Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Обобщающий урок по теме «Земноводные»

Автор:
Милосердова Елена Николаевна

Аннотация:

Аннотация

 

Автор: Милосердова Елена Николаевна.

Тема: Обобщающий урок по теме «Земноводные»

Класс: 8

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма: урок – состязание

Цели:

-обобщить знания обучающихся по теме «Земноводные»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

-развивать и корригировать умения переносить полученные знания по теме в новую ситуацию, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения через различные виды игровых заданий;

-воспитывать бережное отношение к земноводным, развивать познавательный интерес, любознательность.

Статья:

Тема: Обобщающий урок  по теме «Земноводные».

Класс: 8

Цели:

- обобщить знания обучающихся по теме «Земноводные»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

-развивать и корригировать умения переносить полученные знания по теме в новую ситуацию, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения через различные виды игровых заданий;

-воспитывать бережное отношение к земноводным, развивать познавательный интерес, любознательность.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Фома урока: урок- состязание

Оборудование: разрезные картинки, загадки, иллюстрации земноводных, набор карточек с цифрами от 1 до 10, чёрный ящик, карточки с заданиями, трафарет лягушек, набор карточек «Органы пищеварения».

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на две команды по 5- 6 человек. Урок проводится в форме соревнования (конкурсов), в ходе которых рассматриваются главные аспекты по теме «Земноводные».

Приветствие команд. Организация рабочего места.

 

 2. Объявление темы и целей урока.

-Учитель: Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо поработать с  разрезными картинками.

-Ваша задача -  как можно быстрее собрать  картинки и  назвать  животных, которые  получились.

Ответ: лягушка, жаба.

-Учитель: Молодцы, вы, конечно же догадались, о ком сегодня пойдет речь?

Ответ: о земноводных.

-Учитель: Конечно же, о Земноводных. Тема нашего урока «Земноводные или Амфибии».
-Сегодня на уроке мы обобщим знания по данной теме и еще раз убедимся, что, действительно, Земноводные не столь совершенны, но они полезны и требуют защиты. Наш урок пройдет в форме соревнования, и именно поэтому вы сидите по группам: 2 команды.

3. Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильного усвоенного.

Разминка.

-Ребята, отгадайте загадки:

  • На лугу по кочкам,
    Прыгают листочки!
    Выпуклые глазки,
    И кривые лапки.
    Только где же ушки?!
    Кто это? (Лягушки)
  • Вся покрыта бугорками, 
    У неё дурная слава! 
    Почему-то все боятся, 
    Убегают, сторонятся!  (Жаба) 

 

  • Возле речки
    Водолазы,
    Зелены,
    И лупоглазы,
    Про себя,
    И даже вслух.
    Целый день
    Считают мух! (Лягушки)

 

·       Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух -
И в воду — плюх! (Лягушка)
 
·       Подрастала -
Хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла -
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
-Учитель: Молодцы! Ребята, скажите, по каким признакам вы определили, что в загадках говорится о  лягушке и жабе?
Ответ: лягушка зелёная с выпуклыми глазами, передвигается прыжками, живёт возле воды, питается мухами. Кожа жабы покрыта бугорками, люди стараются не трогать этих животных, сторонятся их.
 
·       1 конкурс «Сочинение»
-Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, составить рассказ по плану. 1 команде – составить рассказ о лягушке, 2 команде – о жабе. Время пошло! (Приложение 1.)

Ответ:  капитан  каждой команды зачитывает получившийся рассказ.

 (За верный  ответ команда получает трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка). (Приложение 2.)

 
·       2 конкурс « Биологический диктант»

-Учитель: При освоении новой среды обитания Земноводным пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для более ранних позвоночных. У вас на столах есть набор цифр от 1 до 10. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, эти слова перед вами (на доске).

-По ходу моего чтения вы должны найти нужную цифру, которая является кодом данного слова. Внимание! 

  • Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью . . .    4- легких)
  • Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало . . .     (3 -трехкамерным)
  • Земноводные первыми встали . . .   (1- на ноги)
  • У них есть позвоночник, они первыми научились . . .   (5 -поворачивать голову)
  • Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали . . .  (7- мигать)
  • Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в . . .

  (6 -слюнтяев)

  • Оставив сушу, они не порвали связь . . .   (2 с водой)
  • Какие  особенности  имеет   кожа земноводных…..(10- дышат в воде)
  • Заметив добычу, быстро открывают рот и выбрасывают наружу…. (9 - язык)
  • Проводят долгую зиму ….(8 -  в спячке)


Ответы:
 1 – 4, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 5, 5 – 7, 6 – 6, 7 – 2, 8- 10, 9- 9, 10 - 8
Итоги диктанта: за каждый правильный ответ получают трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка.

 

  •  3 конкурс  «Сам себе на уме!»

-Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам тесты. Ваша задача – прочесть текст
 и выбрать номера правильных, по мнению группы ответов, и записать их под тестом. (Приложение 3.)

-Поощрение обучающихся -за  правильно выполненный тест получают трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка 

 

  • 4 конкурс  «Кто быстрее!»

-Учитель: Ребята, у вас на столах есть набор карточек с названиями органов пищеварения. Ваша задача-  расположить  органы  пищеварения земноводных  в  порядке  прохождения  пищи. Для этого нужно взять карточку, подбежать к доске, прикрепить её в правильном порядке. Не забывайте, данный конкурс на правильность и быстроту! (Приложение 4)

-Итак, прочитайте, что  у  вас получилось? (подведение результатов, поощрение)

 

  • 5 конкурс  «Путаница!»

-Учитель: Ребята, перед вами схема «Размножение и развитие лягушки». Но все слова перепутаны. Ваша задача – записать слова в правильном порядке развития лягушки.

Икра                                                                  Лягушонок

               Личинки лягушки - головастики

 

-Подведение результатов, поощрение.

 

4. Приведение в систему воспроизведённых  знаний и умений, их обобщение.

Минутка отдыха

-Учитель: Ребята, давайте отдохнём, а в этом нам поможет игра «Чёрный ящик».

-В черном ящике находится предмет, который используется при плавании. В основу его конструирования были положены особенности строения лягушки.

-Какой это предмет?

Ответ: ласты (сконструировал  их француз Луи де Корле 1929 г.).

(Демонстрация иллюстраций с изображением ласт.)

  • 6 конкурс «Прятки»

Учитель: Ребята, данный конкурс является заключительным нашего урока. Мы много говорили о земноводных, поэтому сейчас ваша задача заключается в том, чтобы дать общую  характеристику  класса  земноводных, используя   уже  имеющиеся  знания.

Итак, составьте   рассказ,   вставляя попущенные  слова  в  текст (каждой команде раздаются карточки). (Приложение 5)

-Подведение результатов, поощрение.

 

5.  Итог урока.

-Учитель: Наш урок-состязание подходит к концу, пришло время подвести итоги. Сколько лягушек накопилось у вас за игру. (подсчет)

-Оценка учителя – лучшая группа получает «5».

Учитель: А теперь я попрошу капитанов каждой команды объективно оценить работу каждого из участников и передать оценочный лист мне.

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем, 
Как чист и прозрачен родной водоем»!
-Ребята, давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно. До свидания!

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010