Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование драматизаций и инсценировок на уроках чтения в школе для глухих детей у младших школьников.

Автор:
Гонтарь Оксана Николаевна

Аннотация:

Одним из центральных этапов на уроках чтения в системе работы над текстом является анализ текста. Он направлен на выработку навыков техники чтения, но главным образом – на уточнение и углубления понимания читаемого: сюжетно событийной стороны, причинно – следственных связей, мотивов поступков действующих лиц и их характеров. Глухие учащиеся испытывают трудности в понимании описанных в произведении фактов, явлений событий. Поэтому использование демонстрации действий на уроках чтения у неслышащих младших школьников  является актуальной проблемой.

Автором показан один  из приёмов демонстрации действий -  инсценировка, которая используется для проверки и закрепления понимания детьми содержания прочитанного.

Статья:

Использование драматизаций и инсценировок на уроках чтения школе для глухих детей у младших школьников.

Глухие учащиеся испытывают трудности в понимании описанных в произведении фактов, событий, явлений. Чем младше школьники, тем больше затруднений. Поэтому при работе над текстом, необходимо проводить специальную работу по осмыслению фактического содержания. Важно, чтобы за словесными графическими образами вставали реальные, конкретные представления. Этому способствует сочетание повторного чтения с наглядностью, с предметно-практической деятельностью учащихся. Связь чтения с различными видами деятельности по прочитанному значительно активизирует внимание к тексту, познавательные интересы школьников, содействует пониманию ими отдельных частей и произведения в целом.

Возможны различные сочетания чтения с наглядно-практической деятельностью. Одним из хорошо известных приёмов является «демонстрация описываемого в тексте действия». Демонстрация помогает учащимся наглядно представить ту или иную ситуацию текста. Однако, в связи с тем, что в большинстве случаев демонстрация производится самим учителем, учащиеся остаются пассивными наблюдателями. В некоторых случаях учитель не выделяет демонстрацию достаточно чётко, а включает её в свои объяснения; в этом случае учащимся трудно её вычленить и сопоставить с текстом.

Для демонстрации подходит любой повествовательный текст. Прочитанное предложение демонстрируется, т.е. производятся описанные действия. Этот приём в работе важен для самых младших классов, где тексты отличаются наличием развития действия и у учащихся больше трудностей в понимании. Если в читаемом тексте есть диалог, то при чтении выделяются действующие лица, распределяются роли.

Одним из приёмов демонстрации действий является инсценировка. Но уже в других целях, а именно для проверки и закрепления понимания детьми содержания прочитанного.

 

Виды работы следующие:

• имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, бабочки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (кот Васька увидел собаку Шарика, испугался и залез на дерево).

• Имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (хитрая лиса крадётся, неуклюжий медведь идет к домику,).

• Импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает учитель (Русская народная сказка «Репка»).

• Ролевой диалог героев сказок ("Теремок", "Колобок", "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Однотемная драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка")

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

1)  Умения, связанные, с освоением позиции "зритель". Неслышащий ребёнок выступает в качестве доброжелательного зрителя, который должен досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам".

2) Умения, обеспечивающие первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

3)  Умение взаимодействовать с другими участниками драматизации: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность учителя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя. От игры, в которой главное  сам процесс. К игре, где значимы и процесс, и результат. От игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников. Ролевые, позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

 

Урок чтения в 1 классе для глухих детей.

Тема.  Русская народная сказка « Колобок».

Цели. Обучать выборочному чтению. Учить читать плавно, слитно с       соблюдением орфоэпических знаков. Отрабатывать элементы выразительного чтения в таких его проявлениях, как интонация и логическое ударение.

Учить строить высказывания.

Осваивать специальные умения для становления основных («актёр», «режиссёр») и дополнительных позиций («оформитель», «костюмер»).

Формировать интерес к театрализованным играм.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам и непосредственно к чтению.

Словарь. Старуха, старик, замесила на сметане, изжарил в масле, на окошечко остудить

Оборудование для урока. ЗУА, имитация внутреннего убранства избы, костюмы и маски персонажей сказки (бабушки, колобка, зайца, волка, медведя, лисы), таблички с лексическим материалом, тексты сказки для детей, иллюстративный материал.

Ход урока.

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение плана урока.
  3. Звуко-буквенный анализ слов.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Выборочное чтение. Подбор отрывков сказки к иллюстрациям.
  6. Физминутка.
  7. Выборочное чтение. Продолжение.
  8. Распределение ролей.
  9. Драматизация сказки.
  10. Итог урока.
  11. Выставление оценок.

 

1.Организационная часть.

- Встаньте.                                                                 - Я встал(-а).

- Поздоровайтесь.                                                     – Здравствуйте.

- Сядьте.                                                                     – Я сел(-а).

- Наденьте наушники.                                              – Я надел(-а).

- [Как вы слышите?]                                                 - Я слышу хорошо.

- [Какой сейчас урок?]                                               - Сейчас урок чтения.

2.Сообщение плана урока.

- Спросите меня, что мы будем                               – Оксана Николаевна, что мы

делать на уроке.                                                          будем делать?

- Мы будем слушать и говорить,                            - Будем слушать и говорить,

                     читать и беседовать,                             читать и беседовать, 

                     показывать сказку.                                 показывать сказку.

3.Звуко - буквенный анализ слов.                                                                

 

- Будем [говорить].

- Говорите хорошо.

СКАЗКА                     КОЛОБОК

С__КАЗ__КА             КО__ЛО__БОК

СКАЗ__КА                 КОЛО__БОК

СКАЗКА                     КОЛОБОК

            4.Сообщение темы урока.

- Какая тема урока?                                                  - Тема урока сказка «Колобок».

- О ком сказка?                                                         - Сказка о Колобке.

- Кто ещё есть в сказке?                                           - Заяц, волк, медведь, лиса,

                                                                                     дедушка, бабушка.

- Дедушка и бабушка.

Скажите по другому.                                               – Старик, старуха.

 Звуко-буквенный анализ слов.

С __ТА__РУ__ХА

С__ТА__РИК

5.Выборочное чтение. Подбор отрывков сказки к иллюстрациям.

- Будем читать.

Учитель показывает иллюстрации по порядку. Дети находят отрывки из текста.

Иллюстрация 1                                                       - Жил- был старик со старухою.

 

Иллюстрация 2                                            - …набралось немного муки. Замесила на   

                                                                            сметане.

Иллюстрация 3                                            -  …изжарила в масле и положила 

                                                                                   колобок на окошечко остудить.

                  

 

Звуко-буквенный анализ слов.

 

замесила на сметане

за_ме_си_ла  на  с_ме_та_не

замеси́ла на смета́не

 

изжарила в масле

из_жа_ри_ла  в  мас_ле

изжа́рила в ма́сле

 

на ōкошечкō ōстудить

на о_ко_шеч_ко  ос_ту_дить

на ōко́шечкō ōстуди́ть

 

Иллюстрация 4                                           - Катится по дороге, а навстречу ему

                                                                         заяц.

      6. Физминутка.

- Будем отдыхать.

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

7. Выборочное чтение. Продолжение.

 

Иллюстрация 5                                           - Катится колобок, а навстречу ему  

                                                                       Волк.

- Что сказал …?                                             -  Колобок! Я тебя съем!

- Что ответил колобок?                                 - Я от дедушки ушёл,

                                                                          Я от бабушки ушёл,

                                                                          От тебя, уйду!

Иллюстрация 6                                           - Катится Колобок, а навстречу ему 

                                                                         медведь.

Иллюстрация 7                                           - …навстречу ему лиса.

Иллюстрация 8                                           - Колобок прыг ей на нос, а лиса – ам его!

                                                                       – и скушала.

                    

- Почему лиса съела Колобка?                    - Лиса хитрая. Обманула колобка.

8. Распределение ролей.

- Кто хочет быть колобком?                          - Я хочу быть колобком?

- Кто будет бабушкой?                                   - Можно я буду бабушкой?

- Кто Даша?                                                     - Даша – бабушка.

Распределяются все роли.

- Наденьте костюмы.   Дети надевают головные уборы.

9.Драматизация сказки.

- Будем показывать сказку.                                     – Будем показывать сказку.

Сказочница.

 Жил-был стари́к со стару́хōю. Поро́сил стари́к:«Испеки́, стару́ха, кōлōбо́к».

Выходит Старуха

Пōшла́ стару́ха набрала немно́гō муки́. Замеси́ла на смета́не, изжа́рила в ма́сле и пōлōжи́ла кōлōбо́к на ōко́шечкō ōстуди́ть. Девочка демонстрирует действия.

Выходит Колобок

Кōлōбо́к пōлежа́л да вдруг и укатился.

Ка́тится кōлōбо́к пō дōро́ге, а навстре́чу ему́ за́яц

Заяц.

Кōлōбо́к! Я тебя́ съем!

Колобок.

Не ешь меня́, за́йчик! Я тебе пе́сенку спōю́.

Я ōт де́душки ушёл,
Я ōт ба́бушки ушёл,
Ōт тебя́ уйду́!

Сказочница.

И пōкати́лся  да́льше. Ка́тится кōлōбо́к, а навстре́чу ему́ волк.

Волк.

Кōлōбо́к! Я тебя́ съе́м!

Колобок. 

Не ешь меня́ во́лк! Я тебе́ пе́сенку спōю́!

Я ōт де́душки ушёл,
Я ōт ба́бушки ушёл,
Ōт тебя́, уйду́!

Сказочница.

И покати́лся себе́ да́льше. Ка́тится кōлōбо́к, а навстре́чу ему́ медве́дь.

Медведь.

 Кōлōбо́к, кōлōбо́к! Я тебя́ съем.

Колобок.

 Не ешь меня́ во́лк! Я тебе́ пе́сенку спōю́!

Я ōт де́душки ушёл,
Я ōт ба́бушки ушёл,
Ōт тебя́, уйду́!

Сказочница.

И ōпя́ть укати́лсяколобок. Ка́тится, ка́тится кōлōбо́к, а навстре́чу ему лиса́.

Лиса.

Здра́(в)ствуй, кōлōбо́к! Како́й ты хōро́ший!

Сказочница.

А кōлōбо́к запе́л.

Колобок

Я ōт де́душки ушёл,
Я ōт ба́бушки ушёл,
Ōт тебя́, за́йца, уйду́!

Лиса.

Кака́я сла́вная пе́сенка! Но ведь я ста́рая, пло́хо слы́шу; сядь на мой нōсо́к, да спой ещё разо́к пōгро́мче.

Сказочница.

Кōлōбо́к прыг ей на нос, а лиса́ — ам его́! — и ску́шала.

 

            10. Итог урока.

- Что мы делали?                            - Мы слушали и говорили.

                                                         - Мы читали.

                                                         - Мы беседовали.

                                                         - Мы показывали сказку.

- Понравился вам урок?                - Мне понравился урок.

- Какое у вас настроение?        Иллюстрации 9 и 10.   

[Ян]                                                 - У меня весёлое и радостное настроение.

   12.  Выставление оценок.

 

Литература:

1.   Быкова Л. М., Горбунова Е. А., Зыкова Т. С., Носкова Л.П.  Методика обучения  

      русскому языку в школе для глухих детей. – М.: Просвещение, 1991г.

2.  Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: Просвещение,1977.

3.  http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/teatralizovannye-igry-dlya-razvitiya-tvorcheskoi-aktivno

4.  http://umm4.com/stories_tales_poems/skazka-kolobok.htm

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010