Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Вода; свойства, значение для жизни"

Автор:
Весёлкина Екатерина Алексеевна

Аннотация:

Конспект открытого урока по живому миру.

Тема: «Вода; свойства, значение для жизни».

Открытый урок был разработан и проведен учителем начальных классов ГБОУ  "Специальная (коррекционная) школа № 567" ЮАО г. Москвы Весёлкиной Екатериной Алексеевной.

Урок был проведен во 2 классе.  Данная работа представляет вариант интегрированного урока, целью которого было обобщить знания учащихся по теме «Вода; свойства, значение для жизни». Этот урок предполагал расширение представлений учащихся о воде: о роли воды в жизни человека, о бережном отношении к воде, а так же умение определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки.

Статья:

Тема: «Вода; свойства, значение для жизни».

 

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды и ее значением.

 

Задачи:

 образовательные

 

  • Формировать представления учащихся о роли воды в жизни человека.
  • Учить определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки.
  • Прививать привычку беречь воду.

 

 коррекционно-развивающие

  • корригировать и развивать связную устную речь;
  • обогащать  пассивный и активный словарь;
  • развивать слуховое восприятие в процессе беседы, слова учителя;
  • развивать зрительное восприятие;
  • корригировать переключение внимания путем частой смены заданий, направленных на активизацию различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильно-двигательных);
  • развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее материала;
  • корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу и личностные качества: выдержку, усидчивость, умение вербально выражать свои чувства.

 

 воспитательные

  • воспитывать интерес к предмету, любовь к  природе, умение видеть прекрасное в повседневном;
  • воспитывать уважение  друг к другу и здоровое чувство соперничества.

 

 здоровьесберегающие

  • планировать объем и содержание заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • соблюдать режим охраны зрения сменой видов деятельности;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

 

Оборудование:

 

  • PowerPoint: презентация «Свойства воды»;
  • карточки с буквами; таблица.
  • оборудование для опытов (стаканы, ложки, сахар, монеты, сосуды, перчатка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Виды работы

Деятельность педагога

Деятельность уч-ся

(ожидаемые ответы и действия)

I Организа

 ционный

 этап

 

Педагог настраивает учащихся на работу на уроке.

Встали ровно. Выпрямили спину.

 

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

 

 

II

Введение

 в тему урока

Ребус

Тема нашего урока спрятана в ребусе, предлагаю вам её разгадать.

 

Посмотрите на картинку.

-Что нарисовано на картинке?

Какой первый звук в слове ведро?

 

Какой последний звук в слове озеро?

 

Какой первый звук в слове дождь?

 

Какой звук повторяется в слове аквариум?

 

- Какое слово получилось?

- Вы догадались верно. Это – вода. 

Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

 

 

 

 

- Ведро

- «В»

- Озеро

- «О»

-Дождь

- «Д»

-Аквариум

- «А»

- Вода

III Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение опытов.

-О чем вы думаете, когда слышите слово «вода»?

- Что вы представляете?

 

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

- Посмотрите на этот предмет. Что это?

- Что такое глобус?

 

Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря и океаны, реки, озера нашей планеты.

Вода занимает большую часть Земли.

           

- Как человек использует воду?

 

 

Сейчас мы с вами сейчас будем проводить опыты и узнаем свойства воды. Для этого нужно соблюдать технику безопасности.

 

Техника безопасности:

 

- Запрещается выполнять опыт без разрешения учителя.

- Запрещается пробовать на вкус любые жидкости.  (Возможно только с разрешения учителя).

- Аккуратно, не торопясь выполнять все задания.

 

Каждый опыт мы будем выполнять по плану:

  1. Цель опыта.
  2. Опыт.
  3. Вывод.
  4. Заполнение таблицы.

 

Перед вами таблица. В этой таблице указаны свойства воды. Сейчас мы будем проверять каждое свойство опытным путем. После проведения каждого опыта мы будем заполнять таблицу.

 

Опыт №1.

Цель: определить имеет ли чистая вода запах?

План опыта:

  • Дети нюхают воду.
  • Вывод: Вода не имеет запаха.
  • Дети ставят капельку в графе: Запах – нет.

 

- Ручей, река, море, озеро, снег, град…

 

 

 

- Глобус

- Глобус - это макет Земли.

 

 

 

 

 

 

 

- Пьет, использует при приготовлении пищи, с целью гигиены….

 

Физкульт-

минутка

Учитель просит учащихся встать и выполнить несколько физических упражнений по образцу и инструкции.

 

Движения под музыку.

Учащиеся встают и выполняют движения по образцу и инструкции учителя.

 

 

 

Опыт №2.

Цель: определить имеет ли чистая вода вкус?

План опыта:

  • Дети пробуют воду.

- Какая по вкусу вода?

  • Вывод: Вода не имеет вкуса.
  • Дети ставят капельку в графе: Вкус – нет.

 

Опыт №3.

Цель: Прозрачна ли чистая вода?

План опыта:

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку. Посмотрим на свет.

- Видно ли ложку?

Учитель берет стакан молока, опускает в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

- Видно ли ложку?

  • Вывод: Вода прозрачная.
  • Дети ставят капельку в графе: Прозрачность – да.

 

Опыт №4.

Цель: определить имеет ли вода форму?

План опыта:

На столе учителя стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит?

  • Вывод: Вода не имеет форму. Принимает форму сосуда.
  • Дети ставят капельку в графе: Форма – нет. 

 

Опыт №5.

Цель: Обладает ли вода свойством текучести?

План опыта:

  • Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете?
  • Вывод: Вода – течет.

-Где мы видим это свойство воды каждый день?

  • Дети ставят капельку в графе: Текучесть  – да. 

 

Опыт №6.

Цель: Может ли вода что-то растворить?

 

План опыта:

  • Положите в воду кусок сахара. Размешайте ложкой.

- Что произошло с сахаром?

  • Вывод: Вода – растворила сахар.
  • Положите в воду монету.

- Что произошло с монетой?

  • Вывод: Вода – не растворила монету.
  • Дети ставят капельку в графе: Растворитель  – да, но не для всех предметов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ложку видно.

 

 

 

- Ложку не видно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вода перелилась в стакан.

 

- В кране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сахар растворился в воде.

 

 

- Монета не растворилась.

IV Обобщение и систематизация знаний

Беседа. 

Посмотрим на таблицу и назовем свойства воды.

 

-Какие свойства воды вы теперь знаете?

- У воды есть запах?

- Какой вкус у воды?

(Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Вода принимает форму любого сосуда в который ее наливают. Вода текучая. Вода может растворять некоторые вещества: сахар, соль)

 

Мудрый, русский народ давно заметил эти необычные свойства и сложил много пословиц о воде.

 

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

 

Как вы понимаете эту пословицу?

 

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства.

Вода – наше богатство. Мы должны беречь воду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Человек не может прожить без еды и воды.

VРезерв.

 

 

Фокус.

 

1. Изучая свойства воды мы узнали, что вода прозрачная.

- Может ли вода стать цветной?

- Что для этого нужно?

- Учитель предлагает детям потрясти банку. (Крышка банки окрашена краской)

 

2. Как достать монетки из воды, не намочив руки? Возможно ли это?

- Учитель демонстрирует опыт с монетами, свечкой и стаканом.

 

VIПодведе

ние итогов и оценка деятельност

 

Итоговая беседа

 

 

 

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

- Какие свойства воды вы запомнили?

- Как человек использует воду?

Учитель выставляет отметки.

Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010