Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Метод учебного проекта в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Автор:
Ивашинова Наталья Анатольевна

Аннотация:

 

Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение  обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся,  формирование  у них общей и трудовой  культуры  и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.

Метод  позволяет  не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а  актуализировать их, обобщать, структурировать  и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы - интерната,  учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи,  автор доказывает возможность применения метода проектов в логопедической работе. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы,  повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.

     

 

Статья:

Метод учебного проекта в логопедической работе

в условиях специальной (коррекционной)  школы-интерната VIII вида.

На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.  В итоге приводит к  трудностям  в дальнейшей социализации в обществе этих детей.

Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему  информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции.

А именно,  как научить:

1. поиску информации;

2. извлекать необходимую информацию;

3.выделять главное;

4.находить связи;

5.усваивать информацию в виде новых знаний.

     В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы,  но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.

Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно  относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д.   Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной  и речевой  деятельности.

Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности  в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, нами обязательно учитывались психофизические особенности и способности школьников.

У младших школьников с нарушением интеллекта отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования  речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной  речью. Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также механизмами, структурой дефекта у этих детей. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность  коррекционной работы.

Следовательно, очень важно для учителя-логопеда сформировать у младших школьников сознательную речевую  активность (выработать потребность в речи) и  саморегуляцию речевой деятельности.

В школе-интернате уже 5 лет успешно применяется метод учебного проекта на уроках по трудовому обучению. Изучив положительный опыт педагогов, принято решение организовать  проектную деятельность на логопедических занятиях.

            Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания своих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.

Проектная деятельность в логопедической работе рассматривается как совместная

·       учебно-познавательная,

·       творческая,

·       игровая деятельность детей с учителем-логопедом

Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов  в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы-интерната, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.

Главной целью применения метода является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.

Уровень развития устной и письменной речи школьников с нарушением интеллекта может быть существенно повышен, если  коррекционную работу проводить через применение индивидуальных  Логопедических  альбомов. В ходе апробации данной методической разработки  и исследовательских наблюдений было доказано, что  у детей повышается мотивацию к учебно-познавательной   и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности,  активно  развивается эмоционально-волевая сфера.  В конечном счёте, позволяет успешнее решать проблему качества успеваемости, формирования коммуникативных навыков учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

При разработке содержания коррекционной работы учитывался комплексный и дифференцированный подход, системность и концентричность предлагаемого материала (постепенное усложнение речевого материала, последовательный переход от практического владения к осознанному усвоению материала, уровень самостоятельности выполнения заданий). Структура  индивидуального Логопедического альбома разрабатывалась с учётом речевых нарушений каждого ученика на основе диагностики. «Мой логопедический альбом» и его презентация - конечный продукт проектной деятельности школьников.

Определенные разделы одинаковы для всех учеников. Это:

·       Фотография ученика и его автобиография

·       Раздел «Мои проблемы»

·       Раздел «Задачи по преодолению трудностей»

·       Сроки выполнения

·       «Что я хочу получить»

·       «Итоги»  после каждой изученной темы

·       Мои домашние задания

·       Итоговое сочинение по результатам труда за учебный год, написанное самим учеником.

В зависимости от речевых дефектов ребёнка разделы  Логопедических  альбомов разные. Они могут быть следующими:

·       Учусь правильно говорить (Учусь правильно произносить звук «Л» и т.д.).

·       Учусь правильно писать («Различаю о – а», «Различаю и – у» и т.п. либо  «Учусь не путать п – б»; «Звуко-буквенный анализ слов», «Учусь делить слова на слоги и ставить ударение», «Различаю гласные», «Различаю звонкие и глухие согласные»  и т.п.).

·       Учусь правильно и выразительно читать («Читаю по слогам», «Учусь читать диалоги», «Читаю, понимаю, объясняю» и.т.п.).

·       Учусь составлять рассказы (Рассказываю по картинке», «Рассказываю по вопросам», «Рассказываю по схеме», «Пересказываю фильм, текст, что увидел...», «Рассказываю маме о школе» и т.п.)

Для формирования организационных навыков на занятиях применяются специальные организационные методы:

·       проблемное введение в тему занятия;

·       постановка цели занятия совместно с учащимся;

·       совместное планирование выполнения практического задания;

·       самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий).

Выработка у детей саморегуляции речевой деятельности осуществляется через применение различных  Памяток, самопроверки, взаимопроверки, аудиозаписи устной речи детей и другие виды коррекционной работы.

В обязательном порядке занятия насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с привлечением педагога-психолога, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществлялась межпредметная связь,  связь с родителями.

В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:

—       выделение проблемы (в чем трудность);

—       умение ставить цель;

—       постановка вопроса;

—       планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;

—       построение устного доклада (презентация продукта деятельности);

—       подготовка письменного отчета о проделанной работе;

—       слушать и понимать других; выражать себя;

—       находить информацию, используя контекстный поиск.

Степень самостоятельности работы по заданию Логопедического альбома определяется индивидуальными психофизическими и речевыми особенностями ребёнка. В следующем порядке: сначала это совместная работа ученика и учителя-логопеда и значимость педагога высокая, затем увеличивается самостоятельность ребенка, а учитель-логопед больше консультант, сопровождающий в мир знаний. В итоге – дети самостоятельно работают по заданиям, составляя устный отчет о проделанной работе, дают оценку своим действиям, характеристику своей работе, которая отражается в «Экране успеха». В данном «Экране успеха» размещены отделы для каждого ученика, посещающие индивидуальные занятия и работающие по индивидуальному Логопедическому альбому. Находится фото ученика и словесная характеристика его деятельности (Умник, умница, молодец, хорошо, надо быть внимательным, мне надо постараться, я могу лучше и т.д.) выбранная им самим.

Конечно, у детей с нарушением интеллекта сразу не получается ничего. Всей  работе приходится обучать, но шаг за шагом кропотливой системной работы дают свои положительные результаты.

Не включены в эту деятельность ученики 1 класса в силу своей слабой подготовленности, не достаточно сформированных учебных навыков и психофизических особенностей, а также дети с  системным недоразвитием речи средней степени. Для этих детей продумывается упрощённый вариант  деятельности по Логопедическому альбому.

Наблюдения за эффективностью применения метода проектов, выявление сильных и слабых сторон, ресурсное обеспечение, корректировка содержания в зависимости от возможностей каждого ребёнка индивидуально, анализ полученных  результатов,  будут продолжены.

Список используемой литературы

1.     Бгажнокова  И.М. Психология умственно отсталого школьника.

М.: Просвещение,  1987.

2.      Воронкова   В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

М.: Школа – Пресс, 1997.

3.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.

4.     Лалаева  Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.

5.      Метиева  Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.

6.      Рубинштейн С.Я.  Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.

7.     Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

М.: изд.  АРКТИ, 2005.

 

Пример логопедического занятия

с использованием  метода учебного проекта

          в  специальной (коррекционной) школе VIII вида

Форма занятия – подгрупповое                Класс – 4                 Время – 35-40   минут

Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний

Тема: Различение звуков [о], [а]  и букв о – а в словосочетаниях, предложениях.

Цели:

·       Коррекционно-образовательные: закрепление  умения  дифференцировать изучаемые звуки и буквы в словосочетаниях и  предложениях;  упражнение в правильном употреблении предлогов.

·       Коррекционно-развивающие:  коррекция  оптико-пространственных  и кинетических представлений; развитие  операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных  связей; развитие  навыков  самоконтроля за собственной устной и письменной речью.

·       Воспитательные: воспитание  мотивацию к  учебной деятельности  и  логопедическим занятиям;  воспитание  умения  работать в паре;  мотивации  к здоровому образу жизни,  доброго отношения друг к другу и другим людям.

Оборудование:

демонстрационный материал: клеточное поле с буквами; название темы занятия  на доске; две таблицы с заданием для игры «Ступеньки»; табличка с последовательностью самостоятельной  работы для учащихся; стенд «Экран успеха».  Музыкальная запись спокойного характера.

Раздаточный материал: индивидуальные наборы элементов букв о – а; колечки и шарики Су Джок, 2 резиновых мяча большого размера, платок, один мяч малого размера; индивидуальные Логопедические альбомы, ручки, индивидуальные конверты с ответами упражнений для самопроверки. Картинки смайликов для самооценки, клей для каждого ребенка. Домашнее задание на индивидуальных карточках.

План занятия.

1.     Организационный момент. Психологический настрой.

2.     Пальчиковая гимнастика с помощью колечко и шарик Су Джок.

3.     Развитие оптико-пространственных представлений (клеточный квадрат с буквами)

4.     Сообщение темы и целей занятия (определение темы учащимися, частично целей занятия)

5.     Уточнение характеристики звуков  и графических образов  букв    а - о.

6.     Проверка домашнего задания: интересное о  буквах  о – а (красочно оформленные короткие сообщения о буквах). Найти в учебниках или книгах 10 слов только с гласной  О  и 10 слов только с гласной  А (слова записаны детьми письменным крупным шрифтом на листах А4)

7.     Различение в словах +правильное употребление предлогов  в словосочетании.

8.     Физминутка (с мячом сидя,  для глаз, затем стоя) Различение в слогах  с помощью  мяча + платок (шифровка слогов, работа в паре)

9.     Работа по индивидуальным  Логопедическим  альбомам.

10.  Подведение итогов занятия.

11.  Домашнее задание

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

Психологический настрой (стоя)

Логопед: Рада вас видеть. Начнём наше занятие с пожеланий друг другу.

Дети поворачиваются друг к другу лицом, высказывают свои пожелания друг другу и «кладут» в ладони, сложенные лодочкой. Например: Вера, я желаю на занятии хорошего настроения, быть внимательной, терпеливой и  доброй.   Настя,  желаю тебе на занятии удачи, чтобы у тебя всё получалось правильно, быть серьёзной.

Логопед: Я вам хочу пожелать быть сосредоточенными, спокойными, чтобы вы почувствовали себя ещё умнее! Чтобы  на занятии  вам было уютно и комфортно.

2.Пальчиковая гимнастика (с помощью шариков с шипами и колечек)

Логопед: перед началом работы выполним гимнастику для пальцев  рук и ладоней. Возьмите шарики. Массируем ладони. Положите левую ладонь на стол, проведите шарик по каждому пальцу. По тыльной стороне ладони. То  же  сделайте  на правой руке.

Далее дети выполняют массирующие движения с помощью колечек, прокатывая вверх – вниз по каждому пальцу с легким нажимом. Выполняют под руководством логопеда.

*ИТОГ.

3.Введение в тему занятия.

Логопед: Предлагаю вам определить тему занятия. 

На доску вывешивается  табличка - в клетках буквы.

-Что видите? (Буквы в клетках). 

-Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы.  Обозначение рядов цифрами вам в помощь.

Н

р

О

э

Л

ц

А

у

я

т

ф

х

Ы

ъ

А

ч

и

С

ю

к

Г

ж

п

д

Е

1.

 

2.

 

3.

4.

5.

       1.  Первая буква – в нижнем левом углу         (Г)

2.     Вторая буква -  в правом верхнем  углу      (Л)

3.     Третья - во втором ряду  вторая слева         (А)

4.     Четвертая – в четвертом  ряду посередине  (С)

5.     Пятая буква – в левом верхнем углу            (Н)

6.     Шестая – в центре всего клеточного поля   (Ы)

7.     Седьмая буква – в нижнем правом углу       (Е)

4.Сообщение темы и цели занятия.

Логопед: Какое слово получилось? (Гласные). 

-Вспомните, на какие гласные мы обращаем особое внимание на последних занятиях,  и определите тему сегодняшнего занятия.

(Тема занятия: Гласные  О – А). Вывешивается табличка с названием  темы.

-  Верно, слушали внимательно и правильно определили тему занятия.

-Чему вы учитесь, работая по этой теме? (Мы учимся различать буквы О – А на письме).

Логопед: Это ваша цель  на сегодняшнем  занятии: продолжить учиться различать  и буквы О – А в словах, словосочетаниях и предложениях.

-Будьте дружными, не мешайте  друг другу. Следите за своей посадкой, ноги стоят на полу.

5.Уточнение графического образа букв О - А, характеристика звуков.

Логопед: Произнесите звуки  [О – А]. Дайте характеристику звукам  (О – А – гласные).

-Составьте буквы, которыми обозначаем эти звуки,  из элементов (индивидуальные конверты с элементами букв)

Логопед: Сколько элементов в написании буквы О?  (1 элемент - овал).   В написании буквы А? (2 – овал и крючок)

-Что общего в написании этих букв?  (одинаковый  элемент – овал)

- Чем отличаются буквы? (У  буквы а – прямая линия с закруглением внизу - крючок)

*ИТОГ. Правильно дали характеристику и нашли общее и отличительные признаки в написании букв.

6.Проверка домашнего задания.

Логопед: Вам нужно было найти  интересный материал об этих буквах. Расскажите.

(Дети читают небольшие сообщения о буквах О и А). Примерные рассказы детей:

*    Я узнала, что самая древняя буква —  это буква «О». Она имелась ещё в самом первом  алфавите очень  много лет назад. С  тех пор ничуть не изменилась.

 

*    Гласный звук  «А» -  самый распространённый  звук во всех  языках мира.  Нет языка, в котором не было бы такого звука. Он есть в языке, где всего две гласные — «а» и «э», и в   языке, где «а» – единственная гласная.

Логопед: Где вы прочитали об этом? (Когда проходила Неделя логопедии и психологии на стенде).  *ИТОГ: Молодцы, мне приятно, что материалы Недели логопедии и психологии вам пригодились.

Логопед: Какое второе  задание выполняли?  (подбирали по 10 слов, где только гласная о или только  а)

Слова записаны детьми письменным крупным шрифтом на листах А4.  Одна прочитает с букой О, а другая  - слова с буквой А. Например:

1.     Слова с гласной  О:  молоко, окно, много, около, хорошо, остров, корм, золото, город, доктор, водопровод, косогор, городок, кот, дом, колобок, огород, стол, двор, молоток, топор, лото, лось, звонок.

2.     Слова с гласной  А:  таракан, барабан, чайка, лампа, шар, правда, глаз, карман, страна, шалаш, зашла, лавка, банан, майка, каша, манка, класс, парта, карта, карандаш.

*ИТОГ: Я вижу,  вы даже подобрали картинки, в названии которых буквы о – а. Вы отлично справились с заданием.

-Откуда выбирали  слова? (из учебника по чтению,   из книг по внеклассному чтению, из журналов, по телевизору слышали…)

7. Различение в словах +правильное употребление предлогов  в словосочетании.

Игра «Ступеньки». На доске табличка с заданием для каждого ученика индивидуально. Дети выходят к доске. Сначала вставляют пропущенные буквы  О и А в некоторых словах  маркером, а затем записывают на каждой ступеньке  нужный  предлог.

Логопед: Продолжаем учиться различать буквы о – а .

-Поиграем в игру «Ступеньки».  Перед вами словосочетания.

-Напишите на каждой ступеньке нужный предлог. Но  внимание!

-Можно ли начать выполнять это задание сразу?  (НЕТ).

-Почему? Посмотрите внимательно на слова.  (Сначала  нужно вставить пропущенные буквы О или А, чтобы правильно прочитать слова)

-Что будете сейчас делать?

Лечиться                             врач ..

Кататься                                     с..нках

Полезный                                       здор..вья

Выиграть                            футб.. л

Следить                                    пос..дкой

Смеяться                                                кл..уном

Вымыть                                                             едой

 

Дети выполняют самостоятельно. Задание дифференцированно (3 и 4 словосочетания)

Логопед:  Прочитайте, какие  словосочетания получились.

-О чем напомнили вам эти словосочетания? (о том, что надо беречь своё здоровье).

- Как смех влияет на сохранение здоровья?

*ИТОГ. Я увидела, что вы не только правильно вставили пропущенные буквы О – А, но и правильно подобрали предлоги.  Написали без ошибок. Молодцы!

8. Физминутка  (звучит тихая  спокойная мелодия)

Логопед: Поработали – пора и позаботиться о своём здоровье – отдохнуть. Выполним упражнения с мячом.

Упражнения с мячом сидя:

·       Разуйтесь. Поставьте ноги на мяч. Выполняйте круговые движения, не отрывая ног от мяча. Прокатите мяч вперёд – назад, вправо- влево. Ноги не отрывайте от мяча.

·       Одну ногу выпрямить и удерживать под счет до пяти, а другая стоит на мяче. Поменять ноги.

·       Зажмите мяч коленями, приподнимите ноги, удерживая мяч. Выполните 5 раз.

Упражнение, стоя с мячом и шарфиком.

Дети встают лицом друг к другу. Перекатывают мяч по платку, при этом называют друг другу зашифрованные слоги: одни называет, другой – отгадывает.

Инструкция: Перекатывая мяч по платку, называйте зашифрованный слог, учитывая количество элементов букв о  - а.

Например: т2 (та, потому что у буквы А-  2 элемента). Р1 – ро, 2м – ам, 1с – ос, ж2– жа  и.д.

*ИТОГ. Каким образом выполняли шифровку? (цифра 1 – это один элемент буквы О, цифра 2 – два элемента буквы А)  -Молодцы! Вы хорошо работаете в паре – дружно.

9. Работа по индивидуальным Логопедическим альбомам.

·       Объяснение Логопеда: Продолжаем работу по различению букв О – А.

-Откройте Логопедические альбомы по синей закладке. Перед вами задания  на выбор по уровню сложности: «Собери предложение» (таблица) – на красной карточке – самое сложное, «Улитка» - на синей карточке – среднего уровня сложности, текст с пропущенными буквами в словах – на желтой карточке – самое лёгкое задание.

(Карточки на цветной бумаге по уровню сложности: на красном фоне – «Собери предложение», на синем  - «Улитка», текст с пропущенными буквами  О – А   - на жёлтом).   Дети находят задания.

-Подобные задания мы уже выполняли ранее, поэтому сейчас выберите какое-то одно.  Но мне бы хотелось, чтобы вы выбрали не самое лёгкое задание. Я уверена, что вы справитесь и с самым сложным – на красной карточке. Выбор за вами.  Правильные ответы в конвертах по цвету карточек. Составьте план своей работы по логопедическому Альбому.

 (подсказка на карточке – план  действия, который вывешивается на доску)

1.     Выберу  задание.

2.     Выполню  задание.

3.     Выполню самопроверку.

4.     Подведу  итог.

Дети проговаривают план по очереди.

Логопед: Я заметила, что вы даже не смотрели на подсказку на доске. Молодцы! Приступайте к работе. Следите за своей посадкой.

·       Самостоятельная работа детей + тихое музыкальное сопровождение.

·       Подведение итогов. Дети рассказывают, какое  задание выбрали, почему?

Читают получившиеся предложения.

Логопед: О чём говорят предложения Карточки №1? (Нужно быть добрыми)

-Почему  считается, что доброе слово и болезнь лечит? (Когда больному говорят добрые, ласковые слова, жалеют его, то он быстрее выздоравливает)

-Верно. Вы наверно точно знаете,  что добрые люди лучше себя чувствуют и даже  дольше живут. Я желаю вам быть добрыми всегда, чтобы чувствовать себя спокойно и хорошо.

-В предложениях  Карточки №2 говорится, что полезно гулять по зимнему парку. Чем полезно?  (Воздух чистый, свежий, лёгко дышится).

-Чем полезен такой воздух? (Перестанет болеть голова, пройдёт усталость, голова лучше станет думать, настроение станет лучше, будем  хорошо себя чувствовать)

-Верно. Будьте добрыми и чаще гуляйте на свежем воздухе, будете лучше себя чувствовать, сохраните своё здоровье.

·       Как они  оценивают свою работу  (смайлики-оценки  приклеивают на листок)

Логопед: Оцените свою самостоятельную  работу.  (Я выбрала этого смайлика, потому что работу  выполнила  правильно:  предложения составила правильно. Записала без ошибок, подчеркнула буквы о - а, значит я – молодец!  или

Я выбрала этого смайлика, потому что  составила предложения правильно, но при записи сделала ошибки. Мне нужно быть внимательнее в следующий раз.)

*ИТОГ.

Логопед: Я наблюдала  за вашей работой и заметила, что вы стали более самостоятельными. Серьезно подошли к выполнению задания, поэтому  выполнили правильно. Я согласна с вашей самооценкой (или не согласна и почему).

8.     ИТОГ всего занятия.

Логопед: Ребята, сегодня вы показали и доказали, что уже достаточно  хорошо различаете звуки и буквы О – А, допускаете меньше ошибок на письме.  Дружно работали в паре. Относились друг к другу по-доброму, не мешали друг другу.

- Как вы себя  чувствуете?  Вы устали?

9. Дополнительное задание.

-Ребята, я предлагаю  выполнить дома задание по этим карточкам: написать слова с буквами  о и а   на определенные  темы, количество слов неограниченно (раздать карточки с готовой таблицей каждому ученику) На другой стороне листа – задание прочитаете  и самостоятельно выполните. Я уверена – вы справитесь!

-Итак, ребята, чему учились на занятии?  (Мы учились различать буквы О – А).

-Чем вы помогали себе сейчас? (Мы помогали себе лучше учиться)

Работа с «Экраном успеха».

Логопед: Оцените свою работу на протяжении всего занятия. Почему так оценила? (Дети обязательно должны аргументировать свою самооценку)

-Старайтесь писать грамотно, не путать буквы  О – А на других уроках. Следите за своим здоровьем, учитесь хорошо, радуйте своих родителей.

-Занятие окончено, спасибо за хорошую работу.  До свидания.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010