Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коллекционирование как средство развития исследовательских умений учащихся

Автор:
Ковтун Лариса Николаевна

Аннотация:

Автор

Ковтун Лариса Николаевна

 

Тема. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений учащихся.

 

Аннотация.

В статье раскрыта необходимость коллекционирования, которая обусловлена современными задачами развития школьного исторического образования, усилением роли предметной дисциплины. Раскрывается процесс формирования любознательности, внимания, эмоциональной активности и направленности интересов школьников  в процессе изучения истории в среднем звене. Обобщается опыт коллективной работы учащихся, а также их умение самостоятельно действовать и принимать решения. Показано, как исследовательская деятельность в процессе коллекционирования создаёт благоприятные условия для расширения исторического кругозора учащихся, развития их познавательных способностей. Статья предназначена для учителей – дефектологов, практиков, воспитателей коррекционных школ-интернатов и любителей-коллекционеров.    

 

 

 

Ковтун Л.Н.


            

Статья:

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным».

                                                                                                      А. Дистервег

В последние годы система образования направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Настоящее время  требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.

Один из возможных способов достижения указанных целей - использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу относится метод проектов, составляющий научно- исследовательскую деятельность учащихся.

            Исследовательская деятельность включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей. Современный мир так динамичен и стремителен, что ориентирует педагогику на переоценку роли исследовательских методов в образовании. Формировать навыки необходимо уже в младшем возрасте. Ребёнок рождается исследователем, жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - нормальное, естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Работа посвящена проблеме осмысления феномена коллекционирования как составной части социокультурной деятельности человека. Актуальность темы определяется все возрастающим интересом к проблемам коллекционирования. Остаётся актуальной для историков, психологов и социологов. Коллекционирование и собирательство стало сегодня широко распространённым увлечением учащихся.

Изучить особенности коллекционирования на уроках истории. Теоретически обосновать систему педагогических условий, которые способствуют развитию образно-предметного  мышления на уроках истории в среднем звене. Выяснить, как коллекционирование способствует расширению кругозора, влияет на формирование культурного и интеллектуального уровня ребёнка.

Объектом исследования является коллекционирование как социокультурный феномен.  Процесс создания образов в ходе развития мышления у детей с ЗПР.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать материал по теме коллекционирования и дать понятие о его видах. Научиться получать информацию из  различных источников и применять полученные знания на практике. Выяснять, помогает ли коллекционирование расширению кругозора, общению в коллективе? Оценить влияние коллекционирования на развитие внимания и памяти детей с ЗПР. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов, развивая умение анализировать собранные материалы и презентовать чётко информацию.

2.Изучить виды коллекционирования.

3.Анализ  литературы по проблеме исследования.

4. Проверить эффективность разработанной программы.

Можем предположить, что коллекционирование не только развивает внимание, память, но и формирует культурный, интеллектуальный уровень, способствует расширению кругозора, помогает общению в коллективе. На определённом этапе изучения истории закладывать в детях основы гражданственности, патриотизма и толерантности.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в формировании навыков, умений и личностного мировоззрения учащихся с ЗПР.

Глава I . Теоретические основы исследования.

1.1                Развитие навыков исследовательской деятельности при коллекционировании.

Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств для включения ученика в собственную деятельность. В тоже время существуют увлечения школьников, которые раскрывают их индивидуальность. Одним из таких увлечений является коллекционирование. Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы В. И. Андреева, Н. А. Семеновой. Под исследовательскими умениями понимаются интеллектуальные и практические умения.

В Большой Советской энциклопедии коллекционирование рассматривается как целенаправленное собирательство однородных предметов, имеющих научную, историческую или художественную ценность.

            Школьники часто коллекционируют наклейки, фантики, марки, игрушки. Собирая коллекцию, ученик расширяет кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Восприятие предметов коллекции и создание макетов придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству учащихся с ЗПР. Ведь персонажи активизируют имеющиеся у школьников знания, опыт, придают направленность их творческим интересам.

В процессе коллекционирования развиваются процессы и умения, являющиеся ступеньками к творчеству: познавательные, психические процессы (внимание, нестандартное мышление), умение наблюдать, выделять главное, устанавливать аналогию и комбинировать.

Чтобы такое увлечение учеников не было бессмысленным сбором, а способствовало развитию исследовательских умений, процессом коллекционирования необходимо управлять. Здесь неоценима помощь родителей.

У школьников нужно воспитывать бережное отношение к коллекции. Они должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, в то же время нельзя их делать неприкасаемыми, тогда учащиеся потеряют к ним интерес. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать  вещи, располагая их по- своему.

Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Стойкость к коллекционированию  у  школьников во многом зависит от того, культивируют ли взрослые (родители и учителя) его собирательство или  гасят желание своим пренебрежительным отношением. Если родители и учителя поддерживают  интересы школьника, направляют его познавательную деятельность, то это способствует  формированию таких качеств, как любознательность, пытливость и наблюдательность, что развивает активность детей на уроке, четкую познавательную направленность.

1.2                Этапы учебного проекта «Коллекционирование».

Разработаны следующие этапы учебного проекта «Коллекционирование»:

- организационный этап

Организация работы на этом этапе способствует формированию у школьников умений определять тематические рамки коллекций, выбирать объект интереса, ставить задачи в соответствии с темой коллекции.

-планирование работы

Этот этап способствует формированию у школьников таких исследовательских умений, как составление плана деятельности, определение цели работы.

- выполнение проекта

У учащихся сформировалось умение выражать замыслы и вносить коррективы в ранее принятый план действий, систематизировать, наблюдать.

-предоставление результатов своей работы

Важнейший заключительный этап, способствующий осмыслению учениками своих действий. Это очень важно для работы, так как помогает достичь результата.

Коллекционированием  увлекаются обычно все  дети, не только одарённые. Это индикатор уровня развития интеллекта ребенка. Коллекционирование - занятие долговременное.  Оно с полным правом относится к одному из вариантов учебно - исследовательской деятельности.

Ученик, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска.

Глава II. Экспериментальное исследование в процессе учебной деятельности.

2.1 Задачи и методика исследования.

Цель - разработать методику применения коллекционирования на уроках и результативность её действия на развитие  успешности в обучении детей с ЗПР.

Экспериментальное исследование по методике применения коллекционирования и его результатов в учебном процессе  проводилось на базе КГУ «Специальная (коррекционная) школа- интернат №2» для учащихся 7 класса с ЗПР в процессе преподавания истории средних веков. Анализ проводился до эксперимента и после. На этапе исследования проведён экспериментальный урок,  ориентированный на фронтальную, групповую работу учащихся с ЗПР  в 7 классе с применением коллекций, собранных детьми задолго до урока. По сравнению с контрольным классом, где обучение проводилось традиционно, интерес детей к предмету в экспериментальном классе был гораздо выше.

Систематизация детьми  собранных материалов - это научная задача. Например, в процессе преподавания истории древнего мира, можно договориться с детьми собирать коллекции. Каждый выбирает то, что он будет коллекционировать. Кто- то коллекционирует монеты, кто- то марки, иллюстрации, открытки и др. А чтобы коллекция собиралась быстрее, можно договориться собирать их вместе всем классом. Например, каждый, кто найдёт  что-то  из коллекции другого, отдает их тому, кто это собирает. В этих условиях коллекция собирается быстрее. Коллекционирование любит аккуратность, строгость и точность, поэтому сразу договариваемся, что коллекционеры принесут из дома то, что имеют. Данная работа  завершается рефератом, то есть небольшим рассказом о своей коллекции, обязательно связанным с изучаемым материалом. Например, «Всемирная история средних веков»  7 класс, раздел «Расцвет средневековья в 11-15 веках», темы «Средневековое искусство», «Городская жизнь в Европе»- при изучении данных тем дети с удовольствием коллекционируют иллюстрации, картины художников, собственные рисунки к темам. Могут выполнить даже поделки, например, макет Пизанской башни, Колизея в миниатюре.

Детское коллекционирование лишь внешне кажется далёким занятием от научно- исследовательской практики взрослого. Однако, механизм коллекционирования - есть механизм создания описательных теорий. Но не только коллекционировать можно вышеуказанное. Очень познавательно коллекционирование, т.е. собирательство высказываний, терминов по всемирной истории средних веков, по истории Казахстана. Это можно  провести в игровой форме «Кто больше знает?». Здесь уместна работа с энциклопедическим материалом. Они узнают происхождение слов,  исторических понятий. Так обогащается исторический словарик. Достигнут ли занимающиеся коллекционированием школьники столь высоких уровней в науке, мы не знаем, но первые шаги в освоении способов создания описательных теорий есть.

Коллекционирование как часть вспомогательного исторического материала применяется  и на уроках истории Казахстана  когда:

-учащиеся выступают со сведениями об археологии;

-когда представляют понятие «этнография». Показывают национальные костюмы в иллюстрациях, собранных ими;

-или рассказывают о нумизматике- науке, изучающей монеты;

- говорят о топонимике;

-или представляют тему генеалогия- история предков. Собирают родословные;

-представляют геральдику- науку, изучающую символы и знаки.

В работе учителя очень важно пробудить у школьников интерес, «завести» механизм формирования способностей. Умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом»- все это происходит в процессе коллекционирования. Удивление, интерес, любознательность – вот слагаемые, которые заставляют внимательнее присматриваться к знакомым предметам, окружающим нас, помогают приобщиться к миру тайн и открытий, осознать, что в этих предметах труд многих людей, опыт многих поколений, в них отражается путь человеческой цивилизации.

2.2 Академик И. П. Павлов о коллекционировании.

Академик И. П. Павлов, сам будучи филателистом, положительно отзывался о коллекционировании, говорил о том, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом - словом, воспитывает качества, необходимые для исследовательской деятельности в любой области науки и производства. Работа над исследовательским проектом помогает школьникам научиться выделять главное в материале, анализировать информацию, раскрывать алгоритмы построения исследовательских задач, критически осмысливать полученные результаты и применять  их на практике. Исследовательская деятельность не только создает условия для развития творческой личности, но и вовлекает учеников в необычайно увлекательный  деятельностный  процесс, создает большие возможности для развития детской психики, обладает терапевтическим воздействием, развивает речь у ребят с ЗПР. Предметы коллекции используются не только как объект исследовательской деятельности, но и при проведении уроков по различным темам школьного курса химии, внеклассных материалов, тематических недель, классных часов. Коллекция оказывается интересным и своеобразным набором наглядных пособий не только по предмету, но и во внеурочной деятельности. Проведение многих внеклассных мероприятий очень оживляется при использовании предметов коллекции. В ходе общения с детьми  учителю удается показать свое чувство удивления, радости, гордости за техническое открытие, изобретение, то ответным чувством могут встрепенуться и сердца учеников. Проходят годы, меняются ученики, классы, методы обучения, но в памяти учеников всегда остается встреча с маленьким «чудом».

2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа в школе – ведущая деятельность по повышению качества образования и формированию ключевых компетентностей учащихся. Коллекционирование ведёт к созданию обучающей среды, которая способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, мотивирует учащихся самостоятельно добывать и использовать в образовательных целях необходимую информацию. В классах среднего звена учителем был  проведен опрос учащихся. Проанализируем результаты опроса: занималась коллекционированием третья часть учащихся в каждом классе. Половина из них начали собирательскую деятельность в начальной школе и раньше.  В данном случае преобладает мотив дружбы, связи поколений (родители научили, вместе собирали коллекцию). Конечно, не все дети должны коллекционировать что-то. Но коллекционирование является деятельностью, свойственной детям и подросткам. Поэтому, в дальнейшем стоит использовать связь поколений и опыт коллекционирования, советы старшего поколения.

Результаты эксперимента  убеждают в том, что применение на уроках истории  коллекций, собранных детьми,  позволяют:

1) проводить углубленный, объективный и достоверный анализ результатов обучения истории;

2) оказать положительное влияние на отношение школьников к изучению истории, побуждая их  более тщательно выполнять домашние задания, что очень важно для учащихся с ЗПР.

Анализируя результаты  исследования, приходим к следующим выводам:

  1. коллекционирование развивает интеллект, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать, приобретать новые знания;
  2. коллекционирование приучает детей к аккуратности, усидчивости, развивается любознательность, расширяет кругозор, творческий потенциал, обогащает внутренний мир, улучшает характер;
  3. в результате своих исследований дети  узнают много нового и интересного об истории и видах коллекционирования, знакомятся с коллекционерами и их коллекциями.

А самое главное –  расширяется круг общения, повышается авторитет среди сверстников, приобретается уверенность в своих силах, улучшаются в школе показатели по  истории в классах у детей с ЗПР. Все эти качества нужны для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Результаты экспериментального исследования (Приложение 1)

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- анализу была  подвергнута проблема формирования самообразовательной работы школьников на уроках истории в среднем звене;

-были уточнены положения современного похода к проблеме коллекционирования.

Заключение

Ученики всегда  нуждаются в дополнении непосредственно получаемых сведений той информации, которую они могут только представить себе. При этом вещи способны не только служить обретению реального опыта минувшего, но и выступать в качестве посредников в общении с отдаленными во времени или пространстве культурами, поддерживать связь между «видимым» и «невидимым» мирами, из которых состоит для человека универсум. Таким образом,  коллекционирование  в школе интегрирует в себе   те качества, которые проявляются в его особом, «музейном» отношении к миру.  Навыки коллекционирования необходимы и в личной жизни, и в образовании. В то же время это  увлечение, которое раскрывает их индивидуальность, внутренний мир, способствует развитию наблюдательности и расширению кругозора. Как результат – развитие  творческих и познавательных способностей  ребенка, воспитание аккуратности и усидчивости,  а заодно и реальная возможность проведения оригинальных конкурсов (в т.ч. и семейных, временные выставки коллекций с презентацией собирателей).  По направлениям может получиться достаточно широко, если заниматься коллекционированием: краеведение, эстетика, история, экология. А может получиться и клуб коллекционеров, куда можно приглашать на мастер-классы специалистов-музейщиков, филателистов.  Так, в ходе коллекционирования,   развивается  и  тренируется память учащихся: механически-смысловая, произвольная, непроизвольная, кратко-зрительная,  основные процессы памяти - восприятие, запоминание, сохранение, воспроизведение, развивается мышление учащихся: создаются проблемные ситуации, используются задания, формирующие параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления у учащихся с ЗПР Результаты экспериментальной работы показали, что более высокая обучаемость школьников возможна только в том случае, когда систематическая проверка знаний учащихся с помощью разных методик обучения, органически вписывается в процесс преподавания истории.

Литература

  1. Ю.К. Бабанский « Педагогический эксперимент». М. 1988
  2. М.Н. Скаткин «Методология и методика педагогического исследования».М.1986
  3. И.П. Павлов «Условные Рефлексы» Изд. 5-е, Л. 1932 с. 268
  4. «Большая энциклопедия» в 62 томах т. 52 М. Терра 2006
  5. И.С. Давыдова  «Педагогическая  психология» уч. пособие изд. Риор
  6. Л.Н. Прохорова «Воспитываем коллекционеров» М. 2006
  7. Л.Е. Никитина «Педагогическое прогнозирование» НОУ Московский психолого-педагогический институт.
  8. Журнал «История Казахстана: преподавание в школах и Вузах»

 № 1 2009стр.63

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010