Автор:
Кулик Марина Валерьевна
Аннотация
Кулик Марина Валерьевна. Занятие на тему «В мире природы» предназначено для 2 класса специальной «коррекционной» школы VIII вида. Занятие разработано в форме путешествие-викторина. В нем представлены методы и приемы: загадки о цветах, викторина про животных. Оборудование на занятии присутствует такое: волшебный цветок, картинки птиц, животных, жетоны «Лучшие знаток природы».
Статья:
Тема: В мире природы
Форма проведения: путешествие-викторина
Цель: формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы;
развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности чрез отгадывание загадок и викторины о животных;
воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы; корригировать поведение детей в природе посредствам выработке положительных установок через упражнения, игры и задания.
Методы и приемы: загадки про цветы, викторина «Животные в сказках»
Оборудование: цветок, картинки птиц, животных, жетоны «Лучшие знаток природы».
Ход занятия
- I. Организационный момент.
Добрый день, мои маленькие жители школьной страны. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы, а помогать в путешествии нам будут ваши знания, умения и ваша дружба. Готовы вы отправиться в путь? А помогать нам будет волшебный цветок. Надо только его попросить:, 1-2-3- ты цветок нам помоги! ''
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг - …
природа! (Дети говорят хором)
- II. Основная часть.
Ребята, а знаете ли вы, что природа бывает живая и неживая. То есть живая природа – это все насекомые, животные, птицы, растения. К неживой природе относятся солнце, ветер, снег.
Итак, наше путешествие началось. И куда же мы с вами попали. Это царство птиц.
Царство птиц.
-Назовите птиц, которых вы видите на картинках: дятел, синица, воробей, голубь, сорока; гусь, утка, лебедь.
-Что общего у всех птиц?
-Чем они похожи?
-Посмотрите на птиц в верхнем ряду, они улетают на юг или зимуют с нами?
-Значит они какие? (зимующие).
-Где живут птицы 2-го ряда? (на воде)
- Как они называются одним словом? (водоплавающие).
- Ребята, а как человек может помочь зимой птицам? (Ответы детей).
Совершенно верно, птиц зимой нужно кормить и Сибирячок тоже призывает нас ухаживать за природой и ее в обиду не давать.
Читается стихотворение «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Викторина «Животные в сказках»
– Я буду читать вам отрывки из разных сказок, а вы будете внимательно их слушать. Если вы услышите, что в этом отрывке говорится о животном, то вы найдете его на картинке и поднимите эту картинку.
а) отрывок из сказки: "Смоляной бычок"
(Жили–были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и рыжие, и пестрые, и черные, и белые. А с одной бежал бычок – черненький маленький.)
б) отрывок из сказки: "Лиса и козел"
(Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить – не выскочишь.)
в) отрывок из сказки: "Два жадных медвежонка"
(По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына.)
г) отрывок из сказки: "Красная шапочка"
(Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.)
д) отрывок из сказки: "Заяц и еж"
(Однажды в ясный, солнечный денек, стоял еж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.)
е) отрывок из сказки: "Маша и медведь"
(Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька.)
Ребята, звери написали обращение к нам, чтобы мы не бросали мусор в лесу, потому что они могут пораниться, чтобы мы не разжигали костры в лесу, иначе произойдет пожар и лес сгорит.
Итак, что не должен человек делать. (ответы детей). Правильно, потому что мы друзья природы.
Физминутка
Мы с вами про птиц узнали, в каких сказках животные присутствуют, узнали, а теперь давайте поиграем в игру. Я вам читаю стихотворение, вы должны все повторять.
Мы в лесу гуляли, зайку повстречали
Сидит зайка под кустом ушки длинные торчком.
Мы в лесу гуляли, лисичку повстречали
Роет лапкой норку, хочет съесть мышонка.
Мы в лесу гуляли, мишку повстречали
Мишку косолапого, толстого мохнатого.
Мы в лесу гуляли, волка повстречали
Ножками затопали, волка испугали
И сами убежали!
Ребята нам с вами цветок отправил еще одно задание, и это задание лежит в этом конверте. (Один из учеников достает задание «Загадки про растения»).
Загадки про цветы.
Слушайте внимательно.
Все стихи здесь про цветы
Я их знаю, ну а ты?
1. Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел?
(Одуванчик)
2.Первым вылез из землицы
На проталине,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
3.Часто мы его встречаем
Лепесточки белые мы на нем считаем,
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него.
(Ромашка)
4.Колосится нежно рожь,
Там, такой цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий
Все ж на звездочку похож.
(Василек)
5.Я серьезный и красивый
Меня люди берегут
Они очень меня любят
Гладиолусом зовут.
(Гладиолус)
6.А у нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Анютины глазки
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(Анютины глазки)
- А можно ли охапками рвать цветы? (ответы детей)
- А как нужно рвать цветы? (По одному, или букетом). Так всегда поступайте. А самый большой друг природы – это Сибирячок. И в нашей школьной библиотеке есть журналы «Сибирячок». Которые нас призывают любить и охранять природу, и её в обиду не давать.
- III. Заключительная часть.
-Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Давайте попросим цветок помочь нам вернуться в класс. (Дети, проговаривают слова: «1, 2, 3-нам вернуться помоги».)
-Где мы побывали?
-Кого мы видели во время путешествия?
Дарятся жетоны «Лучшие знатоки природы».