Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Особенности работы с географической картой учащихся с детским церебральным параличом.

Автор:
Парамонова Светлана Викторовна

Аннотация:

Учитель-дефектолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VI вида  № 20    Парамонова Светлана  Викторовна

Особенности работы с географической картой учащихся с детским церебральным параличом.

Среди всей популяции  детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича (ДЦП) – от 2-х до 5-ти, а в ряде регионов – до 6-ти больных на 1000 человек        детского населения. Среди больных детским церебральным параличом имеются дети с лёгкой степенью тяжести нарушений, средней и тяжёлой, ведущей к пожизненной инвалидности. В систему основных  нарушений  входят нарушения двигательной, психической и речевой сфер. Многообразие клинических проявлений, вызванных ранним поражением центральной нервной системы, обуславливает своеобразие их познавательной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, неравномерностью развития отдельных психических функций.

В последние два десятилетия внимание к данной категории детей со стороны органов здравоохранения и со стороны органов образования значительно усилилось. Свидетельством этого является не только расширение системы специальных учреждений для детей с церебральным параличом как дошкольного, так и школьного возраста, но и создание новых методов обследования и коррекции на основе углублённого научно-практического изучения двигательного и психического развития в связи с заболеванием.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы изучения, лечения и обучения детей с детским церебральным параличом (Е.Ф. Архипова, Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Г.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова, Н.В. Симонова и др.), среди трудностей становления познавательной деятельности, указывают на сложности формирования практического (графического) навыка и ориентирования в пространстве, в том числе и при работе с контурной картой у детей с детским церебральным параличом.

Существуют отдельные работы (Р.Д.Бабенкова, Н.В. Симонова, Г.В. Кузнецова), в которых предлагаются отдельные приёмы развития графических навыков дошкольников и младших школьников с церебральным параличом.

На сегодняшний день проблема совершенствования учебного процесса с целью коррекции двигательных нарушений и познавательной деятельности у детей с детским церебральным параличом при работе с географической картой является актуальной, т.к. методической литературы по данной проблеме нет.

Цель нашего исследования – изучить особенности понимания географической карты и умения пользоваться ею детьми с детским церебральным параличом.  Усовершенствовать приёмы работы с географической картой.

Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Основной контингент учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VI - вида составляют дети с клиническим диагнозом «детский церебральный паралич», «задержка психического развития», «умственная отсталость лёткой степени». Основу дефекта составляют нарушения психической деятельности, которые проявляются в недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Дети с ДЦП в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира отличается от восприятия мира нормальными детьми. Представления у них обычно нечётки и малодиффиренцированы. У этой категории детей в связи с нарушением регуляции тонуса мышц крайне затруднено формирование практических навыков, в том числе при овладении работой с географической картой.

 

Существует точка зрения, особенно за рубежом, о нецелесообразности формирования практических навыков у детей с такой тяжёлой двигательной патологией. В основном предлагается учить их работать на компьютерах. Но опыт показывает, что обучение работе с географической картой повышает эффективность формирования знаний и умений, способствует развитию познавательной деятельности, а также способствует развитию функциональных возможностей рук. По данным Е. И. Кириченко, М. В. Ипполитовой и других специалистов значительная часть детей с детским церебральным параличом имеют интеллектуальные отклонения. К сожалению, методика обучения детей, страдающих детским церебральным параличом недостаточно разработана. В практической работе учителя используют программу и методику обучения специальной коррекционной школы VIII вида.

 

Изучив психологическую, педагогическую и медицинскую литературу по проблемам коррекции школьных навыков у детей с церебральным параличом мы провели экспериментальное изучение их возможностей работать с географической картой, а также умение ориентироваться на карте. Результаты исследования показали низкий уровень умений работать с географической картой и ориентироваться на ней. Исходя из полученных результатов, мы разработали серию приёмов и упражнений, направленных на обучение пользованием картой и развитие графического навыка работы с ней.

 

Мы предположили, что нарушение формирования практического навыка работы с географической картой у детей с ДЦП, связано с двигательными, сенсорными и интеллектуальными расстройствами. Процесс овладения практическими навыками работы с географической картой будет более эффективным при использовании специальной системы упражнений, направленных на коррекцию нарушенных движений руки и пространственной ориентации.

 

Хочется отмесить, что данная проблема не находит отражения в специальной литературе. Проблема работы с географической картой освещена в исследованиях: Т. И. Пороцкой, В. И. Синева, В. А. Липы, Е. Ф. Сегалевич, Т. М. Лифановой, Е.Н. Соломиной и д.р. Особенности работы детей с детским церебральным параличом с географической картой в методической литературе практически не представлены.

 

В нашем эксперименте принимали участие 2 группы учащихся 7 и 8 классов. Первую группу составили учащиеся 7 классов с диагнозом ДЦП и ЗПР. Вторую группу составили учащиеся 8 классов с диагнозом ДЦП, умственная отсталость лёгкой степени. У части детей имелись сопутствующие синдромы: гипертензионно-гидроцефальный, церебростенический, астено-невротический. У большинства детей отмечались судороги в анамнезе.

 

Изучение медико-психолого-педагогического статуса испытуемых позволило нам сделать вывод о взаимосвязи клинической формы заболевания и характерных особенностей практического навыка, а также влияния тяжести поражения на продуктивную практическую деятельность.

 

Полученные данные позволили разработать и предложить серию упражнений, направленных на понимание географической карты и формирование графического навыка работы с ней. Серия упражнений была дифференцирована в зависимости от формы и степени тяжести ДЦП. Например,  специфика обучения практическому навыку работы у детей со спастической диплегией заключалась в преодолении пространственного гнозиса и праксиса, в контроле над силой нажима, в увеличении объёма географических знаний, овладении сложными связными высказываниями о географических объектах и в повышении мотивации в работе с картой. Для детей с гиперкинетической формой ДЦП основное внимание уделялось преодолению моторных нарушений.

 

В работе с гемипаретической формой ДЦП внимание уделялось оптико-пространственным нарушениям (коррекция зеркального изображения, адекватное использование поверхности листа карты, точное воспроизведение, контуров и т.д.).

 

Работа с трафаретом имело несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребёнка к простому способу работы по трафарету. Использование трафарета в обучении географии практическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребёнку воспринимать правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Важным  значением в работе с трафаретом имела его прозрачность для лучшего восприятия и зрительного запоминания контуров и символов на географической карте (атласе).

 

Прежде чем трафарет был наложен на карту ученик самостоятельно или пассивно обводил пальцем контур данного материка, проделывая это действие неоднократно, затем дети тем же пальцем обводили контур материка при наложении трафарета. Только после этого ребёнок обводил контур с карандашом в руке, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, пока у ребёнка не возникало ощущение движения. Следует отметить, что детям с гиперкинетической формой ДЦП трафарет прикреплялся к контурной карте кнопками. Только после того как дети усвоили и научились обводить контур материка по трафарету, им было предложено обвести контур без использования трафарета.

 

Дети с легкой степенью тяжести ДЦП научились проводить контур по трафарету практически без ошибок. Значительно улучшилось рисование замкнутых, волнистых и ломаных линий. Дети стали лучше понимать карту, научились более свободно ориентироваться по карте, увеличился объём картографических и географических знаний. Учащиеся научились давать сложные связные описания географических объектов. Частично научились делать суждения о тех свойствах предметов, которые выражены самим рисунком на карте и прежде всего в умении воссоздавать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов. Также ученики усвоили навык связного чтения картографического текста. Овладели правильной терминологией и вообще развили свою речь и мышление. Но самой сложной работой с географической картой дети овладеть не сумели. Учащиеся не смогли делать выводы о факторах, не обозначенных на карте, используя свои географические знания. Не научились делать сложные суждения из сопоставления карт. Частично научились излагать географический материал в определённой последовательности. Особо следует отметить, что у детей появилась мотивация к учебе и желание работать с картой. Повысилась самооценка в свои силы. Дети стали более активны, увеличилась работоспособность и уменьшилось количество времени на выполнение задания при работе с картой.

 

Характеризуя успехи в приобретении практических,  фактических  навыков, следует отметить, что эти навыки все же ниже по уровню техники работы, чем у нормально развивающихся ровесников.

 

Дети с тяжелыми двигательными нарушениями и с гиперкинетической формой ДЦП и после обучения продолжают испытывать трудности во владении практическими, фактическими навыками работы, особенно в тех заданиях, где необходима точность, тяжело дается рисование мелких изображений и т.д.

 

Кроме того, что между формой ДЦП и особенностями практического, фактического навыка существует прямая зависимость, мы выявили, что положительные динамические изменения в приобретении графических навыков работы с географической картой зависят и определяются степенью тяжести двигательных нарушений.

Для формирования практических навыков работы с географической картой детей с тяжёлыми двигательными проявлениями детского церебрального паралича необходимо создание специальных психолого-педагогических условий, которые требуют дальнейшей методической разработки.

 

 

Литература

1. Ипполитова, М. Н. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, страдающими детским церебральными параличами. Автореферат, дисс. М., 1967.

2. Лифанова, Т. М. Учебники географии для 6 9 классов учащихся специальной коррекционной школы VIII вила / Т. М. Лифанова, К. Н. Соломина. - М, 2003 2006.

3. Мастюкова, Е. М. Дифференцированный подход к учащимся с различными формами гииеркинезов при восстановлении и формировании двигательных функций /Е. М. Мастюкова, Р. Д. Бабенкова // Дефектология. - 1978. - № 2.

4. Пороцкая, Т. И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. -М., 1970.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010