Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения с применением элементов исследовательской работы в коррекционной школе VIII вида как фактор развития речевых и умственных способностей учащихся».

Автор:
Евдокимова Евгения Владимировна

Аннотация:

Цель: обеспечить подготовку учащихся к самостоятельной жизни в обществе, формирование речевой культуры детей с нарушением интеллектуальной сферы через систему  целенаправленной работы по развитию, совершенствованию и обогащению коммуникативной стороны речи умственно-отсталых школьников.

Актуальность: одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Эмоциональный и звуковой строй  речи тоже страдают.  Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует  самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.

  При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика) предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно-отсталого школьника, а конкретные способы,  средства и методы  каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей  класса, имеющихся проблем в речи детей.

Статья:

 

Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения  в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной  недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речь учащихся  коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Особенно беден и ограничен их словарь. Речи умственно отсталых  учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто  можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и другие.

Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, так как обучать   орфографии невозможно без учета взаимодействия  лексического и грамматического значения.

Развитая речь предполагает владение достаточно большим  запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.

Вопросами развития речи занимались известные педагоги и психологи: Г.М. Дульнев,  М.Ф. Гнездинская, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, В.А. Лапшин, С.Н. Комская, Е.А. Гордиенко, Н.В. Тарасенко  и другие.

Мне, учителю коррекционной школы, понятен тот интерес, та заинтересованность, которые проявляются к проблемам развития устной и письменной речи  у отсталых школьников. И волнует практическая сторона – как организовать работу по овладению учащимися норм развитой речи, какие виды упражнение дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе, возможно использовать в коррекционной; как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно отсталых учащихся.

В практике  своей работы  на уроках русского языка я использую практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнения, практические и самостоятельные работы.

Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считаю исследовательский метод. Конечно, в практике общеобразовательной школы возможно применение этого метода в «чистом» виде: учитель ставит перед классом проблемную задачу, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый их шаг  предполагает творческую деятельность,  и к целостному  решению проблемы приходит весь класс.

Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда  новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая  активность не чужда и детям  с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом,  орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать  правильные варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера  в коррекционной школе удобно проводить при работе над словом::это и знакомство с новыми словами, составление и анализ словарных статей к изучаемому слову, и словарно-орфографическая работа на уроке, работа со словарем.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:

­       Может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словаря;

­       Может преследовать  грамматические цели;

­       Может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

Все указанные направления  словарной работы я объединила в один вид работы с целью более глубокого и детального изучения нового слова, вводимого в активный словарь детей. Этого удалось достигнуть, начав работу над составлением словарной статьи. Что содержит словарная статья? Во-первых, само слово, заглавное значение которого объясняется. Справа от слова дается толкование значений данного слова или объясняется, что это слово обозначает в русском языке. Далее приводятся словосочетания, предложения с данным словом. Возможно наличие и поговорок, отрывков из стихотворений. Обычно в словарной статье рассматриваются все варианты значения слова.

ПРИМЕР: Картофель – овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом.

Картофель – к хлебу подспорье (пословица).

На совхозных полях осень  сажают картофель.

Слово произошло от немецкого «трюфель» (название гриба), клубни картофеля похожи на трюфели.

Слово «трюфель» произошло от латинского терратубер – «земляная шишка» (терра – «земля», тубер – «шишка»).

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Словарная статья помогает учащимся запомнить правописание слова, выделить и рассмотреть многогранность его значений, запомнить  и проанализировать примеры из литературы, составить свои словосочетания и предложения с данным словом, а на досуге подобрать  и записать свой пример предложения или стихотворного отрывка из  произведений, читаемых детьми.

Работа со словарной статьей дисциплинирует школьников, приучает к определенной  структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка.

                                                                          

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ:

1.     Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения.

2.     Подумай, что обозначает данное слово. Сформулируй определение сам.

3.     Прочитай определение слова по словарной статье (или обратись к словарю).

   - Удалось ли тебе правильно дать определение слову?  

4.     Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях.

5.     Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки? Если знаете, назовите свои.

6.     В каких произведениях литературы вы встречали данное слово? Вспомните.

7.     При чтении произведений художественной литературы выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие).

8.     В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее правописание.

9.     Подбери обобщающее слово к данному. Продолжи ряд слов.

Несомненно, приучая школьников к работе со словарной статьей, учитель подспудно «заставляет» ученика исследовать слово во всех его значениях, контекстах, тем самым, решая одну из многочисленных проблем по речевому развитию учащихся – использование слова в различных речевых ситуациях.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в коррекционной школе проводится в соответствии с теми же видами грамматических и орфографических упражнений, что и в массовой. Среди видов работ по грамматике выде6ляется работа с орфографическим словарем, которая сопровождается заданиями типа:

- выпиши слова определенных грамматических категорий;

- подбери однокоренные слова к словам из словаря;

- составь предложения с заданными словами;

- составь текст на заданную тему, используя слова из словаря.

В связи с требованиями Программы выпускник коррекционной школы должен уметь пользоваться словарем, знать правописание словарных слов со 2 по 9 класс. В связи с  этим возникла необходимость самостоятельно создать  словарики словарных слов, изучаемых со 2 по 9 класс, и регулярно  на уроках русского языка при изучении определенных тем проводить словарно-орфографическую работу, направленную на закрепление навыков написания словарных слов и недопустимости выхода слова из активного словаря детей. С этой целью разработано 53 карточки, используемых на уроках при изучении следующих тем:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. №47

2. Смягчающий мягкий знак. № 2, № 9, № 36, № 11, № 35

3. Состав слова. № 51, № 52, № 53

4. Имя прилагательное. № 4, № 45, № 14, № 29

5. Глагол. № 11, № 46, № 40

6. Звонкие и глухие согласные в корне слова. № 18, № 8, № 37, № 22

7. Имя существительное. № 33, № 16, № 23, № 17, № 26, № 31, № 10, № 25,

                           № 13, № 5, № 42, № 44, № 27, № 12, № 3, № 20, № 30, № 1, № 43

8. Звуки и буквы. № 6

9. Удвоенные согласные. № 24, № 37, № 7, № 32, № 15

10. Предложение. № 34, № 39, № 28, № 41, № 38, № 21, № 19

Исследовать слова в словарике изученных слов – увлекательное и полезное занятие. Наряду с логическим мышлением и творческим воображением данный вид работы призван совершенствовать устойчивость, наблюдательность, орфографическую зоркость и, несомненно, речь учащихся.

Для совершенствования устной речи учащихся на уроках чтения провожу работу под девизом: «Говори правильно». Эта система работы в моей практике сложилась не случайно. При  чтении текстов школьники затрудняются сходу прочитать слово, правильно употребив ударение в словах типа:

Брал – брали – брала;

Ждал – ждали – ждала;

Фарфор, творог и другие.

Сначала приходилось  на уроке останавливать чтение, объяснять постановку ударения в слове, изменять слова, подбирать типовые конструкции. В дальнейшем при подготовке к урокам я стала выделять такие слова в тексте и перед началом чтения проводить словарно-орфоэпическую работу. (Приложение 3).

Каждый учащийся в начале урока получает орфоэпический словарик,  а на подготовительном этапе перед чтением текста проводится определенная работа по обучению нормам устной речи, так как искажение  звуков в словах, неправильное ударение уродует речь, затрудняет понимание высказывания.

Упражнения по выработке правильного произношения и ударения составлены с учетом наиболее часто встречающихся ошибок в речи детей. Цель такой работы – предупредить и исправить орфоэпические ошибки в устной речи учащихся. Материал  для подобной работы составляется мною  на карточках:

ПРИМЕР: прожить – прожил – прожили – прожила;

Принять – принял – приняли – приняла;

Задать – задал – задали – задала;

Отдать – отдал – отдали – отдала.

Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение

Сообщение нормы произношения слова идет  преимущественно на уроках чтения. Начальный этап знакомства с правильным ударением – чтение небольших стихотворений с нужным словом. Ритм стиха  не допускает искажения ударения. В качестве закрепления выполняется ряд упражнений по самостоятельному составлению словосочетаний, предложений, приведению примеров из литературных источников.

В настоящее время обучение произносительным нормам рассматривается в методике как важнейшее условие формирования культуры речи отсталых школьников.

Исследовательскую работу по изучению орфографических правил  на уроках русского языка целесообразно проводить на этапе объяснения нового материала: с этой целью на уроке должен присутствовать всесторонний анализ правила, приемы его разбора должны быть разнообразными. Нередко учитель дает ученикам правило в той же формулировке,  в какой оно изложено в учебнике, не задумываясь над тем, как обеспечить его усвоение. А ведь только  исследовав все варианты данного правила и сделав выводы самостоятельно, школьники смогут  запомнить его положения и будут контролировать правилом свое письмо.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ

(исследовательская работа)

 

1.     Внимательное, вдумчивое чтение темы урока.

- Что мы должны повторить?

- Что должны изучить?

- Что должны запомнить на уроке?

2.     Анализ языкового материала.

(на доске, на карточках, в учебнике)

- работа с текстовым материалом;

- выделение частей слова;

- выяснение «механизма» действия правила;

- нахождение условий, от которых зависит выбор написания;

- составление схемы по наблюдениям учащихся, «озвучивание схемы»;

- образец выделения орфограммы.

3.     Вывод.

4.     Самостоятельное формулирование правила.

5.     Чтение текста правила в учебнике.

- Правильно ли сформулировали правило сами?

- Все ли условия учли, назвали при формулировании правила?

6.     Заучивание правила (работа в парах).

Годы работы в школе убеждают в том, что изучение многих правил должно складываться из нескольких этапов:

1)     Подготовку к восприятию правила следует начинать за 5-7 уроков до его детального анализа. На этом этапе необходимо так строить систему занятий, чтобы повторить и отработать умения и навыки, необходимые для усвоения нового, довести их до автоматизма.

ПРИМЕР: отработать постановку ударения в словах; отработать  навык определять вид глагола; повторить звонкие и глухие согласные и т.д., т.е. исследовать, какой навык пригодится при изучении данного правила.

2)     Психологическая подготовка к восприятию правила. Цель ее – вызвать повышенный интерес к изучению нового материала. Такой интерес  появляется в тех случаях, когда правилу предшествует занимательный рассказ, так или иначе связанный с изучением орфограммы или создание проблемной ситуации. Это могут быть лингвистические сказки или зарифмованные правила. Желание выработать новые орфографические умения и навыки появляется у школьников и в тех случаях, когда учитель убедительно показывает им, как необходимы эти навыки будут в письменной речевой практике.

3)     Следующий этап – анализ орфографического правила . Особое внимание уделяется  нахождению и исследованию опознавательных признаков орфограмм к условиям выбора правильного написания.

4)     Основным моментом в работе над правилом является выяснение его механизма (т.е. морфологический, фонетический принцип). Исследовательская работа на данном этапе заключается вы нахождении сходных принципов правописания слов и сопоставления условий имен существительных.

ПРИМЕР: в окончаниях имен существительных, прилагательных и наречий под ударением пишем О, без ударения Ё.

5)     Особое значение в осознании и усвоении нового материала имеют наглядные пособия, способствующие образованию у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений. Очень действенна меловая наглядность, создаваемая учителем в процессе работы над правилом. Это разнообразные рисунки, во многом комические, позволяющие «увидеть» главное в изучаемом.

6)     Одна из причин орфографических ошибок учащихся – «перенос правила» с одного явления на другое. Такое смешение  правил – явление распространенное, поэтому тщательный разбор орфограммы необходимо проводить, используя прием сравнения (противопоставления), подчеркивая, какие опознавательные признаки следует учитывать и какие условия выбора орфограммы принимать во внимание. А это уже исследовательская работа, она помогает сопоставить однотипные правила и противопоставить аналогичные внешне.

ПРИМЕР: усвоив правописание дефиса между частями слова в наречиях, начинают ставить его  между предлогом и прилагательным ( по-весеннему небу) и т.д.

7)     Анализируя правила, вскрывая их механизм, следует сопровождать их алгоритмами, которые помогут научиться пользоваться правилами. В практике своей работы я использую метод альтернативных алгоритмов, т.е. требующих взаимоисключающих ответов: да – нет.

ПРИМЕР: тема «Правописание разделительных Ъ и Ь»

1.     Орфограмма стоит перед е, ё, ю, я?


 

                               да

2.     После приставки?

 

 

                            да                                              нет

3.     Приставка оканчивается                    пиши Ь

          на согласную?

 

                         да


 

                        пиши Ъ

С 5 класса на уроках письма я обучаю детей составлению схем и таблиц на данное изучаемое правило, а с  7 класса ввожу понятие – «алгоритм».Например:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

 

 

Измени слово                                  подбери родственное слово

                                                                     (однокоренное)

 

Так, чтобы гласный стоял под ударением (т.е. в сильной позиции)


 

ПРИМЕР: земля – земли;

                    мосты – мост;

                    снежок - снег

 

Iи II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

1.    Прочитай глагол

2.    Поставь глагол в неопределенную форму

                          Что делать?                    Что сделать?

3.    Посмотри, на что оканчивается глагол

                                             Если

           на – ить                              на – ать, уть, оть, ыть, еть

         то II спряжение                    I спряжение

(-ишь; - ит; - ите;                         (-ешь; -ем; -ет; -ете; -ут (ют)

- им; - ат(-ят))

 + 11 глаголов исключений:               + 2  глагола исключения:

Видишь, смотришь,                              брить (бреет)

    дышишь, слышишь,                              стелить (стелет)

держишь, гонишь,

ненавидишь, обидишь,

терпишь, смотришь и др.    

                                     

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

 

                 количественные                           порядковые

                   (сколько?)                                     (какой?)

              (по количеству)                               (по порядку)

Правописание числительных

1.    От 5 до 20: пять

                         шесть

                         семь                                     Ь

                         …

                         двадцать

                         тридцать

 

2.    от 50 до 80:  пят       

                           шест

                           сем                  Ьдесят

                           восем

 

3.    от 500 до 900: пят

                              шест

                              сем                      Ьсот

                              восем

                              девят

 

ЗАПОМНИ!

 

Девяносто, двести, триста, четыреста, сто

Программа коррекционной школы подразумевает практически ежегодное повторение правил правописания, поэтому у каждого ребенка заведена папка «Правила русского языка в таблицах и схемах». Папки пополняются правилами с 5 по 9 класс, их удобно использовать на уроках при повторении тех или иных правил. Кроме того,  правила, «зарисованные» в виде схем, таблиц, алгоритмов требуют от учащихся логического мышления, умения в схеме «увидеть» правило, вспомнить механизм его действия, проговорить варианты использования. Примеры же сразу дают наглядную картину применения правила.

Такая работа по составлению и использованию правил в виде алгоритмов развивает речь учащихся, мышление; помогает всесторонне исследовать правило и языковой материал, запомнить его не только на слух, но и зрительно, так как по статистике, у более 50% школьников коррекционной школы доминирует не слуховая, а зрительная память.

Для формирования культуры мышления и речи и развития умений и навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать различные методики. Для развития речевых способностей умственно-отсталых учащихся на уроках письма целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера. Приведу примеры из опыта своей работы:

1)     «Посмотри на мир чужими глазами».

Читаю учащимся неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»

- Предлагаю продолжить  и закончить рассказ несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?

- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге;

- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет;

- Представь, что ты ворона, сидящая на ветке;

- Представь, что ты зайчик в лесу и т.д.

Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Используя их сюжеты, я учу детей смотреть на одни и  те же явления и события с разных точек зрения.

2)     Игра «Сколько значений у слова»

Детям предлагается слово (предмет), дается задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного и реального использования слова в речи, предмета в быту и т.д. Поощряются самые неожиданные и оригинальные версии. В ходе выполнения таких заданий активизируются  и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, умение концентрировать мысли на одном предмете (слове).

3)    Игру «Наблюдение» можно  использовать  перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям». Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и  т.д. Их можно взять в руки, внимательно  рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.

4)    Задание «Наблюдаем настроение». Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, чувств, эмоций, мотивов поведения людей или литературных героев. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или литературного героя побуждают к описаниям, и ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реальной жизни, но и исследует всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей.

ПРИМЕР: динамику изменения настроения сказочного героя можно проследить

                    в сказке «Дворовичок» Т. Белозерова.

5)    Игра «Карусель». Предлагаем детям мысленно «сесть» на карусель: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог или ребенок держит над головой. Человеку под обручем дается название, например, лес, яблоко, вода. Каждый из играющих называет признак или действие этого предмета. Такая игра создает ощущение быстрой смены событий, помогает «исследовать» все признаки или действия предмета.

6)    Задание на выражение гипотез. Выдвижение гипотез, предположений и  нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск в любой творческой деятельности.

- При каких условиях данное слово (предмет) может быть полезным?

- «Найдите возможную причину события»;

- Что бы произошло, если бы…?

7)     Задание «Дай определение понятию».

- Составь описательные определения;

- Дай логическое определение;

- Дай характеристику герою, слову и т.д.;

- Разъясни посредством примера;

- Сравни и опиши;

- Найди различия в тексте, в предложениях;

- Ограничь или обобщи понятия, сократи текст;

- Загадай – ответь и др.;

С точки зрения исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы учащиеся овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. Без умения оперировать этими умениями не развивается абстрактное мышление. Владеть ими нельзя без исследования фактов и явлений, без осмысления того, что видишь, изучаешь.

К старшим классам наибольшие трудности у учащихся возникают в связи с работой по развитию связной письменной речи. Именно в этом виде речи ярко проявляются многие особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников:

- чрезвычайно упрощенное изложение материала;

- бедность словаря;

- ошибки в построении предложений;

- нарушение логики, последовательности в изложении своих мыслей;

-большое количество грамматико-орфографических и лексико-стилистических ошибок и др.

Известна умственная пассивность, быстрая утомляемость и отвлекаемость учащихся на уроке. Различного рода задания  и упражнения на каждом уроке, связанные с развитием речи, повышают  активное внимание учащихся в силу своей разнообразности и интереса. Это могут быть упражнения типа:

- составление текста (устного или письменного) по опорным словам, словосочетаниям;

- составление рассказа (или предложений) по иллюстрации, картине, серии картинок;

- продолжение текста по данному началу и концу, по данному предложению;

- составление рассказов об увиденном, услышанном, по личным наблюдениям и впечатлениям;

- использование «речевых разминок» на уроках русского языка и чтения с целью развития фонематического восприятия, слухоречевого ритма, темпа речи.

Например:

 

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Тема: Описание животного.

 А)Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,

Животное, полное грез,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н. Заболоцкий)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными? (Мантия, аметист, грезы, изваянье).

- Определите лексическое значение данных слов с помощью толкового словаря. (Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща; аметист – драгоценный камень фиолетового  или голубовато-фиолетового цвета; греза – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение; изваяние – скульптурное изображение).

- Какую птицу описывает автор? (Описывается лебедь).

- Видели ли вы сами когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?

- Эта птица любима народом. В художественных произведениях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебедушки. Докажите это.

- Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н. Заболоцкого? (Птица гордая, красивая, величавая, независимая).

- Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения. (Плывет белоснежное диво, животное, полное грез).

- С какой интонацией необходимо читать стихотворение? ( Торжественно, немного загадочно).

- Подготовьтесь  к выразительному чтению стихотворения. (Несколько учащихся читают выразительно, остальные оценивают их, учитывая, как передается читающими авторский замысел).

- Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежностью относится  к этой птице, любуется ею.

- Какой тип речи использует автор в своем стихотворении? Докажите. (Использует описание, так как все, что  изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии).

- Наша задача: используя тип речи – описание, подготовиться к заочной выставке «Мое любимое животное».

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить свое животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение-описание животного.

 

Тема : Выразительные  средства  языка.

 

        Заря  загорается;  вот  уже  золотые  полосы  по  небу  потянулись,  в  оврагах  клубятся  пары;  жаворонки  поют,  предрассветный  ветер  подул  и  тихо  всплывает  багровое  солнце.  Свет  так  и  хлынет  потоком;  сердце  в  вас  встрепенётся,  как  птица .  Свежо,  весело,  любо!

                                                                                            И.Тургенев

 

 - Прочитайте   отрывок  про  себя.  Озаглавьте  его  словами  из  текста.

-В  каких  словах,  по-вашему,  выражено  авторское  отношение  к  такому  явлению  природы,  как  заря?  Какое  чувство  заря  вызывает  у  И.С.Тургенева?

-Какие  цвета видятся  вам  при  чтении  отрывка?

-Что  с  чем  сравнивает  автор?

-Какие  действия  приписываются  неживым  предметам?

-Какие  прилагательные  часто  встречаются  в  сказках?

-Прочитайте  отрывок  выразительно,  попытайтесь  передать  авторский  восторг  перед  зарёй

Тема : Описание.

 

      … Глядела 

Всё  на  яблоко.  Оно

Соку  спелого  полно.

Так  свежо  и  так  душисто,

Так  румяно-золотисто,

Будто  соком  налилось!

Видны  семечки  насквозь!

 

- Прочитайте  текст  про  себя.   Чьи  это  строки?

Из  какого  произведения?

-К  какому  стилю  относится  текст?

Какой  это  тип  речи?

- Какие  слова  помогают  зримо  ощутить  предмет?

-Прочитайте  «птичьим  базаром»,  делая  логическое  ударение  на  этих  словах.

-Какие  звуки  слышатся  отчётливо?

- Прочитайте  текст  выразительно.

 

Тема: Устная  и  письменная  речь.

       Как  церковный  грамотей  в  старину  учил  детей.

В  старину  учились  дети –

Их  учил  церковный  дьяк,-

Приходили  на  рассвете

И  твердили  буквы  так:

А да Б -  как  Аз  да  Буки,

В  - как Веди,  Г  - Глаголь.

И  учитель  для  науки 

По  субботам  их  порол.

Вот  какой  чудной  вначале

Наша  азбука  была!

Вот  каким  пером  писали  -

Из  гусиного  крыла!

 

                                         Н.Кончаловская

 

- Прочитайте «птичьим  базаром».

- Прочитайте  стихотворение  выразительно,  расставив  логические  паузы  и  ударения.

- О  каких  двух  формах  речи  говорится  в  этом  стих-ии?

 

Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать учащихся, заставить работать, необходимо найти такой «ключик»в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску. С этой целью возможно использовать на уроках в старших классах следующие виды работ исследовательского характера:

1.     Составь как можно больше предложений из данных слов.

ПРИМЕР: космос, автомобиль, слон. Варианты детских предложений: «Автомобиль, огромный как слон, летал в космосе», «Автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос» и др.

2.     Расскажи другими словами.

ПРИМЕР: Муха села на варенье. (летающее насекомое с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара).

3.     Сочини сказку.

4.     Сочини рассказ по схеме.

- факт – причины – повод – сопутствующие события – аналоги и сравнения – последствия.

5.     Игра «Ассоциации»

Дано слово. С чем оно ассоциируется в твоем воображении? Запиши по порядку. Из записанных слов сформулируй и запиши предложения.

6.     «Назови аналоги  предмета»

ПРИМЕР: лодка (корабль, танкер,  подлодка, крейсер и т.д.)

7.     Сочини такую историю, чего никогда не могло произойти.

Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы я использую описанные приемы и методы работы над развитием речи учащихся, приучая их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…

Я могу с уверенностью сказать, не проводя никаких учебных экспериментов: выпускники моего класса умеют общаться, умеют слушать и говорить, умеют оценивать свою и чужую речь, умеют словесно импровизировать, стремиться постоянно совершенствовать процесс говорения. Их творческому развитию способствует использование исследовательского, творческого метода развития, а не только репродуктивного, как принято в методике традиционного обучения.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010