Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 5 классе.Д.Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка" .

Автор:
Козлова Татьяна Николаевна

Аннотация:

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 5 классе.

В методической разработке представлена работа над содержанием сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Внимание учащихся акцентируется на событиях, происходящих с героями, и, одновременно, на сезонных изменениях природы. Опора на зрительные, слуховые,  тактильные анализаторы даёт возможность детям в полной мере почувствовать глубину происходящих событий. Анализ содержания произведения позволяет объективно охарактеризовать главный персонаж. Методическая разработка может быть использована специалистами коррекционных и общеобразовательных школ.

 Автор: Козлова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

Методическая разработка

 урока чтения и развития речи в 5 классе.

 

Тема программы. Сказки.

Тема урока.  Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

Тип урока.  Комбинированный урок.

Цели урока.

Коррекционно-образовательные:

  • изучить содержание 4-й части сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», повторить краткое содержание 1-3-й частей;
  • совершенствовать технику чтения с соблюдением норм орфоэпии;
  • формировать умение отвечать на вопросы, озаглавливать текст, давать нравственную оценку герою.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимание, память, воображение, обобщение в процессе анализа произведения;
  • расширять и уточнять словарный запас учащихся в процессе усвоения содержания;
  • совершенствовать грамматический строй речи при озаглавливании смысловых частей.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу на примере героев сказки – Серой Шейки и Зайца.

Оборудование.

Учебники «Чтение. 5 класс», автор-составитель З.Ф.Малышева.

Слайды:  - автор, название сказки;

                 - иллюстрация поздней осени.

Презентации:   - «Природа зимой»,

                          - «Физминутка» с музыкальным сопровождением,

                          -«Изготовление мягких игрушек» с музыкальным сопровождением.

Видеоролик - сцена встречи Серой Шейки и Зайца.

Мягкие игрушки: Серая Шейка, Лиса, Заяц.

Экспозиция для инсценирования эпизода сказки: зима на реке.

Иллюстрации ранней  и поздней осени, зимы.

Плоские фигуры героев сказки: Серая Шейка, Лиса, Заяц.

Карточки:  заголовки к главам сказки: 1. Отлёт птиц.

                                                                   2. Знакомство с зайцем.

                                                                   3. Встреча с лисой.

                                                                   4. Лиса навещает Серую Шейку.

Слова для характеристики Серой Шейки: грустная, добрая, одинокая, беззащитная, испуганная.

Слова для словарной работы: творившимися, ольхи, убрались инеем, трепетала, не спесива, проведать, сажень, полынья.

 Межпредметные связи.

Уроки профессионально-трудового обучения (швейное дело).

 

КОНСПЕКТ  УРОКА

 

Этап урока

 

Содержание

Наглядность

Деятельность учащихся

Оргмомент

 

Эмоциональ-

ный настрой

Будем мы учиться слушать,

Когда кто-то говорит.

Говорить ты будешь только,

Когда друг твой замолчит.

Слушайте учителя очень все внимательно,

И получится у вас все просто замечательно!

 

 

Сообщение темы, целей

- Сегодня на уроке чтения мы повторим содержание 3-х частей сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», познакомимся с содержанием 4-й части.

- А помогут нам в работе герои сказки – Серая Шейка, Заяц и Лиса – мягкие игрушки, которых вы изготовили с учителем швейного дела.

-  Назовите главного героя сказки.

Слайд – автор, название сказки.

 

 

 

 

Мягкие игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

Повторение

- Назовите приметы поздней осени.

 

Слайд – иллюстрация поздней осени. 

Ответы учащихся

-Холодно.

-Часто дует ветер.

-Деревья голые.

-Перелетные птицы улетают в теплые края.

 

1 часть

            - Послушайте, какими словами автор сказки «Серая Шейка» описывает позднюю осень.

 

Учитель: «Вообще хорошего было мало…»

                «Лебеди, гуси и утки…»

 

Вопросы

             - Почему Серая Шейка не могла лететь в теплые края?

             - Почему она плакала?

             - Где Серая Шейка собиралась зимовать?

 

Чтение заголовка

              - Мы придумали название 1-й части сказки, прочитайте.

              - Составьте картину к 1-й части рассказа. Объясните.

 

 

Характеристика персонажа

- Выберите из данных слова о Серой Шейке, какая она сейчас?

             

 

Учебник с.41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серая Шейка

  1. Отлет птиц.

Иллюстрация ранней осени.

Части иллюстрации 

к 1-й части сказки.

 

 

 

 

 

 

 

Слова на карточках.

 

 

Учащиеся читают наизусть отрывок – описание поздней осени из 1 части сказки.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение учащимися

названия 1-й части сказки.

Составление картины уч-ся

по содержанию

1 части сказки.

Ответы учащихся

- Серая Шейка грустная, добрая

 

2 часть

Выборочное чтение

         - Прочитайте в начале

2-й части, какие изменения произошли на реке.

         - Чего боялась Серая Шейка? Прочитайте.

 

 

Характеристика персонажа

- Выберите из данных слова о Серой Шейке, что можно добавить?

 

   - Одиноко и скучно было уточке и однажды …

Пересказ по ролям – театр

 

Вопросы

          - Можно теперь назвать С.Ш. одинокой? Почему?

 

 

Характеристика персонажа

- Какое слово вы бы добавили  об уточке, выберите.

        

 

Выборочное чтение

         - Прочитайте в конце 2-й части, какие изменения произошли на реке.

 

Чтение заголовка

              - Мы придумали название 2-й части сказки, прочитайте.

 

              - Составьте картину ко 2-й части рассказа. Объясните.

 

 

Учебник с.43

 

 

Учебник с.44

 

 

 

 

Слово на карточке.

 

 

 

 

 

Видеоролик

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово на карточке.

 

 

 

Учебник с.45

 

 

 

Серая Шейка

  1. Отлет птиц.
  2. Знакомство с Зайцем.

 

Иллюстрация поздней осени.

Части иллюстрации

 ко 2-й части сказки.

 

 

 

«По утрам вода у берегов…»

«Неужели вся река…»

 

 

 

 

Ответы учащихся

- Серая Шейка одинокая.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

- Нет, уточка теперь не одинока, она познакомилась с Зайцем.

Ответы учащихся

- Уточка беззащитная.

 

Чтение учащимися

«Скоро выпал и первый снег…»

 

Чтение учащимися

названия 2-й части сказки.

 

 

Составление картины уч-ся

по содержанию

2 части сказки.

 

3 часть

Выборочное чтение

         - Прочитайте в начале

3-й части, какие изменения произошли на реке.

 

         - Какое чувство испытала С.Ш., когда река стала покрываться льдом?

 

 

 

Чтение  по ролям - театр

 

 

 

 

 

 

Чтение заголовка

              - Мы придумали название 3-й части сказки, прочитайте.

             

 

 

 

- Составьте картину к 3-й части рассказа. Объясните.

 

Учебник с.45

Презентация «Природа зимой» – слайд зимней природы

 

 

Учебник с.46

Игрушки

Экспозиция «Зима на реке».

 

Серая Шейка

  1. Отлет птиц.
  2. Знакомство.
  3. Встреча с лисой.

Иллюстрация зимы.

Части иллюстрации

 к 3-й части сказки.

 

 

Чтение учащимися

«Бурлившая днем горная река…»

Ответы учащихся

- Серая Шейка огорчилась.

 

Чтение уч-ся

по ролям

 

 

 

Чтение учащимися

названия 3-й части сказки.

 

 

Составление картины уч-ся

по содержанию

3 части сказки.

 

Физминутка

 

 

Зайцы рано утром встали,

В лесу весело играли.

Вот лиса идет по лесу,

Кто там скачет интересно?

Но зайчата быстро скачут,

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает, садится, отдыхает.

Презентация «Физминутка»

Учащиеся выполняют движения

в соответствии

с содержанием стихотворения.

Работа над новым материалом

 

Словарная работа

Творившимися

Ольхи

Убрались инеем – нарядились, украсились

Трепетала – боялась, дрожала, вздрагивала

Не спесива – не горда.

Проведать – навестить

Сажень – 2,1336 м

Полынья – незамерзшее место на ледяной поверхности реки  

 

Первичное чтение учителем

 

 

 

 

Вопросы по первичному восприятию

- Какое настроение вызвал у Серой Шейки приход зимы?

- Чего боялась Серая Шейка?

- Кто часто навещал уточку?

- Что говорила Лиса Серой Шейке?

- Кто сочувствовал (переживал) Серой Шейке?

- Мог Заяц помочь уточке?

Слова на карточках:

творившимися

ольхи

убрались инеем

трепетала

не спесива

проведать

сажень

полынья

 

 

 

 

Учебник с.46

Презентация «Природа зимой» – слайды зимней природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

Закрепление

Аналитическое чтение

1-й, 2-й  абзацы

Вопросы

- Какие чудеса творились зимой в природе?

- Почему Серая Шейка не могла любоваться красотой зимней природы?

3-й – 5-й абзацы

Вопросы

- Что говорила Лиса Серой Шейке?

- Каким тоном Лиса произносила слова?

- Почему Лиса не могла подобраться к воде?

 

6-й  – 7-й абзацы

Вопросы

- Как изменилась полынья с приходом сильных морозов?

- Почему Лиса садилась теперь на самый край полыньи?

- Ласково ли продолжала Лиса разговаривать с уточкой?

- Почему Заяц не мог помочь Серой Шейке?

Характеристика персонажа

- Подумайте, что чувствовала Серая Шейка? Какая она была?

 

 

 

 

Подбор заголовка

- О каких событиях вы прочитали в 4 части сказки?

 

(Название 4-й части выносится на доску.)

 

 

- Составьте картину к 4-й части сказки. Объясните.

 

 

Учебник с.46-47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово на карточке.

 

 

 

 

 

 

Серая Шейка

  1. Отлет птиц.
  2. Знакомство.
  3. Встреча с лисой.
  4. Лиса навещает Серую Шейку.

 

Иллюстрация зимы.

Части иллюстрации

 к 4-й части сказки.

 

Чтение учащимися.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Чтение учащимися.

 

Ответы учащихся.

 

Чтение учащимися по ролям:

– о зиме

– слова Лисы

– слова Зайца

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

- Серая Шейка очень боялась, она была испуганная.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

- Лиса навещает Серую Шейку.

Составление картины уч-ся

по содержанию

4 части сказки.

Домашнее задание

Читать по ролям 4-ю часть сказки:

- автор,  – Лиса,  - Заяц.

 

 

Итог.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке чтения о Серой Шейке, о её жизни?

- Как вы думаете, хорошо или плохо закончится история  о Серой Шейке?

- Открою вам маленький секрет: не может плохо закончиться сказка с такими чудесными героями (демонстрация мягких игрушек). 

 

- В завершение урока давайте вспомним, как вы трудились на уроках швейного дела, чтобы украсить сказку чудесными мягкими  игрушками.

- Отличная работа.  Вы очень постарались для уточки. Молодцы!

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

«Изготовление мягких игрушек».

 

Оценивание.

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010