Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конспект урока по предмету «Мир истории» в 6 классе «Как работают археологи»

Автор:
Ворошилова Ольга Александровна

Аннотация:

Конспект урока по предмету «Мир истории» в 6 классе «Как работают археологи».

Основная задача предмета «Мир истории» заключается в необходимости обобщить имеющиеся у учащихся культурологические представления об окружающем их мире, формирование с их помощью научных понятий, лежащих в основе последующего содержания истории в 7-9 классах. Данный урок проводится в 6 классе специальной (коррекционной) школы по программе И.М.Бгажноковой. Он включён в раздел «Начальные представления об истории как науке». Цель урока: познакомить с работой археологов.  Помимо устных видов проверки знаний широко используются письменные и практические. С учетом замедленного темпа деятельности умственно отсталых школьников  предусмотрены дифференцированные варианты  заданий. Короткое видео из фильма органично дополняет содержание учебного материала на этапе закрепления. Проведённая в конце урока рефлексия делает урок законченным и интересным.

 

                                                                         Автор: Ворошилова Ольга Александровна

 

Статья:

Конспект урока по предмету «Мир истории» в 6 классе  «Как работают археологи».

Цель:   формирование представлений о работе  археологов. 

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о вспомогательных науках, помогающих изучать историю.
  2. Познакомить с работой археологов.
  3. Развивать речь учащихся на основе составления рассказа по плану.
  4. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Оборудование, материалы: И.М. Бгажнокова,   Л.В.Смирнова  Учебник «Мир истории».  для VI  класса   специальной (коррекционной)  школы 8 вида. М. Просвещение. 2011 г.; фото раскопок, раздаточный материал, видеофильм «Земля. Происхождение человека»,  кроссворд, фото из краеведческого музея, находки археологов – черепки.                            

Словарь: археология, нумизматика, геральдика,  экспедиция.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту, повторяйте за мной.

-       Я в школе на уроке

-       Сейчас я начну учиться

-       Я радуюсь этому

-       Внимание моё растёт

-       Я, как разведчик, всё замечу

-       Память моя крепка

-       Голова мыслит ясно

-       Я хочу учиться

-       Я готов к работе

-       Я работаю

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о том, что изучает историческая наука история.

- Что такое история? (наука, которая изучает события прошлого и настоящего времени).

- Найдите в учебнике определение и зачитайте.

- О чём мы можем узнать, изучая историю, подтвердите ответы примерами из текста?

-  Почему учёных – историков можно назвать настоящими следопытами?

- Для чего нужно изучать историю? (Без истории, без связи прошлого и настоящего невозможно объяснить развитие человеческого общества)

III. Проверка домашнего задания.

- Какие науки называют вспомогательными историческими науками?

- Что они изучают? Перечислите

Практическое упражнение. Распредели на три группы предметы, которые изучают вспомогательные науки (гербы, монеты, посуда).

1 уровень: Ученики получают 10 картинок с изображением предметов. На наборном полотне подписано (геральдика, нумизматика). Задание: разложить предметы на три группы и подписать пропущенную науку (археология).

2 уровень: Найти из 6 карточек те, которые относятся к археологии. Проверка.

IV. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

- Как называют учёного, который изучает биологию?

- Что изучает археология? (Археология – это наука, изучающая историю вещей, памятников, жилищ, найденных при раскопках поселений, городов). Зачитать на стр. 86. Произошло слово  от греческого "архео" - древний, относящийся к древности.

БИОЛОГ                        ?__                 

БИОЛОГИЯ     АРХЕОЛОГИЯ

 - Назовите профессию человека, занимающегося археологией?

- Работа археолога трудная, но интересная.  Слой за слоем, частичку за частичкой перебирают они, просеивают, буквально откапывают то, что погребено под многочисленными слоями земли. Так появляются на свет не только отдельные предметы прошлого, но и целые города.

V. Изучение нового материала.

- 2000 лет назад наши предки не умели ни читать, ни писать. Поэтому они не могли оставить нам письменных свидетельств своей жизни. Но мы можем представить, как они жили, если найдём в земле остатки их жилищ, предметы быта, украшения, орудия труда, а также оружие.

Работа со словарём:

ЭКСПЕДИЦИЯ – поездка группы людей, отряда с каким-то специальным заданием.

АРХЕОЛОГИ  - учёные, изучающие историю  древних городов и памятников.

1. Учитель читает текст на стр. 88.

- Как работают археологи, какой основной у них инструмент?

2. Работа с текстом. Читают учащиеся по частям, после чтения составление рассказа о работе археологов по опорным словам.

1 часть.  - Как работают археологи до начала экспедиции?

2 часть. – Какие работы они проводят?

3 часть. – Как идут раскопки?

4 часть. – Куда отправляют находки?

1 уровень. Составьте рассказ по плану.

ПЛАН.

Опорные слова

1.Подготовительная работа.

книги по географии, естествознанию

2. Выезд на выбранное место.

полевые работы, план раскопок, разведка, план местности

3. Археологи ведут раскопки. 

аккуратно, слой за слоем

4. Предметы отправляют в музей.

бережно упаковывают

2 уровень. Вставить пропущенные слова.

Археологи выезжают на место для  __________________________. Намечают _________ раскопок, проводят ________________________. После разведки начинают ___________________. Работают _____________ и __________. Отправляют всё в _____. 

Слова для справок:  полевых работ, план,  разведку, раскопки, лопатой, кисточкой, музей.

Заслушать рассказы учеников и чтение с карточки.

- Какие музеи есть в нашем городе? (Краеведческий, музей кружева).

- В связи со столетним юбилеем и в нашей школе открыт музей, мы пойдём на экскурсию.

- А в Вологодском краеведческом музее работает профессиональный археолог – Иван Фёдорович Никитинский. Он участвовал в раскопках усадьбы вологжанина XV – XVI веков на пересечении улиц проспект Победы и Кремлёвской площади. Посмотрите на  его фотографии с места раскопок.  Показ фото из краеведческого музея.

- Каким человеком должен быть археолог.

4.Работа на карточках.  Выбери качества, необходимые археологу.

 

ТРУДОЛЮБИВЫМ

СИЛЬНЫМ

ТРУСЛИВЫМ

НАСТОЙЧИВЫМ

ЖЕСТОКИМ

ЖАДНЫМ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

УМНЫМ

ТЕРПЕЛИВЫМ

 

 

-Таким человеком был великий археолог - Генрих Шлиман, живший в 19 век. За время своих раскопок Шлиман и его помощники нашли 9 исчезнувших с лица Земли городов.

VI. Закрепление.

Просмотр кадров из фильма «Земля. Происхождение человека» о работе археологов.

1. Практическое задание. Ребята пробуют себя в роли археологов. Перед детьми 4 коробки, в одной из них находки из краеведческого музея. 

- Перед вами ящики с песком, кисточки. Начинайте «раскопки» и пусть каждый попробует найти какой-нибудь предмет.

2. Практическое упражнение «Археологи». Картина с изображением предмета разрезана на несколько частей: 5, 7, 10. Задание: сложить предметы.

1 уровень. Сложный предмет разрезан на 10 частей.

2 уровень. 6 частей или 5.

VII. Домашнее задание.

1 уровень: кроссворд.

2 уровень:прочитать текст на стр. 88-89.

VIII. Итог урока.

-  Что  узнали на уроке о работе археологов? 

Учитель читает стихотворение:

Кто ж нашёл следы столетий? Кто в историю влюблён?

Кто сложил в витрины эти рагоценности времён?

Это опытные руки археологов страны

Мы ревнителям науки благодарны быть должны.

                                 Н.Кончаловская

VIII. Рефлексия.

Скоро мы услышим звонок. Пора заканчивать урок.

- Перед вами лесенка достижений.  На доске нарисована лесенка, на первой ступеньке написано: «Ещё есть трудности», на второй « Всё усвоил», на третьей «Хочу знать больше». На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь? Возьмите три магнита разного цвета (жёлтый, красный, зелёный), которые лежат на парте и поставьте на ту лесенку, которая соответствует вашим достижениям сегодня.

Домашнее задание для детей 1 уровня.  Отгадав кроссворд, прочитаете название профессии.

1. Орудие труда археолога.

2. Холм над могилой вождя.

3. Имя великого археолога Г…х

4. Наука, изучающая памятники, вещи, найденные при раскопках.

5. После окончания разведки начинаются…

6. Фамилия великого археолога Ш…н.

7. Инструмент археолога.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010