Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Рощи да леса – всему свету краса»

Автор:
Жмурова Оксана Шамильевна

Аннотация:

            Занятие: «Рощи да леса – всему свету краса» было проведено в 5 классе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, воспитателем Жмуровой Оксаной Шамильевной. Занятие было направлено на развитие и повышение уровня экологической воспитанности у учащихся.

Целью данного занятия является: повышение  уровня экологических и природоохранных знаний; коррекция логического мышления на основе упражнений в определении и составлении;

развитие и коррекция устной речи через ответы на вопросы, составление диалога;

воспитание бережного отношения к окружающему миру.

            Результатом данного занятия считаю следующее: воспитанники проявляют интерес к прочитанному, увиденному, услышанному о природе; осознают, что человек ответственный за сохранение природной сферы.

 

Статья:

Воспитатель: Жмурова Оксана Шамильевна

Класс: 5

Тема занятия: «Рощи да леса -  всему свету краса»

Форма проведения: пресс – конференция

Цель:

  1. Повышать уровень экологических и природоохранных знаний;
  2. Корригировать логическое мышление на основе упражнений в определении и составлении;
  3. Развивать и корригировать устную речь через ответы на вопросы, составление диалога;
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: разрезные карточки, демонстрационный материал, памятки, сигнальные      

                           карточки.

План проведения

I. Организационный  момент.

    Сегодня наше занятие пройдет в форме « Пресс- конференции». Давайте выясним, что же означают эти слова.

    Пресса - представители газет и журналов.

    Конференция - большое собрание.

II. Актуализация знаний.

    - Значение растений в жизни человека огромно. Без растительного мира жизнь человека и животных невозможна.  В народе говорят: «Зеленый наряд радует глаз».

    -О каком наряде идет речь?

 Правильно. Так говорят о лесе.  Тема нашей пресс- конференции « Рощи да леса - всему свету краса».

     И так встречаем наших гостей, которые сами о себя и представят. Это ботаник,  биолог, эколог и лесник.

      А также корреспонденты газет, журналов и телевидения:

 - журнал « Вокруг света»;

 - газета «Лесной календарь»;

 - газета « Черемховские новости»;

 -телеканал « Терриконик».

III. Выступления научных работников.

  1. Я - ботаник, изучаю растения в наших лесах. Растения - это особое царство природы, в которое входит более 300 тысяч видов. Большую роль в поддержании жизни на Земле играют леса. Они - главные энергетические источники.

      Сл. Слово - энергетические – т. е.  активные.

  Около 90% всех растений находятся в лесах. А 10%- на лугах и полянах.  Особую тревогу вызывает современная и быстрая вырубка лесов.  Если темп уничтожения лесов не изменится, то к середине 21 века общая площадь лесов сократится на 50%, т. е. на половину.

      Лес - это зеленая аптека.  В смешанных лесах нашей страны заготавливают 200 видов лекарственных растений. Лесные ягоды и орехи - уникальные источники важнейших витаминов.

   - Чем же занимается ботаник?

      Сейчас мы узнаем,  знаете ли вы лекарственные растения. Перед вами лежат конверты, а в них задание. Вы должны из разрезных частей собрать картинку и назвать лекарственное растение  ( ромашка, подорожник, крапива, пижма, земляника, тысячелистник).

  Ведущий: лес обладает способностью самовосстанавливаться; создает свой микроклимат.

 2. Я - эколог, изучаю науку о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Лес- богатство природы.  Его называют зеленым золотом.  С древнейших времен жизнь людей связана с лесом. Лес дает укрытие, тепло; он служит местом обитания диких животных и птиц; местом охоты, сбора диких плодов и ягод, заготовки меда.

       Вырубка лесов в близи рек неизбежно сопровождалась бурными весенними наводнениями и резким обмелением рек в летнее время.

         Сл. Слово - обмеление- спад воды в водоемах. 

             Лес защищает почву от размыва и смыва.  С развитием массового туризма возросла армия посетителей леса. Люди в летнее время выезжают в леса, чтобы провести выходные дни или отпуск.

            - В чем же заключается роль эколога?

    Сейчас мы узнаем, знаете ли вы деревья, которые растут в наших лесах.

    1. Дерево - символ нашей Родины. (Береза).

    2. Что за дерево, ответьте:

        Всю весну, когда цветет,

        Самый вкусный мед на свете

        Щедро пчелам раздает? (Липа).

    3. Стоит петух над водой

       С красной бородой.

       Кто ни идет, за бороду возьмет. (Калина).

    4. Весной цвету, летом плод приношу,

       Осенью не увядаю, зимой не умираю. (Сосна).

    5.Что за дерево стоит-

       Ветра нет, а куст дрожит? (Осина).

   6.Зимой и летом, одним цветом. ( Ель).

 - Так какие деревья растут в наших лесах?

  Ведущий:  В далеком прошлом лесов было много. Уничтожение их началось уже на заре развития человечества и продолжается до настоящего времени.

 3. Я - биолог, изучаю растения и животных в наших лесах. Лес - как весы. Он поддерживает равновесие трех веществ: кислорода, углерода и азота.  Ведь леса называют зелеными легкими планеты. Почему его так называют?

 Лес поглощает выделяемый фабриками и заводами, вредные вещества.

      В настоящее время леса покрывают около 1/3 части Земли. Из всех лесов страны 70%- занимают хвойные, 30%- лиственные.

      Лес всегда привлекал к себе большое количество охотников, сборщиков грибов и ягод, а также просто желающих отдохнуть.

   Ведущий: Ведь лес производит более 60% кислорода.  Одно дерево за сутки восстанавливает такое количество кислорода, которое необходимо для нормального дыхания троих человек в течение трех суток.

      Игра «Продолжи пословицу».  Из двух частей пословицы, необходимо составить правильно и прочитать.

   - Рощи да леса - всему свету краса.

   - Зеленый наряд радует глаз.

   - Сажаем лес в поле - будет хлеба боле.

   - Много леса - не губи, мало леса  береги, нет леса - посади.

Нам необходимо беречь лес, а кто его охраняет?

 4.Я - лесник, хозяин леса. В моем рассказе вы услышите одно незнакомое слово «эрозия». Эрозия- это заболевание почвы.  Лес - надежный страж водных ресурсов. Лес снижает процесс водной эрозии.  Вода, прошедшая через лесную подстилку, становится более чистой (это как фильтр для воды). Продолжительность таяния снега в лесу больше. Почему больше?

    Лес смягчает климат, делает его более влажным. Разведение лесов способствует защите посевов от ветров.

 Ведущий: Спасибо вам за ваши выступления. Если у представителей прессы возникли вопросы, мы постараемся на них ответить.

 

IV. Ответы на вопросы.

    Вопрос для  лесника: « Какие породы деревьев растут в наших лесах?»

       Ответ: березы, сосны. Ели, рябины, осины, лиственницы.

   Вопрос для   ботаника: «Какой совет по выращиванию леса вы нам дадите?»

        Ответ: Восстанавливая лес, важно стремится создать его естественный облик: чередовать участки разного возраста и вида растений; с полянами и густыми зарослями. Со временем у посаженных деревьев созревают семена, вокруг появляется молодая поросль.

Сл. Слово – поросль – молодые побеги от семян и корней.

    Вопрос для  биолога: « К чему приводит вырубка лесов?»

          Ответ: Резкое сокращение лесов вызвало тяжелые последствия для людей.  Это – обмеление рек и озер, наводнения, эрозия почв, изменения климата.

 Вопрос для   эколога: « Как избавится от мусора в лесах?»

            Ответ: Если вы отдыхаете в лесу, то весь мусор необходимо собрать и увезти с собой. Уже открываются заводы по переработке мусора.  Собранный мусор можно сортировать, а потом перерабатывать.

V.Рефлексия

 Если вы согласны с моим утверждением, покажите знак

  Если нет  

  1. Человек - властелин и покоритель природы.
  2. Причинами загрязнения водоемов являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, ядовитые отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
  3. Вырубка лесов не является экологической проблемой Земли.
  4. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.

VI. Итог.

Сегодня мы узнали, как разносторонне и неоценимо велико значение леса в жизни каждого человека. Запомните, ребята, мы тоже частица живой природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо.  Так давайте беречь и любить все живое. Не обижайте ни муравья, ни дерево.

    Лесник: « На прощание я хочу раздать вам заповеди юных друзей леса. Соблюдайте их.  И тогда леса будут радовать нас своей пышностью и красотой».        

                          Заповеди юных друзей леса.

  1. Сохраните леса такими,  чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков.
  2. Приходите в лес пешком и с любовью.
  3. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают нашу душу. Слушайте таинственную музыку леса!
  4. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.
  5. Если вы собираете дикие плоды и ягоды, не уничтожайте то, что их родило,- деревья, кустарники, грибницы.
  6. Относитесь к животным в лесу как старший брат - без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью.
  7. Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищайтесь его красотой.
  8. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то постарайтесь узнать его название.

- Спасибо вам за интересные рассказы, за то, что согласились к нам прийти и рассказали о бедах и победах.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010