Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование нравственных основ личности

Автор:
Панова Галина Александровна

Аннотация:

Тема внеклассных занятий мастер-класса «Формирование нравственных основ личности» настолько актуальна в период утраты нравственных ориентиров, что переоценить ее трудно. В последнее время школа возвращает себе функции воспитателя подрастающего поколения, и создание таких курсов жизненная необходимость.
Представленные материалы внеклассных мероприятий разработаны с любовью и выдумкой, творчески. Весьма ценным является то, что реализация поставленных целей и задач осуществляется в процессе совместной деятельности учителя и ученика. Это формирует самостоятельную жизненную позицию учащихся, свободный, а не навязанный выбор нравственных ценностей. 

Статья:

Новое время требует  от педагога нового содержания, форм и методов нравственного воспитания личности. Если учитель не в силах изменить экономические и политические условия, то он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами, а также пригласить к обсуждению этих проблем, к раздумьям и действиям по поводу формирования нравственности в сердцах своих учеников. Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание к ближнему, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.

В.В.Путин отмечал, что «общество станет успешным тогда, когда каждый человек станет порядочным, духовно богатым». Путин В.В. неоднократно говорил о нравственности человека. Заданная тема даёт широкий простор для деятельности учителю на уроке и во внеурочной деятельности. Мной был проведён цикл мероприятий, о которых я и хочу рассказать.

Проучившись первую четверть в 6 классе, проводим классный час «Планета моего класса». Это мероприятие позволяет через личностные контакты учиться пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим. Даю возможность детям почувствовать своё формирующееся «Я» через проявление  интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей, воспитываю способность к принятию себя, осознанию  своих сильных сторон. На этом мероприятии мы определяем принципы жизнедеятельности в классном сообществе. Оформляем  фотомонтаж «Это - мы».

В начале занятия проводим вместе с психологом такой тренинг:

·         Давайте почувствуем друг друга лучше. А чтобы это случилось, возьмитесь за руки и пожмите их. Почувствовали, как стало на душе теплее?

·         Чтение по строфам стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

 

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди друзей

Самой неинтересностью своей.

 

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом страшный час.

Но это всё неведомо для нас…(читает до конца)

 

*Класс исполняет песню А.Дольского «Мне звезда упала на ладошку».

Класс делится на группы. Для этого лежат на столе карточки разного цвета. Выбрав карточку, дети занимают место за столами с кружком соответствующего цвета.

Сегодня мы постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе.

Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось бы с той же буквы, что и ваше имя. Один из каждой группы представляет участников.

*Идёт представление.

Мы сделали первый шаг, чтобы загадка «Какой я? И какие мы вместе?» была разгадана.

Вывешиваю заранее подготовленный ватман с изображением на нём голубой планеты и говорю о том, что на этом макете будут отражены основные моменты создаваемого проекта.

* Читаю отрывок из «Маленького принца» С.- Экзюпери.

Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других и среди них такие маленькие, что их даже в телескопе не разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он даёт ей не имя, а просто номер…с. 163, Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете. Это планета моего класса.

* Как вы думаете, какой материк нужно  создать первым? (материк Учения, т.к. школа – это учёба. В школе главной вашей работой является учёба).

* У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка и т.д. Это материк Интересов.

* Вы любите развлекаться, вместе гулять, ходить в гости друг к другу, организовывать мероприятия. У нас будет материк Развлечений.

* Даже взрослые люди мечтают. Пусть на нашей планете будет материк Мечты.

* Звучит лёгкая музыка. Ребята в группах рисуют море Любви, пустыню Двоек, озеро Танцев и т.д., а потом идёт презентация материков.

·                     А теперь мы должны определить правила взаимоотношений на своих материках. Эти правила всем жителям планеты позволяют быть друзьями.

·                     У нас на планете возник конфликт. По каким правилам вы будете его устранять? Дети решают ситуацию, предлагают выслушивать друг друга, быть более внимательными, не грубить друг другу, защищать живущих рядом и т.д..

·                     А теперь послушаем о происшествии на планете Земля. Читаю рассказ В.Солоухина «Мститель».

После прочтения идёт обсуждение по вопросам:

ü      Знакомо ли вам чувство, которое испытывает в начале рассказа герой?

ü      Что мучает главного героя? (Хочет отомстить, но бить доверчивого героя стыдно).

ü      Что повлияло на изменение первоначального плана мести? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил, что обиженный им приятель не держит на него зла).

ü      Почему «мстителю» делается легко от принятого решения не бить Витьку?

ü      Понятно ли вам это ощущение или удивляет?

ü      В плане мести лежал обман. Как вы к этому относитесь?

Вывод: Месть или отказ от мести – это выбор, перед которым может оказаться каждый. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, словно читать людей, настраивать на коммуникативную волну. Как это делать? Вот несколько простых и несложных советов.

ü      Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.

ü      Излучайте положительные эмоции.

ü      Улыбайтесь по-настоящему.

ü      Умейте слушать.

ü      Говорите комплименты.

ü      А чтобы исполнять эти советы, какими качествами должен обладать человек? т. е. Каким должен быть человек?

*Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте» по строфам. (5 чел.)

·                     Назовите правила, которые необходимо соблюдать в общении и взаимодействии одноклассников. (Идёт обсуждение правил).

·                     Игра «Добрые слова». И взрослые, и дети любят, когда в их адрес говорят добрые, прекрасные слова. Встаньте в круг. Я вам даю волшебные очки, надев которые, вы должны посмотреть на соседа справа, а он, посмотрев в очки, должен сказать: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Очки передаются соседу справа, а его сосед произносит заклинание.

Замечательно! Мы будем жить на созданной планете, будем стараться почаще хвалить друг друга, говорить комплименты своим друзьям. А ведь если у товарища хорошее настроение, то и вы испытываете положительные эмоции

·                     Игра «Паутинка». В этой игре мы составляем одну большую паутинку, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые испытывает к одноклассникам. Я обматываю ладонь ниткой из клубка и говорю: «Ты мне нравишься, потому что…» Выслушав вежливые слова,  уже следующий играющий обматывает ладонь нитью и обращается к другому участнику игры. Постарайтесь запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Последний, кто получит клубок, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый из вас, наматывая на клубок часть своей нити, произносит сказанные ему слова и имя человека, сказавшего эти слова.

(Это занятие напоминает золотое правило успешности – видеть в окружающем только положительное и уметь запоминать имя человека, сказавшего тебе комплимент). Учу детей такому моменту в человеческих отношениях: если думаешь о человеке плохо, никогда не подходи к нему и не начинай общения, пока отрицательные эмоции не уйдут.

Наша планета живёт. Она дышит, она действует, радуется, стремится к новым достижениям. Но без озарения её вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней будет скучной, серой. Так будьте добрее, щедрее, сердечнее!

Иногда жизнь вырабатывает в ребёнке агрессию. Я как классный руководитель стараюсь больше внимания уделять формированию в душе воспитанника высоко нравственных качеств, учу побольше прислушиваться к своему сердцу, глушить зачатки агрессии, потому как без души, без сердца человеческого не существует. Много говорю со своими воспитанниками о милосердии.

Дети знают, что есть люди близкие, более близкие и те, с которыми мы мало общаемся, а порой даже не замечаем, а кого-то и вовсе не понимаем. Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем «своими» и «чужими». И это нормально. Я говорю с детьми о том, как вести себя с людьми, которых считаем похожими на себя и чужими для них. На одном из занятий мы проигрывали ситуации, когда герой не видит других, сам себе на уме; в другой ситуации герой одинок, он не умеет общаться; а в третьей ситуации – всеми понятый, весёлый, он знает, что его любят; в четвёртой ситуации герой был каким-то не таким, хотел подружиться, а его не принимали в свою компанию. Мы учились видеть в каждом хорошее; поняли, что многое зависит от самого себя. Бывает в жизни, что обида давит, уничижает, очень трудно избавиться от неё. И тогда нужно преодолеть себя: проси прощения, прости сам. Это должны усвоить дети. В течение часа не один раз в их сердцах загорались звёздочки, которые можно назвать: милосердие, сострадание, доброта, участие. Все они создают одну большую звезду, которая зовётся «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ». Привожу конспект занятия «Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом».

Цели и задачи игры-путешествия:

ü      Помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким и кого – чужим.

ü      Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими».

ü      Предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие.

ü      Способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, не похожего на других.

ü      Дать возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о том, кто воспринимался как чужой.

В начале занятия класс разбивается на группы следующим образом: на столе лежат бумажечки определённого цвета: красного, желтого, зелёного, синего. Вытянув бумажку названных цветов,  дети образуют 4 группы. В центре каждого стола лежат круги зелёного, жёлтого, синего, красного цветов. Дети садятся за столы «своего» цвета. Столы расположены так, чтобы при необходимости ребята могли видеть друг друга.

*Как вы себя чувствуете? (С одной стороны, комфортно, п. ч. мы друзья, мы вместе учимся уже 7-ой год, часто встречаемся, мы — «СВОИ», а с другой стороны, - мы «ЧУЖИЕ», п. ч. у каждого из нас свои интересы, есть свои тайны, разные любимые дела.

Сегодня мы поговорим о людях, которые нас окружают, о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живёт рядом с нами, есть люди более близкие и те, с которыми мы мало общаемся, кого-то не замечаем, а если и замечаем, то порой не понимаем. Кого-то я могу при встрече обнять, а кому-то сухо сказать вежливое «здравствуй». В общем, есть люди свои и чужие.

*Давайте разберёмся, что это значит?

*На доске в столбик написаны слова: НАСТОРОЖЁННОСТЬ,

ОТКРЫТОСТЬ, ОПАСНОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, ЗЛОЙ, ХОРОШИЙ, БЛИЗКИЙ, ДАЛЁКИЙ, ИНОЙ, НРАВИТСЯ, ПОХОЖИЙ

Записать их на листочек. В правую колонку — относящиеся к понятию «чужой», а в левую — «свой», в нижнюю - слова, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из этих понятий.

После устного обсуждения дети дают определения понятий «свой» и «чужой».

*Могут ли все люди быть только своими?

Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем «своими» и «чужими». Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно вести себя с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. Для этого представим себе одну ситуацию, необычную для нас. Мы на время превратимся в гномов.

*Надя объясняет значение слова «гном».

*Дети встают в 4 колонны. Последние поворачиваются к ведущему и получают от него красный, жёлтый, синий и зелёный кубики. Задача детей — передать кубик впереди стоящему, «превратив» кубик в какой-либо предмет. Например, покачав на руках, можно превратить в младенца. Если партнёр по команде угадывает, во что превращен кубик, он забирает его и передаёт следующему, превратив во что-то другое.

Игроки той команды, которая быстрее всех справилась с заданием, первыми получают звание гномов, и ведущий вручает им колпачки соответствующего цвета.

Теперь вы — гномы. Каждый стол представляет жителей Красной, Жёлтой, Синей и Зелёной гор. В недрах этих гор есть мастерские, рудники, подземные города. Там протекает ваша жизнь.

*Каждая группа придумывает, чего достигла, чем гордится.

*Итак, начинается наша история. Она касается всех жителей ваших

царств, каждого из вас, но есть в ней главный персонаж. Назовём его с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось с этим гномом, познакомьтесь с ним.

Сейчас каждая группа получит текст. Тексты отличаются друг от друга. Иначе и не может быть, ведь у каждого из вас своя жизнь, свои царства.

*Каждая группа читает свой текст.

*Расскажите, каким был ваш гном и какие у него были отношения с окружающими. (По одному человеку от группы).

*Покажите или расскажите, какие были отношения между Гномом и окружающими.

После показа сценок дети высказываются, а потом, читают свои тексты.

*В чём проявилось отношение к гному как к чужому?

*Почему иногда гном сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все? (Умел анализировать).

*Каждая команда нарисует своего гнома на заранее подготовленном листке и напишет под его портретом те качества, которыми он, по их мнению, обладает.

* Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище, которое исполняет любое желание. Когда оно оказывалось в руках гномов, исполнялось любое их желание. Это помогало им во многих ситуациях.

Подумайте, а потом расскажите, во что превращали гномы Волшебный Кристалл и для каких целей? (3-5 минут). Но была у Волшебного Кристалла ещё одна особенность: он оставался тем, во что его превратили, только пока его касались руки гномов; но стоило оторвать от Кристалла ладони, как он снова становился тем, обычным камнем. А если руки его не касались в течение 15 минут, Кристалл засыпал. А вернуть его можно  было только с помощью волшебного порошка, находящегося далеко-далеко, у Злого Колдуна. Зная об этом, гномы посменно дежурили, держа ладони на Кристалле. Не правда ли, хорошее решение?

Возьмите в руки Кристалл и, пока я рассказываю историю, передавайте его друг другу.

ИСТОРИЯМ 1.

И вот наступило очередное дежурство нашего Гнома. Он шёл на него спокойно: не в первый раз. Но дежурить ему выпало ночью, а надо сказать, что в предыдущую ночь ему не удалось поспать, п.ч. он ловил рыбу в подземном озере. Взяв кристалл в руки, Гном зевнул и стал мечтать о том, какую огромную рыбу он поймал бы, если бы кристалл превратился в лодку, и можно было бы заплыть на самую середину озера. Он так размечтался, что не заметил, как задремал…И кристалл выпал из его рук. Лишь через полчаса Гном очнулся. Но было поздно: кристалл потерял свою способность к превращениям.

Очень быстро весть разнеслась по всему царству. Прибежали к дому Волшебного кристалла жители, смотрят на Гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с Гномом обращаются?

*Поставьте сценку и покажите, как бы в их царстве жители вели себя с Гномом.

*Посмотрите, как ведут себя окружающие с Гномом. Так что же теперь делать? Ведь без Волшебного Кристалла жизнь для гномов стала значительно сложней. Хорошо бы вернуть его! И решили гномы, что спасать Кристалл должен тот, по чьей вине случилась неприятность.

Каждая команда выдвигает своего гнома. Гномы повстречались и решили идти вместе. Им предстоит немало преодолеть трудностей, чтобы добиться своей цели.

*Гномы каждого царства выходят к доске и знакомятся друг с другом.

ИСТОРИЯМ 2.

Пришли Гномы в большой тёмный лес. Наступила ночь. В темноте слышны были странные шумы и шорохи. Какие-то неведомые существа бродили по лесу. Гномы не знали, добрые они или злые, но на всякий случай решили не привлекать к себе внимания. Они замерли (Дети по сигналу ведущего замирают в тех позах, в которых оказались) и не должны были шевелиться, что бы ни случилось. И ещё: им  нужно было оставаться совершенно спокойными, чтобы никто из существ, населяющих лес, не почувствовал их переживаний.

   Какие качества должны проявить Гномы, чтобы справиться с заданием? (Вспомните и посмотрите на листочки, где эти качества записаны). Следим за замершими Гномами.

   А как вы считаете, какие качества Красного, Жёлтого, Синего и Зелёного гномов помешали им сохранить спокойствие?

ИСТОРИЯМ 3.

Наступило утро. Гномы отправились дальше. Добрались они до высоких гор. Шли они по узкой тропинке над пропастью и повстречали Свирепого Медведя, Огромного Коварного Орла, Безобразного Паука и Ядовитую Змею. Сначала Гномы испугались, но эти существа сказали им: «Все боятся нас и видят в нас только ужасное. Может быть, хоть вы скажете, есть ли в нас что-то хорошее?»

   Какие хорошие качества есть у каждого из повстречавшихся вам существ? (Говорят гномы)

Существа, вызывавшие раньше только ужас, обрадовались, что гномы сумели разглядеть в них положительные качества, и пропустили путешественников. Долго ли,  коротко ли, пришли Гномы на берег широкой реки. Как перейти реку? (Дети предлагают варианты перехода реки).

 ИСТОРИЯ 4.

Гномы пробрались в главный зал во дворце Злого Колдуна и увидели, что пакетики с волшебным порошком прикреплены к потолку зала. Достать их почти невозможно. При этом снять 4 пакетика можно только одновременно, иначе волшебство исчезнет! Что же делать?.. Но ведь у каждого из Гномов есть Волшебный кристалл. Он потерял способность к превращениям, но с его помощью можно сделать так, чтобы здесь оказались жители царства Гномов.

* Позовите их!

*В какой форме вы это сделаете? (Каждая команда поднимает своего гнома, и они одновременно сдёргивают пакетики с порошком)

Давайте представим, что на нашем пути встретился колодец, в котором живут отрицательные эмоции. Что это может быть?

Пока дети пишут, ставлю в центре комнаты стулья спинками внутрь.

   А теперь подойдите к большому бездонному колодцу. Подойдите так, будто у вас на ногах тяжёлые кандалы.

   Хотите избавиться от обид? (Тогда давайте бросим все наши обиды в этот колодец!)

Вы чувствуете, что тяжесть исчезла? Вы смогли подняться над своими обидами. Поддержите друг друга!

У нас есть Волшебный Кристалл. Пусть посланцы встанут рядом и соединят свои кристаллы вместе. Теперь вы можете превратить его во что угодно. Договоритесь без ссор и обид!

Выходим из ролей. Садимся в общий круг и скажем: «Я не гном. Я - человек, ученик 7а класса».

   Какое из заданий игры оказалось более сложным?

   Изменился ли Гном в процессе путешествия? Почему?

   Можно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение никого не обидело? не унизило?

   В чём особенность такого поведения и отношения?

Учитель рассказывает легенду о сне. ( Слово лечит, даёт силы в трудные минуты)

  Заключительное упражнение «Круги и линии».  Дети рисуют по 3 круга на большом листе ватмана. От 1 круга каждый ведёт линию к кругу другого, вписав предварительно туда своё имя. Во втором круге пишут пожелание другу, а в третьем круге — пожелание классу. Расстояние между кругами и линиями закрасить цветным фломастером. У нас получился красивый кристалл!

Подвожу итог. На сегодняшнем занятии мы учились видеть в каждом хорошее. Поняли, что всё зависит от самого себя. Бывает, что обида давит тебя, уничижает, очень трудно избавиться от неё. А ты преодолей себя! Попроси прощения, прости сам!

В течение сегодняшнего часа не один раз в ваших сердцах загорались звёздочки, которые можно назвать: милосердие, доброта, взаимопомощь, участие. Все они создают большую звезду, которая зовётся «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ». Я думаю, что сегодня эта звезда у вас горела более ярко в течение этого часа.

Завершаю занятие рассказом притчи.

Конфуция очень беспокоил Лао-цзы и его учение. Однажды он отправился повидаться с ним. Он был старше Лао-цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао-цзы сидел, когда Конфуций зашёл к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: «Садитесь». Он вообще не обратил особого внимания. Конфуций рассвирепел: «Это что за Учитель!?» И спросил: «Вы что, не признаёте правил хорошего тона?» Лао-цзы ответил: «Если вам хочется сесть, садитесь; если хочется стоять, стойте. Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь».

Конфуций был потрясён. Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао-цзы рассмеялся: «Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее». Человек есть человек, как деревья есть деревья. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Всё это чушь и бессмыслица.

При проведении выше описанной игры-путешествия использованы идеи В. Пеньковой.

Во  многих семьях есть свои традиции. Они передаются из поколения в поколение. Ими дорожат, их берегут и чтут. Вместе с родителями раскрываем суть этих традиций перед детьми, показываем их ценность. Мы создали проект, который назвали «Моя родословная». Дети создали своё родословное дерево, искали родовые корни, рисовали семейный герб. Они впервые прикоснулись так вплотную к истории своего рода. На классном часе шёл разговор  об истории своего имени, о семейных реликвиях, о бабушках и дедушках. Дети рассказали историю своих фотографий, а семейный сундучок открыл нам свои тайны: дети принесли семейные вещи-реликвии. Это были распашонка, октябрятская звёздочка, пионерский галстук, картина… Я как классный руководитель говорила о том, что семейные традиции надо чтить, следовать им, передавать из поколения в поколение. Семейные традиции нужны. Они укрепляют семью, они делают дом родным. Завершаю занятие обобщением о том, что у нас в классе тоже свои традиции, мы живём по своим заповедям, которые создали в 5-ом классе. Вся предварительная работа явилась как итог  внеклассным мероприятием «Моя родословная».

Целью этого классного часа является  воспитание чувства гордости за свой род, свою фамилию; а также мы учимся открывать тайны друг  в друге.

Оборудованием стали вещи-реликвии, фотомонтаж «Это - мы», семейные альбомы.

Занятие начинается с психологического тренинга «Подари улыбку». Дети встают в круг, держась за руки. Поворачиваясь к рядом стоящему, называет имя рядом находящегося и говорит комплимент. Например: «Танечка, какая ты сегодня нарядная!»

Учитель: Никто из нас не свалился с Луны. Все мы - ветви и листья одного огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.

*Песня «Родительский дом».

*Что такое родословная? (Это перечень поколений одного рода. Род —ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок — это древний предшественник по роду).

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

А рисовалось оно так. Внизу ствола — герб, далее ствол делился на две условные ветви: справа — герб отца, слева — герб матери. Каждая из этих ветвей делилась на две: герб деда и герб бабки с отцовской и материнской линии.

*А чтобы составить такое дерево, что надо знать? (Правильно. Своих предков.)

*А вы можете назвать имя своей прабабушки?

*Знаете откуда она родом?

Ведь никто из нас не свалился с Луны. В народе не уважают  «Иванов, не помнящих родства». Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать своё генеалогическое дерево.

*Рассказы детей о том, как они создавали свои герб и дерево. (Эта работа предполагает сближение родителей и детей, возникновение и укрепление того чувства, которое мы называем духовностью).

Учитель: … И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей, дружной семье, и семья его воспитала. Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках какого - нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше правнуки. Для любого человека можно нарисовать и родословный корень, и родословное дерево, если мы знаем его предков и потомков.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда родом? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную — генеалогическое дерево.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как у Пушкина.

*Сколько листочков получилось на ваших деревьях? (У кого-то 16, у кого-то

больше, но безусловно одно, что вы проделали большую работу). Не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей традицией.

Человек рождается на свет, получает имя. Родители выбирают имя по святцам, в честь какого-то святого, чей праздник отмечается в этот день, когда родился ребёнок. Имя ребёнку даёт мать. Но бывают и такие случаи, когда по своим, особым случаям даётся имя.

*Что значит ваше имя?

*Поднимите руки, кого назвали в честь родственников?

Дети рассказывают историю своих имён, что обозначает имя, кто и почему так их назвал. Например, у Светы папа очень часто болел. И решили они с мамой, когда родилась девочка, назвать её Светланой, чтобы жизнь у неё была светлая, без переживаний и печалей.

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувший в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Учитель: Выбор имени для родившегося ребёнка — дело серьёзное. Этим выбором в значительной степени определяется судьба ребёнка, и определяется небесный покровитель для ребёнка. При выборе имени особое значение имеет и время года, когда родился малыш.

Детям, родившимся зимой, надо давать мягкие, певучие имена, чтобы не усугублять суровость, заложенную самой природой. Дети, родившиеся весной, проявляют гибкость в различных ситуациях, но не имеют бойцовских качеств. Это можно подкорректировать более жёстким, именем. Это придаёт им уверенность в себе и будет защитой от жизненных невзгод. Дети, родившиеся летом, горды, отважны, настойчивы в достижении цели, активны. Имеют ясный и уравновешенный ум, спокойный и лёгкий характер. Они бережливы, знают цену деньгам, запасливы. Нередко при крещении ребёнка священник не находит выбранного имени в святцах и предлагает окрестить ребёнка другим именем. Ничего страшного в этом нет. Наши предки давали детям два имени. Под одним крестили и оставляли его в тайне от постороннего, а в обращении к ребёнку называли его другим именем, выбранным родителями.

Прежде чем дать имя ребёнку, надо подумать и о том, как оно будет сочетаться с отчеством. Это тоже немаловажно, так как отчество тоже может влиять на характер ребёнка.

А сейчас мы поговорим о тех, кто любит нас больше всего на свете.

Именно они отдают нам большую часть своей любви и ласки. Дети-то у них

уже выросли. Не надо спешить на работу. Вы кажетесь им самыми

умными, самыми красивыми. Всё в вас их умиляет. Это ваши бабушки и дедушки.

Простим отцов усталую небрежность

И матерей припадочную нежность.

Их просто не хватает на детей.

Россия наша держится на бабушках,

И вся Россия наша в башенках

Невы ветреной совести своей...

О них обыкновенно не заботятся,

И всё-таки они всегда в цене,

Поскольку не бывает безработицы

У бабушек в таинственной стране.

 (Е. Евтушенко).

Быть бабушкой — нелёгкая профессия. Давайте расскажем, какие у вас отношения со своими дедушками и бабушками.

*Рассказы детей.

*Музыка из песни «Семейный альбом».

С 1839 года (когда французский художник Дагер разработал способ фотографии) традиция составлять и хранить семейные альбомы вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой самые ценные вещи, среди которых обязательно были фотографии дорогих людей. « Чтобы вспомнить, какими мы были», загляните в семейный альбом.

*Знакомство с выставкой фотографий.

 Дети проводят экскурсию у монтажа «Фотография, на которой есть Я».

Я верю, ты нашла в цветах,

Нашла меня в ромашках жёлтых,

 Цветком росла я на лугах

В цветочном платьице из шёлка.

Меня ТЫ бережно взяла

Своими добрыми руками —

 Я сердцем чутким поняла,

Что, наконец, попала к маме.

(В. Кудрявцева).

*Чем же вы радуете? огорчаете своих мам?

Вот как ответили ваши мамы. Они заполняли анкеты.

РАДУЕТ. Самостоятельность —3. Помощник (ца) —8. Доброта — б.

Здоров и весел —3. Успехи —4

ОГОРЧАЕТ.

Равнодушие к учёбе —3. Несдержанность —2. Невнимательность — З.

Беспечность, враньё —2. Мало читает — 1. Очень быстро растут — 1.

Каждый дом особенный. Он не похож на другие дома.

*Что вас окружает в квартире?

Правильно, вещи. Человек живёт, пользуется вещами, некоторые становятся ему особенно дороги, некоторые связаны с событиями. И вот человека нет, а вещь остаётся. Мы продолжаем её беречь, сохраняя память о дорогом нам человеке. Мы с вами провели разведку и принесли сюда некоторые вещи.

* Какие же тайны хранит наш сундук? (Я достаю вещи, а хозяин этой вещи рассказывает её историю). История вещи — история человека, семьи, рода.

*Для чего же нужны традиции, реликвии?

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Наш класс тоже семья. У нас тоже сложились свои традиции.

*Какие? *По каким заповедям мы живём?

*Каков наш герб? Какой девиз бы вы взяли? (Берегите друг друга)

Но моя родимая землица

Надо мной удерживает власть, -

Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась. (Н.Рубцов).

Занятие завершается психологическим тренингом «Я знаю, что ты любишь…». Дети сидят в кругу. Поворачиваясь к соседу, ученик говорит ему: «Я знаю, что любишь придумывать фантастические истории». Сосед подтверждает или опровергает сказанное. Говорить можно обо всём, кроме еды.

*Звучит песня «Родительский дом».

Проблема человеческих  взаимоотношений, отношений между сверстниками открывает большое поле деятельности для учителя. Культуре отношений уделяю много внимания. Меня тревожит нарушение далеко не новых, но весьма существенных законов нравственности. Проработав в школе 42 года, я убедилась, что в каждом школьнике нужно видеть индивидуальность, помнить, что каждый обучающийся неповторим. Нет одинаковых классов, нет одинаковых учеников. Воспитание должно быть культуросообразным. Оно должно строиться с учётом языковой среды обитания растущего человека, с учётом культурных традиций региона. Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию. Наиболее адекватным средством в этом смысле является воспитательная система. У меня она основана на доверии, на воспитании активности, самостоятельности ребёнка, на стремлении обратиться к «разумному, доброму, вечному». Хочется поселить и укрепить в душе ребёнка те общечеловеческие ценности, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человечества.

Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них - уровень житейского сознания, на котором бытуют морально - нравственные установки, регулирующие отношения между людьми. В основе их - «золотое правило нравственности». Из него вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность, милосердие.

Учащиеся 7 класса уже умеют подвергать анализу свои отношения с товарищами, педагогом, другими людьми, по-своему оценивая их. В 7 классе проведено ряд занятий по воспитанию нравственных качеств по теме «Как мы видим друг друга. Язык человеческих поступков». Одно из них - «Как научить себя учиться». Класс делится на 3 группы.

Каждая символизирует 8 часов суток: 1 - сон, 2- свободное время, спорт, развлечения, 3 - учёба. Даётся 15минут на обсуждение проблем: как правильно питаться, как сон влияет на способности, надо ли уметь правильно организовать своё время, как его распределить при подготовке домашних  заданий, с какого предмета начать учить уроки и т. д. Дети советуются, находят разумные варианты решения проблем, поправляют друг друга, подсказывают, вспоминают прочитанное ранее, а потом представитель каждой группы выступает, из 2 оставшихся дополняют. Так дети видят друг друга, пытаются понять язык поступков друг друга, учатся понимать, что нужно для хорошей учёбы.

Готовясь к классному часу «Мы глазами друг друга. Что значит дружба в жизни человека», я с детьми обсуждала такие проблемы : на чём основывается настоящая дружба, какими свойствами души должен обладать человек, чтобы пронести дружбу через всю жизнь, что значу я в этом мире, а как это было когда-то, чему я могу научиться у них, живших в далёкое от нас время.

Недели за 2 дала детям заполнит такую анкету:

*на чём основывается настоящая дружба? ( на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту,  *на взаимопонимании, единстве интересов; *на доверии; *на умении говорить правду в глаза, принципиальности, *верности и доброжелательности. Такие варианты ответов дали дети. Было предложено продолжить предложение: «Хорошая жизнь – это...»; «Чтобы иметь друзей,  надо..» Дети отвечают (большинство),  что хорошая жизнь - это иметь много друзей (10 члк. из 19); чтобы иметь друзей , надо хорошо относиться к людям; надо быть добрым, отзывчивым. В ответе на вопрос: «Что мешает дружбе между одноклассниками» -  дети на первое место поставили такое качество : зависть , а далее они отметили обман, ложь, сказали, что каждый думает о себе; нет общих интересов.

Анализируя ответы детей, прихожу к мысли, что надо провести беседу о том, как выстраивать свои отношения с одноклассниками. Вместе со школьным психологом говорим, что в жизни человек играет множество ролей . Просим определить, какие это могут быть роли. Вот он Я. Стрелочками покажите, какие роли у вас есть и какие могут появиться. Дети называют.

С кем живешь? С кем дружишь?   С кем видишься? С кем ходишь на каток?

В итоге дети приходят к выводу, что Я - это маленькая планета. Если посмотреть на небо, то поймёшь, что нет одиноких звёздочек, так и нет одиноких людей. Человек в обществе людей должен чувствовать себя комфортно.

Как итог наших размышлений - это классный час с литературно-музыкальной композицией  « Лицей в жизни друзей». После литературной части идёт беседа.

·                     Что у нас есть общего с лицеистами пушкинского времени?

·                     Какими представляются вам лицеисты?

·                      Всегда ли они были «весьма благородны»?

·                     Чему бы вы хотели у них научиться?

Каждый из нас представляет индивидуальность. Давайте подумаем, а что индивидуального, неповторимого в каждом из нас. ( почерк, голос, характер и т.д.) Давайте узнаем поближе друг друга.

* Тест-игра «ИНТЕРВЬЮ» Дети располагаются в парах. Они берут друг у друга интервью. Когда интервью взято, встают в два круга. Дети, стоящие снаружи, кладут руки на плечи стоящим внутри и рассказывают, что они узнали о них.

Каждый из нас представляет интерес, у каждого есть свой мир, свои увлечения. Каждый из нас неповторим. Давайте посмотрим, что у нас получалось, когда мы «внимательно смотрели друг на друга». Ведь мы все такие разные.

   Идёт демонстрация слайдов о классе «Самый надёжный друг», «Всегда помогут», «У них учусь я выдержке», «Самые весёлые» и т. д. (Они были сделаны мной заранее, для детей это был сюрприз). У каждого можно чему-то научиться: выдержке, скромности, доброте и т. д. НО! надо уважать друг друга, стремиться понимать, сострадать, быть милосердным. Много раз мелькнули одни и те же фамилии. И это оправданно. Потому что в каждом коллективе есть лидеры. Это люди, на которых хочется равняться, на которых хочется быть похожим, у которых хочется взять всё самое хорошее.

   Понятие нравственности немыслимо без чувства гордости за прошлое своей страны. Молодой человек должен знать историю своего государства. Провожу уроки мужества, один из которых назывался «Симфония всепобеждающего мужества». Перед проведением урока дети знакомились с историей блокадного Ленинграда,  прочитали блокадный дневник Тани Савичевой, учили стихи о Ленинграде в годы войны. Было предварительное прослушивание  Седьмой симфонии Шостаковича. Хочу сказать, что была приятно удивлена тем фактом, как дети правильно поняли смысл произведения, уловили настроение автора, определили тему добра и зла в первой части.

Задачи урока.

§         Познакомить с историей создания Седьмой симфонии Шостаковича.

§         Учить выражать словами своё чувствование музыки.

§         Воспитание чувства гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: фрагменты кинофильма «Блокада Ленинграда», презентация «Д. Шостакович. Седьмая симфония», выставка книг о блокадном Ленинграде, аудиофрагменты Седьмой симфонии.

Ученик.    М .Алигер «Ленинград».

После прочтения стихотворения сразу же  идёт демонстрация кинофрагмента о блокадном Ленинграде.

Учитель.*Что вы запомнили из предварительного прослушивания Седьмой симфонии?

*Почему так важно было для Шостаковича написать это произведение?

*Какими чувствами наполнена симфония Шостаковича? (Тишина. Покой. Туман.  Музыка уходит в высоту. И вдруг…какая-то тревога. Она всё ближе и ближе. Музыка неприятно режет слух. И мы ясно понимаем, что горе пришло на родную землю. Растёт мотив сопротивления.)

Ученица. Слово о композиторе. По ходу рассказа идёт презентация «Д.Шостакович». (Фотографии из жизни композитора).

Ученица. Из истории создания Седьмой симфонии Шостаковича.

Седьмая симфония – большое музыкальное произведение, передающее слушателю глубокие мысли, переживания композитора, его отношение к жизни. Извечное столкновение двух начал, победа гуманизма над жестокостью и варварством – вот основное содержание, которое несёт в себе музыка Седьмой симфонии.

В симфонии четыре части, они контрастны по замыслу. Картины мирной жизни и вражеского нашествия в первой части, героические образы средних частей, победный финал;  наряду с этими траурные скорбные эпизоды,  воскрешающие память о павших героях, - таковы музыкальные образы Седьмой симфонии.

Начало симфонии рисует картину мирной жизни советских людей: красоту их творческого труда, всё, что входит в понятие «Родина». Звучит широкая главная партия; постепенно она подводит ко второй теме – мягкой, лирической. Центральный эпизод первой части – образ вражеского нашествия. Эпизод написан в форме вариаций. На фоне как бы гаснущих звучаний струнных инструментов словно издалека возникает тема врага. Едва слышится дробь барабана – холодная, мерная, приближающаяся поступь. Постепенно звучность нарастает, варьируются оркестровые тембры, но тема остаётся неизменной, её ритм подчёркивает бездушность, жестокость врага. Тема натиска, разрушения повторяется 11 раз, создавая почти зрительно ощутимую картину нашествия врага.

Четвёртая часть симфонии – финал. Сурова и мужественна первая его тема. Она как бы возвращает нас к образам войны. Она написана в жанре старинного медленного танца сарабанды, который часто использовался композиторами для передачи сдержанной печали, скорби. Нарастание звучания завершается возникновением главной темы первой части – темы созидания и счастливой мирной жизни. Торжественным звучанием завершается симфония.

Ученик. Людмила Попова. «Седьмая симфония».

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей, Чуть согнутые плечи дирижёра,

Взмах палочки – и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Уже несут ко всем заставам гордо

Все рупора Симфонию твою…

 

Слушание первой части симфонии. (10 мин.: от 4-50 до 15-00).

*Передайте своё понимание услышанного. ( Дети  услышали музыку, поняли замысел автора).

 *Где в 1части больше всего проявляется образ зла? (Там, где звучит марш, однообразный и холодный).

*А теперь послушайте, как воспринимал А. Н. Толстой тему нашествия в 1части.

Тему нашествия А. Толстой передавал так: «Она возникает отдалённо и вначале похожа на какую – то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание учёных крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма…Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели всё уже смято и растерзано? В оркестре – смятение, хаос.

      Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть её пещерный рёв.

Проклятого крысолова больше нет, он унесён в чёрную пропасть времени. Смычки опущены – у скрипачей, у многих на глазах слёзы.

 

Ученик. Г. Семёнов. КОНЦЕРТ.

*Слушание 4 части Седьмой симфонии.

Учитель.  *Как звучит музыка?

*Из минорной она переходит в мажорную тональность. Почему?.(Предчувствие победы, несмотря на пролитую кровь, жертвы. Собираются силы. Люди встали на борьбу. Музыка звучит торжественно и уверенно. Ведь люди защищают родную землю от врага. Добро победит зло. Именно в это верил Шостакович, когда создавал свою симфонию.  Эту веру он хотел передать своим соотечественникам).

Ученик. Звучали аккорды Седьмой симфонии. В этот вечер в центре Ленинграда не разорвался ни один снаряд. Это была единственная в своём роде «музыкальная пауза» - пауза в смертоносных обстрелах, пауза, наполненная звучанием жизнеутверждающей музыки. Но чтобы обеспечить городу эту паузу, артиллеристы и лётчики Ленинградского фронта вели усиленный огонь по врагу, обрушивали на его батареи мощные бомбовые удары. Это была могучая огневая симфония Ленинградского фронта.

Ученик. Ник. Савков. Седьмая симфония.

Учитель.  5марта 1942г. из города Куйбышева на всю страну транслировали «Седьмую симфонию», объявив: «Говорит Москва! Говорит Москва!»

·  Как думаете, почему так объявили? 

29марта 1942г. симфония прозвучала в Москве. Миллионы людей слушали радио трансляцию в Советском Союзе и за рубежом. После концерта О.Берггольц вспоминала: «Я глядела на него, маленького и хрупкого, в больших очках и думала: «Этот человек сильнее Гитлера» .Народ встал и рукоплескал композитору. 

*Почему Седьмая симфония впервые прозвучала в Ленинграде именно  9августа 1942года? (Именно в этот день Гитлер планировал войти в Ленинград).

Учитель. У симфонии было много премьер, но одна из них останется в истории навсегда – премьера  в блокадном Ленинграде. Зал филармонии был переполнен. Жители города и фронтовики сидели в креслах и на хорах. Среди музыкантов было много вчерашних защитников города.

Слово не всегда нужно музыке. Но оно необходимо человеку. Сегодня, спустя 61 год со дня Победы над фашистской Германией, слово и музыка, произведения живописи и кино помогают нам постичь меру горя, ужаса и страданий перед фашизмом. Слово давало силы и человеку искусства. Д. Шостакович из окна своей квартиры видел обессиленных людей, вёзших на саночках трупы близких людей, сам шёл за водой на Неву, когда размёрзся водопровод, видел очереди  людей за хлебом. Это было больно, горько, тяжело.

А ведь композитор знал, что такое счастье, мир, он увидел сам, как в это светлое и святое вторгается фашизм. Он слышал  ЭТО. Он рассказал и показал горе, боль народа, его силу и величие, мужество, необходимые в  Победе.

Ученица. « И мы , не плакавшие над погибающими близкими зимой, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, горючих слёз, и мы не стыдились их… А нам, радиоработникам, сквозь изумительную эту музыку ещё всё время звучал негромкий, спокойный и мудрый голос её создателя Дмитрия Шостаковича, доносившийся из сентября 1941 года: «Заверяю вас, товарищи, от имени ленинградцев, что мы непобедимы…»

Ученик. .М. Матусовский. Седьмая симфония в Москве.

*Звучит музыка «Седьмой симфонии».

Был классный час, посвящённый городу-герою Волгограду, его героической обороне, защите от врага. С каждым годом уходят в прошлое памятные даты побед советского народа в годы Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ветераны, которые были свидетелями великих побед, участниками мужественных сражений. В своей работе я постоянно стремлюсь привлечь внимание учеников к минутам мужества и героизма наших дедов и прадедов в славной истории нашей страны. Дети должны знать значительные события нашей истории. «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, твёрже характером и сильнее разумом… Патриотизм – страстное до ярости чувство своей огромной Родины, за которую человек готов драться и отдать жизнь», - писал В. Пикуль. Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва.

Особо ценным были воспоминания защитника Сталинграда: «В Сталинграде было такое пекло, что пересказать трудно. На одном из хуторов мы держали рубеж. Наш окоп находился на окраине хутора у развилки дорог. Девять дней и ночей мы держали оборону. Ночи тогда были такие тёмные, дождливые. Мы почти не спали, мокрые дрогли под дождём. Вода стекала в окоп, и мы касками вычерпывали её. А немцы всё лезли и лезли… Трудно было. Ох, как тяжело. Но мы не падали духом и оного только боялись больше всего на свете – как бы ранеными в плен не попасть.

В один из дней мы вчетвером отбивали атаку неприятельских автоматчиков. Они подошли совсем близко и были перед нами как на ладошке. Долго обстреливали автоматчики наш окоп, но земля надёжнее брони защищала нас от их пуль. Спасались от холода, тесно прижавшись друг к другу, по-братски делились куревом, по очереди ползли на кухню за харчами. Особенно помню тот день, когда немецкий танк прошёл через наш окоп и погиб наш друг. Он умирал на наших руках, и мы удивлялись, почему он перед смертью не вспомнил жену, о которой часто рассказывал, а сказал только: «Передайте командиру, ребята, что я погиб с честью». Жалея друга, мы плакали, не стыдясь слёз. И злость к врагу душила нас», - вспоминал наш земляк Захаров Александр Ефимович.

Уже в начале своей жизни ребёнок должен уметь ставить себе цель. Не могу не сказать о своих выпусках. Целеустремлённость – это их главное качество. Интерес к учёбе был основательным. На протяжении 10 лет 21 ученик учился без «троек». Когда 11-классники стояли на пороге выхода из школы, я много раз задумывалась, а не завышаем ли мы, учителя, оценки,  оправдают ли они наши учительские надежды, реально ли оценивают свои силы? По окончании школы 11 человек получили медали: 4 золотых и 7 серебряных.  В этом же классе качество знаний по итогам года 90%. 22 человека сдавали экзамен по русскому языку, из них 21 сдали на «4» и «5», это 96 % качества обучения. Из 29 человек 26 поступили в вузы. В последнем выпуске одна треть обучающихся закончила школу с медалями. Сказать, что учёба давалась легко, не могу. Были беседы о пользе знаний, классные часы «Роль книги в жизни человека», «Что значит воспитать себя»,  индивидуальные беседы с ребёнком. Было содружество со школьным психологом Горбиковой О.Э., которая проводила тренинги, занятия о том, как правильно распределить время и силы при подготовке уроков. Хочу рассказать о составлении постера. Этот вид работы придумала Горбикова О.Э., а я осуществила её идею на своих учениках. Это оказалось нужным для моих постоянно находящихся в поиске детей.

Говорю своим воспитанникам, что у каждого есть свой кумир. Но жизнь надо построить так и понять, что главный кумир – это ты сам. Каждый брал пол-листа ватмана, в центре которого помещал своё фото, а далее определяли шаги работы. Они были такими. На первое место выдвигали свои ценности. Что является главным для меня? Это может быть здоровье, любовь, дружба. Далее определяем цели. Они ставятся в зависимости от ценностей. Если на сегодняшний день для ребёнка является главным здоровье, то он определяет себе цель: буду заниматься бегом, волейболом. Третий пункт – мои профессиональные планы. Хотя до времени конкретного выбора профессии ещё далеко, но думать надо: какая профессия привлекает. Это ни к чему не обязывает, но размышлять заставляет. В четвёртом пункте постера будут выделены личные качества, которые помогают мне в жизни. Они могут быть самые разные: любовь, доброта, сострадание и т. д.. Пятый пункт – девиз, герб. Составление девиза, рисунок герба – это потребует не только творческой фантазии, но и близкого общения с родителями. Шестой пункт – мои способности. Они есть у каждого. Пусть все видят и знают, что я могу. Например, у Васи нет выдержки, но он лучший математик; а Коля слабовато учится, но он всегда активен в трудовых делах. Поручаем ему следить за состоянием парт, а помощников он себе подберёт. Постер готов. На нём можно поместить рисунки, фото из жизни класса, пожелания самому себе. Они должны быть в утвердительной форме и выполнимы. Советовала каждое утро смотреть на свой постер. Пусть он радует душу. Надо не забывать и вечером обращаться к нему. Пусть ребёнок поразмышляет над ним: что сделал, к чему надо стремиться. Работая над постером, дети учатся вести осмысленную жизнь. Как потом выяснилось, Женя поставила себе цель ещё в 8 классе окончить школу с медалью, а сейчас на «отлично» учится в ТГУ на экономическом факультете.  Сегодня все успешно трудятся, а некоторые получают второе образование, побывали и за границей, успешно выступали на межвузовских олимпиадах, конференциях.

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования личности и ключевым понятием в обучении станет способность использовать на практике любые полученные знания. Порассуждаем об этом. В человеке должны быть базовые установки или критерии воспитанности. Такие критерии осмысливались давно. Взяв мудрость древних и соединив её  с современностью, можно говорить о необходимости формирования у обучающихся следующих критериев воспитанности: самообладание, коммуникабельность, культура чувств и мышления, толерантность.

В 10 классе мне и моим воспитанникам запомнилось мероприятие о толерантности. Оно проходило 3 часа, но не утомило. А дома дети делились с родителями своими впечатлениями и рассуждениями. Ведь очень часто приходится слышать о том, что подростки жестоки, не умеют слышать живущего рядом с ним, не хотят, а порой и не умеют прийти на помощь, оказать поддержку.

Поговорим о толерантности. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия её попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо. Если толерантность утрачивает эту основу, то превращается в холопство перед другим. Значит, толерантность предполагает и отсутствие собственной устремлённости  к введению других людей в зависимость от себя.

В современном обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления  особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Сегодня мы наблюдаем активный рост асоциального поведения молодежи, увеличение численности антиобщественных молодежных организаций радикального толка, повышение уровня подростковой преступности. Из уст старшего поколения все чаще звучит укор учителям и обвинение нового поколения в жестокости,  интолерантности. А знают ли вообще наши дети, что такое толерантность, а смогли ли мы, учителя,  донести суть этих понятий?! Ведь очень часто приходится слышать о том, что подростки жестоки, не умеют слышать живущего рядом с ним, не хотят, а порой и не умеют прийти на помощь, оказать поддержку.

На вопрос, что такое толерантность, 10-классники в основном сказали, что слышали, но конкретно никто не смог объяснить, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. А слышали 20% от общего числа учеников. Для учителя и психолога есть поле деятельности. Мы провели блок мероприятий по данной теме, которые включали в себя как лекционный материал, так и тренинговые занятия, беседы, инсценировки или ролевое моделирование  (так называют этот вид деятельности психологи). Охотно делимся своими находками в работе по данной теме.
           Первое занятие начинаем занятие с вопроса: «Что такое толерантность?» Дети отвечают, кто что знает, а кто-то оказывается несведущим в этом вопросе.
            Целью нашего занятия является знакомство  с понятием «толерантность», «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности. 

Материалы, которые нам потребуются, - это  бумага, авторучки, разные источники с толкованием понятий толерантности, мячи для большого тенниса  (4-5 шт.)

Начинаем занятие с упражнения на знакомство и командообразование.

Все участники становятся в круг. Ведущий называет свое имя и имя любого участника и кидает ему мячик. Задача участника - поймать мяч, сказать «спасибо, Толя (имя ведущего)», затем назвать свое имя и имя того, кому кидает мяч. Следующий участник, поймав мяч, также говорит : «Спасибо, ...(имя того от кого поймал мяч)», дальше говорит свое имя и потом кидает мяч и называет имя следующего участника. Важно запомнить цепочку передвижения мячика – кто  от кого ловил мяч и кому кидал. После того, как мяч побывал у всех участников, он возвращается к ведущему, объясняется дальнейший ход упражнения
Вопрос к группе: «Какое количество мячиков группа готова перекидывать одновременно? При этом проговаривая цепочку имён.» Попробуйте  начать с 2 мячиков.
                Следующим  этапом будет слово учителя.  В последнее время говорить о толерантности стало модным.  Понятие « толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово - «терпимость».

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных способностей.

В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта.

Методом мозгового штурма определяем уровень понимания  значения  слова толерантность. Сидя в кругу, все учащиеся по очереди говорят о своем понимании понятий толерантности и интолерантности.

Учитель: Знакомы ли вы с определением понятия: «толерантность», «интолерантность»?
 - Записываем  высказывания учащихся на доску.

Учитель: Описать толерантность довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

 Делим  класс на 4 группы. Даем задание по группам.

·         Дать определение толерантности.

·         Дать определение интолерантности.

·         Дать определение толерантному человеку.

·         Дать определение интолерантному человеку.

Для работы в группах используются публикации статей и определений понятия толерантности разных народов мира. Даются словари Иностранных слов: 1. С. Жуковский. «Живой словарь иностранных слов»; 2. «Словарь иностранных слов», 1982г; 3. «Словарь психологических терминов». 4. Словарь русского языка (академическое издание). Используется исследовательский метод. Каждая группа работает со справочниками и делает краткое и точное определение к своему заданию. После того как ребята заканчивают свою работу, предлагаем обменяться заданием по часовой стрелке и дополнить работу своим мнением. Оказалось, что есть разность в понимании этого слова у разных авторов; а в словаре В.И.Даля нет этого слова вообще. Не оказалось его и у Ожегова. Таким образом учащиеся проработали все задания. Определение получилось кратким и емким, выражало суть понятия толерантности. На доске появляются записи:

Толерантность - это:
- Терпимость

- Уважение права быть « иным».
- Непричинение вреда «другому».
- Признание многообразия сообществ.
- Взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Интолерантность- это:
- Нетерпимость

-Унижение человеческого достоинства.
– Агрессивность.
- Нарушение прав человека и т.д.

 

* Чтение стихотворения «Отсутствие толерантности». Автор: Самойленко Елена.

Вопросы для обсуждения:

-Что означает каждое определение?

-Есть ли в них что-то общее, что объединяет их?

-Какое определение более удачно?

-Можно ли дать одно определение понятиям « толерантность»,  «интолерантность»?

         После того, как учащиеся представили свои формулировки, обсудили понятия, учитель показывает заранее заготовленные плакатики с определением толерантности и интолерантности. Обучающиеся имеют возможность ознакомиться с существующими определениями толерантности и интолерантности и высказать свое отношение к ним.

         Психолог: Вы должны понять следующую мысль:  многозначность и разнообразие определений толерантности подчеркивает различие  культур и исторического опыта народов. Данные определения служат подтверждением  многообразия  сообществ,  религиозного многообразия. Вместе  с  тем  каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда. Общими в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода, как единого целого и взаимозависимого, что подчеркивается и экологическими проблемами нашей жизни.
       Упражнение «Моя ассоциация». Предлагаем  учащимся закрепить понятие « толерантность» и «интолерантность» при помощи ассоциативного ряда. Называем слово, а учащиеся должны найти связь между этим словом и понятиями, которые рассматривали на уроке.
 Например:  Книга. Книга нас учит пониманию, миру, добру как и толерантность.
Радуга. Радуга имеет разные оттенки, так и толерантность имеет разные определения.

 

По желанию 4-5 человек готовятся к выполнению задания по карточке.

 

 

  • Изобразить отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», используя невербальные средства общения.

 

  • Показать классу, как предубеждения, стереотипы и дискриминация против кого-либо может привести к изгнанию на примере данной сказки.

 

Остальному классу предлагается провести упражнение – энергизатор «Едем в автобусе». Все сидят на стульях в круге. И лишь один стул пустой. Учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру. Он пересаживается на свободный стул со словами: «А я еду». Участник, перед которым освободилось место,  занимает его со словами: «А я рядом». Следующий - занимает освободившийся стул со словами: «А я заяц». Четвертый участник завершает пересадку на свободное место со словами: «А я с (называет имя того, с кем хотел бы сидеть, например: с Машей )». Участник,  которого пригласили сесть на освободившееся место, пересаживается. Таким образом снова освобождается место. И учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру заново. Это упражнение – энергизатор позволяет создать положительную атмосферу в классе и провести диагностику на предпочтения и взаимодействие учащихся .
После того как группа готова представить задание по сказке «Гадкий утёнок», товарищи смотрят представление и отвечают на вопрос: «Как поступили товарищи по отношению к своему сородичу?» ( Интолерантно).

·         А бывают ли в вашей жизни подобные ситуации? (Идёт обсуждение).

На этапе рефлексии дети говорят, что нового они узнали, постараются учиться быть толерантными в отношениях с одноклассниками, с учителями и родителями.

На втором занятии мы попытались вспомнить, что такое толерантность, по каким принципам она выстраивается.

Мы восстановили ход предыдущего занятия по толерантности, что позволило активизировать деятельность обучающихся по теме «Толерантность  в нашем классе».

  • Как вы себя чувствуете в классе?
  •  Комфортно ли вам?
  • Вы можете сказать, что вы одна команда? Почему? ( Нам вместе интересно).
  • А каких людей называют интересными? (Люди, которым присуща доброта, удача, красота, радость…)

Продолжим занятие с легенды. (Мы заметили, что такой материал хорошо ложится на душу ребёнка, воздействует на сердце).

 Легенда (Её рассказывает психолог).

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место… Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

 Твоя правда,  ответил волшебник,  они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Останавливается чтение и задаётся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Дети дают свои варианты.

 

Качества, которые выбирают дети

                          Кол-во человек

УДАЧА

                                      5

ДОБРОТА

                                       7

РАДОСТЬ

                                       8

 

Дети по выбору качеств определились в группы. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.

·        После обсуждения учитель дочитывает конец легенды:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему же Любовь выбрала Доброту?

  • А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по парте? Как чувствовали себя? ( В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).

Предлагаемое упражнение-энергизатор «Молекулы» позволяет в игровой форме определить новые группы для работы по созданию правил толерантного поведения в классе.

«Молекулы» Дети встают в разные точки комнаты и, подобно молекулам, начинают хаотичное движение по классу. По команде учителя они объединяются в группы по 3, по 4, 5 человек. Важно, чтобы никто не остался одиноким. В момент, когда группы образовались не менее чем по 5 человек, предлагается перейти к новому этапу урока.

Образовавшимся трём командам предлагается выработать правила толерантности  поведения  * в школе; * в общении;  * в классе.

Идёт обсуждение правил. Выступает от каждой группы представитель. Слушающие по возможности дополняют. Здесь мы используем такой приём. Один ученик -  молчун, другой – слишком активен, третий – тугодум. А чтобы все приняли участие, определяем роли следующим образом. Учитель говорит: «Пусть человек с самой короткой стрижкой будет секретарём и отвечает за оформление выработанных правил; человек на самом высоком каблуке будет хрономентёром и отвечает за то, чтобы команда выполнила задание в срок; человек со светлыми волосами – мозговой центр, он будет регулировать основной процесс в ходе обсуждения». Ролей может быть много, но важно, чтобы каждый имел свою и нёс долю ответственности при выполнении заданий. Такой подход позволил нам уложиться в сроки, задействовать каждого. Вот такие правила выработали учащиеся по теме «Толерантность в школе».

  • Умение слушать учителя.
  • Соблюдать порядок в кабинетах, где проходят занятия. Уважая тем самым  труд своих товарищей по школе.
  • В столовой уступать места малышам, помогать донести поднос с едой.
  • Не забывать говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе, исходя из понятия, что школа для ученика, ученик в ней хозяин, и хозяин приветливый.
  • Юноши ведут себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.
  • Не допускать нецензурной лексики.
  • Учителям проявлять терпимость по отношению к ученикам в большей степени.

«Правила поведения в нашем коллективе».

  • Полное понимание и терпение друг к другу.
  • Взаимное уважение.
  • Соблюдать «золотое правило нравственности».
  • Дружеская любовь.
  • Воспитывать в себе интеллигентность.

«Толерантность в общении».

  • Быть всегда внимательным.
  • Терпимо и аргументированно вести спор.
  • Быть гуманным и милосердным.
  • Не оскорблять собеседника.

При обсуждении дети проявили себя очень активно. Были затронуты многие проблемы отношений: учитель – ученик, ученик – директор, ученик – ученик, дети – родители.

Третье занятие мы используем для того, чтобы дети прочувствовали на себе отношение живущего рядом, окружающих нас людей. Мы берём за основу упражнения из программы «ДИСКАВЕРИ», что в переводе означает «ОТКРЫТИЕ». Это упражнение мы взяли  как вид деятельности у работников из центра «Сибирь-СПИД-ПОМОЩЬ» города Томска.

После объявления темы занятия детям рассказывается легенда-упражнение.

Вы оказались на острове, на котором совсем недавно было извержение вулкана. Перед вами раскаленная лава. Вокруг вас непреодолимые скалы. Еще одной трудностью является наличие людей с ограниченными возможностями, у них повязки на глазах  Ваша задача – перебраться всей команде на другую сторону огненной реки. По счастливой случайности у вас оказались с собой огнеупорные платформы, по которым вы сможете перейти. Но платформы сохраняют свои свойства только при непрерывном контакте с телом человека. Если контакт теряется, платформа немедленно сгорает, и команда продолжает выполнять перемещение с оставшимися платформами.
Теперь внимание! Правила!

Делимся на две команды. Занимаем места по разные стороны «текущей лавы». Команды получают огнеупорные платформы. (Были вырезаны из остатков линолеума по величине подошвы. Размер платформы не должен превышать размера обуви; или можно взять одноразовую тарелку из бумаги; количество платформ должно быть в 2 раза меньше, чем число участников в каждой команде). Задача команд - перебраться с одной стороны на другую, используя платформы (показываем откуда и куда), и ничем и никак не дотрагиваясь до лавы: не заступая за линии, ни с той, ни с другой стоны, не заступая за платформы, ноги, руки, одежда, шнурки, волосы – все считается. Если кто-нибудь нарушает правила, все начинается с самого начала. Люди могут идти только вперед, платформы могут передвигаться только вперед.

Каково же было детям? Что они прочувствовали?

Игра началась. Самые активные оказались людьми с ограниченными возможностями. Им было трудно привыкнуть к этому социальному статусу: фактически оказались не у дел. Но мы дали возможность проявить себя тем, кто оставался всегда  в тени жизни класса. На их плечи легло чувство ответственности, приходилось самим принимать решение, чего они не делали, а были лишь послушными исполнителями. Эти дети начали, объединив свои усилия, действовать; а те, на ком оказались повязки, не могли смириться со своей невостребованностью: они пытались снять повязки, предлагали свои решения проблемы и требовали их исполнения. Усилием ведущего пришлось игру направить в нужное русло. Игра продолжалась 50 минут. Лаву было перейти трудно: было ограничено количество кругов, не образовывалась связь между командами, т.к. каждая команда пыталась идти своим путём. Только через 30 мин. ребята поняли, что смогут выполнить задание, когда будут действовать сообща. Команды между собой договорились (это то, чему я их учила на самом первом классном часе, когда мы строили здание): выстроили платформы в один ряд, встали на них, образовался живой забор: детям пришлось  встать  на цыпочки на оставшееся место платформы и переходить каждый в своём направлении, держась за живой забор.  Трудно было тем, кто представлял живой забор: они должны были поддержать, подсказать, направить, а ведь до этого делали за них наши активисты. Обучающимся, оказавшимся в роли людей с ограниченными возможностями, было очень трудно, т. к. ими манипулировали, им приходилось подчиниться и идти за другими, выполнять чьё-то решение. Ещё хочется сказать об одном моменте. В ходе обсуждения решения возникшей проблемы дети забыли о своих товарищах, выполнявших роль людей с ограниченными возможностями до того момента, когда их надо было переправлять на другой берег. Когда после окончания игры началось обсуждение, эти дети высказали обиду на тот факт, что о них забыли. Так рождается сочувствие к тем, кто в реальной жизни ограничен в своих возможностях. Возникает вопрос: а всегда ли мы  в реальности внимательны к своим родным: бабушке, деду; звоним, пишем, посылаем весточку? Ведь нас ждут, нам были отданы лучшие минуты их жизни.

Когда упражнение закончилось, ребята сели в круг. Им было предложено высказать свои впечатления. Многие потрясены теми открытиями, которые они сделали: оказывается, как сложно взять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, как важно не забыть живущего рядом, не бросить на произвол судьбы, как трудно договориться даже с родными, близкими людьми, найти общий язык, как трудно отстраниться от дел и дать возможность проявить себя живущему рядом.

На следующий день дети сказали, что они ещё находятся под впечатлением, что обсуждали этот урок с родителями.

А дальше идёт легенда «Гуси».  Её рассказывает учитель.

Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.

А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке.

Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди.

Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли.

Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

 

После чтения идёт обсуждение.

  • Про что этот рассказ для вас?
  • Давайте попробуем, прежде чем задать этот вопрос группе, ответить на него сами себе.

Психолог подводит детей к мысли-обобщению: жизнь гусей – это метафора отношений в семье, коллективе.

  • Так порой хочется чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть защищенность,  забота, верность. Особенно когда за все, что есть в жизни – работа, дом, дети, материальное благополучие, отвечаем только мы. А так происходит потому, что мы боимся отдать часть ответственности, или потому, что те, кто рядом, не очень стремятся разделять ее с нами. Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.
  • Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи» (класса, школы, семьи)?

 

Чтение стихотворения Э. Асадова «Разные свойства».

            Какие возможности имеются у сегодняшнего ученика, чтобы показать себя творческой личностью? Личностью, у которой есть нравственные основы? В большой мере этому должен способствовать учитель, прежде всего классный руководитель. Ученик, участвуя в разработке и реализации классного часа, проекта различного рода, проявляет свой творческий потенциал: фантазию, интерес, инициативу, поскольку эта деятельность основана на развитии не только познавательных, но и творческих навыков учащихся, их умении самостоятельно применять свои  знания  и ориентироваться в информационном пространстве. Работая в содружестве, дети учатся помогать друг другу, поддерживать в минуты сомнений, делая замечания или не соглашаясь, постигают такую истину: замечания должны быть в тактичной форме. Всё это рождает в душах наших воспитанников такое понятие, как нравственность.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010