Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок математики в 4 классе по теме «Многогранники»

Автор:
Садыкова Надежда Анатольевна

Аннотация:

Предлагаемый урок преследовал цель создать условия для расширения теоретических знаний о пространственных фигурах. Дети должны усвоить понятие «многоугольник» и его составляющие. Уметь использовать эти знания в практике. Данный урок позволяет развивать пространственное воображение, самостоятельность. Предполагается использование групповой формы работы. Совместная работа в группе способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений.

Статья:

Цель: создать условия для расширения теоретических знаний о пространственных фигурах.

Задачи:1. Образовательные:

-        ввести понятия  «многогранник», «грань», «вершина», «ребро»;

-        учить находить и показывать на моделях многогранников их грани, вершины и ребра.

 2. Развивающие:

-        развивать у школьников умение выделять главное в познавательном объекте;

-        содействовать развитию пространственного воображения учащихся;

-        развивать самостоятельность учащихся (построение новой проблемы и ситуации, использование методов и приемов для нахождения результатов).

3. Воспитательные:

-        воспитывать содружество.

Учебные материалы:

Учебник «Математика. 4 класс» (авт. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева), листы с  заданиями (многогранники 3шт.), карточки с названиями : «призма», «куб», «параллелепипед», сигнальные карточки «да - нет».

Оборудование: модели многогранников, пластилин, счетные палочки, демонстрационные рисунки с предметами, цветные карандаши, цветные сердечки, плоские геометрические фигуры, аудиозапись для физминуток.

 

 

                                                                  Ход урока

Перед началом урока дети распределяются на три группы соответственно уровню знаний: высокий, средний, низкий.

I. Организационный  момент

Учитель. Дорогие мои ученики, в очередной раз я приглашаю вас в увлекательный мир математики. Я уверена в том, что и на этом уроке вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете полученные знания применить в жизни.

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

Учитель. На уроках математики в 1-м, 2-м, 3-м классах мы изучали различные плоские геометрические фигуры, а также учились их строить. Я предлагаю вам выполнить задания по группам.

 Группа 1 (треугольник)

План.

1. Назвать фигуру.                                                                                                       карточка № 1    

2. Сосчитать: сколько углов, вершин, сторон  у этой фигуры.

3.* Как её можно назвать по - другому ?

Группа 2 (квадрат)        

Группа 3 (шестиугольник)

Задание: рассказать всё, что вы знаете об этой фигуре.

Итог. (Выступление одного человека от группы. Многоугольники остаются на доске).

Учитель. Вы справились с заданием. Похлопаем друг другу. Как можно назвать все эти фигуры?

( Многоугольники).

Учитель. Есть ли другие мнения? Правильно, это многоугольники.

III. Знакомство с новым материалом

А) Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации).

Учитель показывает объёмные фигуры.

Учитель. Можно ли эти фигуры назвать многоугольниками?   (Да)                   модели

                                                                                                                                  многогранников

Учитель. Но чем они отличаются от тех, которые вы видите на доске?

(На доске - плоские, у учителя - объёмные).

- Обратите внимание на поверхность фигур. Что вы заметили?

- Из чего они состоят? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

-Из каких многоугольников состоит поверхность каждой фигуры? (Из прямоугольников, треугольников и квадратов).

Учитель. В математике поверхность называют гранью. Их в фигуре много, несколько.  Ваше мнение: как называется фигура, которая состоит из много граней?

(Многогранник).

Б) Определение темы урока.

- Кто может назвать тему нашего урока? (Многогранник).

(Тема: «Многогранник». Открываю на доске тему).

- Читаем её хором.

- Слово трудное, есть опасное место: нн, слово сложное, два корня (выделены).

- Чему мы научимся на уроке?

УЗ: Познакомимся с многогранниками, научимся находить и показывать части фигуры. (Открываю на доске УЗ). Будем учиться отличать их от других фигур.

  IV. Открытие нового. (Коллективная работа)

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 85 и найдите, как правильно и точно называются эти фигуры. (Прочитали)
Итак, какую фигуру мы называем многогранником?

- А теперь самостоятельно работаем по учебнику (с. 85).

Группа 1

Найти в учебнике и выучить, что называется гранью.

Группа 2

Найти в учебнике и выучить, что называется рёбрами.

Группа 3

Найти в учебнике и выучить, что называется вершинами; назвать 3 многогранника, которые стоят на полке.                                                                                                                                    

                                                                                                                                    карточки № 2                                                             

(На полке стоят призма, куб, параллелепипед. Дети обсуждают и  прикрепляют (карточки №2) с названиями над фигурами).

Проверка работы групп.

Учитель. Дети первой группы, что такое грань многогранника? Покажите на фигуре.
Учитель. Дети второй группы, что такое ребро многогранника? Покажите на фигуре. (Ученик показывает)
- Есть видимые ребра, которые мы видим (показывает учитель) и невидимые – мы их не видим (показывает учитель).
Учитель. Дети третьей группы, что такое вершины многогранника? Покажите. (Ученик показывает).
Учитель. Вершина – это точка, в которой сходятся рёбра. (Повторно показывает учитель).
Учитель. Прочитайте названия фигур, которые вы прикрепили на доску.
 - Обратите внимание: слово «параллелепипед» пишется с лл.
-
А теперь внимательно посмотрите на доску. Вот так выглядит чертёж многогранника на доске. Кажется, что фигура сделана из стекла, прозрачная. Как вы думаете, что изображено пунктиром на чертеже? (Невидимые рёбра).
Фронтальная работа.                                   
Задание. – Давайте с вами назовём грани, рёбра, вершины многогранника. (Один ученик показывает, остальные называют.)                                                                                                                                          

Грань (прямоугольник): АВСD, MNKP, ABNM, DCKP, MBCP, EADC - 6                    чертёж                  

                                                                                                                                                на доске

Ребро (отрезок): AD, MP, NK, BC, BN, AM, DP, CK – 8

56222~004 Вершина: A,B,C,D,M,N,K,P - 8                                                                    N                              K

(Учитель помогает).

 Физминутка                                                                                                          M                        P

- Найдите глазами все геометрические фигуры в классе.                         B                              C

(Учитель заранее расположила на стенах геометрические фигуры.

 Дети под спокойную мелодию глазами находят эти фигуры)                          A                        D                                                                            

V.Первичное закрепление                                                                                   

Составление опорной схемы

Давайте ещё раз повторим понятия, с которыми познакомились. (Проговариваем вместе).

Многогранник состоит из многоугольников. Их называют гранями. Это могут быть квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д. Кроме граней у многогранников есть рёбра и вершины.

IMG

                                                                                                                Рисунок 1.                

А) Работа в группах                                                                                                    карточки № 3

pic13Группа 1                            Задание. Обведите фломастером каждое видимое ребро.

          М                    N                     Сосчитайте, сколько их. (9)

       E                    K                         

 

            

           B                   C

      A                    D

Группа 2                               Задание. Назовите буквами и покажите невидимые рёбра и

                                               грани многогранника. Сосчитайте, сколько их. (3 и 2)

C:\Documents and Settings\Uzer\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2010_03_17\IMG_0001.jpg

Группа 3                               Задание. Назовите буквами и покажите рёбра многогранника,

                                    которые выходят из вершины C, из вершины E. Сосчитайте, сколько их.     

                                                                                                                                                     (3 и 3) 

56222~004           B                               C

              A                             D

                                    

            Е                             К

 

    M                             P 

б) Работа по учебнику, с. 87 № 364

Практическая работа (конструирование)                                                                    пластилин,

                                                                                                                               счётные палочки                

- Прочитайте задание. Что будете выполнять?

- Какие материалы необходимы для работы? Вместо спичек возьмём счётные палочки.               

Группа 1- конструирует призму.

Группа 2- куб.                                                                                                      музыкальный фон

Группа 3- параллелепипед.                                                          

 - Поднимите на ладошках свои фигуры. Молодцы. Похлопайте друг другу.

Физминутка 

VI. Включение в систему знаний и повторение

       Игра «Молчанка».
– Из данных предметов выберите и покажите сигнальной карточкой (да) номера тех, которые похожи на многогранник.

(На доске демонстрационные рисунки с предметами: коробка, пирамида Хеопса, чашка, кубик, мяч, книга).

- Найдите среди окружающих вас предметов в нашем классе те, которые имеют форму многогранников.

- Дома подумайте, где ещё можно встретить предметы, которые имеют форму разных многогранников?

      Игра «Что лишнее?»

 

(Выставлены призма, конус, параллелепипед и куб).                                                       модели

                                                                                                                                                фигур                           

  - Что лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Конус, так как нет граней)

VII. Рефлексия, итог урока.

 Учитель. Наш  урок подходит к концу.

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

Учитель. Закройте глаза  и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.

2. Беседа.

Учитель. Какой была тема урока?

– Что нового для себя узнали?

– Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

3. Оценка деятельности.

Учитель. У меня в коробочке лежат сердечки трёх цветов.

Если у вас настроение от урока грустное, то выберете синее сердечко; если настроение хорошее, то – зеленое сердечко; если настроение радостное, веселое – красное. Улыбнитесь мне те, кому урок понравился.

06_32_2

      

- Спасибо за урок. Вы были молодцы, друг друга в группах слушали, помогали, сотрудничали. По результатам ваших сердечек мы видим, что настроение у вас радостное, и урок вам понравился. Мы справились с учебной задачей.

VIII Д/З                                                                     

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010