Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Средства ритмопластической гимнастики для развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Автор:
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

Средства ритмопластической гимнастики для развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

 

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                        

          Формирование личности ребенка, воспитание у него определенной нравственной позиции ‒ сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничноеразвитие чувств.

          Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг детей. Это будет способствовать воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к окружающему. Большим потенциалом для решения этой задачи располагает ритмопластическая гимнастика.

          Ритмопластика – это двигательная способность человека, являющаяся качественной характеристикой двигательных действий. Развитие и совершенствование ритмопластики способствует решению общевоспитательных задач: развитию позитивных качеств личности ребенка. В результате занятий у детей формируются этика общения, культура языка, жесты, мимика, а также правильная походка и осанка.

 

Статья:

Средства ритмопластической гимнастики для развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                        

          Формирование личности ребенка, воспитание у него определенной нравственной позиции ‒ сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

          Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг детей. Это будет способствовать воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к окружающему (положительные эмоциональные состояния ‒ основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению). Большим потенциалом для решения этой задачи располагает ритмопластическая гимнастика.

          Школьная программа предусматривает физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей и подростков, а также преемственность начального школьного и старшего школьного периодов. Развитие и совершенствование ритмопластики способствует решению общевоспитательных задач: развитию позитивных качеств личности ребенка. В результате занятий у детей формируются этика общения, культура языка, жесты, мимика, а также правильная походка и осанка.

          Ритмопластика – это двигательная способность человека, являющаяся качественной характеристикой двигательных действий.

         Как двигательно-координационное качество, ритмопластика есть гармоничное по форме и ритму движение, способствующее развитию двигательно-координационных способностей. Это качество формируется специальными средствами. Совокупность этих средств составляет содержание ритмопластической гимнастики.

         Занятия ритмопластической гимнастикой развивают творческую активность детей, что необходимо, по мнению психологов, для формирования двигательной сферы, психомоторики и психолого-педагогических условий развития здоровья. Именно на этой основе у ребенка устанавливается осмысленное отношение к своему телу, его состояниям и возможностям.

В ритмопластической гимнастике соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода их пластического выражения. Ритмопластическая гимнастика связана с определенным психологическим настроем, соответствующим музыкальной теме. Это отличает ритмопластическую гимнастику от других занятий физической культуры. Характерной особенностью ритмопластической гимнастики является зависимость от эмоционального настроя, особого состояния души, связанного с проявлением различных чувств.

            У школьников формируются отношения к миру движений как к специфической культуре: тело и телесные движения становятся особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки, что предполагает развитие творческого воображения. Движение, прежде чем превратить в управляемое, должно стать ощущаемым. Между фазами практической ориентировки в предметной ситуации и произвольного исполнения движения появляется промежуточное звено – его осмысливание. Это звено как раз не учитывается традиционной практикой: детское движение еще не успело претерпеть необходимый процесс развития, включающий в себя и построение указанного образца, а его уже пытаются форсированно автоматизировать через «моторный тренаж». Это не приводит к ожидаемому эффекту, так как детские действия остаются «не ощущаемыми».

Целостность и динамичность в сочетании с музыкальным сопровождением придают танцевальный характер упражнениям ритмопластической гимнастики ‒ в этом их основное отличие от обычных гимнастических упражнений.

Методика развития ритмопластических способностей имеет свои существенные особенности: она базируется на движениях из гимнастики, хореографии, танцев, ритмики;другая особенность ‒ то, что она применяет и использует достижения в области оздоровительных систем разных народов.

Опыт и данные научных исследований свидетельствуют, что занятия дают наибольший эффект, если их применять в возрасте 6‒10 лет. В результате чего, дети успешно овладевают различными двигательными действиями, на более высоком качественном уровне усваивают новые тренировочные программы, и в ряде видов спорта это позволяет им лучше совершенствоваться.

 

Практические рекомендации

 

Психологическая подготовка школьника в уроке ритмопластической гимнастики

Приемы, содействующие развитию психологической устойчивости, воли, самообладания:

‒ требование выполнять задание на оценку в присутствии посторонних наблюдателей;

 ‒ самооценка сразу по исполнению;

 ‒ исполнить задание на оценку без предвари­тельной подготовки;

 ‒ задания на устойчивость в различных на­правлениях и точках зала;

 ‒ работа при умышленно созданном шуме (музыке), громких разговорах, мешающих сосредоточиться;

 ‒ выполнение задания в состоянии усталости.

Многие вопросы сложны по своей природе, и преподавателю необходимо принимать решения на интуитивной основе.

 

 Развитие творческих способностей

Главное, на что должно быть обращено вни­мание преподавателя при подборе движений ‒ это раскрытие индивидуальных способностей занимающихся, самобытности и неповторимости каждого, чтобы их движения были осмыслены «изнутри» и переданы через пластику тела и мимику. На занятиях необходимо учить видеть себя в движении «со стороны», чувствовать свое тело в движении и ритме. Только затем приступать к темповым занятиям. Каждую эмоцию необходимо изучать сначала в пластике, а потом, убыстряя темп, добиваться такой же выразительности.

Импровизируя, дети двигаются свободно так, как им подсказывает музыка. Преподаватель только следит, чтобы дети все время слушали музы­ку, чтобы их движения передавали ее характер, прежде всего, в эмоциональной окраске и динамической напряженности, чтобы все сразу включились в движение с началом музыки и останавливались с ее окончанием. Никакого предварительного прослушивания музыки не проводится, дети находят нужные движения под непосредственным ее воздействием. Объясняя задание, нельзя подсказывать детям вид движения. Надо говорить ‒ «будете двигаться», а не «бегать», «скакать» и т.п.

При групповой импровизации движения диктует преподаватель (лидер группы, он же дирижер настроения). В начале, необходимо выбрать любую позу, затем напрячь до предела мышцы, и начать двигаться в различных плоскостях. Через некоторое время обучаемые почувствуют у себя возникновение новых движений, которые нашло само тело. После этого необходимо включить мелодию (желательно в медленном темпе и словами) и начать двигаться. Если задача выполнена и найден образ, то на следующем этапе идет обучение образно выражать телом более быстрые темпы. Например, быстрый темп музыки, легко выразить движениями ног, делая на носках легкие шаги с отбиванием ритма или перебежки. Затем необходимо перейти к изучению, выразительности по­средством мимики, жестов и других частей тела.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы переходы между ними были плавные или ритмичные, в зависимости от музыки. Необходимо искать самый короткий путь к следующему положению тела в пространстве. В банк движений можно включать и движения, присущие искусству танцев народов мира.

До начала групповой импровизации преподаватель должен объяснить возможные перестроения всей группы, а также индивидуальные переходы, переходы в дуэте и трио. Преподаватель должен всегда следить, чтобы дети не придумывали движений, не связанных с музыкой. Пример: нередко дети, особенно девочки, сразу же делятся на пары и начинают комбинировать общераспространенные эле­менты парных (детских и народных) танцев (главным образом полек), кое-как связывая их со структурой музыки, мальчики увлекаются придумыванием сложных, недоступных им технически движений. Все это, конечно, не имеет никакого отношения к развитию у детей музыкально-двигательного творчества. Такие импровизации недопустимы.

Во время импровизации нельзя забывать об огромных выразительных возможностях рук, которые вместе с телодвижениями выражают чувства, переживания, помогая телу наиболее убедительно их выразить. Язык жеста ‒ это пластическая речь импровизирующего. Поэтому подбор движений в импровизации можно сравнить с работой скульптора, так как много общего в создании пластического образа в виде прекрасных и выразительных форм человеческого тела. Каждая поза в импровизации ‒ есть скульптура. В упражнениях с предметами предмет в руках или движениях должен что-либо выражать.

Творческое преобразование двигательного эталона осуществляется на тех этапах, когда еще не достигнуто его прочное усвоение. Должно быть именно формирующееся, пребывающее в становлении умение. Поэтому крайне необходимо чтобы первое знакомство детей с вводимым образцом и его творческое изменение протекало в пределах одного занятия. С самого начала обучающимся необходимо увидеть целое ‒ раньше частей данного целого, что и является ведущей функцией творческого воображения.

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у младших школьников формируется двигательное воображение ‒ основа творческой, осмысленной моторики. Двигательное воображение ‒ это не только построение нового образа и вхождения в него, но еще и передача через образ определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку.

Двигательное воображение обеспечивает одушевление детских движений и, как показал крупнейший детский психолог А.В. Запорожец, делает их управляемыми.

В ритмопластической гимнастике все движения должны выражать мысли, чувства, переживания человека посредством движения, жеста и мимики для дальнейшего использования в импровизации.

Обучению импровизации следует начинать с самых первых занятий и уделять ей хотя бы 5 минут. Затем с ростом мастерства занимающихся продолжительность времени импровизации увеличивается постепенно до 30 минут.

Особое внимание преподавателю следует уделять лицам, которых в физической культуре принято называть «плохо координированными». Это категория детей, которая идет к движению через осмысление. Эти дети могут быть особо талантливы. С ними необходимо дольше разучивать движение по частям и в медленном темпе.

 

Отбор в группы ритмопластической гимнастики

 

Одним из условий успешной реализации излагаемой методики проведения занятий ритмопластической гимнастикой является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Для реализации такого подхода организация занятий по ритмопластической гимнастике осуществляется с учетом уровня индивидуальной ритмической группы (ИРГ) детей.

Учащиеся обычно распределяются на три основные подгруппы, в зависимости от уровня развития ИРГ ребенка, ‒ подгруппы с высоким, средним и низким уровнем ИРГ. Однако данное распределение неудобно для практики, поэтому в условиях группо­вого воспитания рационально распределить детей на две подгруппы.

В первую подгруппу входят дети, имеющие средний и высокий уровни ИРГ и хорошую физиче­скую подготовленность. Вторую подгруппу составляют часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, с низким уровнем ИРГ и слабой физической подготовленностью.

Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

 

Гимнастический комплекс «Прогулка в лес»

В основе гимнастического комплекса лежит принцип целостного движения. В этой технике движением охватывается все тело, концентрация внимания на выполняемых упражнениях помогает детям лучше использовать свою естественную грацию. Для лучшего запоминания комплекс упражнений составлен в виде рассказа: игровая форма позволяет хорошо усваивать предлагаемый материал.

Гимнастический комплекс разучивается в течение 20 учебных часов. Для правильного выполнения упражнений используются подводящие упражнения. От занятия к занятию, идя от простого к более сложному, упражнения объединяются и выполняются непрерывно.

При выполнении упражнений необходимо обращать внимание учащихся на движение глаз: глаза координируют движение тела, в каждом предлагаемом упражнение глаза движутся в направлении рук.

На каждом уроке новое упражнение сначала разучивается медленно, после нескольких медленных повторов предлагается повторить, разучивавшее упражнение в более быстром темпе.

 

№ п/п

Текст рассказа

Содержание

11

1

Жила-была девочка.

ИП - руки перед грудью, ладонями вниз, ноги на ширине плеч; развести руки в стороны; затем, обхватив кистями рук противоположные плечи, сделать три хлопка по плечам.

2

Она хотела поскорей вырасти, чтобы стать взрослой.

 

Поднять правую руку вверх, левая рука опущена вниз - прогнуться, сделав пружинящие движения руками назад (два раза), поменять положение рук, повторив упражнение.

3

 

 

 

4

Однажды утром, ее разбудили часы, кото­рые очень громко тикали: «тик - так, тик – так».

 

Девочка потянулась,

 

ИП - руки на поясе, ноги на ширине плеч; наклоны туловища вправо, влево; продолжать движение, опустив руки вдоль туловища.

ИП - руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч; развести руки в стороны - прогнуться назад, затем наклонить туловище вперед, не меняя положение рук, подбородок тянуть вверх;

5

оделась,

 

наклонить туловище вниз, кос­нуться руками стоп; выпрямиться, потянуться руками вверх;

6

присела на стульчик и увидела корзиночку, кото­рая была пустая.

ИП - стоя, ноги на ширине плеч, рука вперед ладони сцеплены в замочек; присесть.

 

7

Девочка решила пойти в лес по грибы, по ягоды.

Передвижение вперед в приседе (сделать два шага).

8

Лес был недалеко, в нем росли большие деревья

 

ИП - широкая стойка, правая рука вытя­нута над головой, левая рука вытянута вдоль талии (предплечья параллельны полу); наклоны туловища вправо - влево, не меняя положения рук - по два раза в каждую сторону;

9

с густыми ветвями,

ИП - ноги шире плеч, руки скрестно, вверху за головой; пружинящие движения рук на встречу, друг другу (подбородок тянется вверх);

10

в которых, птицы строили гнезда.

ИП - ноги шире плеч, руки скрестно за спиной; пружинящие движения рук на встречу друг другу.

11

Родители разрешили девочке пойти в лес, но только с подружками. Девочка очень обрадовалась. И от радости она закружилась и высоко подпрыгнула.

ИП - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;

- сделать поворот, через левое плече, на 360º;

- подняться на пальцы ног, сохраняя равновесие (3 сек);

- подняв руки вверх, прыжок на месте, вернуться в исходное положение.

12

Пошли девочки в лес, и им попадалось много грибов и ягод, которые они складывали в свои корзиночки.

 

ИП - стойка на правом колене туловище развернуто влево под 45º, руки вытянуты вперед; встать, повернуть туловище и голову вправо на 90º; руки поднимаются впра­во - вверх, описывая дугу; движение туловища и рук осуществляется одновременно.

13

От долгой ходьбы и частых приседаний, в поисках лесных даров, подружки устали. Чтобы снять усталость девочки решили сделать гимнастику.

ИП - ноги шире плеч, руки на уровне груди, согну­ты в локтях; наклон к левой ноге, вернуться в ИП; тоже к правой ноге, вернуться в ИП; наклон вперед, достать до пола, вернуться в ИП

14

Белочки увидели, как нужно делать упражнения и помахали девочкам хвостиками.

ИП - ноги на ширине плеч, руки на
поясе; вращение тазом вправо - влево (3 р.).

15

Барсуки, которые жили недалеко от этого места, услышали шум и вылезли из своей норки. Они пошли посмотреть, что происходит. Девочки увидели барсуков, и им понравилось, как они передвигались.

 

ИП - сед на мысках, руки согнуты в локтях, поставлены перед собой; ходьба с измененном центром тяжести; вес на носках стоп, ходьба в полном приседе с выпрямлением одной ноги: чуть приподнявшись, разогнув колени оторвать от пола правую ногу, резко выпрямив вперед, поднять ее до уровня левого колена и поставить вперед по ходу движения; получается неболь­шой шажок. Находясь в полном приседе слегка приподняться при выполнении шага. Затем тоже движение выполнить левой ногой.

16

Отдохнув, подружки пошли назад домой, но на пути им попадалось много деревьев, поваленных ветром, и их при­ходилось перешагивать, вы­соко поднимая ноги.

ИП - ноги вместе, руки на поясе; поднять, согнутую в колене, правую ногу вперед, вернуться в ИП; мах левой негой вперед, вернуться в ИП; поднять левую ногу, согнутую в коле­не, вернуться в ИП; мах правей ногой; вернуться в ИП

17

На обратном пути, девочки продолжали собирать грибы и ягоды, которые им попадались.

 

ИП - стойка на левом колене, туловище развернуто вправо на 45º, руки вытянуты вперед, левая рука чуть согнута в локтевом суставе; встать, повернуть корпус и голову влево на 90°; руки поднимаются влево - вверх, описывая дугу (движение туловища и рук осуществляется одновременно).

18

Выйдя на большую поляну, они увидели много бабочек и стрекоз, которые махали крылышками.

 

ИП - ноги на ширине плеч, руки на поясе; отвести локти назад - прогнуться; вернуться в ИП; наклонить туловище вперед - прогнуться, вернуться в ИП; отвести локти назад – прогнуться.

19

До свидания, старый лес, Полный сказочных чудес! По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой.

 

ИП - ноги на ширине плеч, правая рука перед грудью, левая за спиной (руки согнуты в локтевом суставе): поворот туловища влево поменять положение рук - повторить повороты вправо (по 2 поворота в каждую сторону).

Упражнение «замочек», правая рука вверху, левая внизу - соединить за спиной пальцы рук; сделать два поворота влево, затем два поворота вправо, вернуться в ИП; поменять положение рук, повторить упражнение.

ИП - ноги вместе, руки вдоль туловища, поднять руки вверх - потянуться, опустить руки через стороны, вернуться в ИП

 

 

Примеры планов-конспектов уроков

 

Урок ‒ пластика движений

 

Основные задачи урока: развитие пластики движений.

 

п\п

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Вводно-подготовительная часть

14 мин

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Построение. Приветствие. Проверка домашнего задания. Беседа с демонстрацией пластических этюдов: «цветок», «олень», «огонь», «девицы красавицы», «вода», «дождь», «звезда» и др. После показа выполняют все вместе.

 

Разминка.

•Пластические упражнения для рук «ветерок», «ленточки», «крылья», «поющие руки», «пробуждающаяся природа».

•Дыхательные упражнения. Упражнение «паровозики»: выполнить круговые движения плечами; руки согнуты в локтях, локти прижаты к корпусу, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вперёд. Амплитуды движения максимальные. Упражнение выполняется несколько раз без остановки.

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад.

Желательно следить, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед, т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

Основная часть

23 мин

 

3

 

 

4

 

 

 

 

5

Ходьба на носках – выполняется под музыку.

 

Легкий бег на носках – «матрешка». Дети мысленно рисуют матрешку, и каждый бегает по своей траектории, описывая восьмерку.

 

Гимнастический комплекс – «Прогулка в лес». Разучивается и выполняется несколько раз под музыку.

3 мин

 

 

1 мин

 

 

 

 

19 мин

Обращать внимание детей на сохранение красивой осанки.

 

 

 

 

 

Обращать внимание детей на пластику движений и плавный переход от одного двигательного действия к другому.

Заключительная часть

8 мин

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

8

 

 

 

 

 

 

9

Игра ‒ «Дружные пары».

Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону в течение 5‒7 секунд, а по другому сигналу останавливаются и после короткого перерыва кружатся в другую сторону.

Самоконтроль пульса.

 

Домашнее задание: выполнить дома понравившееся пластические этюды, упражнения на напряжение и расслабление мышц.

После бега послушать, как бьется сердце.

 

Подвести итог урока. Поклон. Вывести детей из зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок ‒ музыкально-двигательные образы

 

Основные задачи урока: развить умение понимать образную музыкальную речь.

 

п\п

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Вводно-подготовительная часть

14 мин

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Построение. Приветствие. Беседа по теме урока. Включить магнитофон и вместе с детьми прослушать музыкальные фрагменты. После прослушивания спросить, что они напоминают, какое возникает настроение, какой образ появляется в их воображении?

 

 Разминка.

 • Ходьба ‒ «У меня хорошее

 настроение».

 • Легкий бег на носках, сохраняя

 красивую осанку.

 • Ходьба на носках – выполнить на  

 уменьшенной площади опоры.  

 •Дыхательные упражнения.

 •Игра «Слушай мелодию».

Пдемонстрировать четыре музыкальных фрагмента, каждому из которых соответствует образ дерева или животного: медленная, грустная музыка ‒ осеннее дерево (головы опущены, опущенные руки слегка раскачиваются «от ветра»); маршевая, бодрая ‒ дерево весной тянется к солнцу (руки и головы подняты вверх, смотреть на солнце); медленная, преимущественно на низких тонах медведь в лесу (ходьба на месте с ноги на ногу, туловище раскачивается, руки слегка расставлены и согнуты в локтях); веселая, легкая музыка ‒ зайчик на полянке (руки перед грудью, ноги слегка согнуты, легкие прыжки вперед, назад, в стороны).

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

 

Основная часть

22 мин

 

3

 

 

4

Выполнить элементы русской пляски. Движения разучиваются под музыку.

 

Гимнастический комплекс «Прогулка в лес». Все вместе, в медленном темпе, тщательно прорабатывают каждое упражнение. Выполнить упражнения под ритмическую танцевальную музыку. Третий раз – выполнить под лирическую музыку.

7 мин

 

 

15 мин

 

 

 

Добиться согласованности дыхания и движения. Все движения выполнять свободно, следить за осанкой.

Обращать внимание учащихся на плавный переход от одного движения к другому.

Заключительная часть

7 мин

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

   6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

8

Проверь свою координацию.

 «Конусообразные движения».

ИП ‒ правую ногу вперед на носок, правую руку вперед; предплечье правой руки «описывает конус» наружу (перед собой), а правая нога, касаясь пола, «описывает конус» вовнутрь. Усложнение: выполнить задание левой ногой и левой рукой.

 «Волшебное слово».

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произносится, дети остаются неподвижными.

 

Домашнее задание: прослушать дома любимые мелодии и подумать, какие образы они навивают.

 

Подвести итог урока. Поклон. Вывести детей из зала.

 

 

 

Урок ‒ ощущения и чувства

Основные задачи урока: научить осознавать свои ощущения и чувства.

 

п\п

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Вводно-подготовительная часть

17 мин

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение. Приветствие. Проверка домашнего задания. Беседа по теме занятия.

 

  Разминка.

 • Дыхательные упражнения.

 •Упражнения: «Я стремительная»,«Я легкая», «Скачи как лошадка».

 •Упражнения для шейного отдела позвоночника.

 •Упражнения в парах:

‒ ИП по команде дети встают лицом друг другу, руки согнуты в локтях, взяться за руки; попеременные движения руками вперед и назад; то же – с сопротивлением;

‒ ИП руки внизу, взяться за руки: на 2 счета поднимание рук, на 2

опускание; то же – с сопротивлением одного из партнеров. Поменяться ролями и повторить упражнения.

‒ ИП руки на плечах партнера, наклон вперед.

9 мин

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

Основная часть

21 мин

 

3

 

4

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

  7

Пластические упражнения для рук.

 

Упражнения на развитие внимания.

Гимнастический комплекс «Прогула в лес», выполняется под музыкальное сопровождение – 2 раза.

 

Выполнить задания ‒ позой, мимикой, взглядом показать:

 вид бодрого человека, усталого, злого, веселого; спросить, что при этом чувствует человек?

Выполнить этюды: «Сердитые девочки», «Девочки поссорились»; этюд нежелательного поведения «Хочу и все».

«Добрая девочка» (этюд на отображение положительных черт характера).

«Зима»: маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидела другая девочка. Она подошла к малышке и надела на ее руку свою рукавицу.

 «Круглые глаза» (выражение удивления): первоклассница увидела бегающую в подъезде тряпку, приподняла ее и увидела под ней котенка. Задание: показать, какие круглые глаза были у первоклассницы, когда она увидела «живую» тряпку.

2 мин

 

2 мин

 

5 мин

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

__________

10 мин

 

Акцентировать внимание детей на ощущениях, возникающих в теле при выполнении упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При проведении этюда следует предупредить детей, что они не должны ничего говорить и касаться друг друга.

 

Заключительная часть

7 мин

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Игра «Тень»: ученики разбиваются на пары: одна – человек, а другая – тень. Человек выполняет любые движения, а Тень – повторяет. Особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях человека, уловить все оттенки его настроения.

 

Домашнее задание: выполнить этюды «Разные настроения» перед зеркалом («зеркальная гимнастика»), заканчивать гимнастику мимикой радости; обратить внимание на свои чувства, которые возникают при общении с друзьями и взрослыми; в школе, дома, на улице.

 

Подвести итог урока. Поклон.

Вывести детей из зала.

 

 

 

Спросить детей, что они ощущают летом, когда ярко светит солнце; что ощущают зимой, когда замерзли; что чувствует человек, когда ударился обо что-нибудь?

Текст беседы: «Пока человек живет, он всегда что-то чувствует: ощущение тепла, холода, боли и прикосновения, вкусовые и обонятельные ощущения (приводятся примеры из жизни). Если мы оставим руки полностью пассивными, свисающими по бокам тела в течение нескольких минут, то можем утратить чувствительность в них. Чувства можно считать силой, соединяющей разум и тело. Тело не может само по себе вызвать возникновение чувств. Например, во время сна тело может сильно двигаться, но ощущений нет, так как сознание спит.

Что чувствует человек, когда испугался? Что он испытывает, когда его обидели? Какое чувство возникает у человека, видящего того, то ему очень нравится?

Все эти чувства: страх, гнев, печаль, любовь и т.п. мы называем эмоциями. Эмоции переживаются как реакции всего тела. Боль, например, может ощущаться в каком-то одном месте, но когда человек разгневан, это чувство не ограничено, потому что он весь в гневе. Например, если вы боитесь собаки – она вас может укусить, чувствуя ваш страх. Для того чтобы выжить, организм должен быть чувствительным к своему окружению. Понаблюдайте, какие чувства у вас возникают при общении с разными людьми».

Детям предлагается сделать следующие упражнения: «Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувствовать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы двигать головой свободно влево - вправо, вверх - вниз? Чувствуете ли вы свою спину? Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикасаются к земле, когда вы стоите, или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?»

 

                                                  Заключение

Ритмопластическая гимнастика, имеющая опыт в аспектах развития и сохранения физических кондиций человека, открывает новые возможности для организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах.

Ритмопластическая гимнастика, как вариант адаптивной физкультуры, может быть использована на уроках по физической культуре, что имеет значение для формирования нравственных чувств, снятия психоэмоционального напряжения и эстетического воспитания школьников, а также в качестве учебной дисциплины при подготовке преподавателей в вузах соответствующего профиля, работниками учреждений дополнительного образования, курсах повышения квалификации.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010