Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Рабочая программа по математике для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Автор:
Комарова Елена Акимовна

Аннотация:

Учитель начальных классов: Комарова Елена Акимовна

Рабочая программа по  математике  для  4  класса    составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М: «Просвещение» 2006 г.

Цель: расширение у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса математики, планируемые результаты освоения программы, критерии оценки результатов деятельности, дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по уровню усвоения программного материала.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 уч. год на изучение данной программы отводится: 203 ч.

 

2014-12-22

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Коррекционная педагогика , Модуль:Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I-VIII видов

 

 

Статья:

Рабочая программа по математике для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Пояснительная записка.

            Рабочая программа по  математике  для  4  класса    составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М: «Просвещение» 2006 г.

            Программа рассчитана на 203 часа  (шесть часов в неделю), в том числе на контрольные работы отводится пять часов, а на  практические работы - двенадцать часов.

Содержание рабочей программы по математике направлено на освоение обучающимися   знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе ГОКУ СКШ № 1 г. Черемхово. Программа содержит материал по математике, помогающий  обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для  социальной адаптации.

Содержание обучения по математике носит практическую направленность и тесно связана с другими учебными предметами, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовым знаниям и навыкам. Обучающиеся могут применить математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умениями счета, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволит обучающимся более успешно решать жизненно-практические задачи.

Цель: расширение у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

  1. Формировать начальные временные, пространственные, количественные представления, которые помогут обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в дальнейшей трудовой деятельности.
  2. Повышать уровень общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корригировать и развивать  познавательную деятельность  и личностные качества.
  3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.
  4. Формировать  умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
  5. Формировать и развивать речь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Коррегировать нарушения психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа построена по принципу коррекционной направленности. На уроках математики применяются такие формы и виды работы, которые  направлены на развитие  элементарного математического мышления обучающихся, формирование и коррекцию таких его форм, как сравнение, анализ, синтез, развитие способности к обобщению и конкретизации, коррекцию памяти, развитие внимания и других психических функций. В процессе обучения развивается речь обучающихся, обогащается специфическими математическими терминами. Обучающиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнения арифметических действий. Все это имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления у обучающихся.

Рабочая программа по математике включает в себя  разделы и  темы:

Раздел: «Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» – 42 ч.

      Повторение- 14.ч.

  1. Меры длины – 6 ч.
  2. Умножение и деление (повторение) – 8 ч.
  3. Меры массы – 5 ч.
  4. Действия с двузначными числами – 9 ч.

Раздел: «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд» - 21 ч.

  1. Сложение  с переходом через разряд – 9 ч.
  2. Вычитание с переходом через разряд – 12 ч.

Раздел: «Умножение и деление» – 79 ч.

  1. Умножение и деление числа 2 –3ч.
  2. Умножение и деление числа 3 – 9 ч.
  3. Умножение и деление числа 4 – 3 ч.
  4. Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Замкнутые и незамкнутые прямые –4 ч.
  5. Умножение и деление числа 5 – 13 ч.
  6. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии – 2 ч.
  7. Умножение и деление числа 6 – 11 ч.
  8. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью – 1 ч.
  9. Умножение и деление числа 7 – 7 ч.
  10. Прямая линия. Отрезок – 4 ч.
  11. Умножение и деление числа 8 – 10 ч.
  12. Умножение и деление числа 9 – 12 ч.

Раздел: «Взаимное положение геометрических фигур» - 34 ч.

Раздел: «Все действия в пределах 100» - 18 ч.

  1. Деление с остатком – 8 ч.

Раздел: «Повторение пройденного за год» - 9 ч.

Ознакомление с действиями сложения и вычитания в пределах 100, умножения и деления необходимо прежде всего добиться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой обучающихся, включая проверку письменных работ.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике в коррекционной школе.

На уроках математики обучающиеся учатся распознавать простейшие геометрические фигуры (как плоскостные, так и пространственные) на моделях, рисунках, чертежах и окружающих предметах. Они знакомятся опытными, практическими способами со свойствами геометрических фигур, овладевают элементарными графическими умениями, учатся пользоваться измерительными и чертежными приборами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, транспортиром и др.).

При изучении геометрического материала приобретаются практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера (нахождение длинны отрезка).

            Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями.

            Не менее важный прием – материализация, т.е умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеуказанными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа.

            Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Для реализации рабочей программы используется учебно - методический комплект, согласно федерального перечня учебников, рекомендованных, допущенных Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях:

 

Учебник

-Перова М.Н. Математика. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ 8-е изд. -  М.:Просвещение, 2012. – 231 с.

 Методическое пособие для учителя

-Воронкова В.В.   Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: подготовительный, 1-4 классы; Москва «Просвещение» 2006 год.

-Демонстрационный материал и наглядно-методические пособия по изучаемым темам.

-Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.

-Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». -  Москва, 2007

-Никитина М.Н. «Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе».  Дефектология,  2006, № 5.

-«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2006.

-Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». -  Москва "Просвещение" 2007.

-Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе».  Дефектология,2010, № 3.

-Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной  школе». -  М. «Просвещение» 2005 г.

 -Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы».   Дефектология, 2010 № 5.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос. Рабочая программа по предмету математика является одним из важных общеобразовательных предметов, которая готовит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся  по их уровню усвоения программного материала по классификации В.В. Воронковой. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству обучающихся. Учитывая особенности усвоения программного материала обучающимися,  в рабочей программе определены группы обучающихся, чтобы облегчить усвоения основного программного материала.

 

 

Группы обучающихся,  характеристика группы

Классы (общая чис-ленность в группе) /ФИ учащихся

1

I группа: Учащиеся овладевают звукобуквенным анализом,  навыками письма и чтения, усваивают  правила правописания. Они хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по плану. Все задания выполняются ими без ошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитии овладевают устной и письменной речью. Полученные знания и умения применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

4

Коршунов Саша

Игнаева Катя

Храмцов Максим

Хаврич Сережа

 

2

II группа: В ходе обучения эти дети  допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

4

Свинцов Саша

Веселова Маргарита

Южанина Ксюша

Богданов Алеша

3

III группа: Трудности проявляются там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Ученики медленно овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи затруднено. Восприятие содержания  носит фрагментальный характер.  Ученики не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно.  Не умеют отделить существенное от второстепенного.  Страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу и обобщению.

4

Белобородов Саша

Морозов Гоша

Хаврич Саша

Голубев Слава

 

4

IV группа: Учебным материалом овладевают на самом низком уровне. Знания усваивают  механически, быстро забываются. Овладевают первоначальными навыками чтения и письма. Испытывают большие трудности при звукобуквенном анализе. Затрудняет усвоение правил правописания, которые они не могут использовать на практике, а также понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

2

Ананьев Женя Чернигов Ваня

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

-проявлять интерес к предмету математика;

-проявлять заинтересованность в количественном изменении элементов предметных множеств и чисел, измерению величин;

-проявлять интерес к способам решения задач;

-уметь обращаться с просьбой о помощи;

-уметь высказывать свое несогласие в социально-приемлемой форме;

-при работе проявлять терпение, настойчивость, умение преодолевать трудности;

-уметь сдерживать себя.

Метапредметные результаты освоения математики:

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-совершенствовать навыки осознанного чтения текстов;

-развивать логические действия: сравнения, анализа, синтеза, приемы классификации и дифференциации;

-уметь объяснять последовательность выполнения задания;

-при ответе уметь устанавливать причинно-следственные связи между понятиями;

-применять знания в жизненных ситуациях.

-при ответе опираться на схемы и таблицы;

Предметные результаты.

Знать:

-различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

-таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10;

-названия компонентов умножения, деления;

-меры длины, массы и их соотношения;

-меры времени и их соотношения;

-различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

-названия элементов четырехугольников.

 

Уметь:

-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

-практически пользоваться переместительным свойством умножения;

-определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты;

-решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

-вычислять длину ломаной;

-узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

-чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге.

Примечания.

  1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе для нахождения как произведения, так и частного.
  2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
  3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.
  4. Решение составных задач с помощью учителя.
  5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

Содержание программы.

            4 класс.  203 часа в год (6 ч. в неделю).

            Обучающиеся усваивают:

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).  Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Единица (мера) длины- миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1 см=10 мм. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Единица (мера) массы – центнер: 1 ц. Соотношение: 1 ц=100кг. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Название компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся. Единица (мера) времени – секунда. Обозначение: 1с. Соотношение: 1 мин=60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-ого). Двойное обозначение времени. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

Проверка знаний, умений обучающихся.

Знания и умения обучающихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального   и   фронтального   опроса,   текущих   и    итоговых  письменных, практических работ.

Логопедические ошибки при оценке не учитываются.

 

Оценка устных ответов.

Оценка «5»

 Ставится обучающемуся, если он:

А) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,  знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

Б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

В) умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления;

Г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

Д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

Оценка «4»

 Ставится обучающемуся,  если он:

А) при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

Б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

В) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

Г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу;

Д) Выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко при незначительной помощи учителя.

Оценка 3»

 Ставится обучающемуся, если он:

А) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

Б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

В) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

Г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах;

Д) с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.

Оценка «2» обучающемуся за устные ответы не ставится,  за письменные ответы ставится «смотрено».

Письменная проверка знаний и умений обучающихся.

При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности обучающегося, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

Объем контрольной работы – 40 минут;

Объем проверочной работы -  15-20 минут;

Объем математического диктанта – 5- 7 минут;

В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 2 простые задачи или 1 составная, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин).

 

Оценка письменной работы, содержащей только примеры.

 

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

«4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;

«3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;

«смотрено» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.

 

Оценка письменной работы, содержащей только задачи.

 

«5» - все задачи решены и нет исправлений;

«4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;

«3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычислительные  ошибки или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;

«смотрено» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена 1-2 ошибки в ходе решения задачи и более двух  вычислительных ошибок.

 

Оценка комбинированной работы

      (1 задача, примеры и задание другого вида).

 

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки и (или) негрубые ошибки в построение чертежа;

«3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;

«смотрено» -допущены ошибки в ходе решения задачи и 2-3 вычислительные ошибки или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

 

Оценка математических диктантов.

 

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;

«3» - не выполнена 1/4  часть примеров от их общего числа;

«смотрено» - не выполнено более 1/2  части примеров от их общего числа.

 Итоговая оценка знаний, умений обучающихся выставляется в конце четверти и года по итогам контрольных письменных работ и устных ответов.

График контрольных работ.

Вид контроля, порядковый номер

Тема

Дата

Примечание

1.

Контрольная работа №1

«Сотня»

16.09.14

Зондирующая

 

2.

Контрольная работа №2 за первую четверть.

«Действия с двузначными числами без перехода через разряд».

18.10.14

Комбини-рованная

3.

Контрольная работа №3 за вторую четверть

«Действия с числами I и II ступени с переходом через разряд».

25.12.14

Комбини-рованная

4.

Контрольная работа №4 за третью четверть.

«Умножение и деление чисел».

19.03.15

Комбини-рованная

5.

Контрольная работа №5 за год

«Все действия в пределах 100».

20.05.15

Комбини-рованная

 

Итого: 5

 

 

 

График проверочных работ.

Проверочная работа

Тема

Дата

Примечание

 

1-я четверть

 

 

 

1.

Проверочная работа №1

«Построение отрезков».

23.09.14

Однородная

2.

Проверочная работа №2

«Умножение и деление в пределах 20».

03.10.14

Комбиниро-ванная

 

2-я четверть

 

 

 

3.

Проверочная работа №3

«Письменное сложение и вычитание».

12.11.14

Однородная

4.

Проверочная работа №4

«Построение геометрических фигур».

19.11.14

Однородная

5.

Проверочная работа №5

«Умножение и деление чисел «2,3».

03.12.14

Комбиниро-ванная

 

3-я четверть

 

 

 

6.

Проверочная работа №6

«Умножение и деление на 6».

24.01.15

Комбиниро-ванная

7.

Проверочная работа №7

«Умножение и деление на 7».

06.02.15

Комбиниро-ванная

8.

Проверочная работа №8

«Умножение и деление на 8».

19.02.15

Комбиниро-ванная

9.

Проверочная работа №9

«Умножение и деление на 9»

05.03.15

Комбиниро-ванная

 

4-я четверть

 

 

 

10.

Проверочная работа № 10.

«Умножение и деление на 10».

06.04.15

Комбиниро-ванная

11.

Проверочная работа 11.

«Решение примеров с числами, полученными при измерении»

21.04.15

Однородная

12.

Проверочная работа 12

«Действия с числами в пределах 100».

01.05.15

Комбиниро-ванная

 

Итого: 12

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. «Методика преподавания математики в начальных классах».  - М., Просвещение  2006г.
  2. Богановская Н.Д. «Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы» Дефектология,2006, № 6.
  3. Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.
  4. Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». -  Москва, 2007
  5. Никитина М.Н. «Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе».  Дефектология,  2006, № 5.
  6. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2006.
  7. Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». -  Москва "Просвещение"2010.
  8. Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». -  Москва "Просвещение" 2007.
  9. Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе».  Дефектология,2010, № 3.
  10. Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». -  Москва, 2010
  11. Эк В.В. «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы». -  М.Просвещение. 2009. 
  12. Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной  школе». -  М. «Просвещение» 2005 г.
  13. Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы».   Дефектология, 2010 № 5.

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010