учебного года меняется 2-3 раза, таким образом каждому ученику за учебный год предоставляется возможность пройти тренинг по 2-3-м профильным курсам. Кроме того, смена состава малых групп способствует интенсификации обогащения слухового опыта обучающихся.
Программа профильных курсов рассчитана на половину – ⅓ учебного года, по истечении этого срока соответствующая работа продолжается на рабочих тренинговых занятиях.
Реализация описываемой модели коррекционно-педагогической работы возможна потому и именно потому, что все педагогические работники Центра имеют в структуре образования компонент по специфике работы учреждения (дипломы по специальностям: «сурдопедагогика», «логопедия», «олигофренопедагогика и логопедия», «специальная педагогика»). Это обстоятельство делает возможным и полномочным ведение индивидуальных занятий каждым педагогом (учителем и воспитателем) с определённым количеством детей, что в свою очередь:
а) противодействует разобщённости информального и специального путей формирования произношения, приближая условия становления и совершенствования речевого слуха и речи обучающихся к естественным,
б) способствует повышению уровня осознанности профессиональной деятельности, повышению эффективности участия каждого педагога в коррекционно-педагогической работе в качестве активного субъекта,
в) позволяет включить индивидуальные занятия в общее расписание образовательного учреждения.
Естественным следствием последнего – организационного – обстоятельства явится органичное рассосредоточение грамотного коррекционно-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса (внутренняя интеграция по содержанию), а не локализация такового лишь в определённом месте и в определённое время (формальный подход).
Каждым педагогом проводятся в большем или меньшем количестве ИЗ тренинговые и диагностические.
Консультативные индивидуальные занятия
Специалистами, ведущими только ИЗ, проводятся в том числе консультативные ИЗ.Посредством консультативных занятий в частности Центром реализуются следующие функции:
а) коррекционно-психолого-педагогического сопровождения,
б) научно-просветительская функция.
Консультативные ИЗ проводятся на основании соответствующих соглашений с другими образовательными учреждениями, как специального, так и массового образования, а также родителями, реализующими специальное семейное образование.
Таков образ-представление системы индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха в перспективе его развития.