Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Опыт работы по обучению кружевоплетению детей с ограниченными возможностями здоровья в г.Кандалакше Мурманской области

Автор:
Кетова Алена Альбертовна

Аннотация:

АННОТАЦИЯ
к статье: «Опыт работы по обучению кружевоплетению детей с ограниченными возможностями здоровья в г.Кандалакше Мурманской области».

Предоставленный материал знакомит с опытом работы по обучению кружевоплетению детей с ограниченными возможностями здоровья. Уроки по обучению этому ремеслу в комплексе с другими учебными предметами оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на развитие таких детей. Влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, содействуют воспитанию личностных качеств, что способствует интеграции и адаптации детей в общество.

 

Статья:

Опыт работы по обучению кружевоплетению детей с ограниченными возможностями здоровья в г.Кандалакше Мурманской области.

Занятия ремеслом – это не только практическая польза, но и духовное обогащение личности, нравственный рост, профессиональная состоятельность человека. Невозможно переоценить роль ремесленничества в обучении, воспитании и развитии детей. Обучение ремеслу с детства, всесторонне развивая личность учащихся, прививая трудовые навыки, позволяет максимально помочь детям с ограниченными возможностями здоровья. Чем разнообразнее будут трудовые навыки учащихся, тем легче будет проходить социальная адаптация детей в общество.
Дети с нарушениями в развитии нуждаются в коррекции недостатков умственного развития и социальной адаптации. Этому способствует ремесленная деятельность, которая доступна, понятна детям с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивает разностороннюю работу всех анализаторов.
Кружевоплетение, как один из видов ремесла, вызывает эмоциональный отклик у детей, оживляет интерес к трудовому обучению, формирует образное видение окружающего мира, воспитывает волю и характер, развивает художественно-творческие способности, что адаптирует учащихся коррекционной школы в социум.
Целью обучения детей коррекционной школы нетрадиционному профилю является – использование возможностей кружевоплетения для всестороннего развития учащихся и их социальной адаптации, так как занятия кружевоплетением вносят существенный вклад в физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей.
Уроки по кружевоплетению позволяют решать следующие задачи:
•    развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики кистей рук детей;
•    расширение кругозора, формирование словарного запаса учащихся;
•    коррекция психических процессов (памяти, внимания, наглядно-образного и познавательного мышления) детей;
•    развитие художественно-творческих способностей учащихся;
•    интеграция учащихся в современное общество через участие в конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества и других мероприятиях.
Дети коррекционной школы могут значительно отличаться даже в пределах одного класса по своим нейродинамическим особенностям, по состоянию познавательной деятельности и моторики, по эмоциональному статусу и по уровню графической подготовленности.
Факторы риска    Минимизация факторов риска
Двигательные навыки:
    нарушение зрительно-двигательной координации,
    недоразвитие мелкой моторики кистей рук,
    низкий уровень графической подготовленности учащихся.    Разнообразные двигательные приемы и упражнения в процессе плетения изделий и составления сколков (рисунков кружева), развитие глазомера, использование графических упражнений.
Речевые затруднения:
    неумения детей выражать свое мнение развернутыми высказываниями,
     бедный словарный запас.    Развитие словарного запаса, использование художественного слова (стихи, сказки, рассказы, загадки), поощрение полного ответа.
Эмоционально-волевая сфера:    
    низкая мотивация к обучению,
     нарушение поведения,
     несформированность познавательного мышления учащихся.    Проведение бесед, обогащение окружающей обстановки, использование поощрений, участие в выставках, посещение экспозиций, развитие кругозора.
Э. Сеген утверждал, что главный недостаток ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это расстройство воли: «Физически он не может, умственно он не знает, психически он не желает. Он бы мог и знал, если бы только хотел; но вся беда в том, что он, прежде всего, не хочет».
Эстетическое воспитание на уроках кружевоплетения является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса.
Воспитывая у девочек умение видеть красоту вокруг себя, используется метод наблюдения за явлениями природы в разные времена года.
Для формирования художественного вкуса применяется приём рассматривания фотографий с изображением пейзажей, предметов декоративно-прикладного искусства. Особое внимание при этом уделяю развитию чувства цвета, формы, ритма, так как все это используется в кружевоплетении.
Для развития творческих способностей и умения самим создавать красивые изделия стараюсь вызвать интерес к кружевоплетению участием в выставках и конкурсах, посещением различных экспозиций. Это активизирует деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрирует их в общество сверстников, вызывает желание принимать участие в открытых мероприятиях.
Конкурсы и выставки побуждают детей с нарушениями развития не только применить имеющиеся знания и навыки, но и творчески подойти к выполнению заданий. С помощью учителя ученицы определяют задумку, формируют образ изделия, находят правильное содержание формы, цветовое решение, технику выполнения. Все это развивает творчество детей с ограниченными возможностями здоровья, разжигает интерес к работе, вызывает активное мышление, побуждает к деятельности.
Плетение декоративных композиций – довольно сложный процесс. Кроме умения плести, необходимо знать основы цветоведения. С помощью цвета можно усилить характер композиции, выразить свое отношение к изделию, выделить среди других образов.
Учитывая то, что благодаря цветоощущению человек способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве, на уроках учащиеся знакомятся с понятием спектра и учатся подбирать красивые сочетания цветов для их изделий.
При анализе готовых изделий обращается внимание на законченность их формы и ритмические расположения элементов, что развивает художественное творчество детей.
Эмоциональные впечатления дети получают из окружающей обстановки. Поэтому важно научить учащихся видеть красоту быта. Для этого, используя журналы по рукоделию, проводятся беседы, в которых рассказывается, как кружево гармонично входит в современный интерьер, как преображает внешний вид одежды, и что кружева можно использовать для украшения предметов быта. Такие беседы вызывают у детей желание выполнить изделия для украшения интерьера своими руками.
Работа с журналами помогает показать ученицам воздушность, ажурность, изысканность кружев, используемых в одежде, интерьере, быту.
Содействует расширению словарного запаса и формированию лексикона учащихся придумывание названий к тому или иному изделию. Сначала это давалось очень тяжело, названия не были образными, поэтичными. Самыми распространенными были: «Кораблик», «Зима», «Цветы», «Бабочка». После проведенной работы стали появляться более оригинальные названия: «Весенний букет», «Зимняя сказка», «Вдохновение», «Ладья на заре», «Белая лебедь». Этому способствовало частое использование на уроках художественного слова: стихи, рассказы, сказки, загадки.
Переход к более сложным формам движений кружевоплетения предъявляет новые требования к моторике учащихся, принуждает их овладевать новыми двигательными навыками и умениями. Каждый прием плетения требует особого рода движений, что способствует коррекции умственного, физического развития учащихся.
Занятия кружевоплетением вызывает эмоциональный отклик у детей, оживляет интерес к трудовому обучению, формирует мировоззрение учащихся, воспитывает волю и характер, развивает художественно-творческие способности, воспитывает художественный вкус и эстетические чувства.
У учениц, обучающихся кружевоплетению, возросло эстетическое отношение к окружающей действительности, к предметам народного искусства. Девочки стали наблюдательными, чуткими к окружающей природе, красоте орнамента в кружевах и изделиях декоративно-прикладного искусства. У учащихся повышается мотивация к обучению. В результате проведенной работы, девочки коррекционной школы участвуют в конкурсах и выставках наравне с учащимися средних школ, показывая хороший результат. Изделия получаются красивые, эстетически оформленные, творчески реализованные.
Для достижения эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья я разработана программа по кружевоплетению для 5 – 9 классов коррекционной школы VIII вида. Программа рецензирована в МОИПКРО  г. Мурманска в 2004 году.
Таким образом, в системе воспитания и обучения учащихся коррекционной школы важное значение имеют уроки кружевоплетения, как одного из видов ремесленной деятельности. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья. Влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
Кетова Алёна Альбертовна
Учитель трудового обучения МОУ Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат №1 VIII вида г. Кандалакши Мурманской обл.
 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010