Автор:
Жмурова Оксана Шамильевна
Занятие: «Рощи да леса – всему свету краса» было проведено в 5 классе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, воспитателем Жмуровой Оксаной Шамильевной. Занятие было направлено на развитие и повышение уровня экологической воспитанности у учащихся.
Целью данного занятия является: повышение уровня экологических и природоохранных знаний; коррекция логического мышления на основе упражнений в определении и составлении;
развитие и коррекция устной речи через ответы на вопросы, составление диалога;
воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Результатом данного занятия считаю следующее: воспитанники проявляют интерес к прочитанному, увиденному, услышанному о природе; осознают, что человек ответственный за сохранение природной сферы.
Статья:
Воспитатель: Жмурова Оксана Шамильевна
Класс: 5
Тема занятия: «Рощи да леса - всему свету краса»
Форма проведения: пресс – конференция
Цель:
- Повышать уровень экологических и природоохранных знаний;
- Корригировать логическое мышление на основе упражнений в определении и составлении;
- Развивать и корригировать устную речь через ответы на вопросы, составление диалога;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: разрезные карточки, демонстрационный материал, памятки, сигнальные
карточки.
План проведения
I. Организационный момент.
Сегодня наше занятие пройдет в форме « Пресс- конференции». Давайте выясним, что же означают эти слова.
Пресса - представители газет и журналов.
Конференция - большое собрание.
II. Актуализация знаний.
- Значение растений в жизни человека огромно. Без растительного мира жизнь человека и животных невозможна. В народе говорят: «Зеленый наряд радует глаз».
-О каком наряде идет речь?
Правильно. Так говорят о лесе. Тема нашей пресс- конференции « Рощи да леса - всему свету краса».
И так встречаем наших гостей, которые сами о себя и представят. Это ботаник, биолог, эколог и лесник.
А также корреспонденты газет, журналов и телевидения:
- журнал « Вокруг света»;
- газета «Лесной календарь»;
- газета « Черемховские новости»;
-телеканал « Терриконик».
III. Выступления научных работников.
1. Я - ботаник, изучаю растения в наших лесах. Растения - это особое царство природы, в которое входит более 300 тысяч видов. Большую роль в поддержании жизни на Земле играют леса. Они - главные энергетические источники.
Сл. Слово - энергетические – т. е. активные.
Около 90% всех растений находятся в лесах. А 10%- на лугах и полянах. Особую тревогу вызывает современная и быстрая вырубка лесов. Если темп уничтожения лесов не изменится, то к середине 21 века общая площадь лесов сократится на 50%, т. е. на половину.
Лес - это зеленая аптека. В смешанных лесах нашей страны заготавливают 200 видов лекарственных растений. Лесные ягоды и орехи - уникальные источники важнейших витаминов.
- Чем же занимается ботаник?
Сейчас мы узнаем, знаете ли вы лекарственные растения. Перед вами лежат конверты, а в них задание. Вы должны из разрезных частей собрать картинку и назвать лекарственное растение ( ромашка, подорожник, крапива, пижма, земляника, тысячелистник).
Ведущий: лес обладает способностью самовосстанавливаться; создает свой микроклимат.
2. Я - эколог, изучаю науку о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Лес- богатство природы. Его называют зеленым золотом. С древнейших времен жизнь людей связана с лесом. Лес дает укрытие, тепло; он служит местом обитания диких животных и птиц; местом охоты, сбора диких плодов и ягод, заготовки меда.
Вырубка лесов в близи рек неизбежно сопровождалась бурными весенними наводнениями и резким обмелением рек в летнее время.
Сл. Слово - обмеление- спад воды в водоемах.
Лес защищает почву от размыва и смыва. С развитием массового туризма возросла армия посетителей леса. Люди в летнее время выезжают в леса, чтобы провести выходные дни или отпуск.
- В чем же заключается роль эколога?
Сейчас мы узнаем, знаете ли вы деревья, которые растут в наших лесах.
1. Дерево - символ нашей Родины. (Береза).
2. Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа).
3. Стоит петух над водой
С красной бородой.
Кто ни идет, за бороду возьмет. (Калина).
4. Весной цвету, летом плод приношу,
Осенью не увядаю, зимой не умираю. (Сосна).
5.Что за дерево стоит-
Ветра нет, а куст дрожит? (Осина).
6.Зимой и летом, одним цветом. ( Ель).
- Так какие деревья растут в наших лесах?
Ведущий: В далеком прошлом лесов было много. Уничтожение их началось уже на заре развития человечества и продолжается до настоящего времени.
3. Я - биолог, изучаю растения и животных в наших лесах. Лес - как весы. Он поддерживает равновесие трех веществ: кислорода, углерода и азота. Ведь леса называют зелеными легкими планеты. Почему его так называют?
Лес поглощает выделяемый фабриками и заводами, вредные вещества.
В настоящее время леса покрывают около 1/3 части Земли. Из всех лесов страны 70%- занимают хвойные, 30%- лиственные.
Лес всегда привлекал к себе большое количество охотников, сборщиков грибов и ягод, а также просто желающих отдохнуть.
Ведущий: Ведь лес производит более 60% кислорода. Одно дерево за сутки восстанавливает такое количество кислорода, которое необходимо для нормального дыхания троих человек в течение трех суток.
Игра «Продолжи пословицу». Из двух частей пословицы, необходимо составить правильно и прочитать.
- Рощи да леса - всему свету краса.
- Зеленый наряд радует глаз.
- Сажаем лес в поле - будет хлеба боле.
- Много леса - не губи, мало леса береги, нет леса - посади.
Нам необходимо беречь лес, а кто его охраняет?
4.Я - лесник, хозяин леса. В моем рассказе вы услышите одно незнакомое слово «эрозия». Эрозия- это заболевание почвы. Лес - надежный страж водных ресурсов. Лес снижает процесс водной эрозии. Вода, прошедшая через лесную подстилку, становится более чистой (это как фильтр для воды). Продолжительность таяния снега в лесу больше. Почему больше?
Лес смягчает климат, делает его более влажным. Разведение лесов способствует защите посевов от ветров.
Ведущий: Спасибо вам за ваши выступления. Если у представителей прессы возникли вопросы, мы постараемся на них ответить.
IV. Ответы на вопросы.
Вопрос для лесника: « Какие породы деревьев растут в наших лесах?»
Ответ: березы, сосны. Ели, рябины, осины, лиственницы.
Вопрос для ботаника: «Какой совет по выращиванию леса вы нам дадите?»
Ответ: Восстанавливая лес, важно стремится создать его естественный облик: чередовать участки разного возраста и вида растений; с полянами и густыми зарослями. Со временем у посаженных деревьев созревают семена, вокруг появляется молодая поросль.
Сл. Слово – поросль – молодые побеги от семян и корней.
Вопрос для биолога: « К чему приводит вырубка лесов?»
Ответ: Резкое сокращение лесов вызвало тяжелые последствия для людей. Это – обмеление рек и озер, наводнения, эрозия почв, изменения климата.
Вопрос для эколога: « Как избавится от мусора в лесах?»
Ответ: Если вы отдыхаете в лесу, то весь мусор необходимо собрать и увезти с собой. Уже открываются заводы по переработке мусора. Собранный мусор можно сортировать, а потом перерабатывать.
V.Рефлексия
Если вы согласны с моим утверждением, покажите знак
Если нет
- Человек - властелин и покоритель природы.
- Причинами загрязнения водоемов являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, ядовитые отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
- Вырубка лесов не является экологической проблемой Земли.
- Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
VI. Итог.
Сегодня мы узнали, как разносторонне и неоценимо велико значение леса в жизни каждого человека. Запомните, ребята, мы тоже частица живой природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Так давайте беречь и любить все живое. Не обижайте ни муравья, ни дерево.
Лесник: « На прощание я хочу раздать вам заповеди юных друзей леса. Соблюдайте их. И тогда леса будут радовать нас своей пышностью и красотой».
Заповеди юных друзей леса.
- Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков.
- Приходите в лес пешком и с любовью.
- Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают нашу душу. Слушайте таинственную музыку леса!
- Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.
- Если вы собираете дикие плоды и ягоды, не уничтожайте то, что их родило,- деревья, кустарники, грибницы.
- Относитесь к животным в лесу как старший брат - без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью.
- Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищайтесь его красотой.
- Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то постарайтесь узнать его название.
- Спасибо вам за интересные рассказы, за то, что согласились к нам прийти и рассказали о бедах и победах.