Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Анализ выполнения учебного плана

Автор:
Антонова Светлана Александровна

Аннотация:

Аннотация

Анализ учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Предлагаемый практический материал и рекомендации помогут составить целостный анализ учебного плана. Предназначено  руководителям,  заместителям директора по учебно-воспитательной работе.

 

Статья:

Анализ выполнения   учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида

   Организация учебного процесса в учебном  году регламентировалась учебным  планом школы согласованным с начальником управления общего и дополнительного образования министерства образования  Иркутской области. В основу  разработки учебного плана использовалась следующая нормативно-правовая база: Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. № 288, с изменениями 10.03.2009 г.); Cанитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189; Региональный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений VIII вида Иркутской области, утвержденный распоряжением министерства образования Иркутской области от 31.08.2011г. № 965-мр (1-9 классы): приложение 6  вариант 1.

            Содержание учебного плана отражает систему работы школы по проблеме: «Коррекционно-развивающее образовательное пространство обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида», и решение следующих образовательных задач:

 -формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения предметных областей в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся;

-создание благоприятных условий для получения общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации и реабилитации обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья;

-реализация коррекционных занятий по физическому, психическому оздоровлению обучающихся, устранение и сглаживание специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

       Учебный план был обеспечен педагогическими  кадрами соответствующей квалификации и соответствующего уровня образования. Педагогический коллектив  школы составлял – 34 человека, из них учителей -20 человек.               Укомплектованность педагогическими кадрами, составляло- 100 %.   Вакансии в школе – отсутствуют, педагогический коллектив стабилен.

       С целью повышения уровня теоретической и практической подготовки  на базе школы по теме «Современные проблемы  коррекционно-развивающего обучения» прошли курсы повышения квалификации-  32 человека, что составляет 94%.

       Итого, уровень квалификации педагогов в учебном году,  составлял: с  высшей квалификационной категорией -2 чел.(8,3%); с первой квалификационной категорией– 8 чел.(24%); со второй квалификационной категорией-12чел.(35%); соответствие занимаемой должности- 6чел.(18%). Следовательно, 85  % педагогов имеют квалификационные категории, или аттестацию на соответствие занимаемой должности.

      Уровень образования педагогов, составлял: высшее образование-21 чел.(62%); н/высшее-2 чел.(6%); ср.специальное-11чел.(32%). Следовательно, образование педагогических работников соответствует занимаемой должности, но наряду с вышеизложенным отмечается  допустимый уровень  педагогов с дефектологическим образованием.

          Возрастной уровень педагогов, составлял: на этапе профессионального становления (до 30 лет) – 3 чел.(9%); на этапе активной профессиональной деятельности (30-50 лет) –  25  чел.(73%); на этапе завершения профессиональной деятельности (свыше 50 лет) – 6 чел.(17%).

           Учебный план состоял из инвариантной  и вариативной части, которые обеспечивают реализацию целей и образовательных задач школы. В I-IV классах осуществлялся начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочеталась с коррекционной и пропедевтической работой.

           В V-IX классах продолжалось обучение общеобразовательным предметам и введено профессионально-трудовое обучение.

           Программное обеспечение учебного плана инвариантной части осуществлялось по программам рекомендованных МОиН РФ:

 -1-4 классы – программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, М., 2006г.

  -5-9 классы – программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы: В 2 сборниках (под редакцией В.В.Воронковой), М, 2001г.

           Инвариантная часть учебного плана реализована по предметным областям  и учебным предметам с указанием  их по годам обучения, количества часов, отводимых на каждый учебный предмет и  дозировки этих часов в неделю.

Предметная область   «Филология». В данной предметной области для получения достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики и овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения, доступных пониманию учащихся с ограниченными возможностями здоровья отводились следующие учебные предметы:

            -обучение грамоте – по 5 часов в неделю – 1 класс;

            -письмо -  по 5 часов в неделю – 1 класс:

          -русский язык – по 5 часов в неделю 2-4, 5 классы,

                                       по 4 часа в неделю в 6а, 6б, 8, 9  классы;

            - чтение – по 5 часов в неделю 2-3 классы,

                             по 4 часа в неделю в 4, 5, 6а,6б классе;

                             по 3 часа в неделю в 8,  9 классы.

Предметная область «Математика» представлена в учебном плане предметами «Математика и «Геометрия»

            -математика по 5 часов – 1,2,3,5,6а,6б классы;

                                     по 6 часов – 4 класс;

                                     по 4 часа – 8 классе;

                                     по 3 часа – 9 класс;

            -геометрия  по 1 час – 5, 6а, 6б,8,9 классы.

    Количество часов отводимых на изучение математики и геометрии, позволяет учащимся с ограниченными возможностями здоровья получить доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Предметная область «Обществознание» включала в себя учебные предметы: «История Отечества», «Обществознание» с целью создания условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка, через знания крупных исторических событий, своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

            -история Отечества: 2 часа в неделю 8,9 класс

            -обществознание: 1 час в неделю  8, 9 класс.

Предметная область «Природа» представлена  в учебном плане предметами:

            -природоведение – 2 часа в неделю в 5 классе

            -биология – 2 часа в неделю в 6а, 6б,8,9 классах

            -география – 2 часа в неделю в 6а, 6б,8,9 классах

            Учебный предмет «Природоведение» является подготовительным, способствующими в дальнейшем лучшему усвоению учащимися элементарных естествоведческих, биологических, географических знаний.

            Учебный предмет «Биология» предусматривало изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

            Учебный предмет «География» дает учащимся элементарные, но научные и  систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран.

             Предметная область  «Искусство» была представлена такими предметами как, «Музыка и пение», «Изобразительное искусство».

            «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», как учебные предметы имеют важное значение в воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По данным предметам осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей: сенсорное, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное, физическое.

            -музыка и пение:            1 час в неделю -1-6 класс;

            -изобразительное искусство:  1 час в неделю -1-6 класс.

Предметная область «Физическая культура», является  необходимостью для сохранения, укрепления здоровья, физического развития и повышения работоспособности учащихся; развития и совершенствования двигательных умений и навыков, координации движения; формирования навыков правильной осанки в статистических положениях и в движении. Выделено часов  на физическую культуру:

                                -физическая культура: 2 часа  в неделю -  2-9 классы;

                                                               1 час в неделю – 1 класс.

В предметную область «Трудовая подготовка» входило

-  «Трудовое обучение» в школе I ступени;

          - «Профессионально- трудовое обучение» в школе II ступени,

где основным направлением является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности; формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

         При проведении занятий «Профессионально-трудового обучения» класс делился  на две подгруппы, где учитывался профиль трудового обучения для девочек и мальчиков и возможности продолжения обучения в группах начального и профессионального образования г. Черемхово и области (специальности швея-мотористка, мастер отделочных работ, плотник),  следовательно количество часов увеличивалось вдвое (на основании Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. № 288, с изменениями 10.03.2009 г.):

 

Классы

4

5

8

9

Всего

Профессионально-трудовое обучение

Швейное дело

2

6

6

6

10

11

41

 

Столярное дело

2

6

6

6

10

11

41

 

   Предметная область  «Коррекционная подготовка» представлена такими учебными предметами как:

«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в школе I ступени с целью коррекции недостатков общего и речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы:

                                                    1 час в неделю-1класс;

2 часа в неделю  -2-4 класс.

«Социально-бытовая ориентировка» -направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и  труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и на повышение уровня общего развития учащихся. При этом время, отведенное на изучение социально-бытовой ориентировки, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера:

                                                1 час в неделю-5 класс;

                                                2 часа в неделю – 6а, 6б,8,9 классы.

«Ритмика» по 1 часу во 2,3,4 классе обусловлена необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

       Часы учебного плана вариативной части, (компонент образовательного учреждения),  представлены факультативными занятиями, которые удовлетворяют запросы обучающихся и  их родителей с учетом возможностей школы  и направлены на обновление содержания обучения и воспитания, коррекцию недостатков развития познавательной деятельности, мотивацию к труду и социальную адаптацию учащихся. Компонент образовательного учреждения осуществлялся по адаптированным (адаптационным) педагогическим разработкам, которые составлены на основании Положения об авторских педагогических разработках, утвержденного приказом главного управления общего и профессионального образования Иркутской области от 25.06.2004г. № 1163., рецензированы  ИИПКРО № 654-мр от 06.06.2011г. и утверждены областным экспертным советом от 06.06.2011 г.

       Социальной  востребованностью, результатом факультативных занятий, можно считать: снижение уровня заболеваемости учащихся; участие обучающихся  в конкурсах городского, федерального уровня по декоративно-прикладному искусству; изготовление бижутерии, элементов декора, настенных панно, изготовление салфеток, скатертей, открыток, записных книжек, воротничков, подушек, накидок на мебель, оформление интерьера комнат, элементов одежды, аксессуаров, украшение прически; сознательного и ответственного отношения учащихся к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, с помощью выполнения элементарных правил  по ликвидации последствий и оказания само и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей;  подготовку учащихся коррекционной школы к практической жизни в семье и обществе, умение жить, общаться и трудиться в коллективе, выходить из сложных экономико-бытовых ситуаций.

      Но наряду с вышеизложенным, отмечается низкий уровень  культурного межличностного общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. им присущи ограниченный словарный  запас, неадекватность реакций, отставание лексико-грамматической стороны речи, нарушение в развитии связной монологической и диалогической речи. Для решения  данной проблемы в следующем учебном году. запланировать   работу факультативных занятий  «Этика и этикет».

       Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия, ЛФК реализованы  полностью.  На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК, психомоторики  и сенсорных процессов, отводились часы во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы скомплектованы с учетом однородности и выраженности речевых нарушений.

    Образовательный процесс в 1 классе организован в режиме 5-дневной учебной недели,  со 2 по 9 класс в режиме 6-дневной учебной недели. Данный режим работы обеспечивает выполнение базового компонента и использование компонента образовательного учреждения в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития личности, ее социальной адаптации и реабилитации, обеспечивая условия для психолого-педагогического сопровождения  учащихся, коррекции отклонений в их развитии.

            Выполнен нормативный срок освоения программ, что составляет 2-9 класс 34 учебные недели. Продолжительность урока  для 1 класса  35 минут, для 2-9 классов – 45 минут.        

       В течение года каждый учитель работал в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием.  Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не превышал и соответствовал максимальному количеству часов с учетом 5-ти и 6-дневной учебной недели. В школе прослеживалась четкая преемственность I и II ступени обучения, что позволяет выпускникам успешно продолжать обучение в учреждениях НПО.

 Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности организации воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; включает расписание факультативных и индивидуальных занятий. Расписание согласовано  с территориальным  отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Черемховском районе.

            Анализ результатов усвоения программного материала учащимися с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень качества обучения в целом по школе за год свидетельствует о выполнении программ и учебного плана в соответствии с годовым графиком.

    Всего учащихся по школе – 109 человек

     -успеваемость по школе – 100 %

     -качество знаний по школе –    42,4  %, из них:

     -полностью усваивают базовый стандарт (отличники)– 2 ученика – 2 %

     -достаточный уровень (ударники) –   40 учеников-   40 %.

Сравнительный анализ успеваемости учащихся по школе на начало и конец уч.г.

Начало уч.г.

 

Качество

Конец уч.г.

 

37,7%

Повышение

результатов

42,4%

 

Выводы по школе:

     Таким образом, по указанным выше показателям качества знаний, умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья по школе, в сравнении на начало и конец  уч.г. можно сделать следующие выводы: в  IV четверти  успеваемость учащихся по школе составляет- 100 %, следовательно, программный материал  согласно учебного плана усвоили-  109 учащихся, что составляет- 100%.

   Результат качества знаний учащихся, повысился на 4,7%,  в результате систематической индивидуально-дифференцированной работы с учащимися III группы по уровню усвоения программного материала по В.В.Воронковой, что способствовало «движению» учащихся  из III группы во II группу. Повышению качества знаний способствует профессиональное мастерство учителей и использование нетрадиционных коррекционных форм, приемов, методов обучения.

Рекомендовано: в следующем уч.г. усилить индивидуально-дифференцированную работу с учащимися.  Провести родительские собрания по вопросу заинтересованности  родителей и учащихся  в повышении интеллектуального уровня самих учащихся.  Провести витаминизацию  с целью профилактики усталости учащихся в весеннее-летний период.

            Общий процент выполнения учебного плана за уч.г., составляет-   97   %. Невыполнение  учебного плана составляет- 3%  обусловлено праздничными днями (23.02.12; 08.03.12.; 01.05.12; 09.05.12), отменой занятий в связи с понижением температуры.

     Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных образовательных стандартов.    Внутришкольный контроль школы осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. № 288, с изменениями 10.03.2009 г.); Уставом  областного государственного специального (коррекционного) образовательного казенного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида; локальными актами. Контроль проводился на основании учебного плана, годового плана работы школы, плана внутришкольного контроля.

    Целями внутришкольного контроля являются: совершенствование деятельности специальной (коррекционной) школы; повышение профессионального мастерства учителей; улучшение качества образования в школе.

   Задачи внутришкольного контроля:

-осуществление контроля над исполнением законодательства в области специального образования;

-выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых документов, принятие мер по их пресечению;

-анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их пресечению;

-создание благоприятных условий для получения общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации и реабилитации обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья;

-анализ  и изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка  на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

-анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

-оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

            В течение года по плану внутришкольного контроля использовались следующие методы: мониторинг; изучение документации; письменные и устные проверки знаний учащихся; экспертиза деятельности педагогов; диагностирование; анализ; беседа; наблюдение; тестирование.

Осуществление контроля в течение года велось по следующим направлениям:

*контроль за исполнением нормативных документов и велением внутришкольной документации включал в себя:

-проверка классных журналов, факультативных журналов, журналов индивидуального обучения на дому, журналов группы продленного дня.

цель: правильное оформление журналов (сентябрь, май); выполнение государственной программы, их соответствие календарно-тематическому планированию (январь, май); объективность выставления четверных оценок (октябрь, март).

-проверка личных дел учащихся.

цель: наличие и оформление личных дел (сентябрь); правильность оформления (май).

- проверка рабочих и контрольных тетрадей.

цель: соблюдение единых орфографических требований (октябрь); индивидуально-дифференцированная работа с учащимися (март).

- проверка  дневников «индивидуального сопровождения»  учащихся.

цель: отслеживание взаимодействия педагогов и специалистов школы, медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

*контроль за кадровым  обеспечением УВП:

-анализ календарно-тематического планирования учителей

(сентябрь- на I полугодие,  январь- на II полугодие);

-выполнение регламента методической деятельности педагогов в течение учебного года.

- посещение уроков

цель: коррекционно- развивающая направленность уроков; оказание методической помощи молодым специалистам; уровень практических умений и теоретических знаний на уроках трудового обучения и т.д.

Условно, можно рассмотреть контроль по формам, используемым в школе:

тематический контроль – формы и методы организации индивидуально-дифференцированной работы на уроках I ступени обучения; использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках; преемственность в работе учителей и воспитателей (самоподготовка); внедрение  в учебный процесс элементов нетрадиционных педагогических технологий; соблюдение санитарно-гигиенических норм  при организации и проведении урока; роль домашних заданий  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

персональный контроль - изучение уровня профессионального и методического мастерства, аттестуемых педагогов; работа с детьми группы риска (социальный педагог); уровень методической подготовки молодых и вновь прибывших педагогов.

*контроль за выполнением ВСЕОБУЧА:

- проверка посещаемости уроков учащихся

цель: выполнение Закона РФ «Об образовании» ст.19 Всеобуч за учебный год (за 1,2,3,4 четверть и за год).

*контроль за состоянием преподавания,

-осуществление преемственности  возрастных групп учащихся на  уч.г.

1класс-адаптационный период первоклассников;

9класс-профориентационная  и постинтернатная  адаптация девятиклассников

-преемственность преподавания воспитателей ДОУ и учителя 1 класса школы;

-организация самоподготовки в ГПД (декабрь)

цель: дозировка домашнего задания, методика проведения самоподготовки;

*контроль за  уровнем знаний, умений, навыков обучающихся

-проведение административных контрольных работ по русскому языку, математики и чтению (сентябрь- на начало учебного год, апрель- конец учебного года.

-уровень усвоения программного материала учащимися по классификации В.В.Воронковой на начало и конец учебного года.

цель: применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной работы с учащимися.

-анализ успеваемости и качества знаний, учащихся на начало, конец года и по итогам 1,2,3,4 четверти

*контроль за условиями преподавания в школе

-анализ расписания учебных и индивидуально-коррекционных занятий (сентябрь).

-готовность учебных кабинетов к новому учебному году (август).

-выявить обеспеченность  учебниками обучающихся, согласно программно-методическому обеспечению (сентябрь).

-выявить состояние техники безопасности учащихся, готовность материально-технической базы, методического обеспечения (сентябрь).

Итоги внутришкольного контроля:

1.Анализ классных журналов, журналов индивидуального обучения показал: все журналы заполняются аккуратно, в соответствии с инструкцией ведению  классного журнала, журнала индивидуального обучения на дому. Количество оценок достаточное. Обязательный минимум содержания образования выдерживается,  теоретическая и практическая часть выполняется согласно календарно-тематическому планированию на учебный год.

2.Личные дела на первоклассников и вновь прибывших учащихся заведены и составлены согласно порядка приема обучающихся в областные государственные образовательные учреждения специальные (коррекционные) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на родительском попечении,  приказ министерства образования Иркутской области № 161-мпр от 12.03.2009. На конец учебного года  в личные дела внесены итоговые оценки успеваемости учащихся  и переход в следующий класс.

3.Анализ рабочих  и контрольных тетрадей учащихся показал,  единые орфографические требования к ведению тетрадей соблюдались, индивидуально-дифференцированная работа с учащимися осуществлялась с помощью дифференцированных карточек, заданий по уровню сложности, учитывая уровень усвоения программного материала по классификации В.В. Воронковой.

Проблемы: каллиграфический навык учащихся с ограниченными возможностями здоровья сформирован на оптимальном уровне.

Пути решения: на уроках учителям усилить работу по формированию каллиграфического почерка  учащихся.

4.Проверка «дневников индивидуального сопровождения показала, что специалисты, учителя, воспитатели школы в течение учебного года комплексно отслеживают психолого-педагогические и индивидуальные особенности, динамику развития познавательных процессов  всех учащихся, а также учащихся, состоящих на МСПП консилиуме. Заполнение дневников индивидуально сопровождения осуществляется согласно   нормативным документам, локальным актам по деятельности медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

5. Календарно-тематическое планирование учителей у каждого педагога I  и II ступени обучения  составлено на основе учебного плана , согласованного с  начальником управления общего о дополнительного образования министерства образования Иркутской области, программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы, 5-9 классы в 2 сб.под редакцией В.В.Воронковой, 2001, 2006.

Проблемы: неправильная формулировка записей вида: «Контрольная работа №1», «Практическая работа №1»;

Пути решения: Учителям, необходимо исправить формулировки записей Контрольная работа №3» по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»; Контрольный диктант №1 по теме: «Безударная гласная в корне слова».

 6.Педагогический коллектив работал над решением методической    темы: «Повышение профессионального уровня педагогов по проблеме: здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе». Тема школы, методическая работа школы строится на основании  годового плана работы учреждения  рассмотренного и принятого на педагогическом совете № 1  от 31.08.2011 г., и  регламентировалась согласно установленного графика на учебный год.  Методическая тема и задачи школы реализовывались с помощью заседаний педагогических советов, методических советов, заседаний методических объединений,  самообразования педагогов, проведения тематических и предметных недель, открытых уроков и внеклассных занятий, мастер-классов, трансляции педагогического опыта.

Запланированный график методических мероприятий выполнен полностью, согласно установленного регламента.

7. В течение  уч.г. администрацией школы посещены, анализированы и выработаны рекомендации- 54 уроков, занятий, режимных моментов. Данные уроки, занятия проведены на высоком методическом уровне с коррекционно-развивающей направленностью, учетом индивидуально-дифференцированных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе учителя  широко  использовали элементы нетрадиционных педагогических технологий: личностно-ориентированное обучение; элементы метода проекта, индивидуально-дифференцированный подход, элементы здоровьесберегающие технологии. Также в уч.г. организовано 41- взаимопосещение уроков учителями, специалистами. Уроки, занятия, режимные моменты регулярно посещаются, анализируются, вырабатываются рекомендации, пути их решения, план действий, согласно составленного плана взаимопосещений на уч.г. Данная деятельность носит системный характер.

Наряду с вышеизложенным, отмечается:

1.Недостаточная готовность учителей и воспитателей к работе в условиях применения информационных технологии (компьютерное и интерактивное обучение).

8.Контроль за выполнением Закона РФ «Об образовании» ст.19 Всеобуч показал следующие результаты:

Итого: всего учащихся – 109 человек

на 1 ребенка приходится количество пропущенных  дней-  6 дней

на 1 ребенка приходится количество пропущенных уроков-30  уроков

Вывод: В течение уч.г. учащихся, не приступивших  к учебным занятиям - НЕТ. По неуважительным причинам отсутствующих учащихся – НЕТ. Основание: уважительные причины (справки по болезни, заявления родителей).

В течение двух лет не приступивших  к учебным занятиям учащихся- НЕТ. По неуважительным причинам отсутствующих учащихся – НЕТ. По результатам  можно сделать вывод, что  в течение 2011-2012 уч.г.  пропущенных дней сократилось на-62 дня,   а пропущенных уроков на 207 уроков. Основание: уважительные причины (справки по болезни, заявления родителей).

9. Контроль за количественным составом обучающихся показал следующие результаты:

На начало учебного  года – 112 учащихся, в течение  уч.г.: выбыли, переведены «внутришкольным движением»-18 учащихся;  прибыли, переведены «внутришкольным движением»- 15 учащихся, итого на конец учебного  года – 109 учащихся.

10.Анализ организации обучения в адаптационный период и осуществление преемственности  возрастных групп учащихся на уч.г., с целью:

1 класс- адаптационный период первоклассников;

9 класс- профориентационная  и постинтернатная  адаптация выпускников

показал следующие результаты: созданы благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, это показывают результаты проведенной диагностики:

-Методика определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе:

Класс

высокая

средняя

низкая

Всего учащихся

1

5

4

1

10

Всего

5

4

1

10

- Итоговая  аттестация  выпускников по профессионально-трудовому обучению (столярное и швейное дело) за 2010-2011 уч.г. и  2011-2012 уч.г.

Можно сделать вывод, что все учащиеся девятых классов за 2010-2011 уч.г. и 2011-2012 уч.г. допущены до итоговой аттестации по профессионально-трудовому обучению (швейное, столярное дело), за исключением 2 учащихся в 2011-2012 уч.г., которые  обучались на индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья. Таким образом, можно сделать следующие выводы: успеваемость учащихся составляет- 100 % , результат качества знаний  учащихся, стабильный за 2010-2011 уч.г.-77%,     2011-2012 уч.г.- 75%, что свидетельствует об успешном выполнении практических  работ  и знании теоретического материала по профессионально-трудовому обучению (ориентировка в задании, включающая анализ образца, планирование предстоящей работы; выполнение контрольных операций в ходе и по завершении выполнения трудового задания и т.д.).

      По предварительному планированию устройства выпускников уч.г., составляет:

Всего выпускников-14 человек, из них:

                                  ПУ № - 12 человек- 85%

                                   Инвалидность- 1 человек- 7 %;

                                  Трудоустроены- 1человека- 7 %;

                                  Не трудоустроены - отсутствуют.

   11.По итогам контроля проведения самоподготовки с целью дозировки домашнего задания, можно сделать вывод: дозировка домашнего задания не превышает нормы санитарно-гигиенических требований, домашнее задание выполняется дифференцированно, т.е. учитываются группы учащихся по усвоению программного материала по В.В.Воронковой.

    12. Анализ уровня усвоения программного материала по классификации В.В.Воронковой по школе  на начало и конец  уч.г., показал:

  Начало уч.г.                                                                       Конец уч.г.

I группа- 49 учащихся                                            I группа- 51 учащихся

II группа-36 учащихся                                            II группа-32 учащихся

III группа-16 учащихся                                          III группа-19 учащихся

IV группа-9 учащихся                                            IV группа-7 учащихся

Итого-110 учащихся                                                 Итого- 109 учащихся

   По данным результатам видно, произошло «движение» учащихся из II группы в I группу и из III  группы во II группу, это свидетельствует о применении учителями систематической индивидуально-дифференцированной работы в течение учебного года.

 

13. В целях сохранения  единого образовательного пространства, обеспечение преемственности преподавания ведется по учебникам, входящим в федеральный перечень учебных изданий: на  уч.г. обеспеченность учебного плана учебниками, составляет-100 %, это показывает что, каждый ученик обеспечен полным комплектом учебников. В сравнении с предыдущим годом за счет областного бюджета  получены новые учебники- 145 экземпляров, что составляет-  30%. Итого по состоянию на 01.06.2012 г.-768 учебника, в том числе- новые -517 экземпляра что составляет 80 %,  старые 1999 г. издательства-251 экземпляра, что составляет- 20 %.  Из расчета 1-4 класса по 4 комплекта учебника на одного ученика, 5-9 классы  по 7 комплектов учебников на одного ученика.

14.Программно-учебно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план школы.   Отмечается согласованность данных программ с учебно-методическим обеспечением (учебники, учебные пособия, тетради и т.д.). Учебники входят в перечень федерального комплекта учебников для специальных (коррекционных) школ VIII вида, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009г. № 822.

Выводы и рекомендации   внутришкольного  контроля:

1.Основные направления и формы контроля в школе выбраны правильно, что значительно улучшает качество преподавания.

2.Задачи внутришкольного контроля на учебный год  выполнены. Случаи нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых документов- отсутствуют.

3.Внутришкольный контроль осуществляется на основании годового плана работы школы, учебного плана, плана  внутришкольного контрол. По итогам инспекционно-контрольной деятельности составляются аналитические справки, что позволяет оперативно исправлять, корректировать выявленные недостатки и повышает результативность работы. Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре, совещаниях при зам. директора по УВР. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает решения: издание приказа, проведение повторного контроля, поощрение работников.

 4.Воспитателю составить адаптированную (адаптационную) педагогическую разработку факультативных занятий «Этика и этикет»,  и  представить для экспертизы в ИИПКРО.

5.Педагогическим работникам, имеющим среднее специальное образование  при ИИПКРО пройти 2-годичные курсы профессиональной переподготовки специалистов по программе «Дефектология».

 

6.Учителям начальных классов на уроках русского языка, письма усилить работу по формированию каллиграфического почерка  учащихся.

7.Педагогическому коллективу продолжить работу по внедрению информационных                            технологий в образовательный процесс, повысить компьютерную грамотность педагогов с помощью прохождения курсов ПК.

8.Классным руководителям, воспитателям 5-9 классов провести родительские собрания по вопросу заинтересованности  родителей и учащихся  в повышении интеллектуального уровня. 

9.Медицинской сестре провести витаминизацию  с целью профилактики усталости учащихся в весеннее-летний период.

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010