Автор:
Абашина Наталья Викторовна
Звонкие и глухие согласные
Данное логопедическое занятие направлено на формирование знаний о согласных звуках, на развитие умения дифференцировать глухие и звонкие согласные в устной и письменной речи. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. На занятии учащиеся учатся сравнивать артикуляцию акустически сходных звуков, учатся выделять акустически сходные звуки из начала и середины слова. Работа по формированию дифференциации смешиваемых звуков проходит через работу над каждым из смешиваемых звуков, а также через слуховую и произносительную дифференциацию смешиваемых звуков. Таким образом, уточняется артикуляция звука с опорой на слуховые, зрительные и кинестетические ощущения; осуществляется выделение звука на фоне слога и слова. Тем самым, совершенствование слухового различения звуков проходит в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.
Разнообразные задания на определение наличия того или иного звука в слове, места звука в слове, выделение слова с заданным звуком из предложения способствуют прочному усвоению материала, успешной коррекции речевых нарушений. Использование красочной наглядности, занимательного и дидактического материала повышают интерес к изучаемой теме, стимулирует учащихся на работу. На занятии применяются все группы методов: словесные, практические и наглядные, что способствует осознанному усвоению материала на доступном каждому ребёнку уровне. Были реализованы следующие принципы коррекционной работы: системности, постепенного усложнения материала, опоры на сохранные анализаторы, комплексности, доступности, последовательности.
Данного рода занятия имеют большое практическое значение, так как направлены на устранение акустической дисграфии. А именно, способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза на основе речевого материала, развитию фонематического слуха через упражнения на выделение заданного звука; развитию слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении, развитию тактильных ощущений на основе упражнений в дифференциации «звонкий-глухой».
Абашина Наталья Викторовна
2014-12-24
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление:Коррекционная педагогика , Модуль:Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I-VIII видов
Статья:
Тема: Звонкие и глухие согласные
Образовательные:
- закреплять понятия: согласный звук, звонкий и глухой;
- уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков б-п;
- совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи;
- учить выделять звуки п и б из начала и середины слова
Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза на основе речевого материала со звуками п и б;
- развитие фонематического слуха через упражнения на выделение заданного звука;
- развитие тактильных ощущений на основе упражнений в дифференциации «звонкий-глухой»
- развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при письме
Ход занятия
I Организационный момент
Сейчас сядет тот, кто назовёт слово на согласный звук. На какие звуки начинаются ваши слова. Почему они называются согласными: (при образовании согласных звуков воздушная струя встречает преграду)
Как образуются гласные звуки? Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки.
II Подготовка артикуляционного аппарата к работе:
-пропоём гласные, которые я покажу
- произнесём согласные
III Сообщение темы и цели занятия
Сегодня мы поговорим о согласных звуках, научимся их различать. А о каких звуках идёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1) на ветках плотные комочки,
в них дремлют клейкие листочки (почки)
2) Смастерили из досок, и надели поясок
И хранит посуда эта
С грядки собранное летом (бочки)
-Это очень похожие слова. А чем они различаются? Какой первый звук в слове бочки? А какой первый звук в слове почки? Давайте сравним остальные звуки. Второй звук в слове бочки, почки; третий звук….
Посмотрите на эти слова (таблички со словами)
Вывод: Изменился только один звук, и изменилось целое слово
- Вы догадались о каких согласных звуках мы будем говорить? П-Б
Покажите, какими буквами обозначаются эти звуки.
III Основная часть
1) Сравнение произношения звуков Б-П. Сравнительная характеристика звуков
-Произнесите звуки П, Б. Посмотрите друг на друга и произнесите ещё раз: одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (одинаково). При помощи чего мы произносим эти звуки? (при помощи губ, губы смыкаются)
-Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли горло при произнесении звука Б (дрожит). А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при произнесении этого звука. (не дрожит)
Вывод: значит звук Б произносится с голосом, он звонкий. А звук П произносится без голоса, он глухой (соотносятся с колокольчиками и кружочками)
2) Упражнения на дифференциацию звуков П и Б в словах
Сейчас мы с вами потренируемся различать звуки П и Б в словах
А)Устно: я называю слово – вы показываете букву, которая есть в этом слове Б или П . Эта буква может стоять в начале или в середине слова (палка, лапа, буря, грибы, рыбак, булка)
Б ) Замените звук Б на П в словах:
бочка — почка, бой — пой, борт — порт, Булька — пулька
балка — палка, бас — пас, бар — пар, бравый — правый.
Прочитайте слова, которые даны (читаем цепочкой), какие слова получим, если заменим букву Б на П ? Читаем парами.
Что происходит со словами? (Меняется смысл, значение слова.)
ФИЗМИНУТКА: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук Б, дети опускают руки вниз,, если П — руки вверх.
Портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка. (Дети садятся).
Откройте тетради, запишите число
В) На карточках слова, в них пропущена буква Б или буква П. Вставьте нужную букву. Один у доски пишет в два столбика.
Проверка: прочитайте сначала слова с буквой Б. Прочитайте слова с буквой П.
Г) Сейчас поработаете самостоятельно (карточки с пропущенными слогами). Полученные слова записать в тетрадь.
Проверка (самопроверка: готовые карточки)
IV Закрепление
-Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они различаются? (звук Б-звонкий, звук П-глухой)
Игра «Лото» У вас на столах лежат карточки с изображением предметов, содержащих звуки Б и П. Я называю слово, вы определяете, какой звук есть в слове и закрываете картинку соответствующей буквой. (если есть время, записывают)
V Итог. Спасибо за работу (словесная оценка)