Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конспект интегрированного урока. Русский язык и природоведение. 2 класс

Автор:
Кузнецова Людмила Дмитриевна

Аннотация:

Использование межпредметных связей позволяет закрепить и углубить конкретные наблюдения и практические навыки учащихся.
Интегрированные уроки обогащают учебный материал, создавая у детей целостные представления об изучаемых процессах и объектах.
Опыт показывает, что межпредметные связи оказывают тем более значительное влияние на качество знаний и умений учащихся, чем ранее они включаются в предметное обучение.

Статья:

Тема 1: Правописание предметов

 

 

Цель: закрепить правописание предлогов в, к, с, ввести правило правописания предлогов с гласной о и гласной а (об, от, под, о, по, про, до, над, за, на).

 

 

Тема 2: Птицы – наши друзья.

 

 

Цель: на примере этой темы научиться употреблять предлоги в речи и правильно писать их; научиться различать некоторых птиц, (грача и ворону); научиться рассказывать о птицах, описывать их внешность признаки, обучать сравнительному описанию на примере грача и вороны.

Воспитательная цель: воспитание наблюдательности, пытливости, заботливого отношения к птицам.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс

Интегрированный урок у нас.

- Дети! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее.

А теперь мысленно пошлите солнечные лучики близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра. Улыбнитесь друг другу. Тихо садитесь. Открыли тетради. Записали число.

I. Вводная беседа. Объявить 2 темы урока

- Сегодня мы с вами продолжим изучение предлогов. Будем учиться их правильно писать и употреблять их в речи. Узнаем, в каких предлогах пишется о, а в каких – а, а сделаем мы это, рассуждая о наших друзьях, которые живут рядом с нами – о птицах!

На доске 2 темы:

Птицы – наши друзья. Правописание предлогов. Берегите птиц, не разоряйте птичьих гнезд!

- Скажите, какие птицы живут рядом с нами в городе, в деревне? (голуби, вороны, воробьи)

- На какие 2 большие группы они делятся. (перелетные и зимующие)

- Знаете ли вы птиц, которые охотятся за другими птицами или за мелкими животными? (беркут, орел, канюк, сыч, сова, ястреб, коршун).

Таких птиц называют хищными.

И многие из них занесены в красную книгу.

- Почему книга такого цвета? (цвет тревоги, опасности, сигнал бедствия, на грани уничтожения).

В названиях птиц часто встречаются сочетания с гласной о  -  ро, ло, во.

Давайте красиво напишем эти сочетания, вспомним как правильно соединить буквы с буквой о.

I. Минутка чистописания.

 ло , ро, во. (на доске).

II. Словарная работа. Вспомним названия птиц, в которых встречаются эти сочетания.

Я вам помогу. Названия птиц будут ответом на мои загадки.

1)         Длиннохвостая она

Со спины черным – черна

Брюшко белое да плечи

Тарахтенье место речи

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимает «стрекот – крик» (сорока)

<Рисунок 1>

2)         На суку большого клена

Громко каркает (ворона)

<Рисунок 2>

3)         Серенький воришка

Скачет всех смелей

Быстрый и проворный (воробей)

<Рисунок 3>

4)         Над лесами, над лугами

Над просторами полей

Рассыпает нежно трели голосистый (соловей)

<Рисунок 4>

5)         Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения (жаворонок)

<Рисунок 5>

Взаимная проверка тетрадей.

III. Прочитайте название птиц, поставьте их в алфавитном порядке. Запишите в тетрадь. Иволга, орел, чиж, стриж, аист, грач, ястреб.

(Проверим задание)

- В каких домиках живут птицы?

(в гнездах, в скворечниках,  в норках).

- К чему прикрепляют гнезда?

(к земле, к крыше, к ветке)

- Из чего делают птицы гнезда?

(из веточек, из пуха, из травинок).

Выполняется упражнение.

Птицы живут… гнездах, …скворечниках, … в норках. Гнездо прикрепляют … земле,  к крыше, … ветке. Делают гнездо … веточек, … пуха, из травинок.

- Какие птицы часто селятся стаями на деревьях около села? Около города?

(Одни считают, что это грачи, другие - что это вороны).

<Рисунок 6>

<Рисунок 2>

- Кто знает, как можно отличить грача от вороны? По каким признакам?

(по величине, окраске, форме тела, головы, форме и длине клюва, образу жизни).

Читают текст, вставляют предлоги.

… поле трактор пашет землю. … полю … трактором важно шагают грачи. Они ищут … земле червей.

Заучивают правило. Для чего нужны предлоги? (для связи слов в предложении). Как пишутся предлоги с другими словами?

(отдельно и независимо от произношения)

Предлоги об, от, под, о, по, про, до – пиши с буквой о.

Предлоги над, на, за, - пиши с буквой а.

IV. Физкультминутка. А сейчас мы отправимся в лес. А вот и хозяин леса «Лесовичок». Представьте себе, что мы с вами идем по лесу. Встали! Шагом марш. (1, 2, 3, 4). Посмотрите направо! Посмотрите налево! Оглянитесь вокруг! Как хорош лес! Посмотрите вверх на одно дерево, на другое! Сколько здесь птиц, сколько гнезд на деревьях! Присядьте, загляните под куст. Что случилось? Там сидит птенчик, он выпал из гнезда. Возьмите его. Осторожно! Посадите на дерево как можно выше. Выше, выше! Подниметесь на носочки, смелее тяните руки. Молодцы, хорошо! Вы помогли птичке! Теперь нам пора домой. Последний раз оглянитесь вокруг. Мы прощаемся с лесом. Теперь тихо сели. Работаем дальше.

Лесовичок: Итак, дети, как же вести себя в лесу?

Дети:

 - Нельзя ломать ветки кустарников и деревьев, нельзя срывать цветы.

- Нельзя ловить насекомых.

- Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей.

- Нельзя близко подходить к гнездам птиц.

- Нельзя уносить домой детенышей зверей.

- Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания. Весной и в начале лета не брать с собой собаку.

Лесовичок доволен вашими ответами и приглашает к себе в царство.

V. Работа с учебником. Работа с деформированным текстом.

В, грачи, теплых, стран, из, марте, возвращаются. Громко, деревьях, кричат, на, они. Грача, возвещает, весны, крик, начало.

Правильный текст.

В марте из теплых стран возвращаются грачи. Они громко кричат на деревьях. Крик грача возвещает начало весны.

Грачу посвящено много пословиц и поговорок.

В народе, в старину говорили:

1) Грач прилетел – через месяц снег сойдет.

2) Грач на горе – весна на дворе.

3) Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

4) Увидал грача – весну встречай.

5) Если грачи сели на гнезда  - через недели можно сеять.

VI. Творческая работа. Придумайте продолжение стихотворения.

Воробей, сорока, чиж,

Зяблик, ласточка и стриж

Прилетели на балкон

……………………….

VII. Подведение итогов урока:

- Что мы узнали сегодня на уроке?

(Правильно писать и употреблять предлоги в речи. Писать названия птиц. Различать птиц, беречь их).

Чтение призыва (на доске)

В холодные дни и зимние вьюги

Мы вас не забудем, родные пичуги!

VIII. Дополнительное задание

- Какая птичка улетела из домика? 

<Рисунок №7>

- Лабиринт. Кого поймала кошка?

 <Рисунок №8>

- Четвертый лишний. Определи признак объединяющий три картинки из четырех, и отличающий четвертую. Хорошо, если ты найдешь несколько вариантов отличий!

<Рисунок №9>

IX. Домашнее задание.

Окончен урок, и выполнен план

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились

Что Лесовичку вы так пригодились.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010