Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Организация самостоятельной деятельности учащихся на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР.

Автор:
Толоконникова Юлия Николаевна

Аннотация:

В статье,  представленной  Толоконниковой Юлией Николаевной, большое  внимание уделяется видам самостоятельной работы учащихся на каждой части индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Обобщается накопленный опыт ведущих педагогов-дефектологов ГКС (К) ОУ ОВОВЗ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для глухих I вида» г. Бузулука Оренбургской области.

Статья предназначена учителям-дефектологам специальных (коррекционных) школ I, II вида.

Толоконникова Юлия Николаевна

Статья:

Организация самостоятельной деятельности учащихся на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР.

Современная школа, наряду с  реализацией образовательных программ в полном объёме, призвана формировать у учащихся навыки самообразования, воспитывать гармоничную, самостоятельную личность, способную ставить перед собой цели  и достигать их, применяя не только творческое, но и критическое мышление. Эти общественно значимые задачи возникают в соответствии с требованиями нашего времени, и   решать их необходимо, прежде всего, школе. Для реализации этих задач требуется, в том числе, специальная система работы учителя-дефектолога и коллектива школы в целом.

На индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи (РРС и ФПСР)  развитие творческих способностей учащихся и овладение ими навыками самостоятельной работы происходит на основе следующих знаний:

  • знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин;
  • знаний, полученных на уроках предметно-практического обучения (в младших классах) и на уроках труда (в старших классах);
  • на основе личного жизненного опыта.

Индивидуальные занятия по РРС и ФПСР предполагают ведение индивидуальной работы с конкретным ребёнком на знакомом речевом материале. Весь речевой материал для занятия отбирается в соответствии с принципами актуальности, доступности и программой для специальных (коррекционных) школ для глухих I вида.

Индивидуальной работой по развитию слухового восприятия и формированию произношения в  ГКС(К) ОУ ОВОВЗ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа – интернат для глухих  I вида»  г. Бузулука Оренбургской области в 2012-2013 учебном году занималось 13 педагогов. 92,3% из них  имеют высшее дефектологическое образование и 7,7%  – среднее специальное педагогическое образование.  Таким образом, из 13 педагогов, занимающихся РРС и ФПСР на индивидуальных занятиях, 12 имеют высшее дефектологическое образование. 

             Профессиональный уровень учителей-дефектологов достаточно высок: 61,6% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 38,4% – первую.

Все учителя-дефектологи на своих занятиях применяют разнообразные виды  самостоятельной работы учащихся. Прежде всего, следует отметить, что в  школу многие дети поступают с минимальным багажом навыков самообслуживания и отсутствием способностей к самостоятельному получению знаний. Благодаря систематической и целенаправленной работе коллектива педагогов: учителей, воспитателей, учащиеся достаточно быстро и успешно овладевают навыками, необходимыми для обучения и самопознания.

Самостоятельная работа - это нелёгкий труд, и она требует  от учеников постоянного умственного напряжения. Чтобы ошибки, которые возникают у школьников во время самостоятельной деятельности, не вызывали негативного отношения к учебному процессу в целом, педагоги формируют привычки, которые помогают детям успешно справляться с периодически возникающими трудностями, вселяют в них уверенность и желание достигать поставленных целей.       

         Уже  начиная с 1 класса,  ученики привлекаются к составлению плана занятия. На начальном этапе эта работа строится:

  1. по вопросам (что мы будем делать сначала (потом)?);
  2. по готовым пунктам плана, предложенным школьникам педагогом в неправильной последовательности и т.п.

         Для старшеклассников предусмотрен более сложный вариант, который предполагает самостоятельное обдумывание и предложение собственного плана занятий, в соответствии с заданной темой. 

Часть занятия по РРС при работе с текстом может быть посвящена самостоятельной работе учащихся, направленной на дополнение ими недостающей части предложения, например:  вставить пропущенные слова, (словосочетания), подобрать подходящие по смыслу синонимы. Подбор синонимов – это достаточно сложный вид работы для неслышащих школьников, поскольку их словарный запас весьма ограничен. Несмотря на возникающие трудности, педагоги на своих занятиях успешно практикуют такой вид работы, как работа со словарём синонимов. Данный вид работ предполагает, что во время урока ученик должен самостоятельно найти новое слово-синоним в словаре и закрепить его значение путем построения новых предложений и перефразирования.

            Для успешного развития личности ребенка, учителя включают в процесс обучения различные проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью педагога решают возникшую задачу. Например, при изучении фраз обиходно-разговорного характера учащемуся 7-го класса были предложены неполные предложения. Ученик, пользуясь собственным жизненным опытом и ранее полученными знаниями, пытался самостоятельно справиться с поставленной педагогом задачей. Что-то получалось достаточно легко. Там, где возникали определенные трудности, учитель предлагал воспользоваться опорными словами, которые нужно было подобрать по смыслу предложения. В результате задание было выполнено блестяще.    

На части занятия по ФПСР при работе над автоматизацией или дифференциацией звуков ученики  самостоятельно дают характеристику звукам по профилям с использованием плана (либо без него); закрепляют правильное произношение контрольных звуков в словах, вставляя пропущенный звук (слог) по смыслу; дополняют или составляют   предложения по картинкам с использованием опорных слов, которые даны в правильной грамматической форме (напрокат, палатку, взять, можно) или в начальной форме (взять, напрокат ,палатка, можно);  по опорным   схемам:

а) Кто? Что делает?   Как?

б) ____     __ __

в) подлежащее сказуемое обстоятельство

г) существительное глагол существительное.

Нужно отметить, что наряду с заданиями по правильному произношению звуков,  педагоги постоянно работают над развитием мышления и связной речи ученика: предлагают детям разгадать или составить загадки, кроссворды; самостоятельно найти предложения, несущие неправильную смысловую нагрузку и перестроить их, либо аргументировано объяснить свой выбор. Например, верно перестроив заведомо ложное предложение: «Стреляют сушки, пекут пушки» на «Пекут сушки, стреляют пушки», ученица так объяснила своё решение: «Пушки - это оружие, поэтому оно стреляет, а сушки - это продукт – его пекут». Конечно,  у девочки отмечались некоторые грамматические ошибки в окончаниях слов при ответах, но педагог их тактично исправляла, предлагая воспринять правильно сформулированный речевой материал на слух, тем самым сочетая работу над произношением с работой по развитию речевого слуха. Девочка восприняла материал на слух верно и успешно справилась с заданием.

На индивидуальных занятиях у учителей-дефектологов  работа учащихся  становится гораздо более увлекательной и интересной, и мало напоминает напряженный и изнурительный учебный процесс. Примером может служить самостоятельный выбор учащимися карточек с заданиями при работе над правилами и нормами орфоэпии. Дети самостоятельно выбирают уровень сложности, объём задания. Педагог,  в свою очередь, направляет деятельность ученика на «зону ближайшего развития».

Важно отметить, что все занятия педагогов пронизаны доброжелательностью и спокойствием. Ошибки, которые в процессе обучения допускают  ученики, не остаются без внимания учителя. Педагоги в корректной форме предлагают ребёнку самостоятельно их исправить, и если ему это не удаётся,  оказывают помощь, подводят ученика к верным ответам при помощи опорных слов, вопросов, схем. Преподаватель организует работу учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно преодолевали посильные трудности. При этом, уровень требований, предъявляемых ученику, не должен быть ниже уровня развития его умственных и речевых способностей.

Таким образом, все виды самостоятельной работы направлены на всемерное развитие учащихся и их успешную социальную адаптацию. Кроме того, современная методика работы в школе первого вида позволяет предупредить нарастание различий между неслышащими и слышащими детьми.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010