Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коррекционные занятия по географии во вспомогательной школе

Автор:
Васильева Наталья Васильевна

Аннотация:

 Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно отсталых детей. Занятия по коррекции составлены с учетом умственного развития учащихся и программы по географии для школы VIII вида. Предложенное автором, Васильевой Натальей Васильевной, тематическое планирование коррекционных занятий позволяет системно развивать практические умения и навыки  учащихся.

Статья:

 Коррекционные занятия по географии во вспомогательной школе

 

                

Изучение  географии во вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно отсталых детей: внимания,  наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость.

На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной работы.

     В коррекционной школе, где учатся дети с глубокими нарушениями развития, система коррекционно-воспитательной работы подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития аномального ребенка. Благодаря охранительному режиму, предъявлению посильных требований, правильному чередованию различных видов деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащихся постоянно поддерживаются работоспособность и активность.

     Занятия по коррекции пространственных представлений составлены с учетом умственного развития учащихся и программы по географии для вспомогательной школы. При этом отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, предусматривает повторяемость материала в разных формах и объёме. Ряд тем постепенно усложняются и расширяются от 5 класса до 9 класса, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний. В содержание занятий включены наиболее сложные темы: «Ориентирование на местности», «План и карта», «Карта России», «Формы поверхности Земли», «Элементарная астрономия», «Календарь погоды».

  Коррекционные занятия не являются дополнительными уроками. Они не должны дублировать ни содержание, ни форму уроков. Однако по содержанию эти занятия тесно перекликаются с уроками географии. В процессе обучения учащихся выявляются запас их знаний и представлений, умений и навыков. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционных занятий. Продолжительность занятий с группой не должна превышать 20-25минут. Возможно объединение не более 3- 4 учеников, у которых обнаружены сходные затруднения.

Работа с целым классом на этих занятиях не допускается.

 Содержание занятий должно исключать «натаскивание», формальный, механический подход, быть максимально направлено на развитие ученика. Необходимо использовать различные виды практической деятельности. В некоторых случаях индивидуальные коррекционные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, географической карты, а также алгоритмами действия по впечатлению тем  или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания географической номенклатуры, терминологии, условным знакам географической карты. Следовательно, главная цель коррекционных занятий – формирование  готовности к восприятию сложных разделов программы. Практические работы, проводимые в процессе коррекционных занятий направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые они будут использовать в своей  дальнейшей деятельности на уроках географии. Изучению природоведения  в 5 классе должна предшествовать работа по формированию элементарных общегеографических понятий у учащихся более младших классов. (2, 3, 4 классы).

 Данные занятия делают акцент на личностно – ориентированный подход к каждому ученику, предназначены  для учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и  умений, местных условий.

Коррекционные занятия как одно из звеньев, в формирование обобщенного представления о ближайшем окружении, низкая способность к самостоятельному обобщению воспринимаемых  разрозненных предметов, установлению пространственных и причинно-следственных связей между ними.

Организация ежедневных  наблюдений за изменениями погоды, привлечение внимания  к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого, поможет не только в правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся, в частности для развития: речи, представлений, внимания, наблюдательности. Для учащихся вспомогательной школы понятие «климат» очень сложно, но необходимо. Систематические  наблюдения помогут им подойти к понятиям «погода», «климат», а главное, чтобы у учеников не создалось впечатление, что это одно и то же.

  При изучении темы «Календарь погоды» следует осуществлять дифференцированный подход к учащимся с тяжелыми осложнениями формами дебильности. Таких детей очень немного, но они всегда имеются в классе. Они заполняют самые простые элементы погоды: температура воздуха, облачность, осадки.

  В своей деятельности использую различные формы педагогической работы:- экскурсии в различные биоцинозы (луг, поле, лес, река) в разные  сезоны; целевые прогулки за пределы школы (парк, улица), прогулки по территории школы; - экскурсии в музей, на выставки, на предприятия; беседы-размышления. 

Разнообразны и методы коррекционных занятий: наблюдения во время экскурсий, прогулках организованной деятельности школьников на занятиях в повседневной жизни, в игровой деятельности; - моделирование; - чтение природоведческой литературы;- труд на участке школы; - географические путешествия – сказки:- интеллектуальный марафон, КВН.

Эти формы и методы коррекционных занятий в определенной системе призваны способствовать решению  одной из основных  коррекционно-воспитательных задач вспомогательной школы – развитие речи и познавательных возможностей детей. Внеклассные коррекционные  занятия ни в коей мере не повторяют формы работы на уроках.

Во время бесед, экскурсий, занятий необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учащихся искренний интерес, сопереживать и порадоваться вместе с ними. Для старших классов (6-9) организую экскурсии в Планетарий, музей  Мир Воды, Ботанический Сад, Зоологический Музей, музей Арктики и Антарктики, ВСЕГЕИ им. Карпинского, на хлебозавод «Лана» в г. Ломоносове.

Замечено, что полученные знания, подкрепленные эмоциями (радости, значимости собственного мнения) проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. После экскурсий обязательно провожу обобщающую беседу об увиденном. Собранный материал оформляем, лучшие работы идут на выставку. Материалы экскурсий в музеи и на предприятия оформляем в виде фотомонтажа.

 

Тематическое планирование по коррекции пространственных нарушений.

                                                                5 класс   (33 часа).             

                                                     I – четверть     ( 7 часов)

№ п\п

Месяц

Тема     занятий

Форма

1.

Сентябрь

Выявление запаса элементарных географических представлений и проверки умений и навыков, полученных в 1 – 4 классах.

Экскурсия

2.

 

Календарь погоды. Условные знаки.

Занятие коррекцион.

3.

 

Отчего лето бывает то теплым, то холодным?

Занятие коррекцион.

4.

 

Животные предсказатели погоды.

Занятие коррекцион.

5.

Октябрь

Великие путешественники. (Птицы, рыбы)

Экскурсия

 

Есть ли в природе вредные животные?

Занятие коррекцион.

 

Кто дольше всех живет на Земле?

Презентация ,в\ф     

6.

 

Почему Солнышко светит и греет?

Занятие коррекцион.

7.

 

Четыре стороны света.

Занятие коррекцион.

 

Времена года. Признаки. Высота Солнца.

Занятие коррекцион.

 

Влияние Солнца на планету Земля.

Занятие коррекцион.

 

                                             II – четверть    (8 часов)

 

Ноябрь

Путешествие по Звездному небу

 

1.

 

Взгляни на Звездное небо. Земля - круглая

Занятие коррекционное

2.

 

Ты живешь в семье Солнца.

Неделя дефо, КВН.

3.

 

Почему Луна бывает разная? Падают ли звезды с неба?

Внеклассная работа

4.

Декабрь

Ориентирование в пространстве.

Экскурсия.

5.

 

Горизонт. Стороны горизонта.

Занятие коррекционное

6.

 

Определение основных направлений по Солнцу. Ветер.

Экскурсия

7.

 

Термометр. Шкала. Градус.

Занятие коррекционное

8.

 

Календарь погоды. Условные знаки.

Занятие коррекционное

     

III – четверть  ( 10 часов )

1.

Январь

Земля – планета воды. Мир Воды. Музей.

Экскурсия

2.

 

Почему вода в реках пресная, а в океанах соленая?

Занятие коррекционное

3.

 

Самые интересные водные объекты на Земле.

Занятие коррекционное

4.

 

Работа воды в природе.

Занятие коррекционное

5.

Февраль

Самые интересные формы поверхности на Земле.

Экскурсия

6.

 

Искусственные реки.

Занятие коррекционное

7.

 

Земные стихии на планете.

Внеклассные мероприятие.

8.

 

Занимательная география. Ребусы. Кроссворд.

Внеклас. Меропр. КВН

9.

Март

Погода сегодня.

Занятие коррекционное

10.

 

Дидактическая игра «Когда это бывает?». «Откуда дует ветер?»

КВН

 

IV  - четверть  ( 8 часов)

1.

Апрель

План и карта. Признаки рисунка.

Занятие коррекционное

2.

 

План предмета. Признаки.

Занятие коррекционное

3.

 

План класса. Дидактическая игра.

Занятие коррекционное

4.

 

Атлас. Легенда карты.

Занятие коррекционное

5.

Май

Физическая карта полушарий.

Занятие коррекционное

6.

 

Физическая карта России.

Занятие коррекционное

7.

 

Главные города на карте России. Москва. СПБ.

Занятие коррекционное

8.

 

Граница на карте. Морская и сухопутная.

Занятие коррекционное

                                  

Тематическое планирование по коррекции пространственных представлений.

6 класс. 35час

                      I – четверть (8 часов)  «Календарь погоды. Занимательная астрономия.

№ п\п

   Месяц

              Тема     занятий  

           Форма

1.

Сентябрь

Ежедневные Солнышкины прогулки. Народные приметы.

Экскурсия.

2.

 

Какое оно наше Солнце?

Занятие коррек. В\Ф

3.

 

Что  в древности люди думали о Солнце.

Внеклассное занятие

4.

 

Воздух греется от земной поверхности.

Занятие коррекционное

5.

Октябрь

Движение воздуха.

Занятие коррек. В/Ф

6.

 

Где на Земле самое жаркое место.

Занятие коррекционное

7.

 

Дидактические игры. Пословицы. Поговорки.

Внеклассное мероприят

8.

 

Воздушные путешественники.

Занятие коррекционное

 

                                    II – четверть      (7 часов ) «План и карта. Ориентирование».

1

Ноябрь

Ориентирование. План и карта. Длина шага.

Занятие коррекционное

 

Глазомер. Линия горизонта.

Экскурсия

2.

 

Ориентирование класса, школы по сторонам горизонта

Занятие коррекционное

3.

 

Изготовление карточек условных знаков карты.

Занятие коррекционное

4.

Декабрь

Шкала глубин. Шкала высот. Таблица.

Занятие коррекционное

5.

 

Путешествуем по физической  карте России

Занятие коррекционное

6.

 

Самые, самые высокие горы.

Занятие коррекц. В\Ф

 

Занимательная география. Вода. Суша. Равнина.

Неделя дефо. КВН.

7.

 

Метро СПБ. Ориентирование  в метро по плану.

Экскурсия

 

                                              III – четверть   ( 10 часов)

1.

Январь

 Вода на Земле. Царица – водица. Сколько воды?

Занятие коррекционное

2.

 

Суша на планете  Земля.

Занятие коррекционное

3.

 

Путешествуем по физической карте полушарий.

Занятие коррекционное

4.

Февраль

Дидактическая игра «В каком полушарии?»

Занятие коррекционное

5.

 

Кто как зимует?

Занятие коррекционное

6.

 

Фонтаны на горизонте.

Чтение внеклассное

7.

 

Может ли быть жарко на севере и холодно на юге?

Занятие коррекционное

8.

Март

Погода и климат. Где на Земле самое жаркое место?

Занятие коррекционное

9.

 

Самая высокая и самая низкая температура.

Занятие коррекционное

10

 

Занимательная география. Кроссворды. Ребусы.

Занятие коррекционное

                                           

IV – четверть   (7 часов) Карта  России.

1.

Апрель

Физическая карта России. Цветные моря.

Занятие коррекционное

2.

 

Океанический дозор.

Занятие коррекционное

3.

 

Осторожно! Нефть в океане.

Занятие коррекционное

4.

 

Географическое положение океана. План изучения.

Занятие коррекционное

5.

Май

Москва – город пяти морей.

Занятие коррекционное

6.

 

Почему реки Сибири текут с юга на север?

Занятие коррекционное

7.

 

Схема строения гидроэлектростанции.

Занятие коррекционное

 

Тематическое планирование по коррекции пространственных представлений.

7 в класс. (35 часов).

                                          I четверть  8 часов. «Природа нашей Родины»

№ п\п

   Месяц

              Тема     занятий  

           Форма

1.

Сентябрь

Россия на карте мира.

Коррекционное занятие

2.

 

Занимательная география. Кроссворды «Острова», «Реки», «Полуострова», «Озера», «Города России».

Коррекционное занятие

3.

 

Что в древности думали о Солнце?

Коррекционное занятие

4.

 

Таблица условных знаков карты природных зон.

Коррекционное занятие

5.

Октябрь

Ледокол «Арктика» идет к Северному полюсу.

Коррекционное занятие

6.

 

Родильный дом белых медведей.

Коррекционное занятие

7.

 

«Бородачи возвращаются»

Коррекционное занятие

8.

 

Почему волки живут в стаях?

Внеклассное мероприятие.

 

                                                        II  четверть  8 часов.

1.

Ноябрь

Три среды обитания.

Коррекционное занятие

2.

 

Кто где живет?

Коррекционное занятие

3.

 

Почему муха жужжит, а комар пищит? Кто самый быстрый?

Коррекционное занятие

4.

 

Есть ли в природе вредные животные?

Коррекционное занятие

5.

Декабрь 

Занимательная география. Кроссворды, шарады, ребусы.

Неделя географии. КВН

6.

 

Экскурсия в Ботанический сад г. Санкт-Петербурга.

Экскурсия

7.

 

Друзья или враги?

Коррекционное занятие

8.

 

Города – миллионеры лесной зоны.

Коррекционное занятие

                                          

  III четверть. (10 часов).

1.

Январь

Заповедники Русской равнины.

Коррекционное занятие

2.

 

Кто как зимует?

Коррекционное занятие

3.

 

Растения – разведчики земных недр.

Коррекционное занятие

4.

 

Симфония камня. Богатства кладовых. (Драгоценные, полудрагоценные камни.)

Неделя географии.

 

5.

Февраль

Путешествуя с путешественниками

Н. М. Пржевальский.

П. П. Семенов – Тянь- Шанский.

Неделя географии

6.

 

Как человек пишет Красную книгу.

Коррекционное занятие

7.

 

Новороссийская бора.

Коррекционное занятие

8.

Март

Города на берегу Черного моря. Портовые города-курорты.

Коррекционные занятия

9.

 

Растения высоких гор.

Коррекционное занятие

10.

 

Это интересно знать. Занимательная география. Кроссворд «Живая природа»

КВН

Коррекционное занятие

 

                                              IV  четверть – 7 часов  «Своя область».

1.

Апрель

Погода, её предсказания. Типичные признаки погоды

Ленинградcкой области/

Коррекционное занятие

2.

 

Водяной пар. Виды облаков. Осадки. Влажность воздуха.

Коррекционное занятие

3.

 

Экскурсия к местному водоему.

Экскурсия

4.

 

Ладога.

Коррекционное занятие

5.

Май

Красавица Нева.

Коррекционное занятие

6.

 

Сады Санкт – Петербурга.

Коррекционное занятие

7.

 

Главные линии метрополитена в Санкт-Петербурге.

Экскурсия.

8.

 

Фенологические наблюдения в природе. Сбор материала для гербария. (Пролетарский парк.)

Экскурсия.

                                                           

Тематическое планирование по коррекции пространственных представлений.

8  класс. (35 часов).

                                                               I  четверть -  8 часов.

№ п\п

   Месяц

              Тема     занятий  

           Форма

1.

Сентябрь

Элементарная астрономия.

Коррекционное занятие

2.

 

История Солнечной системы.

Коррекционное занятие

3.

 

Как боги создавали Вселенную.

Коррекционное занятие

4.

 

Когда день превращается в ночь.

Коррекционное занятие

5.

Октябрь

Можно ли долететь до звезды.

Коррекционное занятие

6.

 

Падают ли звезды с неба ?

Коррекционное занятие

7.

 

Самые красивые созвездия.

Коррекционное занятие

8.

 

Экскурсия в Планетарий г. Санкт – Петербурга.

Экскурсия. Неделя географии.

 

                                                       II – четверть.  -  7 часов.

1.

Ноябрь

Главные линии карты полушарий.

Коррекционное занятие

2.

 

План географическое положение

Коррекционное занятие

3.

 

Как правильно оформить контурную карту.

Коррекционное занятие

4.

 

Тепловые пояса земного шара.

Коррекционное занятие

5.

Декабрь

Почему львы не живут в Европе, а березы не растут в Африке?

Коррекционное занятие

6.

 

Царь ли природы человек?

Неделя географии

7.

 

Кислотный дождик под который лучше не попадать.

Коррекционное занятие

8.

 

Беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс.

Коррекционное занятие.

 

                                                           III – четверть   -   10 часов.

1.

Январь

Политическая карта.

Коррекционное занятие

2.

 

Великие каналы.

Коррекционное занятие

3.

 

Нил и пирамиды.

Внеклассная работа.

4.

 

Слоны, которые никогда не станут большими.

Коррекционное занятие

5.

Февраль

Море – в центре Австралии.

Коррекционное занятие

6.

 

Родина сумчатых животных.

Коррекционное занятие

7.

 

Экскурсия в Зоологический музей.

Экскурсия.

8.

Март

Атмосферное давление. Барометр.

Коррекционное занятие

9.

 

Зов Америки.

Коррекционное занятие

10.

 

Америка – родина многих с\х культур.

Коррекционное занятие

 

                                                                 IV – четверть. -  8 часов.

1.

Апрель

Вулканы Европы.

Коррекционное занятие

2.

 

Берн – Женева – Цюрих.

Коррекционное занятие

3.

 

От Альп к Средиземному морю.

Коррекционное занятие

4.

 

Дунай – главная река Европы.

Коррекционное занятие

5.

Май

Обитель снегов и ее покорение.

Коррекционное занятие

6.

 

В стране джунглей, риса и рыбы.

Коррекционное занятие

7.

 

Страна семи тысяч островов.

Коррекционное занятие

8.

 

Как человек пишет Красную книгу?

Коррекционное занятие

 

Тематическое планирование по коррекции пространственных представлений.

9  класс. ( 35 часов).

                                                             I – четверть.  8 часов.

№ п\п

   Месяц

              Тема     занятий  

           Форма

1.

Сентябрь

.Политическая карта России.

Коррекционное занятие

2.

 

Граница между Европой и Азией.

Коррекционное занятие

3.

 

История расселения русских в Сибири.

Внеклассное занятие.

4.

 

Природа – великая мастерская. Писатель натуралист Виталий Бианки об охране природы.

Внеклассное занятие

5.

Октябрь

Народные промыслы народов Севера.

(Резьба по дереву. Архангельские мастера живописи. Кижи.)

Внеклассное мероприятие

6.

 

Таблица для класса «Народное хозяйство России»

Коррекционное занятие

7.

 

Великая Сибирская Трансмагистраль.

Коррекционное занятие

8.

 

Невидимая опасность. Экологические проблемы.

Коррекционное занятие

 

                                                          II – четверть  -  7 часов.

1.

Ноябрь

Экономическая карта.

Коррекционное занятие

2.

 

Экономический словарь терминов.

Коррекционное занятие

3.

 

Экскурсия на хлебозавод в г. Ломоносове.

Экскурсия. Неделя географии.

4.

 

Геологические часы. Почему исчезли динозавры?

Внеклассное занятие

5.

Декабрь

Занимательная география. КВН.

Внеклассное мероприятие

6.

 

План столицы. Особенности.

Коррекционное занятие

7.

 

Москва – сердце России.

Коррекционное занятие

8.

 

Город пяти морей.

Коррекционное занятие

 

                                                               III – четверть – 10 часов.

1.

Январь

Календарь погоды. Роза ветров.

Коррекционное занятие

2.

 

Северный морской путь.

Коррекционное занятие

3.

 

Самый трамвайный город мира.

Коррекционное занятие

4

 

Карелия. Пороги Вуоксы.

Поход на байдарках.

5.

Февраль

Кубанские степи.

Коррекционное занятие

6.

 

Тисово - самшитовая роща.

Коррекционное занятие

7.

 

Рекриационные зоны отдыха на юге России.

Коррекционное занятие

8.

Март

Рифейские  горы.

Коррекционное занятие

9.

 

Исконно уральский самоцвет ( малахит )

Коррекционное занятие

10.

 

Завод заводов. «Уралмаш».

Коррекционное занятие

 

IV – четверть   -  7 часов.

1.

Апрель

Большое будущее Сибири.

Коррекционное занятие

2.

 

«Дружба» - нефтепровод.

Коррекционное занятие

3.

 

«Сияние Севера» - газопровод.

Коррекционное занятие

4.

 

Сердце золотой Колымы.

Коррекционное занятие

5.

Май

Якутские алмазы.

Коррекционное занятие

6.

 

Ближнее и Дальнее Зарубежье.

Коррекционное занятие

7.

 

Занимательная география.

Коррекционное занятие.

 

Литература используемая для подготовки и проведения коррекционных и внеклассных мероприятий:

  1. Балбышев И.Н. Времена года. - Лениздат, 1971г.
  2. Воронкова В.В. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида.
  3. Левитан Е.П. Твоя Вселенная. - М.: Просвещение, 1995г.
  4. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1974г.
  5. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе, 1977 г.;
  6. По родной стране: Книга для чтения для учащихся 7 класса. / Сост. А.А.Шибанова. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах. – М.: АРКТИ, 2001.
  8. Якуш Г.Н. Занимательная география. – Минск: Народная асвета, 1974г.

 

 

 

 

 

                                                 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010