Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Принимайте ребенка таким, каков он есть."

Автор:
Кириллина Мария Михайловна

Аннотация:

Кириллина М.М. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

Статья посвящена особенностям работы по способу восприятия и переработки информации. Описываются характеристики визуалов, аудиалов и кинестетиков. Предлагаются дифференцированные задания, учитывающие индивидуальные особенности детей к восприятию информации.

Ключевые слова:

аудиалы, визуалы, кинестетики, способ восприятия, переработка информации, ведущая модальность, дифференцированный поход.

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Принимайте ребенка таким, каков он есть»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известно, что эффективным является то обучение, при котором осуществлялся дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности школьников.

Используемые при этом технологии основываются, как правило, на делении детей на сильных, средних и слабых. Им предлагаются либо задания разного уровня сложности, либо просто варьируется их количество. Но, как показывает практика, такая дифференциация малоэффективна.

Найти ответ на вопрос, как помочь первоклассникам, большинство которых оказалось плохо подготовленными к обучению в школе, мне помогла книга Е.С.Гобовой «Понимать детей дело интересное» /М.: Аграф, 1997/. В этой книге подробно рассказано о том, как используются идеи нейролингвистического программирования.

Чтобы лучше представить себе эти типы людей в школе, дадим их краткую характеристику (с наиболее полной можно познакомиться в работе Е.С.Гобовой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На городском празднике было много детей. Они столпились около десятиметровой надувной матрешки, которая стояла в центре площади. Одна из девочек сказала: «Пойдем, посмотрим поближе». Подружка девочки добавила: «Давай спросим, что это такое?». А  мальчик предложил: «Надо ее потрогать, и все станет ясно!». Высказывания этих детей очень четко выделяют три основные системы переработки информации.

Все люди по способам восприятия информации делятся на три группы:

1.     Визуалы (зрительно-ориентированные) – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация.

                             Характеристика визуала

Тихий, задумчивый, «себе на уме», мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты завязывают с трудом. В детстве предпочитает общаться со взрослыми. Послушен. Легко и с удовольствием учится. Часами может просиживать у телевизора. Страстью может стать компьютер. Любит рассматривать картины, марки, фотографии. К животным равнодушен, хотя не прочь полюбоваться ими. Гулять не любит. Предпочитает конструктор, телевизор и компьютер, прогулке и общению с друзьями. В одежде разборчив, красота на первом месте. Цирк, театр, все зрелища производят на него сильное впечатление, но рассказывает о впечатлениях мало. При переживании стресса  замыкается в себе, ведет себя отчужденно, переживает все внутри себя. Если конфликт с родителями сильный, может убежать из дома. Трудности в общении. Нет внутренней мотивации для общения с ровесниками. Может производить впечатление холодного и отчужденного, не любит ласкаться, не любит, когда его тормошат, «тискают». В школе учится успешнее всех других типов, нет проблем с дисциплиной. Во время перемен предпочитает остаться там, где тише. Темп речи ускоренный, все описания визуалов будут «вращаться» вокруг таких слов, как «представляете», «видите», «видимо», «посмотрите». Очень разборчив в еде.

2.     Аудиалы (слухо-ориентированные) – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух.

                        Характеристика аудиала

К двум годам во всю говорит, к четырем болтает без умолку, если нет собеседника, разговаривает сам с собой. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием говорит со всеми. Речь хорошо развита. Легко отгадывает загадки, легко воспринимает информацию на слух. Очень любит слушать, когда ему читают. При освоении алфавита долго не может запоминать буквы. Непослушен. Возражает на замечания взрослых. В ответ на какое-нибудь требование от  него можно услышать сто слов – контраргументов. Равнодушен к еде, одежде и красочным зрелищам. Любит слушать песни, легко запоминает мелодии. При стрессе постоянно срывается на крик, обижается на любое изменение интонации голоса. Может изводить родителей, бесконечно повторяя одну и ту же фразу. Трудности: неспособность сосредоточиться, непрерывная болтовня, склонность к угадываниям. Если захочет записать домашнее, скорее переспросит соседа по парте, что записано на доске. Часто узнает домашнее задание по телефону. На перемене хочет всласть наговориться. Рассказ аудиала подчинен только ему понятной логике. Он вслушивается в произносимые им звуки, потому что ему это доставляет удовольствие.

3.           Кинестетики – люди,  для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкусы, прикосновения и т.д.

                          Характеристика кинестетика

Необычайно подвижны. Пятнадцатиминутное сидение за столом – подвиг. После такого подвига наступает утомление, может начать капризничать. Все делают сами, трогают руками, придумывают забавы и шутки. Если находятся без дела, портится настроение. Очень самостоятельны и талантливы. Про кинестетика можно вообще забыть (если у него нет идей по поводу вас). Он будет лепить, рисовать, заниматься конструктором, пойдет в кино, организует поход в лес, будет делать опыты – главное ему не мешать. Доставляет беспокойство родителям и учителям. Кинестетикам надо все потрогать, у них на руках «липучки» - они не могут спокойно слушать, рассматривать, им надо вскакивать, тормошить, бегать и прыгать. Хорошо воспринимают запахи, вкус. Очень любят животных, которых они гладят, к которым прижимаются. На перемене разминаются, двигаются, играют в подвижные игры, его возбужденный голос перекрывает все другие голоса. На уроке отвечает медленно, с трудом подбирая нужные слова, голос при ответе низкий, приглушенный. Любимый ответ – «я не знаю» и пожимание плечами, глазами в пол.

У учащихся старших классов каналы восприятия информации выравниваются, поэтому можно говорить лишь о частном преобладании какого-либо канала.

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы выделить эти группы детей в классе, были использованы беседы с родителями и детьми; анализировались специально проведенные тесты-опросники родителей, велось наблюдение за детьми.

При составлении теста-опросника для родителей использовались рекомендации, предложенные в работе М.Гриндера «НЛП в педагогике» (М., 1993) и в названной ранее книге Е.С.Гобовой. В тест были включены вопросы, соответствующие характеристике типов:

- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?

- Как он устанавливает контакт с другими детьми во дворе?

- Как он ведет себя, когда приходят в гости?

- Как он играет с животными?

- Разборчив ли в еде, одежде?

- Как он переживает неудачу?

- Как он просит?

- Что он рассказывает о своей школьной жизни?

- Какие уроки он делает охотнее всего?

- Как он обычно засыпает?

- Любит ли он рисовать?

- Какие идеи и фантазии приходят ему в голову?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдая за детьми на уроках и во время перемен, мы учитывали особенности детей к восприятию информации. В частности, при записи домашнего задания визуал спишет с доски, аудиал – переспросит у учителя или товарища, кинестетик – откроет учебник и найдет задание.

На перемене визуал предпочитает спокойствие и тишину, стоит у окна или стены, рисует, занимается игрушками; аудиал проводит перемену в разговорах, для кинестетика перемена – это возможность размяться, подвигаться.

Интересно было наблюдать за тем, кто как говорит: визуал говорит о том, что видит, используя обороты: «представьте», «посмотрите» и др., упоминает цвета, говорит достаточно быстро, с повышенной интонацией; аудиал рассказывает занятные истории, используя слова «поймите», «послушайте», говорит громко; кинестетик на уроке говорит очень тихо, медленно, с трудом подбирая слова, на перемене же все наоборот, любимый ответ: «Я не знаю».

Осуществлять дифференцированный подход к первоклассникам на уроке затруднительно, так как у них еще нет навыков самостоятельной работы. Поэтому возникает мысль использовать задания, но небольшого объема и учитывающие индивидуальные особенности восприятия детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания на закрепление правила о перестановке слагаемых.

Аудиалам. Попроси маму прочитать тебе равенства. Запиши равенства с одинаковыми результатами в один столбик. Чем похожи эти равенства? Чем отличаются? Расскажи маме правило о перестановке слагаемых.

5 + 2 = 7                                       6 + 3 = 9                                3 + 1 = 4

2 + 4 = 6                                       2 + 8 = 10                              2 + 5 = 7

 

8 + 2 = 10                                     4 + 2 = 6

1 + 3 = 4                                       3 + 6 = 9

Комментарий. Восприятие задания происходит в ведущей модальности этой группы детей (аудиальной), так как задается на слух. Запись равенств и их сравнение предполагает перевод информации из аудиальной в кинестетическую (записывание) и визуальную (сравнение записей).

Визуалам. Выбери равенства с одинаковыми результатами. Выпиши их парами. Чем похожи пары, чем отличаются? Запиши правило о перестановке слагаемых.

5 + 2 = 7                                       6 + 3 = 9                                3 + 1 = 4

2 + 4 = 6                                       2 + 8 = 10                              2 + 5 = 7

 

8 + 2 = 10                                     4 + 2 = 6

1 + 3 = 4                                       3 + 6 = 9

Комментарий. Детям с ведущей визуальной модальностью предлагается задание в виде записи. В процессе его выполнения происходит перевод информации в аудиальную (объяснение своего выбора) и кинестетическую (произведение записи).

Кинестетикам. Нарисуй 5 кружков, а затем еще 2. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 2 кружочка, а затем еще 5. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.

Нарисуй 6 кружков, а затем еще 3. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 3 кружочка, а затем еще 6. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.

Нарисуй 3 кружка, а затем еще 1. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 1 кружочек, а затем еще 3. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.

Нарисуй 8 кружков, а затем еще 2. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 2 кружочка, а затем еще 8. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.

Нарисуй 4 кружка, а затем еще 2. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 2 кружочка, а затем еще 4. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.

Комментарий. Задание для детей с кинестетической направленностью предлагается в их ведущей модальности. Выполнение задания подразумевает перевод кинестетической информации в аудиальную (объяснение) и визуальную (рисунок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на закрепление случаев вычитания из 10.

Аудиалам. Надиктуй на магнитофон все случаи вычитания из 10. Внимательно послушай их. Теперь постарайся запомнить. Послушай еще раз. Запиши то, что запомнил.

Комментарий. Задание для аудиалов дается в их ведущей модальности. Проговаривание и прослушивание записи с установкой на запоминание способствует запоминанию. Запись запомнившихся случаев предусматривает перевод аудиальной информации в кинестетическую и визуальную.

Визуалам. Внимательно рассмотри равенства:

10 - 4 = 6                                      9 + 1 = 10                              10 - 5 = 5

10 - 1 = 9                                      6 + 4 = 10                              10 - 2 = 8

10 - 2 = 8                                      3 + 7 = 10                              10 – 7 = 3

 

7 + 3 = 10                                     10 - 3 = 7                                8 + 2 = 10

4 + 6 = 10                                     10 - 6 = 4                                5 + 5 = 10

1 + 9 = 10                                     10 – 9 = 1                               2 + 8 = 10

Выпиши те из них, в которых уменьшаемое равно 10. Постарайся запомнить. Расскажи маме.

Комментарий. Восприятие задания происходит в визуальной модальности. Запись определенных случаев предусматривает перевод информации из визуальной в кинестетическую, а воспроизведение в визуальную.

Кинестетикам. Возьми открытку. Раздели ее на 10 частей. Убери 1 часть. Сколько осталось? Верно ли, что 10 – 1 = 9?

Убери 2 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

Убери 3 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

Убери 4 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

Убери 5 частей. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

Убери 6 частей. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

Убери 7 частей. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

Убери 8 частей. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

Убери 9 частей. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.

А теперь сложи из 10 частей открытку так, чтобы было понятно, что на ней изображено.

Комментарий. Все задание построено на работе руками. Запись равенства и изображение на открытке предполагают перевод информации в визуальную модальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, учащиеся получали задания в течение 18 уроков. Проверочная работа, проведенная  после этого, показала, что учащиеся хорошо усвоили приемы сложения и вычитания, хотя в классе было много детей, плохо подготовленных к школе, и результаты обучения в 1 четверти были удручающими.

Кроме того, у детей появился интерес к предмету. Обнаружила и очень важный «побочный» результат. Предлагая задания в нетрадиционной форме, я невольно содействовала сближению детей и родителей в семье на основе совместной деятельности.

Поэтому, очень важно разделить группу детей по способам восприятия информации и давать такие задания в нетрадиционной форме, что позволяет детям успешно освоить учебный материал.

Естественно, использование дифференцированных заданий, учитывающие индивидуальные особенности детей к восприятию информации, требует большой творческой работы: надо разработать задания, а потом подготовить каждому карточку.

Опытное обучение показало, что каждому ребенку задания надо предъявлять индивидуально, поскольку первоклассник не может осуществить выбор самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010