Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Разработка и использование дидактического материала для проведения внеклассных мероприятий по профориентационной работе с учащимися коррекционной школы VIII вида»

Автор:
Алёнкина Ольга Арнольдовна

Аннотация:

Аннотация

                                                   на  статью

«Разработка и использование дидактического материала для проведения внеклассных мероприятий по профориентационной работе с учащимися коррекционной школы VIII вида»

 

Алёнкиной Ольги Арнольдовны,

Заместителя директора

 

Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, выпускников

с ограниченными возможностями здоровья

«Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы VIII вида»

 

Актуальность статьи: В связи с происходящими в стране радикальными социально-экономическими преобразованиями стали предъявляться повышенные требования к профессиональной готовности работников производственной и обслуживающей сферы. Перед педагогами школ стоит задача выработки у выпускников таких качеств, которые были бы им необходимы для реализации своих профессионально-трудовых возможностей. Это – профессиональная мобильность, самостоятельность, коллективизм, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий, принятию ответственных решений и их реализации, выбору сферы деятельности и саморегуляции поведения на рабочем месте. Все эти требования в совокупности составляют основу профессионально-трудовой социализации.

Краткое содержание работы: Автор предлагает совершить экскурсию по «Этажам профессионального роста».

Предлагает учащимся попытаться определить свое место (этажность) будущей профессии.

Рассмотрены методы работы по трудовому обучению в коррекционной школе. Предложены дидактические материалы (история возникновения профессии, интересные факты, отрывки из произведений, загадки, пословицы, поговорки, стихи, ребусы и т.д.) для использования в проведении классного часа по знакомству с профессией: «Швея».

Эффективность описанной работы: Работа по профориентации необходимо проводить с учащимися школ. Для того чтобы они имели представление о профессиях всех рангов.

Целевая аудитория: Педагоги специальных (коррекционных) школ VIII – VIII вида, классов компенсирующего обучения массовых школ.

«15» декабря 2012 г.                                       Подпись:

Статья:

О.А. Алёнкина – заместитель директора

ГС(к)ОУ «Волжская специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа VIII вида» г. Волжский, Волгоградской области

 

Разработка и использование дидактического материала для проведения внеклассных мероприятий по профориентационной работе с учащимися

коррекционной школы VIII вида

 

 

Это небольшое слово грандиозно по своему значению. Это … философский камень, который превращает весь неблагородный металл человечества в золото. Глупого он сделает умным, умным – блистательным, блистательного – упорным и уравновешенным. Юношам приносит надежду, зрелым мужам – уверенность, пожилым – отдых… Это не только пробный камень прогресса, но и мера успехов в повседневной жизни. Это слово – «Т Р У Д».

                                                                                     Уильям Ослер

 

Основная идея предпрофильной и профильной подготовки заключается в индивидуализации обучения и социализации обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Комплексная психолого-профориентационная программа для учащихся школы вводит ребят в то образовательное пространство, которое позволяет актуализировать психологический потенциал личности, сформировать ценностное отношение к профессиональной деятельности, развить необходимые качества: мотивацию достижения успеха, уверенность, способность моделировать траектории профессионального развития. Профессиональное становление начинается еще в младшем школьном возрасте (7-10 лет), в котором происходит зарождение профессионально ориентированных интересов. Период отрочества – один из самых ответственных периодов становления личности. Ведущая потребность подростка – это познание самого себя через общение с окружающим миром, окружающими людьми. У подростка формируется чувство взрослости, он усваивает нормы личных и деловых отношений, нарабатывает свои собственные представления о себе и о мире. Именно в этом возрасте появляется повышенный интерес к профессиональному, творческому труду, возрастает значение для подростка коллективного, группового мнения сверстников. Освоение окружающего мира для ребенка тесно связано с познанием себя, своих индивидуальных, личностных качеств и построением своего дальнейшего жизненного пути. [3]

«Все профессии нужны, все профессии важны» – эти слова мы знаем с детства. И все профессии можно распределить по шкале «Этажи профессионального роста» (см. таб. № 1). По ней можно проследить, как происходит рост профессионального становления каждого выпускника общеобразовательных, специализированных, коррекционных и др. школ. Представленная схема дает представление о соотношении профессий, доходов и образования. Только выпускники общеобразовательных школ могут при наличии знаний высшей школы подняться на шестой «этаж» профессионального роста. А выпускники коррекционных школ в силу своего психофизического развития, только до второго «этажа». Но, не смотря на это, они могут успешно трудиться и жить полноценной жизнью.

Т а б л и ц а № 1

 «Этажи» профессионального роста

 

 

6-й этаж

Специальное разностороннее

образование, ученая степень

Президент и его ближайшее окружение председатель

правительства, высшие политические деятели

 

5-й этаж

Два вуза и более, ученая степень

Директора крупнейших предприятий, крупные предприниматели, творческая элита (руководители театров), министры, военачальники

 

4-йэтаж

Вуз и дополни­тельное образование

высшее, второе высшее

Руководители госпредприятий, средние предприниматели и коммерсанты, чиновники, журналисты, музыканты, артисты (народные, заслуженные) и т.п.

 

 

3-йэтаж

Колледж, вуз (среднее специальное, высшее)

Учителя, воспитатели, врачи, инженеры, агрономы, зоотехники, программисты, бухгалтеры, архитекторы, средний офицерский состав, артисты, и т.п.

 

2-й этаж

ПТУ, колледж среднее, среднее специальное

Водители, трактористы, слесари, станочники, наладчики, плотники, маляры, инспектора отдела кадров, сельскохозяйственные рабочие, швеи, вышивальщицы, вязальщицы, виноградари, овощеводы, повара, чаеводы, гончара, и т.п.

1-й этаж

Неполное среднее, среднее

Младший обслуживающий персонал, кухонные работницы, дворники, подсобные рабочие, рабочие зеленого хозяйства, курьеры, санитары, почтальоны, расклейщики объявлений, печники, рыбаки, конюхи, контролеры ВОХР, портовые рабочие, рабочие по уходу за животными и т.п.

П О Д В А Л

Неполное среднее, начальное

Бродяги, бомжи, тунеядцы и т.п.

               

 

«Этажи» профессионального роста – знакомство с таблицей лучше начинать с самой нижней ступени – «Подвала». При этом необходимо учащимся объяснить как нужно «подниматься с этажа на этаж», каких усилий и затрат это требует, а именно – это получение образования. От того, сколько «ступенек» удастся осилить, будет зависеть и «этаж», и статус в обществе, и как в дальнейшем сложится его взрослая жизнь. И главная задача родителей и школы – рассказать о рынке труда, помочь подростку раскрыть его способности, которые будут максимально реализованы в процессе его трудовой деятельности. [4]

Есть ряд профессий и специальностей, которые рекомендованы для профессиональной подготовки лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью. Всего в данный перечень вошли 137 профессий, он разработан Е.М. Старобиной, на основании документов и научно обоснованных методических рекомендаций по профессиональному обучению и трудоустройству лиц с легкой степенью умственной отсталостью, и с учетом современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий, структурой изменений в экономике. В этот перечень вошли такие профессии как: аппаратчик обработки зерна, виноградарь, вышивальщица, вязальщица, гончар, грузчик, дояр, дворник, конюх, маляр, обувщик, овощевод, печник, плодоовощевод, портовый рабочий, плотник, рабочий зеленого хозяйства, рабочий по уходу за животными, садовник, чаевод, швея и др. Мы видим, что этот перечень охватывает разнообразные по характеру профессии. Они востребованы в разных отраслях народного хозяйства. 

Так как наша страна огромна, она протянулась на тысячи километров с запада на восток и севера на юг и в каждом регионе потребности в работниках определяется их специализацией, например: на Урале и в Сибири востребованы профессии связанные с лесоперерабатывающей и нефтедобывающей промышленностью, в приволжских степях – нужны специалисты по сельскому хозяйству и животноводству, на Кубани – в области переработки продуктов питания, виноградари, на Дальнем Востоке необходимы рабочие руки в рыболовной отрасли. Мы видим, что малоквалифицированные профессии востребованы во всех отраслях и во всех уголках нашей необъятной страны.

Наступает период, когда каждый ученик начинает задумываться о своей будущей профессии. Кем быть? Какую профессию выбрать? Престижна она в современном обществе или нет? Что служит выбору той или иной профессии? Какие потребности будут удовлетворены?

Все это закладывается в начальной школе и среднем звене. В какой мере и как будет преподнесен материал, зависит от педагога.

          Рассматривая школьника с ограниченными возможностями здоровья (в частности с умственной отсталостью) как единое психосоматическое целое, школа стремится осуществить комплексный психолого-медико-педагогический подход на всех этапах работы с учащимися.

          С первых дней обучения вся активность детей по мере возможности постепенно направляется на развитие приоритетных направлений: трудового, физического, эстетического и нравственного воспитания детей; развитие интеллектуальной, познавательной, коммуникативной сфер деятельности; формирование социально-бытовых навыков. Все эти качества поэтапно прививаются учащимся в течение всего обучения в школе. А с первых шагов ребенка в школенеобходимо в системе внедрять занятия по профориентационной работе. Так как труд является основой жизнедеятельности учащихся коррекционных школ.

          За многие годы работы школы сформировались этапы и структура трудовой и профессиональной подготовки воспитанников, которые были ориентированы на методы, принципы профессионально-трудовой направленности социализации.

 

Методы работы:

 

          Беседа – самый распространенный вид деятельности учителя с учащимся. Это совместная деятельность учителя с учениками. Обычно беседы проводятся перед началом изучения нового материала. Они включаются повсеместно, например: в цикл тематических бесед о профессиях входят календарные даты, посвященные праздникам (день металлурга, день космонавтики, день милиции и т.д.).

          Ролевые игры, включающие в себя элементы подражания, например: пекарь – необходимо выполнить задание в правильной последовательности по сюжетным картинкам, проговаривая каждое действие (как замесить тесто). [2]

             

Посеяли

вырастили

убрали

перемололи

просеяли

замесили

испекли

 

Рис. 1. Сюжетные картинки «Месим тесто»

            Пианист – имитация игры на пианино требует от учащихся воспроизвести правильность показанных учителем движений, ритм и др. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, что в дальнейшем необходимое условие для усвоения более серьезных операций. [1]

          Интегрированные формы учебной работы (ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и труд). Например, после изучения разнообразия видов бабочек на уроке окружающий мир, учащиеся продолжают узнавать новые сведения на уроке рисования, где они по образцу рисуют один из видов бабочек акварелью и затем на трудах изготавливают ее из гофрированной бумаги. Таким образом, у учащихся более эффективно закрепляются знания в этой области.

          Экскурсии:

  • Ø в учреждения города находящиеся в непосредственной близости от школы: библиотека, баня, рынок, магазины, фотоателье, рынок, обувная мастерская, ателье, стоматология и др., с целью знакомства учащихся с профессиями взрослых, приобщению их к нормам социального поведения в обществе, умение ориентироваться в окружающей жизни и вести себя адекватно в непредвиденных ситуациях;
    • в культурные центры города в выставочные залы, музей, развлекательные центы, встречи с художниками в их мастерских, писателями, интересными людьми города. Все это способствует социальной адаптации и интеграции учащихся в современное общество. [2]

          Привлечение произведений художественной литературы о людях труда (стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» при изучении раздела – «Кулинария»). Происходит совместная работа учителя русского языка и СБО (социально-бытовая ориентация). На уроке русского языка учащиеся знакомятся с новыми словами, выполняют теоретическую часть, а на уроке домоводства – практическую.

          Например, на уроке русского языка, учащиеся прописывают:

 

            Я люблю гречневую кашу. Она очень полезная. Я могу приготовить её сама. Насыпаю стакан крупы, промываю холодной водой. Заливаю тремя стаканами холодной воды, насыпаю одну чайную ложку соли. Ставлю кастрюлю на огонь. Когда вода закипит, варю 20 минут. Выключаю газ. Хороша каша и с молоком, и с маслом.

           

            На уроке СБО под руководством учителя, учащиеся готовят гречневую кашу и на практике закрепляют теорию.

          Конструирование – включает в себя работу с конструктором (лего и др.), мозаикой. Данный вид работы позволяет на первых шагах обучения развивать мелкую моторику, воображение, память, пространственное мышление, что впоследствии приобретенные навыки необходимы в дальнейшем их успешном продвижении в профессионально-трудовой направленности.

          Кружковая работа, представлена сильным звеном. В начальной школе имеет ознакомительный характер, который проявляется путем знакомства с народными ремеслами через: беседы и показам работ изобразительного и ремесленного направления (гончарное дело – гончар, показ изделий сделанных мастером, кузнечное дело – кузнец, сапожное дело – сапожник, изготовление изделий из кожи и меха – скорняк и т.д.), фольклорные праздники, знакомство с кабинетами трудового обучения и преподавателями, просмотра фрагментов уроков с участием старших школьников. В 3 и 4 классе дети приглашаются на кружок с целью попробовать свои силы в изготовлении поделок из природного материала (тополиного пуха, мха, ракушек, листьев, соленого теста и т.д.)

          Например: работа с соленым тестом начинается с плоских фигурок, по трафарету. Это казалось бы простая работа, но в, то, же время достаточно трудоемкая и технологическая. Из плоских работ расписанных гуашью, дети собирают декоративное панно.

«Пастушок»

 

«Кто пасет коров, овец? Ну, конечно… (пастух, а не продавец)»

«На базар»

 

«Знаем точно, что арбуз

замечательный на вкус!»

Рис. 2. «Пастушок», «На базар»

(Работы выполнены из плоских деталей, расписаны гуашью.)

            В процессе творческой активности учитель не навязывает свое мнение, а по ходу совместного обсуждения, подводит учащихся к правильному, наиболее приемлемому решению. И в свободной форме рассказывает о профессиях пастух,  профессиях сельского хозяйства (овощевод, бахчевод, садовод, цветовод). Проводит сравнительную характеристику между этими профессиями.

          Работы учащихся неоднократно выставлялись на городских, областных, всероссийских выставках, участники становились победителями, лауреатами и дипломантами данных конкурсов.

          Трудовая деятельность положительно воздействует на детей совместная работа с учителем, воспитателем, сверстниками, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки класса, ухода за цветами, дежурства в столовой и классе, разбивки и обустройства клумб, овощных грядок на приусадебном участке, сада. Участия в праздниках в рамках месячника по трудовому обучению.

Нами был разработан цикл бесед по профессиям, которым могут обучаться и работать после окончания школы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (уборщик служебных помещений, швея, работник зеленого хозяйства и т.д.). Цель данных разработок заключается в том, чтобы показать детям значимость и важность рабочих профессий. [5]

 По этим материалам выпущено методическое пособие: «Классные часы по профориентационной работе». В котором  привлечены информационные профессиографические материалы, изложены малоизвестные исторические факты, описаны забавные случаи, подобраны отрывки из литературных произведений по теме профессий и иллюстраций к ним. А также пословицы, поговорки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды о различных профессиях превращает издание в пособие для занимательного познавательного чтения учащихся и банк методических материалов по профориентации для учителя. Семнадцать рабочих профессий представлены как в историческом контексте их становления, так и в контексте современной проблематики, (гардеробщик, доярка, уборщик служебных помещений, пастух, печник, овощевод, кондуктор, хлебороб  и т.д.). Представляем дополнительный материал для ознакомления с одной из профессий, которой может овладеть выпускник коррекционной школы VIII вида: «Швея». (См. приложение №1)

Таким образом, происходит последовательное вживание учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в школьную жизнь, и постепенно приобщаются к основному трудовому виду деятельности. Так как самая главная задача, стоящая перед педагогами специальных (коррекционных) школ состоит в том, чтобы качественно, на высоком профессиональном уровне осуществлять трудовое обучение школьников с ограниченными возможностями интеллектуального развития. Их социальная защита, реабилитация в обществе во многом зависит от ее решения уже на уровне начального образования.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010