Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Система работы по формированию ключевых компетенций самостоятельного и творческого потенциала младших школьников

Автор:
Крылова Раиса Николаевна

Аннотация:

 

Аннотация

 

«Система работы по формированию ключевых компетенций самостоятельного и творческого потенциала младших школьников»

            В контексте ФГОС все направлено на реализацию системно деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Данное описание определяет пути развития с учетом возможностей эффективного применения в практике широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приемов и иных педагогических ресурсов, организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе урочной, так и в неурочной деятельности. Важным условием формирования ключевых компетенций самостоятельного и творческого потенциала являются такие виды, как:

преобладание проблемно – поискового метода обучения;

проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

использование информационно-коммуникационных технологий;

 применение приемов эвристического, исследовательского характера;

 целенаправленное развитие самостоятельности учащихся.

На примерах самостоятельных работ с элементами творчества раскрыты способы и примеры ключевых компетенций.

 

 

 

Статья:

 

 

 

 

 

Тема:

Система работы по формированию ключевых компетенций самостоятельного и творческого потенциала младших школьников.

 

                                           Учитель начальных классов

                 Крылова Р.Н.

                                       МКОУ «Заливская СОШ»    

                               Октябрьского района

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    2012 г.


Содержание:

  1. 1.                   Концепция модернизации школьного образования.
  2. 2.                   Задачи в педагогической практике.
  3. 3.                   Принципы образовательной среды.
  4. 4.                   Структура урока русского языка (1, 2 класс)
  5. 5.                   Организация самостоятельной работы.
  6. 6.                   Интегрированный подход.
  7. 7.                   Самостоятельная работы с элементами творчества. 

 

 

 

Концепция модернизации школьного образования  определяет  необходимость образования,  определяет необходимость создания условий для развития личности ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребенка и охраны его здоровья.

Каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития,  и этот потенциал может развиваться только в собственной деятельности ребенка, а путь развития и совершенствования у каждого свой.

В педагогической практике поставила задачи:

1. Создать среду, облегчающую школьнику возможность раскрытия собственного потенциала и приспособления к окружающему его вещественному и социальному миру;

  1.  Позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.

В школе подобраны удобные    для ребенка младшего школьного возраста индивидуальные столы, низкие  стеллажи для хранения дидактических материалов, приобретен большой ковер для дидактических и рефлексивных кругов.

Образовательная среда для учащихся 1-2 классов строилась согласно принципов: содействия естественному развитию, принцип индивидуальной активности в учении, принципы предметности в учении. Возраст от 6 до 9 лет соответствует  ребенку – исследователю окружающего мира.

В качестве основного исследовательского орудия ребенок использует различные приборы, инструменты, дидактические материалы.  Поэтому в классе создана библиотека, куда вошли энциклопедии, словари, учебные пособия.

Развивающая дидактическая среда предоставляет младшим школьникам выбор материала, места и длительности работы  с ним, а также право заниматься какой-либо полезной  деятельностью индивидуально, с партнером, или учителем. Кабинет, в котором проходит обучение, оснащен компьютером ,который позволяет индивидуализировать процесс обучения. Изменена структура урока. В первом классе на уроках на коллективную и самостоятельную работу отводится примерно одинаковое количество времени – по 50%. Со второго класса увеличивалось до 80%.

 

Структура урока русского  языка 1 класс

  1. Минутка чистописания, куда входит повторение и закрепление изученного материала – 5 минут.
  2.  Самостоятельная работа/ словарная работа, выполнение упражнений, работа с дидактическим материалом 25-30 минут.

2 класс.

  1. Дидактический круг – это презентация материала во время которой учитель показывает учащимся рациональный способ работы, дает образец действий с ним. Дидактический круг  проводится с группой учеников. Самообучение под наблюдением предусматривает наличие свободного темпа изучения материала для каждого ребенка ,  поэтому на дидактический круг выносятся ключевые темы  программы. Кроме того  круг развивает и укрепляет положительную мотивацию к учению, создает у каждого ученика ощущение, благополучия своей жизни в классе 10-15 минут.
  2. Самостоятельная работа – 20 минут. Во время самостоятельной работы на уроке ученики работают с учебником, учебными пособиями или дидактическим материалом. Иначе, который называем материалом для развития, весь материал построен так, что как бы за него ни принялся  ребенок, он выполнит упражнение правильно , начнет видеть свои ошибки и исправлять их.

 

Организация самостоятельной работы

Первый этап:

  В первом этапе полугодия 1 класса учитель записывает на уроке на доске номера заданий для самостоятельной работы для всего класса.

Второй этап:

Во втором полугодии 1 класса учитель на полях в тетрадях записывает  страницы и номера заданий индивидуально для каждого ученика , так как темы усвоения знаний школьниками одного и того же возраста и зависит от уровня их подготовки.

  В этой возрастной группе большое значение имеет освоение детьми планирования своей деятельности и контроля ее с помощью  штрих-карт. Учитель на первых порах помогает планировать работу, а в дальнейшем только контролировать ученика. От индивидуальности и возможностей ребенка зависит  объём  получаемых им знаний. Перед  учителем стоит задача  - предоставить возможность получения оптимального объёма информации  для каждого ученика, усвоения и закрепления полученных им знаний путем систематических, самостоятельных упражнений.

Третий этап:

Со  второго класса учащиеся  сами планируют  свою деятельность. Помощь оказывается тем, кто еще с этой работой не справляется.

Помогает саморазвитию и самовоспитанию учащихся и особая форма работы в тетради по русскому языку тремя ручками:  зеленая – заглавная, красным – гласная,  синим – согласная.

Ошибки, исправленные учителем, не приносят желаемой пользы, не дает ученику возможности научиться замечать их самому. Только опыт и упражнения корректируют ошибки.

В 4 классе выношу на поле количество ошибок, допущенных в работе, а ученик сам их находит и исправляет, а если затрудняется, то обращается за помощью к более сильному ученику или учителю.

Задание по этой  методике решают три задачи: учебную ( условие программы), организационную, психологическую( развитие самоконтроля и умение планировать свою работу)

Текучий контроль проводится после изучения каждой темы. Контроль позволяет выявить:

 1. Уровни освоения знаний (репродуктивный) продуктивный – поиск новых знаний;

2.Виды знаний (знание фактов, понятий);

3.Этапы усвоения (заучивания, запоминание).

Ученикам предлагается контрольная работа из шести заданий: на узнавание, запоминание , понимании, меж темное обобщение творческого характера.

Более четким становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого  и литературного развития младших школьников. Языковое образование, литературное развитие, речевое развитие – взаимосвязаны, особенно на практическом уровне.

 Одним  из связующих компонентов может выступать творческая работа на уроках русского языка.

Творческая работа является сложной по своей организации.

В методике обучение творческим работам наиболее продуктивным является интегрированный подход.

Обучение выстраивается последовательно в системе уроков литературного чтения, русского языка и развития речи.

Каждый урок выполняет свою функцию. Необходимо  выделить ключевые умения которые формируются у младшего школьника в процессе творческой деятельности. Базой для формирования речевых умений в ходе выполнения этого вида творческой работы стала система читательских и речевых умений.

После того как определен вид  творческой работы и выделены ключевые умения, необходимо   организовать деятельность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка. Познакомить школьников с основными элементами сюжета – экспозиций завязкой, развитием действий, кульминацией, развязкой, с их функциями в произведении.

Например, при анализе рассказа Шима «Кому достается белый гриб». Знакомство с сюжетными элементами целесообразно начать с выделения завязки, предложить детям найти описание события, которое сделало обязательным развитие всех дальнейших событий. Дети легко находят завязки  ( Проползал мимо рогатый слизень и увидел гриб буровик). Затем выделяются ключевые моменты каждой части текста. Каждой части соответствует картинка в учебнике, что позволяет школьнику проследить развитие действий.

Дети по картинкам и тексту отвечают, что с грибом встречались белка, медведь. Учитель подводит детей   к выводу – это кульминация. Ученики комментируют этот напряженный момент (медведь хотел вырвать гриб с корнем, но мальчик успел вовремя).Большую роль играет при этом серия сюжетных картинок, так как она отражает развитие действий рассказа. Когда у детей будет сформировано умение видеть  причинно – следственные  связи в тексте,  сцепления моментов сюжета в нем, на уроках русского языка можно  предложить детям серию сюжетных картинок одной темой. Картины должны представлять экспозицию,  завязку, развитие действия, кульминацию, развязку самого рассказа. В ходе этой работы у школьников формируется учение выстраивать сюжет собственного речевого замысла на основе читательского умения предать причинно – следственные связи, логику  сцепления элементов сюжета в тексте.

 На уроке развития речи детям  можно предложить составить рассказ о случае из жизни. Учащиеся с опорой на сформированное читательские и речевые умения выстраивают сюжет собственного речевого замысла в процессе самостоятельной творческой работы. Интегрированный подход очень удобен для организации творческой работы младших школьников.

Мы рассмотрели интегрированный подход  при обучении составления рассказа по сери и сюжетных картинок, но этот подход можно использовать и в методах обучения другим видам творческих работ, таким, как, описания картины известного художника, словесное рисование, придумывание загадок.

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству  и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности.

 Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой  его теории и практики. Развивающие обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определение, но и обучаются рациональным приемам применения  знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в знакомые, так и в измененные условия.

 Оптимальным  условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное представление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться  на междисциплинарной интегративной основе  и способствовать развитию психических свойств личности, памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления, от репродуктивных, направленных на  актуализацию имеющихся знаний, к частично,  поисковым ориентированных   на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

 В соответствии с особенностями и целями применения различного ряда задач занятия  включают в себя четыре последовательных этапа:

Разминку.

Развитие творческих  развивающих частично – поисковых задач.

 Решение творческих задач.

Одно из обязательных  условий успешного обучения – привитие учащимся навыков  самостоятельной работы над учебным материалом.

 Актуальность и самостоятельность учащихся  один из принципов дидактической системы. Задача учителя состоит в том, чтобы направлять их  умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.

 Важно, чтобы самостоятельные задания выполнялись не механически, а сознательно.

В практическую работу вносить элементы самостоятельности , а где возможно и творчества.

 Цель самостоятельной работы учащихся  состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать, обобщать языковые факты. В этих целях полезно практиковать задания типа «Объясни», «Докажи».

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикуется разнообразные виды заданий. Например: списывание с подчеркиванием  изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляются рисунки,  под рисунками  написала часть, записывают слова в тетрадь. Например: конь - , дети пишут коньки.

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы.

 Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. В творческих письменных работах появляются индивидуальные качества, особенности его  языка.

Заслуживают внимание такие виды самостоятельной работы по закреплению:

  1. Диктант с элементами творчества.
  2.  Продолжить рассказ.
  3.  Работа с опорными словами.
  4. Сочинения по картине – миниатюре.
  5. Сочинение по пословице.
  6. По наблюдениям учащихся.
  7. Сочинение по началу.
  8. Выборочное списывание.

Широко применяю работу с опорными словами, сочинение – миниатюры.

На ключевых уроках для систематизации  и обобщение знаний  по определенной теме учащиеся составляют  упражнения и задания к ним  самостоятельно. Образцами могут служить упражнения учебника.  Учащиеся подбирают материал из литературных текстов или могут составлять самостоятельно.

Самостоятельная работа с элементами творчества активирует мыслительную деятельность школьников, вырабатывают у них навыки сознательного применения теории на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Ильченко В.Ф. Формирование  естественно- научного миропонимания школьников  ( М. Просвещение 1993г.)
  2. Голованова М.В. Пособие по обучению русской грамоте (Э.Ф. Райт) Топтышка приглашает поиграть,  Рига 1990г.)
  3. Львов М.Р.  « Культура речи. Школьные проблемы.  ( серия учительский портфель. Детство пресс. 1999г.)
  4. Соловейчик М.С. « Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением» ( К тайнам нашего языка – пособия для учителя, Смоленск 2000г.)
  5.  Бондаренко А.Л. , Каленчук М.Л. « Формировние навыков литературного произношения у младших школьников», ( пособие для учителя М. Просвещение 2003г.)

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010