Автор:
Крылова Ирина Владимировна
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида составлена на основе
Рабочая программа по математике для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г. и на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2.Учебного плана образовательного учреждения.
Цель данной программы – планирование, организация и управление учебным процессом по предмету математика.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из ведущих общеобразовательных предметов. Исходя из целей специальной (коррекционной) школы 8 вида, математика решает следующие задачи:
1) в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
- Содействие в формировании таких доступных количественных, пространственных, временных и геометрических представлений, которые помогут учащимся в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
- Использование процесса обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
- Развитие речи учащихся, обогащение ее математической терминологией.
- Воспитание у учащихся целенаправленности, работоспособности, трудолюбия, навыков контроля и самоконтроля, развитие точности измерения и глазомера, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения, устанавливать адекватные, деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
2015-02-09
Журнал: Открытый педагогический форум-2015,
Направление: Коррекционная педагогика , Модуль:Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I-VIII видов
Статья:Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г. и на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2.Учебного плана образовательного учреждения.
Цель данной программы – планирование, организация и управление учебным процессом по предмету математика.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из ведущих общеобразовательных предметов. Исходя из целей специальной (коррекционной) школы 8 вида, математика решает следующие задачи:
1) в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
- Содействие в формировании таких доступных количественных, пространственных, временных и геометрических представлений, которые помогут учащимся в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
- Использование процесса обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
- Развитие речи учащихся, обогащение ее математической терминологией.
- Воспитание у учащихся целенаправленности, работоспособности, трудолюбия, навыков контроля и самоконтроля, развитие точности измерения и глазомера, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения, устанавливать адекватные, деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
При отборе материала учитывались разные возможности учащихся в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта по усвоению математических представлений, знаний и умения практического применения.
Программа предусматривает варианты дифференцированного подхода к учащимся. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-ый уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со вторым уровнем, по решению школьной ПМПК и педагогического совета школы осуществляется по индивидуальной программе.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. В 5 классе школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся. Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики. Важную роль в обучении детей математике выполняют задачи. Их решение позволяет раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связывать математические умения с разрешением paзличных ситуаций. Предлагаемые для решения задачи тесно связаны с жизнью и направлены на формирование прикладных умений. Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями.
Геометрический материал в программе соответствует требованиям, предъявляемым к ученикам на уроках трудового обучения. На его изучение отводится один час в неделю. Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используется на уроках индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения:словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельные работы; текущие и итоговые контрольные письменные работы. Форма проведения промежуточной аттестации – письменная контрольная работа, которая проводится в конце каждой четверти и за год.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов М.Н.Перовой и Г.М.Капустиной: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.
.Т.В.Алышева Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида. Москва, Просвещение 2004.
Программа рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
Содержание рабочей программы.
I четверть:
- Нумерация в пределах 1000. (Разряды: единицы, десятки, сотни). Класс единиц.
- Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
- Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; 5, 50, 500; по 25,250; устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
- Римские цифры. Обозначение чисел I-XII.
- Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единцы измерения времени: год. Високосный год.
- Геометрический материал. Периметр. Нахождение периметра многоугольника. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон.
- Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости.
II четверть
- Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
- Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, название, обозначение.
- Простые арифметические задачи на нахождение части от числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение.
- Геометрический материал. (Построение треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки).
III четверть
- Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями и знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
- Умножение числа 100. Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
- Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
- Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число, полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд.
- Письменное умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
- Составные арифметические задачи, решаемые двумя, тремя действиями.
- Геометрический материал. (Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1:2, 5:1, 1:10, 1:100.)
IV четверть
- Письменное умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
2. Повторение.
Требования к уровню подготовки.
Повторение: устное сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны выполнять все арифметические действия с числами в пределах 100.Находить неизвестные компоненты.
Нумерация чисел в пределах 1000 Получение круглых сотен в пределах 1000,сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500, по 25, 250 устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен, знак «=». Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Требования к уровню подготовки:
1-ый уровень.
обучающиеся должны различать разрядные единицы, записывать их в разрядной таблице. Записывать круглые сотни и правильно их называть.
Считать числовыми группами 2,20,200,5,50500,25,250.
Сравнивать числа.
Пользоваться счетами и калькуляторами.
Единицы измерения- длины, массы: километр, грамм, тонна(1км, 1г, 1т) , соотношения:1м = 1000 мм, 1км = 1000м, 1кг = 1000г1т = 1000кг, 1т = 10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение:1 год =365,366сут. Високосный год. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины (55см+- 19 см; 55см+-45см;1м-45см;8м55см+-3м19см;8м55см+-19см;4м55см+-3м;8м+-19см;8м+-4м45см)
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны знать единицы измерения мер длины, массы, времени. Заменять крупные меры мелкими и наоборот .Выполнять сложение и вычитание именованных чисел с одной мерой и двумя единицами измерения. Римские цифры. Образование чисел 1-Х11.Записывать арабские числа – римскими.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000.
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд и с переходом через разряд. Выполнять проверку сложения и вычитания.
Умножение числа 100. знак умножения(.). деление на 10,100 без остатка и с остатком.
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны умножать и делить числа в пределах 1 000 на 10,100. без остатка и с остатком. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40*2;400*2;420*2;40:2;300:3;480:4;450:5;),полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд ( 24*2;243*2;48:4;488:4 и т.д.)
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны умножать и делить числа в пределах 1000 на однозначное число без перехода через разряд
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны выполнять умножение и деление чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби - Числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или знаменателями, количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны знать дроби и их виды .Получать, обозначать ,сравнивать обыкновенные дроби.
Простые арифметические задачи - Нахождение части числа неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение.
Требования к уровню подготовки: обучающиеся должны решать простые арифметические задачи.
Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Требования к уровню подготовки обучающиеся должны решать составные задачи в два и три действия. Составлять задачи по краткому условию.
Геометрия Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: Основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.Масштаб: 1:2; 1:5;1:10;1:100.
Требования к уровню подготовки обучающиеся должны знать виды треугольников, построение треугольника по трём сторонам, различать радиус и диаметр, пользоваться циркулем и линейкой.
Перечень контрольных работ:
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 4 классе»
Контрольная работа за 1 четверть.
Контрольная работа за 2 четверть « Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000».
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Умножение и деление чисел на однозначное число без перехода через разряд».
Контрольная работа по теме «Письменное умножение и деление чисел на однозначное число»
Годовая административная контрольная работа.
Требования к уровню подготовки на конец года
Учащиеся должны знать:
класс единиц, разряды в классе единиц;
десятичный состав чисел в пределах 1000;
единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100
Читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000
Считать, присчитывать, отсчитывать различные разрядные единицы в пределах 1000
Выполнять сравнение чисел в пределах 1000
Выполнять письменное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000
Выполнять умножение на 100 и деление на 10,100 без остатка и с остатком
Выполнять преобразование чисел, полученных при измерении
Умножать и делить на однозначное число
Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби
Решать простые задачи
Уметь строить треугольник по трём сторонам
Различать радиус и диаметр
Для учащихся 2 уровня обучения необязательно:
решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183), (503-138)
решать арифметические задачи в два действия самостоятельно
чертить треугольник по трем данным сторонам
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература.
Перова М.Н. Математика: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2002.
Т.В.Алышева: Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М: Просвещение 2004
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой: Москва: Владос, 2001.
Дополнительная
1.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.- М.: Вако, 2007.
2.Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение 1989.
3.Перова М. Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида.- М.:Классикс стиль,2005.
4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
Наглядный демонстрационный материал
Комплект таблиц.
Циферблат часовой учебный
Комплект «Доли и дроби»
Набор стереометрических тел
Набор «Части целого на круге»
Дидактические игры
Математическое лото «Умножение чисел от 1 до 100»
Дидактическое лото «весёлый счет»
«Кто быстрей?»
«Весёлый счёт»
ИКТ