Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Большая буква в именах собственных».

Автор:
Новикова Людмила Александровна

Аннотация:

                                                                      Аннотация    

                        Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме:

                                              «Большая буква в именах собственных».                                                                                                      Учитель: Новикова Л.А.

           Урок проводился с учащимися 3 класса. Состав детей неоднородный - дети с ОВЗ, инвалиды. Данное занятие является  продолжением работы учителя над темой «Имена собственные». Первое открытое  занятие было дано во 2 классе, планируется проведение открытого занятия в 4 классе на эту же тему.

Основной целью урока является знакомство детей со словами, обозначающими названия городов, деревень, сёл, закрепление знаний о правописании этих слов, а также имён, фамилий, отчеств людей.

Овладение навыком правописания этих слов является необходимым для дальнейшей социализации и интеграции детей в социум. Содержание материалов урока позволило осуществить в полном объёме задачу воспитания у детей чувства любви к своей стране, её традициям, к родному языку. Урок был построен таким образом , что детям предоставлялась возможность выбора формы  своего  учебного поведения. Это способствовало развитию нравственных качеств детей – честности, ответственности, а также закрепляло навык работы в коллективе. И, конечно, на уроке предоставлялась возможность формирования у учащихся эстетических представлений и чувств. В ходе проведения занятия были решены специальные задачи - развитие зрительного и слухового восприятия у детей с ОВЗ, развитие произвольной памяти, внимания, мышления. Заметно обогатился активный и пассивный словарь, продолжилось  развитие коммуникативной стороны речи.

В ходе проведения урока были использованы разнообразные методы и приёмы - беседа, рассказ учителя, демонстрация презентации ,работа с деформированными словами и предложением. Использовались технические средства - компьютер, SMART TV.Для осуществления дифференцированного подхода к детям широко использовались карточки с индивидуальными заданиями. Высокой активности  на уроке удалось достичь благодаря нестандартной форме тетрадей – подготовлены типографским способом альбомы с иллюстрациями, географической картой с обозначением только отдельных городов, картинкой для раскрашивания. Урок вызвал у детей большую заинтересованность, эмоциональный отклик, решил основную часть поставленных задач.

Учитель начальных классов  ГБОУ СКОШ VIII вида        Новикова Л.А.

 

2014-11-10

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Коррекционная педагогика, Модуль: Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I-VIII видов

 

 

Статья:

 

 

 

Этапы урока

 

Содержание этапа урока,

деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Задачи, решаемые на данном этапе урока

 

I.Организационный момент

1.Учитель приветствует учащихся.

«Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок».

2.Установочная беседа учителя «Подари улыбку»:

« Сегодня у нас будет необычный урок! Но начнём  мы его всё-таки с простого и очень  важного  дела. Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Для этого просто улыбнёмся друг другу. Давайте также улыбнёмся нашим гостям. А теперь сядьте ровно и красиво , приготовьтесь внимательно работать на уроке».

 

Учащиеся осуществляют самопроверку посадки за партой, готовности рабочего места к началу урока.

 

 

 

 

Учащиеся поворачиваются назад ,смотрят на собравшихся гостей, здороваются с ними.

Установка на работу, активизация внимания.

 

 

 

 

Снятие психологического дискомфорта

II.Актуализация знаний

 

 

1.Введение в тему

 

 

 

 

 

 

2.Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

4.Актуализация  теоретических  знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Разгадывание ребуса

 

 

 

 

III.Основная часть.

1.Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Просмотр фрагмента мультипликационного фильма

 

 

4. Беседа по содержанию фильма

 

 

 

 

 

 

 

5.Практическая работа №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Работа с географической картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Демонстрация презентации про города с музыкальным сопровождением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вступительная беседа: «На предыдущих уроках мы  учились правильно  писать особенные слова? Какие это слова?»

2. Теперь вы легко можете назвать  наш адрес.

 

 

  Мы живём в стране …Россия.

  Мы живём в городе …Москва.

Наша школа находится  на….Черноморском бульваре».

Учитель предлагает вместе сделать гимнастику для пальцев рук.

« Представим, как мы утром идём в школу по бульвару, подходим к воротам и видим…»

1 « На бульваре дом стоит («крыша»)

Ну а путь к нему закрыт (руки повёрнуты ладонями к груди, сцеплены в замок).

Нам ворота открывают (ладони разворачиваются)

В этот домик приглашают («крыша»)

2. Что вы делаете, когда открываются ворота школы?

Упражнение «Бегущие пальчики»

 

А потом вы приходите в класс и дружно делаете  гимнастику .

3.Упражнение

«В нашем классе все друзья(пальцы ритмично сгибаются в кулачки и разгибаются).

Самый младший – это я.

Это Маша (Ваня)

Это Саша (Даня)

Это Юра (Аня)

Это Даша (Саня) –разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это я.

Вот какие мы друзья!

- А вы действительно дружные ребята?

1. Проверка домашнего задания.

- «А сейчас я проверю,какие вы честные и внимательные  ребята? Поднимите руку, кто не выполнил домашнего задания?»

2. « Письменные работы я проверю сама и увижу,кто не выполнил домашнюю работу.  Устное задание проверю сейчас - вспомните правило, которое вы учили дома.

-Какие слова пишутся всегда с большой буквы?

1. Сообщение темы.

-«Сегодня на уроке мы  ещё раз поговорим о словах, которые пишутся с большой буквы, закрепим наши знания. Я расскажу вам много нового и интересного».

 « Урок наш сегодня необычный, писать мы будем не в тетрадях, а в альбомах, которые приготовили для вас родители. Возьмите альбом, положите перед собой, откройте первую страницу, запишите число.- «Какое сегодня число?»

-«Внимательно посмотрите на доску. Кто догадался, что там написано?»

(на доске написано слово Россия методом наложения букв).

-  Учитель даёт задание сложить слово  из букв и причитать слово.

-Что обозначает это слово?

 

- Как вы относитесь к своей стране?

 

Учитель: « Мы  любим свою страну, гордимся ею, учимся беречь её богатства- леса, птиц и животных.  Соседние государства тоже  относятся к России с большим уважением. Чтобы выразить свою любовь и уважение к стране слово пишем с  большой буквы.

Буква большая – совсем не пустяк

В букве большой - уважения знак.

- Как надо писать слово Россия?

- Какой звук мы слышим первым в этом слове?

- Какой  буквой обозначается этот звук?

Учитель показывает на доске образец  правильной каллиграфии буквыР, объясняет правописание  прописной буквы. Начинаем писать выше рабочей строки, проводим прямую наклонную линию вниз с крючком влево. Затем пишем верхний элемент.

-Письмо букв Р РРРРР

 

-Какая вторая буква в этом слове?

Прочитайте получившийся слог.

-Письмо букв с соединение( учитель объясняет правильное соединение букв).РоРоРоРоРо

 

 

-« Вы вспомнили, как правильно  и красиво писать первую букву в названии страны. Теперь вы можете  написать название на Государственном Флаге РФ. (На странице альбома – изображение флага, в центре  - вспомогательные линии для письма.)

Учитель обращает внимание на правописание слова.

 

Образец цветной

 

 

 

             Россия

           

 

Учитель даёт задание на дом: « А дома вы раскрасите флаг как на образце» (образец приведён на странице альбома).

‑Какие цвета вы видите на Флаге? Как они расположены?

 

 

«Чтобы вы ещё лучше всё  запомнили, я покажу короткий фильм, но только  будьте внимательные и постарайтесь  всё запомнить».

1.Учитель демонстрирует фрагмент фильма из сборника «Гора самоцветов».

2. -О чём рассказывалось в фильме?

 

 

- Наша страна – какая по размеру?

- Какой главный город нашей страны?

-Сколько городов, деревень, сёл  расположено  на её территории?

« Некоторые из них вы уже знаете. Давайте их вспомним ».

Работа с деформированными словами:

Прочитайте, подумайте и вставьте пропущенные  буквы в слова.

…осква,…оронеж, …очи,…ологда.

 

Учитель вызывает к доске  сильного ученика.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка самостоятельно выполненного задания - чтение слов сильными учениками.

-Какую букву написали в начале слов?

 

«А теперь вспомним названия некоторых городов и  найдём их  на карте».

-Покажите столицу России.

-Покажите город Сочи. Чем он знаменит?

- В каком городе находится усадьба  деда Мороза? ( В Вологде).

-Учитель просит ученика К.М. показать свой родной город. ( Воронеж)

Учитель: « Если вы внимательно посмотрите на карту, то увидите, что городов, деревень, сёл  на территории России более тысячи. Много это или мало?

Есть города современные, с высотными домами, широкими улицами. А есть старинные, маленькие, очень красивые города.

У каждого города, деревни, села есть свои названия  и каждый из них чем- то знаменит!

Учитель показывает презентацию о городах.

Палех  известен на весь мир мастерством  лаковой росписи деревянных шкатулок. Гусь- Хрустальный – знаменит необыкновенными изделиями  из тонкого и хрупкого  материала- хрусталя. Мышкин. В этом городе почти триста лет назад научились делать  знаменитые  на весь мир  валенки. Павлов – Посад – художники  только  этого города так мастерски могут украсить платок. Гжель –  весь мир знает эту необыкновенную керамическую посуду, расписанную   синими и голубыми узорами. А Хохлома! Чашки, подносы, ложки ..из дерева сияют золотой росписью, словно перья Жар-птицы.

Жостово -  вряд ли кого оставит равнодушным  красота расписных металлических подносов, цветы  на них - словно живые.

Эти города, деревни и сёла являются памятниками древней культуры Руси и охраняются государством. Когда вы станете чуть постарше, то обязательно надо побывать в этих местах, тем более что расположены они недалеко от Москвы, как вы видите на карте.

Ну, а теперь пришло время отдохнуть. Где бы вы хотели отдохнуть?

- Почему?

 

 

-Поедем  отдыхать за город – в деревню  и село.

Учитель ставит перед детьми указатели с названиями (П) ПРОСТОКВАШИНО

               (Р) РОМАШКИНО,

 предлагает прочитать и исправить ошибки.

 

 

 

Учащиеся отвечают, опираясь на таблицу: «Мы учились писать названия городов, сёл, деревень».

Фронтальная работа:  учащиеся повторяют начало предложения,  добавляя нужное слово, слабый ученик повторяет всё  предложение самостоятельно.

 

 

Дети выполняют упражнения, опираясь на образец учителя и содержание четверостишия.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, что торопятся в школу, бегут.

 

Учащиеся изображают бегущего человечка указательным и средним пальцами.

 

 

Дети выполняют упражнение в соответствии с  содержанием стихотворных строк по образцу учителя.

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей, возможен  хоровой ответ.

Учащиеся, не выполнившие домашнего задания, поднимают руку и объясняют причину.

 

 

Учащиеся вспоминают правила правописания имён собственных. Ответы  детей – сильный, затем повторяет слабый.

 

Дети слушают учителя

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают:  «Сегодня …..»

Записывают в альбомах число, классная работа.

Ученики рассматривают  изображение, высказывают своё мнение.

Ученик у доски складывает слово  «Россия», читает его.

Ученик отвечает: «Россия- это название страны, в которой мы живём».

Дети отвечают, что любят свою страну, берегут её…

 

Учащиеся слушают речь учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают: «Слово Россия пишется с большой буквы».

«Первый - звук «Р».

Звук обозначается буквой  (Эр).

 

 

 

 

Учащиеся пишут в альбомах

Р РРРР.Слабыедети пишут половину строчки.

Отвечают слабые учащиеся - «Вторая буква - о». Слог «Ро».

Учащиеся пишут буквы с соединением РоРоР

 

 

 

 

 

 

 

Дети списывают  слово с доски в альбомы.

 

 

 

 

 

 

Ученики подписывают на изображении флага слово Россия.

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся знакомятся с содержанием видеоролика.

Дети отвечают: «В фильме рассказывалось о флаге, о гербе, о городах России»

 

« Наша страна очень большая».

«Главный город – Москва».

« На территории России – много городов, деревень, сёл ».

 

 

 

Учащиеся вставляют пропущенные буквы, используя опыт предыдущих уроков и названия городов на карте (классная карта). У доски – сильный ученик, который вставляет пропущенные буквы в слова и повторяет правило. Остальные учащиеся списывают слова в тетрадь. Слабые – списывают с карточки ( письменные буквы).

Сильные учащиеся выполняют дополнительное задание на карточке:

(я)рославль, (р)остов, (к)острома, (с)уздаль –древние русские  города.

« В начале слов написали большую букву».

Учащиеся рассматривают карту РФ.

У доски два ученика –сильный и слабый. Первым показывает сильный , за ним повторяет слабый.

 

 

 

 

«Городов и деревень очень много ».

 

 

 

Дети слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают учителя, смотрят короткую презентацию о городах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дети отвечают: Отдыхать лучше всего за городом, в деревне. 

-Там чистый  воздух, пушистый белый снег. Можно поиграть в снежки, построить снежную бабу

Дети фломастером исправляют первую букву в словах. Повторяют правило.

Записывают слово в альбом.

 

 

 

 

 

Активизация познавательного интереса  учащихся, создание положительного  эмоционального настроя, развитие речи, закрепление навыка грамотного построения предложения.

Развитие  мелкой моторики.

 

 

 

 

 

 

Развитие ловкости и подвижности ведущих пальцев рук.

 

 

 

 

Развитие координации движений обеих рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  дружеских  чувств, укрепление детского коллективаРазвитие слухового внимания, формирование нравственных качеств(честность)

 

 

 

Развитие произвольной памяти, речи

 

 

 

 

Развитие произвольного внимания.

 

 

Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие произвольного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие каллиграфических навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний о Государственной символике, гражданско-патриотическое воспитание

 

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики

 

Повышение учебной мотивации,  интереса к изучаемому материалу.

 

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативной функции речи

 

 

 

 

 

Развитие произвольной памяти, внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение кругозора, развитие произвольной памяти, речи

 

Развитие общешкольных навыков ,пространственной ориентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение кругозора, воспитание эстетических чувств

 

 

 

 

Развития эстетических чувств, нравственное воспитание.

 

 

 

 

 

IV.Физкультминутка

 

 

 

 

V.Закрепление знаний

 

 

1.Просмотр фильма

 

 

2. Беседа по содержанию фильма

 

 

 

 

3. Работа в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая работа №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Итог урока

 

 

VII.Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

VIII.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для этого вызывает по одному человеку от каждой команды учащихся.

-Запись слова в альбом ( каждая команда записывает одно слово).

Ромашкино   Простоквашино

-« Теперь можно  ехать. В нашей деревне и селе замечательная погода – ясное,голубое небо, пушистый белый снег. Я предлагаю поиграть в  снежки».

 

«После отдыха в деревне  самое время посидеть за самоваром. Отправляемся в старинный русский город.

Внимательно посмотрите фильм про этот город, постарайтесь запомнить, чем он знаменит».

Краткая беседа по содержанию фильма.

-Как называется город?

-Чем знаменит город?

-Какой известный писатель родился на Тульской земле? Какие рассказы этого писателя мы читали?

-Как называется деревня  около Тулы, где делают глиняные игрушки (свистульки)?

1. Написать название города в альбоме( под диктовку) рядом с  иллюстрацией.

Тула

2.Работа с деформированным предложением.

-«Вы запомнили название села  рядом с городом Тула? Там, где делают филимоновские игрушки?

СЛАЙД , изображающий разные виды Филимоновских игрушек с последующим появлением названия .

Фи-ли-мо-но-во

Игрушки эти не простые, а с секретами

( например, игрушки – свистульки). Предложение, которое мы будем составлять, – тоже с секретом.

-Чтение слов на доске:

деревне  Филимоново игрушки делают В

-Что вы прочитали? Понятен смысл прочитанного?

- Что нужно сделать, чтобы составить предложение из этих слов?

 

Работа у доски – составление предложения из слов.

-Чтение получившегося предложения.

-Запись предложения в альбом.

Дополнительное задание для сильных учащихся - составление предложений с пронумерованными  словами

(3)родился  (1)В  (2) Туле  (4) Лев (5) Толстой

-Проверка  выполнения работ – чтение предложений.

-Как написали имя и фамилию  писателя?

 

Итак, мы сегодня учились писать особенные слова. Что это за слова? Как их надо писать?

-Какие слова ещё надо писать с большой буквы?

«Не забудьте это правило, т. к. дома вы  самостоятельно подпишете свой  рабочий альбом».

 Какое задание я давала в начале урока?

Ещё  одно задание в альбоме - подписать названия городов на  карте, опираясь на образец.

Урок наш подходит к концу. Вы все работали хорошо. Но, конечно, что- то не сразу получалось. Вспомните,  как  вы работали на уроке и постарайтесь сами оценить свою работу. Но только – честно!

Кто не сделал ни одной ошибки за урок- тот возьмёт на память о нашем уроке красный  тульский самовар. У кого была одна или две ошибки в работе или в ответах - заберёт домой самовар синего цвета. А кто был не очень внимательным  сегодня - тот выберет зелёный самовар.

2. Оценки за урок.

3.Сюрприз. Детям предлагается подойти к столу , снять с подноса ( Жостово) шаль (Павлово-Посадскую) , взять свистульки(Филимоново ) и тульские пряники.

 

Дети фломастером исправляют первую букву в словах. Повторяют правило.

Записывают слово в альбом.

           

Дети выходят и становятся в две шеренги( с музыкальным сопровождением  «Кабы не было зимы»), имитируют движения – лепка снежка, бросок..

 

 

 

Дети смотрят фрагмент фильма сборника «Гора самоцветов».

« Это город Тула».

«В Туле делают самовары, оружие, пекут пряники»

-«Писатель Лев Толстой».

-«Котёнок», «Птичка».

-«Деревня Филимоново».

 

Дети пишут название города в альбом.

 

 

 

Предполагаемые ответы детей

 

 

 

Дети проговаривают слово по слогам

 

 

 

 

Ученики читают слова на карточках, прикреплённые на доску.

«Мы прочитали слова».

«Нужно расставить их по местами».

 

Ученик у доски составляет предложение из слов.

 

Слабые списывают с карточки (письменный вариант)

 

 

Выполняют самостоятельно , задание – на карточке.

Чтение предложения сильными учащимися .«Имя и фамилию написали с большой буквы»

Названия городов,  деревень и сёл надо писать…..( с большой буквы)

Имена, фамилии людей.

 

 

 

«Надо раскрасить Флаг России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети наклеивают изображения самоваров  на титульный лист.

 

 Учитель оценивает результат самоанализа детей, , корректирует поставленные ими оценки.

 

 

Закрепление теоретических знаний

 

Развитие навыка коллективного взаимодействия, эмоциональная

разгрузка, развитие ловкости,координации движений

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи, кругозора

 

 

Развитие произвольного внимания, памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  общешкольных навыков, аналитико-синтетической функции мышления

 

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативной функции речи

 

 

 

 

 

 

 

Развитие критичного отношения к себе и результатам своего труда, обучение приёмам самоанализа

 

 

 

       
       
       

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010