Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Литературно – музыкальная композиция «Посвящение Владимиру Высоцкому»

Автор:
Смольникова Наталья Николаевна

Аннотация:


Статья:

Учитель: Сегодня у нас  не совсем обычная встреча. Мы  успеем  за это время   мысленно  побывать  во  времени  и  пространстве, в  котором  жил  и  творил великий  бард  и  актёр, прекрасный  человек  Владимир  Семёнович  Высоцкий.

 «Всё  или  ничего! Победить  или  умереть!» - вот  девиз  Высоцкого. Компромисс  был  для него не то  чтобы неприемлем, физиологически  невозможен. Его  самовыражение  было  полным, тотальным и  нерасчленимым.

Ведущий 1: Владимир  Семёнович  Высоцкий – поэт,  актёр, музыкант  и  певец.

  Человек  выдающийся, о  котором  можно  говорить  и  спорить,  которым можно восхищаться  бесконечно.  

   Его песни… Мудрые  и  лукавые, весёлые  и  грустные, нежные  и  мужественные, песни, всегда  имеющие  неожиданный  финал.

Ведущий 2: Владимир  Высоцкий  пел  прямо  и  честно, часто  в ущерб  себе, пел  о  том, что  его  волновало  и  тревожило, предостерегал, убеждал, надсадно взывал, стремясь  прорваться к  душам  людей, и  тогда  сердца  слушателей  начинали  биться в унисон  с его  большим и  благородным  сердцем.

Ведущий 3: В. Высоцкий  собирал  полные  залы  зрителей, выступал  «на  полной  отдаче», как  будто  в  последний  раз.

  «Я работаю  весь  вечер на  полной  отдаче: сейчас  за  кулисами я  выжму  свитер и вы  увидите, что  это  значит,  когда работаешь,  а  не  халтуришь», - говорил В. Высоцкий.

   И  все  свои  концерты  он  неизменно начинал  с  песни «Братские могилы». Он  войну сделал понятной  для всех. Пел  так, что у зрителей выступали  слёзы на глазах.

 Звучит  песня «Братские  могилы» (исполняет  группа  учащихся)

Ведущий 4: Владимир  Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его  мать – Нина Максимовна, была  переводчицей, отец – Семён  Владимирович,  был  военным, ушёл  в  отставку в звании  гвардии  полковника, участник  Великой  Отечественной  войны.

 Раннее  детство Владимир  провёл в  московской  коммунальной  квартире. Во  время  войны  находился  с  матерью в эвакуации  на  Урале.

 Отец  на  фронте. Война  наложила  отпечаток  не творчество  Владимира  Высоцкого. Внешне  он  никак  не  выражал  неприятие  чужого образа  мысли  и  действия. Не сорил  и  не  говорил  плохо за спиной. Этот  предельно  открытый  человек  был  самым  скрытным. Всё  неугодное  ему прятал внутрь. Там  это  варилось  и  наружу  выходило  только  в  песне.

Ведущий 5:

 Из воспоминаний Давида  Карапетяна: «Почти  одногодки, дети  одного поколения, мы  жили  в  одном  мире, где иллюзии  переплетались  с 

реальностью. Ведь, в конечном  счёте, все  мы  вышли  из «Трёх  мушкетёров» Дюма.

  Неудивительно, что  именно Высоцкий  так ёмко выразил дух  нашего  отрочества:

  Средь  оплывших  свечей и  вечерних  молитв,

  Средь военных  трофеев  и  мирных  костров,

   Жили  книжные  дети, не  знавшие  битв,

   Изнывая от  мелких  своих  катастроф. 

Он достоверно  описал  наше  ночное  чтение:

  Липли  волосы  нам  на  вспотевшие  лбы,

  И  сосало  под  ложечкой сладко  от  фраз,

  И  кружил наши  головы  запах  борьбы,

  Со страниц  пожелтевших  стекая на  нас.

Мы были  из  одного  детства,  поэтому:

   Мы  на  роли  предателей,  трусов, иуд

  В  детских  играх  своих  назначали  врагов.

  И злодея  следам -  не давали  остыть,

  И  прекраснейших  дам – обещали любить,

  И  друзей  успокоив, и  ближних  любя,

  Мы на  роли  героев -   вводили  себя.

Ведущий 6:

  В 1955 – 1956 учился  в  Московском инженерно – строительном  институте имени В.В. Куйбышева, но  Новогодняя ночь 1956 года  стала  «поворотным  пунктом» в решении Владимира  уйти  из  вуза.

Из воспоминаний Игоря  Кохановского:

 «Мы засели у Володи  на  кухне, чтобы  сделать чертежи  и  сдать  их 2 января.  К 2 часам  закончили  чертить и решили  выпить  по  чашечке  кофе, я  посмотрел  на  то,  что   вычертил  мой друг. Идиома «как  курица  лапой», казалось, нашла ещё  одну  графическую интерпретацию  в исполнении  Володи. Он засмеялся, но  как-то  грустно, словно  впервые  увидел  своё  творение  со  стороны. Потом вылил остатки кофе на  чертёж.

 - Ты  что, спятил?

 - Я  больше  в  институт  не  пойду. Мне  там  неинтересно. Буду  готовиться  в  театральный.

Ведущий 7:

  В 1956 Владимир Высоцкий  поступил в  школу – студию  МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко  на  актёрское отделение. Первая акт1рская  работа Владимира  Высоцкого – роль  Порфирия  Петровича  в «Преступлении  и наказании» Ф.М. Достоевского на  сцене  Московского  дома учителя. В 1960 году  окончил школу-студию МХАТ, работал  в  Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина  и в  Театре миниатюр. В 1964 – 1980 Владимир  Высоцкий  работал в Театре  драмы и комедии  на  Таганке. В 1960 – 1961 появились  первые песни  Высоцкого, исполнявшиеся  в  узком кругу. Так  появилась в  жизни Высоцкого бардовская  песня.

  Бардовская песня – это  язык сердца, души. Исполнитель  должен донести, прежде  всего, смысл  песни, её  чувства. Донести  красиво, изящно, доходчиво, этому  способствует  аккомпанемент  гитары, доверительная  интонация, высокий  уровень стихов, образность  песни.

  Гитара – самый  интимный музыкальный  инструмент. Кто-то  из великих  сказал, что  любой другой инструмент  нарушает  тишину, а  гитара её  создаёт. Ну, а  бардовской  песне  как  раз необходима  тишина – для разговора  по  душам.

Ведущий 1:

  Первой  песней  была «Татуировка». В  начале  творческого  пути  у  него  преобладала «блатная» романтика, но к 1965 году  она  ему надоела, он  вырос  до серьёзных  песен.  Высоцкий  сам  назвал  эти  песни «прежними» и  больше  их не  сочинял:

    За то,  что я нарушил  тишину…

    За  то,  что  мне неймётся  и  не  спится,

    За  то, что в  передачах  заграница

    Передаёт блатную  старину,

    Считаю  своим  долгом  извиниться.

Ведущий 2:

  Истинную же популярность Высоцкому  принесли  песни  философского  плана, песни  военные, песни  чуткой  гражданской и общественной  направленности. Высоцкий сумел создать «поэтическую  энциклопедию  русской  жизни», героями  его  песен  становятся солдат,  альпинист,  спортсмен, подводник,  космонавт,  милиционер. Автору  интересны  люди, рискующие  жизнью, находящиеся  в ситуации  решающего  жизненного  выбора. Высоцкий  вёл  обычно  монолог  от  лица  своего  героя, добиваясь  настолько сильного эффекта  подлинности, что поэта отождествляли с его  персонажами. У  него  каждая  песня  как  маленький  спектакль.

 Звучит песня «Я не  люблю  фатального  исхода»

Ведущий 3:

 Особое  место в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого заняла военная тема. В одном из своих интервью он сказал: «Я отношусь к послевоенному поколению, но меня мучает  чувство вины за то, что я «опоздал» родиться, и  своим творчеством я как бы  «довоёвываю».

  «С военными  песнями, - вспоминал Владимир Высоцкий, - у меня было много интересных историй. Мне писали письма: «Володя! Помнишь, как мы под Сталинградом  лежали в окопах…» - Я не помню. Мне было тогда 5 лет. Я лежать в окопе не мог. Но мне  приятно, что люди видят в этих песнях какие-то настоящие строчки.»

  В его проникновенных песнях невольно ощущается  причастность поэта к фронтовым событиям. Военные стихи Высоцкого  трагичны, но вместе с тем в них нет безысходности, они полны оптимизма, в котором слышна глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь к Родине.

  Звучит песня «Только он  не вернулся из боя» ( в исполнении  группы учащихся)

 Ведущий 4:

 Кинематограф Высоцкий чувствовал  необыкновенно ярко и остро, казалось, ощущал его кожей, нервами и часто  огорчался, что мало  снимается, что  большинство  ролей, которые  предлагают, бледны и  плоски, и  там нечего  играть.

  Высоцкий выделялся, прежде всего, естественностью существования в условной стихии фильма, а ещё – творческая щедрость в работе с партнёрами. Высоцкий  приносил с собой не съёмочную площадку страстную, всеобъемлющую заинтересованность.

 Для руководства Высоцкий был, прежде всего, автором блатных песен, поэтому многие роли прошли  мимо него.

Демонстрируется фрагмент из фильма «Место  встречи  изменить  нельзя».

Ведущий 5:

  Любви Высоцкого  хватало на всех.

  В нем существовало одновременно несколько людей, и среди них, как равный с поэтом, мастером, авантюристом, мудрецом и лицедеем, жил ребёнок, доверчивый и ранимый, дерзкий и застенчивый. Он был любим и дорог  многим,  сам влюблялся, был трижды женат.

  А следующие  строки  как  нельзя  ярче и  точнее  выражают его  отношение к любви:

«Я поля влюбленным  постелю,

  Пусть поют во  сне и наяву!

  Я дышу – и, значит, я люблю!

  Я люблю, и, значит, я живу!»

  Величайшим счастьем и  благом для поэта оказалась любовь к французской актрисе, русской по происхождению, - Марине Влади.

  Самоотверженная любовь Марины Влади к Высоцкому – запоздалый, но сокрушительный реванш за своё поруганное  прошлое. Эта любовь не  вписывается в безбожную концепцию «принципа наслаждения» и «уклонения от страданий» как лейтмотива человеческого существования.

  Если бы даже с математической точностью оказалось возможным вычислить процент страданий и наслаждений  за 12 лет совместной жизни Влади и Высоцкого, то соотношение оказалось бы наверняка не в пользу последних. Марина любила Высоцкого отнюдь не по-европейски, а по-русски, - широко и безоглядно.

Звучит песня «Я несла свою беду»

Ведущий 6:

 У него и о дружбе были самые романтические представления. Как он пел в песнях, так и дружил.

 Он был готов помочь каждому, ну а другу в первую очередь.

 Из книги М. Влади «Владимир, или прерванный полёт»

  «Среди людей, которых ты любишь, есть один, нежность к которому у тебя безгранична. Это Енгибаров. Он тоже поэт на свой лад, ибо заставляет смеяться до слёз зрителей от четырёх до девяноста лет. Мы часто встречаемся в цирке в компании добряка Никулина, старейшины клоунов. Я чувствую, что вы взаимно восхищаетесь друг другом.

  Однажды тебе звонят, твоё лицо становится серым, ты вешаешь трубку и плачешь, как ребёнок всхлипывая. Я обнимаю тебя, и ты кричишь:

  - Енгибаров умер. Утром на улице. У него был сердечный приступ, никто не помог ему, люди решили, что он пьян.

  А позже он написал стихотворение «Енгибарову от зрителей».

Чтец:

« Шут был вор, он воровал минуты,

   Грустные минуты тут и там.

   Грим, парик, другие атрибуты

   Этот  шут дарил другим шутам.

 

   Ну, а он, как будто в воду канув,

   Вдруг при  свете, нагло, в две руки

   Крал тоску из внутренних карманов

   Наших  душ, одетых в пиджаки.

  Мы  потом смеялись  обалдело,

  Хлопали, ладони раздробя,

  Он смешного  ничего  не  делал, -

  Горе наше  брал  он на себя.

  Только балагуря, тараторя,

  Всё грустнее  становился мим,

  Потому что  груз чужого  горя

  Из  упрямства  он считал своим.

  В сотнях тысяч ламп погасли свечи,

  Барабана  дробь… и тишина.

  Слишком  много он  взвалил на  плечи

  Нашего. И сломана  спина.

  Зрители, и люди  между  нами,

  Думали: «Вот пьяница  упал».

  Шут в своей последней пантомиме

  Заигрался  и  переиграл.

  Он застыл не где-то, не за морем,

  Возле  нас, как бы прилёг, устав.

  Первый клоун захлебнулся горем,

  Просто сил своих не рассчитав.

Ведущий 7:

  Он, к сожалению, терял друзей, такие потери ранили в самое  сердце, от  этой нестерпимой боли и утраты рождалась песня – реквием, напоминавшая  крик души.

  Высоцкий был  необыкновенным  человеком  во  всех  отношениях.

  У  него как  будто  была  кнопка  на  полное  включение  для  любого  дела. Поэтому  он  так  много  успевал. Он  был  невероятно  продуктивен. Нигде  не  халтурил,  всегда  был  чем-то  занят. А  если  отдыхал, то  полностью  переключался  на  то,  что  делает: ест – как зверь, слушает кого-то – будто  ест глазами. Взял гитару в руки – закрыл глаза и уплыл куда-то в  свою  страну. Пел только то, что сам хотел.

  Ведущий1:

  Пел только  то, что  сам  хотел. Высоцкий  выдумал  себе  манеру исполнения с длящимися, но жёсткими согласными, раскатистыми «р», открыто и ясно звучащими гласными. В жизни он говорил совершенно не  так – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. А в театре его  голос достигал последних рядов балкона.

  Ему  выпала  удача – судьба: быть  актёром Таганки,  лучшим её  сыном. Без  Таганки  он  немыслим, как  немыслим  без  зачина  Окуджавы, без  общения с Шукшиным  и  многими, многими художниками, писателями, музыкантами. Высоцкий был здесь  одним из  ведущих,  и  не  потому, что    играл  центральные роли – Гамлета, Галилея, Хлопуши, Свидригайлова. Но  потому, что  голос  его  врезался  даже в готовые спектакли – достаточно было услышать его гитару, и становилось ясно, что всё  преобразил его хриплый и мужественный баритон. … Из тёмной глубины сцены к зрителям шёл современный парень в свитере и джинсах, с  гитарой в  руках. Перебирая струны, изнемогая  от внутренней  боли, он выкрикивал в зал:

Чтец:

    Гул  затих. Я  вышел на  подмостки.

    Прислоняясь  к  дверному  косяку,

    Я  ловлю в далёком отголоске,

    Что  случится на  моём  веку.

     На  меня наставлен сумрак ночи

     Тысячью биноклей на  оси.

     Если  только можно, авва  отче,

     Чашу  эту  мимо  пронеси.

     Я  люблю твой замысел упрямый

     И  играть согласен  эту  роль.

     Но сейчас идёт другая драма,

     И на  этот раз меня уволь?

     Но  продуман распорядок действий,

     И  неотвратим  конец пути.

     Я  один, всё  тонет в  фарисействе.

     Жизнь прожить – не поле перейти.

Ведущий 2:

 Жизнь. Смерть. Владимир  был накоротке с обеими. Не  расшаркивался перед  жизнью, не  лебезил  перед  смертью. Кто  ещё  так безоглядно любил  жизнь, кто ещё  так бесстрашно  врезался в её упоительную  круговерть?

   25  июня 1980  года  от инфаркта  умер  Владимир Высоцкий. Смерть  всегда  приходит  не вовремя, но  с Владимиром она  поступила  слишком предательски.

Учитель:

  Сегодня о Высоцком много  пишут, выходят  его  книги, диски. Альпинисты  называют  его  именем  труднодоступные  горные  вершины. Слова  его  песен  высекают  на  мраморе  обелисков в честь  погибших  на  фронтах в  годы  Великой  Отечественной  войны. Он продолжает  жить в  стихах,  песнях,  кинолентах, а  главное, в памяти  людей.

  Знакомство  с  творчеством Высоцкого состоялось,  говорить  о  нем, слушать  его  песни  можно  не  один  урок, но  мне  хочется надеяться, что теперь  каждый из  вас обретёт «своего» Высоцкого, выберет  те  его  произведения, которые  понравятся  больше других, потому, что  они чем-то  роднее, ближе, убедительнее.

   В  песнях  Высоцкого  есть  то, что  нужно  в  трудную  минуту – неистощимая сила, непоказная  нежность и размах души.

Звучит песня «Если  друг  оказался вдруг» в исполнении  группы  учащихся.

 

Материалы,  использованные в разработке сценария:

  1. «Урок, посвящённый  жизни и творчеству В.Высоцкого, «Я конечно вернусь….» учитель русского языка Е.П. Трошкина. /материал с интернет сайта/
  2. Песни В. Высоцкого
  3. Воспоминания И. Кохановского

 

P.S.  Весь материал ребята подбирали абсолютно самостоятельно. Поразило восприятие моими девятиклассниками тех тем, которые затрагивал В.Высоцкий. Он оказался им близок точно так же,  как когда-то мне в их возрасте…Они смогли его не только познать, но и понять… Спасибо моим замечательным ребятам за их отношение к жизни.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010