Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Предметная карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках трудового обучения 5-9 классов в школе VIII вида.

Автор:
Булатова Светлана Анатольевна

Аннотация:

Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при самостоятельном планировании предстоящей работы.
Представленная система работы с предметными картами на уроках трудового обучения направлена на повышение уровня мотивации учения, познавательной активности учащихся с нарушениями развития, воспитание у них культуры труда, усвоение ими необходимого объёма знаний, формирование профессиональных умений по швейному делу, на развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Статья:

Предметная карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках трудового обучения 5-9 классов в школе VIII вида.

Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности.

Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно.

Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при самостоятельном планировании предстоящей работы. Это обусловлено следующим:

  • своеобразием познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления;

  • недостаточным умением детей ориентироваться в задании:

учащиеся часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними;

  • трудностями, которые они испытывают при определении условий выполнения задания, в частности, не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих уроках труда;

  • особенностями высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта, которые вызывают значительные трудности при выполнении практического задания, представленного в виде словесной инструкции.

Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а нарушения этого процесса, свойственные умственно отсталым школьникам, оказывают негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс планирования.

В процессе обучения планированию предстоящей работы школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо решить следующие задачи:

  • обучение самостоятельной разработке программы действий (алгоритма предстоящей работы);

  • обучение детей технологическим приёмам, необходимым для выполнения работы; формирование обобщённых умений планировать, контролировать, корригировать действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действуя в соответствии с инструкцией;

  • развитие наглядно-образного мышления, направленного на осознание цели и условий деятельности.

Для успешного решения этих задач важную роль играют наглядные пособия, особенно значимую помощь оказывают предметные карты, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников.

Использование предметной карты на уроках трудового обучения помогает детям устанавливать наиболее логическую последовательность изготовления объекта, и это пособие оказывает учащимся помощь при практическом выполнении задания: учит отбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять в работе нужные правила, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия; использование карты способствует успешному выполнению задания, что создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность в работе, повышает веру в свои силы, благодаря использованию предметной карты на уроке составление плана работы над изделием и рассказывание его положительно сказывается на развитии речи у детей (на полноте и последовательности изложения, на обогащении словаря); применение этого пособия на занятиях способствует воспитанию у детей готовности работать с подобного рода инструкциями не только на уроках труда, но и на других предметах; предметные карты дают возможность учителю чётко организовать урок, облегчают объяснение задания, делают более доступными инструктирование и показ способов выполнения отдельных приёмов. Отпадает необходимость многократно оказывать помощь детям при изготовлении изделия, т. к. карта содержит необходимые сведения, и большинство школьников довольно быстро учатся пользоваться ими. Таким образом, у учителя освобождается время, чтобы помочь более слабым ученикам справиться с заданием.

Разработанные мною предметные карты включают в себя предметные образцы поэтапной обработки изделия и инструкцию с технологическим описанием каждого приёма.

Знакомство с предметной картой начинаю в 5 классе на этапе введения новых знаний во время изготовления несложных изделий, в это учащиеся получают первоначальные представления о предметной карте. Дети выполняют изделие, планируя ближайшую операцию и получая подробную инструкцию о предметах работы. На такой карте учащиеся могут проследить все технологические операции и результаты выполнения приёмов разной степени готовности. В начале обучения планированию предстоящей работы применяю предметные карты в течение нескольких уроков подряд, чтобы дети имели возможность с моей помощью неоднократно повторить и запомнить алгоритм изготовления изделия или трудового приёма.

Этот период обучения наиболее удобен для включения в урок подробной предметной карты; изготовление объекта труда разделяется на чёткие и несложные операции, что даёт возможность детям понять принцип подачи материала на карте.

Такая карта показывает все операции; на ней представлены результаты выполнения приёмов, т. е. данные предметные образы разной степени готовности. Основные приёмы изображены подробно: на образцах есть все их компоненты (результат выполнения приёма, элементы двигательной программы) < Рисунок 1>.

Пользуясь подробной предметной картой, дети отвечают правильно, и помощь, оказываемая пособием, при этом становится очевидной. Карта же помогает ученику точно назвать нужную операцию, что самостоятельно сделать ему трудно. Осознание полезности предметной карты создаёт соответствующий настрой, желание ею пользоваться.

Следующий этап обучения – формирование у школьников умения составлять план предстоящей работы по заранее расставленным мною предметным образцам карты, подставляя к нужному образцу соответствующую инструкцию с технологическим описанием приёма. Данное задание сложнее, чем предыдущее, поэтому при его выполнении возможны ошибки. Со своей стороны стараюсь их предвидеть и предупредить. Чтобы организовать внимание отвечающего, предлагаю ученице сравнить все элементы предметной карты с технологическим описанием каждого приёма и затем выбрать правильный вариант. С такого рода заданием со временем справляются даже слабые ученики <Рисунок 2>.

В процессе работы с предметными картами варьирую задания, привлекаю к работе весь класс. Когда у детей с интеллектуальной недостаточностью вырабатываются некоторые умения определять последовательность предстоящей работы по расставленным предметным образцам карты, задания усложняю, создавая проблемные ситуации путём замены местами одного или нескольких предметных образцов карты <Рисунок 3>.

Такие приёмы побуждают детей внимательно анализировать содержание каждого компонента карты, проводить сравнения рядом стоящих образцов с тем, чтобы установить логику изготовления объекта.

Сложным заданием является самостоятельная расстановка всех компонентов карты в нужной последовательности.

К концу 5-го класса дети твёрдо усваивают, что перед началом работы следует внимательно изучить образец изделия, продумать с какого технологического приёма нужно начинать работу и что, выполнив данный приём, нужно проконтролировать себя, используя предметную карту на данное изделие как эталон для самоконтроля. В дальнейшем при изготовлении подобных изделий ученики могут применять данный предметный план с небольшими изменениями.

Уже в 6-ом классе ученики, благодаря отработанному навыку построения алгоритма предстоящей работы, используя предметную карту, легко ориентируются при составлении плана, анализируя и сравнивая предметные образцы разной степени готовности, и успешно используют его при изготовлении многодетальных изделий. При этом они умеют правильно называть технологические операции, трудовые приёмы, детали, способы их соединения.

С 7-го класса при изготовлении более сложных изделий для составления алгоритма предстоящей работы применяю сокращённую предметную карту.

Такая карта содержит только предметные образцы, а необходимость в инструкции на каждый технологический приём отпадает.

Подобного рода предметные карты разрабатываю на многодетальные изделия и использую на различных этапах урока (для введения новых знаний, при закреплении и повторении изученного материала, при проверке усвоения знаний и умений).

Конечно, предварительное планирование хода работы не исключает помощи с моей стороны во время практического выполнения изделия. Однако, потребность в ней значительно сокращается, так как учащиеся имеют перед собой предметный план. Изменяется и характер помощи. В основном она заключается в том, что внимание учеников направляется на получение сведений из карты, и только в отдельных случаях показываю способ выполнения отдельных приёмов.

В результате применения на уроках трудового обучения такого рода наглядности создаются благоприятные условия для воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью умения применять карту как средство помощи и самоконтроля.

Таким образом, применение предметных карт в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создаёт условия не только для быстрого запоминания, но и для более успешного воспроизведения материала.

Использование на уроках алгоритма изготовления объектов труда в учебных мастерских способствует более эффективному развитию учащихся и в значительной степени облегчает:

  1. Понимание объяснения учителя;

  2. Усвоение технико-экономических знаний;

  3. Формирование оперативного образа объектов труда;

  4. Планирование трудовой деятельности;

  5. Самоконтроль при изготовлении изделий;

  6. Усвоение профессиональных приёмов труда;

  7. Формирование профессиональных навыков.

Рекомендации будущим пользователям данного опыта.

Последователям опыта рекомендую учесть следующее:

1). Чтобы научить детей с интеллектуальной недостаточностью составлять план предстоящей работы, пользуясь предметной картой, надо создать жизненную ситуацию и включить всех учащихся класса в предметно-практическую деятельность, в результате чего учащиеся увидят необходимость использования данной инструкции;

2). Работая над изделием, следовать по строго установленным этапам действий. Работу вести систематически из урока в урок, из класса в класс. Желательно внедрять данную методику с начальных классов;

3). Внедряя данную систему работы, учитывать психофизические особенности каждого ребёнка.


`






















ЛИТЕРАТУРА.

  • Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.

  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  • Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  • Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева.-2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.

  • Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин.- изд. 2-е, -Ростов н/Д : Феникс, 2009.

  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.-М.: гуманит. изд. центр, ВЛАДОС, 2007.

  • С.Л.Мирский, Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1980.

  • Г.Н.Мерсиянова, Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы, / НИИ педагогики.-К: Рад. шк., 1985.

  • Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании, хрестоматия/ Составили: Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова- М.:издательство ГНОМ и Д, 2001.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010