Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Логопедический утренник : « В мире звуков и слов» для учащихся 1-5 классов коррекционных школ VIII вида .

Автор:
Ишкова Ольга Васильевна

Аннотация:

  Аннотация к логопедическому утреннику «В мире звуков и слов»  учителя-логопеда ГС(К)ОШ № 33 г. Ставрополя Ишковой Ольги Васильевны.

 

      Логопедические утренники -  это своеобразная школа публичных выступлений, где в присутствии других людей учащиеся читают стихи, выполняют различные задания, разыгрывают инсценировки, преодолевая волнение, застенчивость, страх и неуверенность. Такие мероприятия помогают преодолеть патологическую инертность, отсутствие интереса к занятиям.

Цель: Воспитывать речевую и познавательную активность, закреплять умения правильно произносить поставленные звуки, формулировать связные высказывания.

Задачи:

1.Активизировать речевые процессы учащихся, систематизировать знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

3.Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия учащихся.

4.Формировать умения самореализации, самоконтроля.

Статья:

Ишкова Ольга Васильевна  SC-3505.

 

Логопедический утренник : « В мире звуков и слов»  для учащихся 1-5 классов коррекционных школ VIII вида .

Цель: Воспитывать речевую и познавательную активность, закреплять умения правильно произносить поставленные звуки, формулировать связные высказывания.

Задачи:

1.Активизировать речевые процессы учащихся, систематизировать знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

3.Создать условия для эмоционально-личностного благополучия учащихся.

4.Способствовать развитию учебной мотивации.

5.Воспитывать умение работать в коллективе.

6.Формировать умения самореализации, самоконтроля.

 

********************************************************************************

Приветствие: дорогие наши учителя, воспитатели, родители и ребята! Мы начинаем наше путешествие в мир звуков и слов, в котором принимают участие ребята, посещающие логопедические занятия.

Логопед : тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим как тикают часы, плещется вода у кране, пыхтит чайник на плите, мама гремит посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки – шум машин, топот ног прохожих.

(звучат разные звуки : тиканье часов, топот ног, шум машин и т.д.).

Логопед : вы услышали, как звучат разные предметы и явления. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

(занавес открывается).

1ученик:             Где-то собаки рычали р-р-р!

                             В стойле коровы мычали – му-у!

                             В комнате мухи жужжали ж-ж-ж!

                             Змеи в траве шипели – ш-ш-ш!

                             А комары звенели – з-з-з!

                             Птицы в лесу всё пели…

 

Логопед: животные издают звуки, но не могут говорить. А ведь человек тоже начал говорить не сразу. Вначале он произносил просто звуки, а затем эти звуки стали складываться в слова, чтобы люди могли общаться между собой. Звуки мы произносим и слышим, а на письме обозначаем буквами. Буквы – это словно одежда для звуков, но сшита она по- разному. Послушайте стихотворение «Как появились буквы».

 

1ученик:               Палочки, крючочки, закорючки, точки

                               Бегали толпою и поодиночке.

                               Ссорились, мирились, прыгали без дела,

                               Наконец без дела жить им надоело.

2ученик:               И сказал им кто-то умный и серьёзный:

                               Брать за работу никогда  не поздно,

                               Слышим мы повсюду много разных звуков,

                               Но для них покуда нету знаков – букв.

 

3 ученик:              Эй, крючки и точки, чёрточки, кружочки
                               Собирайтесь вместе, становитесь в строчки!

                               И шагайте слаженно по листу бумажному.                             

 

4 ученик:              Чёрточки послушались, прекратили драки,

                                Превратились в умные, правильные знаки.

                                Стали всем понятными буквами печатными.

                                И тогда вприпрыжку побежали в книжку.

Логопед: буквы бывают не только печатными, но и прописными. Ребята, а вы помните как учились писать? Как трудно было вначале? Как не слушались буквы! Послушайте стихотворение «Палочки-выручалочки».

 

1 ученик:               Выручайте, палочки, палочки-выручалочки!

                                Становитесь по порядку в мою первую тетрадку,

                                За строку не вылезать, спину правильно держать!

 

2 ученик:              Что же вы не слушаетесь? Что вы плохо учитесь?

                                Что стоите как попало? Мне опять за вас попало!

 

3 ученик:               Но не знает мой учитель и не знает даже мама,

                                Как вас трудно научить, чтобы вы стояли прямо!

Логопед:  а сейчас мы поиграем в игру «Узнай букву» (дети на сцене изображают буквы, зрители угадывают).

 

 Логопед: буквы, обозначают звуки. А звуки бывают разные. А какие – вы сейчас сами угадаете. А ребята нам в этом помогут.

 

  1 ученик:               Воздух свободно идёт через рот,

                                  Нет препятствий    разных,

                                  Голос участвует, голос зовёт,

                                  Звук получается …(гласный).

 

  2 ученик:               Для пения гласные звуки важны,

                                  Они и напевны и очень нежны.

                                  Летят они в синеву: А-О-Ы-И-У.

Логопед:  да, у гласных звуков звонкие голоса. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь и они попробовали.

(Сценка).

Звук П: п-п-п!

Ведущий: запыхтел звук П. Пыхтел, пыхтел, а песенку спеть не смог. Заплпкал, загоревал звук П.

Звук П: ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!

Звук А : не печалься, мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами. Согласен?

Звук П: согласен, согласен!

Звук А: вот и хорошо! За это мы будем называть тебя согласным звуком.

Ведущий: и все остальные звуки, которые не умели петь, согласились стоять рядом с гласными и стали называться согласными.

 

 Логопед: а ведь согласные тоже бывают разные. Вот, послушайте!

1 ученик:                Звонкий звук – звук боевой,

                                 Он звенит, гремит, жужжит: Б-Д-Г,   З-Ж-В.

2 ученик:                А дружок его глухой –

                                 Лишь свистит, пыхтит шипит: П-Т-К, С-Ш-Ф.

Логопед: дружили, дружили гласные и согласные, но однажды не поладили и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – никак!... Кашлянули, чихнули, хмыкнули. И заскучали… Вдруг показалось им, что где-то кто-то рыдает, прислушались. Это плакали гласные.

1 ученик:  А-А-А!

2 ученик:   О-О-О!

3 ученик: УА-УА!

4 ученик: АУ-АУ!

Логопед:  согласные попытались крикнуть, но у них получилось  лишь невнятное бормотание.

5 ученик:  Б-Д-М!

6 ученик: В-С-Г-Д!

7 ученик: В-М-С-Т!

Логопед:  и услышали они радостное, но тоже непонятное.

1 ученик: У-Е!

2 ученик: Е-А!

3 ученик: Е-Е!

Логопед: тогда заключили они мир, снова стали рядом и внятно сказали:

Все ученики: будем всегда вместе!

 

Логопед:  ребята, а что же получается, когда гласный и согласный стоят вместе? Получается слог.

1 ученик:                  Дружат гласная с согласной,

                                   Составляют вместе – слог.

                                   Па и Ша – запомни, Паша!

                                   К нам явились на урок.

Логопед: а что же получается, когда слоги соединяются?

2 ученик:                  Если слоги встанут рядом,

                                   Получаются слова.

                                   Тык и Ва, а вместе ТЫКВА.

                                   Со и Ва – читай СОВА.

3 ученик:                  Всему название дано –

                                   И зверю и предмету,

                                   Вещей кругом полным полно,

                                   А безымянных нету.

 

 4 ученик:                Скажи погромче слово «гром»

                                  Грохочет слово , словно гром.

                                  Скажи потише «шесть мышат»         

                                  И сразу мыши зашуршат.

 

5 ученик:                Скажи «кукушка на суку»-

                                 Тебе послышится «ку-ку».

                                 А скажешь слово «листопад» -

                                 И листья падают, летят.

6 ученик:                 И всё, что только видит глаз –

                                  Над нами и под нами,

                                  И всё, что в памяти у нас,

                                  Означено словами.

Логопед: слоги в слове, как кирпичики в стене: нет одного – и уже дырка, стена нарушена. Слоги – это маленькие конструкторы-строители. Поиграем в игру «Почини стенку».

(Вставить в слова пропущенные слоги).

 

1 ученик:                  Сколько в слове гласных –

                                   Столько и слогов.

                                   Это знает каждый

                                   Из учеников.

 

2 ученик:                 Ты видишь слово на строке,

                                  Разбитое на слоги,

                                  Как будто поезд вдалеке

                                  Мчит по стальной дороге.

 

3 ученик:                 Если знать мы будем слоги,

                                  Не запутаемся в слове.

                                  Мы его перенесём,

                                  По строке опять пойдём.

 

Логопед: бывает так, что слово не помещается на строке, тогда кто приходит к нам на помощь? Конечно перенос. А вы знаете правила переноса? Послушайте рассказ одного ученика о том, как он переносил слова.

 

Ученик:                   Мы изучали перенос,

                                  Вот как слова я перенёс:

                                «Едва» я перенёс е-два, -

                                  И получил за это «два».

                                 «Укол» я перенёс у – кол, -

                                  И получил за это «кол».

                                 «Опять» я перенёс о – пять,-

                                  Теперь, наверно, будет «пять»?

Логопед: а как вы думаете, ребята, он получит пять?

А сейчас мы поиграем со слогами и посмотрим, какие слова у нас получатся.

1 ученик:                 Зверёк, зверёк, куда бежишь?

                                  Как звать тебя, малышка?

                                  Бегу в камыш, камыш, камыш

                                  Я мышка, мышка, мышка.

 

2 ученик:                Я – дерево в родной стране.

                                 Найдёшь меня повсюду.

                                 Но слоги переставь во мне –

                                 И воду подавать я буду.

                                                              (сос-на, на- сос).

Логопед : а теперь про ударенье сочиним стихотворенье.

 

1 ученик:                Ударный слог, ударный слог….

                                 Он назван так недаром.

                                 Эй, невидимка-молоток,

                                 Отметь его ударом.

 

2 ученик:               И молоток стучит, стучит,

                                И чётко речь моя звучит.

                                Следи за поведеньем молотка,

                                Держи в руках его озорника!

 

3 ученик:               Шутник он невидимка-молоток,

                               Тук! И ударил в безударный слог…

                               И сразу же исчез огромный замок

                               И появился маленький замок.

 

4 ученик:               Пересохла глина,

                               Рассердилась Нина:

                               Не мука, а мука-

                               Поварам наука.

 

5 ученик:              Сосульки, как носы у цапель,

                               И тают, словно карамель.

                               Я слышу звон апрельских капель –

                               Поёт весенняя  капель.

Логопед: ребята, мы все знаем, что слова нужно произносить чётко, ясно, не торопясь. А если не соблюдать эти правила, то могут получиться несуразные вещи.

(Сценка «Несуразные вещи).

1 ученик: Здравствуй!

2 ученик: Привет!

1 ученик: Что это ты несёшь?

2 ученик : Несу разные вещи.

1 ученик: Несуразные?! Почему они несуразные-то?

2 ученик: Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял! Вот несу мел.

1 ученик: Что не сумел?

2 ученик: Отстань.

1 ученик: Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

2 ученик: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке…

1 ученик: Вот оно что…

2 ученик: А новость у меня для Мишке приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

1 ученик: Тамарка?

2 ученик: Ага.

1 ученик: И ничего, симпатичная?

2 ученик: Красивая! Зелёная такая!

1 ученик: То есть как?

2 ученик: Зелёного цвета.

1 ученик: Постой, постой… Это что же: у неё волосы что ли зелёные?

2 ученик: У кого волосы?

1 ученик: Да у Тамарки-то.

2 ученик: Что?!

1 ученик: Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».

2 ученик: Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зелёная такая…

 

Логопед: теперь вы убедились, как важно чётко и внятно говорить. Послушайте песню, которую исполнит вокальная группа (звучит песня «Научись не глотать слова» В.Шаинского).

 

Логопед: ребята, посмотрите, на сцене появились слова! Давайте их прочитаем. А чтобы понять, что они хотят нам поведать, надо поставить их в определённой последовательности, и тогда мы всё поймём.

(Выстраиваются дети со словами: Учись красиво говорить и любить родной язык.)

Логопед: скажите, а что получается если слова поставить в определённом порядке по смыслу? Предложение. Мы говорим не просто словами, а предложениями, поэтому понимаем друг друга.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010