Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Работа над составлением рассказа по картине или серии сюжетных картинок на уроках письма и развития речи во 2 – 4 классах школы VIII вида

Автор:
Баймуканова Гюльнар Арифовна

Аннотация:

Работа над составлением рассказа по картине или серии сюжетных картинок на уроках письма и развития речи

во 2 – 4 классах школы VIII вида

Эта деятельность очень важна на  уроках письма и развития речи. Она повышает уровень общего развития учащихся, влияет на эмоциональную сферу, воображение, совершенствует грамотность. Эта работа развивает и корригирует высшие психические функции, активизирует речь.  Подобные уроки оказывают влияние на развитие познавательного интереса.

Баймуканова Г.А.

Статья:

Работа над составлением рассказа по картине или серии сюжетных картинок на уроках письма и развития речи       во 2 – 4 классах школы VIII вида

Баймуканова Г.А.

учитель специальной (коррекционной)

общеобразовательной

школы VIII вида № 567 г. Москва

Код автора SC-5428

 

          Работа с картиной или серией сюжетных картинок занимает особое место на  уроках письма и развития речи. Она повышает уровень общего развития учащихся, влияет на их эмоциональную сферу, воображение, совершенствует грамотность. Эта работа развивает и корригирует высшие психические функции: зрительную и слуховую память, все виды мышления, связную речь.  У детей совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, что в дальнейшем обеспечивает развитие произвольного внимания.

           При  работе над составлением рассказа, в первую очередь, решается задача развития речи. У детей формируется пассивный словарь, который с помощью специальных упражнений переводится в активный. Обогащается речь учащихся: дети начинают использовать ряды синонимов, антонимов, родственных слов. Увеличивается объём предложения: используются более сложные речевые конструкции, вводятся однородные члены, употребляются сложные предложения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты, восклицательные и вопросительные предложения, монологическая и диалогическая речь. Как следствие, становится богаче  и выразительнее интонационная окраска устной речи учащихся, что находит выражение и в  письменной речи.

          Анализируя данный вид работы, нужно особо отметить воспитательное воздействие подобных уроков, которые оказывают влияние на развитие познавательного интереса. Дети знакомятся с работами художников и иллюстраторов, получают краткую биографическую информацию, представление о времени, изображенном мастером. Они воспринимают настроение, переданное художником,  учатся сопереживать героям картины, пытаются представить  себя на  их месте, домыслить и развить ситуацию. 

          Ознакомившись с трудами ряда авторов, которые занимались разработкой методик составления рассказа по картине или серии картинок на уроках письма и развития речи, автор убедился в необходимости проведения подобной работы.

В данной статье представлена попытка обобщить и систематизировать предыдущий опыт и предложить возможные варианты проведения уроков, взятые из собственной практики.

          В книге Ю.И. Зволинской и М.С. Шейниной «Занятия по развитию речи»  предлагается план работы по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок  для учащихся массовой школы:

1.     Краткая вступительная беседа.

2.     Молчаливое рассматривание картин.

3.     «Чтение» каждой картины и словарная работа.

4.     Составление плана.

5.     Устный рассказ по картине или серии картинок.

6.     Письмо сочинения.

          Предложенный авторами план может быть взят за основу при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Строго придерживаться всех пунктов данного плана возможно только с четвёртого класса. При этом каждый пункт должен быть наполнен особым содержанием и реализован с учётом конкретных особенностей детей класса.

          Исходя из этого, автор считает возможным опираться на предложенную методику в работе над составлением рассказа по картине или серии сюжетных картинок.

          Программа В.В. Воронковой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный, 1 – 4 классы) предъявляет различные требования к проведению данных уроков во вторых, третьих, четвёртых классах, что обусловлено возрастными и психо–физическими особенностями детей  и требует дифференцированного подбора методов работы.

 

          Во втором классе предлагается расположить 2 – 3 коротких предложения в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем), составить подписи к серии из двух – трёх сюжетных картинок, что является требованиями к связной письменной речи учащихся.

          Требования к устной речи предполагают составление простых распространённых предложений по вопросам учителя по предметным и сюжетным картинкам, связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3 – 4 пункта).

          При работе с деформированным текстом, как правило, предлагаются иллюстрации расположенные в нужном порядке. Автор допускает возможность использования нарушения последовательности не только  предложений, но и картинного материала.

          Детям демонстрируются 2 – 3 иллюстрации, расположенные в беспорядке. Учащиеся последовательно рассматривают каждую из них, анализируют сюжет и пытаются определить очерёдность изображённого, устанавливая возможные причинно–следственные и временные отношения.

          Эта работа проводится с опорой на план, предложенный Ю.И.Зволинской и М.С. Шейниной, но с учётом требований программы 2 класса:

1.     Краткая вступительная беседа.

2.     Молчаливое рассматривание картин.

3.     «Чтение» каждой  картины и словарная работа.

          При проведении краткой вступительной беседы, которая по сути является актуализацией уже имеющихся у учащихся знаний, учитель, опираясь на предыдущий опыт детей, вызывает в их сознании понятия  близкие к содержанию картин, помогающие лучше осмыслить изображённое. Во время данной работы возможно использование стихов, загадок, пословиц, потешек и другого речевого материала по теме.

          Рассматривание картины – это очень важная часть работы.  Молчаливое рассматривание подразумевает живое и непосредственное восприятие, создание собственного отношения к увиденному и настроения. Итогом молчаливого рассматривания должны стать  эмоционально окрашенные высказывания детей по иллюстрациям.

          Только после этого проводится рассматривание картин под руководством учителя, так называемое «чтение» картины, что ставит перед собой целый ряд задач:

1.     Помощь в полном и адекватном восприятии иллюстрации – акцентирование внимания детей не только на сюжете и переднем плане, но и на деталях, с помощью которых создаётся художественный образ, и происходит более точное восприятие картины и понимание её содержания.

2.     Создание ярко окрашенного эмоционального образа и  настроения, вызванного увиденным, сопереживание героям иллюстраций.

3.     Формирование учебной мотивации, заинтересованности в работе.

4.      Активизация пассивного и расширение активного словаря учащихся, что необходимо для помощи детям в словесном выражении своих чувств и мыслей. Учащимся предлагаются слова синонимы, антонимы, родственные слова, речевые обороты и эпитеты, более точно передающие содержание иллюстраций.

          Следующий этап предполагает работу над восстановлением нарушенной последовательности иллюстраций и затем непосредственно над деформированным текстом, данным учителем (2 – 3 коротких предложения).

          При работе с деформированным текстом необходимо постоянное обращение к иллюстрациям с целью выбора правильной последовательности предложений и максимальной активизации мыслительных процессов учащихся. Этому содействуют предлагаемые учителем вопросы. При постановке вопросов по содержанию материала необходимо учитывать следующие требования:

- уместность данного вопроса  во временной и событийной логике иллюстративного ряда;

- четкая формулировка, не допускающая двоякого толкования;

- вопросы, ответы на которые предполагают выражение отношения к ситуации, перенос увиденного на себя, демонстрацию настроения;

- доступность вопросов для понимания учащихся, наличие в вопросе максимального количества  слов для ответа.

           Для детей с более высоким уровнем речевого развития  такая формулировка вопроса  даёт возможность использовать в ответе слова собственного словаря, а для более слабых детей является подсказкой.

          После этого данные  учителем предложения располагаются в соответствии с сюжетной линией. На этом этапе проводится углублённая словарная работа, направленная на предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. Для выработки навыка грамотного письма детям могут быть предложены следующие виды заданий:

- объяснение правописания слов с пропущенными буквами;

- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

- деление текста на предложения, графическое оформление предложений: написание прописной буквы и (или) постановка точки в конце предложения.

          После проведённой работы дети записывают предложения. В зависимости от уровня развития каждого ребёнка  запись может выполняться как самостоятельно, так  и с помощью учителя.

 

          Составление подписей к серии из двух – трёх сюжетных картинок проводится по ранее предложенному плану, но предполагает большую долю самостоятельности детей, обусловленную на момент начала этого вида работы более высоким уровнем речевого и интеллектуального  развития.

          В словарной работе на данном этапе особое внимание должно уделяться расширению активного словаря за счёт использования синонимов и синонимичных выражений, однородных членов, однокоренных слов, личных местоимений.

 

          Программа В.В. Воронковой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный, 1 – 4 классы) при работе над развитием связной устной и письменной речи в третьем классе требует:

-  умения восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;

- коллективных ответов на вопросы по картине (серии картинок);

- составления связного высказывания по плану в виде вопросов, назывных предложений по картинному плану (серии картинок).

          В соответствии с концентрическим построением программы специальной коррекционной школы VIII вида, работа  по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок  на уроках письма в 3 классе строится аналогично, но на более объёмном и усложнённом материале.

          Работа, предложенная для использования во втором классе, дополняется составлением плана сочинения и, если учитель сочтёт  необходимым, устным рассказом по картине или серии картин.

          При работе с деформированным текстом, кроме заданий, предложенных ранее, возможна ещё и запись каждого предложения по памяти после предварительного анализа.

          При выработке навыка грамотного письма работа ведется в  соответствии с требованиями программы. Следует учитывать, что в третьем классе дети должны уметь применять на практике знание следующих орфограмм: правописание безударных гласных в корне слова, слов с парными согласными, обозначение мягкости согласных мягким знаком и гласными буквами, правописание слов с разделительным мягким знаком, сочетание гласных с шипящими, пользоваться правилами переноса слов.

          На данном этапе важна и необходима словарная работа, которая подразумевает не только отработку правописания слов со знакомыми орфограммами, подбор слов и выражений, более точно передающих содержание иллюстрации, но и коллективный выбор лучшего варианта с последующим объяснением.

 

          Практическое построение простого предложения; составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении определяется программой В.В. Воронковой в четвертом классе как повторение. Это подразумевает достаточную сформированность речи детей к данному моменту обучения, и  выдвигает более высокие требования к работе над составлением рассказа по картине или серии картинок.

          Программа В.В. Воронковой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный, 1 – 4 классы) при работе над развитием связной устной и письменной речи в 4 классе требует умения составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

          В данном случае также уместно использование ранее предложенного плана Ю.И. Зволинской и М.С. Шейниной с учётом требований программы 4 класса.

          Н.Н. Бебешина и Ф.Н. Самсонова в пособии «Уроки русского языка во вспомогательной школе 5 – 8 классы» отмечают, что в привитии навыка правильного построения предложения очень помогает  работа с деформированным текстом, особенно если она сочетается с работой по картине.

          Авторы предлагают следующий план по составлению рассказа по картине с использованием деформированного текста:

1.     Рассматривание картины молча.

2.     Вопросы и задания по содержанию картины.

3.     Составление рассказа из деформированных предложений по вопросам учителя.

4.     Чтение полученного рассказа лучшими учащимися.

5.     Словарная работа.

6.     Запись рассказа в тетради.

          Опираясь на это, автор данной статьи предлагает использовать деформированный текст  как вариант работы по составлению рассказа не только по картине, но и по серии картинок под руководством учителя.

          Словарная работа проводится с учётом программных требований.  Учащиеся должны уметь практически самостоятельно использовать при письме усвоенные орфограммы:

- употребление твёрдого и мягкого знаков;

- правописание сочетаний гласных с шипящими;

- правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слов;

- правописание безударных гласных;

 - правописание имён собственных;

- употребление слов с предлогами и приставками,

- употребление словарных слов;

- постановка знаков препинания в конце предложения.

          Увеличиваются требования и к устной речи учащихся. Дети должны уметь вычленять  предложения из речи, выделять слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится; составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

          При записи рассказа в тетради также  возможно использование разных видов заданий.

          Н.Н. Бебешина и Ф.Н. Самсонова предлагают текст без обозначения границ   предложений и с пропусками некоторых орфограмм. Также можно предложить последовательную запись предложений по памяти.

 

          При самостоятельной записи рассказа по серии картинок требуется работа, отличающаяся от описанной ранее. Кроме вступительной беседы, молчаливого рассматривания, «чтения» картины и словарной работы, вводится работа с планом и устный рассказ.

          Рассмотрев разные виды планов для составления рассказа по картине или серии картинок, автор счиает уместным в работе с учащимися 2 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида использовать план в виде вопросов.

          Это позволяет  учителю не только убедиться в том, что дети с интеллектуальной недостаточностью адекватно восприняли и поняли смысловую и эмоциональную сторону предложенного материала, но и предоставить ученикам лексический образец для составления предложения.

          Предлагаемые вопросы должны быть направлены на проверку усвоения событийного ряда и давать  возможность детям выразить своё отношение к ситуации, героям иллюстраций, их действиям.

          Ясность и точность вопроса, его краткость и простота являются необходимыми качествами беседы по картине. Только на понятный и точно поставленный вопрос  можно ожидать правильного ответа. Вопросы должны быть строго последовательными, сконцентрированными вокруг основной темы картины и вытекающими один из другого. Нить беседы должна всегда быть в руках учителя.

          В предложенном плане работы над составлением рассказа по картине или серии сюжетных картинок упоминается устный рассказ. Некоторые авторы указывают на нецелесообразность данной деятельности, объясняя это тем, что у детей вырабатывается стереотипное мышление и  ограничивается активный словарь. Автор данной работы считает правильным использование устного рассказа  в том случае, если это  обусловлено возможностями класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. А.К.  Аксенова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» «Просвещение» Москва 2004 г.

2. Н.Н. Бебешина,  Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе 5 – 8 классы» «Просвещение» Москва 1970 г.

3. В.И. Волынская, Ю.И. Зволинская, Е.А. Сыроечковская, М.С. Шейнина «Система работы по развитию речи учащихся во 2-4 классах начальной школы» Учпедгиз Москва Ленинград 1950г.

4. Ю.И. Зволинская,  М.С. Шейнина «Занятия по  развитию речи в IV классе» Учпедгиз Москва 1962 г.

5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный, 1 – 4 классы) под редакцией В.В.Воронковой «Просвещение» Москва 2010 г.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010