Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Краеведческая работа на уроках русского языка в начальных классах

Авторы:
Буганова Ирина Викторовна
Толчина Елена Александровна

Аннотация:

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ

 

Большими возможностями в изучении краеведения располагают уроки русского языка. На каждом уроке можно отводить время для целенаправленной систематической работы по реализации регионального компонента в учебном процессе. Данный материал может быть использован учителем в устной и письменной форме при изучении всех тем курса. Учащимся начальных классов даётся возможность овладеть не только навыками грамотного письма, но и познать историю, культуру  и природу  родного края.

 

Авторы:  ____________ Толчина Е.А.

                 ____________  Буганова И.В.

 

 

Статья:

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ.

 

1 класс

 

1.     Составить слова из рассыпанных букв

 

и з а м,  М р м у н к с а,  с р е в е,  ь л о е н,  п р у а г

( зима, Мурманск, север, олень, пурга)

 

 

2.     «Поиграем в буквы» (дописать слова)

 

Рябин…, берёз…, осин…., ёлк…

- Какие ещё деревья растут у нас на севере?

 

 

3.     «Узнай слово» (дописать слоги)

 

 Ве……,  ме…..,  озе….,  Аркти…., Иманд….., сне….                      

( предложить слоги: ро, ка, га, ра, тель, тер)           

  

4.     Определить  количество предложений в тексте (на слух)

 

К нам в Мурманск пришла зима. Кругом огромные сугробы. Дуют холодные  ветры. Сурова природа Кольского края.

- Сколько предложений?                                                                                                                      

- О каком времени говорится?

- Что значит суровая природа?

- Дополните  текст  своими предложениями.  

 

5.     Списать предложения, вставив нужные слова:

 

По утрам замерзает….. у обочин  (И.Давиденко)    

Облетает ……с золочённых берёзок ( И. Давиденко)                                                                                         

И на север к нам приходит синеглазая ….. (В. Матвеев)                 

Слова для справок: весна, ледок, листв

 

           6 . Классификационный диктант.            

 

Написать слова в два столбика: в 1 – й – названия птиц, во 2 – й – названия зверей.

 Олень, снегирь, заяц, голубь, воробей, медведь, лисичка, свиристель, тюлень, волк,  синица, сова.

 

            7.  Письмо по памяти:

 

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни Севера петь по лесам и степям.                                                          

 

 

 

2 класс

 

1.     Дописать подходящие по смыслу слова:

 

В Заполярье пришла ____________. Деревья оделись в золотой _______________.

_________ светит редко. Перелётные  _____________ улетают на юг. ___________  готовятся к зиме.

 

Слова для справок: звери, осень, наряд, птицы, осень

 

 

2.     Из слов каждой строчки составить предложения:

 

осень, заполярная, место, уступает, зиме

утром, лужи, покрылись, льдом, тоненьким

вьюга, намела, ночью, сугробы, большие

 

3.     Переставить предложения так, чтобы получился связный рассказ, озаглавить его.

 

Помоги птицам. Снег на земле стал рыхлый.                                                                           

На снегу ночью образовалась ледяная корка.

Днём была оттепель. Птицам не достать пищу.

 

4.     Прочитать текст. Записать ответы на вопросы:

     

В центре Кольского  полуострова в селе Ловозеро живут саамы. Раньше их называли лопари. Саамы разводят оленей. Северные олени живут в тундре. Они питаются ягелем.

- Какое животное разводят саамы?

- Где живут северные олени?

- Чем питаются северные олени?

 

5.     Дописать подходящие по смыслу прилагательные:

 

_____________ заповедник, __________ иней, __________ полуостров,                _____________ зима, _____________ сова, ____________ берёзка, ___________ мир

 

Слова для справок:  вьюжная, Лапландский, серебристый, полярная, карликовая, животный, Кольский.

 

6.     Восстановить текст и списать:

 

Вверх по скалам взбегают ________, и куда б ты ни кинул _____________,

Зеленеют  неярко _______, да синеет ____________ озёр. ( В. Матвеев)

 

Слова для справок: стекло, тропки, сопки, взор.

 

7.     Зрительный диктант.            

      

                                              Весна на Севере.

      По календарю пришла весна. А у северян свой отсчёт весенним дням. Сначала мы празднуем встречу с солнцем. Потом северный край встречает гостей на Празднике Севера. А уж потом мы провожаем зиму. Ещё в апреле лежит снег. Часто бывают морозы и метели, Зима долго не хочет уходить.

 

8.     Самодиктант «Ассорти»    Давайте попробуем компот из наших северных ягод!

 

 Черника, брусника, морошка, малина, клюква, смородина, голубика, малина.

 

 

 3 класс

 

1.     Составить связный рассказ, озаглавить его.

 

Северные олени отлично приспособились к суровым природным условиям.

Осенью они питаются ягелем.

Густой и тёплый мех защищает их от морозов.

Летом олени питаются травами, листьями ивы, карликовой берёзки.

Животный мир Кольского края разнообразен.

Копыта устроены так, что олени могут, не проваливаясь, бегать по мягкому снегу.

Самое крупное животное тундры – северный олень.

Волки – враги северного оленя.

Шкуры используют для изготовления одежды, обуви.

 

 

2.     Письменно ответить на вопросы:

 

Какие деревья растут в нашем северном крае?

Какие ягоды растут у нас?

Какие  животные живут в лесах Заполярья?

Какие грибы мы собираем?

Почему не замерзает Кольский залив?

 

 

3.     Сочинения – миниатюры.

Используя данные словосочетания, составить и записать небольшой текст.

 

                                            Зимнее утро.

 

Кружились в воздухе, падали на крыши домов, озябшую землю, покрылись чистой белой скатертью, побежали к горке.

 

                                            Кормушки.

 

Сильные морозы, на ветвистой берёзе, прикрепили на сучке, узнали по ярко – красной грудке, рады прилёту.

 

4.     Объяснительный диктант.

 

Заполярной столицей является город Мурманск. Это самый крупный город мира за полярным кругом. В этом году ему исполнилось 95 лет. Мурманск – старинная русская земля, родина русского флота. Через Мурманск идёт путь в Арктику.

5.     Закончить предложения:

 

Мы любим прекрасную Кольскую землю потому,  что ……

Очень красивы сопки осенью, когда ……

Зимой на Кольской земле……..

В январе северяне………

 

6.     Письмо по памяти.

 

Олени, клюква, Имандра, Хибины, Мурманск, ягель, саамы, тундра, морошка, Баренцево море, Кольский залив, айсберг, Варзуга.

 

7.     «Пятое лишнее».   

                                              

Иней, буран, капель, гололёд, ветер.                                                                                   

Позёмка, пороша, пурга, метель, вьюга.

 

 

4 класс

 

1.     Простые  и сложные  предложения

 

Я люблю мой родной край.

Белый медведь часами караулит тюленей у лунок и прикрывает чёрный нос белой лапой.

Медведицы на зиму прячутся в берлогах и там появляются крохотные медвежатки.

Тихо плывут льдины по океану, медведи шагают в белую даль.

В тундре олени и волки живут рядом.

Речка потемнела, и на вершинах Хибинских гор лежит снег.

Весной снегири улетают далеко на север.

Свиристели перелетают с ветки на ветку, они склёвывают ягоды рябины.

Летят с берёз золотые листья, тихо шепчутся жёлтые осинки.

В январе северяне увидят долгожданное солнце.

Солнце в летние месяцы никогда не прячется за горизонт, круглые сутки ходит оно по небосклону.

Отгуляли метели, отыграли метели, отыграли трескучие морозы, и зима повернула на весну.

 

2.     Свободный диктант.

 

         Лапландия – страна лопарей. Так издавна прозвали Кольский полуостров. Русские звали этот народ лопарями, а сами лопари называли себя саами. На западных языках это были лапландцы. По этой причине и заповедник, созданный на саамской земле для сохранения растительного и животного мира, получил название Лапландский.                                          Многие века и даже тысячелетия живут саамы в Заполярье. Это смелые охотники, меткие стрелки, искусные рыболовы. Оленеводство – сегодня главное занятие саамов, проживающих в основном в селе Ловозере.

 

3.     Проверочный диктант.

 

                                        Весна  на Севере.

Весна – самое поэтическое время года, но едва ли где – нибудь весна  так хороша,  как на далёком севере. Она приходит стремительно. С ясного голубого неба льются потоки солнечного света. Земля торопливо выгоняет первую зелень. Бледные северные цветочки смело пробираются через тонкий слой тающего снега. Воздух цветёт и дышит. День растёт быстро, а солнце разгребает хмурый горизонт. Звенят капели, журчат ручьи. Весенний свет отражается в каждой капле воды. Северяне встречают весну.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010