Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор:
Ковина Екатерина Петровна

Аннотация:

В статье даётся характеристика зрительных нарушений, характеристика детей с нарушениями зрения, показаны пути профилактики и коррекции в учебном процессе. Статья направлена на повышение уровня компетентности педагогов по вопросам охраны и развития зрения детей, имеющих нарушения зрения и обучающихся в условиях коррекционной или общеобразовательной школ.

Статья:

ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Ковина Екатерина Петровна SC-3921

       I.            Актуальность проблемы

Я работаю учителем начальных классов коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе учатся дети с задержкой психического развития (VII вид), с умеренной (VIII вид) и тяжёлой степенью умственной отсталости (классы «Особый ребёнок»).

При изучении медицинских карт учащихся школы я выявила, что со зрительными нарушениями учатся в школе 117 человек (37% от общего числа детей в школе 316 ч.). Из них VII вид - 31 ч. (27%), VIII вид - 52 ч. (44%), «Особый ребёнок» - 34 ч. (29%).

Детей с нарушением зрения в начальной школе - 54 ч. (46%). Из них первоклассников - 23 ч. (20%), второклассников - 18 ч. (15%).

60 ч. (51%) имеют один диагноз слабой степени нарушения зрения; 41 ч. (35%) - один диагноз средней степени или два диагноза слабой степени; 16 ч. (14%) - один диагноз высокой степени или три и более диагноза слабой и средней степени.

49 ч. (42%) имеют в анамнезе диагноз «Астигматизм»; 33 ч. (28%) - диагноз «Дальнозоркость (гиперметропия)»; 31 ч. (26%) - диагноз «Косоглазие»; 29 ч. (25%) - диагноз «Близорукость (миопия)».

Другие единичные диагнозы: «Анизометропия», «Амблиопия», «Нистагм», «Атрофия зрительного нерва», «Глаукома», «Отслоение, ретинопатия, ангиопатия сетчатки», «Птоз верхнего века», «Гипоплазия дисков, зрительного нерва».

    II.            Характеристика зрительных нарушений

Все нарушения зрения, как правило, делятся на врождённые и приобретённые.

Аномалии рефракции

Близорукость (миопия) – один из вариантов нарушения оптической системы глаза, при котором идущие от находящихся вдали предметов параллельные лучи соединяются впереди сетчатки глаза, попадая на неё в виде рассеянного пучка. Этим обусловлено снижение остроты зрения вдаль.

Детям с высокой степенью близорукости противопоказан физический труд (кроме лёгкого), запрещается подъём тяжестей, частые наклоны головы и туловища, напряжённая зрительная работа вблизи.

Дальнозоркость (гиперметропия) возникает вследствие несоответствия преломляющей силы длине оси глаза, которая оказывается меньше обычной. Такой глаз при включении аккомодации способен хорошо видеть вдаль. При дальнозоркости изображение рассматриваемых предметов проецируется не на сетчатку, а за ней, вследствие чего аккомодационный аппарат находится в постоянном напряжении. Это приводит к отсутствию полного расслабления аккомодационной мышцы.

При дальнозоркости средних и высоких степеней отмечается ухудшение зрения, особенно при напряжённой длительной работе на близком расстоянии. Возникающие при этом ощущение быстрого зрительного утомления (астенопия) и головные боли являются результатом чрезмерного напряжения аккомодационного аппарата.

Астигматизм – сочетание в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней рефракции одного вида. Например, по вертикали глаз обладает дальнозоркой рефракцией, а по горизонтали – соразмерной. Или в одном направлении имеется близорукость слабой степени, а в другом направлении близорукость средней степени. Ясного изображения светящейся точки на сетчатке таких глаз получить нельзя. Основными проявлениями астигматизма часто бывают: понижение зрения, быстрое утомление глаз при работе, головные боли, реже – хроническое воспаление краёв век.

По виду различают:

1.    Прямой астигматизм – преломление в вертикальном меридиане сильнее, чем в горизонтальном.

2.    Обратный астигматизм – преломление в горизонтальном меридиане сильнее, чем в вертикальном.

По характеру изменения рефракции различают:

1.    Простой астигматизм – это сочетание эмметропии (нормального зрения) в одном меридиане с аномалией рефракции (миопия или гиперметропия) в другом меридиане.

2.    Сложный астигматизм – наличие в обоих меридианах нарушения рефракции одного характера (миопия или гиперметропия), но разной степени.

3.    Смешанный астигматизм – сочетание миопии в одном меридиане с гиперметропией в другом.

Анизометропия – заболевание глаз, выражающееся в различной рефракции глаз. Болезнь может протекать с астигматизмом и без него. При этой аномалии один глаз может иметь нормальную рефракцию, а другой – нарушенную, или оба глаза могут иметь одну и ту же аномалию рефракции, но в различной степени, или же в обоих глазах аномалия рефракции может быть различна. Например, близорукость одного глаза и дальнозоркость другого или неодинаковая их степень на обоих глазах.

Если разница в рефракции глаз значительна, тогда бинокулярное зрение делается почти невозможным и предмет фиксируется попеременно то одним, то другим глазом, причём второй глаз, исключённый из акта бинокулярного зрения, отходит в сторону, смотря по преобладанию силы той или другой из прямых мышц глаза. Если в акте зрения участвует только один глаз, а другой его не заменяет, тогда в последнем глазу развивается ослабление зрения, которое может дойти до полной слепоты.

Патология глазодвигательного аппарата

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное (постоянное или периодическое, сходящееся или расходящееся, альтернирующее или перемежающееся) и паралитическое.

Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильного определения расстояний между предметами, их размеров и объёмов. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, нарушается в целом бинокулярное зрение. Больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестаёт функционировать; развивается частичная или полная потеря зрения – амблиопия косящего глаза.

Нистагм – самопроизвольное колебательное движение глазных яблок (дрожание глаз). Различают физиологический и патологический виды нистагма.

Заболевания нервно-зрительного аппарата

Атрофия зрительного нерва является следствием заболеваний, сопровождающихся отёком, воспалением, сдавлением, повреждением, дегенерацией волокон зрительного нерва или питающих его сосудов. Проявляется атрофия зрительного нерва в снижении остроты зрения, изменении поля зрения и цветовосприятии.

Глаукома – заболевание глаз, характеризующее нарушением регуляции и повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций и атрофией зрительного нерва. Глаукома проявляется затуманиванием зрения, появлением радужных кругов перед глазами при взгляде на источник света, головными болями, болью в глазу, повышением внутриглазного давления. В дальнейшем наблюдаются постепенное падение остроты и сужение поля зрения.

Заболевания сетчатки возникают вследствие нарушения кровообращения, патологического изменения сосудов, пигментной дистрофии, новообразований. Понижается острота зрения и может выпадать участок поля зрения. При поражениях центральной области сетчатки искажается восприятие величины и формы предметов и изображений, нарушается цветоощущение, ухудшается различительная способность глаз, становится невозможным чтение. Периферические поражения сетчатки характеризуются ухудшением зрения в вечернее и ночное время, трудностями ориентировки в пространстве.

Отслойка сетчатки проявляется внезапным резким падением вплоть до слепоты. В начальной стадии при взгляде в определённом направлении появляются сверкающие блёстки, искры, затем стойкая пелена.

Ретинопатия – общее название заболеваний сетчатки глаза циркулярно-обменного характера и поражения сетчатки при некоторых заболеваниях других органов и систем.

Ангиопатия сетчатки - изменение сосудов глазного дна.

Другие патологии

Птоз верхнего века – опущение верхнего века.

Гипоплазия (дисков, зрительного нерва) – порок развития, заключающийся в недоразвитии ткани, органа, части тела или целого организма.

 III.            Характеристика детей с нарушениями зрения

Современные научные исследования доказывают, что снижение функций зрения, неизбежно приводят к снижению скорости и точности восприятия. Дети воспринимают фрагментами, искажённо, как единичные предметы, так и групповые композиции; с трудом устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Это отрицательно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Дети с нарушением зрения испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в ориентировке на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:

  • Низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы.
  • Низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах (контур, силуэт, модель).
  • Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения.
  • Плохое запоминание букв и цифр.
  • Невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов.
  • Пропуск или появление новых (лишних) элементов.
  • Низкий уровень овладения навыками письма и чтения.
  • Наличие серьёзных затруднений в копировании букв.
  • Появление зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастаёт в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

Нарушения зрения часто вызывает отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире.

Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладение такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание и умение следовать инструкции учителя. Несмотря на сохранность слуха, эти дети не слышат и не понимают учителя при объяснении нового материала или при проверке учителем усвоенного. Это затрудняет их участие в коллективной работе. В дальнейшем, чтобы усвоить и суметь передать, например, содержание статьи, ученик должен будет многократно перечитать нужный материал, напрягая свое дефектное зрение. А поскольку в старших классах объём печатного текста с каждым годом нарастает, то неграмотное использование зрения приводит к его ухудшению, учащиеся надолго теряют работоспособность и переходят в ряды отстающих.

Все особенности состояния зрения детей необходимо учитывать в педагогическом процессе. Только создание благоприятных условий в классе, наличие соответствующего оснащения на уроках, применение особых методов в работе могут сделать обучение школьников с нарушенным зрением успешным.

 IV.            Пути профилактики и коррекции в учебном процессе

Коррекция зрения осуществляется с помощью специальных упражнений. Профилактике зрительных нарушений способствует укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), а также предупреждение и активное лечение общих заболеваний. Если зрительное нарушение возникло, то главная задача – приостановить или замедлить его дальнейшее развитие.

Упражнения для профилактики зрительного утомления:

1.    Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.

2.    Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

3.    Исходное положение – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4.    Исходное положение – сидя, руки на пояс. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5.    Исходное положение – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки отпустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

6.    Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

7.    Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 с следует массировать их кончиками указательных пальцев.

Важна роль физической культуры в предупреждении близорукости и её прогрессирования. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения: передача мяча, броски теннисного мяча, броски мяча в баскетбольное кольцо, передача футбольного мяча в парах, игры в бадминтон, волейбол, настольный и большой теннис. Подвижные игры – прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения.

При чтении книга не должна лежать на столе. Её следует держать в небольшом наклонном положении, под углом в 15 градусов. Особенно важно для детей, имеющих высокую близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол. Нормальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении и письме должно составлять 30-33 см. При выборе учебников следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций. Следует употреблять мягкие карандаши, ручки с тёмной пастой.

Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зелёного цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь чёткую форму. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в классе, должны быть лишены стёкол и висеть на уровне глаз детей. Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимание. Для более точного восприятия на одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам по 5-6 объектов. При фронтальном демонстрировании настенных картин детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия картины. Рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением.

Классные доски рекомендуется иметь серо-зелёного цвета. Мел должен быть белым и не крошиться, что даёт возможность избежать пыли, вредной для глаз. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом.

Наилучшей нормой освещения класса, в котором занимаются дети с неполноценным зрением, является освещение 700-1000 люкс. Свет должен быть рассеян по всей комнате. Необходимо позаботиться, чтобы в классе не было яркого ослепляющего блеска. Большое значение имеет правильная посадка, соответствующая росту мебель.

Выполнение домашнего задания для учащихся не должно превышать:

·      Для 1-2 классов не более 1,5-2 часов.

·      Для 3-4 классов не более 2 часов.

·      Для старших классов не более 3-4 часов.

В период выполнения задания необходимо периодически давать отдых глазам: делать через каждые 30-40 минут занятий перерыв на 10 минут. При высокой степени нарушения зрения целесообразно сократить время непрерывной работы до 10-15 минут, а время отдыха увеличить до 10 минут. Необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая отдых глазам. Время на просмотр телепередач и на работу с компьютером должно быть строго дозировано.

Упражнения с домино очень полезны при астигматизме. Они развивают подвижность глаз и разрушают привычку вглядываться.

Возьмите какую-либо крышку от картонной коробки и выложите на внутренней стороне тремя рядами костяшки домино в произвольном порядке. Поставьте крышку с костяшками на подставку на краю стола. Затем сядьте на таком расстоянии, чтобы точки на костяшках домино легко различались. Теперь как можно быстрее назовите число точек в верхних половинках всех костяшек домино первого ряда, а затем в нижних половинках. После этого в той же последовательности просмотрите второй ряд, потом третий. Затем сосчитайте количество точек в каждой вертикальной линии костяшек первого ряда, потом второго и т.д. Можно сосчитать количество точек и в диагоналях. Во время упражнения постарайтесь не напрягаться, часто и легко моргайте. Перед каждым новым рядом на несколько секунд закрывайте глаза и не забывайте правильно дышать, не задерживайте дыхание.

Во время просмотра телепередач при косоглазии можно рекомендовать упражнение. На несколько минут прикройте ладонью более сильный глаз и дайте возможность более слабому глазу пустить в ход своё зрение. Если этот глаз сильно косит, то повернитесь на своём месте таким образом, чтобы заставить его тянуться внутрь или наружу. Этим вы будете стимулировать к видению центр зрения, а не край сетчатки.

    V.            Мой опыт

В настоящее время я работаю в школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В моём классе есть дети с нарушениями зрения. Я, как тифлопедагог по образованию, применяю методы по предупреждению утомляемости глаз учащихся на уроках.

Очень важно уделять большое внимание развитию мотивационной сферы. Само внешнее оформление классной комнаты вызывает у детей положительный эмоциональный настрой. Важным моментом также является создание ситуации успеха.

Во время объяснения написания букв дети подходят к доске и, держа ручку в вытянутой руке, прописывают в воздухе букву или слог одновременно со мной во время показа на доске. Таким образом, во время одного урока письма дети поднимаются со своих мест несколько раз. Некоторые дети не просто подходят к доске, а подпрыгивают к ней на одной или на двух ногах. Такие движения повышают психическую активность детей на уроке, их учебно-познавательные способности. К концу урока дети не чувствуют усталости, утомляемость заметно снижается.

Чтобы дети лучше запоминали буквы на уроках письма, я задействую не только зрительную, образную, но и кинестетическую память, т.е. память тела. Изучаемую букву дети увлечённо «вырисовывают», пуская в дело руки, ноги, голову и туловище, одновременно отдыхая на уроке. Помимо этого для игры «Угадай букву» можно использовать указку длиной 1 м с укреплённой на конце яркой пластмассовой игрушкой. Встав спиной к детям, учитель указкой пишет в воздухе букву, а дети с ручкой в руках повторяют движения за учителем и отгадывают букву.

При изучении тем «Сравнение предметов и групп предметов», «Числа от 1 до 10», «Многоугольники» я устраиваю уроки математики на открытом пространстве. Находясь на территории школы, дети ищут предметы разных геометрических форм, упражняются в счёте их сторон и вершин. Счёт предметов стал более интересным для детей, так как он сочетался с заданиями, требующими умений самостоятельно сравнивать, выделять предметы и группы предметов из окружающей обстановки.

При изучении темы «Перед, за, между. Первый, второй…» я провожу с детьми игру «Узнай себя». Дети строятся в шеренгу друг за другом, и я задаю им вопросы: «Кто стоит между Толей и Лизой? Перед Сашей? За Костей?» и т.д.

Успешному усвоению детьми таблицы умножения использую карточки в форме круга (диаметром 15 см) с результатами таблицы умножения, записанными на жёлтом фоне зелёным, красным и коричневым цветами. Дети становятся от меня на оптимальном расстоянии, я беру одну карточку и быстро вращаю её по кругу слева направо или сверху вниз. Дети «ловят» глазами число и называют выражение из таблицы умножения, которое ему соответствует. Например, они «поймали» число 42 и называют выражение 6Х7. Эти карточки также способствуют непроизвольному запоминанию задолго до изучения таблицы умножения.

Упражнения с таблицами улучшают центральное зрение, вырабатывают навыки использования периферического поля зрения, что особенно важно для улучшения ориентировки в пространстве.

Таблицы Шульте представляют собой квадраты размером 20Х20 см, разделённые на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно около одной минуты. Цель упражнения заключается в том, чтобы добиться считывания таблицы за время, превышающее 25 секунд. Чтобы исключить возможность запоминания расположения чисел в таблице, использую комплекс из 10 таблиц, отличающихся расположением чисел, и меняю их при выполнении упражнения. Необходимо фиксировать взор на центральной цифре и стараться не смотреть вбок, различать цифры, находящиеся вокруг.

Методика доктора Уильяма Бейтса для снятия напряжения, вызванного постоянным рассматриванием незнакомых объектов, достаточно проста. На видном месте вешается календарь, и детям объясняется, что, как только кому-нибудь станет трудно видеть классную доску или читать учебник, нужно оторваться от работы и некоторое время смотреть на этот календарь. Появившееся напряжение можно достаточно быстро снимается подетальным рассматриванием знакомых цифр. К этим упражнениям необходимо добавить регулярный пальминг, тогда исчезнет возможность перерастания зрительного напряжения в усталость и ухудшение зрения.

Зрительный тренажёр – это лабиринт из пересекающихся цветовых дорожек, расположенный на стене классной комнаты. По периметру этого лабиринта располагаются нарисованные сказочные герои. Серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников. Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются яркие цветовые дорожки.

Дети могут самостоятельно «пробежаться глазами» по тренажёру. С помощью различных упражнений для глаз стараюсь выработать правильные привычки зрения:

·      Часто моргать и закрывать глаза, чтобы дать отдых им.

·      Смотреть на ближние и удалённые объекты, «путешествовать глазами» по объектам.

·      Дышать легко и непрерывно.

Использование такого зрительного тренажёра многофункционально. Упражнения с ним применяю на различных уроках, коррекционных часах, внеклассных мероприятиях на протяжении всей начальной школы. Работа строится таким образом, что дети одновременно и отдыхают (физкультминутка), и при этом с ними проводится коррекционная работа, а также совершается переход от одного этапа урока к другому. При этом можно через какое-то время менять цвета и направления дорожек, убирать или добавлять дорожки и сказочные персонажи. При работе с тренажёром, прошу детей выйти к доске и встать обычно в одну линию лицом к тренажёру.

В первом классе большое внимание уделяю запоминанию детьми основных цветов, ориентировке в пространстве. Сначала загадываю загадку или ввожу рассказ о сказочном персонаже. Прошу отыскать глазами его, назвать, где он находится (например, в верхнем левом углу), или сама спрашиваю, например, кто находится в нижнем правом углу. Затем спрашиваю: из какой сказки этот герой, кто автор сказки, какого цвета одежда героя и т.д. Потом определяем, по какой цветом дорожке отправимся вместе с нашим героем. Дети, как правило, очень внимательно и сосредоточенно совершают глазами путешествие, при этом иногда помогают себе рукой. Можно учителем или учеником комментировать направление пути, например: «Идём вверх, поворачиваем направо, затем вниз, далее влево и т.д.». Можно также называть те цвета, дорожки которых пересекаем. И, когда путешествие по дорожке подходит к концу, дети радостно называют героя. А я спрашиваю, положительный он или отрицательный, какого цвета одежда и т.д.

Использую дополнительно карточки с буквами, цифрами, геометрическим материалом. На дорожках закрепляю тот материал, который будет необходим на занятии. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные» прошу детей не только «пройти» глазами по дорожке от одного героя к другому, но и назвать только парные согласные (или только звонкие, только глухие). На уроках математики прошу детей во время пути по дорожке назвать только геометрические фигуры; однозначные (или двузначные) числа; чётные (или нечётные) числа; ответы табличного умножения на 2; только те числа, которые делятся на 3; найти ответ задачи (примеров) и т.д.

Занятия со зрительным тренажёром строятся в игровой форме, увлекают детей, дают им возможность и отдохнуть, и сосредоточиться. Вариативность и многофункциональность данного пособия делают его незаменимым помощником учителю при проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, а также и с другими детьми в качестве профилактики зрительных нарушений.

Коррекционные упражнения способствуют снятию зрительного напряжения. Одно из них – счёт движущихся предметов. Для этой игры используются кольца от игры «Кольцеброс», пластмассовые шарики, мячи. Когда бросаются кольца, дети должны посчитать, сколько колец брошено, сколько упало. Вопросы к детям: «Сколько брошено колец? Скажи (на 1, 2, 3) меньше или больше, брошено колец». Можно предложить задания: счёт парами, тройками, увеличить на (в), уменьшить на (в)… Это упражнение можно использовать для сенсорного развития детей. Например, закрыть глаза и послушать, сколько колец упало, затем открыв глаза, посчитать, сколько красных (синих, жёлтых, зелёных…) колец брошено.

На 23-26 минуте урока проводятся упражнения на развитие осязания, обоняния, слуха, активизируется кинестетический аппарат. Здесь основная нагрузка идёт на активизацию сохранных анализаторов детей, так как с изменением характера раздражителей в работу вовлекаются неутомлённые участки коры головного мозга. Для этого используется игра «Завяжи узелок», при которой требуется завязать и развязать простой узел, завязать и развязать узел с закрытыми глазами, то же проделать за спиной.

Упражнения на расслабление проводятся в конце урока. Существуют различные способы расслабления: закрыть глаза и слушать музыку, которая сопровождается словами учителя: «Закройте глаза, расслабьте тело. Оно должно быть мягким, как шёлк, «расплыться» по столу, подобно телу кошки. Думайте об улыбке, и пусть она не исходит сквозь закрытые веки…»

Оздоровительные мероприятия в учебном процессе позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Гимнастика до занятий служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6 минут. Если первый урок – русский язык, то целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти. Если первый урок – литературное чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат.

Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (на 8-20 минутах занятий), занимают 1-3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомляемости, восстановления умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления, упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика), гимнастика для глаз, упражнения на осанку, дыхательная гимнастика. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Специалист по охране зрения детей профессор Э.С.Аветисов предложил специальную гимнастику для глаз:

1.    Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. Улучшить кровообращение можно, если моргать в течение 1-2 минуты.

2.    Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2-3 с. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

3.    Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3-5 с. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повторить 5-6 раз.

Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, профессор В.Ф. Базарный особое внимание уделяет зрению. Он предлагает чередовать с занятиями на близком расстоянии приёмы, которые позволят расширить зрительно-двигательную активность в режиме школьного урока. Этому способствует проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров:

1.    Высоко на стенах классной комнаты развешиваются мелкие сюжетные или предметные картинки размером 3-5 см, разноцветные геометрические фигуры, карточки с цифрами, буквами, слогами, словами (размер букв 1 см). Дети встают и отыскивают глазами местоположение тои или иной картинки.

2.    Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» На листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см. Желательно придать упражнению игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют бабочку и предлагают детям проследить, как эта бабочка будет «кружиться» по заданной траектории.

3.    Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Весёлые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети рассматривают человечка - «рисуют его глазами», а затем повторяют движения человечка.

Динамические паузы проводятся в середине рабочего дня, на 3 уроке. При хорошей погоде проводятся на свежем воздухе, в плохую погоду – в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры.

Уроки здоровья дают детям больше знаний о важности быть здоровым. В разработке таких уроков за основу беру программы Л.А. Обуховой и Н.Г. Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», а также материалы из книги Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья».

 VI.            Заключение

В настоящее время нарушениями зрения страдает примерно половина человечества. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. С началом обучения в школе у детей возрастает нагрузка на зрение. Это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, работой на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении и письме. Поэтому учитель должен строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.

Я описала только часть учебно-коррекционной работы, которую провожу на уроках с детьми, имеющих зрительные нарушения. Надеюсь, данный опыт будет полезен учителям как коррекционных, так и общеобразовательных школ.

VII.            Литература

1.      Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995.

2.      Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – Москва, Просвещение, 1991.

3.      Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. - Санкт-Петербург, Комплект, 1996.

4.      Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: медицина, психология, педагогика. – Москва, Владос, 2002.

5.      Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - Москва, Просвещение, 1990.

6.      Козык Н.И. Наше здоровье. - Начальная школа, №7, 2007.

7.      Ладыгина М.В. Как помочь ребёнку-первокласснику с нарушением зрения включиться в учебную деятельность. – http://festival.1september.ru/

8.      Паршина Л.С., Аблихарова Г.В. Работа тифлопедагога в начальных классах. - Начальная школа, №5, 1998.

9.      Тарханова Ю.С. Коррекция зрения у детей. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

10.  Фомичёва Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, КАРО, 2007.

11.  Шкарлова С.И., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

12.  Швейкина Ю.Ю. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках. - Начальная школа, №1, 2003.

13.  Юранёва Л.Г. Если волнует здоровье детей… - Начальная школа, №11, 1996.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010