Автор:
Милосердова Елена Николаевна
Аннотация
Автор: Милосердова Елена Николаевна.
Тема: Обобщающий урок по теме «Земноводные»
Класс: 8
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма: урок – состязание
Цели:
-обобщить знания обучающихся по теме «Земноводные»;
-развивать и корригировать умения переносить полученные знания по теме в новую ситуацию, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения через различные виды игровых заданий;
-воспитывать бережное отношение к земноводным, развивать познавательный интерес, любознательность.
Статья:Тема: Обобщающий урок по теме «Земноводные».
Класс: 8
Цели:
- обобщить знания обучающихся по теме «Земноводные»;
-развивать и корригировать умения переносить полученные знания по теме в новую ситуацию, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения через различные виды игровых заданий;
-воспитывать бережное отношение к земноводным, развивать познавательный интерес, любознательность.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Фома урока: урок- состязание
Оборудование: разрезные картинки, загадки, иллюстрации земноводных, набор карточек с цифрами от 1 до 10, чёрный ящик, карточки с заданиями, трафарет лягушек, набор карточек «Органы пищеварения».
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс делится на две команды по 5- 6 человек. Урок проводится в форме соревнования (конкурсов), в ходе которых рассматриваются главные аспекты по теме «Земноводные».
Приветствие команд. Организация рабочего места.
2. Объявление темы и целей урока.
-Учитель: Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо поработать с разрезными картинками.
-Ваша задача - как можно быстрее собрать картинки и назвать животных, которые получились.
Ответ: лягушка, жаба.
-Учитель: Молодцы, вы, конечно же догадались, о ком сегодня пойдет речь?
Ответ: о земноводных.
-Учитель: Конечно же, о Земноводных. Тема нашего урока «Земноводные или Амфибии».
-Сегодня на уроке мы обобщим знания по данной теме и еще раз убедимся, что, действительно, Земноводные не столь совершенны, но они полезны и требуют защиты. Наш урок пройдет в форме соревнования, и именно поэтому вы сидите по группам: 2 команды.
3. Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильного усвоенного.
Разминка.
-Ребята, отгадайте загадки:
- На лугу по кочкам,
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки,
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Кто это? (Лягушки) - Вся покрыта бугорками,
У неё дурная слава!
Почему-то все боятся,
Убегают, сторонятся! (Жаба)
- Возле речки
Водолазы,
Зелены,
И лупоглазы,
Про себя,
И даже вслух.
Целый день
Считают мух! (Лягушки)
· Не зверь, не птица,Всего боится.Половит мух -И в воду — плюх! (Лягушка) · Подрастала -Хвост растила,Платье тёмное носила.Подросла -Зеленой стала,Хвост на весла поменяла. (Лягушка)-Учитель: Молодцы! Ребята, скажите, по каким признакам вы определили, что в загадках говорится о лягушке и жабе?Ответ: лягушка зелёная с выпуклыми глазами, передвигается прыжками, живёт возле воды, питается мухами. Кожа жабы покрыта бугорками, люди стараются не трогать этих животных, сторонятся их. · 1 конкурс «Сочинение»-Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, составить рассказ по плану. 1 команде – составить рассказ о лягушке, 2 команде – о жабе. Время пошло! (Приложение 1.)
Ответ: капитан каждой команды зачитывает получившийся рассказ.
(За верный ответ команда получает трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка). (Приложение 2.)
· 2 конкурс « Биологический диктант»-Учитель: При освоении новой среды обитания Земноводным пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для более ранних позвоночных. У вас на столах есть набор цифр от 1 до 10. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, эти слова перед вами (на доске).
-По ходу моего чтения вы должны найти нужную цифру, которая является кодом данного слова. Внимание!
- Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью . . . 4- легких)
- Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало . . . (3 -трехкамерным)
- Земноводные первыми встали . . . (1- на ноги)
- У них есть позвоночник, они первыми научились . . . (5 -поворачивать голову)
- Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали . . . (7- мигать)
- Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в . . .
(6 -слюнтяев)
- Оставив сушу, они не порвали связь . . . (2 с водой)
- Какие особенности имеет кожа земноводных…..(10- дышат в воде)
- Заметив добычу, быстро открывают рот и выбрасывают наружу…. (9 - язык)
- Проводят долгую зиму ….(8 - в спячке)
Ответы: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 5, 5 – 7, 6 – 6, 7 – 2, 8- 10, 9- 9, 10 - 8
Итоги диктанта: за каждый правильный ответ получают трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка.
- 3 конкурс «Сам себе на уме!»
-Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам тесты. Ваша задача – прочесть текст
и выбрать номера правильных, по мнению группы ответов, и записать их под тестом. (Приложение 3.)
-Поощрение обучающихся -за правильно выполненный тест получают трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка
- 4 конкурс «Кто быстрее!»
-Учитель: Ребята, у вас на столах есть набор карточек с названиями органов пищеварения. Ваша задача- расположить органы пищеварения земноводных в порядке прохождения пищи. Для этого нужно взять карточку, подбежать к доске, прикрепить её в правильном порядке. Не забывайте, данный конкурс на правильность и быстроту! (Приложение 4)
-Итак, прочитайте, что у вас получилось? (подведение результатов, поощрение)
- 5 конкурс «Путаница!»
-Учитель: Ребята, перед вами схема «Размножение и развитие лягушки». Но все слова перепутаны. Ваша задача – записать слова в правильном порядке развития лягушки.
Икра Лягушонок
Личинки лягушки - головастики
-Подведение результатов, поощрение.
4. Приведение в систему воспроизведённых знаний и умений, их обобщение.
Минутка отдыха
-Учитель: Ребята, давайте отдохнём, а в этом нам поможет игра «Чёрный ящик».
-В черном ящике находится предмет, который используется при плавании. В основу его конструирования были положены особенности строения лягушки.
-Какой это предмет?
Ответ: ласты (сконструировал их француз Луи де Корле 1929 г.).
(Демонстрация иллюстраций с изображением ласт.)
- 6 конкурс «Прятки»
Учитель: Ребята, данный конкурс является заключительным нашего урока. Мы много говорили о земноводных, поэтому сейчас ваша задача заключается в том, чтобы дать общую характеристику класса земноводных, используя уже имеющиеся знания.
Итак, составьте рассказ, вставляя попущенные слова в текст (каждой команде раздаются карточки). (Приложение 5)
-Подведение результатов, поощрение.
5. Итог урока.
-Учитель: Наш урок-состязание подходит к концу, пришло время подвести итоги. Сколько лягушек накопилось у вас за игру. (подсчет)
-Оценка учителя – лучшая группа получает «5».
Учитель: А теперь я попрошу капитанов каждой команды объективно оценить работу каждого из участников и передать оценочный лист мне.
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
-Ребята, давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно. До свидания!