Автор:
Калашникова Наталья Викторовна
Пояснительная записка
Актуальность.
Благодаря собственной уникальной природе музыка является одним из наиболее значимых современных средств коммуникации, способствует формированию представлений об эмоциональных состояниях и переживаниях у слушателя.
В отличие от своих нормально развивающихся сверстников, умственно отсталые учащиеся нуждаются в особых условиях, соответствующих их потребностям и возможностям.
Музыкальное воспитание в коррекционной школе призвано не только выполнять функции развития способностей, обогащения сознания новыми знаниями, но и способствовать преодолению имеющихся нарушений психофизических процессов, связанных с неблагоприятной наследственностью, болезнями, травмами и т.п.
Новизна.
Оптимизации образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях способствует создание специальной культурно-развивающей среды, которая оказывает значительное влияние на формирование индивидуальной культуры ребенка. Одной из составляющих создания данной среды стала разработка программы по музыке для учащихся 7-8 классов, большее значение в которой на уроках музыки отводится решению воспитательных задач.
Музыкально-исполнительская деятельность, будучи интересной и доступной детям с нарушенным интеллектуальным развитием способствует:
- повышению мотивации к учебной деятельности, воспитанию нравственно-этических, гражданско-патриотических чувств, художественно-эстетических качеств.
-нормализации поведенческих проявлений, снижению уровня негативных эмоциональных переживаний, на смену которым приходит состояние оптимизма, уверенности в собственных силах: научившись подчинять свою активность звучащей музыке, дети и в других ситуациях продвигаются в самостоятельной организации поведения;
-пение, дыхательные упражнения, игра на музыкальных инструментах, танцевально-ритмическая деятельность укрепляют общесоматическое состояние организма, улучшают физические качества: координацию движений, выносливость, ловкость, жизненную ёмкость легких, общую и мелкую моторику.
Программа имеет тематическую направленность по четвертям, и весь музыкальный материал подчинен раскрытию тем, рассматривается как средство коммуникации и общения. Тематика взята из программы Д.Б. Кабалевского частично, т.к. некоторые темы неприемлемы из-за интеллектуальной недостаточности учащихся и не подходят для замысла учителя музыки. Развитие тем идет от простого к сложному на основе уже ранее изученного музыкального материала.
Статья:Целью программы по музыке для учащихся 7-8 классов является формирование основ музыкальной культуры, создание условий для наиболее полного, разностороннего формирования положительных качеств личности.
Достижение цели требует реализации комплекса образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. В задачи музыкального воспитания входит:
- овладение детьми определенными музыкальными знаниями, музыкально-исполнительскими умениями и навыками, умениями самостоятельно использовать технические средства;
- обогащение эмоциональной сферы; словарного запаса;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса;
- формирование интереса к музыкальной деятельности в целом;
- обогащение представлений о музыкальных традициях нашего народа;
- воспитание положительных личностных качеств учащихся;
- применение широких возможностей музыки для осуществления психокоррекционной и психотерапевтической помощи
Программа составлена на основе: «Программа по музыке для общеобразовательных школ» Д.Б.Кабалевского; «Программа 5-8 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» И.В.Евтушенко; учебного пособия А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе».
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена.
Курс программы рассчитан на 2 года обучения, 7и 8 классы.
Музыкальный материал для пения подобран с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся 7-8 классов: щадящий режим в пении, уменьшение количества разучиваемых песен. Имеет определенную тематическую направленность: песни о добре, дружбе, о любви юноши и девушки, о любви к Родине, размышления о смысле жизни, с целью заинтересованности детей, а также воспитания у учащихся социально-значимых качеств личности.
Музыкальный материал для слушания подобран с учетом его художественной ценности, доступности в восприятии и понимании, музыкального вкуса учителя музыки; с целью знакомства с разнообразием музыкальных жанров, стилей и понятий; в основном это музыкальные произведения, имеющие программную основу (названия).
Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты.
Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др.
В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта.
На уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература.
Музыкальное воспитание продолжается и во внеурочное время: воспитательские часы, коллективные творческие проекты художественной направленности, занятия вокальной группы, участие в общешкольных, городских мероприятиях, областном конкурсе художественного самодеятельного творчества «Мы все можем»
Данная программа предполагает овладение учащимися элементами музыкальной культуры, способствует успешной адаптации старшеклассников в обществе.
7 класс. 35ч. (1 час в неделю)
Распределение программного материала
четверть |
Тема |
Кол-во час. |
1 четверть |
Легкая и серьезная музыка. |
9ч |
2 четверть |
Жанры музыкальных произведений. |
7ч |
3 четверть |
Программная музыка. Музыка и живопись |
10ч |
4 четверть |
Музыкальный образ |
9ч |
Содержание курса
Пение
Исполнение песенного репертуара в диапазоне си – ре второй октавы.
Формирование певческого звучания в условиях мутации: щадящий голосовой режим. Исполнение песен одновременно с фонограммой, вокальной и инструментальной. Исполнение вокально-хоровых упражнений, попевок. Повторение песен, разученных в 6 классе.
Слушание музыки
Понятия легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь, принципиальные отличия. Лучшие образцы легкой музыки в различном исполнении. Программная музыка: инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Литературная и музыкальная драматургия, оперное искусство.
Особенности творчества композиторов: П.И.Чайковского, В А.Моцарта, Ж.Бизе, М.П.Мусоргского, А. Вивальди, Л.В.Бетховена.
Сведения о жанрах музыкальных произведений: сюита, опера, симфония, концерт.
Названия и звучание современных электронных музыкальных инструментов.
Музыкальная грамота:
Интонация в разговорной и музыкальной речи. Электронные музыкальные инструменты. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: затакт, музыкальная фраза, пунктирный ритм, акцент, бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка. Бардовская (авторская) песня.
Музыкальный материал для пения:
1 четверть
1. М. Минков « Дорога добра»;
2. Р.Паулс «Листья желтые»;
2 четверть
1.Т. Хренников «Московские окна»;
2. А.Зацепин «Волшебник-недоучка»;
3 четверть
1. А.Фадин «Память»;
2. М. Дунаевский «Песенка Д,Артаньяна»;
3 А. Пахмутова «Надежда»;
4 четверть
1. Ю.Визбор «Солнышко лесное»;
2. М.Ножкин «Последний бой»;
Музыкальный материал для слушания:
1 четверть
1.Примеры современной эстрадной музыки: рок – музыка, рэп, популярная музыка;
2. Ж. Бизе Фрагменты из оперы «Кармен»;
3. Бизе-Щедрин «Кармен-сюита»;
2 четверть
1.П.И.Чайковский. Концерт для ф-но с оркестром № 1;
2. В.А.Моцарт Симфония № 40 1 ч.;
3 четверть
1.М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»;
2.А. Вивальди «Времена Года»;
4 четверть
1. М.Равель «Болеро»;
2.Л.В.Бетховен. Симфония № 5 1 ч.
Предполагаемые образовательные результаты
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
- понятия: легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь, отличия;
- виды лёгкой музыки: песня массовая, рок-музыка, рэп, джаз, популярная песня, бардовская песня;
- жанры музыкальных произведений: сюита, опера, симфония, концерт;
- программная музыка, ее особенности;
- музыкальные термины: затакт, пунктирный ритм, акцент, музыкальная фраза, бас, аккорд, аранжировка;
- особенности творчества изученных композиторов: П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, Ж.Бизе, М.П.Мусоргского, А. Вивальди, Л.В.Бетховена;
- словарь терминов, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки
- названия музыкальных инструментов.
Учащиеся должны уметь:
- петь с классом выученные песни чисто и выразительно;
- исполнять песни напевного характера и в подвижном темпе;
-определять на слух изученные музыкальные произведения, песни;
- уметь различать звучание музыкальных инструментов;
- самостоятельно высказываться о прослушанных музыкальных произведениях;
-сравнивать прослушанные произведения по плану;
- объяснять отдельные музыкальные термины; выполнять творческие задания;
- пользоваться словарем терминов.
2-й уровень
Учащиеся должны знать: - понятия: легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь, отличия; - виды лёгкой музыки: песня массовая, рок-музыка, рэп, джаз, популярная песня, бардовская песня; - программная музыка, ее особенности; - основные произведения изученных композиторов: П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, Ж.Бизе, М.П.Мусоргского, А. Вивальди, Л.В.Бетховена; - словарь терминов, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки - названия музыкальных инструментов. Учащиеся должны уметь: - петь с классом выученные песни ровным, свободным звуком; - исполнять песни напевного характера и в подвижном темпе; -определять на слух изученные музыкальные произведения, песни; - уметь различать звучание музыкальных инструментов; - высказываться о прослушанных музыкальных произведениях по вопросам; -сравнивать прослушанные произведения по плану; - пользоваться словарем терминов.
|
8 класс. 35ч.(1 час в неделю)
Распределение программного материала
Четверть |
Тема |
Кол-во час. |
1 четверть |
Современность классической музыки. |
9ч |
2 четверть |
Музыка и кино. |
7ч |
3 четверть |
Средства музыкальной выразительности |
10ч |
4 четверть |
Героика и образы героев в музыке. |
9ч |
Содержание курса
Пение
Закрепление певческих навыков и умений: дыхание, точное интонирование, звукообразование, дикция, строй, ансамбль. Работа над эмоциональной осознанностью восприятия и воспроизведения разучиваемых произведений; концертное исполнение. Исполнение певческих упражнений. Повторение песен, разученных в 6-7 классах.
Слушание музыки
Взаимосвязь видов искусства в отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, юмор, драма в музыке. Особенности творчества композиторов: И.С.Баха, Д.Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Ф.Листа, А. Хачатуряна, А.П.Бородина.
Музыкальная грамота
Средства музыкальной выразительности: мелодия, сопровождение, гармония, тембр, темп, динамика. Использование средств музыкальной выразительности для создания образов героики, лирики, драмы, юмора в музыке. Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений. Музыкальные профессии и специальности.
Музыкальный материал для пения:
1 четверть
1.В. Соловьев – Седой «Подмосковные вечера»;
2.И.Николаев «Школа»;
3.А Рыбников «Я тебя никогда не забуду»;
2 четверть
1.А Зацепин «Есть только миг»;
2.А Зацепин «Песенка о медведях»;
3 четверть
1. О Газманов «Офицеры»;
2. А Зацепин «Песня первоклассника»;
4 четверть
1. В.Лебедева «Песня гардемаринов»;
2.Б.Окуджава «Нам нужна одна победа»;
Музыкальный материал для слушания:
1 четверть
1. И.С.Бах. «Токката и фуга для органа», «Шутка», И.С.Бах – Ш.Гуно «Аве-Мария»: в классическом исполнении и современной обработке;
2.Двржак «Славянский танец»;
2 четверть
1. Л.В.Бетховен «Лунная соната»: в классическом исполнении и современной обработке;
2. Э.Морриконе. Музыка к кинофильмам;
3 четверть
1. .Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская»:
«Эпизод нашествия»;
2.Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»;
3. Ф.Лист «Венгерская рапсодия»;
4 четверть
1. А Хачатурян «Танец с саблями»;
2. АП.Бородин : «Богатырская симфония» 1 ч.; ария Князя Игоря из оперы «Князь Игорь»;
Предполагаемые образовательные результаты
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
- средства музыкальной выразительности: мелодия, сопровождение, тембр, темп, динамика;
- особенности творчества изученных композиторов: И.С.Баха, Д.Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Ф.Листа, А. Хачатуряна, А.П.Бородина;
- использование средств музыкальной выразительности для создания образов героики, лирики, драмы, юмора в музыке;
- жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты: симфонического оркестра, народные, орган;
- музыкальные профессии и специальности.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно исполнять песни под аккомпанемент;
- исполнять песни по фонограмму, петь хором, соло, дуэтом;
-определять на слух изученные музыкальные произведения, песни, называть композиторов;
- сравнивать средства музыкальной выразительности музыкальных произведений контрастных по характеру;
- самостоятельно определять характер, содержание произведения, высказываться о прослушанной музыке;
- участвовать в проведении праздников, конкурсов;
- самостоятельно организовывать досуговую деятельность для младших классов;
- пользоваться ТСО, музыкальной аппаратурой;
- объяснять отдельные музыкальные термины; выполнять творческие задания;
- выполнять индивидуальные творческие и тестовые задания.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
- средства музыкальной выразительности: мелодия, сопровождение, тембр, темп, динамика;
- основные произведения изученных композиторов: И.С.Баха, Д.Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Ф.Листа, А. Хачатуряна, А.П.Бородина;
- жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты: симфонического оркестра, народные, орган;
- музыкальные профессии и специальности.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно исполнять несколько песен;
-определять на слух изученные музыкальные произведения, песни, называть композиторов;
- сравнивать средства музыкальной выразительности музыкальных произведений контрастных по характеру по вопросам;
- определять характер, высказываться о прослушанной музыке по плану;
- участвовать в проведении праздников, конкурсов;
- объяснять отдельные музыкальные термины;
- выполнять тестовые задания.
Учебно-тематическое планирование
7-ой класс I четверть. Тема: «Лёгкая и серьёзная музыка» 9ч.
Тема |
Кол-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпред. связи |
1. Повторение тем и песен 6 кл. |
1 |
|
|
|
|
2. «Легкая» и «серьезная» музыка |
1 |
Понятия: легкая музыка, ее виды и жанры; серьёзная музыка (классическая), её жанры |
Джаз, реп, рок, поп музыка |
Записи на дисках и кассетах |
хореография |
3. Массовая песня: М.Минков «Дорога добра» |
3 |
Вид лёгкой музыки: песня массовая. Муз. термины: затакт, муз. фраза. Отработка навыков цепного дыхания, исполнение песен подвижного темпа |
М.Минков, «дорога добра» |
Сб. «Песни октябренка», фортепиано |
История |
4. Бизе. Опера «Кармен» |
3 |
Особенности творчества Ж.Бизе, сюжет оперы «Кармен». Муз. фрагменты: «Хабанера», «Сегидилья», «Марш Тореадора», увертюра. Повторение понятия опера |
Ж.Бизе, Испания, тореадор, коррида увертюра |
СД-диск № 3 |
география, история |
5.Эстрадная песня: Р.Паулс «Листья жёлтые» |
3 |
Понятие: эстрадная популярная музыка, песня, ВИА. Муз. термины: пунктирный ритм, акцент |
Р.Паулс, Латвия, ВИА, пунктир |
Нотные ксерокопии, фортепиано |
ИЗО, география |
6.Бизе – Щедрин «Кармен – сюита» |
3 |
Понятия: сюита, аранжировка (обработка муз. произведения). Особенности творчества Щедрина. Углубление понятия оркестр: струнные и ударные инструменты |
Р.Щедрин, сюита, аранжировка |
СД-диск № 3 |
|
7. Ф.Шуберт. Серенада |
2 |
Знакомство с муз. творчеством Ф.Шуберта. Понятие: легкая музыка 19 века становится классикой |
Ф.Шуман, Германия, серенада |
СД- диск № 1 |
география, чтение |
8. Обобщение тем четверти |
1 |
|
|
|
|
7-й класс II четверть «Жанры музыкальных произведений»
Тема |
Кол-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпредметные связи |
1.Повтрение тем 1 четверти |
1 |
|
|
|
|
2. Т.Хренников «Московские окна» |
3 |
Песенное творчество Хренникова. Углубление понятия легкая музыка: массовая песня с элементами джаза. Отработка навыков исполнения песен со сложным ритмическим рисунком, понятия: ритм, синкопа, пунктир |
Пунктир Синкопа |
фортепиано, нотная тетрадь |
ИЗО |
3.П.И.Чайковский.Концерт № 1, 1ч. |
2 |
Понятие «концерт»: соревнование между солистом и оркестром. Чайковский – «певец» русской природы. Образ природы в музыке. Углубление понятия оркестр. |
Концерт, П.И.Чайковский |
СД-диск № 3 |
ИЗО, чтение |
4. Эстрадная песня: А. Зацепин «Волшебник-недоучка» |
2 |
Песенное творчество А.Зацепина. Углубление понятия эстрадная песня. Пение под фонограмму и сопровождение в щадящем режиме песен со сложным ритмическим рисунком подвижного характера. |
Эстрада, поп музыка, фонограмма |
ф-но, нотная тетрадь |
Трудовое обучение |
5. Творчество В.А.Моцарта |
1 |
Биография, особенности творчества В.А.Моцарта - композитора 18 века, основное музыкальное наследие: симфонии, сонаты, реквием. |
Австрия Моцарт |
Муз. литература |
География история |
6.В.А.Моцарт. Симфония № 40, 1 ч. |
2 |
Знакомство с понятием симфония. Углубление понятия оркестр. Лирические образы в оркестровой музыке |
Симфония лирика |
СД-диск № 3 |
Изо |
7. Музыкальная викторина |
1 |
Знакомство с понятием: музыкальная викторина - |
викторина |
СД-диски |
|
8. Закрепление тем и песен четверти |
1 |
- |
|
|
|
7-й класс III четверть «Программная музыка. Музыка и живопись» 10ч
Тема |
Кол-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпредметные связи |
1.Повторение тем 1-го полугодия |
1 |
|
|
|
|
2.А.Пахмутова «Надежда» |
3 |
Песенное творчество А. Пахмутовой, углубление понятия массовая песня. Интонация в разговорной речи и в музыке |
Интонация аэродром надежда |
Нотная тетрадь Фотепиано |
география разв. речи |
3.М.П.Мусоргский «Картинки с выставки».
|
3 |
Особенности творчества М.П. Мусоргского. Понятие: программная музыка; история создания цикла пьес по картинам. а) «Рассвет на Москва-реке»; Б) «Лиможский рынок»; В) «Богатырские ворота»; Г) «Балет невылупившихся птенцов» |
Живопись художник композитор сюжет Лимож богатырь |
СД-диск № 4 |
География ИЗО история |
4.А.Фадин «Память» |
2 |
Знакомство с понятием: бардовская, авторская песня. Тема героического прошлого народа в песнях советских композиторов |
Сталинград порох легенда |
Сб. «Праздники в школе» |
История |
5.А. Вивальди «Времена года» |
2 |
Особенности творчества итальянского композитора 18 века. Образ природы в музыке: «Зима» |
Италия концерт оркестр
|
СД-диск «Временаода» |
География, изо, история |
6. М. Дунаевский «Песенка Д,Артаньяна» |
2 |
Тема мужественности в песнях. Музыка и песни в кинофильмах помогают раскрытию образов героев |
Мушкетер Париж
|
Нотная тетрадь |
География История |
7. Музыкальная викторина |
1 |
|
|
СД-диски |
|
8.Обобщение тем четверти |
1 |
|
|
|
|
7-й класс IV четверть «Музыкальный образ» 9ч
ема |
Кол-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпр. св. |
1.Повторение тем 3-й четверти |
1 |
|
|
|
|
2. Ю.Визбор «Солнышко лесное» |
3 |
Понятия: авторская, бардовская песня, музыкальный образ. Песенное творчество Ю.Визбора. Закрепление понятий: интонация в речи и в музыке |
Бард, гитара, Ю.Визбор |
Нотная тетрадь, фортепиано |
География, развитие речи |
3. М.Равель «Болеро» |
2 |
Музыкальный образ танца. Закрепление понятия инструментальная программная музыка. |
Равель, Испания болеро |
СД-диск №4 |
География |
4. М.Ножкин «Последний бой» |
3 |
Песни о ВО войне, песни в кинофильмах. Музыкальный образ марша, тема героики в жанре песни (легкая музыка). Исполнение с сопровождением и под фонограмму |
Европа, Великая Отечественная война |
Сб. «Песни о войне», ф-но, СД-диск № 6 |
История, геграфия |
5. Л.В.Бетховен симфония № 5, 1 ч. |
2 |
Героическая музыка Бетховена, образ борьбы в симфонической музыке, интонация в инструментальной музыке, мелодии декламационного характера. Закрепление понятий симфония, симфонический оркестр. |
Бетховен, симфония, декламация, рок, судьба |
СД-диск № 4 |
История, география |
6. Музыкальная викторина |
1 |
_ |
|
|
|
7. Обобщение тем четверти, года |
1 |
_ |
|
|
|
8-й класс I четверть «Современность классической музыки» 9ч.
Тема |
Кол-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпредметные cвязи |
1. Повторение тем и песен 7кл. |
1 |
|
|
|
|
2. «Классическая музыка, современна ли она?» |
1 |
Классическая музыка в современной обработке и исполнении. «Классическая музыка – вечна» |
классическая музыка, вечность, век |
СД-диски |
История |
3. Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» |
2 |
Песенное творчество композитора. Понятие: мелодия – главное средство музыкальной выразительности, основа музыки. Навыки плавного голосоведения в щадящем режиме. |
Фестиваль мелодия выразительность |
Сб. «За празд. столом» фортепиано |
История, география |
4. И.С.Бах. Токката и фуга для органа |
2 |
Особенности творчества И.С.Баха. Муз. инструмент орган; понятие: полифония (самостоятельные голоса в соревновании) |
И.С.Бах токката фуга орган |
СД-диск № 5 портрет, «Муз. литература» |
География, история |
5. И.Николаев «Школа» |
2 |
Песенное творчество И.Николаева. Закрепление навыков плавного пения с сопровождением соло, дуэтами и группами |
И.Николаев, соло, дуэт |
Нотная тетрадь, ф-но |
|
6. С. Дворжак «Славянский танец» |
2 |
Особенности творчества чешского композитора. Углубление понятия мелодия, её значения в музыке как основного средства выразительности. |
Дворжак, славянский, Чехия |
СД-диск № 5 |
История география |
7. А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» |
2 |
Углубление понятия опера, знакомство с понятием рок-опера. Творчество А.Рыбникова. Углубление понятия мелодия. Навыки плавного голосоведения, исполнение под фонограмму |
Рок-опера, театр |
Нотная тетрадь, фортепиано, СД-диск №6 |
История, география, развитие речи |
8.Обобщение тем четверти |
1 |
|
|
|
|
8-й класс II четверть «Музыка и кино» 7ч
Тема |
Кол-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпредметные связи |
1. Повторение тем 1-й четверти |
1 |
- |
- |
- |
|
2. Музыка в кино |
1 |
Значение музыки, песен для раскрытия содержания фильма, художественного образа; характер музыки, ее настроение зависит от содержания фильма, его жанра, замысла режиссера |
Жанр, триллер, мелодрама, режиссер |
СД-диски |
ИЗО, история, развитие речи |
3. А. Зацепин «Есть только миг» |
3 |
Песенное творчество А.Зацепина, философское содержание песен (размышление о смысле жизни). Углубление понятия мелодия – основа музыки |
Смысл жизни, пирамиды |
Нотная тетрадь, фотепиано |
История, география |
3. Л.В.Бетховен «Лунная соната» |
2 |
Средства муз. выразительности: гармония, сопровождение; их значение для раскрытия содержания музыки и передачи ее образа. Звучание муз произведения в классической и современной обработке (гитара), использование в кинематографии |
Бетховен Гемания аранжировка гитара |
СД-диск № 5 |
ИЗО, развитие речи |
4. А.Зацепин «Песенка о медведях» |
2 |
Углубление темы: музыка в кино, творчество А.Зацепина, мелодия- основа музыки. Отработка навыков пения песен в подвижном характере |
Кавказ, северный полюс |
Нотная тетрадь |
География, развитие речи |
5. Э Морриконе. Музыка к кинофильмам |
2 |
Творчество американского композитора Э. Морриконе. Эстрадно-симфонический оркестр, его инструменты, жанр баллады.в инструментальной музыке |
Америка, Э.Морриконе |
СД-диски |
География, развитие речи |
6. Музыкальная викторина |
1 |
|
|
|
|
7. Закрепление тем четверти |
1 |
|
|
|
|
8-й класс III четверть «Средства музыкальной выразительности» 10ч.
Тема |
К-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпредметные связи |
1.Повторение тем 1-го полугодия |
1 |
|
|
|
|
2.Средства музыкальной выразительности: тембр |
1 |
Знакомство с понятием: тембр. Тембр музыкальных инструментов, тембр голоса человека. Дидактическая игра |
Тембр, окраска, бас, альт, сопрано, фальцет |
|
Изо развитие речи |
3.Д.Шостако- ВИЧ. Симфония №7 «Ленинградская»: «Эпизод нашествия» |
2 |
Особенности творчества Д.Д.Шостаковича. История создания симфонии №7. Использование тембра медных и деревянных духовых, ударных инструментов для передачи содержания и характера музыки |
Ленинград, блокада, фашист, деревянные, медные духовые ударные |
СД-диск № 5 плакаты с муз. инструментами |
история география |
4. О.Газманов «Офицеры» |
3 |
Знакомство с песенным творчеством О.Газманова. Патриотические песни: воздействие на человека, его характер, эмоции, настроение |
Афган Патриот Аккорд Унисон |
Нотная тетрадь |
История |
5. Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» |
2 |
Особенности творчества Г.Свиридова Использование тембра струнных инструментов для передачи лирических образов, чувств человека в оркестровой музыке. Темп, динамика в музыке |
А.Пушкин Повесть «Метель». Струнные смычковые |
Записи Хрест «Муз лит-ра» |
История Лит-ра |
6.А.Зацепин «Песня первоклассника» |
2 |
Знакомство с песенным творчеством А.Зацепина, А.Б.Пугачевой. Юмор в музыке. |
Толстой Икс
|
Нотная тетрадь Ф-но |
Чтение
|
7.Ф Лист «Венгерская рапсодия» |
2 |
Особенности творчества Ф.Листа. Углубление понятий: тембр, темп, динамика. Ускорение, замедление темпа, крещендо, диминуэндо. Образ душевной борьбы человека в музыке. |
Венгрия Рапсодия (песня) |
Записи, хрест. «Муз.литература» |
география, история |
8.Закрепление тем и песен четверти |
1 |
|
|
|
|
8- класс IV четверть «Героика и образы героев в музыке» 9ч.
Тема |
Кол-во ч. |
Новые знания |
Словарь |
Оборудование |
Межпред. связи |
|
||
1. Повторение тем и песен 3 четверти |
1 |
|
|
|
|
|||
2. И Лебедева «Песня гардемаринов» |
2 |
Развитие темы: музыка в кино. Закрепление навыков выразительного пения согласно характеру и содержанию песни с сопровождением и под фонограмму. Закрепление темы: средства музыкальной выразительности |
Честь, гардемарин рок |
Нотная тетрадь, СД-диск № 3 |
История, развитие речи |
|||
3.А Хачатурян «Танец с саблями» |
2 |
Образ борьбы, героя в музыке. Закрепление темы: средства муз. выразительности. Углубление понятия: современность классической музыки |
Хачатурян, Спартак, балет, динамика, темп |
СД-диск № 5 |
География, история |
|||
4. Б. Окуджава «Нам нужна одна победа» |
3 |
Патриотическая тема в современной музыке, образы героев в массовой песне. Углубление понятия: бардовская песня, музыка в кино. Закрепление навыков выразительного пения согласно характеру и содержанию песни с сопровождением и под фонограмму |
Окуджава Белоруссия, ВО война |
Сб. «Песни о войне», ф-но, СД-диск |
История |
|||
5.Творчество А.П.Бородина:
|
2 |
Тема патриотизма и героизма в музыке русских композиторов. Творчество А.П.Бородина. Сюжет оперы «Князь Игорь». Повторение понятия опера. Закрепление темы: средства муз. выразительности, современность классической музыки. «Богатырская симфония». Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» |
Бородин, богатырь, князь, патриот, опера, ария |
Записи, хрест. 7 кл. |
История, развитие речи |
|||
6. Музыкальная викторина |
1 |
|
|
|
|
|||
7. Урок-концерт |
1 |
|
|
|
|
|||
8. Обобщение тем года, курса |
1 |
|
|
|
|
|||
Список литературы
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.
4. ЕвтушенкоИ.В. Музыка//Программа для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Владос, 2000.
5. ЕвтушенкоИ.В. Пение и музыка//Программа для 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.:Просвещение, 1999.
6. ЕвтушенкоИ.В. Музыка и пение//Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 1999.
7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.
8. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.
9. Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.ред. И.М.Бгажноковой
10. Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл.- М.: Просвещение, 1985.
11. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.
12. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.
13. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.
14. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.
15. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко / авт.-сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.
16. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И. Науменко / авт.сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.