Автор:
Чевычалова Наталья Николаевна
В статье рассмотрены проблемы формирования временных представлений у детей с нарушением слуха. Проанализированы характерные особенности межпредметной связи по изучению данной проблемы. Обобщается практический опыт на примере урока чтения в слабослышащем классе,в процессе которого формируется целостное представление о годичном круге, совершенствуются виды речевой деятельности. Статья заинтересует сурдопедагогов, дефектологов, студентов педагогических специальностей.
Статья:ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Ознакомление учащихся с разного рода закономерностями является важной основой для обучения в последующем умению раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности.
Особую трудность вызывает у учащихся с нарушенным слухом изучение временных понятий. Формирование временных понятий протекает у детей с нарушенным слухом более замедленно, чем у слышащих. При этом у учащихся наблюдаются трудности в формировании словесных значений, которые часто основываются на неточных обобщениях. Результатом этого является неправильное употребление выражений, связанных с временными представлениями.
Трудности изучения данной темы объясняются в какой-то мере и характером рассматриваемой величины: время нельзя остановить, время необратимо, его нельзя представить в виде каких-то наглядных форм.
Представления о времени формируются в процессе выполнения специальных упражнений на уроках математики, а также на других уроках и во внеурочное время. Основу методики изучения данного материала составляет практическая деятельность учащихся, связанная с овладением навыками измерения времени. Сначала в процессе ведения календарей уточняются представления о понятиях вчера, сегодня, завтра. Когда дети усвоят свои имена и имена товарищей, вводится «Календарь дежурного». Работа над понятиями «месяц», «год», «времена года», количестве дней в месяце, количестве месяцев в году организуется на основе использования табеля-календаря. Более мелкие единицы измерения времени изучаются постепенно. Сутки изучаются на основе близких детям наблюдений.
В программе заложена возможность межпредметных связей изучения математики и трудового обучения, развития речи, чтения, и задача учителя – полнее осуществлять их на уроке.
Так, на уроках чтения в третьем классе дети знакомятся с содержанием сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик». Через прочтение у детей формируется целостное представление о годичном круге.
УРОК ЧТЕНИЯ
3 класс (слабослышащие)
Тема урока. В.Даль. Сказка – загадка «Старик-годовик». (второй урок)
Цели урока:
- формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
- совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы,
- развивать фантазию, воображение, творческие способности;
- воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.
Словарь:
Сказка, которую мы читаем, называется «Старик-годовик»
Даль – автор сказки «Старик-годовик»
Действующее лицо - Старик-годовик.
Оборудование: ЗУА,экран, таблички, бумажные птицы, иллюстрации на тему «Времена года», учебник «Чтение» Н.Е.Гарш, Л.М.Быкова, портрет В.Даля.
Мультимедийное приложение: презентация к сказке В.Даля «Старик-годовик»
Ход урока.
- 1. Организационный момент.
-Поздоровайтесь.
-Здра(в)ствуйте.
-Сядьте. Наденьте наушники. Включите аппаратуру.
-[…, что ты сделал(-а)?]
-Я надел(-а) наушники, включил(-а) аппаратуру.
-…, как ты слышишь?
-Я слышу хорошо.
-… , как ты слышишь?
[… , как ты слышишь?]
-…, [спроси у …, какой сейчас урок].
-…, какой сейчас урок?
-…, сейчас урок чтения.
Скажем вместе СЕЙЧАС УРОК ЧТЕНИЯ
Учащиеся повторяют хором, вместе с учителем соблюдая логическое ударение.
-…, [спроси у …, который урок по счету]
-…, который сейчас урок по счету?
-…, сейчас … урок.
- 2. Сообщение темы урока. Фонетическая разминка.
-…, как ты думаешь, что мы будем делать на уроке?
- Мы будем читать.
-…, как называется сказка, которую мы читаем?
-Сказка, которую мы читаем, называется «Старик-годовик»
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
С__КА
СКУ
СКАЗКУ
[Сказка, которая называется «Старик-годовик», мы читаем.]
Скажем вместе.
Сказка, которая называется «Старик-годовик», мы читаем.
[Откройте книгу, на странице 78]
-…, что ты сделал(-а)?
-Я открыл(-а) книгу.
[Кто автор сказки?]
-Владимир Иванович Даль – автор сказки.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Ф__АФ
С__КА
С__КИ
СКА
СКИ
АВТОР СКАЗКИ
АВТОР СКАЗКИ ДАЛЬ
ДАЛЬ
Скажем вместе
Даль – автор сказки «Старик-годовик»
(обратить внимание детей на портрет автора) (Приложение 1)
- 3. Опрос домашнего здания.
-Кто главное действующее лицо в сказке?
-Старик – годовик.
-…, а как ты думаешь?
-Я согласен с… .
Скажем вместе.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
С__
С__ТВУ
СТВУ
ЮЩЕ
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО – СТАРИК ГОДОВИК
-Кто это?
-Это Старик –годовик. (Приложение 2)
-Скажи по-другому.
-Это дедушка, волшебник.
-Почему он волшебник?
-Он меняет времена года.
[Что было задано на дом?]
-На дом было задано прочитать отрывки текста к каждой картинке, отгадать загадки.
(Приложение 3)
-[ Кто хочет прочитать текст к первой картинке?]
-Я хочу прочитать.
(Один ученик читает отрывок громко, остальные читают одновременно с ним шепотом).
-Сколько птиц пустил старик первый раз?
-Три птицы.
-Какая стала погода? (повеял холод, мороз)
-Какое время года? (Зима)
-[ …, прочитай текст ко второй картинке?] (Приложение 4)
-Сколько птиц пустил старик во второй раз?
-Три птицы.
-Какая стала погода? (Стал таять снег, на полях показались цветы)
-Какое время года? (Время года – весна.)
-[ Текст к третьей картинке будем читать по-цепочке?] (Приложение 5)
-Сколько птиц пустил старик в третий раз?
-Три птицы.
-Какая стала погода? (Стало жарко, душно, знойно.)
-Какое время года? (Лето)
Прочитайте предложение.
Крестьяне стали жать рожь. (Приложение 6)
-Крестьяне. Кто это? (Летом люди работают в поле. Собирают рожь.)
-[Прочитай текст к четвёртой картинке сами?] (Приложение 7)
(Все ученик читает отрывок шепотом).
-Сколько птиц пустил старик в четвёртый раз?
-Три птицы.
-Какая стала погода? (Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы)
-Какое время года? (Осень)
-Что мы сделали?
-Мы прочитали отрывки текста к каждой картинке, отгадали загадки.
-Сколько раз махнулстарик-годовик рукавом? (4 раза)
-Почему 4 раза? (Потому что в году 4 времени года)
-…, назови времена года.
- 4. Физминутка с элементами фонетической ритмики.
Будем отдыхать.
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
(Поднимаем руки через стороны вверх, делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
- 5. Чтение второй части сказки. Работа над её содержанием.
-…, как ты думаешь, [что мы будем делать]?
-Будем читать последний абзац сказки.
Будем отгадывать загадки.
(На партах лежат шаблоны птиц)
Будем читать хором.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо со своим именем. Махнёт птица раз – станет светлым - светло, махнёт другой – станет темным – темно.
-Почему птицы не простые? (Они волшебные, сказочные. Это месяцы года).
-Сколько птиц выпустил старик? (12 птиц)
-Как вы думаете, почему 12? (В году 12 месяцев)
- Покажите четыре крыла. Почему у птиц по четыре крыла?
-В месяце 4 недели.
- Покажите на каждом крыле по семь перьев? (Это дни недели)
-Назовите имя каждого пера? (Дети называют дни недели)
Прочитайте последнее предложение.
Махнёт птица раз – станет светлым - светло, махнёт другой – станет темным – темно.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
-…светлым- светло, темным- темно… Когда это бывает?
-Днём и ночью.
- 6. Закрепление.
Прочитайте последний абзац сказки самостоятельно.
-Я прочитал(-а) последний абзац сказки.
- 7. Итог урока.
-Что мы делали на уроке?
-Мы читали сказку-загадку.
-Как называется сказка?
-Сказка называется «Старик-годовик».
-Что мы узнали?
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ (Приложение 8)
-Закрой(-те) книгу(-и).
-Что ты сделал(-а)?
-Я закрыл(-а) книгу.
Оценивание.
- Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – подснежник, а кто родился летом - ромашку. На цветках оценки за урок.
Домашнее задание. Прочитать сказку «Старик-годовик».
Ответить на вопросы.
Снимите наушники.
-…, что ты сделал(-а)?
-Я снял(-а) наушники, выключил(-а) аппаратуру.
Литература
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида Москва «Просвещение» 2003.
- Сухова В.Б. Обучение математике в начальных классах школ глухих: Подготовит.- IV кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.
- Граш Н.Е., Чайка С.В. Чтение и развитие речи: учеб.для 4 класса спец.(корркуц.)образоват. учреждений 1 вида / - М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010.