Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. (рекомендации учителям и родителям)

Автор:
Корягина Ольга Петровна

Аннотация:

Актуальность проблемы:

Формирование активности, инициативы, способностей происходит в школьные годы. Задачи школы: уделять внимание формированию личности учащихся, уважать и изучать их индивидуальные особенности, создавать условия для развития творческих способностей,

На каждом возрастном этапе ребенок требует особого подхода к себе. Учителю и родителю необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности учащихся,     объективные и субъективные проблемы и трудности, возникающие на каждом   этапе онтогенеза. Подростковый возраст рассматривается не только как один из ключевых в становлении личности, но и как наиболее сложный в процессе воспитания. Вот почему темой нашего исследования стали   основные проблемы подросткового возраста .

 

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Воспитание , Модуль: Классное руководство

Направление: Воспитание,  Модуль: Работа с родителями 

Статья:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1» Благовещенского района Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.   

(рекомендации учителям и родителям)

 

 

 

 Корягина Ольга Петровна

учитель истории МБОУ БСОШ№1

р.п.Благовещенка

Благовещенский район

Алтайский край

 

 

 

                                                   SC-3526

 

 

 

 

 

р.п. Благовещенка 2014

 

 

 

  1. Введение.
  2. Психологически особенности подросткового возраста.
  3. Результаты эмпирических исследований.
  4. Основное содержание и формы работы с  подростком

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

 Актуальность проблемы:

Формирование активности, инициативы, способностей происходит в школьные годы. Задачи школы: уделять внимание формированию личности учащихся, уважать и изучать их индивидуальные особенности, создавать условия для развития творческих способностей,

На каждом возрастном этапе ребенок требует особого подхода к себе. Учителю и родителю необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности учащихся,     объективные и субъективные проблемы и трудности, возникающие на каждом   этапе онтогенеза. Подростковый возраст рассматривается не только как один из ключевых в становлении личности, но и как наиболее сложный в процессе воспитания. Вот почему темой нашего исследования стали   основные проблемы подросткового возраста .

 

Предмет исследования:

Психологические особенности подросткового возраста.

 Объект исследования: подростки 5-9 классов.

.Гипотеза:

В подростковом возрасте можно выделить 3 этапа:

I         этап   5-6 класс;

II       этап   7 класс;

III      этап   8-9 класс.

Эти этапы соответствуют докритической, критической и посткритической фазам развития. На каждом этапе работа учителя,классного руководителя должна иметь специфическое содержание, которое связано с проблемами возраста.

 Цель работы:

Наметить основные  ориентиры в работе  учителя,классного руководителя с детьми подросткового возраста.

 

Задачи:

 

     1.    Рассмотреть основные психологические  особенности  подросткового возраста.

  1. Выявить и обосновать критические моменты развития личности подростка.
  2. Осуществить эмпирическое исследование проблем подросткового возраста на практике.

Методы исследования:

При решении этого комплекса задач мы использовали следующие методы исследования:

1)              Изучение и анализ теоретической литературы по проблеме;

2)              Ретроспективный анализ собственной деятельности учителя;

3)              Анкетирование учащихся и учителей, беседы, наблюдение.

Особое место в исследовании занимало изучение состояния развития личности подростка с помощью методики «Неоконченные предложения», «Кто я», анкета.

Базой исследования стала БСШ №1.

  1. Значимость предпринятого исследования: определены основные ориентиры работы классного руководителя,учителя,родителей с детьми подросткового возраста.

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой. Ее первая объективная основа - в значительных различиях между требованиями., которые предъявляет общество к детям и взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Известно, что «взрослая жизнь» сложнее, чем жизнь детей и не все взрослые могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подростку же приходится в короткий период осваивать эту сферу во всей её сложности. Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций. Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такие реакции легко фиксируются и могут приобретать патологические формы. Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и полная материальная зависимость от родителей)создает большие психологические и межличностные трудности.

Второй объективной основой сложности является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия. Подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, и поэтому существуют различия в оценках одних и тех же событий, явлений. В подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным. Неожиданным и непонятным оно оказывается и для самого подростка. Подростки, склонные к самоанализу не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Подростки становятся очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности. Существуют и большие различия в степени зрелости между учениками одного и того же класса, могут достигать 3-4 года.

Третьей объективной основой сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые раньше не проявлялись отчетливо, так как ребенок был недостаточно самостоятельным, имел неширокую сферу деятельности и общения. Каковы эти дефекты воспитания?

1)Нарушение развития эмоциональной сферы. Это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой явлений и способностью действовать в соответствии с этой оценкой. Это означает слабость механизмов воли.

Дефектом развития эмоциональной сферы является поверхностность чувств, их быстрое угасание, бедность эмоциональной жизни. Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека, т.к. механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека, и , чем лучше этот механизм действует, тем устойчивее психическая деятельность человека, тем его поведение гармоничнее.

2)Бсзответственность (неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков) это порождает нежелание сделать сознательное усилие для того, чтобы постараться представить в будущем времени результаты своей настоящей деятельности.

3)Недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность. В их основе лежит узость социальных связей и недостаточное их осознание. Недостаток внимания, поддержки, одобрения окружающих ведет к формированию таких черт личности.

4)Недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Одной из причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей с обществом, недостаточность этих связей, т.к. окружающие оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или несправедливыми.

Группа сверстников для подростка является микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в информации. Группа диктует формы поведения и формирует определенные отношения к себе и окружающим.

Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут   способствовать возникновению психологических барьеров.

Четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания. В подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Характер требований к подростку становится все более различным в зависимости от пола.  С этого периода половая принадлежность начинает определять многое - жизненные планы, выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. В процессе полового созревания меняется самовосприятия подростка.

Пятая объективная основа сложностей возраста связана с   постепенным осознанием подростками   различий их положения в семье, В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. В ходе формирования в классе общественного мнения,   подростки начинают осознавать преимущества и недостатки положения в   семье. Благодаря общению подростков одна семья начинает влиять на    другую, на взаимоотношения в ней.

Подростковый возраст нередко рассматривается как период конфликтов. Непослушание наблюдается в любом возрасте. Но у подростка   оно принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – чувство внутренней несвободы, ограничение в деятельности. Возникает психическое новообразование - чувство взрослости, но взрослые не считают подростка достаточно взрослым.  Это приводит к конфликтам между подростком и взрослыми. Конфликт возникает и потому, что подростка ограничивают в его деятельности.

Причиной конфликтов является актуализация проблем самостоятельности, независимости ребенка от взрослого. В ее основе лежит эгоизм, часто неосознаваемый.

Причиной конфликта может быть убеждение подростка в несправедливости взрослых.

Сложности подросткового возраста происходят из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно.

Противоречия между подростками и старшими могут приобретать большую остроту.

Взаимоотношения подростков и взрослых - система, которая развивается с возрастом. Динамическим звеном является подросток,  консервативным – взрослый.

Если в возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, то в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формирующим воздействиям. В отличие от стабильных критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в короткий промежуток времени происходят координальные сдвиги в формировании личности.

Исследуемый возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его сложность и противоречивость. Противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии интеллекта, в социальном развитии. Личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

А по каким параметрам подросток оценивает себя? В своей книге «Подросток в учебнике и в жизни» Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. отмечают: «Познание себя, формирование на этой основе определенных отношений к себе, изменение самооценки - все эти понятия, которые в психологии обобщаются понятиями «самосознание», «образ Я», «Я-концепция», «Я-система», рассматривались всеми исследователями как наиболее существенные качественные преобразования этого возраста». Изучая представление подростка о себе, его отношение к себе, т.е. «образ Я», мы получили такие результаты: создание психологического автопортрета пятиклассника не вызывает затруднений. 5 класс определяют себя через то место, которое занимают в семье, школе, через описание особенностей своего поведения и тех вещей, животных, которыми владеют. «Я ученица 5 класса. Умница. Учусь на «5» и «4». Я очень люблю животных. Особенно своего кота Тома, он очень красивый. Я не знаю, но мне я очень нравлюсь. Дома люблю мыть пол, а в школе не люблю, а это очень плохо. Меня зовут Катя, но когда называют Катькой, мне обидно. Люблю друзей. Люблю гулять, люблю смотреть видик».

«Я ученик 5 класса. Я боксер. Я баскетболист. Я читатель. Я поклонник музыки. Я рыбак. Я любитель собак. Я зритель телепрограмм. Я сладкоежка. Я мальчик. Я человек. Я ударник».

Пятиклассникам задавался вопрос: «Каким ты хотел быть? Ответы были такие: «внимательным», «добрым», «смелым», «сильным», «хорошим», «умным», «здоровым», «красивым», «такой, какой я сейчас», «любящим свой народ, чтобы помогать ему».

А что пятиклассник ценит в товарищах, в людях? «Доброту отношений», «Отзывчивость», «Находчивость», «Вежливость», «Стремление к помощи другому».

У шестиклассников преобладает описание дружеских привязанностей, у некоторых стремление к анонимности.

«Я обыкновенная девочка. Умная. Я могу помочь другому. Я знаю, что учусь в хорошем классе. Могу дружить со всеми. Я люблю своих близких друзей». «Я добрый к некоторым. По восточному календарю я обезьяна». Родился под созвездием Телец. Зовут Алеша. Люблю маму, папу, брата. Их я люблю особенно. Люблю музыку. Интересуюсь хоккеем.»

А какими бы хотели быть шестиклассники? «Смелым, ловким, умным, добрым, привлекательным, помогать в беде, скромным, уважаемым, спокойным, независимым от других, привлекательным, современным, серьезным, чтобы никто не обижался на меня». В товарищах ценят «доброту, смелость, трудолюбие, откровенность, искренность, решительность, сочувствие, стремление прийти на помощь другому, умение дружить». Семиклассники основное внимание обращают на особенности своего поведения, на отношения со сверстниками. Хотят рассказать о себе. В основном довольны собой. «Если сильно разозлюсь, могу накричать, общительная, поступаю не всегда правильно, быстро прощаю обиды, не могу жить без друзей, люблю животных, не всегда добиваюсь того, что хочу, уступчивая, немного ленива, люблю веселые истории, не люблю жаловаться, строгая, не очень веселая, разговорчивая, не всегда терпеливая, любознательная».

«Я неплохая подруга, немного замкнута, вспыльчива, иногда совершаю глупые поступки, умею хранить тайны, незлопамятна, иногда обидчива, люблю открытость, откровение, привлекательность».

Каким бы хотел быть семиклассник?

«Честным, умным, добрым, красивым, справедливым, хорошим, чтобы все уважали, любимым всеми, человеком с чувством собственного достоинства». В товарищах ценят «умение дружить, ум, красоту, доброту, искренность, взаимопонимание, преданность, честность, характер, элегантность».

Постепенно подросток из открытого становится закрытым. Автопортрет восьмиклассника похож на автопортрет пятиклассника потому, что состоит из внешних формальных характеристик. Пятиклассник считал эти сведения важными, а восьмиклассник использует их как защиту собственного внутреннего мира от посягательств извне. Это связано с кризисом 13 лет (7-8 класс). Учащиеся оценивают свои способности, умения.

«Хорошо учусь, работоспособная, трудно привыкаю к новым людям, легко рассмешить и в некоторых случаях могу общаться». «Ученица 8 класса БСШ №1. я очень прямая, малообщительная с чужими людьми, доверчивая, люблю, чтобы везде был порядок, строгая (могу быть иногда), но во всяком случае могу быть хорошей верной подругой». «Ученик 8 д класса, отзывчивый, люблю зверей, уважаю тех людей, которые мне сделали хорошее, спокойный, по гороскопу – рак».

Восьмиклассник хотел бы быть воспитанным, мужественным, спокойным, более общительным, менее обидчивым, добрым, образованным, нежным, сильным.

А в товарищах ценят отзывчивость, доброту, смелость, умение дружить, верность, преданность, взаимопонимание».

Автопортрет девятиклассника говорит о потребности разобраться в своих переживаниях, поделиться ими. Параметры, по которым девятиклассник определяет себя - самостоятельность, взрослость.

«Мне кажется, что я добрый, честный, но мне кажется , что со стороны меня недооценивают, но в чем я не знаю. Люблю шахматы и спорт, но когда проигрываю, мне становится не по себе. Люблю хорошие фильмы. С людьми не общителен». «-Я добрая, веселая, трудолюбивая, вежливая, приветливая, бываю немного вспыльчивой, упрямой, хочу быть хорошим человеком». Девятиклассник хотел бы быть: «умным, справедливым, добрым, сдержанным, тактичным, вежливым, чтобы все уважали, хорошим человеком, здоровым».

В товарищах ценит: «умение дружить, верность, вежливость, честность, доброту, воспитанность, взаимопонимание, заинтересованность».

Таким образом, из автопортретов 5-9 классов видно, что отношение к себе претерпевает периодические изменения. Открытость, склонность к диалогу сменяется стремлением закрыть свои внутренний мир. В товарищах, окружающих подросток ценит только положительные качества и сам бы хотел стать лучше. Это необходимо учитывать при работе с подростком.

«Я такой, как все» или «Я не такой, как все» - многократно повторяющиеся сравнения являются важным механизмом, с помощью которого у подростка вырабатывается отношение к себе. Но должен формироваться и другой способ самооценки - не путем сравнения себя с другими, а с самим собой: «я вчера», «я сегодня», «я завтра», «я, какой я сейчас», «я каким могу быть». Сравнение себя с самим собою трудно даже для зрелого человека, требует от него больших усилий. Но подросток сравнивает себя ежедневно, потому что человек в этом возрасте как никогда остро ощущает перемены, которые с ним происходят, он пытается понять, откуда и куда он идет. Сделать подростку это трудно, потому что он не умеет анализировать причины происходящего с ним.

Взрослые часто этого не учитывают. Они оценивают подростка по собственным жизненным меркам или сравнивают их с другими детьми. Родители их сравнивают с детьми знакомых, а учителя с учениками параллельных классов.

В подростковом возрасте самооценка неустойчива. Она колеблется от высокого уровня до низкого. Такая подвижная и противоречивая самооценка естественна и необходима. Она отражает качественные   изменения в структуре всей личности в критический период и позволяет осуществить переход на новый, «взрослый» уровень развития личности.

В анкете для учащихся был вопрос: в каком возрасте - своем собственном? более раннем, детском? Взрослом - хотел бы быть подросток (если бы ты мог выбирать, то в каком классе хочешь сейчас учиться?)  

В ходе обработки анкет выяснилось, что снижается число выборов своего возраста в 5-7 классах и увеличивается в 8-9 классе.

5 класс, опрошено 25 уч-ся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно сделать вывод, что более трудный период совпадает с обучением в 5-7 классе (переход из начальной школы в среднюю, кризис 13 лет) и поэтому снижается принятие своего возраста. Менее беспокойная ситуация (8-9 класс) ведет к росту предпочтений собственного возраста. Учащиеся относятся к своему возрасту как к самоценному, возникает ощущение ценности настоящего. Предпочтение собственного возраста является показателем более высокой личностной зрелости. Выбор подростком младшего возраста говорит о неблагополучии в формировании личности. Основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то обстоятельство, что он-школьник.

Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков.

Что сегодня побуждает детей ходить в школу? Делать домашние задания?

Ответ на этот вопрос интересен потому, что он дает возможность многое понять в личности современного подростка.

Учащимся в анкете был задан вопрос: «Почему ты ходишь в школу?»

Учащиеся 5-го класса ответили: «Хочу быть грамотным, умным, культурным, иметь знания».

Учащиеся 6-го класса — «иметь знания, быть грамотным, уметь    жить, получить образование, обрести профессию, поступить в институт, научиться все делать».

Учащиеся 7-го класса - «учеба - дорога в будущее, нужно для выбора профессии, потому что интересно, чтобы общаться с друзьями».

Учащиеся 8-го класса —«это мне надо для жизни, поступить в ВУЗ, получить образование, иметь знания».

Учащиеся 9-го класса - «в будущем пригодятся знания, которые получу в школе, чтобы устроиться на работу, я обязан, от этого зависит мое будущее, иметь хорошую профессию, узнавать новое, общаться».

Из этих ответов можно сделать вывод, что для современного подростка главной ценностью является он сам, он стремится к   саморазвитию, к самореализации.

А что в школе для подростка самое интересное? По тому, что интересно или неинтересно подростку, можно судить о развитии личности. Л.С. Выготский считал проблему интересов центральной для подросткового возраста. В анкете учащимся был задан вопрос: «Что в  школе для тебя самое интересное? Что ты считаешь самым важным в школе?»

Для большинства учащихся 5-6 классов интересно узнавать новое, интересны школьные предметы, а учащимся 7-9 классов интересным и важным считают общение с одноклассниками, учителями, взаимопонимание. И такие ответы не случайны. Огромное значение для   подростка имеет общение со сверстниками. Это во многом определяет его поведение, деятельность. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, главное для него занимать удовлетворяющее его положение. На это необходимо обращать внимание не только школьному психологу, но и учителям и родителям, т.к. нарушение общения подростка со сверстниками может привести к снижению успеваемости, к изменению поведения.

В подростковый период необычайно обостряется проблема общения между учителем и учащимся. Достичь успеха в общении с подростком может тот взрослый, который учитывает психолого-педагогические   требования к общению с учащимися. Взрослым необходимо выполнять   несколько требований:

Во-первых, создать вокруг подростка зону безопасности. Учитель должен отказаться от авторитарно-императивного подхода к воспитанию, который приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу.

Во-вторых, необходимо очеловечить отношения «учитель-ученик». Общение должно быть на основе доброжелательности и взаимопонимания учителя и учащегося.

В-третьих, общаясь с учащимися, учитель должен быть психологом. Сегодня учитель особенно нуждается в психологической помощи, т.к. существующие ныне стереотипы общения с подростками деформированы, искажены. Из общения выпадает самое главное - человечность, интимность отношений, а это часто является причиной школьных неврозов у детей.

В-четвертых, учителю надо сотрудничать с воспитанниками.

В-пятых, учителю надо целенаправленно учиться культуре педагогического общения.

Для подростка характерна разбросанность, ситуативность интересов. Для подростка вдруг становится безразличным все то, что  волновало вчера, забыты школьные учебники, и на смену им приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Такая ситуация типична для школьника, когда он становится подростком. В анкете учащимся 5-9 классов был задан вопрос: «С помощью школьной отметки оцени удовольствие, которое тебе доставляют: телепередачи, чтение, учеба, музыка, спорт. Из анализа ответов учащихся можно сделать вывод, что интерес к учебе с 5 по 9 класс постепенно снижается, учеба перестает доставлять удовольствие, оценили учебу на «5»:

28% пятиклассников;

28% шестиклассников;

22% семиклассников;

В 8 и в 9 классе ни один ученик не оценил учебу на «5».

А если обратиться к результатам анкеты и проследить круг  интересов подростка внутри каждого класса, то получатся следующие результаты:

5 класс

 

«5»

«4»

«3»

Телепередачи

68

16

16

Чтение

64

20

16

Учеба

28

40

32

Музыка

80

8

12

Спорт

80

12

8

 

Итак пятиклассники на 1 место ставят музыку и спорт, на 2-е — телепередачи, на 3-е — чтение, на 4-е — учебу

6 класс

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Телепередачи

29

53

18

 

Чтение

34

43

9

14

Учеба

28

38

34

 

Музыка

53

19

9

15

Спорт

61

24

6

9

 

1 место-спорт

2 место-музыка

3 место-телепередачи

4 место-чтение

5 место-учеба

7 класс

 

«5»

«4»

«3»

Телепередачи

61

26

13

Чтение

35

30

35

Учеба

22

43

30

Музыка

48

35

17

Спорт

69

21

10

1 место-спорт

2 место- телепередачи

3 место- музыка

4 место-чтение

5 место-учеба

8 класс

 

«5»

«4»

«3»

Телепередачи

50

17

33

Чтение

33

67

 

Учеба

0

58

42

Музыка

33

16

51

Спорт

42

58

 

1 место-телепередачи

2 место- спорт

3 место- музыка, чтение

4 место -учеба

9 класс

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Телепередачи

52

28

20

 

Чтение

20

40

24

16

Учеба

0

16

56

28

Музыка

84

16

 

 

Спорт

40

36

8

16

1 место- музыка

2 место- телепередачи

3 место- спорт

4 место-чтение

5 место-учеба

Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенные круг интересов, которые постепенно приобретают известную устойчивость. Это круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в старших классах интерес все больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую сферу внешкольной деятельности. Очень часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, сверхпрограммы, учащиеся не всегда выполняют задания учителя, т.к. эти задания им уже не интересны.

Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни. Многие исследователи недаром называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот, хрупкий, ранимый, изменчивый, больше, чем какой - либо другой зависит от реальностей окружающей социальной жизни, потому, что подросток впервые открывает её для себя. Как говорил Л.С.Выготский на месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Поэтому взрослым необходимо быть внимательными и добрыми.

Класс

 

Оценка

5

4

3

2

1

5

Телепередачи

68

16

16

 

 

Чтение

64

20

16

 

 

Учеба

28

40

32

 

 

Музыка

80

8

12

 

 

Спорт

80

12

8

 

 

6

Телепередачи

29

53

18

 

 

Чтение

34

43

9

14

 

Учеба

28

38

34

 

 

Музыка

53

19

9

15

 

Спорт

61

24

6

9

 

7

Телепередачи

61

26

13

 

 

Чтение

35

30

35

 

 

Учеба

22

43

30

 

 

Музыка

48

35

17

 

 

Спорт

69

21

10

 

 

8

Телепередачи

50

17

33

 

 

Чтение

33

67

 

 

 

Учеба

0

58

42

 

 

Музыка

33

16

51

 

 

Спорт

42

58

 

 

 

9

Телепередачи

52

28

20

 

 

Чтение

20

40

24

 

16

Учеба

 

16

56

28

 

Музыка

84

16

 

 

 

Спорт

40

36

8

16

 

5

5

5

5

6

6

6

6

7

7

7

7

8

8

8

8

9

9

9

9

 

Учителям БСШ № 1 была предложена методика неоконченных предложений: «Из всех подрастковых классов мне труднее всего работать с … классом, потому что...

 

Опрос учителей

 

 

По мнению учителей трудности нарастают из года в год.

Анализ мнения учителей показывает, что осложнения в работе с пятиклассниками, шестиклассниками не выходят за пределы обычных школьных проблем (не умеют управлять собой, не приспособлены к длительному труду, не воспитано чувство дружбы).

В 7 классе диапазон проблем расширяется. Учащиеся становятся, «неуправляемыми», «наблюдаются отклонения в поведении», «пассивны к учебному труду», «слово и убеждение на них не действуют», «ведут себя вольно».

Сложнее с 8-9 классом, потому что «подростки в этом возрасте очень самолюбивы», «выпячивают свое Я», «появляются новые интересы  вне школы», «обостряется чувство справедливости», «усиливается стремление к самостоятельности», «юношеская бравада», «юношеский максимализм», «в связи с взрослением потерян контакт с родителями», «не интересуются учебой», «категоричны в отстаивании своего «Я».

Учителям задавался вопрос: «Чем учащиеся вашего класса отличаются от тех, кто на год младше?»

Учителя подметили как положительные, так и отрицательные изменения.

Учителя отмечают из года в год приобретение положительных черт и накопление нежелательных качеств личности и поведения.

Например: «Учащиеся 6 класса отличаются от пятиклассников большей организованностью, собранностью, умением быстро    перестроиться с изучения одного предмета на другой, большей самостоятельностью»

«Учащиеся 7 класса отличаются о шестиклассников большей заинтересованностью оценкой сверстников своей личности». «Критически относятся к учителям, взрослым, не уравновешены». «Учащиеся 9класса отличаются от 8 класса тем, что они более серьезны, но не все. Часть учащихся ещё не осознала свои задачи. Многие определились в отношении своего будущего обучения».

«Повысился уровень образованности, представления о мире, людях, увеличился объем знаний по различным предметам».

 

Особенности и трудности подросткового возраста, наличие в этом возрасте трех фаз необходимо учитывать учителям, родителям  при работе с подростком.

 

 

4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ.

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования определяет особенности личности и специфику работы с подростками.

Подростковый возраст считается самым трудным в воспитательном отношении.

Наибольшее количество детей со «школьной дезадаптацией приходится на средние классы. Это проявляется в снижении успеваемости, плохой дисциплине, в ухудшении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, появлении отрицательных черт личности и поведения.

Трудности возраста связывают с половым созреванием. В этом возрасте могут впервые возникать или обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых   пристального внимания к каждому подростку, деликатности, вдумчивости, осторожности при работе с ним.

При работе с подростками необходимо выделить ключевые моменты, которые следует иметь в виду взрослым . Центральные проблемы подросткового возраста могут служить ориентирами работы учителя и родителей.

1) Общениесосверстниками.

Тот факт, что в основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновение аффективных переживаний лежит нарушение отношений подростка со сверстниками обычно не осознается ни родителями, ни учителями, ни подростком. Поэтому  необходимо проанализировать и отработать версию «общение со сверстниками». Какие отношения со сверстниками были раньше, что изменилось, на какую роль в коллективе сверстников он претендует. У подростка изменяется содержание общения. Содержание общения младших подростков сосредоточено вокруг вопросов учения и поведения, старших - вокруг вопросов личностного общения, индивидуальности, На этом фоне у старшего подростка возрастает критичность к собственным недостаткам. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, а взрослые не всегда могут понять эту проблему подростка.

2)Подростокивзрослые.

 Источником проблемы подросток - взрослый является непонимание взрослыми внутреннего мира подростка. Чем старше становится подросток, тем меньше его понимают взрослые. Тот факт, что на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые признали их равноправными партнерами в общении, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Виновником конфликтов признается подросток -так считают родители, учителя, сам подросток.Характер общения подростка с учителями изменяется на протяжении подросткового возраста. Ведущим мотивом общения между подростками является стремление получить поддержку, поощрение, в старшем возрасте -стремление к личностному общению с учителем. С возрастом у подростка складывается ситуация нарастания потребности в личностном общении с учителем и - невозможности ее удовлетворения. Поэтому расширяется зона внутренних и внешних конфликтов.

3) Учение.

Основу социальной ситуации развития подростка составляет то, что он -школьник. Причин снижения успеваемости может быть много. Установить истинную   причину  неуспеваемости   бывает  сложно.  

ВЫВОДЫ:

  1.  На протяжении подросткового возраста происходит изменение
    основных проблем, связанных с формированием личности – это отражается в оценке подростка, родителей, учителей.
  2. Основные проблемы связаны со сферами общения подростка, с
    учением, с развитием самосознания, отношением к себе.

а) общение со сверстниками: неумение, невозможность занимать среди сверстников удовлетворяющее подростка положение, (неудовлетворенность потребности быть значимым в глазах сверстников).

б) общение со взрослыми: непонимание взрослыми внутреннего мира подростка; неспособность взрослых изменить стиль неравноправных
отношений, при котором взрослые требуют послушания. Особая
напряженность в старшем подростковом возрасте.

в) проблема развития самосознания, его отношения к себе. Значение имеет ориентация старших подростков на познание того, какой станет их
личность в будущем (формирование жизненных целей, планов, что не
учитывают взрослые).

г) учение: смещение акцентов с познавательной деятельности на
формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки), на
внешкольную деятельность

  1. Трудности в воспитании нарастают. Неумение взрослых содействовать созидательному процессу развития личности подростка.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010