Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование ИКТ для повышения познавательной активности учащихся с ОВР

Автор:
Крылова Ирина Владимировна

Аннотация:

          Основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Так как обучение и развитие носят деятельностный характер, реализация принципа активности в обучении имеет существенное значение. Познавательная деятельность -  это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

          Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.

 

2015-02-09

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Коррекционная педагогика , Модуль:Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I-VIII видов

Статья:

«Использование ИКТ для повышения познавательной активности учащихся с ОВР».

 

          Основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Так как обучение и развитие носят деятельностный характер, реализация принципа активности в обучении имеет существенное значение. Познавательная деятельность -  это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

          Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.

          Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей, коррекции интеллектуальной деятельности и мотивационной сферы. В результате направленного взаимодействия усилий учителя и учащихся развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развивается способность к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. В процессе обучения математике развивается речь, обогащается специальными математическими терминами и выражениями словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о проделанной работе. Все это требует от учеников большой осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что имеет большое значение для коррекции недостатков мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Обучение математики организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию аккуратности, настойчивости, воли, воспитывает привычку к труду, умение доводить любое начатое дело до конца. Математика считается одним из самых трудных предметов в школе. Для того, чтобы детям было легко учиться, чтобы они шли с желанием на урок, учителю приходится постоянно искать новые способы обучения.

          Одним из наиболее эффективных средств обучения на уроках математики в коррекционной школе 8 вида является применение информационных компьютерных технологий. Применение информационных технологий в преподавании способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам математики, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Создается обстановка реального общения, учащиеся с желанием выполняют задания. В процессе преподавания математики цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы в различных формах:

- мультимедийные сценарии уроков (презентации);

- готовые учебные и демонстрационные программы;

- проектная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- внеурочная деятельность.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.  

Использование тренажеров, интерактивных заданий, динамических таблиц и задач во время проведения устного счета способствуют быстрому включению учащихся в процесс урока, поддерживают положительную мотивацию, позволяют оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения. Тренажеры для устного счета можно сделать самим в программе Microsoft PowerPoint или скачать в интернете. Очень нравятся ученикам интерактивные таблицы. Например, перед детьми появляется слайд, на котором записана без ответов таблица умножения и нарисован Незнайка. Учитель просит учеников помочь Незнайке решить примеры. По мере выполнения задания около примеров появляются ответы. Ребята могут оперативно проверить качество своей работы. Они искренне радуются, когда их ответы совпадают с ответами компьютера. Эти таблицы имеют различные варианты. Вместо таблицы умножения можно использовать любые примеры для устного счета по изучаемой теме. Использование интерактивных  игр : «Цепочки» , «Лесенка», «Сортировочная станция»  и т.д. помогает разнообразить уроки.

При объяснении нового материала с использованием мультимедийной презентации учитель умело направляет мысль учеников к самостоятельным выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций. Одновременное представление картинки, звука и анимации позволяет понять трудные темы. При умелом использовании компьютера на уроке учитель может преподносить большую по объему информацию интересно и наглядно. Еще К.Д.Ушинский говорил, что «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Например, при изучении темы  в 8 классе «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000», «бегающая» запятая помогает ученикам лучше понять правило. При объяснении решения составных задач на движение в 7 классе анимированные картинки дают детям полное представление о встречном движении, скорости сближения, скорости удаления и т.д. Анимированные картинки легко сделать в программе PowerPoint на вкладке – настройка анимации/пути перемещения. Применение обучающих программ из ЦОР помогают дифференцировать работу учащихся. Дети работают каждый в своем темпе, что помогает реализовать индивидуальный подход в обучении.

           Для выработки прочных навыков письменных вычислений учащимся требуется большое  количество однотипных упражнений. Чтобы поддержать интерес используются различные карточки. Очень нравятся детям интерактивные числовые кроссворды. В числовых кроссвордах вместо описаний даются примеры, а вместо букв вписываются цифры.

Приведу пример кроссворда по теме « Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000» (см. приложение).

Целевая аудитория: ученики 6-7 классов.

Кроссворд создан в программе Microsoft PowerPoint, что позволяет учителю легко его редактировать, изменять примеры, вставлять свои картинки. В системе навигации по презентации используются управляющие кнопки  и   гиперссылки. Задания данного кроссворда по вертикали и горизонтали появляются на экране после щелчка левой кнопки мыши на порядковых номерах клеток. По мере решения примеров пустые клеточки заполняются цифрами. Большой интерес у учащихся вызывает постепенно появляющаяся в процессе отгадывания кроссворда надпись под ним: “Вы выиграли!”, “Поздравляем!”, “Молодец!” или возникающее слово, несущее определённую информацию. Кроссворд можно использовать как закрепление новой темы в 6 классе или в процессе повторения в 7 классе.

   Задания кроссворда.

По горизонтали:

1. 2 568+3 675

2.1 473 – 595

3.7 916 – 1548

4.10 000 – 4973

5.7 000 – 2 580

6.3 025 – 2 641

По вертикали:

7.9 125 – 3 044

8. 9373 – 5308

9. 2745+5398

10. 6 879+1651

В приложении также приводятся кроссворды для 6 класса по теме «Письменное вычитание чисел в пределах 10 000» и  «Письменное сложение чисел в пределах 10 000». Принцип устройства этих кроссвордов такой же, как в описанном выше.

Кроссворды, вводимые в урок, помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Они делают мультимединый урок более интересным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.

Использование ИКТ помогает поддерживать интерес к урокам математики, применять дифференцированный подход, что приводит к повышению качества обученности.

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010