Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Перспективный проект системы индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха

Автор:
Старикова Ирина Леонидовна

Аннотация:

Перспективный проект системы индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха

Статья написана Ириной Леонидовной Стариковой, учителем индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения специальной (коррекционной) школы II вида. Цель работы – представление проекта системы индивидуальных занятий в будущем. Проект выстроен на основе типа индивидуального занятия. Статья адресована сурдопедагогам-современникам и коллегам-последователям.

 

Подпись__________________/Старикова/

Статья:

Старикова

SC-5235

 

 

Перспективный проект системы индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха

 

 

Автор статьи – учитель индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Вологодской области «Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида». Поскольку материалы Форума будут опубликованы в книге, автор решила использовать замечательный шанс обратиться не только к коллегам-современникам, но и к коллегам из будущего –  сурдопедагогам последующих поколений, педагогам, которым предстоит трудиться в подобных учебно-воспитательных заведениях в будущем. Задача поставлена непростая, ведь чтобы достичь адресата, статья должна преодолеть не только расстояние, но и время. Пусть книга свяжет наши времена, настоящее и будущее!..

Возможно, коллегам-последователям окажется небезынтересным прочитать о том, какою перспектива учреждения специального образования представлялась сурдопедагогу начала столетия, познакомиться также с его видением системы коррекционных занятий по развитию слуха и формированию произношения в будущем.

Автор уверена, что эти занятия будут необходимы всегда. Их характеристики определяются статусом учреждения специального образования. Предположим, что учреждением-последователем современной специальной (коррекционной) школы II вида будет «Слухо-речевой центр образования и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» (далее – Центр). В Центре будут получать не просто дифференцированную, а тонко дифференцированную адекватную педагогическую помощь дети и подростки с особыми образовательными потребностями, вызванными:

ü    нарушениями периферического слуха,

ü    центральными слуховыми нарушениями,

ü    нарушениями речевого развития при сохранном периферическом слухе,

ü    комплексными слухо-речевыми нарушениями,

ü    множественными сочетанными нарушениями.

По глубочайшему убеждению автора этих строк, индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию речевого слуха – самый специфический участок работы в специальной школе и в наше, и в будущее время,  буквально – «особо  особый» участок работы. В данном случае тавтология оправданна – она, подобно возведению в квадрат на математическом языке, символизирует усиление признака, состояния, характеристики, содержания на порядок. Лат. specialis – род, вид; английское  прилагательное special – специальный, особый.

Преобразование статуса образовательного учреждения, расширение диапазона его функций повлекут за собой многие изменения, в том числе – в системе индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения. Структура, продолжительность, периодичность, содержание индивидуальных занятий будут вариативны. Детерминанта – тип индивидуального занятия (далее – ИЗ).

 

 

Предполагаемая типология индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.

 

 

Всего три типа ИЗ:

1)            диагностические,

2)            тренинговые (рабочие и профильные),

3)            консультативные.

Далее описание типов индивидуальных занятий будущего выстраивается с употреблением глаголов в форме настоящего времени.

 

 

Диагностические индивидуальные занятия

 

 

Диагностические ИЗ регулярно проводятся каждым сурдопедагогом, дефектологом в объёме 3-4-х часов в месяц в расчёте на каждого ребёнка. Содержанием диагностических ИЗ является прицельное осуществление обследований, фиксация и интерпретация их результатов. Необходимость диагностических ИЗ устанавливается после определения, уточнения, конкретизации текущей проблемы и постановки цели диагностических мероприятий. Слуховые кабинеты-лаборатории оснащены скрининговыми аудиометрами, тимпанометрами, шумомерами, вибрационными установками, сурдологопедическими тренажёрами. Специалисты имеют соответствующую подготовку.

 

 

Тренинговые  индивидуальные занятия

 

 

Прообразом описываемых тренинговых ИЗявляются современные ИЗ по развитию слуха и формированию произношения, по сравнению с которыми первые более специфицированны относительно возраста обучающихся, текущего уровня слухо-речевого развития. По достижении ребёнком уровня, позволяющего использовать в коррекционно-педагогической работе с ним различные варианты структурирования компонентов ИЗ, в арсенал тренинговых ИЗ включаются наряду с рабочими индивидуальными занятиями также и профильные, например: «Работа над речевым дыханием и голосом», «Организация и поддержание диалога в различных акустических условиях», «Понимание конситуации» (проводится совместно сурдопедагогом, логопедом и психологом) и т.п. Профильные ИЗ проводятся с обучающимися индивидуально или малыми группами. При этом списочный состав групп в течение учебного года меняется 2-3 раза, таким образом каждому ученику за учебный год предоставляется возможность пройти тренинг по 2-3-м профильным курсам. Кроме того, смена состава малых групп способствует интенсификации обогащения слухового опыта обучающихся.

            Программа профильных курсов рассчитана на половину – ⅓ учебного года, по истечении этого срока соответствующая работа продолжается на рабочих тренинговых занятиях.

Реализация описываемой модели коррекционно-педагогической работы возможна потому и именно потому, что все педагогические работники Центра имеют в структуре образования компонент по специфике работы учреждения (дипломы по специальностям: «сурдопедагогика», «логопедия», «олигофренопедагогика и логопедия», «специальная педагогика»). Это обстоятельство делает возможным и полномочным ведение индивидуальных занятий каждым педагогом (учителем и воспитателем) с определённым количеством детей, что в свою очередь:

а)              противодействует разобщённости информального и специального путей формирования произношения, приближая условия становления и совершенствования речевого слуха и речи обучающихся к естественным,

б)              способствует повышению уровня осознанности профессиональной деятельности, повышению эффективности участия каждого педагога в коррекционно-педагогической работе в качестве активного субъекта,

в)              позволяет включить индивидуальные занятия в общее расписание образовательного учреждения.

Естественным следствием последнего – организационного – обстоятельства явится органичное рассосредоточение грамотного коррекционно-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса (внутренняя интеграция по содержанию), а не локализация такового лишь в определённом месте и в определённое время (формальный подход).

Каждым педагогом проводятся в большем или меньшем количестве ИЗ тренинговые и диагностические.

 

 

Консультативные индивидуальные занятия

 

 

Специалистами, ведущими только ИЗ, проводятся в том числе консультативные ИЗ.Посредством консультативных занятий в частности Центром реализуются следующие функции:

а)     коррекционно-психолого-педагогического сопровождения,

б)     научно-просветительская функция.

Консультативные ИЗ проводятся на основании соответствующих соглашений с другими образовательными учреждениями, как специального, так и массового образования, а также родителями, реализующими специальное семейное образование.

 

Таков образ-представление системы индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения в специальном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха в перспективе его развития.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010