Автор:
Ивашинова Наталья Анатольевна
Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.
Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы - интерната, учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, автор доказывает возможность применения метода проектов в логопедической работе. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
Статья:
Метод учебного проекта в логопедической работе
в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.
Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции.
А именно, как научить:
1. поиску информации;
2. извлекать необходимую информацию;
3.выделять главное;
4.находить связи;
5.усваивать информацию в виде новых знаний.
В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.
Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д. Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной и речевой деятельности.
Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, нами обязательно учитывались психофизические особенности и способности школьников.
У младших школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также механизмами, структурой дефекта у этих детей. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.
Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы.
Следовательно, очень важно для учителя-логопеда сформировать у младших школьников сознательную речевую активность (выработать потребность в речи) и саморегуляцию речевой деятельности.
В школе-интернате уже 5 лет успешно применяется метод учебного проекта на уроках по трудовому обучению. Изучив положительный опыт педагогов, принято решение организовать проектную деятельность на логопедических занятиях.
Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания своих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.
Проектная деятельность в логопедической работе рассматривается как совместная
· учебно-познавательная,
· творческая,
· игровая деятельность детей с учителем-логопедом
Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях школы-интерната, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.
Главной целью применения метода является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.
Уровень развития устной и письменной речи школьников с нарушением интеллекта может быть существенно повышен, если коррекционную работу проводить через применение индивидуальных Логопедических альбомов. В ходе апробации данной методической разработки и исследовательских наблюдений было доказано, что у детей повышается мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера. В конечном счёте, позволяет успешнее решать проблему качества успеваемости, формирования коммуникативных навыков учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
При разработке содержания коррекционной работы учитывался комплексный и дифференцированный подход, системность и концентричность предлагаемого материала (постепенное усложнение речевого материала, последовательный переход от практического владения к осознанному усвоению материала, уровень самостоятельности выполнения заданий). Структура индивидуального Логопедического альбома разрабатывалась с учётом речевых нарушений каждого ученика на основе диагностики. «Мой логопедический альбом» и его презентация - конечный продукт проектной деятельности школьников.
Определенные разделы одинаковы для всех учеников. Это:
· Фотография ученика и его автобиография
· Раздел «Мои проблемы»
· Раздел «Задачи по преодолению трудностей»
· Сроки выполнения
· «Что я хочу получить»
· «Итоги» после каждой изученной темы
· Мои домашние задания
· Итоговое сочинение по результатам труда за учебный год, написанное самим учеником.
В зависимости от речевых дефектов ребёнка разделы Логопедических альбомов разные. Они могут быть следующими:
· Учусь правильно говорить (Учусь правильно произносить звук «Л» и т.д.).
· Учусь правильно писать («Различаю о – а», «Различаю и – у» и т.п. либо «Учусь не путать п – б»; «Звуко-буквенный анализ слов», «Учусь делить слова на слоги и ставить ударение», «Различаю гласные», «Различаю звонкие и глухие согласные» и т.п.).
· Учусь правильно и выразительно читать («Читаю по слогам», «Учусь читать диалоги», «Читаю, понимаю, объясняю» и.т.п.).
· Учусь составлять рассказы (Рассказываю по картинке», «Рассказываю по вопросам», «Рассказываю по схеме», «Пересказываю фильм, текст, что увидел...», «Рассказываю маме о школе» и т.п.)
Для формирования организационных навыков на занятиях применяются специальные организационные методы:
· проблемное введение в тему занятия;
· постановка цели занятия совместно с учащимся;
· совместное планирование выполнения практического задания;
· самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий).
Выработка у детей саморегуляции речевой деятельности осуществляется через применение различных Памяток, самопроверки, взаимопроверки, аудиозаписи устной речи детей и другие виды коррекционной работы.
В обязательном порядке занятия насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с привлечением педагога-психолога, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществлялась межпредметная связь, связь с родителями.
В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:
выделение проблемы (в чем трудность);
умение ставить цель;
постановка вопроса;
планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
построение устного доклада (презентация продукта деятельности);
подготовка письменного отчета о проделанной работе;
слушать и понимать других; выражать себя;
находить информацию, используя контекстный поиск.
Степень самостоятельности работы по заданию Логопедического альбома определяется индивидуальными психофизическими и речевыми особенностями ребёнка. В следующем порядке: сначала это совместная работа ученика и учителя-логопеда и значимость педагога высокая, затем увеличивается самостоятельность ребенка, а учитель-логопед больше консультант, сопровождающий в мир знаний. В итоге – дети самостоятельно работают по заданиям, составляя устный отчет о проделанной работе, дают оценку своим действиям, характеристику своей работе, которая отражается в «Экране успеха». В данном «Экране успеха» размещены отделы для каждого ученика, посещающие индивидуальные занятия и работающие по индивидуальному Логопедическому альбому. Находится фото ученика и словесная характеристика его деятельности (Умник, умница, молодец, хорошо, надо быть внимательным, мне надо постараться, я могу лучше и т.д.) выбранная им самим.
Конечно, у детей с нарушением интеллекта сразу не получается ничего. Всей работе приходится обучать, но шаг за шагом кропотливой системной работы дают свои положительные результаты.
Не включены в эту деятельность ученики 1 класса в силу своей слабой подготовленности, не достаточно сформированных учебных навыков и психофизических особенностей, а также дети с системным недоразвитием речи средней степени. Для этих детей продумывается упрощённый вариант деятельности по Логопедическому альбому.
Наблюдения за эффективностью применения метода проектов, выявление сильных и слабых сторон, ресурсное обеспечение, корректировка содержания в зависимости от возможностей каждого ребёнка индивидуально, анализ полученных результатов, будут продолжены.
Список используемой литературы
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника.
М.: Просвещение, 1987.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: Школа – Пресс, 1997.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
5. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
М.: изд. АРКТИ, 2005.
Пример логопедического занятия
с использованием метода учебного проекта
в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Форма занятия – подгрупповое Класс – 4 Время – 35-40 минут
Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний
Тема: Различение звуков [о], [а] и букв о – а в словосочетаниях, предложениях.
Цели:
· Коррекционно-образовательные: закрепление умения дифференцировать изучаемые звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях; упражнение в правильном употреблении предлогов.
· Коррекционно-развивающие: коррекция оптико-пространственных и кинетических представлений; развитие операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей; развитие навыков самоконтроля за собственной устной и письменной речью.
· Воспитательные: воспитание мотивацию к учебной деятельности и логопедическим занятиям; воспитание умения работать в паре; мотивации к здоровому образу жизни, доброго отношения друг к другу и другим людям.
Оборудование:
демонстрационный материал: клеточное поле с буквами; название темы занятия на доске; две таблицы с заданием для игры «Ступеньки»; табличка с последовательностью самостоятельной работы для учащихся; стенд «Экран успеха». Музыкальная запись спокойного характера.
Раздаточный материал: индивидуальные наборы элементов букв о – а; колечки и шарики Су Джок, 2 резиновых мяча большого размера, платок, один мяч малого размера; индивидуальные Логопедические альбомы, ручки, индивидуальные конверты с ответами упражнений для самопроверки. Картинки смайликов для самооценки, клей для каждого ребенка. Домашнее задание на индивидуальных карточках.
План занятия.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Пальчиковая гимнастика с помощью колечко и шарик Су Джок.
3. Развитие оптико-пространственных представлений (клеточный квадрат с буквами)
4. Сообщение темы и целей занятия (определение темы учащимися, частично целей занятия)
5. Уточнение характеристики звуков и графических образов букв а - о.
6. Проверка домашнего задания: интересное о буквах о – а (красочно оформленные короткие сообщения о буквах). Найти в учебниках или книгах 10 слов только с гласной О и 10 слов только с гласной А (слова записаны детьми письменным крупным шрифтом на листах А4)
7. Различение в словах +правильное употребление предлогов в словосочетании.
8. Физминутка (с мячом сидя, для глаз, затем стоя) Различение в слогах с помощью мяча + платок (шифровка слогов, работа в паре)
9. Работа по индивидуальным Логопедическим альбомам.
10. Подведение итогов занятия.
11. Домашнее задание
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Психологический настрой (стоя)
Логопед: Рада вас видеть. Начнём наше занятие с пожеланий друг другу.
Дети поворачиваются друг к другу лицом, высказывают свои пожелания друг другу и «кладут» в ладони, сложенные лодочкой. Например: Вера, я желаю на занятии хорошего настроения, быть внимательной, терпеливой и доброй. Настя, желаю тебе на занятии удачи, чтобы у тебя всё получалось правильно, быть серьёзной.
Логопед: Я вам хочу пожелать быть сосредоточенными, спокойными, чтобы вы почувствовали себя ещё умнее! Чтобы на занятии вам было уютно и комфортно.
2.Пальчиковая гимнастика (с помощью шариков с шипами и колечек)
Логопед: перед началом работы выполним гимнастику для пальцев рук и ладоней. Возьмите шарики. Массируем ладони. Положите левую ладонь на стол, проведите шарик по каждому пальцу. По тыльной стороне ладони. То же сделайте на правой руке.
Далее дети выполняют массирующие движения с помощью колечек, прокатывая вверх – вниз по каждому пальцу с легким нажимом. Выполняют под руководством логопеда.
*ИТОГ.
3.Введение в тему занятия.
Логопед: Предлагаю вам определить тему занятия.
На доску вывешивается табличка - в клетках буквы.
-Что видите? (Буквы в клетках).
-Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы. Обозначение рядов цифрами вам в помощь.
Н |
р |
О |
э |
Л |
ц |
А |
у |
я |
т |
ф |
х |
Ы |
ъ |
А |
ч |
и |
С |
ю |
к |
Г |
ж |
п |
д |
Е |
1.
2.
3.
4.
5.
1. Первая буква – в нижнем левом углу (Г)
2. Вторая буква - в правом верхнем углу (Л)
3. Третья - во втором ряду вторая слева (А)
4. Четвертая – в четвертом ряду посередине (С)
5. Пятая буква – в левом верхнем углу (Н)
6. Шестая – в центре всего клеточного поля (Ы)
7. Седьмая буква – в нижнем правом углу (Е)
4.Сообщение темы и цели занятия.
Логопед: Какое слово получилось? (Гласные).
-Вспомните, на какие гласные мы обращаем особое внимание на последних занятиях, и определите тему сегодняшнего занятия.
(Тема занятия: Гласные О – А). Вывешивается табличка с названием темы.
- Верно, слушали внимательно и правильно определили тему занятия.
-Чему вы учитесь, работая по этой теме? (Мы учимся различать буквы О – А на письме).
Логопед: Это ваша цель на сегодняшнем занятии: продолжить учиться различать и буквы О – А в словах, словосочетаниях и предложениях.
-Будьте дружными, не мешайте друг другу. Следите за своей посадкой, ноги стоят на полу.
5.Уточнение графического образа букв О - А, характеристика звуков.
Логопед: Произнесите звуки [О – А]. Дайте характеристику звукам (О – А – гласные).
-Составьте буквы, которыми обозначаем эти звуки, из элементов (индивидуальные конверты с элементами букв)
Логопед: Сколько элементов в написании буквы О? (1 элемент - овал). В написании буквы А? (2 – овал и крючок)
-Что общего в написании этих букв? (одинаковый элемент – овал)
- Чем отличаются буквы? (У буквы а – прямая линия с закруглением внизу - крючок)
*ИТОГ. Правильно дали характеристику и нашли общее и отличительные признаки в написании букв.
6.Проверка домашнего задания.
Логопед: Вам нужно было найти интересный материал об этих буквах. Расскажите.
(Дети читают небольшие сообщения о буквах О и А). Примерные рассказы детей:
Я узнала, что самая древняя буква — это буква «О». Она имелась ещё в самом первом алфавите очень много лет назад. С тех пор ничуть не изменилась.
Гласный звук «А» - самый распространённый звук во всех языках мира. Нет языка, в котором не было бы такого звука. Он есть в языке, где всего две гласные — «а» и «э», и в языке, где «а» – единственная гласная.
Логопед: Где вы прочитали об этом? (Когда проходила Неделя логопедии и психологии на стенде). *ИТОГ: Молодцы, мне приятно, что материалы Недели логопедии и психологии вам пригодились.
Логопед: Какое второе задание выполняли? (подбирали по 10 слов, где только гласная о или только а)
Слова записаны детьми письменным крупным шрифтом на листах А4. Одна прочитает с букой О, а другая - слова с буквой А. Например:
1. Слова с гласной О: молоко, окно, много, около, хорошо, остров, корм, золото, город, доктор, водопровод, косогор, городок, кот, дом, колобок, огород, стол, двор, молоток, топор, лото, лось, звонок.
2. Слова с гласной А: таракан, барабан, чайка, лампа, шар, правда, глаз, карман, страна, шалаш, зашла, лавка, банан, майка, каша, манка, класс, парта, карта, карандаш.
*ИТОГ: Я вижу, вы даже подобрали картинки, в названии которых буквы о – а. Вы отлично справились с заданием.
-Откуда выбирали слова? (из учебника по чтению, из книг по внеклассному чтению, из журналов, по телевизору слышали…)
7. Различение в словах +правильное употребление предлогов в словосочетании.
Игра «Ступеньки». На доске табличка с заданием для каждого ученика индивидуально. Дети выходят к доске. Сначала вставляют пропущенные буквы О и А в некоторых словах маркером, а затем записывают на каждой ступеньке нужный предлог.
Логопед: Продолжаем учиться различать буквы о – а .
-Поиграем в игру «Ступеньки». Перед вами словосочетания.
-Напишите на каждой ступеньке нужный предлог. Но внимание!
-Можно ли начать выполнять это задание сразу? (НЕТ).
-Почему? Посмотрите внимательно на слова. (Сначала нужно вставить пропущенные буквы О или А, чтобы правильно прочитать слова)
-Что будете сейчас делать?
Лечиться врач ..
Кататься с..нках
Полезный здор..вья
Выиграть футб.. л
Следить пос..дкой
Смеяться кл..уном
Вымыть едой
Дети выполняют самостоятельно. Задание дифференцированно (3 и 4 словосочетания)
Логопед: Прочитайте, какие словосочетания получились.
-О чем напомнили вам эти словосочетания? (о том, что надо беречь своё здоровье).
- Как смех влияет на сохранение здоровья?
*ИТОГ. Я увидела, что вы не только правильно вставили пропущенные буквы О – А, но и правильно подобрали предлоги. Написали без ошибок. Молодцы!
8. Физминутка (звучит тихая спокойная мелодия)
Логопед: Поработали – пора и позаботиться о своём здоровье – отдохнуть. Выполним упражнения с мячом.
Упражнения с мячом сидя:
· Разуйтесь. Поставьте ноги на мяч. Выполняйте круговые движения, не отрывая ног от мяча. Прокатите мяч вперёд – назад, вправо- влево. Ноги не отрывайте от мяча.
· Одну ногу выпрямить и удерживать под счет до пяти, а другая стоит на мяче. Поменять ноги.
· Зажмите мяч коленями, приподнимите ноги, удерживая мяч. Выполните 5 раз.
Упражнение, стоя с мячом и шарфиком.
Дети встают лицом друг к другу. Перекатывают мяч по платку, при этом называют друг другу зашифрованные слоги: одни называет, другой – отгадывает.
Инструкция: Перекатывая мяч по платку, называйте зашифрованный слог, учитывая количество элементов букв о - а.
Например: т2 (та, потому что у буквы А- 2 элемента). Р1 – ро, 2м – ам, 1с – ос, ж2– жа и.д.
*ИТОГ. Каким образом выполняли шифровку? (цифра 1 – это один элемент буквы О, цифра 2 – два элемента буквы А) -Молодцы! Вы хорошо работаете в паре – дружно.
9. Работа по индивидуальным Логопедическим альбомам.
· Объяснение Логопеда: Продолжаем работу по различению букв О – А.
-Откройте Логопедические альбомы по синей закладке. Перед вами задания на выбор по уровню сложности: «Собери предложение» (таблица) – на красной карточке – самое сложное, «Улитка» - на синей карточке – среднего уровня сложности, текст с пропущенными буквами в словах – на желтой карточке – самое лёгкое задание.
(Карточки на цветной бумаге по уровню сложности: на красном фоне – «Собери предложение», на синем - «Улитка», текст с пропущенными буквами О – А - на жёлтом). Дети находят задания.
-Подобные задания мы уже выполняли ранее, поэтому сейчас выберите какое-то одно. Но мне бы хотелось, чтобы вы выбрали не самое лёгкое задание. Я уверена, что вы справитесь и с самым сложным – на красной карточке. Выбор за вами. Правильные ответы в конвертах по цвету карточек. Составьте план своей работы по логопедическому Альбому.
(подсказка на карточке – план действия, который вывешивается на доску)
1. Выберу задание. |
2. Выполню задание. |
3. Выполню самопроверку. |
4. Подведу итог. |
Дети проговаривают план по очереди.
Логопед: Я заметила, что вы даже не смотрели на подсказку на доске. Молодцы! Приступайте к работе. Следите за своей посадкой.
· Самостоятельная работа детей + тихое музыкальное сопровождение.
· Подведение итогов. Дети рассказывают, какое задание выбрали, почему?
Читают получившиеся предложения.
Логопед: О чём говорят предложения Карточки №1? (Нужно быть добрыми)
-Почему считается, что доброе слово и болезнь лечит? (Когда больному говорят добрые, ласковые слова, жалеют его, то он быстрее выздоравливает)
-Верно. Вы наверно точно знаете, что добрые люди лучше себя чувствуют и даже дольше живут. Я желаю вам быть добрыми всегда, чтобы чувствовать себя спокойно и хорошо.
-В предложениях Карточки №2 говорится, что полезно гулять по зимнему парку. Чем полезно? (Воздух чистый, свежий, лёгко дышится).
-Чем полезен такой воздух? (Перестанет болеть голова, пройдёт усталость, голова лучше станет думать, настроение станет лучше, будем хорошо себя чувствовать)
-Верно. Будьте добрыми и чаще гуляйте на свежем воздухе, будете лучше себя чувствовать, сохраните своё здоровье.
· Как они оценивают свою работу (смайлики-оценки приклеивают на листок)
Логопед: Оцените свою самостоятельную работу. (Я выбрала этого смайлика, потому что работу выполнила правильно: предложения составила правильно. Записала без ошибок, подчеркнула буквы о - а, значит я – молодец! или
Я выбрала этого смайлика, потому что составила предложения правильно, но при записи сделала ошибки. Мне нужно быть внимательнее в следующий раз.)
*ИТОГ.
Логопед: Я наблюдала за вашей работой и заметила, что вы стали более самостоятельными. Серьезно подошли к выполнению задания, поэтому выполнили правильно. Я согласна с вашей самооценкой (или не согласна и почему).
8. ИТОГ всего занятия.
Логопед: Ребята, сегодня вы показали и доказали, что уже достаточно хорошо различаете звуки и буквы О – А, допускаете меньше ошибок на письме. Дружно работали в паре. Относились друг к другу по-доброму, не мешали друг другу.
- Как вы себя чувствуете? Вы устали?
9. Дополнительное задание.
-Ребята, я предлагаю выполнить дома задание по этим карточкам: написать слова с буквами о и а на определенные темы, количество слов неограниченно (раздать карточки с готовой таблицей каждому ученику) На другой стороне листа – задание прочитаете и самостоятельно выполните. Я уверена – вы справитесь!
-Итак, ребята, чему учились на занятии? (Мы учились различать буквы О – А).
-Чем вы помогали себе сейчас? (Мы помогали себе лучше учиться)
Работа с «Экраном успеха».
Логопед: Оцените свою работу на протяжении всего занятия. Почему так оценила? (Дети обязательно должны аргументировать свою самооценку)
-Старайтесь писать грамотно, не путать буквы О – А на других уроках. Следите за своим здоровьем, учитесь хорошо, радуйте своих родителей.
-Занятие окончено, спасибо за хорошую работу. До свидания.