Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование речи глухих дошкольников на основе развития кинестетической памяти.

Автор:
Молчанова Светлана Михайловна

Аннотация:

Формирование речи глухих дошкольников  на основе развития кинестетической памяти. 

Аннотация:

Данная статья посвящена проблеме формирования речи и речевого мышления дошкольников с нарушением слуха. В статье освещены методы, приёмы, средства  и формы организации коррекционно-воспитательного процесса с учётом диагноза и индивидуальных особенностей детей.

Автор делится собственным опытом использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с  дошкольниками с нарушением слуха, которые позволяют значительно улучшить развитие кинестетической памяти, мелкой моторики и  координации, плавности и согласованности движений обеих рук, и, соответственно, помогают формированию речи детей.

Данная статья может быть использована в работе сурдопедагогов и воспитателей дошкольных групп коррекционных образовательных учреждений I и II вида, родителями  детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха и студентами дефектологического  факультета.

Статья:

Формирование речи глухих дошкольников  на основе развития кинестетической памяти. 

Автор: Молчанова Светлана Михайловна

 

Дошкольный   возраст   является     благоприятным  для   развития  у ребенка многих качеств и способностей,  имеющих  ведущее  значение для человека на протяжении всей его дальнейшей жизни.  Но поскольку у малышей в  возрасте  до  5 лет ещё практически не сформированы учебные навыки, наиболее  естественными   для  них  являются  игровая и изобразительная    деятельности.   Именно  через  эти  виды  деятельности  ребенок  познает  окружающий  мир и  учится  выражать  свои  мысли  и  эмоции. Психологические исследования показывают, что отсутствие слуха приводит к отставанию глухих детей от своих слышащих сверстников в области зрительного и тактильно-двигательного восприятия, зрительных и двигательных представлений. Отставание в области развития восприятия, во многом обусловленное задержкой формирования словесной речи, в свою очередь тормозит речевое развитие глухих детей.  Слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребёнком не запоминается.  Наряду с этим существует и обратное явление  – слово, которое глухой ребёнок запомнил и может повторить, не вызывает у него представления о том предмете, который это слово обозначает, либо о той конкретной ситуации, которую оно отражает. Слово оказывается «пустым». Работая над развитием речи, мы учим детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание, двигательная чувствительность, развивается кинестетическая память. На основе сочетания чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, развитие кинестетической памяти становится  средством формирования у глухих детей полноценной речи.

Коррекционно-педагогической процесс на современном этапе требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха.  Эта среда должна иметь в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего ребенка. Это требование ставит перед педагогами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения. Мы считаем, что одной из них является использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с  дошкольниками с нарушением слуха. Работа с нетрадиционными техниками позволяет значительно улучшить развитие  мелкой моторики и  координации, плавности и согласованности движений, а  известно, что даже у обычных детей уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. При этом важно отметить, что только  раннее обучение может создать условия для нормального психического развития неслышащего ребенка.

Совместная практическая деятельность  способствует формированию речи дошкольников и развитию коммуникативных навыков, умению пользоваться речью как средством общения. С педагогической точки зрения глухота не является постоянной величиной. Цель нашей школы: предупредить, уменьшить или устранить отклонения, вызванные рече-слуховыми ограничениями в развитии, социальном поведении, и обеспечить личностное, социальное и культурное включение ребёнка в общество слышащих.

В своей работе основной мы считаем  следующую задачу: повседневно, систематически формировать у неслышащих дошкольников способность видеть за словом реальную ситуацию, создавать по слову представление о предметах и явлениях окружающего мира. Слово должно обобщать накопленный ребёнком чувственный опыт. Только после этого само оно может стать источником знания. Работая над развитием речи детей, важно задействовать все сохранные анализаторы. Изучая новый объект, мы стараемся привлечь кинестетическую память – дети  обследуют предмет, ощупывают его, обводят по контуру и т.д., а затем мы его зарисовываем или лепим.  Кроме  того,  мы считаем, что такая работа над развитием кинестетической памяти  позволяет решить также и следующие  задачи,  необходимые  для успешного  развития  ребёнка  и   овладения   его  речью:

  • развитие мелкой моторики и координации движений детей, плавности  и  согласованности  движений  обеих  рук.
  • расширение сенсорного опыта и знаний детей об окружающей действительности.
  • активизация  и  актуализация  словарного запаса  детей.
  • развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности.
  • развитие  внимания и мышления.
  • закрепление произношения   поставленных  звуков.

 

   Важнейшим  фактором, определяющим успешность и эффективность коррекционной работы  с  дошкольниками  с  нарушенным  слухом,  является её систематичность. Это  означает, что  она  должна  охватывать  весь учебно-воспитательный процесс, реализовываться в повседневной жизни и деятельности детей.   Мы развиваем  тактильно-двигательное восприятие и кинестетическую память не только на основных занятиях  по развитию речи, математике, но и на всех остальных, а также в организации свободной деятельности неслышащих малышей.

        Поскольку у малышей в  возрасте  до  5 лет ещё практически не сформированы учебные навыки, наиболее  естественными   для  них  являются  игровая и изобразительная    деятельности.   Именно  через  эти  виды  деятельности  ребенок  познает  окружающий  мир и  учится  выражать  свои  мысли  и  эмоции. Исходя из этого, все занятия мы проводим в игровой форме. Манипулируя с изучаемым объектом, ребенок рассматривает его,  ощупывает, обыгрывает действия с ним, включая в восприятие все сохранные анализаторы. Таким образом слово, данное на занятии, наполняется смысловой нагрузкой. Но для закрепления, облегчения  запоминания стоит задействовать и изобразительную деятельность. Поэтому в  конце занятия  мы с  детьми работаем в альбомах, зарисовывая и подписывая изучаемый объект.

Для развития кинестетической памяти  важно,  прежде всего,  научить  правильно  обследовать  изучаемый  предмет,  отмечая  его форму,  величину,  наличие  деталей. Включение в работу зрительного и тактильно-двигательного восприятия  способствует формированию зрительных и двигательных представлений. 

Следующий этап – создание двигательных представлений, образа предмета. Рисование и лепка подводят ребёнка к изображению реального объекта. В лепке этот предмет изображается в объёме, в рисунке – на плоскости. При этом у ребёнка возникают объёмный образ предмета и его графический образ. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспринятое детьми соединяется со словом: называются предметы, которые дети рисуют, их качества и свойства.  В процессе лепки и рисования с натуры дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представления о пространственных отношениях также оформляются в слове. Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети учатся правильно воспринимать окружающие предметы, передавать  воспринятое в изображении, обозначать их словом,  и у малышей происходит накопление сначала пассивного, а затем и активного словаря.

Для того чтобы закрепить созданные образы, можно провести предметное рисование или лепку по представлению. Это изображение, созданное по заданию педагога и воспроизводящее все характерные черты определенного предмета, восстанавливающее образ этого предмета. Изображать  по представлению можно предметы, наблюдавшиеся и изображавшиеся детьми раньше; предметы, наблюдавшиеся, но не изображавшиеся; предметы, которые дети не только не изображали, но и не наблюдали (по крайней мере, под руководством педагога). Все эти случаи изображения по представлению различны. Так, например, если предмет ранее рисовался ребенком, он может восстановить в представлении не сам предмет, а свой рисунок — уже сформировавшийся графический образ предмета. В случае, когда предмет только наблюдался, такой возможности у ребенка нет. Он должен восстановить в представлении сам предмет и на основе представления (зрительного, сенсомоторного) создать графический образ заново. Еще труднее изображать по представлению, которое должно возникнуть на основе описания. Во всех случаях  наша задача  –  по-разному руководить деятельностью ребенка.

Овладение способами восприятия под руководством взрослых служит основой для формирования в повседневной жизни более полноценных образов восприятия и представлений. Наличие таких образов, лежащих в основе формирующихся понятий, позволяет в значительной степени уменьшить неизбежный при недостаточном сенсорном развитии неслышащих детей вербализм.

Для формирования представлений мы используем и такую  форму занятий, как рисование по текстам. Опираясь  на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, можно научить  детей изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами, восстанавливать их по слову. Рисование по текстам-описаниям позволяет, с одной стороны, использовать весь накопленный детьми словарь для активизации представлений. С другой стороны, это прекрасный способ контроля за тем, что стоит у ребенка за словом. В случае, когда ребенок просто перескажет текст, слова могут оказаться заученными без должного понимания их содержания. Даже тогда, когда ребенок показывает на названные в тексте предметы, его представление о них может оказаться расплывчатым, нечетким. Рисование по тексту сразу же вскроет эти недостатки и направит внимание педагога на их преодоление. Необходима  повседневная  работа над соединением чувственного опыта со словом. Накопление образов должно осуществляться в непосредственной связи со словом. Мы   стараемся строить  свою деятельность таким образом, чтобы на определённом этапе в ответ на слово у ребёнка возникли достаточно чёткие образы.

Следующим очень важным компонентом мы считаем использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, так как для формирования полноценной речи у ребёнка с нарушениями слуха необходимо учитывать множество факторов.

Прежде всего, это развитие на начальном этапе обучения  мелкой моторики и  координации  движений  рук. Развитие тонко дифференцированных движений пальцев тесно связано с развитием речи и словесно-логического мышления.  Научное обоснование этой взаимосвязи  объясняется близостью расположения в коре головного мозга речевого и двигательного центров. Активная работа одного центра стимулирует развитие близлежащего.  Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования обычных детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее  –  от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Тем более это касается развития речи неслышащих детей.

Использование многих видов нетрадиционных техник позволяет значительно улучшить развитие  мелкой моторики и  координации  движений  рук, и  при этом доставить детям большое удовольствие. Например, рисование пальцами  или  всей ладошкой является своеобразным массажем  руки, позволяет почувствовать структуру бумаги и краски. Обрывная  аппликация или аппликация из кусочков скатанной бумаги  развивает точность и  координацию движений детей, плавность и согласованность движений обеих рук.

Ещё очень важным моментом  является работа над речевым дыханием. Неслышащим детям тяжело контролировать силу и длительность выдоха. Такой вид нетрадиционной техники, как раздувание капли жидкой краски через соломинку для коктейля позволяет не только создать определенный образ (например, длинные или короткие ветви дерева), но и  помогает   в  отработке   длительного  или  короткого  сильного  выдоха.  

Конечно,  в работе  с  маленькими  детьми с  нарушениями  слуха  не  так  просто  вводить  такие  технологии   из-за  ограниченных  возможностей  вербального  объяснения.   Но  если  начать  знакомить  детей  с  нестандартными  техниками  в  системе  с самого раннего  возраста,  то  это  расширит   возможности  самовыражения  малышей. 

     Кроме того, обучая детей любой деятельности, необходимо активизировать детскую речь, формировать навык словесного общения, в процессе которого расширяется словарь и закрепляется значение слов. Мы не только используем  различные формы речи – письменную, дактильную и устную, но организуем общение детей во время занятий таким образом, чтобы развивать коммуникативную активность малышей.           

Используя новые технологии в  обучении детей с недостатками слуха, необходимо учитывать их речевое развитие, состояние и резервы развития слуховой функции, а также психофизические особенности детей. Многоуровневый дифференцированный подход к обучению детей с ограниченными возможностями в развитии соответствует требованиям Концепции развития образования в Республике Казахстан.

Применение данной технологии на практике  позволило сделать следующие выводы. Опора в обучении на развитие кинестетической памяти, тактильно-двигательное восприятие даёт возможность контролировать понимание ребёнком отдельных слов  и словосочетаний, различных грамматических конструкций, помогает обнаруживать и преодолевать формализм в речевом развитии дошкольника с нарушенным  слухом,  а  также расширяет   возможности  самовыражения  детей  и  раскрывает  их творческие  способности. Последовательное, продуманное проведение в жизнь подготовительных дидактических игр, наблюдений в природе, использование нетрадиционных техник и самых  разнообразных материалов  и орудий, обучение способам обследования, восприятия предметов, включение в восприятие всех сохранных анализаторов ребёнка, восстановление в представлении ребёнка формы, величины, пространственного расположения предметов сначала с помощью двигательного моделирования и слова, а затем по слову становятся средством не только сенсорного воспитания, но и формирования представлений. При правильном руководстве восприятием развитие кинестетической памяти  становится средством формирования у глухих детей полноценной речи.

В результате применения разработанной нами технологии наблюдается заметная положительная динамика состояния речи. Таким образом, благодаря развитию кинестетической памяти, можно начать формировать осознанную речь малышей,  создать для неслышащего ребёнка предпосылки быть понятым, что значительно поможет его дальнейшей социальной интеграции и реабилитации.  

 

 

Литература.

1. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. - М.: "Просвещение", 1972. - 168 с.: ил.

2. Кол М.-Э. Дошкольное творчество. //Пер. с англ. Е.А. Бакушева. - Мн.: ООО "Попурри", 2005. - 256 с.: ил.

3. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144с.

4. Корсунская Э.А. Не говори ребенку - ты плохой. Кн. для педагогов и родителей. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 96 с.

5. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит...: Пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская; Предисл. и послесл. Э.А. Корсунской. - 2-е изд., перераб. - М. "Просвещение", 2003. - 204 с.: ил.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010