Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Модифицированная программа по музыке для учащихся 7-8 классов с ограниченными возможностями здоровья

Автор:
Калашникова Наталья Викторовна

Аннотация:

Пояснительная записка

Актуальность.

Благодаря собственной уникальной природе музыка является одним из наиболее значимых современных средств коммуникации,  способствует  формированию представлений об эмоциональных состояниях и переживаниях у слушателя.

В отличие от своих нормально развивающихся сверстников, умственно отсталые учащиеся нуждаются в особых условиях, соответствующих их потребностям и возможностям.

Музыкальное воспитание в коррекционной школе призвано не только выполнять функции развития способностей, обогащения сознания новыми знаниями, но и  способствовать преодолению имеющихся нарушений психофизических процессов, связанных с неблагоприятной наследственностью, болезнями, травмами и т.п.

Новизна.

 Оптимизации образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях способствует создание специальной культурно-развивающей среды, которая оказывает значительное влияние на формирование индивидуальной культуры ребенка. Одной из составляющих создания данной среды стала разработка программы по музыке для учащихся 7-8 классов, большее значение  в которой на уроках музыки  отводится решению воспитательных задач.

Музыкально-исполнительская деятельность, будучи интересной и доступной детям с нарушенным интеллектуальным развитием способствует:

- повышению мотивации к учебной деятельности, воспитанию нравственно-этических, гражданско-патриотических чувств, художественно-эстетических качеств.

-нормализации поведенческих проявлений, снижению уровня негативных эмоциональных переживаний, на смену которым приходит состояние оптимизма, уверенности в собственных силах: научившись подчинять свою активность звучащей музыке, дети и в других ситуациях продвигаются в самостоятельной организации поведения;

-пение, дыхательные упражнения, игра на музыкальных инструментах, танцевально-ритмическая деятельность укрепляют общесоматическое состояние организма, улучшают физические качества: координацию движений, выносливость, ловкость, жизненную ёмкость легких, общую и мелкую моторику.

Программа имеет тематическую направленность по четвертям, и весь музыкальный материал подчинен раскрытию тем, рассматривается как средство коммуникации и общения. Тематика взята из программы Д.Б. Кабалевского частично, т.к. некоторые темы неприемлемы из-за интеллектуальной недостаточности учащихся и не подходят для замысла учителя музыки. Развитие тем идет от простого к сложному на основе уже ранее изученного музыкального материала.

Статья:

Целью программы по музыке для учащихся 7-8 классов является формирование основ музыкальной культуры, создание условий для наиболее полного, разностороннего формирования положительных качеств личности.

Достижение цели требует реализации комплекса образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. В задачи музыкального воспитания входит:

- овладение детьми определенными  музыкальными знаниями, музыкально-исполнительскими умениями и навыками, умениями самостоятельно использовать технические средства;

- обогащение эмоциональной сферы; словарного запаса;

- воспитание музыкально-эстетического вкуса;

- формирование интереса  к музыкальной деятельности в целом;

- обогащение представлений о музыкальных традициях нашего народа;

 - воспитание положительных личностных качеств учащихся;

- применение широких возможностей музыки для осуществления психокоррекционной и психотерапевтической помощи

Программа составлена на основе: «Программа по музыке для общеобразовательных школ» Д.Б.Кабалевского; «Программа 5-8 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных школ  VIII  вида» И.В.Евтушенко; учебного пособия А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе».

Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности,  особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена.

Курс программы рассчитан на 2 года обучения, 7и 8 классы.

Музыкальный материал для пения подобран с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся 7-8 классов: щадящий режим в пении, уменьшение количества разучиваемых песен. Имеет определенную тематическую направленность: песни о добре,  дружбе, о любви юноши и девушки, о любви к Родине, размышления о смысле жизни, с целью заинтересованности детей, а также воспитания у учащихся социально-значимых качеств личности.

Музыкальный материал для слушания подобран с учетом его художественной ценности, доступности в восприятии и понимании, музыкального вкуса учителя музыки; с целью знакомства с разнообразием музыкальных жанров, стилей и понятий; в основном это музыкальные произведения, имеющие программную основу (названия).

Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов:  распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты.

Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др.

В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта.

На  уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература.

Музыкальное воспитание продолжается и во внеурочное время: воспитательские часы, коллективные творческие проекты художественной направленности, занятия вокальной группы, участие в общешкольных, городских мероприятиях, областном конкурсе художественного самодеятельного творчества «Мы все можем»

Данная программа предполагает овладение учащимися элементами музыкальной культуры, способствует успешной адаптации старшеклассников в обществе.

 

7 класс. 35ч. (1 час в неделю)

Распределение программного материала

четверть

Тема

Кол-во час.

1 четверть

Легкая и серьезная музыка.

2 четверть

Жанры музыкальных произведений.

3 четверть

Программная музыка. Музыка и живопись

10ч

4 четверть

Музыкальный образ

Содержание курса

Пение

Исполнение песенного репертуара в диапазоне си – ре второй октавы.

Формирование певческого звучания в условиях мутации: щадящий голосовой режим.    Исполнение песен одновременно  с фонограммой, вокальной и инструментальной. Исполнение вокально-хоровых упражнений, попевок. Повторение песен, разученных в 6 классе.

 

Слушание музыки

Понятия легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь, принципиальные отличия.  Лучшие образцы легкой музыки  в различном исполнении. Программная музыка: инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Литературная и музыкальная драматургия, оперное искусство.

Особенности творчества композиторов: П.И.Чайковского, В А.Моцарта, Ж.Бизе, М.П.Мусоргского, А. Вивальди, Л.В.Бетховена.

Сведения о жанрах музыкальных произведений: сюита, опера, симфония, концерт.

Названия и звучание современных электронных музыкальных инструментов.

 

Музыкальная грамота:

Интонация в разговорной и музыкальной речи. Электронные музыкальные инструменты. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: затакт, музыкальная фраза, пунктирный ритм, акцент, бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка. Бардовская (авторская) песня.

Музыкальный материал для пения:


1 четверть

1. М. Минков « Дорога добра»;

2. Р.Паулс «Листья желтые»;

2 четверть

1.Т. Хренников «Московские окна»;

2. А.Зацепин «Волшебник-недоучка»;

 

 

3 четверть

1. А.Фадин «Память»;

2. М. Дунаевский «Песенка Д,Артаньяна»;

3 А. Пахмутова «Надежда»;

4 четверть

1. Ю.Визбор «Солнышко лесное»;

2. М.Ножкин «Последний бой»;

 


 

 

Музыкальный материал для слушания:


 1 четверть

1.Примеры современной эстрадной  музыки: рок – музыка, рэп, популярная музыка;

2. Ж. Бизе Фрагменты из оперы «Кармен»;

3. Бизе-Щедрин «Кармен-сюита»;

2 четверть

1.П.И.Чайковский. Концерт для ф-но с оркестром № 1;

2. В.А.Моцарт Симфония № 40  1 ч.;

3 четверть

1.М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»;

2.А. Вивальди «Времена Года»;

 

4 четверть

1. М.Равель «Болеро»;

2.Л.В.Бетховен. Симфония № 5 1 ч.

 


 

Предполагаемые образовательные результаты

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

- понятия: легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь, отличия;

 - виды лёгкой музыки: песня массовая, рок-музыка, рэп, джаз, популярная песня, бардовская песня;

- жанры музыкальных произведений: сюита, опера, симфония, концерт;

- программная музыка, ее особенности;

- музыкальные термины: затакт, пунктирный ритм, акцент, музыкальная фраза, бас, аккорд, аранжировка;

- особенности творчества изученных композиторов: П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, Ж.Бизе, М.П.Мусоргского, А. Вивальди, Л.В.Бетховена;

- словарь  терминов, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки

- названия музыкальных инструментов.

Учащиеся должны уметь:

- петь с классом выученные песни чисто и выразительно;

- исполнять песни напевного характера и  в подвижном темпе;

-определять на слух изученные музыкальные произведения, песни;

- уметь различать звучание музыкальных инструментов;

- самостоятельно высказываться о прослушанных музыкальных произведениях;

-сравнивать прослушанные произведения по плану;

 - объяснять отдельные музыкальные термины;  выполнять творческие задания;

- пользоваться словарем  терминов.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

- понятия: легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь, отличия;

 - виды лёгкой музыки: песня массовая, рок-музыка, рэп, джаз, популярная песня, бардовская песня;

- программная музыка, ее особенности;

- основные произведения изученных композиторов: П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, Ж.Бизе, М.П.Мусоргского, А. Вивальди, Л.В.Бетховена;

- словарь  терминов, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки

- названия музыкальных инструментов.

Учащиеся должны уметь:

- петь с классом выученные песни ровным, свободным звуком;

- исполнять песни напевного характера и  в подвижном темпе;

-определять на слух изученные музыкальные произведения, песни;

- уметь различать звучание музыкальных инструментов;

-  высказываться о прослушанных музыкальных произведениях по вопросам;

-сравнивать прослушанные произведения по плану;

 - пользоваться словарем  терминов.

 

 

8 класс. 35ч.(1 час в неделю)

Распределение программного материала

Четверть

Тема

Кол-во час.

1 четверть

Современность классической музыки.

2 четверть

Музыка и кино. 

3 четверть

Средства музыкальной выразительности

10ч

4 четверть

Героика и образы героев в музыке.

 

 

Содержание курса

Пение

Закрепление певческих навыков и умений: дыхание, точное интонирование, звукообразование, дикция, строй, ансамбль. Работа над эмоциональной осознанностью восприятия и воспроизведения разучиваемых произведений; концертное исполнение. Исполнение певческих упражнений.  Повторение песен, разученных в 6-7 классах.

 

Слушание музыки

Взаимосвязь видов искусства в отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, юмор, драма в музыке. Особенности творчества композиторов: И.С.Баха, Д.Д.Шостаковича,     Г.Свиридова, Ф.Листа, А. Хачатуряна, А.П.Бородина.

Музыкальная грамота

Средства музыкальной выразительности: мелодия, сопровождение, гармония, тембр, темп, динамика. Использование средств музыкальной выразительности  для создания образов героики, лирики, драмы, юмора в музыке. Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений. Музыкальные профессии и специальности.

 

Музыкальный материал для пения:


1 четверть

1.В. Соловьев – Седой «Подмосковные вечера»;

2.И.Николаев «Школа»;

3.А Рыбников «Я тебя никогда не забуду»;

 

2 четверть

1.А Зацепин «Есть только миг»;

2.А Зацепин «Песенка о медведях»;

 

 

3 четверть

1. О Газманов «Офицеры»;

2. А Зацепин «Песня первоклассника»;

 

4 четверть

1. В.Лебедева «Песня гардемаринов»;

2.Б.Окуджава «Нам нужна одна победа»;


 

Музыкальный материал для слушания:

1 четверть

1. И.С.Бах. «Токката и фуга для органа», «Шутка», И.С.Бах – Ш.Гуно  «Аве-Мария»: в классическом исполнении  и современной обработке;

2.Двржак «Славянский танец»;

2 четверть

1. Л.В.Бетховен «Лунная соната»: в классическом исполнении  и современной обработке;

2. Э.Морриконе.  Музыка к кинофильмам;

3 четверть

            1. .Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская»:

«Эпизод нашествия»;

2.Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»;

3. Ф.Лист «Венгерская рапсодия»;

4 четверть

1. А Хачатурян «Танец с саблями»;

2. АП.Бородин : «Богатырская симфония» 1 ч.;   ария Князя Игоря из оперы «Князь Игорь»;

 

Предполагаемые образовательные результаты

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

- средства музыкальной выразительности: мелодия, сопровождение, тембр, темп, динамика;

- особенности творчества изученных композиторов: И.С.Баха, Д.Д.Шостаковича,     Г.Свиридова, Ф.Листа, А. Хачатуряна, А.П.Бородина;

- использование средств музыкальной выразительности  для создания образов героики, лирики, драмы, юмора в музыке;

- жанры музыкальных произведений;

- музыкальные инструменты: симфонического оркестра, народные, орган;

- музыкальные профессии и специальности.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно исполнять песни  под аккомпанемент;

- исполнять песни по фонограмму, петь хором, соло, дуэтом;

-определять на слух изученные музыкальные произведения, песни, называть композиторов;

- сравнивать средства музыкальной выразительности музыкальных произведений контрастных по характеру;

- самостоятельно определять характер, содержание произведения, высказываться о прослушанной музыке;

- участвовать в проведении праздников, конкурсов;

- самостоятельно организовывать досуговую деятельность для младших классов;

- пользоваться ТСО, музыкальной аппаратурой;

- объяснять отдельные музыкальные термины;  выполнять творческие задания;

 - выполнять индивидуальные творческие и тестовые задания.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

- средства музыкальной выразительности: мелодия, сопровождение, тембр, темп, динамика;

- основные произведения изученных композиторов: И.С.Баха, Д.Д.Шостаковича,     Г.Свиридова, Ф.Листа, А. Хачатуряна, А.П.Бородина;

- жанры музыкальных произведений;

- музыкальные инструменты: симфонического оркестра, народные, орган;

- музыкальные профессии и специальности.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно исполнять несколько песен;

-определять на слух изученные музыкальные произведения, песни, называть композиторов;

- сравнивать средства музыкальной выразительности музыкальных произведений контрастных по характеру по вопросам;

-  определять характер, высказываться о прослушанной музыке  по плану;

- участвовать в проведении праздников, конкурсов;

- объяснять отдельные музыкальные термины; 

 - выполнять  тестовые задания.


Учебно-тематическое планирование

7-ой класс  I четверть. Тема: «Лёгкая и серьёзная музыка»     9ч.

Тема

Кол-во ч.

 Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпред.

связи

 

1. Повторение тем и песен 6 кл.

1

 

 

 

 

2. «Легкая» и «серьезная» музыка

1

Понятия: легкая музыка, ее виды и жанры; серьёзная музыка (классическая), её жанры

Джаз, реп, рок, поп музыка

Записи на дисках и кассетах

хореография

3. Массовая песня: М.Минков «Дорога добра»

3

Вид лёгкой музыки: песня массовая. Муз. термины: затакт, муз. фраза. Отработка навыков цепного дыхания, исполнение песен подвижного темпа

М.Минков, «дорога добра»

Сб. «Песни октябренка»,

фортепиано

История

4. Бизе. Опера «Кармен»

3

Особенности творчества Ж.Бизе, сюжет оперы «Кармен». Муз. фрагменты: «Хабанера», «Сегидилья», «Марш Тореадора», увертюра. Повторение понятия опера

Ж.Бизе, Испания, тореадор, коррида увертюра

СД-диск № 3

география, история

5.Эстрадная песня: Р.Паулс «Листья жёлтые»

3

Понятие: эстрадная популярная музыка, песня, ВИА. Муз. термины: пунктирный ритм, акцент

Р.Паулс, Латвия, ВИА, пунктир

Нотные ксерокопии, фортепиано

ИЗО, география

6.Бизе – Щедрин «Кармен – сюита»

3

Понятия: сюита, аранжировка (обработка муз. произведения). Особенности творчества Щедрина. Углубление понятия оркестр: струнные и ударные инструменты

Р.Щедрин, сюита, аранжировка

СД-диск № 3

 

7. Ф.Шуберт. Серенада

2

Знакомство с муз. творчеством Ф.Шуберта. Понятие: легкая музыка 19 века становится классикой

Ф.Шуман,

Германия, серенада

СД- диск № 1

география, чтение

8. Обобщение тем четверти

1

 

 

 

 

 

7-й класс II четверть «Жанры музыкальных произведений»

Тема

Кол-во ч.

Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпредметные связи

1.Повтрение тем 1 четверти

1

 

 

 

 

2. Т.Хренников «Московские окна»

3

Песенное творчество Хренникова. Углубление понятия легкая музыка: массовая песня с элементами джаза. Отработка навыков исполнения песен со сложным ритмическим рисунком, понятия: ритм, синкопа, пунктир

Пунктир

Синкопа

фортепиано, нотная тетрадь

ИЗО

3.П.И.Чайковский.Концерт № 1, 1ч.

2

Понятие «концерт»: соревнование между солистом и оркестром. Чайковский – «певец» русской природы. Образ природы в музыке. Углубление понятия оркестр.

Концерт, П.И.Чайковский

СД-диск № 3

ИЗО, чтение

4. Эстрадная песня: А. Зацепин «Волшебник-недоучка»

2

Песенное творчество А.Зацепина. Углубление понятия эстрадная песня. Пение под фонограмму и сопровождение в щадящем режиме песен со сложным ритмическим рисунком подвижного характера.

Эстрада, поп музыка, фонограмма

ф-но, нотная тетрадь

Трудовое обучение

5. Творчество В.А.Моцарта

1

Биография, особенности творчества В.А.Моцарта - композитора 18 века, основное музыкальное наследие: симфонии, сонаты, реквием.

Австрия

Моцарт

Муз. литература

География

история

6.В.А.Моцарт. Симфония № 40, 1 ч.

2

Знакомство с понятием симфония. Углубление понятия оркестр. Лирические образы в оркестровой музыке

Симфония

лирика

СД-диск № 3

Изо

7. Музыкальная викторина

1

   Знакомство с понятием: музыкальная викторина                                             

                                                      -

викторина

СД-диски

 

8. Закрепление тем и песен четверти

1

                                                -

 

 

 

 

7-й класс  III четверть «Программная музыка. Музыка и живопись» 10ч

Тема

Кол-во ч.

Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпредметные связи

1.Повторение тем 1-го полугодия

1

 

 

 

 

2.А.Пахмутова «Надежда»

3

Песенное творчество А. Пахмутовой, углубление понятия массовая песня. Интонация в разговорной речи и в музыке

Интонация

аэродром

надежда

Нотная тетрадь

Фотепиано

география

разв. речи

3.М.П.Мусоргский «Картинки с выставки».

 

3

Особенности творчества М.П. Мусоргского. Понятие: программная музыка; история создания цикла пьес по картинам.

а) «Рассвет на Москва-реке»;

Б) «Лиможский рынок»;

В) «Богатырские ворота»;

Г) «Балет невылупившихся птенцов»

Живопись

художник

композитор сюжет

Лимож

богатырь

СД-диск № 4

География

ИЗО

история

4.А.Фадин «Память»

2

Знакомство с понятием: бардовская, авторская песня. Тема героического прошлого народа в песнях советских композиторов

Сталинград

порох

легенда

Сб. «Праздники в школе»

История

5.А. Вивальди «Времена года»

2

Особенности творчества итальянского композитора 18 века. Образ природы в музыке: «Зима»

Италия

концерт

оркестр

 

СД-диск «Временаода»

География, изо, история

6. М. Дунаевский «Песенка Д,Артаньяна»

2

Тема мужественности в песнях. Музыка и песни в кинофильмах помогают раскрытию образов героев

Мушкетер

Париж

 

Нотная тетрадь

География

История

7. Музыкальная викторина

1

 

 

СД-диски

 

8.Обобщение тем четверти

1

 

 

 

 

 

7-й класс IV четверть «Музыкальный образ» 

ема

Кол-во ч.

Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпр. св.

1.Повторение тем 3-й четверти

1

 

 

 

 

2. Ю.Визбор «Солнышко лесное»

3

Понятия: авторская, бардовская песня, музыкальный образ. Песенное творчество Ю.Визбора. Закрепление понятий: интонация в речи и в музыке

Бард, гитара, Ю.Визбор

Нотная тетрадь, фортепиано

География, развитие речи

3. М.Равель «Болеро»

2

Музыкальный образ танца. Закрепление понятия инструментальная программная музыка.

Равель,

Испания

болеро

СД-диск №4

География

4. М.Ножкин «Последний бой»

3

Песни о ВО войне, песни в кинофильмах. Музыкальный образ марша, тема героики в жанре песни (легкая музыка). Исполнение с сопровождением и под фонограмму

Европа,

Великая Отечественная война

Сб. «Песни о войне», ф-но, СД-диск № 6

История, геграфия

5. Л.В.Бетховен симфония № 5, 1 ч.

2

Героическая музыка Бетховена, образ борьбы в симфонической музыке, интонация в инструментальной музыке, мелодии декламационного характера. Закрепление понятий симфония, симфонический оркестр.

Бетховен, симфония, декламация, рок, судьба

СД-диск № 4

История, география

6. Музыкальная викторина

1

                                _

 

 

 

7. Обобщение тем четверти, года

1

                              _

 

 

 


8-й класс   I четверть «Современность классической музыки»     9ч.

Тема

Кол-во ч.

Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпредметные cвязи

1. Повторение тем и песен 7кл.

1

 

 

 

 

2. «Классическая музыка, современна ли она?»

1

Классическая музыка в современной обработке и исполнении. «Классическая музыка – вечна»

классическая музыка, вечность, век

СД-диски

История

3.  Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера»

2

Песенное творчество композитора. Понятие: мелодия – главное средство музыкальной выразительности, основа музыки. Навыки плавного голосоведения в щадящем режиме.

Фестиваль мелодия

выразительность

Сб. «За празд. столом»

фортепиано

История, география

4. И.С.Бах. Токката и фуга для органа

2

Особенности творчества И.С.Баха. Муз. инструмент орган; понятие: полифония (самостоятельные голоса в соревновании)

И.С.Бах токката

фуга

 орган

СД-диск № 5

портрет, «Муз. литература»

География, история

5. И.Николаев «Школа»

2

Песенное творчество И.Николаева. Закрепление навыков плавного пения с сопровождением соло, дуэтами и группами

И.Николаев, соло, дуэт

Нотная тетрадь, ф-но

 

6. С. Дворжак «Славянский танец»

2

Особенности творчества чешского композитора. Углубление понятия мелодия, её значения в музыке как основного средства выразительности.

Дворжак, славянский, Чехия

СД-диск № 5

История география

7. А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду»

2

Углубление понятия опера, знакомство с понятием рок-опера. Творчество А.Рыбникова. Углубление понятия мелодия. Навыки плавного голосоведения, исполнение под фонограмму

Рок-опера, театр

Нотная тетрадь, фортепиано,

СД-диск №6

История, география, развитие речи

8.Обобщение тем четверти

1

 

 

 

 

 

8-й класс II четверть «Музыка и кино» 7ч

Тема

Кол-во ч.

Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпредметные связи

1. Повторение тем 1-й четверти

1

-

-

-

 

2. Музыка в кино

1

Значение музыки, песен для раскрытия содержания фильма, художественного образа; характер музыки, ее настроение зависит от содержания фильма, его жанра, замысла режиссера

Жанр, триллер, мелодрама, режиссер

СД-диски

ИЗО, история, развитие речи

3. А. Зацепин «Есть только миг»

3

Песенное творчество А.Зацепина, философское содержание песен (размышление о смысле жизни). Углубление понятия мелодия – основа музыки

Смысл жизни,

 пирамиды

Нотная тетрадь, фотепиано

История, география

3. Л.В.Бетховен «Лунная соната»

2

Средства муз. выразительности: гармония, сопровождение; их значение для раскрытия содержания музыки и передачи ее образа. Звучание муз произведения в классической и современной обработке (гитара), использование в кинематографии

Бетховен Гемания аранжировка гитара

СД-диск № 5

ИЗО, развитие речи

4. А.Зацепин «Песенка о медведях»

2

Углубление темы: музыка в кино, творчество А.Зацепина, мелодия- основа музыки. Отработка навыков пения песен в подвижном характере

Кавказ, северный полюс

Нотная тетрадь

География, развитие речи

5. Э Морриконе. Музыка к кинофильмам

2

Творчество американского композитора Э. Морриконе. Эстрадно-симфонический оркестр, его инструменты, жанр баллады.в инструментальной музыке

Америка, Э.Морриконе

СД-диски

География, развитие речи

6. Музыкальная викторина

1

 

 

 

 

7. Закрепление тем четверти

1

 

 

 

 

 

8-й класс  III четверть «Средства музыкальной выразительности» 10ч.

Тема

К-во ч.

Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпредметные связи

1.Повторение тем 1-го полугодия

1

 

 

 

 

2.Средства музыкальной выразительности: тембр 

1

Знакомство с понятием: тембр. Тембр музыкальных инструментов, тембр голоса человека. Дидактическая игра 

Тембр, окраска, бас, альт, сопрано, фальцет

 

Изо

развитие речи

3.Д.Шостако-

ВИЧ. Симфония №7 «Ленинградская»:

«Эпизод нашествия»

2

Особенности творчества Д.Д.Шостаковича. История создания симфонии №7. Использование тембра медных и деревянных духовых, ударных инструментов для передачи содержания и характера музыки

Ленинград, блокада, фашист, деревянные, медные духовые ударные

СД-диск № 5 плакаты с муз. инструментами

история

география

4. О.Газманов

«Офицеры»

3

Знакомство с песенным творчеством О.Газманова. Патриотические песни: воздействие на человека, его характер, эмоции, настроение

Афган

Патриот

Аккорд

Унисон

Нотная тетрадь

История

5. Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»

2

Особенности творчества Г.Свиридова Использование тембра струнных инструментов для передачи лирических образов, чувств человека в оркестровой музыке. Темп, динамика в музыке

А.Пушкин

 Повесть «Метель». Струнные смычковые

Записи

Хрест «Муз лит-ра»

История

Лит-ра

6.А.Зацепин «Песня первоклассника»

2

Знакомство с песенным творчеством А.Зацепина, А.Б.Пугачевой. Юмор в музыке.

Толстой

Икс

 

Нотная тетрадь

Ф-но

Чтение

 

7.Ф Лист «Венгерская рапсодия»

2

Особенности творчества Ф.Листа. Углубление понятий: тембр, темп, динамика. Ускорение, замедление темпа, крещендо, диминуэндо. Образ душевной борьбы человека в музыке.

Венгрия

Рапсодия (песня)

Записи, хрест. «Муз.литература»

география, история

8.Закрепление тем и песен четверти

1

 

 

 

 

8- класс IV  четверть «Героика и образы героев в музыке»   9ч.

 

Тема

Кол-во ч.

Новые знания

Словарь

Оборудование

Межпред. связи

 

1. Повторение тем и песен 3 четверти

1

 

 

 

 

2. И Лебедева «Песня гардемаринов»

2

Развитие темы: музыка в кино. Закрепление навыков выразительного пения  согласно характеру и содержанию песни с сопровождением и под фонограмму. Закрепление темы: средства музыкальной выразительности

Честь,

гардемарин рок

Нотная тетрадь, СД-диск № 3

История, развитие речи

3.А Хачатурян «Танец с саблями»

2

Образ борьбы, героя в музыке. Закрепление темы: средства муз. выразительности. Углубление понятия: современность классической музыки

Хачатурян, Спартак, балет, динамика, темп

СД-диск № 5

География, история

4. Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»

3

Патриотическая тема в современной музыке, образы героев в массовой песне. Углубление понятия: бардовская песня, музыка в кино. Закрепление навыков выразительного пения  согласно характеру и содержанию песни с сопровождением и под фонограмму

Окуджава Белоруссия, ВО война

Сб. «Песни о войне», ф-но, СД-диск

История

5.Творчество А.П.Бородина:

 

2

Тема патриотизма и героизма в музыке русских композиторов. Творчество А.П.Бородина. Сюжет оперы «Князь Игорь». Повторение понятия опера. Закрепление темы: средства муз. выразительности, современность классической музыки.  «Богатырская симфония».

 Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

Бородин, богатырь, князь, патриот, опера, ария

Записи, хрест. 7 кл.

История, развитие речи

6. Музыкальная викторина

1

 

 

 

 

7. Урок-концерт

1

 

 

 

 

8. Обобщение тем года, курса

1

 

 

 

 











Список литературы

1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. ЕвтушенкоИ.В. Музыка//Программа для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Владос, 2000.

5. ЕвтушенкоИ.В. Пение и музыка//Программа для 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.:Просвещение, 1999.

6. ЕвтушенкоИ.В. Музыка и пение//Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 1999.

7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

8. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

           9. Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.ред. И.М.Бгажноковой

10.  Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл.- М.: Просвещение, 1985.

          11. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.

 12. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.

 13. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.

    14. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.

15. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко / авт.-сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.

16. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И. Науменко / авт.сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010