Автор:
Крылова Раиса Николаевна
Аннотация
«Система работы по формированию ключевых компетенций самостоятельного и творческого потенциала младших школьников»
В контексте ФГОС все направлено на реализацию системно деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Данное описание определяет пути развития с учетом возможностей эффективного применения в практике широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приемов и иных педагогических ресурсов, организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе урочной, так и в неурочной деятельности. Важным условием формирования ключевых компетенций самостоятельного и творческого потенциала являются такие виды, как:
преобладание проблемно – поискового метода обучения;
проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
использование информационно-коммуникационных технологий;
применение приемов эвристического, исследовательского характера;
целенаправленное развитие самостоятельности учащихся.
На примерах самостоятельных работ с элементами творчества раскрыты способы и примеры ключевых компетенций.
Статья:
Тема:
Система работы по формированию ключевых компетенций самостоятельного и творческого потенциала младших школьников.
Учитель начальных классов
Крылова Р.Н.
МКОУ «Заливская СОШ»
Октябрьского района
2012 г.
Содержание:
- 1. Концепция модернизации школьного образования.
- 2. Задачи в педагогической практике.
- 3. Принципы образовательной среды.
- 4. Структура урока русского языка (1, 2 класс)
- 5. Организация самостоятельной работы.
- 6. Интегрированный подход.
- 7. Самостоятельная работы с элементами творчества.
Концепция модернизации школьного образования определяет необходимость образования, определяет необходимость создания условий для развития личности ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребенка и охраны его здоровья.
Каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиваться только в собственной деятельности ребенка, а путь развития и совершенствования у каждого свой.
В педагогической практике поставила задачи:
1. Создать среду, облегчающую школьнику возможность раскрытия собственного потенциала и приспособления к окружающему его вещественному и социальному миру;
- Позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.
В школе подобраны удобные для ребенка младшего школьного возраста индивидуальные столы, низкие стеллажи для хранения дидактических материалов, приобретен большой ковер для дидактических и рефлексивных кругов.
Образовательная среда для учащихся 1-2 классов строилась согласно принципов: содействия естественному развитию, принцип индивидуальной активности в учении, принципы предметности в учении. Возраст от 6 до 9 лет соответствует ребенку – исследователю окружающего мира.
В качестве основного исследовательского орудия ребенок использует различные приборы, инструменты, дидактические материалы. Поэтому в классе создана библиотека, куда вошли энциклопедии, словари, учебные пособия.
Развивающая дидактическая среда предоставляет младшим школьникам выбор материала, места и длительности работы с ним, а также право заниматься какой-либо полезной деятельностью индивидуально, с партнером, или учителем. Кабинет, в котором проходит обучение, оснащен компьютером ,который позволяет индивидуализировать процесс обучения. Изменена структура урока. В первом классе на уроках на коллективную и самостоятельную работу отводится примерно одинаковое количество времени – по 50%. Со второго класса увеличивалось до 80%.
Структура урока русского языка 1 класс
- Минутка чистописания, куда входит повторение и закрепление изученного материала – 5 минут.
- Самостоятельная работа/ словарная работа, выполнение упражнений, работа с дидактическим материалом 25-30 минут.
2 класс.
- Дидактический круг – это презентация материала во время которой учитель показывает учащимся рациональный способ работы, дает образец действий с ним. Дидактический круг проводится с группой учеников. Самообучение под наблюдением предусматривает наличие свободного темпа изучения материала для каждого ребенка , поэтому на дидактический круг выносятся ключевые темы программы. Кроме того круг развивает и укрепляет положительную мотивацию к учению, создает у каждого ученика ощущение, благополучия своей жизни в классе 10-15 минут.
- Самостоятельная работа – 20 минут. Во время самостоятельной работы на уроке ученики работают с учебником, учебными пособиями или дидактическим материалом. Иначе, который называем материалом для развития, весь материал построен так, что как бы за него ни принялся ребенок, он выполнит упражнение правильно , начнет видеть свои ошибки и исправлять их.
Организация самостоятельной работы
Первый этап:
В первом этапе полугодия 1 класса учитель записывает на уроке на доске номера заданий для самостоятельной работы для всего класса.
Второй этап:
Во втором полугодии 1 класса учитель на полях в тетрадях записывает страницы и номера заданий индивидуально для каждого ученика , так как темы усвоения знаний школьниками одного и того же возраста и зависит от уровня их подготовки.
В этой возрастной группе большое значение имеет освоение детьми планирования своей деятельности и контроля ее с помощью штрих-карт. Учитель на первых порах помогает планировать работу, а в дальнейшем только контролировать ученика. От индивидуальности и возможностей ребенка зависит объём получаемых им знаний. Перед учителем стоит задача - предоставить возможность получения оптимального объёма информации для каждого ученика, усвоения и закрепления полученных им знаний путем систематических, самостоятельных упражнений.
Третий этап:
Со второго класса учащиеся сами планируют свою деятельность. Помощь оказывается тем, кто еще с этой работой не справляется.
Помогает саморазвитию и самовоспитанию учащихся и особая форма работы в тетради по русскому языку тремя ручками: зеленая – заглавная, красным – гласная, синим – согласная.
Ошибки, исправленные учителем, не приносят желаемой пользы, не дает ученику возможности научиться замечать их самому. Только опыт и упражнения корректируют ошибки.
В 4 классе выношу на поле количество ошибок, допущенных в работе, а ученик сам их находит и исправляет, а если затрудняется, то обращается за помощью к более сильному ученику или учителю.
Задание по этой методике решают три задачи: учебную ( условие программы), организационную, психологическую( развитие самоконтроля и умение планировать свою работу)
Текучий контроль проводится после изучения каждой темы. Контроль позволяет выявить:
1. Уровни освоения знаний (репродуктивный) продуктивный – поиск новых знаний;
2.Виды знаний (знание фактов, понятий);
3.Этапы усвоения (заучивания, запоминание).
Ученикам предлагается контрольная работа из шести заданий: на узнавание, запоминание , понимании, меж темное обобщение творческого характера.
Более четким становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников. Языковое образование, литературное развитие, речевое развитие – взаимосвязаны, особенно на практическом уровне.
Одним из связующих компонентов может выступать творческая работа на уроках русского языка.
Творческая работа является сложной по своей организации.
В методике обучение творческим работам наиболее продуктивным является интегрированный подход.
Обучение выстраивается последовательно в системе уроков литературного чтения, русского языка и развития речи.
Каждый урок выполняет свою функцию. Необходимо выделить ключевые умения которые формируются у младшего школьника в процессе творческой деятельности. Базой для формирования речевых умений в ходе выполнения этого вида творческой работы стала система читательских и речевых умений.
После того как определен вид творческой работы и выделены ключевые умения, необходимо организовать деятельность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка. Познакомить школьников с основными элементами сюжета – экспозиций завязкой, развитием действий, кульминацией, развязкой, с их функциями в произведении.
Например, при анализе рассказа Шима «Кому достается белый гриб». Знакомство с сюжетными элементами целесообразно начать с выделения завязки, предложить детям найти описание события, которое сделало обязательным развитие всех дальнейших событий. Дети легко находят завязки ( Проползал мимо рогатый слизень и увидел гриб буровик). Затем выделяются ключевые моменты каждой части текста. Каждой части соответствует картинка в учебнике, что позволяет школьнику проследить развитие действий.
Дети по картинкам и тексту отвечают, что с грибом встречались белка, медведь. Учитель подводит детей к выводу – это кульминация. Ученики комментируют этот напряженный момент (медведь хотел вырвать гриб с корнем, но мальчик успел вовремя).Большую роль играет при этом серия сюжетных картинок, так как она отражает развитие действий рассказа. Когда у детей будет сформировано умение видеть причинно – следственные связи в тексте, сцепления моментов сюжета в нем, на уроках русского языка можно предложить детям серию сюжетных картинок одной темой. Картины должны представлять экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку самого рассказа. В ходе этой работы у школьников формируется учение выстраивать сюжет собственного речевого замысла на основе читательского умения предать причинно – следственные связи, логику сцепления элементов сюжета в тексте.
На уроке развития речи детям можно предложить составить рассказ о случае из жизни. Учащиеся с опорой на сформированное читательские и речевые умения выстраивают сюжет собственного речевого замысла в процессе самостоятельной творческой работы. Интегрированный подход очень удобен для организации творческой работы младших школьников.
Мы рассмотрели интегрированный подход при обучении составления рассказа по сери и сюжетных картинок, но этот подход можно использовать и в методах обучения другим видам творческих работ, таким, как, описания картины известного художника, словесное рисование, придумывание загадок.
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающие обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определение, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в знакомые, так и в измененные условия.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное представление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, памяти, внимания, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления, от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично, поисковым ориентированных на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного ряда задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
Разминку.
Развитие творческих развивающих частично – поисковых задач.
Решение творческих задач.
Одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом.
Актуальность и самостоятельность учащихся один из принципов дидактической системы. Задача учителя состоит в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.
Важно, чтобы самостоятельные задания выполнялись не механически, а сознательно.
В практическую работу вносить элементы самостоятельности , а где возможно и творчества.
Цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать, обобщать языковые факты. В этих целях полезно практиковать задания типа «Объясни», «Докажи».
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикуется разнообразные виды заданий. Например: списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляются рисунки, под рисунками написала часть, записывают слова в тетрадь. Например: конь - , дети пишут коньки.
Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы.
Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. В творческих письменных работах появляются индивидуальные качества, особенности его языка.
Заслуживают внимание такие виды самостоятельной работы по закреплению:
- Диктант с элементами творчества.
- Продолжить рассказ.
- Работа с опорными словами.
- Сочинения по картине – миниатюре.
- Сочинение по пословице.
- По наблюдениям учащихся.
- Сочинение по началу.
- Выборочное списывание.
Широко применяю работу с опорными словами, сочинение – миниатюры.
На ключевых уроках для систематизации и обобщение знаний по определенной теме учащиеся составляют упражнения и задания к ним самостоятельно. Образцами могут служить упражнения учебника. Учащиеся подбирают материал из литературных текстов или могут составлять самостоятельно.
Самостоятельная работа с элементами творчества активирует мыслительную деятельность школьников, вырабатывают у них навыки сознательного применения теории на практике.
Литература
- Ильченко В.Ф. Формирование естественно- научного миропонимания школьников ( М. Просвещение 1993г.)
- Голованова М.В. Пособие по обучению русской грамоте (Э.Ф. Райт) Топтышка приглашает поиграть, Рига 1990г.)
- Львов М.Р. « Культура речи. Школьные проблемы. ( серия учительский портфель. Детство пресс. 1999г.)
- Соловейчик М.С. « Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением» ( К тайнам нашего языка – пособия для учителя, Смоленск 2000г.)
- Бондаренко А.Л. , Каленчук М.Л. « Формировние навыков литературного произношения у младших школьников», ( пособие для учителя М. Просвещение 2003г.)