Авторы:
Цилимецкая Александра Валерьевна
Шистерова Татьяна Афанасьевна
Васинцева Ольга Михайловна
Джаврук Анна Дмитриевна
Модель психолого-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения
Авторы: Шистерова Т.А., Цилимецкая А.В., Джаврук А.Д., Васинцева О.М.
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения. Статья предназначена для специалистов, работающих с детьми данной категории.
Статья:Модель психолого-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.
Т.А. Шистерова, учитель-логопед, А.В. Цилимецкая, учитель-дефектолог, А.Д. Джаврук, педагог-психолог, О.М. Васинцева, социальный педагог.
В условиях всесторонней и глубокой модернизации системы общего образования в РФ актуальной является проблема совершенствования работы с детьми с ОВЗ, направленной на успешную социализацию и интеграцию в современное общество.
В государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается: в обычных классах – 100,8 тыс. детей с ОВЗ, в коррекционных классах – 119,7 тыс. детей. 207,4 тыс. детей школьного возраста обучается в 1795 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Все эти дети нуждаются в особой, по содержанию, образовательной и медико-психологической помощи.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфностью.
В этиологии ЗПР могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.
Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Мурманска (далее Центр) участвует в региональном эксперименте по созданию в образовательных учреждениях Мурманской области модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
С этой целью специалистами Центра была разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения.
При реализации данной программы учитывались следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с обучающимися с задержкой психического развития:
- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;
- предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);
- использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
- постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
- проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Основными условиями организации коррекционно-образовательного процесса являются:
- коррекционно-развивающие занятия, продолжительностью 30 минут;
- комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;
- взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;
- оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Основная форма организации занятий – работа с детьми в малых подгруппах. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Результаты коррекционно-развивающей работы выявляются в ходе проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностик.
Учитывая комплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа включает:
- Психологический модуль, целью которого является активизация высших психических функций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление психологического статуса ребенка.
- Логопедический модуль, цель которого – коррекция нарушений письменной речи.
- Дефектологический модуль направлен на повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего обучения.
- Социально-педагогическое сопровождение родителей интегрируемых детей осуществляет социальный педагог.
Деятельность педагога-психолога направлена на: развитие познавательной деятельности ребенка с ЗПР (устойчивости и концентрации внимания, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти, сенсомоторной координации, формирование мыслительных операций); развитие его эмоционально-личностной сферы (формирование устойчивой познавательной мотивации; повышение адаптационных возможностей ребенка, стимуляция коммуникативной активности, формирования адекватной самооценки); формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Работа по реализации логопедического модуля включает следующие основные направления: формирование фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры; на материале гласных I и II ряда (обеспечивающих твердость-мягкость согласных звуков). Мягкость согласных за счет мягкого знака; на материале звонких и глухих согласных; на материале трансформационных упражнений (преобразования слов). Словоизменение; формирование представлений о морфологическом составе слова. Словообразование.
Работа учителя-дефектолога состоит из двух направлений: «Развитие представлений об окружающем мире» и «Развитие математических навыков и умений». На занятиях по развитию представлений об окружающем мире решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, развитие общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненном опыте ребенка. В основу занятий по развитию математических навыков и умений положено содержание программы начальной общеобразовательной школы: изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений; ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами; формирование практических умений — измерительных, графических; формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Деятельность социального педагога носит просветительский характер и включает в себя 2 блока: Информационный блок (раскрытие особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, преимуществ интеграции в общеобразовательные учреждения, возможных трудностей и проблем); Законодательный блок (информирование родителей о правах детей с ОВЗ; о российском законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; роль родителей в развитии, воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями).
Данная программа в течение 2012/2013 учебного года апробировалась на группе обучающихся 2 класса общеобразовательной школы, имеющих заключение ТПМПК – «Задержка психического развития. Недостаточная сформированность процессов чтения и письма, обусловленная недоразвитием речи системного характера».
Итоговая диагностика показала, что уровень обученности обучающихся соответствует 100%. Качество освоения программного материала по логопедическому модулю составляет - 90,3%, по дефектологическому модулю - 92,5%. Реализация психологического модуля программы показало наличие значительной положительной динамики у 75% участников, положительной динамики у 25%.
Каждый отдельный модуль данного программно-методического комплекта был рекомендован для реализации и отслеживания результативности коррекционно-развивающей деятельности учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, работающим с данной категорией детей.