Автор:
Максименко Ольга Леонидовна
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. И в настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игровая форма создается в условиях непосредственной и организационной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к познавательной деятельности.
Статья:Система дидактических игр по формированию слухового восприятия и коррекции фонематического слуха у детей с нарушением зрения
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. И в настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игровая форма создается в условиях непосредственной и организационной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к познавательной деятельности.
В воспитательной, образовательной и игровой деятельности важную роль у детей с нарушением зрения играет слуховое восприятие, которое необходимо целенаправленно развивать. Потому что слуховое восприятие как средство получения информации является наиболее важным по значению после зрения психическим процессом. Слух играет большую роль в процессе компенсации. Формирование слуховых представлений у детей с нарушением зрения имеет некоторое своеобразие, обусловленное частичным выключением зрения. Овладение синтезом и анализом сложных звуковых сигналов предполагает у детей определённые знания. Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слов возникает не сразу, это результат постепенного развития
Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности.
Поэтому при разработке системы формирования слухового восприятия и фонематического слуха ориентировка идёт на ряд общепринятых теоретических положений и идей, которые выступают в качестве методологической основы. Работа ведётся с учётом общепринятых методик, но с опорой на остаточное зрение или специфические способы восприятия.
Во-первых, процесс фонетико-фонематического восприятия рассматривается как система языковых операций, включающую фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления.
Эта система языковых операций формируется при условии развития механизмов интеллектуальной деятельности, познавательной активности ребёнка. Они же, в свою очередь, формируются в зависимости от общего развития ребёнка, в частности от сенсомоторного развития, слухового восприятия, артикуляционных возможностей ребёнка, его возможностей усвоения общего ритмико-интонационного звукового окружения.
Именно поэтому вторым фактором, который учитывается в системе обучения, является развитие у ребёнка широкого и чёткого диапазона звуков окружающей действительности как основы для формирования приёмов умственных действий по их анализу и синтезу. Речь идёт о развитии у ребёнка механизмов обработки неречевых и речевых звуков, сигналов; формирование на начальных этапах обучения умений воспринимать эти звуки, ориентироваться на зрительно-слуховые, слухо-произносительные, слуховые характеристики.
Учитывая закономерности формирования слухового восприятия и фонематического слуха, в содержание работы включаются следующие этапы:
1 этап – развитие механизмов: а) слухового, зрительного, слухо-зрительного анализа неречевых звуков; б) слухо-произносительного анализа неречевых звуков, слов-звукоподражаний.
Детям младшего дошкольного возраста для различения неречевых звуков предлагается прослушивание различных аудиозаписей.
При обучении ребёнка различать на слух неречевые звуки применяется следующая последовательность:
- Звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. (слушаем – применяем в практике);
- Звуки, которые издают предметы: стук молоточка, звон чашек, скрип дверей и т.п. (слушаем – применяем в практике);
- Транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов, гудение самолёта и т.п. (материал из обучающей программы);
- Звуки звучащих игрушек: погремушек, свистулек, трещалок, пищалок;
- Звуки детских музыкальных игрушек: барабан, бубен, дудочка, гитара, колокольчик.
Все звуковые сигналы подкрепляются соответствующими картинками или предметами, играми и обязательной практической деятельностью.
Например, при работе над слухо-произносительным анализом неречевых звуков и слов звукоподражаний используются следующие игры:
«Всё такое тихое» - где часть картинки закрывается, тем самым возбуждает любопытство ребёнка, удерживает его внимание, стимулирует к повторению звукоподражаний (рис. 1).
«Где мама?» - малышам очень нравится игра, когда детёныша животного или птицы нужно отвести к маме. Логопедом воспроизводится звукоподражание любого животного (птицы) и ставится детёныш не к своей маме. Дети исправляют и отводят «потеряшку» к настоящей маме.
Лото «Такие разные звуки» - читаются звукоподражания, а ребёнок отыскивает картинку и вставляет пазл. Если пазл подошёл, то задание выполнено правильно – вырабатывается самоконтроль.
«Найди такую же» - с помощью зрительного контроля ребёнок должен найти вторую картинку и назвать её. Таким образом, ребёнок невольно выделяет звук, т.е. чаще повторяет его.
2 этап – формирование умственных операций по слухо-зрительной дифференциации звуковых сигналов, фонем.
Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения, водятся элементы, направленные на коррекцию предметно-практической и познавательной деятельности, используются предметы занимательности. Неотъемлемым является совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.
Например, в качестве вспомогательного средства в младшем и среднем возрасте используются зрительные символы звуков (Т.А.Ткаченко). Подобные символы для обозначения звуков применяются в работе на всём протяжении обучения и для старшего возраста дошкольников (рис. 2).
На этом этапе используются следующие примерные игры:
«Стрелоплан» - для развития глазомоторных функции детям предлагается пройтись по стрелкам, воиспроизводя звуки (слоги, слова, чистоговорки), заданные различными символами, начиная от простых картинок или предметов и заканчивая графическим изображением букв. Одновременно происходит коррекция зрения, зрительно-слуховой дифференциации, звукопроизносительных навыков (рис. 3).
«Будильник» - пособие используется для: а) определения длительности слов; б) различению слов близких по звуковому составу; в) различению сходных фонем в произношении; г) выделению картинок на заданный звук (рис. 4).
«Слова – друзья» - такие игры служат для развития не только мышления, но и слухового внимания и формирования полноценного фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки (рис. 5).
3 этап – последовательное и планомерное формирование навыков сравнительной дифференциации слов по выделенным фонемам на основе развития фонематических процессов:
а) сравнение слов по одной фонеме;
б) сравнение слов по двум и более фонемам;
в) определение места фонемы в слове:
- Выделение звука на фоне слова;
- Вычленение звука;
- Определение места звука в слове;
- Определение положения звука по отношению к другим;
- Определение последовательности звуков в слове;
- Определение количества звуков в слове;
- Составление слов из заданной последовательности звуков.
Некоторые виды игры, используемые на заключительном этапе:
«Найди букву» - определение первого звука в слове и соотнесение звука с буквой.
«Оденем Мишутку» - для развития мелкой моторики при помощи шнуровки ребёнок произносит слова с заданным звуком (рубашка, штанишки, башмачки, шапка). Так происходит коррекция звукопроизношения и выделение звука в словах.
«Собери узор» - ребёнок должен самостоятельно по картинке выделить звук и так же соотнеси с цветовым сигналом.
«Звуковая мозаика» - по предъявлению слов на слух ребёнок выделяет первый звук и соотносит его с цветовым символом (рис. 6).
«Подбери картинку к схеме» - в старшем дошкольном возрасте дети вполне могут справиться с последовательным анализом входящих в слово звуков, так происходит усвоение полного звукового анализа (рис. 7).
«Найди фишке место» - игра направлена на то, чтобы научить определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание (рис. 8).
«Пройди вокруг» - от картинки к картинке проложены дорожки различной модификации (сплошной линией, прерывистой линией, точечной линией, смешанной линией, вертикальными обозначениями): они начинаются от каждой картинки со схемой и подходят к следующим картинкам. Только одна, верно выбранная дорожка приведёт к следующей картинке: та, которая отходит от верной позиции заданного звука (рис. 9).
Развитию фонематических представлений, то есть выделению звуков в словах по представлению, способствуют игры, направленные на поиск предметных картинок на большой сюжетной картинке в зашумлённом фоне (рис. 10).
К концу обучения дети умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети могут распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.
Таким образом, можно сделать вывод, что система дидактических игр по формированию слухового восприятия и коррекции фонематического слуха обладает средствами, активизирующими деятельность детей, которые составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Данная коррекционно-развивающая работа вызывает у детей с нарушением зрения интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы, предполагает более успешную социализацию, самореализацию. Подобная игровая терапия и психологическая коррекция даёт предпосылки к развитию социально-активной личности, стимулируют детей к образовательной деятельности.