Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие волевой саморегуляции

Автор:
Савченко Евгения Павловна

Аннотация:

Ведущая  деятельность младшего школьного возраста – учебная. В   рамках учебной деятельности   происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.  Эта задача сложна и решаться может последовательно: на первом этапе (начальная школа) обучение должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению; в последующие годы – развить эту способность к самоизменению и создать условия для ее максимальной реализации. Вниманию предлагается  практический материал: как научить ребенка концентрировать внимание на трудном (не интересном, но нужном) материале, как обучить целеполаганию и многим другим психологическим подходам, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству.


Статья:

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.

Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста.  Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности — учебной.

  Специфика учения — в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаются только в школе. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.  Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей.

Учебная деятельность — это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет.

Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные "хочу" требуемому учителем и школьной дисциплиной "надо" и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

 

Все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.

 Рассмотрим, что входит в Регулятивные УД:

·        Целеполагание

·        Планирование

·        Прогнозирование

·        Контроль – Волевая саморегуляция

·        Коррекция

·        Оценка

 

Известно, что источником  деятельности   является мотив, который выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мотив обычно реализуется путем постановки и достижения некоторой цели. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению.

 

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6—8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины.

Как научить ребенка концентрировать внимание на трудном (не интересном, но нужном) материале? Как обучить целеполаганию и многим другим психологическим подходам?

В 1993 году в рамках международного проекта  «Мыслительные навыки: тактика и стратегия»" была переведена книга для учителя Роберта Дж. Марзано и Дейзи И.Арредондо «Тактики мышления».  Тогда было проведено множество семинаров с учителями школ, на которых обучалась и я. Эти разработки не утратили актуальности и по сей день. Мне они помогают в работе с детьми младшего школьного возраста. Я проработала разделы:

1. Управление вниманием.

2.Глубокая переработка

3. Разметка (пространства) памяти

4. Формирование установки

5. Постановка цели

6. Установление рамок ответственности

Все обучение основано на применении определенных тактик. Тактики это средства, с помощью которых поддерживается конечный  результат учебных мыслительных навыков.

Цель тактики  – овладение наборами средств  для самоорганизации. Вот как я ввожу некоторые тактики.

Управление вниманием.

Управление вниманием – это тактика отслеживания и сознательного управления своим вниманием.

Назначение тактики

1.      Учащиеся смогут достигнуть более высоких уровней внимания и большего контроля  за ним в учебных ситуациях.

2.      Они научатся использовать ключевые компоненты процесса управления вниманием:

А) Умение определять свой уровень внимания,

Б) Умение определять, какой уровень внимания необходим для конкретного вида деятельности,

В) Способность увеличивать или уменьшать затраты умственной энергии,

Г) Умение изолировать посторонние мысли,

Д) Умение искать и находить смысл,

Е) Умение повышать внимание, используя В), Г), и Е).

3. Учащиеся будут уметь описывать процесс управления вниманием.

4. Они смогут описывать ситуации, в которых следовало бы применить управление вниманием. Например:

А) во время занятий, особенно если занятия кажутся скучными,

Б) во время деятельности, которая необходима, но не нравится.

5. Учащиеся научатся оценивать эффективность процесса управления вниманием на собственном опыте.

Очень часто мы просим учащихся «обратить  на что-нибудь внимание». Обычно это означает просьбу сидеть тихо и смотреть на учителя. Однако управление вниманием это гораздо более интенсивный и мощный способ умственной активности. Одной из основных вещей, которую следует знать, говоря об управлении вниманием, является то, что человек может сфокусировать свое внимание одновременно только на одном раздражителе, т.е. используя психологические термины, возможности нашего внимания ограничены. Другая вещь, которую следует помнить, это то, что в любой момент времени мы подвергаемся воздействию множества разнообразных раздражителей – физических ощущений, мыслей, эмоций. Однако мы осознаем в этот момент наличие только нескольких из этих раздражителей, тех, которым мы сами придаем значение. Здесь содержится определенный элемент выбора (чему следует уделять внимание, а что несущественно), сделанного по нашей воле. И это является очень важной характеристикой управления вниманием. Процесс управления вниманием позволяет нам овладеть элементами произвольного внимания. Способность управлять вниманием засвидетельствована во многих источниках. Многие спортсмены говоря, что в определенные моменты их внимание бывает настолько напряженным, что весь остальной мир кажется выключенным. В этот момент для них не существует ничего, кроме удара по мячу или принятия паса. Управление вниманием является одним из важных инструментов в боевых искусствах, например, при разбивании каратистом досок. Писатели обычно сообщают, что они бывают так поглощены работой, что все остальное не существует для них в это время. Некоторые даже не осознавали, какое было время дня, когда они закончили период интенсивной работы.

Процесс управления вниманием достаточно прост. Он состоит из 4 шагов:

1.       Определите свой уровень внимания.

2.       Установите, какой уровень внимания вам необходим для выполнения  стоящего перед вами задания.

3.       Сравните свой уровень внимания с тем, который требуется.

4.       Если необходимо, повысьте свой уровень внимания посредством увеличения затрат энергии, изолирования посторонних мыслей и поиска смысла.

Для того, чтобы обучить учащихся этому процессу, необходимо сначала научить их, как 1) контролировать затраты энергии, 2) изолировать посторонние мысли и 3) искать смысл. Все эти три умения упомянуты в последнем шаге Управления вниманием.

Управление расходом энергии включает в себя искусственное увеличение или уменьшение расхода энергии по собственной воле. Это очень хорошо умеют делать артисты. Они могут порождать энергию, казалось бы, из ничего. Когда им необходимо расслабиться, они могут понижать свой энергетический уровень. Управление энергией требует осознания тех физических ощущений, которые вы связываете с различными энергетическими уровнями и произвольного воспроизведения их.  Например, некоторые люди делают короткие вдохи, когда хотят увеличить расход энергии, другие слегка напрягают мышцы в определенных частях тела. Когда хотят снизить затраты энергии, некоторые делают глубокие вдохи, другие  стараются расслабить какие-то части тела.

Изолирование посторонних мыслей (сосредоточение) это понятие, имеющее философские корни. Оно подразумевает умение сознательно оставлять в стороне мысли, возможно и важные сами по себе, но несущественные для решения стоящей перед вами задачи. Например, во время урока английского языка ученица думала о предстоящей контрольной работе по математике.  Ей бы следовало оставить в стороне мысли о математике, пока не кончится урок английского языка, т.к. они безусловно не помогут ей успешно решить работу по математике, но вполне вероятно могут помешать ей хорошо ответить по английскому языку.

И, наконец, учащийся должен искать смысл, если он хочет уметь повышать свой уровень внимания. Нахождение смысла в любой деятельности. Т.е. умение понять, какое значение для вас лично имеет эта деятельность, рождает интерес к ней. Следовательно, стараясь поднять свой уровень внимания,  учащиеся должны задавать себе такие вопросы, как: Что я уже об этом знаю? Каков смысл того, что я сейчас делаю?

Говоря коротко, увеличение расхода энергии, изолирование посторонних мыслей и поиск смысла – вот вещи существенные для повышения уровня внимания.

В классе управление вниманием должно использоваться как средство выделения важной информации: «То, что мы сейчас делаем, - трудно и важно. Это требует нашего внимания. Сейчас как раз следует применить управление вниманием». Вместе с пониманием того, что некоторые задачи требуют напряженного внимания, приходит и понимание того, что другие задачи такого внимания не требуют. Таким образом, учащиеся познают свою способность ослаблять и усиливать внимание и со временем овладевают этим навыком.

Зачем обучать тактике управления вниманием?

·         Управление вниманием важно для успешного выполнения любого задания.

·         Управление вниманием – это качество, которое демонстрируют люди, добившиеся успеха.

·         Процессом управления вниманием могут овладеть все учащиеся, что позволит улучшить качество их работы во время занятий.

Когда применять тактику управления вниманием?

·         На уроке как средство выделения наиболее важной информации.

·         Когда вы хотите, чтобы ваши ученики были внимательны при выполнении задания, которое им не нравится.

·         Когда вы хотите, чтобы ваши ученики поупражнялись в самодисциплине.

Примерная стратегия введения тактики управления вниманием.

1.      Предложите ученикам сосредоточить свое внимание на каком-либо раздражителе (например, картинка на доске). Объясните им, что вы хотите, чтобы примерно на 1 минуту  они сконцентрировали свою энергию, и попросите их запомнить, каковы их ощущения, когда они действительно пытаются сосредоточиться на чем-либо.

2.      После этого пусть ученики обсудят свои ощущения в маленьких группах.

3.      Попросите учеников вспомнить какой-нибудь случай, когда они концентрировали все свое внимание на чем-нибудь, и предложите им рассказать о своих ощущениях в этот момент всему классу.

4.      Опишите какой-нибудь случай, когда вам приходилось применять управление вниманием в спорте и других видах деятельности.

5.      Ознакомьте учеников с 4 шагами процесса управления вниманием. Используя экран, плакат или доску, смоделируйте этот процесс.

6.      Объясните ученикам, что они будут использовать управление вниманием как инструмент, помогающий сосредоточиться, даже если они устали или им скучно. Подчеркните, что этот процесс позволяет управлять своим вниманием.

7.      Объясните, что для того, чтобы управлять вниманием, необходимо знать, как:

·         Повышать и понижать свой уровень энергии,

·         Изолировать посторонние мысли,

·         Искать смысл в том, что в данный момент изучается.

Это необходимо для повышения уровня внимания,  что является четвертым шагом процесса управления вниманием.

8.      Опять предложите ученикам сосредоточить внимание на каком-либо раздражителе в течение непродолжительного времени. Однако на этот раз попросите их охарактеризовать физические ощущения, которые они связывают с повышением уровня затрачиваемой энергии (например, сесть прямо, поднять голову и т.д.).

9.      Опишите процесс изолирования посторонних мыслей и дайте пример, скажите, какую мысль вы оставили сегодня в стороне, о чем заставили себя не думать. Пусть ученики определят, какие мысли им нужно сегодня отложить в сторону.

10.   Дайте ученикам опять какой-нибудь общий раздражитель или объект, и направьте их на выработку или поиск смысла или значения, связанного с данным объектом.  Пусть учащиеся обсудят найденные значения. Расскажите ученикам, какое значение (смысл) вы нашли для данного объекта, подчеркните важность поиска смысла в то время, когда вы направляете свое внимание на что-нибудь.

11.   Еще раз напомните ученикам 3 основных умения, необходимых для повышения внимания: управление энергией, изолирование посторонних мыслей, поиск смысла/ значения.

12.   Еще раз введите и покажите наглядно 4 шага процесса управления вниманием, опишите ситуации, при которых вы можете попросить учеников воспользоваться этим процессом.

13.   Пусть ученики упражняются в управлении вниманием в течение дня.

 

Формирование установки  (Осознанная установка)

Формирование установки – это прием осознанного контроля своего отношения с тем, чтобы оптимизировать учебную ситуацию.

Назначение тактики

1.      Учащиеся будут способны описать, как их отношение влияет на их поведение.

2.      Учащиеся будут способны определить, насколько осознанные мысли важны в их жизни.

3.      Учащиеся будут способны применить прием осознанной установки в разных ситуациях.

4.      Учащиеся будут способны различать жизненные ситуации,  когда можно применять этот прием.

5.      Учащиеся будут способны описать, как осознанная установка влияет на их жизнь и оценить эффективность этого приема.

Прием осознанной установки является осознанным и сознательно контролируемым приемом. Техника этого приема основана на двух предположениях:

1)      Ваше отношение влияет на ваше поведение;

2)      Свое отношение можно изменить.

Оба эти положения  все более утверждаются в работах по когнитивной и клинической психологии. Этот прием достаточно прост:

1.       Определите, какой бы установке вы хотели научиться.

2.       Раскройте утверждение для этой установки.

3.       Систематически (каждый день) проговаривайте это утверждение.

4.       Для того, чтобы эта установка сделалась реальной, проговаривая утверждение, используйте метод глубокого анализа.

Что такое утверждение? Это позитивное высказывание о предметах в настоящий момент. Например, допустим, вы хотите научиться не бояться сдавать экзамены. Вы можете обратить это в следующее высказывание:

«Когда я сдаю экзамены, я уверен в себе и проявляю себя с лучшей стороны».

При применении тактики глубокого анализа  это утверждение используется как лингвистическая информация в мыслях. Затем вы можете создать гамму ощущений и эмоций в отношении этого утверждения. Например, можно сначала нарисовать себе образную картинку и представить себя, сдающим экзамен успешно. Затем попытаться вспомнить свои физические ощущения, когда вы сидите за партой и держите в руках ручку. И, наконец, воссоздать свои эмоции от успешно сданного экзамена. Последнее особенно важно для  приема осознанной установки.  На самом деле многие люди думают, что эмоции – это «двигатели», которые управляют поведением человека. Впоследствии учащиеся  должны обращать особое внимание на создание эмоций, ассоциирующихся с их утверждениями, когда они будут использовать тактику осознанной установки.

Тактика осознанной установки может быть применена в любой области. Однако, некоторые установки можно применять как в учебной, так и в неучебной ситуации, для решения любого задания. К ним, например, относятся:

1.       Я ответственен за создание своих ценностей и интересов в жизни.

2.       Я могу обращать свои проблемы в возможности для себя, если я встречаюсь с ними и работаю над ними.

3.       Приложенные усилия не проходят даром.

4.       Любой опыт, который я приобретаю, полезен в той или иной степени.

5.       Моя самоценность не зависит от моего успеха.

В виде утверждений это могло бы прозвучать так:

1.       Я создам для себя ценность и интерес в тех делах, которые происходят со мной каждый день.

2.       Я буду открыто смотреть на проблемы, которые мне встречаются, и превращать их в возможности для себя.

3.       Я буду прилагать усилия в делах, которыми я занимаюсь сегодня, и эти усилия не пройдут даром.

4.       То, что происходит со мной сегодня, пригодится в будущем.

5.       Я представляю собой ценность и значимость, даже если я терплю неудачу.

Учащимся следует отобрать те установки/утверждения, к которым они будут применять тактику осознанной установки;  полезно при этом обратить внимание на утверждения, перечисленные выше.

Зачем обучать тактике формирования установки?

·         Установки, которые учащиеся имеют в отношении самих себя, впрямую влияют на их способность выполнять различные задания.

·         Научившись изменять свои установки, учащиеся почувствуют необходимость быть ответственными за свое обучение.

Когда применять тактику формирования установки?

·         Когда вы хотите постепенно изменить представление о самом себе.

·         Когда вы планируете свой день или готовите сложное задание.

·         Когда вы хотите максимально использовать свой опыт при выполнении нежелательного задания.

Примерная стратегия введения тактики формирования установки.

1.       Приведите примеры, когда определенная установка помогла вам в жизни.

2.       Пусть учащиеся попробуют вспомнить, как определенная установка помогла им, и, наоборот, помешала выполнить какое-либо задание.

3.       Объясните, что установкой можно управлять и изменять ее. Используйте примеры с профессиональными спортсменами, которые управляют своими установками перед игрой.

4.       Представьте и смоделируйте процесс осознанной установки, как контролируемый и поддающийся отслеживанию. Объясните, что вы будете просить учащихся применять этот способ для успешной работы в классе.

5.       Покажите учащимся, что установки, которые у них есть, могут влиять на их успешность в школе. (Используйте пять  приведенных примеров установок для обсуждения).

6.       Дайте учащимся  возможность выбрать для себя установку, которую они хотели бы присвоить, составить утверждение относительно этой установки и показать работу с ней.

7.       Периодически перед началом занятий дайте учащимся возможность сосредоточиться на той установке, которую они выбрали для себя, и проделать необходимые шаги.

8.       Периодически давайте учащимся время для обсуждения результатов применения тактики осознанной установки и порекомендуйте им вести дневник наблюдений.

 

Постановка цели  (Целеполагание)

Постановка цели – это выбор направления действий, которое вы хотите установить для себя, и отслеживание прогресса в этом направлении.

Назначение тактики

1.       Учащиеся научатся описывать характеристики целей.

2.       Учащиеся научатся применять процесс постановки цели.

3.       Учащиеся научатся распознавать такие жизненные ситуации, в которых можно воспользоваться процессом постановки цели.

4.       Студенты смогут оценивать, как постановка цели помогает достижению этой цели.

Постановка цели – это процесс, включающий в себя выбор направления деятельности, которое вы устанавливаете для себя, а затем отслеживание своего прогресса в этом направлении. Исследованиями установлена положительная взаимосвязь между постановкой цели и достижениями ее. Так, люди, добившиеся успеха в какой-либо деятельности, приписывают свой успех большей частью (если не целиком) своей способности ставить перед собой цели и составлять план их достижения.

Практическое задание.

Выберите  для себя цели, согласующиеся с сегодняшним занятием:

1.      Изучить  литературу.

2.      Усвоить основные понятия и законы данной темы.

3.      Подготовить доклад по одному из данных вопросов.

4.      Качественно подготовиться к своему выступлению (зачету, экзамену…)

5.      Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.

6.      Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме вопросов.

7.      Углублённо  рассмотреть конкретные вопросы темы.

8.      Научиться выполнять практическую работу по обсуждаемой теме.

9.      Проявить и развить свои способности.

10.  Организовать свою учёбу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.

11.  Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

12.  Получить хорошую оценку своего труда от руководства.

13.  Научиться решать задачи и проблемы по данной теме.

14.  Свой вариант цели.

Проведем анализ ответов:

Так, выбор целей 1, 4, 12-  свидетельствует о формальной ориентации в обучении,

2, 7, 13- о наличии когнитивных мотивов  (познание окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыком работы с первоисточником и т.д.),

3, 5, 8- о креативных наклонностях (составление  собственного сборника и т.п.),

6, 10, 11- о методологических приоритетах деятельности,

9, 14 – о самоорганизации.

 

 Существуют определенные приемы для обучения целеполаганию:

1.       Начинайте всегда с ближних целей. Для многих людей очень трудно, особенно вначале, добиваться определенной цели. Лучше начинать с ближних целей или, если у вас есть дальняя цель, разбить ее на цепь ближних целей.

2.       Ставьте перед собой только конкретные цели. Самыми эффективными являются, как правило, наиболее конкретные цели. Некоторые цели очень легко конкретизировать (например, «Я хочу заработать 1000 долларов!). Однако и самые абстрактные цели, если подумать, можно конкретизировать.

Абстрактные цели                                            Конкретные цели

Чтобы дома было веселее                                Смеяться всей семьей как минимум 1 раз

                                                                            за вечер над каким-нибудь домашним

                                                                             происшествием.

Чувствовать себя увереннее                             Каждый день записывать по крайней мере

                                                                             3 вещи из совершенных за день, которые

                                                                               являются вашими достижениями.

3.       Нет ничего плохого в том, если иногда вы не добьетесь поставленной цели или откажетесь от нее. Иногда вы можете поставить перед собой цель, а затем изменить ее: и то, и другое вполне допустимо. Цели должны служить инструментом, помогающим вам в жизни, а не нерушимыми правилами, стесняющими вашу активность. Если цель вас больше не интересует, измените ее или откажитесь от нее.

Процесс, позволяющий учащимся сделать постановку целей более эффективной, состоит из следующих шагов:

1.      Сформулируйте цель (лучше в письменной форме).

2.      Установите временные рамки для достижения цели.

3.      Ежедневно представляйте себе, как вы добиваетесь цели.

4.      Периодически определяйте, какие последующие действия нужно предпринять, чтобы достигнуть поставленной цели.

5.      Время от времени анализируйте поставленную цель с тем, чтобы определить, не следует ли изменить ее.

6.      Когда вы достигните цели или остановитесь и перестанете стремиться к ней, определите, какие из ваших усилий на пути к ней были плодотворными, а какие нет.

Вследствие его сложности этот процесс лучше применять при постановке дальних целей. Для ближних целей (т.е. целей, которые учащийся может установить на день или на один урок), этот процесс должен быть существенно проще и короче:

1.       Сформулируйте цель в устной или письменной форме.

2.       Определите временные рамки для достижения цели.

3.       Вызовите мысленную картинку того, как вы достигаете цели.

4.       По истечении  заданного вами отрезка времени определите, добились ли вы своей цели.

5.       Определите, какие из ваших усилий были плодотворными, а какие нет.

При постановке как дальних, так и ближних целей важно помнить о взаимосвязи между постановкой цели, глубокой переработкой и формированием установки. В частности, в шаге 3 процесса постановки ближних и дальних целей учащиеся могут применить глубокую переработку для получения яркой мысленной картины поставленной цели и формирование установки (самовнушение) для создания нужного настроя, который поможет им добиться поставленной цели.

Зачем обучать тактике целеполагания?

·         Постановка цели помогает учащимся учиться на своих ошибках.

·         Она создает предпосылки для успешного выполнения поставленной задачи.

·         Она увеличивает вероятность успеха в достижении цели.

·         Чем больше поставлено целей, тем больше задач решено.

·         Чем значительнее цель, тем сложнее задача.

·         Чем точнее и детальнее сформулирована цель, тем выше вероятность ее достижения.

Примерная стратегия введения тактики целеполагания

1.      Попросите учащихся припомнить случай из собственной практики, когда они очень хотели чего-нибудь, усердно трудились, чтобы добиться этого, и добились желаемого. Пусть они поделятся опытом, впечатлениями.

2.      Объясните учащимся, что именно тогда они и были глубоко вовлечены в процесс постановки цели. Приведите случай из собственной жизни, когда вы ставили перед собой цель, а затем добивались ее.

3.      Покажите учащимся наглядно из каких шагов складывается постановка дальних или ближних целей или обоих типов целей сразу.

4.      Пусть учащиеся выберут какую-нибудь цель. Пусть каждый запишет свою цель.  Пользуясь записями учеников, выпишите некоторые цели на доску, если необходимо, отредактируйте их, чтобы сделать их более конкретными.

5.      Пусть учащиеся зададут временные рамки.

6.      Теперь нужно вызвать яркий зрительный образ своей цели, предложите ученикам подобрать какие-нибудь словесные утверждения, фразы, которые можно было бы использовать при создании мысленных образов той или иной цели.  Напомните учащимся, что здесь они применяют тактики глубокой переработки и формирования установки.

7.      Предлагайте учащимся время от времени просматривать свои цели и вносить изменения, если это необходимо.

8.      По истечении заданного отрезка времени попросите учащихся ответить, достигли ли они своей цели, и определить, что из предпринятого ими  в этом направлении принесло плоды, а что нет.

         Выработка процедуры   (Составление алгоритма)

Составление алгоритма – это тактика разделения сложной процедуры на составные части с последующим систематическим обучением этому процессу, пока он не станет автоматическим.

Назначение тактики

1.     Учащиеся смогут по требованию учителя выделять составляющие сложного процесса.

2.     При последующем изучении процедуры учащиеся смогут выявить компоненты, которые можно добавить или отбросить.

3.     Со временем учащиеся смогут выполнять процедуру автоматически.

4.     Учащиеся смогут оценивать свое умение использовать алгоритм.

Алгоритм действий разбивает сложную процедуру на ее составные части, а затем постепенно этот процесс становится привычкой. Алгоритм используется, когда вы хотите научиться чему-либо, приобрести навык. Например, вы составляете алгоритм действий для обучения упражнению «ласточка»,  установке двигателя машины, чтению научной таблицы. Любой сложный процесс лучше запоминается, если составлен алгоритм действий.

Процесс составления алгоритма нового навыка таков:

1.      Выявите последовательность шагов для выполнения задачи.

2.      Запишите эти шаги.

3.      Прежде чем выполнить задачу, перечитайте последовательность шагов  и в уме проделайте всю процедуру.

4.      Время от времени проверяйте свой алгоритм, добавляя или отбрасывая некоторые шаги, совершенствуя свое умение.

5.      Когда процедура станет автоматической, обходитесь без своей записи.

Конечная цель составления алгоритма – научиться выполнять какое-либо действие, не задумываясь, автоматически. Важно помнить, что на этом уровне учащиеся должны обходиться без записи последовательности процесса. Также важно помнить, что пока учащиеся не достигнут уровня автоматичности действий, они будут выполнять их медленно и неловко. Это неизбежный момент, и не надо их торопить.

Составление алгоритма – сложный навык, нелегко приобретаемый. Обычно помогает, если учитель слегка направит учеников, прежде чем они получат задание составить алгоритм. Также полезно показать им процесс на примере из специфической области (например, как правильно сварить кашу).

Затем учителю следует давать упражнения для отработки навыка использования алгоритма и просить учащихся переработать свою запись по мере приобретения умения. Ученики будут совершенствовать его, пока процедура не станет автоматической. Постепенно следует поручать ученикам обнаруживать процедуру, которую можно алгоритмизировать, и составлять последовательность шагов  (при пересказе текста, при написании сочинений, изложений).

Для чего обучать тактике составления алгоритма?

·         Когда вы хотите выявить сложный процесс, важный в содержании предмета.

·         Когда вы хотите, чтобы ученики проанализировали процесс.

Примерная стратегия введения тактика составления алгоритма.

1.      Попросите учащихся вспомнить, как они учились какому-либо сложному действию, такому, как езда на велосипеде или игра на пианино. Пусть они вспомнят, как они это делали и расскажут друг другу.

2.      После того, как они поделятся впечатлениями, запишите на доске три ступени, которые они прошли, прежде чем овладели навыком: (1) ступень, когда они могли описать действия, нужные для выполнения, но не приобрели умения, (2) ступень, когда они приобрели умение, но еще разучивали какие-то важные вещи, что делать и что не делать, (3) ступень, когда они автоматически, не задумываясь  выполняли действия.

3.      Объясните, что процесс составления алгоритма – просто оформление процедуры заучивания сложного действия, то, что ученики делали до этого.

4.      Покажите и смоделируйте процесс составления алгоритма ученикам.

5.      Опишите ситуацию, в которой вы ожидаете от них применения алгоритма.

6.      Дайте задание составить алгоритм какого-нибудь учебного навыка. Шаг 1 и 2 должны быть сделаны учителем.

7.      Систематически давайте задание составить алгоритм учебных процедур, постепенно поручая ученикам выполнять 1 и 2 шаг.

 

Практическое введение тактик мышления  дает возможность   сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению;  учит  концентрировать внимание на трудном (порою не интересном, но нужном) материале, обучает  целеполаганию и многим другим психологическим подходам, т.е. создает условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству.

 

 

Литература.

1.Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности»

2. Давыдов В.В. «Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления».

3. Д. Б. Эльконин «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков»

4.Дж. Марзано и Дейзи И. Арредондо «Тактики мышления».

5.Репкина Г.В. «Оценка уровня сформированности учебной деятельности».

6.Харченова И. С. «Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе индивидуально-ориентированного обучения».

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010