Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование метода рассказывания глухим младшим школьникам на уроках развития речи и чтения

Автор:
Ушакова Наталья Владимировна

Аннотация:

 

Использование метода рассказывания глухим младшим школьникам на уроках развития речи и чтения.

 

Цель статьи: показать целесообразность использования метода рассказывания на уроках чтения в школах глухих для достижения полноценного восприятия художественных произведений.

Данная статья может быть использована педагогами для успешного планирования и проведения уроков словесности.

 

 

 

 

Подпись  ________________   Н.В.Ушакова

Статья:

Использование метода рассказывания глухим младшим школьникам

на уроках развития речи и чтения

 

На уроках чтения и развития речи для учителя стоит одна из важных задач: как помочь неслышащему ребёнку овладеть процессом понимания прочитанного, суметь проанализировать предложенный текст, выделить главное. Воспитать сознательное чтение значит не только научить техническому умению воспроизводить и понимать фактическое содержание текста, это значит также воспитать у школьника своё собственное отношение к чтению как к источнику знаний об окружающей его действительности. Для глухого ребёнка это тяжёлый труд, помноженный на опыт и умение педагога, который является связующим звеном в мире слышащих. Слышащий ребёнок, помимо чтения, имеет и другие источники накопления знаний и нравственного опыта: он присутствует при общении взрослых в семье и в общественных местах, слышит и оперирует накопленным словарём, полученным из средств массовой информации, что способствует его общему и речевому развитию. А для глухого ученика книга – это дверь в широкий мир, через которую он видит жизнь, людей, анализирует их поступки. Благодаря книге неслышащий ребёнок учится основному средству общения – родному языку – и в полной мере делает свою жизнь созидательной и творческой.

Возникает закономерный вопрос: есть ли возможность компенсировать ту потерю в восприятии и понимании прочитанного, которая, казалось бы, обусловлена нарушением слуховой функции? На основе собственного многолетнего опыта работы с неслышащими младшими школьниками, используя специальные педагогические средства и приёмы, можно достичь полноценного восприятия программных художественных произведений.

Важным дидактическим приёмом в сложном процессе воспитания и формирования словесной речи у глухих детей является рассказывание.

Под рассказыванием мы понимаем воспроизведение текста рассказа наглядно, с использованием дополнительного иллюстративного материала, богатого мимического изображения, для полного восстановления воображаемой ситуации рассказа, являющимся необходимым условием его понимания.

Для слышащего ребёнка совсем необязательно знать значение всех слов, употребляемых при чтении, так как его общее развитие, словарный запас, интонация рассказчика поможет ему понять сюжетную линию и сориентироваться в прослушанном.

Глухой ребёнок воспринимает рассказ с большими трудностями, потому что зачастую не в состоянии осмыслить казалось бы знакомые слова в контексте, в иной синтаксической структуре, тем более несышащему сложно постичь образное воспроизведение рассказа, его эмоциональную и дидактическую направленность. Для учителя здесь самое главное не переусердствовать с объёмом использования наглядности, чтобы не отвлекать внимание ребёнка, а всё подчинить тому, чтобы учащиеся смогли постепенно развивать чувство языка, уметь распознавать смысловые оттенки слов и их грамматических форм.

     Методика и приёмы рассказывания многообразны. Их выбор определяется целью, которую ставит перед собой педагог. Можно выделить следующие виды рассказывания, которые в полной мере способствуют успешному формированию речи глухих младших школьников: 

  1. Инсценированный рассказ, в котором минимально используются слова, в сложном устно-дактильном рассказе инсценируются лишь отдельные моменты с целью большей выразительности. Позже инсценировка частично заменяется драматизацией.
  2. Рассказывание по серии картин или по одной картинке.
  3. Рассказывание по книге с использованием текста книги, имеющихся в ней иллюстраций в сочетании с драматизацией трудных для понимания моментов сюжета.
  4. Рассказывание, рассчитанное на слухо-зрительное восприятие, а при готовности детей – только на слуховое восприятие знакомого текста или его варианта, на основе усвоенного детьми объёма словаря.

Методика обучения речи предусматривает, что все темы, такие как «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Одежда и обувь», «Продукты питания и посуда», «Животные», «Растения», «Город, страна», «Времена года» и т.д. должны завершаться чтением текста, обобщающего в словесной форме полученные знания.

Главная задача рассказчика в процессе инсценирования бессюжетных текстов – постараться с помощью наглядных действий с предметами сделать повествование выразительным и эмоциональным. Именно такая демонстрация – «яркая и живая» - сделает даже простой рассказ занимательным. Вопросы, предлагаемые детям в ходе инсценировки, мобилизуют их внимание, воспитывают сосредоточенность и одновременно позволяют проверить, есть ли у детей за воспринятым словом представление о прочитанном, связали ли они соответствующий предмет, признак, действие со словом. Подготовка к чтению – одна из целей предварительного рассказа.

При рассказывании сюжетных текстов стоят задачи несколько иного плана. Сюжетные тексты основаны на адаптированном доступном материале. В данном случае рассказывание предполагает развитие навыка у детей «слушать» в коллективе, учит их следить за последовательностью сюжетных событий, спрашивать и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Главное, что отличает сюжетные рассказы от описательных – это их специальная воспитательная направленность, которая служит для формирования у детей этических нравственных представлений. И главная задача педагога – в понятной детям ситуации воспитывать у них представление о том, что хорошо и что плохо, что можно и чего нельзя делать; помочь им осознать такие понятия, как честность, доброта, взаимовыручка и порядочность, умение дорожить дружбой.

Рассказывание, сопровождаемое инсценированием, знакомое лицо учителя, привычная атмосфера класса и детского коллектива в сочетании с занимательным и жизненным сюжетом – всё это помогает ребёнку до конца постичь ситуацию, её идейный замысел.

И ещё одно не менее важное: учитель, подготавливая сюжетный рассказ, должен составить текст так, чтобы он соответствовал поставленной учебно-воспитательной задаче, педагог должен уточнить для себя его направленность и чётко представлять ту реакцию, которую может вызвать у детей его содержание. Важно составить сценарный вариант предложенного программой текста, который будет инсценироваться. Следует наметить смысловые акценты, продумать словарь, подлежащий усвоению. Затем педагог определяет «главные» слова, необходимые для понимания содержания, выделяя те из них, которые должны быть усвоены детьми после чтения. Важно также предусмотреть, какие слова, придающие рассказу художественную окраску, дети смогут понять по догадке, какие – только на основе демонстрации. Данный словарный анализ обеспечит успех урока и подчеркнёт мастерство учителя.

Постепенно у детей формируется навык понимания текста, поэтому далее возможно включать в рассказ подробности, уже выраженные словами, а не демонстрируемые взрослым.

Продуманная подготовка наглядных пособий и других средств выразительности, доступных зрительному восприятию, компенсирует недоступную глухому интонационную выразительность. Чтобы облегчить глухому ребёнку зрительное восприятие текста рекомендуется выделять повышением или понижением голоса опорные слова, а также удлинять паузы между предложениями. Допускается использование естественных жестов для облегчения зрительного восприятия знакомых слов, усиливая их выразительность. Также приветствуется несколько утрированная выразительность чувств, передаваемая мимикой лица.

Для того чтобы неслышащего ребёнка приучить к чтению, мотивировать его желание узнать что-либо из книги, помочь осмысленно и эмоционально воспринимать текст, учителю необходимо быть талантливым мастером-рассказчиком. Если эта ступенька успешно пройдена, то можно с уверенностью сказать, что книга в будущем станет для глухого ребёнка добрым другом и проводником в мир звуков и слов.

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010