Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование временных понятий у детей с нарушением слуха

Автор:
Чевычалова Наталья Николаевна

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы формирования временных представлений у детей с нарушением слуха. Проанализированы характерные особенности межпредметной связи по изучению данной проблемы. Обобщается практический опыт на примере урока чтения в слабослышащем классе,в процессе которого формируется целостное представление о годичном круге, совершенствуются виды речевой деятельности. Статья заинтересует сурдопедагогов, дефектологов, студентов педагогических специальностей.

Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Ознакомление учащихся с разного рода закономерностями является важной основой для обучения в последующем  умению раскрывать причинные связи  между явлениями окружающей действительности. 

Особую трудность вызывает у учащихся с нарушенным слухом изучение временных понятий.  Формирование временных понятий протекает у детей с нарушенным слухом более замедленно, чем у слышащих. При этом у учащихся наблюдаются трудности в формировании словесных значений, которые часто основываются на неточных обобщениях. Результатом этого является неправильное употребление выражений, связанных с временными представлениями.

Трудности изучения данной темы объясняются в какой-то мере и характером рассматриваемой величины: время нельзя остановить, время необратимо, его нельзя представить в виде каких-то наглядных форм.

Представления о времени формируются в процессе выполнения специальных упражнений на уроках математики, а также на других уроках и во внеурочное время. Основу методики изучения данного материала составляет практическая деятельность учащихся, связанная с овладением навыками измерения времени. Сначала в процессе ведения календарей уточняются представления о понятиях вчера, сегодня, завтра. Когда дети усвоят свои имена и имена товарищей, вводится «Календарь дежурного». Работа над понятиями «месяц», «год», «времена года», количестве дней в месяце, количестве месяцев в году организуется  на основе использования табеля-календаря. Более мелкие единицы измерения времени изучаются постепенно. Сутки изучаются на основе близких детям наблюдений.

В программе заложена возможность межпредметных связей изучения математики и трудового обучения, развития речи, чтения, и задача учителя – полнее осуществлять их на уроке. 

Так, на уроках чтения в третьем классе дети знакомятся с содержанием сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик». Через  прочтение  у детей формируется целостное представление о годичном круге.

УРОК ЧТЕНИЯ

3  класс (слабослышащие)

Тема урока. В.Даль.  Сказка – загадка «Старик-годовик».   (второй урок)

Цели урока:

  • формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы,
  • развивать фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать  чуткое отношение к красоте родной природы.

Словарь:

Сказка, которую мы читаем, называется «Старик-годовик»

Даль – автор сказки «Старик-годовик»

Действующее лицо - Старик-годовик.

Оборудование: ЗУА,экран, таблички, бумажные птицы, иллюстрации на тему  «Времена года», учебник «Чтение» Н.Е.Гарш, Л.М.Быкова, портрет В.Даля.

Мультимедийное приложение: презентация  к сказке В.Даля «Старик-годовик»

Ход урока.

  1. 1.     Организационный момент.

-Поздоровайтесь.

-Здра(в)ствуйте.

-Сядьте. Наденьте наушники. Включите аппаратуру.

-[…, что ты сделал(-а)?]

-Я надел(-а) наушники, включил(-а) аппаратуру.

-…, как ты слышишь?

-Я слышу хорошо.

-… , как ты слышишь?

 [… , как ты слышишь?]

-…, [спроси  у …, какой сейчас урок].

-…, какой сейчас урок?

-…, сейчас урок чтения.

Скажем вместе СЕЙЧАС УРОК ЧТЕНИЯ

Учащиеся повторяют хором, вместе с учителем соблюдая логическое ударение.

-…, [спроси  у …, который урок по счету]

-…, который сейчас урок по счету?

-…, сейчас … урок.

  1. 2.     Сообщение темы урока. Фонетическая разминка.

-…, как ты думаешь, что мы будем делать на уроке?

- Мы будем читать.

-…, как называется сказка, которую мы читаем?

-Сказка, которую мы читаем, называется «Старик-годовик»

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

С__КА

СКУ

СКАЗКУ

[Сказка, которая называется «Старик-годовик», мы читаем.]

Скажем вместе.

Сказка, которая называется «Старик-годовик», мы читаем.

[Откройте книгу, на странице 78]

-…, что ты сделал(-а)?

-Я открыл(-а) книгу.

[Кто автор сказки?]

-Владимир Иванович Даль – автор сказки.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА              

Ф__АФ

С__КА

С__КИ

СКА

СКИ

АВТОР СКАЗКИ

АВТОР СКАЗКИ ДАЛЬ

ДАЛЬ

Скажем вместе

Даль – автор сказки «Старик-годовик»                                      

(обратить внимание детей на портрет автора)                            (Приложение 1)

  1. 3.     Опрос домашнего здания.

-Кто главное действующее лицо в сказке?

-Старик – годовик.

-…, а как ты думаешь?

-Я согласен с… .

Скажем вместе.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА                                          

С__

С__ТВУ

СТВУ

ЮЩЕ

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО – СТАРИК ГОДОВИК

-Кто это?                                                                                        

-Это Старик –годовик.                                                                  (Приложение 2)                                                

-Скажи по-другому.

-Это дедушка, волшебник.

-Почему он волшебник?

-Он меняет времена года.

[Что было задано на дом?]

-На дом было задано прочитать отрывки текста к каждой картинке, отгадать загадки.

(Приложение 3)

-[ Кто хочет прочитать  текст к первой картинке?]

-Я хочу прочитать.

(Один ученик читает отрывок громко, остальные читают одновременно с ним шепотом).

-Сколько птиц пустил старик первый раз?

-Три птицы.

-Какая стала погода? (повеял холод, мороз)          

-Какое время года? (Зима)

-[ …, прочитай  текст ко второй  картинке?]                               (Приложение 4)

-Сколько птиц пустил старик во второй  раз?

-Три птицы.

-Какая стала погода? (Стал таять снег, на полях показались цветы)         

-Какое время года? (Время года – весна.)

-[ Текст к третьей картинке будем читать по-цепочке?]            (Приложение 5)

-Сколько птиц пустил старик  в третий раз?

-Три птицы.

-Какая стала погода? (Стало жарко, душно, знойно.)

-Какое время года? (Лето)

Прочитайте предложение.

Крестьяне стали жать рожь.                 (Приложение 6)

-Крестьяне. Кто это? (Летом люди работают в поле. Собирают рожь.)

-[Прочитай  текст к четвёртой картинке сами?]                         (Приложение 7)

(Все ученик читает отрывок шепотом).

-Сколько птиц пустил старик  в четвёртый раз?

-Три птицы.

-Какая стала погода? (Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы)          

-Какое время года? (Осень)

-Что мы сделали?

-Мы прочитали отрывки текста к каждой картинке, отгадали загадки.

-Сколько раз махнулстарик-годовик рукавом?  (4 раза)

-Почему 4 раза? (Потому что в году 4 времени года)

-…, назови времена года.

  1. 4.     Физминутка с элементами фонетической ритмики.

Будем отдыхать.

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

 (Поднимаем руки  через стороны вверх, делая вдох через нос.

Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

  1. 5.     Чтение второй  части сказки. Работа над её содержанием.

-…, как ты думаешь, [что мы будем делать]?

-Будем читать  последний абзац сказки.

Будем отгадывать загадки.

(На партах лежат шаблоны птиц)

Будем читать хором.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо со своим именем. Махнёт птица раз – станет светлым -  светло, махнёт другой – станет темным – темно.

-Почему птицы не простые? (Они волшебные, сказочные. Это месяцы года).

-Сколько птиц выпустил старик? (12 птиц)

-Как вы думаете, почему 12? (В году 12  месяцев)

- Покажите четыре крыла. Почему у птиц по четыре крыла?

-В месяце 4 недели.

- Покажите на каждом крыле по семь перьев? (Это дни недели)

-Назовите имя  каждого пера?  (Дети называют дни недели)

Прочитайте последнее предложение.

Махнёт птица раз – станет светлым -  светло, махнёт другой – станет темным – темно.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ

-…светлым- светло, темным- темно… Когда это бывает?

-Днём и ночью.                                                                    

  1. 6.     Закрепление.

Прочитайте последний абзац  сказки самостоятельно.

-Я прочитал(-а) последний абзац сказки.

  1. 7.     Итог урока.

-Что мы делали на уроке?

-Мы читали сказку-загадку.

-Как называется сказка?

-Сказка называется «Старик-годовик».

-Что мы узнали?

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ        (Приложение 8)

-Закрой(-те) книгу(-и).

-Что ты сделал(-а)?

-Я закрыл(-а) книгу.

Оценивание.

- Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – подснежник, а кто родился летом - ромашку. На цветках оценки за урок.

Домашнее задание.   Прочитать  сказку «Старик-годовик».

                                      Ответить на вопросы.

Снимите наушники.

-…, что ты сделал(-а)?

-Я снял(-а) наушники, выключил(-а)  аппаратуру.

 

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида Москва «Просвещение» 2003.
  2. Сухова В.Б. Обучение математике в начальных классах школ глухих: Подготовит.- IV кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.
  3. Граш Н.Е., Чайка С.В. Чтение и развитие речи: учеб.для 4 класса спец.(корркуц.)образоват. учреждений 1 вида / - М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010