Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Звонкие и глухие согласные"

Автор:
Абашина Наталья Викторовна

Аннотация:

Звонкие и глухие согласные

 

 

Данное логопедическое занятие направлено на формирование знаний о согласных звуках, на развитие умения дифференцировать глухие и звонкие согласные в устной и письменной речи. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. На занятии учащиеся учатся сравнивать артикуляцию акустически сходных звуков, учатся выделять акустически сходные звуки из начала и середины слова. Работа по формированию дифференциации смешиваемых звуков проходит через работу над каждым из смешиваемых звуков, а также через слуховую и произносительную дифференциацию смешиваемых звуков. Таким образом, уточняется артикуляция звука с опорой на слуховые, зрительные и кинестетические ощущения; осуществляется выделение звука на фоне слога и слова.  Тем самым, совершенствование слухового различения звуков проходит в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.

 Разнообразные задания на определение наличия того или иного звука в слове, места звука в слове, выделение слова с заданным звуком из предложения способствуют прочному  усвоению материала, успешной  коррекции речевых нарушений. Использование красочной наглядности, занимательного и дидактического материала повышают интерес к изучаемой теме, стимулирует учащихся на работу. На занятии применяются все группы методов: словесные, практические и наглядные, что способствует осознанному усвоению материала на доступном каждому ребёнку уровне.  Были реализованы следующие принципы коррекционной работы: системности, постепенного усложнения материала, опоры на сохранные анализаторы, комплексности, доступности, последовательности.

Данного рода занятия имеют большое практическое значение, так как направлены на устранение  акустической дисграфии. А именно, способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза на основе речевого материала, развитию фонематического слуха через упражнения на выделение заданного звука; развитию слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении,  развитию тактильных ощущений на основе упражнений в дифференциации «звонкий-глухой».

                                                                                                                                        

                                                                                                           

                                                                            Абашина Наталья Викторовна

 

2014-12-24

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Коррекционная педагогика , Модуль:Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I-VIII видов

 

 

 

Статья:

 

Тема: Звонкие и глухие согласные

 

 

Образовательные:

  • закреплять понятия: согласный звук, звонкий и глухой;
  • уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков б-п;
  • совершенствовать  навыки дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи;
  • учить выделять звуки п и б из начала и середины слова

Коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза на основе речевого материала со звуками п и б;
  • развитие фонематического слуха через упражнения на выделение заданного звука;
  • развитие тактильных ощущений на основе упражнений в дифференциации «звонкий-глухой»
  • развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при письме

 

Ход занятия

I Организационный момент

Сейчас сядет тот, кто назовёт слово на согласный звук. На какие звуки начинаются ваши слова. Почему они называются согласными: (при образовании согласных звуков воздушная струя встречает преграду)

Как образуются гласные звуки? Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки.

II Подготовка артикуляционного аппарата к работе:

-пропоём гласные, которые я покажу

- произнесём  согласные

III Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы поговорим о согласных звуках, научимся их различать. А о каких звуках идёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1)     на ветках плотные комочки,

в них дремлют клейкие листочки (почки)

2) Смастерили из досок, и надели поясок

И хранит посуда эта

С грядки собранное летом (бочки)

-Это очень похожие слова. А чем они различаются? Какой первый звук в слове бочки? А какой первый звук в слове почки? Давайте сравним остальные звуки. Второй звук в слове бочки, почки; третий звук….

Посмотрите на эти слова (таблички со словами)

Вывод: Изменился только один звук, и изменилось целое слово

- Вы догадались о каких согласных звуках мы будем говорить? П-Б

Покажите, какими буквами обозначаются эти звуки.

III Основная часть

1)     Сравнение произношения звуков Б-П.  Сравнительная характеристика звуков

-Произнесите звуки П, Б. Посмотрите друг на друга и произнесите ещё раз: одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (одинаково). При помощи чего мы произносим эти звуки? (при помощи губ, губы смыкаются)

-Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли горло при произнесении звука Б (дрожит). А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при произнесении этого звука. (не дрожит)

Вывод: значит звук Б произносится с голосом, он звонкий. А звук П произносится без голоса, он глухой (соотносятся с колокольчиками и кружочками)

2) Упражнения на дифференциацию звуков П и Б в словах

Сейчас мы с вами потренируемся различать звуки П и Б в словах

А)Устно: я называю слово – вы показываете букву, которая есть в этом слове Б или П .  Эта буква может стоять в начале или в середине слова (палка, лапа, буря, грибы, рыбак, булка)

   Б ) Замените звук Б на П в словах:
бочка — почка, бой — пой, борт — порт, Булька — пулька
балка — палка, бас — пас, бар — пар, бравый — правый.

Прочитайте слова, которые даны (читаем цепочкой), какие слова получим, если заменим букву Б на П ? Читаем парами.
Что происходит со словами? (Меняется смысл, значение слова.)

ФИЗМИНУТКА: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук Б, дети опускают руки вниз,, если П — руки вверх.

Портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка. (Дети садятся).

     Откройте тетради, запишите число

В) На карточках слова, в них пропущена буква Б или буква П. Вставьте нужную букву. Один у доски пишет в два столбика.

Проверка: прочитайте сначала слова с буквой Б. Прочитайте слова с буквой П.

Г) Сейчас поработаете самостоятельно (карточки с пропущенными слогами). Полученные слова записать в тетрадь.

Проверка (самопроверка: готовые карточки)

IV Закрепление

-Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они различаются? (звук Б-звонкий, звук П-глухой)

Игра «Лото» У вас на столах лежат карточки с изображением предметов, содержащих звуки Б и П. Я называю слово, вы определяете, какой звук есть в слове и закрываете картинку соответствующей буквой. (если есть время, записывают)

V Итог. Спасибо за работу (словесная оценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010