Автор:
Козлова Татьяна Николаевна
Методическая разработка урока чтения и развития речи в 5 классе.
В методической разработке представлена работа над содержанием сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Внимание учащихся акцентируется на событиях, происходящих с героями, и, одновременно, на сезонных изменениях природы. Опора на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы даёт возможность детям в полной мере почувствовать глубину происходящих событий. Анализ содержания произведения позволяет объективно охарактеризовать главный персонаж. Методическая разработка может быть использована специалистами коррекционных и общеобразовательных школ.
Автор: Козлова Татьяна Николаевна
Статья:
Методическая разработка
урока чтения и развития речи в 5 классе.
Тема программы. Сказки.
Тема урока. Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.
Тип урока. Комбинированный урок.
Цели урока.
Коррекционно-образовательные:
- изучить содержание 4-й части сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», повторить краткое содержание 1-3-й частей;
- совершенствовать технику чтения с соблюдением норм орфоэпии;
- формировать умение отвечать на вопросы, озаглавливать текст, давать нравственную оценку герою.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, воображение, обобщение в процессе анализа произведения;
- расширять и уточнять словарный запас учащихся в процессе усвоения содержания;
- совершенствовать грамматический строй речи при озаглавливании смысловых частей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу на примере героев сказки – Серой Шейки и Зайца.
Оборудование.
Учебники «Чтение. 5 класс», автор-составитель З.Ф.Малышева.
Слайды: - автор, название сказки;
- иллюстрация поздней осени.
Презентации: - «Природа зимой»,
- «Физминутка» с музыкальным сопровождением,
-«Изготовление мягких игрушек» с музыкальным сопровождением.
Видеоролик - сцена встречи Серой Шейки и Зайца.
Мягкие игрушки: Серая Шейка, Лиса, Заяц.
Экспозиция для инсценирования эпизода сказки: зима на реке.
Иллюстрации ранней и поздней осени, зимы.
Плоские фигуры героев сказки: Серая Шейка, Лиса, Заяц.
Карточки: заголовки к главам сказки: 1. Отлёт птиц.
2. Знакомство с зайцем.
3. Встреча с лисой.
4. Лиса навещает Серую Шейку.
Слова для характеристики Серой Шейки: грустная, добрая, одинокая, беззащитная, испуганная.
Слова для словарной работы: творившимися, ольхи, убрались инеем, трепетала, не спесива, проведать, сажень, полынья.
Межпредметные связи.
Уроки профессионально-трудового обучения (швейное дело).
КОНСПЕКТ УРОКА
Этап урока
|
Содержание |
Наглядность |
Деятельность учащихся |
Оргмомент
Эмоциональ- ный настрой |
Будем мы учиться слушать, Когда кто-то говорит. Говорить ты будешь только, Когда друг твой замолчит. Слушайте учителя очень все внимательно, И получится у вас все просто замечательно! |
|
|
Сообщение темы, целей |
- Сегодня на уроке чтения мы повторим содержание 3-х частей сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», познакомимся с содержанием 4-й части. - А помогут нам в работе герои сказки – Серая Шейка, Заяц и Лиса – мягкие игрушки, которых вы изготовили с учителем швейного дела. - Назовите главного героя сказки. |
Слайд – автор, название сказки.
Мягкие игрушки
|
Ответы учащихся |
Повторение |
- Назовите приметы поздней осени.
|
Слайд – иллюстрация поздней осени. |
Ответы учащихся -Холодно. -Часто дует ветер. -Деревья голые. -Перелетные птицы улетают в теплые края. |
|
1 часть - Послушайте, какими словами автор сказки «Серая Шейка» описывает позднюю осень.
Учитель: «Вообще хорошего было мало…» «Лебеди, гуси и утки…»
Вопросы - Почему Серая Шейка не могла лететь в теплые края? - Почему она плакала? - Где Серая Шейка собиралась зимовать?
Чтение заголовка - Мы придумали название 1-й части сказки, прочитайте. - Составьте картину к 1-й части рассказа. Объясните.
Характеристика персонажа - Выберите из данных слова о Серой Шейке, какая она сейчас?
|
Учебник с.41
Серая Шейка
Иллюстрация ранней осени. Части иллюстрации к 1-й части сказки.
Слова на карточках.
|
Учащиеся читают наизусть отрывок – описание поздней осени из 1 части сказки.
Ответы учащихся.
Чтение учащимися названия 1-й части сказки. Составление картины уч-ся по содержанию 1 части сказки. Ответы учащихся - Серая Шейка грустная, добрая |
|
2 часть Выборочное чтение - Прочитайте в начале 2-й части, какие изменения произошли на реке. - Чего боялась Серая Шейка? Прочитайте.
Характеристика персонажа - Выберите из данных слова о Серой Шейке, что можно добавить?
- Одиноко и скучно было уточке и однажды … Пересказ по ролям – театр
Вопросы - Можно теперь назвать С.Ш. одинокой? Почему?
Характеристика персонажа - Какое слово вы бы добавили об уточке, выберите.
Выборочное чтение - Прочитайте в конце 2-й части, какие изменения произошли на реке.
Чтение заголовка - Мы придумали название 2-й части сказки, прочитайте.
- Составьте картину ко 2-й части рассказа. Объясните. |
Учебник с.43
Учебник с.44
Слово на карточке.
Видеоролик
Слово на карточке.
Учебник с.45
Серая Шейка
Иллюстрация поздней осени. Части иллюстрации ко 2-й части сказки. |
«По утрам вода у берегов…» «Неужели вся река…»
Ответы учащихся - Серая Шейка одинокая.
Ответы учащихся - Нет, уточка теперь не одинока, она познакомилась с Зайцем. Ответы учащихся - Уточка беззащитная.
Чтение учащимися «Скоро выпал и первый снег…»
Чтение учащимися названия 2-й части сказки.
Составление картины уч-ся по содержанию 2 части сказки. |
|
3 часть Выборочное чтение - Прочитайте в начале 3-й части, какие изменения произошли на реке.
- Какое чувство испытала С.Ш., когда река стала покрываться льдом?
Чтение по ролям - театр
Чтение заголовка - Мы придумали название 3-й части сказки, прочитайте.
- Составьте картину к 3-й части рассказа. Объясните. |
Учебник с.45 Презентация «Природа зимой» – слайд зимней природы
Учебник с.46 Игрушки Экспозиция «Зима на реке».
Серая Шейка
Иллюстрация зимы. Части иллюстрации к 3-й части сказки.
|
Чтение учащимися «Бурлившая днем горная река…» Ответы учащихся - Серая Шейка огорчилась.
Чтение уч-ся по ролям
Чтение учащимися названия 3-й части сказки.
Составление картины уч-ся по содержанию 3 части сказки.
|
Физминутка
|
Зайцы рано утром встали, В лесу весело играли. Вот лиса идет по лесу, Кто там скачет интересно? Но зайчата быстро скачут, Как же может быть иначе? Тренировки помогают! И зайчата убегают. Вот голодная лиса Грустно смотрит в небеса. Тяжело вздыхает, садится, отдыхает. |
Презентация «Физминутка» |
Учащиеся выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения. |
Работа над новым материалом
|
Словарная работа Творившимися Ольхи Убрались инеем – нарядились, украсились Трепетала – боялась, дрожала, вздрагивала Не спесива – не горда. Проведать – навестить Сажень – 2,1336 м Полынья – незамерзшее место на ледяной поверхности реки
Первичное чтение учителем
Вопросы по первичному восприятию - Какое настроение вызвал у Серой Шейки приход зимы? - Чего боялась Серая Шейка? - Кто часто навещал уточку? - Что говорила Лиса Серой Шейке? - Кто сочувствовал (переживал) Серой Шейке? - Мог Заяц помочь уточке? |
Слова на карточках: творившимися ольхи убрались инеем трепетала не спесива проведать сажень полынья
Учебник с.46 Презентация «Природа зимой» – слайды зимней природы.
|
Ответы учащихся.
|
Закрепление |
Аналитическое чтение 1-й, 2-й абзацы Вопросы - Какие чудеса творились зимой в природе? - Почему Серая Шейка не могла любоваться красотой зимней природы? 3-й – 5-й абзацы Вопросы - Что говорила Лиса Серой Шейке? - Каким тоном Лиса произносила слова? - Почему Лиса не могла подобраться к воде?
6-й – 7-й абзацы Вопросы - Как изменилась полынья с приходом сильных морозов? - Почему Лиса садилась теперь на самый край полыньи? - Ласково ли продолжала Лиса разговаривать с уточкой? - Почему Заяц не мог помочь Серой Шейке? Характеристика персонажа - Подумайте, что чувствовала Серая Шейка? Какая она была?
Подбор заголовка - О каких событиях вы прочитали в 4 части сказки?
(Название 4-й части выносится на доску.)
- Составьте картину к 4-й части сказки. Объясните.
|
Учебник с.46-47
Слово на карточке.
Серая Шейка
Иллюстрация зимы. Части иллюстрации к 4-й части сказки. |
Чтение учащимися.
Ответы учащихся.
Чтение учащимися.
Ответы учащихся.
Чтение учащимися по ролям: – о зиме – слова Лисы – слова Зайца
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. - Серая Шейка очень боялась, она была испуганная.
Ответы учащихся. - Лиса навещает Серую Шейку. Составление картины уч-ся по содержанию 4 части сказки. |
Домашнее задание |
Читать по ролям 4-ю часть сказки: - автор, – Лиса, - Заяц. |
|
|
Итог. |
- Что нового вы узнали сегодня на уроке чтения о Серой Шейке, о её жизни? - Как вы думаете, хорошо или плохо закончится история о Серой Шейке? - Открою вам маленький секрет: не может плохо закончиться сказка с такими чудесными героями (демонстрация мягких игрушек).
- В завершение урока давайте вспомним, как вы трудились на уроках швейного дела, чтобы украсить сказку чудесными мягкими игрушками. - Отличная работа. Вы очень постарались для уточки. Молодцы! |
|
Ответы учащихся.
Презентация «Изготовление мягких игрушек».
|
Оценивание. |
|
|
|